Репин Третьяков

Репин понимает, что сдержанность и скромность П. М. Третьякова мало гармонировала бы с более активной техникой и яркими красками. Репину очень хотелось написать портрет Третьякова. Когда он пришел в галерею, Третьяков позвал нас, то есть меня и Ермилова, в репинский зал. Так и не окончив портрета, Репин увез его в Петербург и здесь дорабатывал в короткие приезды Третьякова в столицу. Репин писал Третьякову письма, но Третьяков не отвечал.

В галерее имеются два портрета П. М Третьякова: 1876 года кисти Крамского и более известный портрет 188 года кисти И. Е Репина. Поэтому, если Репин видел, что чья-то картина висит неудачно, плохо освещена, немедленно советовал Третьякову устроить ее получше. Но самый известный портрет Третьякова был написан И. Е Репиным в 1883 году.

Репин мечтал написать Третьякова еще раз. Третьяков часто бывал у Репиных и темы их разговоров не иссякали. Мусоргский и Пирогов не были специально заказаны Третьяковым, но писались Репиным с расчетом на его собрание.

Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. А если после первого знакомства Павел Михайлович Третьяков, отобрав два маленьких холстика, говорил свое знаменитое: «Это я оставляю для себя», художник ликовал. Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.

И выделил это задумчивым выражением глаз, спокойствием, граничащим с умением достигать цели и знанием своего дела. Тургенев, П. И. Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». У Третьякова было несколько графических портретов М. И. А сколько он сделал для Москвы и москвичей.

Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков.

Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Рубинштейн, И. Е. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Лишь в 1873 году И. Н. Одновременно Репин вернулся к натурному портрету и переписал фон.

Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Чайковский, А. Г. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Васнецов, В. Г. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.

  1. Портрет Третьякова, Репин, 1883
  2. Описание картины Ильи Репина «Портрет Третьякова»
  3. Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  4. Описание картины Репина «Портрет Третьякова»
  5. Павел Третьяков опередил государя
  6. Павел Михайлович Третьяков и его галерея
  7. Сочинение по картине Репина Портрет Третьякова

Едва ли случаен заказ портрета И. Ф. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Немного позднее он приобрел полотна «Сбор вишен» И. И. Крамского, «Сосновый бор» И. И.

Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Глинки (1869), И. А. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Перову, И. Е. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.

Это было еще в 1880 году. Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.

Саврасова, «Больной музыкант» М. П. Русское купечество второй половины XIX века уже не было закрытым сословием, чтившим лишь «Домострой» и Священное писание. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. На этот факт уже обращали внимание исследователи25.

  1. Картину Третьяков купил после раздумий
  2. Илья Репин сообщил Павлу Третьякову, что приступил к работе над портретом Ивана Тургенева
  3. Павел Третьяков о русском искусстве
  4. Описание картины Репина Портрет Павла Михайловича Третьякова
  5. Городская художественная галерея братьев Третьяковых
  6. Павел Третьяков — московский купец, опередивший государя

С самого начала он стремился к широкому представительству в создаваемой галерее как портретируемых, так и портретистов. В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В. И. Глинки12. Пополнить коллекцию московского собирателя было огромной честью для художников. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.

Третьяков вкладывал деньги не только в предприятия, сулившие материальную выгоду. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. А. В. Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16.

  1. Идея собрать коллекцию картин воодушевила Третьякова
  2. Павел Третьяков — пожизненный попечитель галереи
  3. Интересные факты о Третьяковской галерее
  4. История в фотографиях — города и страны, события и люди

Иоанн ваш для меня соединение этой приживалки и Карамазова. Америка—Франция—Россия. – гений есть бесплотный дух добра или зла – чтобы достичь высот гения. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. Во всех материалах о Третьяковской галерее датой ее основания называется 1856 год – именно тогда П. М. Третьяков приобрел две первые картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи. Пушкину в Москве (открыт в 1880 году).

Именно в этот период, с конца 1860-х годов, П. М. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.

Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В 1856 году Третьяков купил работы Николая Шильдера «Искушение» и Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами».

Третьякова. Нам не известны годы приобретения графических портретов русских гитаристов А. О. «Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.

  • Современная Третьяковская галерея
  • Василий Перов «Сельский крестный ход на Пасху» 1861год
  • Илья Репин «Иван Грозный убивает своего сына» 1885год
  • Степан Александровский «Портрет Федора Ивановича Тютчева» 1876год
  • Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии» 1880-1883годы
  • Василий Суриков «Боярыня Морозова» 1887год

Его нельзя поставить в ряд с портретами Пирогова, Рубинштейна, Дельвига. Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован. На вернисаже они висели с табличками «собственность Третьякова». После специальной записки обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева к императору Александру III картина была снята с выставки, а Третьяков получил секретное распоряжение о «невыставлении картины в помещениях, доступных до публики». Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».

Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Репин, И. Н.

  1. Василий Суриков «Меньшиков в Березове» 1883год
  2. Василий Верещагин «Туркестанская серия» 1871-1873годы
  3. Николай Дубовской «На Волге» 1892год
  4. Виктор Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами» 1880год
  5. Валентин Серов «Девушка, освещенная солнцем» 1888год
  6. Александр Бенуа «Замок» 1895год

Думается, сама модель вызывала эту несколько суховатую строгую манеру. «Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации. «Сельский ход» был все-таки снят с выставки Общества поощрения художников, что, впрочем, Третьякова от передвижников не отпугнуло — с Перовым и его друзьями он сотрудничал в течение следующих 30 лет. Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С.

Портрет Третьякова, 
Репин, 1883

Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям. Формируя портретную галерею, Третьяков вольно или невольно отразил в избранных моделях себя, свои литературные, эстетические, нравственные предпочтения, свою человеческую и гражданскую позицию. Катков22, портрет которого безуспешно пытался заказать П. М.

И даже в позе Третьякова есть отголоски особенности этой личности. Молчаливый и вдумчивый, любитель книг и лубочных картинок, он уже в 15 лет вел бухгалтерию. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.

Туркестанская серия Верещагина заставила задуматься о новой перестройке. Погодина (1872) и других. Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Находясь в восторге от только что прослушанной новой оперы «Вражья сила» композитора А. Н.

Ге и другие. Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Писемского (1869), М. П.

Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности. Даля (1871), Ф. М.

Дружба и сотрудничество с Васнецовым продолжались до самой смерти Третьякова, которого за любовь к «былинкам» (по определению Мясоедова) не переставали критиковать. П. М. Третьяков был очень скромным, сдержанным человеком. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов. Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге.

Высоко ценил Павел Михайлович творчество В. Г. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.

Подробнее о биографии П. М. О гиперреализме с этим кибермастерством вспомнила сейчас с содроганием. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.

Его произведения будут висеть в Третьяковской галерее, рядом с картинами прославленных русских художников. Фон – стены любимой им галереи картин. Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства.

В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). По свидетельству современников, портрет отличался безусловным глубоким сходством.

Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Предполагалось, что серию приобретет государь, но тот отказался из-за колоссальной цены.

В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Продолжается пополнение музея художественными произведениями.

На его двоюродной сестре Вере Мамонтовой Павел Третьяков женился в 1865 году. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. Юрий, согласна, таланту не хватает свободы, озарения свыше и мастерства от бога. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.

Салтыкова-Щедрина. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Репин дважды подавал прошения об отставке. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Чехова».

В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. «Сельский крестный ход» Перова, ставший для современников символом нового реалистического искусства, Третьяков купил несмотря на разгневанную консервативную публику, объявившую картину «безнравственной».

Третьяков всякий раз радовался верному выбору. Каминский.

Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Начатые работы порой могли и не иметь продолжения. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.

Так, с ученической выставки Третьяков приобрел картину «Осенний день. Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Царь Иван Грозный и сын его Иван» работы В. М. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г.

Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Строгих правил или канона не существовало.

Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Даргомыжского (1869), Ф. И. Некрасова сатирика М. Е.

Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А.

Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Дом для детей-сирот художников, пенсии студентам московских вузов, благоустройство Москвы (строительство проезда в Китайгородской стене – ныне проезд Третьяковых), помощь художникам – это малая часть того, что делал этот человек. Отдельно хочется высказать упрёк Маргарите. Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого. Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.

Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10.

Репину, К. Ф. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Аксаков. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.

Ну не был отец Павла Михаил Захарович бизнесменом, купцом первой гильдии был. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников. Крамского, с которым особенно сблизился в 1876 году. В это время Третьяков становится искренним сторонником только что возникшего Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), он оказывает материальную и моральную поддержку художникам-передвижникам. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.

Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Терпеливо торговался с авторами иногда отказывался от слишком дорогих произведений, которые очень хотел приобрести. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович.

Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора. Майкова (1871), А. Ф. Однажды на выставку передвижников пришел Александр III. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.

В галерее появляются картины В. Д. Лев Толстой, например, так отозвался о картине: Молодец Репин именно молодец. По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1.

В 1860-е годы были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант» в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. Берёг деньги всё для той же цели: собрать как можно больше произведений, представить русскую школу не только в лучших её проявлениях, но и со всей возможной полнотой. Келером-Вилианди в 1870 году. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М. Через 16 лет на паях с еще двумя купцами Павел и Сергей Третьяковы открыли оснащенную по последнему слову техники льняную мануфактуру в Костроме.

Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Залы сообщались с жилыми помещениями. Подход Третьякова принципиально отличался от подхода других коллекционеров.

Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. «Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков. Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Сихры и С. Н. Третьяков был терпелив. Анненковым.

Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Третьяков»109. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В 1873 году к дому пристроили галерею, которая вскоре открылась для свободного посещения. Это портреты А. Н. Достоевского (1872), А. Н. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.

Летом 1873 г. Крамской с семьей живет на даче в Козловке-Засеке, возле Тулы. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Здание было соединено с жилым домом, но имело отдельный вход для посетителей. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.

Он требовал большего. Портрет не был исполнен. Крамского «Неутешное горе», Н. А. Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А.

От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Третьяков купил работы за 92 тысячи рублей. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Васнецова, И. С.

«Портрета В. М. Клодта. Но обновленная экспозиция в здании в Лаврушинском переулке из-за недостаточности площадей была доведена лишь до авангардистских течений начала XX века, как они сложились к 1917 году.

Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Третьяков не покупал ни одной картины, не поторговавшись немного. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.

Десятилетиями он материально поддерживал художников, помогал Ивану Крамскому, Василию Перову, многим другим. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Павел Третьяков родился в 1832 году в старинном купеческом районе Москвы — Замоскворечье.

«. Я задался собрать русскую школу, как она есть в последовательном ее ходе» 5, – так обозначил в 1879 году П. М. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».

Третьякове содержит ряд ошибок и стилистика изложения биографии этого удивительного человека оставляет желать лучшего. После того как Репин, воспользовавшись отсутствием Третьякова в галерее, переписал тон головы Ивана Грозного, хранители получили наказ – никогда не подпускать его близко к собственным работам. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.

В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Д. И.

Но сделать портрет по материалам и воображению было нелегко. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Купец Василий Кокорев в 1862 году открыл первую в Москве публичную картинную галерею. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.

Стернина, «довольно специфического состава» 21. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В 1885 году к дому в Лаврушинском пристраивается еще 7 залов.

Но не это главное. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В письмах он оценивает, критикует, требует и ищет новое. Когда И. Н.

За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным». В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. Не молитвы, а проклятья срывались с ее губ и к мести взывала душа.

От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться. Красивое, правильное русское лицо обрамлено бородой, как носили в 80-х годах. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Дочерям он дал прекрасное домашнее образование.

Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. В 1870-е годы в собрании Третьякова появляются картины «Христос в пустыне» И. Н. Портрет П. М. Третьякова (1883) не считается особо удачным.

На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Было от чего зайтись дыханию.

Его дедушка по материнской линии экспортировал в Англию сало. Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н. Павел Михайлович много работал: большую часть времени отнимали торгово-промышленные дела — управление Костромской льнопрядильной фабрикой, магазины и другие, а все оставшееся время посвящалось галерее (посещение выставок, художников, строительные работы в галерее, развеска, составление каталога и т. п. ). На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами.

Возглавляемые Н. Г. Общение с прежними друзьями было только заочным. Уж особенно в монастыре. 16 декабря 1998 года, в день 100-летия со дня смерти П. М. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.

Серова исполненного И. П. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.

Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. В 1872 году началось строительство, а через два года произошло переселение картин в двухэтажное, состоящее из двух больших залов первое помещение Третьяковской галереи.

Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Он и изображен сосредоточенным, глубоко задумавшимся, ушедшим в себя. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Крамскому удалось его уговорить. Погодин, наряду с ним Ф. И. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.

Соколова, «Разносчик» В. И. Так он не только пополнил коллекцию, но и поддержал семью покойного друга. Если ранее, как отмечает наблюдательный современник, портреты в галерее Третьякова были «скучены и внизу и наверху», то теперь «развешены по мастерам» «в хронологическом порядке», обращая внимание публики на «манеру художника» 6. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Картина была показана на 8-йвыставке Товарищества передвижных выставок в 1880году.

Любопытное, на первый взгляд, совпадение. В их доме бывали художники, писатели, музыканты, в том числе И. С. Знаменитая «Тройка» Василия Перова была продана всего за 50 рублей серебром. Иных тогда трудно иметь было. Худякова.

«Как так. » Очень просто, я, разумеется, не напишу и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно. А произошло это так. Крамской, В. М. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Художник по просьбе Третьякова внес изменения в самые знаменитые свои работы — «Не ждали», «Правительницу Софью» и «Крестный ход», но увлекся и стал дописывать картины даже после того, как они перемещались в основную экспозицию.

«Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» 14. Келеру-Вилианди, А. Г. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.

Нет. Горавскому, В. Г. Но незаконченное полотно «Никита Пустосвят. Клодта, «Бабушкины сны» В. М.

Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным. Торговля расширялась и процветала. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Островского (1871), В. И.

собрание мое, картин русской школы и портретов (выделено автором – Т. Ю. )» 2. Гончарова (1869), А. Н. Крамской работал над портретом Л. Н.

Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». А в 1887 он заказал Репину живописный портрет композитора «в период сочинения им оперы «Руслан и Людмила», любимой оперы собирателя. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Крамскому (последние два – отказались). Павел Михайлович Третьяков родился в 1832 г. и был первенцем.

В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера, научные конференции. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Кроме того, в эти годы у Репина была уйма работы. Положил глаз на другую, на третью — все оказались проданы тому же коллекционеру.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. или. «Признаюсь Вам откровенно, – писал в 1877 году Илья Репин, – что если уж его продавать, то только в Ваши руки, в Вашу галерею не жалко ибо говорю без лести, я считаю за большую для себя честь видеть там свои вещи». Заказы портретов становятся единичными.

Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н. Н. Во-первых, он планировал сделать галерею общедоступной. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу».

Она ушла из жизни в 1931 году55. Третьяков дальнейший вектор развития галереи. Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.

В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Аксенова, автора популярных романсов композитора А. А.

В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Третьяков пытался действовать через Фета, рассчитывая на его дружбу с Толстым, но получил отказ: «Насчет портрета я прямо говорил и говорю: нет Есть какое-то чувство, сильнее рассуждения, которое мне говорит, что это не годится».

В частности материал о П. М. Размер портрета обычно приближен к натуре. Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. Третьяков высоко ценил талант И. Н. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Вяземского (1874) и других деятелей культуры.

Алябьева или А. Л. По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение.

Желая иметь «достойный» портрет писателя, Третьяков пытался заказывать его многим живописцам: В. П. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Павел Михайлович женился поздно, в 1865 г., но был очень счастлив в семье. Третьяковы принадлежали к старинному купеческому роду, который ведет свою родословную из Калужской губернии.

Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Спор о вере» Третьяков приобрел у наследников Перова за семь тысяч. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова. Посещает Льва Толстого в Ясной Поляне, но тот продолжает отказываться от позирования.

Максимова и другие. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887).

Шишкина «Утро в сосновом лесу», И. Н. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений.

В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Дашкова, собиравшего галерею знаменитых соотечественников, пожертвованную им в 1882 году в Румянцевский музей. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». О том, что у него уже тогда возникла идея создания музея русской живописи, говорит его первое завещание 1860 года, в котором он просит брата и сестер исполнить его просьбу: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи». Позже открыл клинику для тяжелобольных, где работало психиатрическое отделение. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.

В 1874 году Василий Верещагин выставил на продажу свою «Туркестанскую серию». За месяц до этого не стало Сергея Третьякова. В семье все любили друг друга.

Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Поленова, И. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» произведения И. Е.

Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Серова (1870), А. С. Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый.

На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра». В 1850 году, когда не стало отца, старший сын принял дела. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Отец Михаил Третьяков был человек строгих патриархальных взглядов.

Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).

О П. М. «Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии. Судьбы детей Репина сложились по-разному.

Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Дружба и сотрудничество с Васнецовым продолжались до самой смерти Третьякова, которого за любовь к былинкам (по определению Мясоедова) не переставали критиковать. Якоби, «Последняя весна» М. П. Остроухова.

Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим» 28. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Потом встречи заменила переписка. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Браз. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.

Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Тонкие, длинные пальцы характеризуют коллекционера как аристократа с утонченной натурой.

Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. П. М. Верещагину, И. П.

Перов, В. Д. Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. Не захотел скинуть ни рубля за «Княжну Тараканову» Константин Флавицкий. Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. Даргомыжского11.

Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. В то же время, покупая картины, он называл весьма умеренные цены.

Ярошенко «Всюду жизнь» и другие. «Портрет А. П. Одним из первых был заказан живописный портрет А. С. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».

Опекал училище глухонемых, был организатором приюта для вдов и сирот неимущих художников. Погодин, а после его смерти – И. С. Характерен жест рук, выражающий собранность, даже некоторую замкну- I тость характера. К числу удачных работ Репина надо отнести картину «М.

Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9. Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной). Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», И. И. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. С тех пор началась дружба семьями.

Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Об этом достаточно сказано в литературе. Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С.

В 1869 году он возглавил Попечительское о глухонемых общество и стал основным благотворителем Арнольдовского училища для глухонемых детей. Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками». В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.

Руководил строительными работами муж одной из сестер Третьякова, архитектор А. С. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Л. Н. Толстого».

Во-вторых, при покупке картин руководствовался не столько личными вкусами, сколько мыслью о полном и объективном освещении отечественного художественного процесса. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным. Павел Михайлович Третьяков писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья. » Через много лет, вспоминая об этих днях, старшая из дочерей Вера Павловна напишет в своих воспоминаниях: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.

Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах. Собиратель болезненно переживал, когда желанная картина уходила в чужие руки. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Были годы чрезвычайно «урожайные». Тургенева31, в которых, по свидетельству А. П.

В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Тютчева (1873), А. К. Гуну, И. Н. На выставку картину взяли после поддержки Репина, которому «Побоище» нравилось, а там ее разглядел и приобрел Третьяков.

Ради этого они нередко уступали в цене, хотя и ворчали, что «Павел Михалыч прижимист». Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Поддерживал людей искусства и Савва Мамонтов. Левитана, А. М.

У нас была геморроидальная, полоумная приживалка-старуха и еще есть Карамазов-отец. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. 1898). Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. М. Бунакову.

Руки, скрещенные на груди, ярко выделяются на фоне черного сюртука. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Картина была показана на 8-й выставке Товарищества передвижных выставок в 1880 году. Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П.

В Галерее работает детская студия. Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Третьяков, обычно молчаливый, здесь с жаром высказал свое одобрение: Если Вы, добрейший и любезнейший Илья Ефимович, остановитесь писать Софью в царской одежде, то, мне кажется, следует ей дать в руку ручное зеркальце. Шишкина, «Грачи прилетели» А. К. Сокольники» никому ещё не известного, восемнадцатилетнего художника Исаака Левитана.

Якоби, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А. К. Толстого (1874), П. А. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. У него было 6 детей.

В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Одним из членов Славянского комитета был М. Н.

Эти приобретения положили начало галерее.