Репин Картины С Описанием

Здесь же мы просто покажем вам избранные картины Репина с названиями и описанием.

Картины Репина с названиями история создания, сюжет

Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.

Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины

Илья Ефимович Репин – биография и картины

Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Выполняя академическую программу, Репин в то же время работал над своей собственной темой, ничего общего не имеющей ни с античной, ни с библейской мифологией. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.

Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ».

Персоны и личности 
 (интересное о известных)

Персоны и личности (интересное о известных)

В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». И это не скрывает Репин. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Герарда», «Портрет С. Ю.

Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. Не доносчик ли. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».

Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе художник выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Л. Н. Толстого». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Наиболее известным является полотно, созданное в 1878 году. Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно.

«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Первым произведением в цикле революционных жанров явился эскиз «Под конвоем» (1876).

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины 
 (1844- 1930)

Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)

В галерее репинских портретов особое место занимает изображение знаменитой актрисы П. А. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.

В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В его взгляде осуждение и тревога. Унылый осенний пейзаж составляет выразительный фон для изображенной на переднем плане телеги, запряженной тремя тощими лошадьми, на которой увозят в далекую ссылку политического «преступника». В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала.

Лучшее в картине – образ самого пропагандиста. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.

Описание картины 
Ильи Репина «Автопортрет»

Описание картины Ильи Репина «Автопортрет»

То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. «Вы неверно называете этюдом портрет диакона – это даже более, чем портрет, – это тип, словом, это картина», – писал Репин П. М. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.

В первую очередь, взгляд останавливается на выразительных глазах живописца. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.

На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Жил в Италии и Франции (1873–1876).

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам – жалости к отцу и прощения. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.

Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.

Умер русский художник в Пенатах. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Вся центральная часть написана самим Репиным. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.

Картины Репина (фото) 
с названиями

Картины Репина (фото) с названиями

Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий.

И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».

В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. я работал завороженный. Имя Репина стало широко известным.

Стрепетовой. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.

Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.

Репин был очень дружен с Мамонтовым. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов.

Он дал лицу прямой поворот и почти прямое освещение, написал его, как говорил Стасов, «все в свету», то есть без сколько-нибудь резких теней. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.

Илья Репин: самые 
популярные картины 
 (топ 12)

Илья Репин: самые популярные картины (топ 12)

Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.

Над письмом склонился предводитель казаков. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».

Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.

Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. художественный музей им. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление.

Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.

Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Там быстро отметили способного юношу и уже через несколько лет он переехал в Санкт-Петербург – профессионально учиться живописи. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.

И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова, композитора П. И. Бларамберга, а в облике сына Ивана – писателя Гаршина и художника В. К. Менка. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.

В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Они устремлены как будто на каждого, кто смотрит на данное полотно.

Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.

Третьякову. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». М. Бунакову. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Образ революционера еще раз был показан Репиным в картине «Отказ от исповеди» (1879–1885).

Илья Репин – картины 
с названиями и описанием 
по алфавиту

Илья Репин – картины с названиями и описанием по алфавиту

Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В 70-е годы Репин создал несколько картин, посвященных теме революционного народничества. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.

Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.

Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.

Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».

Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Глаза ясные и добрые. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).

Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.

Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Много учился на написании портретов близких и друзей. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации.

Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Близко наблюдая бурлаков (Репин дважды ездил на Волгу, где изучал их жизнь), знакомясь с их биографиями, Репин открыл в них целый мир, сам по себе достойный изображения. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Обычно данный автопортрет сравнивают с автопортретом, созданным Репиным через девять лет. Выступающее из мрака бледное лицо приговоренного выражает гордую непреклонность, сознание своей правоты и нежелание «смириться». За ними – толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины.

Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.

Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Репин никуда не делся. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.

Широко известное и признанное произведение И. Е. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Однако с портрета на нас смотрит усталый мужчина, взгляд задумчивый и полон беспокойства.

Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.

Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Репин писал Стрепетову дважды. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.

Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. На этот раз усилия художника увенчались большим успехом, несмотря на то, что созданное им произведение не является вполне портретом. Он портретировал всех: от бурлаков и русских мужиков до царских сановников. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы.

Путешествие по России: 
Самарская область

Путешествие по России: Самарская область

Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Репин считал сам эту картину красивой. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.

Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.

Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Она была закончена только в 1891 году. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.

Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Сюжетом для этой картины послужило историческое предание о том, как запорожцы на предложение турецкого султана Магомета IV перейти к нему на службу ответили письмом, полным самых острых насмешек и «соленых» словечек. Рыжеватые краски, данные в букете осенних цветов и в пейзаже, повторены в одежде девушки. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.

Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Но едва ли не самой большой выразительностью обладают глаза Мусоргского. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.

Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Но по своему значению это больше, чем индивидуальный портрет. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».

После окончания «Бурлаков» Репин провел три года (1873– 1876) вне России, преимущественно в Париже, в качестве пенсионера Академии художеств. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.

Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Поставленная перед художником задача была очень трудной.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. Комната небогатой интеллигентной семьи. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.

На тот момент живописцу исполнилось 34 года. Они словно противопоставлены друг другу. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.

Описание картины 
Ильи Репина «Бурлаки 
на Волге»

Описание картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»

Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Первый раз он изобразил ее в роли Лизаветы из драмы Писемского «Горькая судьбина» (1881). Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно.

Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.

Репин создал замечательные крестьянские портреты («Мужик с дурным глазом», 1877) и великолепные по характерности портреты царских сановников (этюды к картине «Заседание Государственного совета»: «Портрет И. Л. Сочиняющими это знаменитое послание они и предстают в картине Репина.

Описание картины 
Ильи Репина «Запорожцы 
пишут письмо турецкому

Описание картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Однако в процессе работы замысел картины претерпел существенные изменения. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.

Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.

Левее на скамье сидит, по словам Репина, местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта. Родом из семьи военного поселенца. Во Франции Репин создал ряд произведений, рисующих природу и быт этой страны. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».

Репин прекрасно уловил свойственную Третьякову строгую манеру держаться. Художник хотел контрастно противопоставить бурлаков господскому обществу.

Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Однако в умных, спокойных глазах Третьякова читается духовная одаренность. Портрет необычайно жизненен, невероятно похож и передаёт натуру, характер, весь облик Мусоргского, а ведь написан всего за четыре сеанса. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.

О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Репин забыл о конкурсе, об Академии. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.

Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.

Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Он потрясает глубиной человеческого содержания, внутренним трагизмом образа.

Горемыкина и Н. Н. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.

Описание картины 
Ильи Репина «Иван 
Грозный и его сын

Описание картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»

Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. Казалось, она спит.

К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).

Описание картины 
Ильи Репина «Крестный 
ход в Курской губернии»

Описание картины Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии»

Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.

Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.

В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.

В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.

Описание картины 
Ильи Репина «Не 
ждали»

Описание картины Ильи Репина «Не ждали»

И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Чуть ленивому выражению ее глаз отвечает безвольное движение рук, держащих поникшие цветы.

Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Священник пришел сюда к заключенному, чтобы исповедать его перед казнью. Портретную галерею Репина отличает огромная широта социального охвата. Репин дважды подавал прошения об отставке.

Описание картины Ильи Репина «Садко»

Зритель становится участником происходящего. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Эта картина, называющаяся «Бурлаки на Волге», находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.

Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Америка—Франция—Россия. «Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881) явился значительным достижением художника.

Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. За свою творческую жизнь Илья Ефимович Репин создал ряд автопортретов. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.

Эту картину Репин писал как портрет определенного лица – Чугуевского дьякона Ивана Уланова. Витте», 1903). За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Репин встречал их по средам. Когда школа была закрыта из-за упразднения военных поселений, Репин стала учиться у местного иконописца И. Бунакова, вместе с ним расписывал церкви в близ лежащих деревнях. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.

Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Этюд получился превосходный. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129.

Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Музыка переносила его в мастерскую, к картине.

Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.

В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Одно из лучших его произведений 90-х годов картина «Осенний букет» (1892) изображает дочь художника В. И. Репину на фоне осеннего сада, с букетом цветов в руках. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. О картине появилось много статей в периодической печати.

Краткая характеристика 
творчества

Краткая характеристика творчества

Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться не грешить против истины. Изображая больного измученного жизнью Мусоргского, художник не переставал ощущать в нем огромную, несломленную болезнью духовную силу, яркую колоритность характера. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.

Налитое кровью, мясистое лицо протодиакона, украшенное синим носом и бровями, которые Стасов сравнивал с пиявками, растопыренная пятерня, лежащая на животе, самый колорит картины, насыщенный горячими оттенками и как бы передающий жар тучной плоти, – все создает необычайно яркий образ «льва духовенства», в котором «ни на одну йоту не имеется ничего духовного», который весь «плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный, но торжественный и сильный» (Стасов). Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.

Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. В «Протодиаконе» еще больше, чем в «Бурлаках», выразился пафос искусства Репина. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.

Эта тема была подсказана ему самой жизнью. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». И одновременно этот взгляд раскрывает для нас трагедию Мусоргского. В «Запорожцах» очень сильно проявилось одно из важнейших качеств репинского искусства: яркое ощущение художником богатства человеческой натуры, разнообразия характеров, красоты сильно выраженной индивидуальности. Восстановлен в 1962 году. И вот уже перед нами не царь, а отец.

Топограф иконописец, 
студент Академии 
художеств

Топограф иконописец, студент Академии художеств

В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Репин продумывал композицию картины до мелочей. Так ли это – судить зрителям. Портрет был сделан всего за четыре сеанса.

Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.

Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»).

Жанровые и исторические 
полотна Ильи Репина

Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Мне минутами становилось страшно». Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.

Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага.

«Отказ от исповеди 
перед казнью» (1879-1885)

«Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)

Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. К числу лучших произведений этих лет принадлежит «Протодиакон» (1877). Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств.

Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.

Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Репин запечатлел момент написания письма. Пенаты были превращены в мемориальный музей. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.

«Крестный ход в 
Курской губернии» 
 (1880-1883)

«Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)

Рассмотрим "ближний круг". Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Картина исполнена суровой трагической сосредоточенности. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В конечном варианте оно одухотворённое.

В его глазах читается печаль, тоска. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Стасов присылает ему все, что он просит. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина.

И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. В Третьяковской галерее представлен эскиз картины «Запорожцы». Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162.

Портрет Мусоргского поражает нас жизненностью образа. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.

Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Он идет прямо к матери. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.

Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Он выделен из полумрака избы красным цветом своей рубахи.

В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Каждый персонаж переживает что-то своё. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. На что получил насмешливое письмо. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины.

Всё это сформировало творчество Репина, тогдашние взгляды на народ, на интеллигенцию, на культуру. О чем эта история. Тема человека в его отношении к природе особенно интересует Репина. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой.

Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Она ушла из жизни в 1931 году55. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.

Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Возвращается в Россию летом 1876 года. Но портрет Мусоргского захватывает нас вовсе не только живостью передачи непосредственного впечатления.

И действительно, «Протодиакон», создавая необычайно живой индивидуальный образ, одновременно является типом, настолько все элементы его характеристики подчинены раскрытию социальной сущности этого образа. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.

Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Все заняты. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.

Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам.

Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Однако в Советской России он оставался «своим».

После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Работал весь день, не замечая времени. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».

«Запорожцы пишут 
письмо турецкому 
султану» (1880-1891)

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)

Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В Третьяковской галерее представлен небольшой эскиз картины и ее вариант «Бурлаки идущие вброд» (1872).

В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.

Общение с прежними друзьями было только заочным. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.

«Торжественное заседание 
Государственного 
Совета 7 мая 1901

«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)

Крестьянство не пошло за народниками. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В эту минуту в комнату вошел Христос.

В 1878 году Репиным был написан первый вариант картины «Арест пропагандиста», второй, основной вариант которой датируется 1880–1892 годами. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.

Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Но при всей широте репинского интереса к человеку на первом месте для него стояли «люди, дорогие нации», –выдающиеся деятели русской культуры.

Жизнь и творчество 
художника Ильи Репина, 
описание

Жизнь и творчество художника Ильи Репина, описание

Действие происходит в тюремной камере. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).

Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. Вегетарианцем стал и сам Репин. За окном летний день. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Оно называется по имени артистки «Актриса Пелагея Антиповна Стрепетова» и имеет в подзаголовке слово «этюд». Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).

Берег Волги. Публике картина понравилась. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.

Известные произведения 
Репина Ильи Ефимовича

Известные произведения Репина Ильи Ефимовича

Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.

В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Силу человеческого духа увидели в картине современники. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели.

Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Одет Илья Ефимович в строгий темный костюм, который практически сливается с задним фоном. Совершая однажды прогулку по Неве, Репин увидел группу бурлаков, тянувших баржу. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Гоголевский Андрей мягко улыбается.

Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Третьяков»109. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.

В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. В этом проявилась глубина репинского проникновения в жизнь. В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими.

Окончательный вариант картины изображает только ватагу бурлаков, тянущих бечевой судно. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.

Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Убийство свершилось. Он сидит между двумя жандармами с шашками наголо. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.

Его черный, наглухо застегнутый сюртук усиливает это впечатление. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Программной работой Репина была картина на тему «Воскрешение дочери Иаира», небольшой эскиз которой представлен в Третьяковской галерее.

Они жили в Пенатах в течение двух недель. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.

Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, – чрезвычайно тяжелая изнурительная, забирающая здоровье, а, порой и жизнь, но позволяющая прокормить семью. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Внимание художника тяготит их.

О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. В мягком свете этих глаз перед нами раскрывается чистота взгляда этого человека на жизнь, ясность его ума, незамутненная болезнью, кротость его широкой души.