Рембрандт Ван Рейн Флора

Описание картины Рембрандта ван Рейна «Саския Флора»

Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. Хендрикье также становится моделью для ряда жанровых картин. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.

Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. В темнице его волосы отросли. Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия.

Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Ранние картины («Принесение во храм», около 1628—29, Кунстхалле, Гамбург) несколько пестры и мелочны по исполнению, но в них уже есть богатство фантазии, стремление к выразительной передаче эмоций. Хендрикье также становится моделью для ряда жанровых картин.

Берлин. Тематика его офортов очень широка. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». «Саския Флора» – портрет будущей жены Рембрандта ван Рейна, в 1634 году художник женился на Саскии.

Каждый персонаж занят своим дедом, это создает впечатление, что эпизод выхвачен случайно. Государственные музеи, Картинная галерея). Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. К 1630-м гг. Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне находится в Гравюрном кабинете). Заказные портреты этих лет отличаются детальной передачей черт лица, одежды, драгоценностей («Проповедник Ансло с женой», 1641, Картинная галерея, Берлин-Далем) в автопортретах и портретах своих близких Р. писал шире и искал театрализованных эффектов («Автопортрет с Саскией», около 1635, Картинная галерея, Дрезден см. Во всей работе чувствуется нежность и любовь живописца к своей жене.

В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. Однако страсти Христовы большого успеха не имели. Хендрикье также становится моделью для ряда жанровых картин.

Рембрандт Харменс 
ван Рейн (1606 – 
1669)

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669)

Даже произведение «Автопортрет с Саскией на коленях» первоначально называлось «Пир блудного сына». Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. В роли блудного сына Рембрандт всю жизнь видел себя.

Маннеринг). Вот таким образом церковь, прежде являвшаяся крупнейшим заказчиком живописи, теряет эту роль, а на первый план выступает крупная и средняя буржуазия, состоятельные горожане. На лице молодой женщины играет тихая, полная нежности улыбка.

Создается знаменитый «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум) (3, 87–5, 02 м). У него около 15 учеников. «Саския Флора» является одним из самых романтичных произведений талантливого художника, она полна загадок и необъяснимого очарования. Этот момент и запечатлел художник в своей знаменитой картине «Урок анатомии доктора Николаса Тулпа» (1632 год, Маурицхёйз, Гаага).

Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. Отряд из 18 фигур представляет собой единую сплоченную группу, окруженную горожанами. «Ян Сикс» (1654 год. Рейксмюсеум). Но Рембрандт отказался вносить изменения и заказ был отдан другому художнику.

В искусстве Голландии этого времени возникла мода на пасторальные сюжеты, которой мог следовать художник.

В 1661 Р. была заказана большая историческая картина для амстердамской ратуши на тему из далёкого прошлого Голландии («Заговор Юлия Цивилиса», сохранился лишь фрагмент, 1661, Национальный музей, Стокгольм см. Как ни печально, время славы и материального благополучия для Рембрандта длилось недолго. Такие тщательные исследования полотна «Даная» (1636 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) не случайны, эта картина стала одним из самых лучших творений мастера, а кроме этого, ещё и гимном его любви к Саскии.

В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Офорты середины тридцатых годов отличаются сугубо внешней драматизацией и подчеркнуто зрелищной композицией. А. С. Пушкина Меняла, 1627, Берлин – Далем), полотна, в центре которых ученые («Беседы мудрецов», 1628, Мельбурн, Национальная галерея «Ученый за столом», 1628, Лондон, Национальная галерея «Портрет ученого», 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени.

Лица персонажей взволнованы и бледны. Вещие слова сказаны. Ее поза необычайно женственна, а жесты наполнены трепетом.

Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Рембрандт написал десятки таких портретов, обычно изображая супругов на двух разных полотнах. Ещё одним произведением на библейский сюжет становится полотно «Ужин в Эммаусе» (Лувр, Париж), написанное мастером в 1648 году.

На огромном холсте (260 x 205 см) со спины показана коленопреклоненная фигура сына, вернувшегося под отчий кров. Но подлинным апофеозом всего творчества Рембрандта явилась картина «Возвращение блудного сына» (1668–1669, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Санкт-Петербург. Спустя время, Рембрандт снова оказался в центре общественного негодования. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год.

Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. Фон черноват паркет – серый. На протяжении 1640-х гг. Он полюбил филистимлянку Далилу и она, прельстившись серебром, которые ей обещали филистимские князья, вызнала от Самсона, что источник его богатырской силы – в его волосах. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета.

На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. Санкт-Петербург. На их фоне, сам доктор выглядит очень сдержанно.

Богоматерь одета как голландская крестьянка в группе, что ближе к подножию креста, также виднеется голландский головной убор. И именно в этом произведении мы встречаемся со всем богатством и разнообразием живописных и технических приемов, которые выработал художник за долгие десятилетия творчества. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами.

Доктор Тулп уверен в себе, спокоен, его не пугает действительность. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. Картина «Снятие с креста» (1634 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) была одной из цикла картин на тему страстей Христовых, заказанных Рембрандту принцем Фридериком Хендриком Оранским. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1.

Париж. Позолоченный херувим в ручных оковах взирает сверху почти обезумев от горя почему – этого мы, верно, никогда не узнаем» (Д. Полотно написано в присущем Рембрандту стиле — широкими смелыми мазками, яркими сочными красками. На картине изображено более двадцати фигур.

Примером великолепной графики Рембрандта может служить его яркий символический офорт «Три дерева» (1643 год, собрание Я. де Брёйна). Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6.

Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Мальчик кроток, во всей его позе бережность и благоговение перед дорогим Гостем. Случалось это крайне редко, вот таким образом всегда было настоящим событием. Верхняя часть гравюры закруглена, ее края образуют как бы арочный проем окна, через которое мы с изумлением и невольным страхом наблюдаем действие. Рембрандт получает столь редкие в то время живописные заказы: «Аристотель, размышляющий у бюста Гомера» (1653, Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен).

В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. илл. ). Один раз любовь к женщине погубила Самсона.

Флора (портрет Саскии 
в виде Флоры) Рембрандт 
Хармес ван Рейн

Флора (портрет Саскии в виде Флоры) Рембрандт Хармес ван Рейн

Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Рейксмюсеум).

Полотно «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635-1636 годы, Картинная галерея, Дрезден) показывает нам художника и его жену, светящихся от счастья. Лучи солнца играют оттенками красок на холсте и создают необычайную мозаику чувств. Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. В портрете «Флора» (1634 год. Картина резко выделялась на общем фоне живописного искусства в Голландии.

Рембрандт Харменс 
ван Рейн Флора

Рембрандт Харменс ван Рейн Флора

Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период.

ГМИИ им. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год.

Харменс ван Рейн 
Рембрандт ( )

Харменс ван Рейн Рембрандт ( )

Ученики Христа рассказывают о чуде Фоме, который, в неверии, заявляет: «Если не увижу на руках раны от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Он освещает передние планы со стороны дальних – главный световой поток несется из глубины, словно струясь от ослепительного диска наверху слева, на недалекую от нас опушку – своего рода предметную площадку, расположенную внизу в центре и справа. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. В картине «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654 год, Национальная галерея, Лондон) героиня изображена в легком платье, свободно ниспадающем с её плеч. К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый художник.

Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. После распродажи в 1657-58 гг. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени.

Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Мастером прекрасно передана игра света и тени. По сути картина является пасторалью. В центре картины, на втором плане, художник дал драматический образ обернувшейся к нам и своей жертве ярко освещенной, видимой во весь рост, торжествующей Далилы в длинном голубом одеянии, с большими ножницами в правой и отрезанными волосами Самсона в левой руке, со смешанным выражением триумфа и ужаса на затененном лице. В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден.

Много и успешно работает Рембрандт в 1630-ых годах в гравированном на металле рисунке, то есть офорте. Мартин Дай, собрание барона Ротшильда в Париже, стоит лицом к зрителю, несколько выставив вперед левую ногу. Прямоугольная рама центрального окна в глубине превращается в своеобразную раму погрудного портрета Христа. Барокко. Одной из первых картин, написанных Рембрандтом в Амстердаме, бала картина «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс), относящаяся к традициям группового портрета.

Внизу под облаком засветилась река и противоположный берег, а ангел, простирая над ними свои белые крылья, вскинул правую руку к небесам, протянув левую вниз, к внезапно проснувшимся и вскочившим людям, как бы торжественно и в то же время непреклонно успокаивая их: "Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость". Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. Безусловной любовью к человечеству пропитана и работа «Христос исцеляющий богатых» (1649 год, собрание Я. де Брёйна) имеющая второе название — «Лист в сто гульденов». Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника.

Художник Рембрандт 
Харменс ван Рейн

Художник Рембрандт Харменс ван Рейн

На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. Но женщина не бросила Рембрандта и даже родила ему дочь Корнелию.

Большинство произведений в творчестве Рембрандта отражают его способность проникновения в человеческий характер. Москва. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. творчество Р. утрачивает присущие ему ранее черты мажорности, мастер пишет преимущественно спокойные, проникнутые большой теплотой чувства библейские сцены, раскрывая тончайшие оттенки человеческих переживаний («Давид и Ионафан», 1642, «Свыше семейство», 1645, — обе Эрмитаж «Христос с учениками в Эммаусе», 1648, Лувр, Париж), продолжает работать над портретами («Старик в шлеме», около 1650, Картинная галерея, Берлин-Далем) и пейзажами («Зимний пейзаж», 1646, Картинная галерея, Кассель).

Стрелки, выступающие в поход, выходят из арки здания на освещенную площадь, под развевающимся флагом. 175, 5 x 210, 5 см. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год). Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества.

Рембрандт ван Рейн 
"Флора", 1634

Рембрандт ван Рейн "Флора", 1634

После кратковременного пребывания в Лейденском университете (1620) Р. всецело посвятил себя искусству. К позднему периоду относится также ряд наиболее глубоких и сложных по психологической структуре религиозных композиций Р. («Ассур, Аман и Эсфирь», 1660, Музей изобразительных искусств им. Примером может служить полотно «Святое семейство и ангелы» (1645 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), оно пропитано такой удивительной нежностью, любовью, в которой сплелось божественное и земное.

Богатырское тело Самсона, выделенное сияющим ярким светом, согнулось от боли. Во многих картинах он изображает любимую жену Саскию («Портрет улыбающейся Саскии», 1633, Дрезден, Картинная галерея «Флора», 1634, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Свадьба Самсона», 1638, Дрезден, Государственная картинная галерея). В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.

Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. Утрехт. Аргосский царь, отец Данаи, заключил дочь в башню. Тот неоценимый вклад, который внес в голландское искусство Рембрандт, ни разу не изменивший выбранному творческому пути, совершил настоящий переворот в национальном и мировом искусстве и поставил его на путь непрерывной эволюции. С самого начала Рембрандта привлекал жанр портрета. «Мартен Лоотен» (1632 год. Лишь плащи отца, обнявшего своего сына и стоящего справа мужчины, горят огнем.

И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. И Давид послал прислужников взять её» (Вторая книга царств). На переднем плане стоит на коленях сын, в надежде на его прощение склонивший голову к ногам отца. Картинная галерея). Базель.

Базель. Это все термины самого Леонардо. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Дрезден. 1630-е — начальник 1640-х гг. Романтичная и невинная, легкая, в расцвете своей молодости предстает Саския перед зрителем.

Заказов становилось все меньше. Ниваа. Павлин на столе – символ богатства.

Харменс ван Рейн 
Рембрандт (1606-1669)

Харменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669)

гульденов. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. В 1631 году Рембрандт снова перебирается в Амстердам, который в те времена считался второй Венецией. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4.

Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю.

  • Описание картины «Флора (Портрет Саскии)»
  • Перейти к полному тексту работы
  • Смотреть полный текст работы бесплатно
  • Рембрандт – все, что надо знать о знаменитом голландском художнике
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Маннеринг). И способ гравирования и полученный оттиск называются офортом. Так художник подчеркивает, что для случайного человека встреча с Христом гораздо важнее, чем для знавших Его при жизни, так как Господь выбирает своих последователей среди любого. На части этого холста Рембрандтом был выполнен другой заказ – знаменитый групповой портрет «Синдики» (1662, Амстердам, Рейксмузеум). Некоторые шедевры Ливенса были приписаны Рембрандту, а менее ценные полотна последнего считались произведениями кисти Левинса. Композиция картины проста.

1630, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Стрелки как будто выступили вслед за своими вождями в некий поход, в торжественное шествие (или в дозор, как казалось непосвященным зрителям этой картины). Он был поклонником творчества Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1510), основоположника реалистического направления в европейской живописи XVII в. Уже в портретах Рембрандта лейденского периода виден интерес художника к внутреннему миру человека. Государственные музеи.

Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Так художник отобразил символическую борьбу и неизбежную победу света над мраком.

Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Рядом с патриархом стоит его супруга, наблюдающая за сценой с благоговением. Эта полюбившаяся художнику Евангельская притча легла в основу нескольких рисунков. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера.

Описание картины 
«Флора (Портрет 
Саскии)»

Композиция картины по-шекспировски динамична. Кассель. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир.

В правой части картины расположен пожилой мужчина, выбивающий барабанную дробь, возле его ног лает собака. Снискав известность групповым портретом «Урок анатомии доктора Тюлпа» (1632, Маурицхёйс, Гаага), Р. получал обильные заказы у него обучались многочисленные ученики. Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте.

Нападающие ослепляют его, вонзая кинжалы в его глаза. Особенно выделяется знаменитый «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635, Дрезден, Государственная картинная галерея). Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх.

Его влекло к военному делу. Христос подошел к нему и предложил выполнить то, что требовал Фома в качестве доказательства — вложить свои пальцы в раны. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. Роттердам. Санкт-Петербург. Окружающий сцену пейзаж – громадный просвет чистого синего неба в левой половине картины, а под ним – буйная зеленая растительность, а вверху справа – верхушка фантастического дерева – дан драматически.

Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Лос-Анджелес. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год.

«Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу.

Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. «Возвращение блудного сына» (1666 год. Композиция полотна основана на сюжете древнегреческого мифа. Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год.

«Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Единственный источник света вырывает из полумрака фигуру измученного Христа. Но есть одно «но»: в 1654 в Амстердаме вышел в свет памфлет «Польский всадник», защищающий секту, к которым, согласно многочисленным свидетельствам, примыкал художник. Государственный музей Амстердама. В картинах этих лет Р. нередко отдавал известную дань внешней патетике и динамичности барокко («Ослепление Самсона», 1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), но создавал и произведения, проникнутые подлинным драматизмом и демократизмом образов («Снятие со креста», 1634, Эрмитаж, Ленинград), непосредственностью реалистической трактовки («Даная», 1636, там же). Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама.

В это время двое других филистимлян, в сверкающих отраженным светом латах и шлемах на фоне мрачного дальнего плана справа, упали Самсону на шею и плечи. Если «Еврейская невеста» была гимном земной, плотской любви, то эта картина рассказывает о любви высшего порядка, полной раскаяния, принятия, прощения, той всепоглощающей любви, которая возможна лишь между родителем и его ребёнком. Затем, лак с доски удаляется и линии, выжженные на металле кислотой, заполняются краской. Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника.

Художник создавал гравюры в технике офорта. В 1630—1640-е гг. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее.

Лондон. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Рембрандт гордо и радостно смеялся.

Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Тогда откуда такое название. Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. Стрелки как будто выступили вслед за своими вождями в некий поход, в торжественное шествие (или в дозор, как казалось непосвященным зрителям этой картины). Его можно рассматривать как завещание Рембрандтачеловека и Рембрандтахудожника. Картину (размером ок.

Как и гений Возрождения, Тициан, Рембрандт творил практически до последних дней своей жизни, неустанно создавая шедевры, стараясь проникнуть в суть человеческой жизни и душу самого человека, который всю жизнь был главным героем его потрясающих полотен. Сын повёрнут к нам спиной. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год). На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. Одним из таких произведений является «Портрет старика в красном» (1652 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). — период наибольшего успеха и личного благополучия мастера. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы.

Композиция достаточно оригинальна, она не соответствует обычной схеме, когда фигуры помещались вокруг стола или выстраивались в параллельные ряды так, чтобы головы портретируемых были одинаково видны зрителю. Графика Р. 1650-х гг.

Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7.

Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. Санкт-Петербург. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. В том же 1654 году Рембрандт пишет картину «Вирсавия с письмом царя Давида» (Лувр, Париж), которая считается одной из красивейших картин художника.

илл. ). Какие побуждения руководили этим человеком, сам ли Иуда потребовал плату за предложенную им кровь или она была предложена ему, на этот вопрос нет ответа.

Могучий Самсон попадает в руки врагов из-за предательства своей возлюбленной – прекрасной и коварной Далилы, предавшей Самсона за вознаграждение. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи.

«К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное произведение – «Возвращение блудного сына». Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Годом создания картины стал 1634 год. Эти гравюры стремительно распродавались. В 1634 Рембрандт женится на дочери бывшего бургомистра Леувардена – Саскии ван Эйленбург, знатной и богатой патрицианке. Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку.

Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Вирсавия получила письмо от Давида, она держит его в руках, предчувствуя будущую вину (противоречивость человека). Рембрандт создал немало шедевров живописи, которые открыли миру весь его талант. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста».

1605 года пасторального романа Питера Корнелисзона Хофта «Гранида и Даифил». илл. ).

Париж. Государственный музей Амстердама. Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Среди других художников он получает заказ для оформления амстердамской ратуши («Заговор Юлия Цивиллиса или Клятва ботавов», 1661, Стокгольм, Национальный музей).

Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год. Черты лица спокойны и расслаблены. Здесь мы видим Христа, стоящего в заброшенном помещении, утопающем в полумраке. К этому же типу портретов относятся и поздние автопортреты художника, поражающие многоплановостью психологических характеристик: «Автопортрет» (ок.

Менее удачными считаются его портреты в полный рост. Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Но сходство с Саскией, его первой любовью, все же выступает гораздо яснее.

Слегка приподнявшись на постели, легким жестом он касается головы своей внучки. Практически сразу ему достался очень выгодный заказ от гильдии хирургов. Заказчики отказались принять эту картину. Картина наполнена жизненной силой, энергией и пронизана любовью к своей супруге. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам.

Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Конфликт, назревавший между искусством Р. и требованиями голландского буржуазного общества, утрачивавшего свои демократические традиции, проявился в 1642, когда картина «Ночной дозор» (Рейксмюсеум) вызвала протесты заказчиков.

Стол накрыт. В 1653 году Рембрандт, выполняя заказ богатого коллекционера А. Руффо, создает полотно «Аристотель перед бюстом Гомера» (музей Метрополитен, Нью-Йорк). После этого с доски делаются отпечатки на влажной бумаге под прессом.

Государственный музей Амстердама. «Похищение Европы» (1632 год. На полотне мы видим, как ночью близкие и родные снимают с креста тело распятого Иисуса. В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но не любил точные науки, наибольший интерес проявлял к живописи.

Произведение «Софонисба принимает чашу с ядом» (1634 год, Музей Прадо, Мадрид) стало одной из ранних картин на историческую тему. Картинная галерея). «Жертвоприношение Авраама» (1635 год.

Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. В европейском искусстве она заняла то же место, что и Форнарина Рафаэля, Елена Фоурмен Рубенса, возлюбленная Тициана и певица Забела-Врубель – муза Врубеля. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа).

«Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Его окружает множество посторонних людей – старики, дети, нищие, калеки. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы.

Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – «Даная» (1636–1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В слегка растушеванных лицах героев отражаются боль, сомнение, нужда, вера. Она похожа на гигантскую латинскую букву "S", которая наверху прикасается к краю изображения. Дрезден. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки.

Согласно последним исследованиям, с картиной «Ослепление Самсона» тесно связано другое полотно мастера — «Даная». На земле расстелена роскошная ткань, на которую сейчас положат тело Христа. После двухлетнего творческого перерыва он пишет ряд известных картин: «Давид и Урия» (1665, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Еврейская невеста» (1665, Амстердам, Рейксмузеум), «Семейный портрет» (1668–1669, Брауншвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха). Все события в жизни оставляет свой след: одни — раны на сердце, другие — морщины на лице. Становятся понятными слова, приписываемые Рембрандту: "И на самых ничтожных вещах можно научиться осуществлять основные правила, которые окажутся пригодными для самого возвышенного".

Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 переезжает в Амстердам и продолжает обучение у известного живописца Питера Ластмана (1583–1633).

А. С. Пушкина, Москва «Возвращение блудного сына», около 1668—69), замечательные своим лаконизмом и силой характеристик портреты («Старейшины суконного цеха или т. н. синдики», 1662, Рейксмюсеум «Поэт И. Деккер», 1666, Эрмитаж). Амстердам. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.

Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. Это ступени одного и того же скорбного пути. Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа.

Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. также картину в Метрополитен музее)1. В этом прохождении ступеней сквозь свет и мрак зритель невольно усматривает символическое подобие хода мыслей философа. «Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров.

Его индивидуальным стилем было изображение сильных эмоций на лицах персонажей. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Рембрандт в образе жениха, одетый в нарядный костюм, держит на коленях Саскию, также облаченную в старинное платье, купленное художником у антиквара.

Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. В его фигуре воплощено раскаяние человека, прошедшего трагический путь познания жизни. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. «К середине 1660х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное произведение – "Возвращение блудного сына".

В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5.

Итальянские мастера любили изображать полуобнаженных прекрасных аристократок под видом богинь и героинь античных и библейских мифов. Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени.

И послал Давид разузнать, кто эта женщина. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Со смешанным чувством робости и радости (двойственность человеческой натуры) Даная стремится навстречу золотому сиянию. Кассель.

Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. Дела шли все хуже. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.

Многие имеют овальную форму. Рембрандт, гуляя по улицам, запечатлевал понравившиеся образы резцом на лакированной дощечке. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать.

Рембрандт почти полностью лишается заказов. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане.

Дрезден. За 30-е годы им было написано около 60 заказных портретов. Хотя из непосредственных учеников Р. лишь немногие (например, К. Фабрициус и А. де Гелдер) сумели органически воспринять его творческие принципы, реалистическое новаторство произведений Р. сделало его одним из влиятельнейших художников в истории мирового искусства.

Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. Группа слушателей – молодых хирургов, на полотне одета в праздничные костюмы. Государственный музей Амстердама. Видимо, работу впоследствии приобрёли поляки. В Лейдене Рембрандт работает совместно со своим, равным ему по талланту, другом Яном Ливенсом. Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини.

Картинная галерея. Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Художественная галерея). Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. А. С.

Но для нас важно другое. После женитьбы он покупает большой дом. «Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год.

Холст, масло. Вот таким образом ее повесили в другое, более маленькое, не предназначенное для нее место, обрезав холст со всех сторон, что нарушило композицию картины. Здесь большую роль играет пейзаж. В этот же период была создана картина «Польский всадник» (1655 год, коллекция Фрика, Нью-Йорк).

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. «Картина поражает чувственностью и насыщенностью колорита. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени.

Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни.

Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. Рембрандт становится опекуном своей дочери Корнелии. Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.

Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Но обучение продолжилось всего полгода. Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции.

Еще бы. илл. ). Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год.

Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. Лондон. В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. «Картина поражает чувственностью и насыщенностью колорита.

Женщина на картине очень похожа на Саскию. Эрмитаж). Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. Небесный свет, струящийся из окна и служащий истинной пищей философа, символически сопоставлен с источником земного, утилитарного света – с огнем очага, зажженным для подкрепления плоти. Художник выписывает стертые подошвы старых башмаков сына, чтобы мы поняли, насколько долгий путь он проделал, до того, как предстать перед своим измученным отцом, обнимающим его своими натруженными руками.

Так как его произведения чрезвычайно нравились гражданам Амстердама, он получал бесчисленные заказы на картины и портреты и всем очень хотелось, чтобы он переселился из Лейдена в Амстердам, что он и сделал в 1630 году и в 1647 году пребывал еще там». сохранилось мало. На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью.

А. С. Пушкина). Семья Рембрандта переезжает в беднейший квартал Амстердама. Он был в моде. Образ Иакова исполнен величия и достоинства.

«Хендрикье из Рансдорпа с редкой самоотдачей вживается в жизненную драму новой рембрандтовской «Вирсавии», очарование которой – в полном отсутствии самолюбования – отмечает О. Петрочук. – Хендрикье словно бы всем украшениям на свете предпочитает скромное обручальное кольцо, которое ввиду «незаконности» брака с художником носила не на пальце, а на шее, что можно видеть в наиболее психологически полном ее изображении – «Хендрикье у окна». А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. Творчество великого мастера сильно отличалось от работ модных голландских художников. «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год.

Рембрандт датировал полотно 1636 годом, однако знатоки его творчества относят работу к более позднему периоду. В 1649 художник увлекся двадцатипятилетней служанкой Хендрикье Стоффелс, жившей в его доме. Спустя несколько дней, Иисус вновь является апостолам, с которыми был и Фома. Но не все кредиторы были удовлетворены. «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год.

Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Вновь художник обращается к автопортретам, к картинам на библейскую тему («Артаксеркс, Аман и Эсфирь», 1660, Москва, ГМИИ им. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Пушкина), «Портрет старика в красном» (1654, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Титус за чтением» (ок.

Другая сестра, между мужчиной в колпаке и гробницей, бросается к покойнику с распростертыми объятиями. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. В строгой композиции «Благословение Иакова» (полное название — «Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема», 1656, Картинная галерея, Кассель) представлено торжественное событие — благословленне старцем Иаковом вилков. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Картина, не смотря на холодную палитру, производит удивительно теплое впечатление.

Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи.

Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Кассель.

Им создаются первые сюжетные картины («Изгнание торгующих из храма», 1626, Москва, ГМИИ им. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный.

Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Нью-Йорк. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты.

В композициях 1650-х гг. Неоднократно художник обращался к этой теме (наброски и эскизы встречаются уже в 30-е годы). Его фигура кажется монументальной в том смысле, что ее отлили в форме металлического монумента и она так и застыла ясно, что этот Христос, находящийся в непонятном равновесии, создан из мертвого материала. Колорит картины выбран весьма приглушенный, с преобладанием темных красок. Уделяя большое внимание портретам, он делает акцент на раскрытие душевного мира своих моделей: «Портрет старушки» (1654, Москва, ГМИИ им.

Оно было далеким от классических норм. Таящие в себе множество нераскрытых загадок, картины, рисунки и офорты этого замечательного художника покоряют проницательными психологическими характеристиками персонажей, философским приятием действительности, убедительной оправданностью неожиданных художественных решений. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Кредиторы подают официальные иски, добиваются судебного решения о заключении в тюрьму.

(гравюры: «Христос исцеляющий больных» или т. н. «Лист в сто гульденов», около 1642—46 «Три дерева», 1643, см. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. «Похищение Ганимеда» (1635 год. Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год.

Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Уделяя основное внимание раскрытию душевного состояния портретируемых, он опускает второстепенные детали («Портрет старого воина», ок. Мы не знаем, что выражает его лицо. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей.

Не смотря на увлечение гравюрой, Рембрандт никогда не прекращал совершенствовать и сов живописный стиль. сходна в основных чертах с современной ей живописью мастера (гравюры: «Слепой Товий», 1651 «Фауст», около 1652 «Три креста», 1653 см. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот.

Лион. Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. Изучая традиционные методы письма и подходы к раскрытию тем, он в своем творчестве все более отходит от этих традиций. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске.

Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. Поздним рисункам Р. (исполненным преимущественно тростниковым пером) присущи предельная меткость наблюдений, выделение основных, наиболее характерных особенностей натуры. Художник дарил любимой жемчуга, одевал в парчу, она была его музой. В 1634 году Рембранд пишет свою картину «Флора» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой Саския предстает в образе богини всей растительности Флоры.

Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Великолепный красный цвет бархата на первом плане и сверкающий золотом тюрбан в глубине обеспечивают зрительную четкость в целом строгому изложению сюжета. Лондон. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. К этому же периоду относятся известные картины на библейскую тематику («Пир Валтасара», 1634, Лондон, Национальная галерея «Жертвоприношение Авраама», 1635, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), пейзажи («Пейзаж с прудом и арочным мостом», 1638, Берлин – Далем «Пейзаж с бурей», 1639, Брауншвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха), парадные портреты, офорты.

Тщательно изучая искусство гравюры, он создает множество рисунков, гравюр, офортов. Художник излучает веселье, передающееся зрителю. Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов.

Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение. Сюжет картины выбран классический — встреча воскресшего Христа с учениками. Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год.

Одежда на них нарядная и экзотичная. Неоднократно менялось и название картины. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. В центре творчества Рембрандта – человек, его внутренний мир, переживания и радости.

Зато художник детально прорисовывает лицо официанта — юноши, подающего гостям трапезу. Саския, с веточкой в руках, напоминает сказочную принцессу, гуляющую в лесу. Встал и пошел к отцу своему. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год.

1657, Вена, Музей истории искусства), «Портрет Яна Сикса» (1654, Амстердам, Собрание Сикс). Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. Лицо Богоматери также озарено светом. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля.

Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. А на первом плане мы видим резко пересекающиеся диагональные линии, одна из которых – топоровидное лезвие, насаженное на длинное копье – алебарда, которую уверенный филистимлянин рядом с нами, слева, стоя боком, сжимает в обеих руках. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему.

Амстердам. Разительным контрастом к этим выразительным, но как бы еще не вполне одушевленным фигурам слева от Христа и находящегося справа от него Фомы, оказывается коленопреклоненный апостол справа на втором плане. Кто они — неизвестно. Но в варианте Рембрандта, полотно несет в себе глубокий психологический смысл. Лондон.

Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год.

Амстердам. И ответили ему: это Вирсавия, дочь Элиама, супруга Урни Хепянина. Дева Мария изображена в образе простой женщины.

Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Она не напряжена, но и не застигнута врасплох.

1669 год. Саския не раз была изображена гениальным голландцем, но картина «Саския Флора» осталась непревзойденной. Краски лежат на холсте густыми мазками.

Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1). Картина «Ночной дозор» (1642 год. Рембрандт умирает годом позже. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию.

В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Оставшиеся долги, особенно после смерти Саскии постепенно привели художника к банкротству.

1652, Вена, Музей истории искусства), «Автопортрет» (1660, Париж, Лувр). Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. В 1632 Р. переселился в Амстердам. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Нидерланды (Голландия).

Государственный музей Амстердама. Берлин. В 1647 году Рембандт создает драматическую картину с ярко выраженным эротизмом «Сусанна и старцы» (Государственный музей, Берлин). Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную.

Это картина о страдании и великой любви. Здесь изображен эпизод, когда воскресший Иисус является апостолам и показывает раны. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Их лица озарены внутренним светом. Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год). Художник часто рисует автопортреты изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах.

В итоге, лицо героини представляет собой сочетание черт близких художнику женщин. Р. родился в семье мельника. Большую роль в дальнейшей жизни и деятельности Р. сыграло его супружество с Саскией ван Эйленбюрх (1634—42) и Хендрикье Стоффелс (около 1649—63). По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. 30 квадратных метров) возвращают художнику «для исправления».

Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Испуганный Фома выполняет просьбу и со стыдом признает Господа.

они утверждали, что художник проматывает состояние своей жены. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Эдинбург.

Она осторожно входит в реку, приподняв подол платья выше колен. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого.

Это полотно было преподнесено автором своему покровителю, поэту и государственному секретарю Гюйгенсу в 1636-ом году ныне картина находится во Франкфурте-на-Майне. Они темные. В это время он пишет картины на библейские и мифологические темы: «Иосиф, обвиняемый женой Пентефрия» (1655, Вашингтон, Национальная галерея), «Христос в Эммаусе» (1648, Париж, Лувр). Дрезден.

Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Он учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620—23), затем в Амстердаме у П. Ластмана (1623) около 1625—31 Р. самостоятельно работал в Лейдене. Костюм больше похож на восточный и к польскому отношения не имеет. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Санкт-Петербург. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н.

Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Лос Анджелес.

Лондон. относятся его первые пейзажи («Пейзаж с каменным мостом», около 1638, Рейксмюсеум, Амстердам), а также первые капитальные гравюры («Возвращение блудного сына», 1636 автопортрет в берете, 1639). Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.

Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. А большие мозолистые руки свидетельствуют о том, сколько всего он сделал перед уходом. Наклонив голову влево от нас, он слушает стремительного и гневного седобородого Петра, верховного апостола, который, сжимая нож в правой руке, шепчет что-то ему на ухо. «Корпорация амстердамских стрелков в 1642 году заказала Рембрандту групповой портрет членов гильдии.

Обнаженные части её тела выписаны с большим мастерством. Эрмитаж).

Но их усилия оказались тщетными. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. Тема убиения и воскрешения Христа продолжается в полотне «Неверие святого Фомы» (1634 год, Музеи изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Оба дитя в трепетном восторге притихли возле кровати.

Мощная игра светотени создает очень сильный драматический эффект. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией.