Репин Голгофа

Картина Ильи Репина Голгофа: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Голгофа – не единственная в своей идеологии работа Репина. Репин вспоминал, как однажды, под впечатлением посмертной выставки Флавицкого, на которой его поразил эскиз-набросок «Голгофа», ему захотелось эту грандиозную тему разработать значительнее.

Преодолеть это противоречие ему помогает Крамской, которого Репин называл своим учителем. В письме к А. Ф. Кони художник подробно описывал композицию своей будущей картины: «Он (Христос, вышедший из гробницы. – Т. Б. ) поднялся к дороге, огибающей стену Иерусалима это совсем близко, тут же и Голгофа иналево хорошо были видны кресты с трупами разбойников, а посреди и его – уже пустой крест, сыто напитанный кровью, внизу лужа крови. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И. Первый замысел монографии об Илье Ефимовиче относится к середине 1900-х годов, когда впервые в письмах Грабаря появились упоминания о необходимости издания богато иллюстрированной монографии, вернее, альбома репродукций с произведений художника и с кратким очерком его жизни и творчества. Однако характер предполагаемого издания менялся на протяжении довольно долгого времени, пока И. Э. Грабарь не пришел к созданию того жанра творческой биографии и вместе с тем углубленного историко-культурного исследования, каким явилась двухтомная монография «И. Грабарь широко использует эту переписку. «Ибо подобно псам они могут попрать их своими ногами и возвратившись растерзать их самих». Его реалистические полотна составляют славу и гордость русского искусства. И к лучшим, по выраженным в них идеям, по живописному мастерству, картинам замечательного мастера наряду со всемирно известными «Бурлаками», наряду с «Не ждали», «Иваном Грозным и сыном его Иваном», с «Запорожцами», несомненно, принадлежат и те его картины, о которых мы рассказали.

Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. Произведения Репина, представленные на выставках 1920-х годов, разошлись по всему миру. Он считал, что «хотя Репин и кажется одинокой фигурой, но его можно сравнить с родоначальником немецких реалистов Адольфом Менцелем, который создавал композиции так же хорошо, как и наблюдал». О том, какой это поступок, художник сказал нам, повесив на стену легко узнаваемую фотографию с убитым царем, которая после 1881 г. многие годы висела в России не только по высоким кабинетам, но и «по каморкам горничных», как вспоминал А. Н. Бенуа. В 1920 году художник писал В. Леви: «Сегодня у нас Христос воскрес – я говел – 40 лет пропустил. Выставки Репина послереволюционного периода не претендовали на цельность и полноту.

В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. «Подружившись с Толстым, – пишет Рихтер, – он эволюционировал в своих взглядах и даже несколько отошел от воинствующей церкви. I. Перт».

«Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы», «Не ждали» были восприняты современниками как вершины, по которым оценивались все его дальнейшие поиски. Шпионы интриги, вот их изучение человеческих принципов». Они олицетворяли жестокость.

  • Описание картины Ильи Репина «Голгофа»
  • Голгофа (Распятие Христа) — Илья Репин
  • Художник: Репин Юрий ИльичГолгофа
  • Взгляд со стороны/К 165-летию со дня рождения Ильи Репина
  • Илья Репин: религиозная живопись
  • Религиозная тема в творчестве Репина
  • Религиозная живопись Ильи Ефимовича Репина
  • Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке

Благодетельная темнота затмения. Находится она в музее Принстонского университета в Америке. В стороне еще две фигуры учителей в восточных одеяниях. Композиция обрела круговую, можно даже сказать, шаровидную форму. И, как писала, видевшая картину дочь Репина Вера: «здесь оригинально и интересно освещение темного рассвета». Они так значительно выделяются на фоне всего другого – какое знание жизни и ее форм.

Для критика оказались интересны и выставленные рисунки. Она написана как-будто на одном дыхании.

  • «Рукописи не горят, но все же стоит чаще делать резервные копии»
  • Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии»: черно-белая репродукция
  • Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии»: цветнаярепродукция

Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». Солнечное затмение. в Хельсинки, где проходила последняя прижизненная выставка Репина и по оценке критиков была наиболее ярким экспонатом выставки.

Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. От академической программы на большую золотую медаль «Воскрешение дочери Иаира» Репин готов был отказаться, уйдя из Академии, настолько далекой казалась эта тема от жизненных проблем. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926).

Описание картины 
Ильи Репина «Голгофа»

По колориту изысканности линий она удивительно красива и свежа. «Не давайте святыни псам», – говорил он. Христос одет в русскую крестьянскую рубаху белого цвета. Он чувствует себя одновременно рабом композиционных академических «шаблонов» и рабом натуры. Они выяснились в 1959 году, когда здесь начались строительные работы. Петра», «Отрок Христос во храме».

По сравнению с «Гопаком», в прежних «запорожских» картинах художник, если угодно, пуритански сдержан, но в этой, последней, дает волю живописной стихии. Так же и остальные картины последних лет: «Грузинская танцовщица», «Akt»– свидетельствуют о напряженной жизни этого пожилого представителя реализма». Эдвард Рихтер, корреспондент газеты «Хельсингин Саномат», в одной из своих статей о Репине, расценил подарок художника, «как выражение его преданности Финляндии». Картина большая, ее размеры 215 на 170 сантиметров. Оно прекрасно наблюдено и передано жизненно. Впрочем, смягчения произошли и в нравственной проблематике. Нет больше весел, нет могучих обнаженных спин и рук.

Теперь же картина подписана 1919 годом. И эта радость дала мне идею картины. Учредилки, расстрелы – вот их средства, наемные латыши, китайцы – вот их опора.

Народная толпа бесчисленна. Эта работа Репина свидетельствует о его молодом творческом темпераменте. За другим покрывалом была «Голгофа».

Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». «Например, – писала критик, – в «Двойном портрете украинца» нет и следа усталости. Картина живая, с сильной композицией, фигуры людей выписаны необыкновенно четко и ярко. В Священном Писании псы – нечистые животные. Разные характеры, соединенные в одной лодке под парусом, больше не управляют событиями. Очень значительна по замыслу композиция «Утро Воскресения» — большой холст, начатый в 1921 г. Оторванный от России, одинокий среди чуждого окружения Репин все чаще обращается к евангельским темам. На камне слева от фигуры Христа подпись и дата: «1922.

Учредилки, расстрелы, вот их средства, наемные латыши, китайцы, вот их опора. Это рассказ о запорожских казаках, застигнутых бурей в Черном море на низеньком легком суденышке, знаменитой «чайке». Среди этих людей много зевак, но больше всего истинно переживающих. Он написал в эти годы «Утро воскресенья» («Встреча Христа и Магдалины» – «Не прикасайся ко мне»), «Голгофу», «Неверие Фомы», «Отречение св.

«Лишь тот, – писал Рихтер, – кто в Третьяковской галерее в Москве видел знаменитые репинские картины «Иван Грозный, убивающий своего сына», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», – лишь тот в состоянии понять, какой высоты в овладении формой и в передаче душевной жизни и движений может достичь мастер. «Есть особое, поглощающее очарование в трагизме. Жена Репина, Нордман, заболев туберкулезом, уехала из своего имения в одну из зарубежных больниц. Они оказались трудно доступными для исследования.

Его возвращение в лоно Церкви действительно было связано, как выразился Рихтер, с «революционными вихрями». «Бурлаки». «Не давайте святыни псам», – говорил он. Так же и остальные картины последних лет: «Грузинская танцовщица», «Akt», свидетельствуют о напряженной жизни этого пожилого представителя реализма». Близкая Россия от него далеко, ужасные слухи могут породить только чудовищные образы.

Иоанн тебе заменит сына. Она обладала таким сильным воздействием, что на время обеда ее закрывали занавесом. Все эти события, так же как и последующие выставки имели для Репина большое значение. «В них, – пишет он, – живет дух больших времен и интересно заметить, как они примыкают к, так сказать, тому стилю, представителем которого был немецкий мастер Менцель». Изумилась она, когда его узнала.

Людей не видно, кругом туман и пустота. Вот таким образом Репин обратился к сюжетам из Евангелия. Конечно, Репин неспроста изобразил его в русской одежде. Голова Магдалины писана с Веры, но черты лица значительно утончены и облагорожены. «Голгофа» обозначает возврат к религиозной сфере, случившийся в то время, когда вихри революции и связанное с ней возникновение ненависти к религии взволновали старого мастера.

Они в равной степени могут как погибнуть, так и быть спасены, но уже не своей волей. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Известно, что мастер не любил церковь, не признавал её. Хотелось последовать его примеру и показать только бытование Репина в другой среде.

Этот фон нужно иметь в виду, рассматривая новейшие произведения Репина. Церковники уверяли, что «Курская чудотворная» — о ней рассказывали, что она чуть ли не самая древняя на Руси, — излечивает и от хвори и от недугов, что она приносит счастье тем, кто ей поклоняется, кто участвует в крестном ходе. Я испытал это, когда писал академическую программу «Смерть дочери Иаира». Против всего этого и поднял свой голос великий художник. Они олицетворяли жестокость. Картина «Голгофа» выставлялась в Хельсинки.

До сих пор, несмотря на все усилия, не удается. Фигуры матери, жены, детей – из этого же светлого мира, недаром они и сгруппированы в правой части картины вокруг стола и рояля и как будто осенены «иконостасом подвижников». Кстати, эта была последняя выставка, после которой Репин умер. Рецензия Шаумен на выставку Репина 1925 года была опубликована в газете «Svenska Pressa», выходившей на шведском языке. Он выставил ее на передвижной выставке еще в 1908 году.

Близкие Христу – мать, ученики и друзья – долго, только издали, трепетали, онемев от отчаяния и горя. Все хотят увидеть казнь и сходятся в назначенном месте.

Она высказала мнение, что эта работа лучше других демонстрирует присущее Репину замечательное чувство цвета. Те, кто знаком с книгой воспоминаний художника, отмечают, что он действительно томился сюжетом «Голгофы», переживал душой и сердцем за него. Все эти события, так же как и последующие выставки имели для Репина хорошие последствия. Он изобразил Голгофу без Христа. Это «Гопак».

Выставки Репина послереволюционного периода не претендовали на цельность и полноту. «Вера меня так обрадовала известием, что вы живы и читаете лекции. С ними, в этой темной, страшной трагедии, я потерялся до самозабвения.

Безусловно, за Репина шла борьба и с той и с другой стороны. Воистину, всякому пожелаешь такого здоровья. ». Псами называли гонителей, лжеучителей, нечестивых людей и язычников, людей гордыни, ожесточенных, нераскаянных. Сохранился и эскиз к этой картине исполненный пером и кистью.

Царь убит, виновные в его убийстве повешены. После окончательной переписки картины в конце 1880-х гг. Я подумал, что и Христос обрадовался, когда почувствовал, что он жив и здоров был настолько, что отвалил камень (вроде плиты) заставлявший вход в хорошо отделанную гробницу Никодима и вышел. Страха ради, они не смели подойти ближе. И дом и комнаты – все как-то потемнело, сжалось в горе и давило.

В темноте, понемногу и невольно, близкие добираются до креста. Вместе с ним в атмосферу домашнего мира вторгается ощущение страха, сосредоточенный «сгусток мрака», перед которым все застывает в оцепенении, – это следы, отпечатанные на человеческом лице не просто страданием (ибо страдание не отемняет, но осветляет личность), но каким-то собственным деянием, поступком, после которого человеческое лицо навсегда перестает светиться. Темнота лица и фигуры «воскресшего» в раннем варианте 1884 г. казалась особенно подчеркнутой и еще более контрастировала с впечатлением света семейного дома. Эта картина уже готова почти».

Крестный ход — против болезней. Он им говорил и успокаивал их: "Не горюй, мать.

Это была «последняя великая работа Репина: танцующие казаки. Из других пенатских картин надо остановиться на сравнительно небольшом холсте, тоже на библейскую тему — «Отрок Христос в храме». На эскизе Христос сидит рядом с матерью. Эдвард Рихтер, корреспондент газеты «Хельсингин Саномат», в одной из своих статей о Репине расценил подарок художника как «выражение его преданности Финляндии». И если внимательно рассматривать полотно, в котором ни одна деталь не случайна, то вьющиеся вокруг горла явившегося складки шарфа – не что иное, как напоминание о веревке, которая еще недавно охватывала его худую шею. Картина была выставлена в 1927г.

Верующим людям внушали, что святая-де икона, как и «явленные» (а их немало было в царской России), появилась с помощью вышних сил — отсюда и «особые», «чудодейственные» ее свойства. Он написан широко и сочно, будто Репин уже перестал стесняться своего живописного дара. В ней можно увидеть и воинов и простолюдинов. Мать упала от изнеможения. «Черноморская вольница» – вот картина, которая помогает увидеть, как менялось направление мыслей художника. В 1870-80-е гг. Живопись ее несколько особенная, не имеющая аналогии с остальными из перечисленных картин.

В двадцатые годы Репин стал посещать в Куоккала православный храм и даже петь на клиросе. На последней прижизненной выставке 1927 г. в Хельсинки, как вспоминают очевидцы, больше всего внимания привлекли картины «Священник», «Грузинский танец» и особенно «Голгофа», важнейший из религиозных сюжетов для Ильи Ефимовича в конце жизни. Заклинания и чад лампад вместо лекарств, дезинфекций, прививок, больниц. «В них, – пишет он, – живет дух больших времен и интересно заметить, как они примыкают к, так сказать, тому стилю, представителем которого был немецкий мастер Менцель». Ваши выставки здесь – праздник искусства».

«Голгофа» была куплена с выставки доктором Христианом Аалем и висела у него в столовой. Репин сделал менее узнаваемой фотографию убитого Александра II, ослабив тем самым «основную улику» из первого варианта. «Голгофу» по праву считают одной из лучших картин художника. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты».

И как писала видевшая картину дочь Репина Вера: «здесь оригинально и интересно освещение темного рассвета». Кроме того, финны опасались проникновения в их страну большевистских шпионов. И сам Ленин и его компания со всеми примадоннами, все это – чердачные мечтатели времен студенчества, впервые узнавшие из книг о социализме и коммунизме и сейчас же попавшие на службу в дело организованного шпионства в Германии – специально для России, – разве они могут верить теперь в возможности коммуны у воров-грабителей.

Он пишет: «Толстой знал, что самая реальная сила – бог. И совсем не случайно Репин избрал именно Курский крестный ход, ежегодный, «традиционный», вызывавший возмущение всей прогрессивной России в те времена. «Я долго собирался. В законченной композиции крест Христа лежит упавшим. Когда покрывало было снято, «мы увидели краски, краски, радость, движение». Произведения Репина, представленные на выставках 1920-х годов, разошлись по всему миру. Необычную интерпретацию Репиным сцены распятия на Голгофе Рихтер пытается объяснить с позиций верующего человека, знакомого с евангельской символикой. Еще более смело представил Репин евангельский сюжет в картине «Голгофа».

Взгляд чисто репинский, хорошо знакомый нам по мальчику в «Не ждали», по царевичу в «Иване Грозном», по юноше в «Николае Мирликийском», по раненому в «Дуэли». Глядя на неуверенное, робкое лицо вошедшего человека, мы уже знаем, что в следующий момент на смену общему онемению придут признание и радость, то есть прозвучат как бы заключительные, примиряющие аккорды той эпопеи страданий, которую пережило в произведениях Репина поколение народнической молодежи.

По мнению критика, «в «Мужском портрете» он до совершенства владеет формой и красками, хотя это произведение принадлежит к самым позднейшим. Он пишет: «Толстой знал, что самая реальная сила – Бог. Из картин 1919 года поражает «Женская голова» в акварели.

Он поднялся к дороге, огибающей стену Иерусалима это совсем близко, тут же и Голгофа и налево хорошо были видны кресты, с трупами разбойников, а посреди и его — уже пустой крест, сыто напитанный кровью, внизу лужа крови. Так был раскрыт один из «секретов» предприимчивых монахов: они сделали все, что могли, для того чтобы не убывала «святая вода» в многочисленных колодцах из которых черпали ее верившие сказкам и ее «чудотворным свойствам» паломники. Я также был похоронен и из Швеции получил даже прочувствованный некролог с портретом. Все картины были проданы в 1920-е годы и только небольшая, «Отрок Христос», осталась в «Пенатах». Для критика оказались интересны и выставленные рисунки. Несмотря на то, что таким мечтам не суждено было осуществиться, Репин в «другой» жизни все же состоялся и вновь употребил, теперь уже последние, силы для взлета – осуществления третьей картины, посвященной запорожцам и стоявшей на его мольберте до конца его земных дней.

Они оказались труднодоступными для исследования. В Священном Писании псы – нечистые животные. Им остается только осознать свое положение и жить в новых условиях. Он считал, что «хотя Репин и кажется одинокой фигурой, но его можно сравнить с родоначальником немецких реалистов Адольфом Менцелем, который создавал композиции так же хорошо, как и наблюдал». Репин будто бы сам слышал, как плачут люди, трагически переживавшие смерть Христа.

Они полностью во власти провидения, во власти Бога. Удивились казаки, когда поднялся перед ними Алексей Попович, слывший набожным. Со страхом колыхался я в толпе, давая место кресту. Репину был оказан очень теплый прием. Он им обрадовался.

Именно такой впечатление складывается у зрителей в первые секунды, глядя на картину. Его возвращение в лоно Церкви действительно было связано, как выразился Рихтер, с «революционными вихрями». Кроме того, финны опасались проникновения в их страну большевистских шпионов. Художник показывал то, что хранилось у него в «Пенатах» и, несмотря на это, в Финляндии экспонирование его картин становилось художественным событием.

Перед нами человек растерянный и сломленный, в его взгляде выражение просящее и жалкое. Он пишет А. Ф. Кони 4 июля 1921 г. : «А я, как потерянный пьяница, не мог воздержаться от евангельских сюжетов (и это всякий раз на страстной) — они обуревают меня Вот и теперь: есть (уже написана) встреча с Магдалиной у своей могилы (Иосифа Арим), появление его, по невероятно дерзкому желанию Фомы, на собрании Нет руки, которая взяла бы меня за шиворот и отвела от этих посягательств». Но замыслы рождаются трудно. Прокормить всех оказалось очень трудно, возникали серьезные проблемы с продовольствием.

Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. В последние годы у Репина бывало мало гостей. Напротив, маленький дамский портрет, написанный только в этом году (портрет Мери Хлопушиной 1927 года – Т. Б. ) доказывает как у этого необыкновенно жизнедеятельного человека художественная способность и творческое рвение еще живы.

«Лишь тот, – писал Рихтер, – кто в Третьяковской галерее в Москве видел знаменитые репинские картины «Иван Грозный, убивающий своего сына», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», – лишь тот в состоянии понять, какой высоты в овладении формой и в передаче душевной жизни и движений может достичь мастер. В письме к А. Ф. Кони художник подробно описывал композицию своей будущей картины: «Он (Христос, вышедший из гробницы – Т. Б. ) поднялся к дороге, огибающей стену Иерусалима это совсем близко, тут же и Голгофа и налево хорошо были видны кресты с трупами разбойников, а посреди и его – уже пустой крест, сыто напитанный кровью, внизу лужа крови. На месте казни лужи крови, которую лижут собаки.

Ибо подобно псам они могут попрать их своими ногами и возвратившись растерзать их самих». Тьма. И вот – наконец-то передо мною холст. Этот фон нужно иметь в виду, рассматривая новейшие произведения Репина.

Испугавшаяся стража соскочила в овраг. Остальное все другое. Репин изобразил Голгофу с распятиями, увиденную глазами воскресшего Христа. Как не радоваться. И в декоративном отношении выделяется среди репинских произведений.

Припоминаю настроение, когда умерла моя сестра Устя и как это поразило всю семью. Вопрос о принятии или неприятии его семьей теперь, пожалуй, уже не стоит.

Художник показывал то, что хранилось у него в «Пенатах» и, несмотря на это, в Финляндии экспонирование его картин становилось художественным событием. Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. Однако темнота лица явившегося семье человека – прямой контраст такому смыслу подтекста. На этом фоне лицо явившегося воспринимается не просто как темное, но как пугающе темное.

«Они так значительно выделяются на фоне всего другого – какое знание жизни и ее форм. Опущена голова, которая в варианте 1884 г. была еще гордо вскинута. В «Пенатах» же сохранилось большое полотно «Утро воскресенья». диссонанс оказался смягченным, хотя до конца избавиться от него художник так и не смог. Как музыки, хотелось рыданий.

«Голгофа» обозначает возврат к религиозной сфере, случившийся в то время, когда вихри революции и связанное с ней возникновение ненависти к религии взволновали старого мастера. Всё это было очень ново для авторского стиля Репина и поразило его поклонников. И церковная завеса разорвалась и все внутри у меня рвалось. Шпионы интриги, вот их изучение человеческих принципов». Старый мастер продолжает много работать, курит крепчайшие сигары и даже купается в море. Как ни парадоксально, пришло время для серьезной работы Репина над большими холстами.

В Евангелии Христос предупреждал учеников: «Нельзя предлагать таким людям святые истины Евангелия. В законченной композиции крест Христа лежит упавшим. Незадолго до смерти Репин пытался «пройтись» по этой копии, переписал фигуру Магдалины изменил жесты рук Христа, но закончить не успел.

Одну часть «посеред Черного моря на быстрой супротивной волне утопляет». Как и во второстепенных персонажах «Крестного хода», показанных «извне» или «со стороны» (например, в фигуре заслоняющегося от плети), здесь в лицах жены и детей – и прежде всего мальчика-сына с его чуть экзальтированным выражением – аффекты, как будто бы выхваченные из потока психологического переживания, а в лицах детей – восприятие не только стороннее, но и неприятно подсматривающее. Ваши выставки здесь – праздник искусства». Наряды с другими работами (Грузинский танец, Священник). Ведь в не менее известной картине Репина «Бурлаки на волге» также прослеживается попытка изобразить страдания народа. "Боже, Боже, за что же Ты меня оставил. ».

Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Первоначально его левая рука была еще более прижата к груди и следы ее ясно видны. И это переносит нас в реальный, сегодняшний план картины. Так уж получилось, что в своем изложении фактов, связанных с жизнью И. Е. Репина в последние годы, автор почти бессознательно избегал упоминаний о сложных взаимоотношениях художника с представителями советской России, посещавшими «Пенаты» группами или в одиночку. Последняя работа Репина была посвящена памяти любимого композитора Мусоргского. И этот холст имеет только идентичную с прежним фабулу. Фотография расшифровывает сугубо сегодняшний (для тогдашнего зрителя) план событий.

Неузнаваемый, в потоках запекающейся крови, Он узнал их. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Однако, к чему такая параллель. Однако идет время, а конкурсная программа в Академии остается не написанной. Очень удалось Репину предрассветное небо с ползущим по нему розовым облаком.

В их передаче Репин к идущему от «моралистической» художественной традиции «растворению» лиц в тени и свете присоединяет остроту психологической обрисовки. Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». На мачте появился парус и все завертелось под ним.

Прокормить всех оказалось очень трудно, возникали серьезные проблемы с продовольствием. Напротив, маленький дамский портрет, написанный только в этом году (портрет Мери Хлопушиной 1927 года. – Т. Б. ) доказывает, как у этого необыкновенно жизнедеятельного человека художественная способность и творческое рвение еще живы. Но почему очень многие картины художника исполнены религиозных сюжетов. Репин изобразил Голгофу с распятиями, увиденную глазами воскресшего Христа.

Оскар Костиайнен, неоднократно писавший о Репине в финских журналах и газетах (некоторое время он заведовал иностранным отделом в газете «Ууси Суомен»), в одном из писем просил Репина не лишать финское общество возможности видеть работы художника. Голгофа не только рисовалась мне ясно, но мне казалось, я уже и сам был там. В картине отсутствуют характерные для произведений тех лет многослойные наложения красок, экспрессивность живописного мазка, неряшливость письма. Сбежавшаяся масса люда стояла вдали. Репину был оказан очень теплый прием.

Правда, в те времена, когда писалась картина, Репин не мог знать некоторых интересных подробностей, связанных с «чудодейственными» деяниями, творившимися в «Коренной пустоши». Фигура «темного человека» там создавала не только художественный контраст, но, пожалуй и зрительный диссонанс с оклеенной светлыми обоями комнатой. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876).

И вдруг параллельно два эпизода из жизни Христа полностью захватывают его.