Руанский Собор Клод Моне

По серии «Руанский собор» можно не только представить причуды погоды в городе, но и душевное состояние Клода Моне. «руанский собор»— цикл из тридцати картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные художником в 1890-х годах. Цикл «Руанский собор» — это цикл из тридцати картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные художником в 1890-х годах.

Клод Моне Руанский собор – венец импрессионизма

Серия, посвященная Руанскому собору, состоит из 30 картин, выполненных в одном формате. Четыреста лет здание перестраивалось и укреплялось, стилистическое единство было нарушено, тем не менее собор выглядел весьма живописно, Моне был им просто очарован.

В серии, посвященной Руанскому собору, основным структурным элементом является свет, зажигающий краски и отражающийся от каменной поверхности имитируя форму предметов и придавая глубину трехмерному изображению. В этой серии мы видим один и тот же объект, но не один и тот же образ. Для этого Моне собирался выставить все картины сразу. Новое место обзора находилось в непосредственной близости от гостиницы из окон которой Моне впервые запечатлел вид собора. Картины, где собор – светлый, написаны днём.

Грандиозный фасад превращается в своего рода грандиозный экран, в котором отражаются сложные эффекты преломляющегося света. На всех полотнах изображен западный фасад собора, только центральный вход. Художник просто набросал множество солнечных лучей – и получились прекрасные картины серии Руанский собор. Главный фасад отстраивался в течение нескольких веков.

Руанский собор, 
главный вход и Тур 
дАльбан на солнце

Руанский собор, главный вход и Тур дАльбан на солнце

У Моне тень становилась цветом, а цвет— игрой света. В ветреную погоду поверхность камня кажется рябой, а в солнечные дни — темно-серой. Так, выставка начиналась с картин в холодных серых тонах, постепенно набирая полноты света и переходом на белую гамму. Все они выполнены в одном формате. Из его окон открывался прекрасный вид и долгое время он наслаждался этим зрелищем работая в одно время над несколькими картинами.

Только Моне мог превратить огромную массу известняка в чистую вибрацию света. Чего уж говорить о живописце, глаз которого куда более совершенен. Клод Моне увековечил облик Руанского собора, ставшего символом Франции, не придавая особого значения его архитектурным особенностям. Точное наблюдение Моне за малейшими изменениями свето-цветовых отношений достигло своей кульминации в серии полотен «Руанский собор».

Описание картины 
«Руанский собор, 
главный вход и Тур

Описание картины «Руанский собор, главный вход и Тур дАльбан на солнце»

Почему Моне остановился на этом сюжете. Художник почти полностью отказывается от линии, рисунка, растворяя их в красочном пятне. Вот как описывал свои впечатления от серии «соборов» Жорж Клемансо, художественный критик и близкий друг Моне, часто бывавший в его доме в Живерни и истинный почитатель его таланта: «Сначала серая серия — огромная серая масса, которая постепенно все больше и больше светлеет затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей своей кульминации в сполохах радужной серии и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение».

«Соборы» вызывали противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро и Клемансо приняли их с энтузиазмом. Затем появлялись нотки ярких переливов. 3 апреля Моне писал Алисе Ошеде: «Каждый день я открываю для себя что-то новое, то, чего не видел раньше».

Цикл картин Клода 
Моне «Руанский собор»

Цикл картин Клода Моне «Руанский собор»

Главный фасад отстраивался в течение нескольких веков. Невооруженным глазом видно, что облик собора постоянно преображается в лучах света. Десятки раз повторяя мотив, преображающийся в лучах света в различное время дня, Моне изменил общепринятое представление о картине как о законченном самодостаточном произведении. «Соборы» вызвали противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро приняли их с энтузиазмом, а Клемансо написал статью «Революция соборов». Он сознательно выбрал тот же период, что и в прошлом году, желая работать при таком же освещении, но тем не мене был вынужден несколько изменить угол зрения, переместившись в здание завода «Эдуард Моки» на улице Большого моста. В зависимости от солнца и настроения, Моне кладёт мазки жёлтых, голубоватых, ультрамариновых «рефлексов» на стены собора.

С абстракционизмом обычно связывают позднее творчество Моне и прежде всего – работы из грандиозной серии «Кувшинки» : отдельные фрагменты этих произведений мог бы, кажется, написать представитель абстрактного экспрессионизма Джексон Поллак. Цикл «Соборы» не был для Моне первым циклом полотен одной темы, но он был самым исчерпывающим. «Соборы» вызвали противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро приняли их с энтузиазмом, а Клемансо написал статью «Революция соборов». В разное время суток источник света – солнце – находится в разных точках небесного свода. Впервые Моне посетил Руан в 1892 году и был восхищен помпезностью и убранством собора. Эта светлая, полупрозрачная дымка придаёт сооружению романтичность.

Руанский собор, 
портал и башня Сен-Ромен: 
пасмурная погода

Руанский собор, портал и башня Сен-Ромен: пасмурная погода

Краски и фрагменты картины сливались и соединялись между собой. Символично, что в том же 1895 году, когда «Соборы» экспонировались у Дюран-Рюэля, в Москве проходила выставка импрессионистов, на которой тридцатилетний Василий Кандинский увидел картину Моне «Стога», ставшую первым шагом на его пути к абстракционизму. Я метил слишком высоко, но, кажется, перестарался испортив то, что было хорошо. Не стану даже упаковывать свои полотна – не хочу их видеть, хоть некоторое время».

Вопреки воле Моне «Соборы» были проданы разным лицам и сегодня они хранятся в музеях Франции, Соединенных Штатов и России. Ожидаемая всеми руанская серия была представлена только в 1895 году. Тогда он и начал писать первые картины из цикла, а всего их насчитывается около 30.

Однако отсутствие контраста здесь – специально. Этот человек ходил с Моне на прогулки и помогал учиться рисовать с натуры. Последние шесть работ созданы в третьей по счету квартире, в которую художник переехал по чисто бытовым причинам.

Он внес храм в историю современного импрессионистического искусства. Для Моне эффекты света стали столь же важными как и изображаемый предмет. Главный фасад отстраивался в течение нескольких веков. Однако если в своих первых сериях Моне еще отдавал дань традиции, меняя точку зрения и композицию, то в серии «Руанский собор» он предложил действительно революционное решение: на всех картинах изображено, с очень незначительными вариациями, одно и то же – фрагмент западного фасада знаменитого готического собора в Руане. Его картины похожи на множество копий фотографий, к каждой из которых применили какой-то фильтр.

Серия "Руанский 
собор": двадцать 
открытий Клода Моне

Серия "Руанский собор": двадцать открытий Клода Моне

В результате картины были распроданы поодиночке и разошлись по разным странам. Руанский собор – это не только произведение искусства архитектуры. Моне был буквально одержим новым замыслом: «Я сломлен, я не могу больше. Невооруженным глазом видно, что облик собора постоянно преображается в лучах света.

Такая экспозиция была организована в 1895 году в галерее Дюран-Рюэля, где было представлено 20 полотен с изображениями Руанского собора, развешанные в своответствии с измнением освещенности, как и задумал Моне. Он не любил теоретизировать («я всегда ненавидел эти ужасные теории») и выразил свои творческие устремления в трех словах: «Я ищу невозможного». «Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что должен работать, чтобы воспроизвести то, что я ищу: мгновенное влияние атмосферы на вещи и свет, рассеянный во всем», – писал Клод Моне в 1891 году.

Доклад: Руанский 
собор Клода Моне

Доклад: Руанский собор Клода Моне

Моне хотел, чтобы оставшиеся двадцать картин серии продавались не по одной, а всей серией, — при том, что каждая из них оценивалась в 15 000 франков. Он был то голубой, то красный, то желтый». Меняется только свет и цвет. Серия картин "Руанский собор" Клода Моне (это около 30 картин) стала наглядным примером (символом), демонстрирующим саму идею импрессионизма.

Благодаря Полю Дюран-Рюэлью в мае 1985 года была организована персональная выставка для цикла «соборов» и еще до окончания выставки было продано 8 картин. Не видно ни башен, ни колокольни. Будучи юношей, он познакомился с одним из основателей школы – Эженом Буденом. Однако, если присмотреться внимательнее, можно найти множество отличий. Он сознательно выбрал тот же период, что и в прошлом году, желая работать при таком же освещении, но тем не мене был вынужден несколько изменить угол зрения, переместившись в здание завода «Эдуард Моки» на улице Большого моста.

Работа над «Соборами» заняла более двух лет. Ожидаемая всеми руанская серия была представлена только в 1895 году. Чего уж говорить о живописце, глаз которого куда более совершенен. Художник показал наглядно разные впечатления (impression) от видов Руанского собора при различном освещении, погоде и времени суток.

В ветреную погоду поверхность камня кажется рябой, а в солнечные дни – темно-серой. В 90-е годы XIX века Моне, завершив (в его случае — не мучительные) поиски, переходит к новому стилистическому этапу в своей творческой жизни серией полотен «Руанский собор». И там возобновляв в памяти образы храма продолжал трудится над рисунками. Большинство работ были созданы в 1892 и 1893 годах, впоследствии он их доработал в 1894г. Переутомление работой сказывалось и на его здоровье, в одном из писем жене он рассказывал: «Ночью меня одолевали кошмары, собор словно обрушивался на меня, сбивая с ног.

Клод Моне и его серия «Руанский собор»

Светлый камень игра света и тени, резное кружево – всё это стало для художника идеальным «экраном», на котором отражались изменения, происходящие в природе день за днем, от рассвета до заката. Мазок художника становится рельефным, будто передавая фактуру камня. Под кистью Моне все теряет свою определенность и вещественность. Он многократно переписывал холсты, в отчаянии уничтожал их и начинал заново (что объясняет противоречивую информацию об общем числе картин, от 28 до 40, считая наброски). Вопреки воле Моне «Соборы» были проданы разным лицам и сегодня их можно найти в музеях Франции, Соединенных Штатов и России.

В этом поиске невозможного, в мучительной погоне за мгновением Моне провел годы, отданные серии «Руанский собор», ставшей, по мнению критиков, квинтэссенцией импрессионизма.

В циклах «Вокзал Сен-Лазар» (1877), «Стога» (1890 – 1891), «Тополя» (1891) Моне многократно изображал близкие сюжеты при различном освещении и погодных условиях, всё более решительно двигаясь от одиночного пейзажа или группы тематически близких пейзажей к объединенной общим замыслом серии. Живопись собора была многообещающей задачей, даже для Моне. На каждой работе собор изображён иначе, чем на предыдущей. Ожидаемая всеми руанская серия была представлена только в 1895 году. Чего уж говорить о живописце, глаз которого куда более совершенен.

И здесь он проявил выдержку показав сено под летним солнцем, в зимнюю пору и весной, на восходе и заходе солнца. Многие задаются вопросом: «Почему именно этот сюжет. ». В полдень, когда солнце находилось в зените, все здание озарялось ослепительным солнечным светом, в тени оставались лишь порталы, заслоненные фасадом. Клемансо даже пишет статью «Революция соборов». Благодаря Полю Дюран-Рюэлью в мае 1895 года была организована персональная выставка для цикла «соборов» и еще до окончания выставки было продано восемь картин. Со словами Кандинского перекликаются рассуждения о «Соборах» Моне другого зачинателя беспредметного искусства – Казимира Малевича: «Не собор нужен, а живопись, а откуда и с чего она взята, нам не важно, как не важно, с какой раковины выбраны жемчуга».

Моне арендовал апартаменты возле собора, где для работы оборудовал временную студию. Тени написаны яркими красками. Но нельзя в этом смысле недооценивать и «Соборы». В феврале 1892 года художник приезжает в Руан и снимает комнату на главной улице прямо напротив знаменитого готического собора.

Клод Моне примкнул к импрессионистам не сразу, в силу своего возраста. В предыдущих своих экспериментах со светом художник изображал пейзажи. Окончательно серия была завершена лишь в 1894 году в Жаверни. Если посмотреть внимательно – здания на «солнечных» картинах состоят из сплошных пятен света разных цветов и оттенков. Благодаря Полю Дюран-Рюэлью в мае 1895 года была организована персональная выставка для цикла «соборов» и еще до окончания выставки было продано восемь картин.

Я работаю так, что от усталости близок к удару.

Руанский собор в 
полдень — Клод Моне

Руанский собор в полдень — Клод Моне

Играя с объектами маэстро сотворил массу новых образов. Здание полностью растворяется в свето-воздушной среде, свойственной определенному времени суток: на рассвете оно окутано влажными парами воздуха, на закате озарено теплыми розовыми лучами, колебания яркого полуденного света придают ему мощь. Моне был очарован им.

«Глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины», – передавал Кандинский свое впечатление от «Стогов». Серединой и квинтэссенцией были работы с радужными переливами и особо яркими мазками. Атмосферные эффекты переносятся на холст, кажется, что время на миг застыло. Вопреки воле Моне «Соборы» были проданы разным лицам и сегодня они хранятся в музеях Франции, Соединенных Штатов и России.

Грандиозный, как сам Руанский собор, труд измучил Моне. Картины «Руанский собор в полдень» и «Руанский собор вечером», вероятно, были написаны из окна дома, расположенного напротив собора. У Моне тень становилась цветом, а цвет — игрой света. Ведь именно в «Соборах» художник наиболее последовательно продекларировал вторичность объекта по отношению к собственно живописным эффектам. Благодаря этому складывается впечатление, как будто свет живет в картине.

3 апреля Моне писал Алисе Ошеде: «Каждый день я открываю для себя что-то новое, то, чего не видел раньше». Об этом свидетельствует ракурс захвата картин. Импрессионисты освежили пейзажную живопись и сделали её более реалистичной, пусть взамен детализации и «прилизывания» композиции. Картины занимали целый зал и Монэ сам утверждал порядок их расположения.

Видео:Руанский собор 
Клода Моне

Видео:Руанский собор Клода Моне

Клод Моне писал живо, напористо и его эмоции передаются зрителям. Благодаря этому складывается впечатление, как будто свет живет в картине. Невооруженным глазом видно, что облик собора постоянно преображается в лучах света. Вот как описывал свои впечатления от серии «соборов» Жорж Клемансо, художественный критик и близкий друг Моне, часто бывавший в его доме в Живерни и истинный почитатель его таланта: «Сначала серая серия – огромная серая масса, которая постепенно все больше и больше светлеет затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей своей кульминации в сполохах радужной серии и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение». Руанский собор художник изобразил загадочным, потерянным в утреннем тумане. Я не могу думать ни о чем, кроме собора. Так в статье «Революция соборов» будущий премьер-министр Франции Жорж Клемансо описывал выставку, на которой Клод Моне представил серию картин «Руанский собор».

И лишь спустя более 100 лет, в мае 1994 года часть картин была выставлена в качестве экспозиции на тему творчества Моне в Руане. Ни одна серия, ни до, ни после, не давалась ему с таким надрывом: ведь в «Соборах» Клод Моне ввел в живопись имевшую дело обычно лишь с тремя измерениями пространства, четвертое измерение – время. Вся суть в освещении. Моне начинал работать ранним утром, не дожидаясь семи часов, при контражуре, так как солнце всходило за собором и его лучи падали на здание сзади, едва высвечивая контуры башен и шпилей.

О серии картин «Руанский 
собор»

О серии картин «Руанский собор»

Это – ещё и название серии потрясающих работ французского художника Клода Моне. Даже названия отдельных работ серии приближают нас к беспредметному искусству: «Коричневая гармония», «Гармония голубого и золотистого», «Симфония серого и розового». Но его не очень привлекали архитектурные особенности этого грандиозного сооружения, больше всего его интересовали цветовые рефлексы на камне при разных углах преломления солнечных лучей. Живопись собора была многообещающей задачей, даже для Моне.

Здание полностью преображается, становясь сценой для прекрасного светового спектакля.

Краски пронизаны черным, серым, белым, синим, красным светом – всеми его оттенками. Краски и фрагменты картины сливались и соединялись между собой. Трудился Клод над циклом «Руанский собор» около двух лет.