Рубенс Картины Скачать

Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)

В конце 1605 года Питер Пауль переехал в Рим к брату Филиппу, который устроился тогда библиотекарем кардинала Асканио Колонна. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году.

Смотрим палитры в приглушенном (dull) и ярком (vibrant) вариантах. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона.

картина, Питер Пауль 
Рубенс, мифология, 
, Праздник Венеры

картина, Питер Пауль Рубенс, мифология,, Праздник Венеры обои (фото, картинки)

За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Рубенс стоял между Микеланджело и Бернини как художник своей эпохи, который смог объединить в своём искусстве живопись, скульптуру и архитектуру. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета».

Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21.

Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.

Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя».

К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Около полусотни картин ушли с молотка поодиночке за достаточно высокую цену, так, пейзаж с замком Стеен купил за 1200 флоринов старший сын художника Альберт. О его передвижениях свидетельствует переписка с герцогским управляющим Аннибале Кьеппьо из которой следует, что в Мантуе Рубенс провёл полных три года из восьми лет пребывания в Италии. Гравюра Желая, чтобы создаваемые по его картинам гравюры стилистически соответствовали оригиналам, передавая градациями черного и белого все особенности его живописи или, говоря иначе, требуя от гравюры «эффекта картины», Рубенс внимательнейшим образом следил за самим процессом создания подготовительных рисунков, предназначавшихся для гравирования.

Задача была грандиозна: следовало сорвать готовящуюся сделку Ришельё с Англией уговорить главу французских гугенотов Субиза вернуться во Францию, чтобы раздувать смуту далее найти возможность примирить курфюрста Пфальца с австрийским императором, поскольку это стало главной причиной желания Лондона к переговорам наконец, приложить все усилия к заключению перемирия между Испанией и Соединёнными Провинциями. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца.

Тем не менее, военные поражения в Испанских Нидерландах и невнятная позиция Оливареса привела к тому, что восстановление отношений было невозможно. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать.

Торрент скачать 
бесплатно фильмы, 
сериалы игры, музыка,

Торрент скачать бесплатно фильмы, сериалы игры, музыка, книги, программы, КПК

Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием.

Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста».

Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Он вставал в четыре часа утра и слушал раннюю мессу, уверяя, что такое начало дня помогало ему сосредоточиться и ощутить необходимое для работы спокойствие духа. Рубенс воспользовался моментом, чтобы, как и в молодости, скопировать интересовавшие его работы Тициана— всего 32 картины.

И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса). По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Но Идас камнем сразил Полидевка. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства.

Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Только после смерти мужа в 1587 году Мария Пейпелинкс получила возможность вернуться с детьми в Антверпен. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность.

Питер Пауль Рубенс 
– биография и картины

Питер Пауль Рубенс – биография и картины

Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Переговоры с художником начались в 1621 году, в ноябре согласие дал королевский интендант Ришельё и 23 декабря Николя де Пейреск писал Рубенсу о его приглашении в Париж154. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». В городе он остановился в престижной гостинице и скоро свёл знакомство с дворянином из свиты Винченцо I Гонзага, поскольку герцог Мантуи прибыл на карнавал из Спа, где проходил лечение.

Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. В 1581 году Рубенсы смогли вернуться в Кёльн, сняв большой дом на Штернегассе, который впоследствии был резиденцией Марии Медичи. Судя по описаниям племянника— Филиппа Рубенса, Питер Пауль вёл в своём помпезном доме почти буржуазную жизнь. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.

Патрон признавал его высочайшее дарование и позволял ощущать себя мэтром: например, только он был допущен к чтению итальянских дневников Рубенса с описанием его впечатлений и технических находок. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.

Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Эрцгерцогиня возместила ему все расходы и подписала прошение о даровании художнику испанского кавалерского титула, аналогичного английскому.

Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно.

Антверпенские работы 1609—1611 годов демонстрируют быструю эволюцию Рубенса в техническом отношении. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Заказные портреты генуэзской аристократии стали эталоном барочного портрета и надолго определили развитие этого жанра в Италии, Фландрии, а затем и Франции и Испании.

Брак был заключён с большой поспешностью. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38.

Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения.

В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Рубенс заботился о своих авторских правах. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». В 1632 году Рубенс добился продления авторских прав на репродукции своих картин во Франции, однако некий предприимчивый торговец оспорил решение суда низшей инстанции и апеллировал к Парижскому парламенту.

Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».

Карлу Борромео). Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Однако все они поражают нас буйством красок, тончайшими переходами оттенков и чувственной радостью бытия – таковы «Союз Земли и Воды», «Похищение Ганимеда», «Туалет Венеры».

Петер Пауль Рубенс 
и его картины (16)

Петер Пауль Рубенс и его картины (16)

Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. В Кабинете рисунков Лувра сохранился подготовительный эскиз композиции портрета герцога Лерма, созданный итальянским карандашом на тонированной бумаге, для которого позировал нанятый натурщик.

Собственно же переговоры начались абсолютно неудачно, поскольку король, несмотря на огромное расположение к художнику и уважение к его статусу, не желал идти на уступки даже в мелочах. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Если отсчитывать стиль барокко от римских сооружений Ордена Иезуитов142, то исторически о своей принадлежности к этому стилю Рубенс объявил в 1620 году, когда принял заказ у иезуитов на оформление фасада и внутреннего убранства церкви св. Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу.

Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Он продолжает библейскую и античную тему («Вирсавия», «Три грации», «Вакх»), пишет множество патетических композиций для триумфальных арок и апофеозов, батальные сцены. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома.

После июльских событий 1631 года Мария Медичи бежала из пределов Французского королевства и укрылась в Хагенау. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Выдающийся фламандский художник Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми как для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, — мощным интеллектом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности. Рубенс продолжал активно снабжать брюссельский двор информацией из Англии, но в Мадриде так и не оценили её значения167. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами.

В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157.

Галерея картин Питера 
Пауля Рубенса

Галерея картин Питера Пауля Рубенса

Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму».

Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Луки214. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу.

Известные картины 
Питера Пауля Рубенса

Известные картины Питера Пауля Рубенса

Этот алтарный образ по праву считается одной из самых мощных и величественных картин Рубенса. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196.

В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Эта утрата достойна глубокого переживания и так как единственное лекарство от всех скорбей— забвение, дитя времени, придётся возложить на него всю мою надежду.

После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах.

На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). «Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.

Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой. В частности, были убраны бойницы.

Обои питер пауль 
рубенс для рабочего 
стола (9 штук)

Обои питер пауль рубенс для рабочего стола (9 штук)

М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере.

О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».

20 готовых цветовых 
палитр с насыщенных 
картин Рубенса

20 готовых цветовых палитр с насыщенных картин Рубенса

Картина была подписана обоими художниками104. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Деятельность Рубенса на протяжении 1620-х годов поражает своей разносторонностью.

В конце концов, потерпев в 1631—1632 годах неудачу в очередных переговорах по поводу возможности заключения перемирия с Голландией, Рубенс, «возненавидев дворы» и ощутив всю тщету своих усилий в мире, раздираемом противоречиями «железного века», оставляет дипломатическую деятельность, всецело отдавшись творчеству. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Она даже пыталась продать ему свои драгоценности, чтобы нанять войска Рубенс кое-что купил. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Однако величина фигур угнетает динамику композиции.

  • Рубенс Питер ПаульКартины и биография
  • Презентация на тему: Питер Пауль Рубенс
  • 10 шедевров Питера Пауля Рубенса
  • Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
  • Презентация "Питер Пауль Рубенс – король живописи"
  • Рубенс, Питер Пауль – презентация
  • 28 июня, 435 лет назад, родился фламандский художник эпохи барокко – Питер Пауль Рубенс
  • Прибытие Марии Медичи в Марсель Питер Пауль Рубенс

Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе.

«Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно».

Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля.

Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. В качестве свадебных подарков Елена получила от Рубенса пять золотых цепей, в том числе две с бриллиантами, три нитки жемчуга, бриллиантовое колье, такие же серьги, золотые и эмалевые пуговицы, кошелёк с золотыми монетами и множество дорогих нарядов210. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой.

  • Елена Фоурмен со своими детьми Питер Пауль Рубенс
  • Осенний пейзаж с замком Стен Питер Пауль Рубенс
  • Похищение дочерей Левкиппа Питер Пауль Рубенс
  • Снятие с креста Питер Пауль Рубенс
  • Картины и репродукции Питера Пауля Рубенса
  • Влияние Византии на формирование русского национального стиля

В спорах критиков, принадлежавших к обоим лагерям, на первое место выносились требования, предъявляемые к линии и цвету. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва.

Контрастом этой картине служит вторая, на которой изображен спокойный танец служанок Венеры. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206.

  • Смоленск — древний город России
  • Каменная архитектура Красноярска
  • Нидерландские пословицы художника эпохи Возрождения Питера Брейгеля
  • Моя малая Родина – Питерский район

Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.

Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября.

Особой его любовью пользовались геммы и монеты, причём одну античную гемму он не смог продать вместе с коллекцией герцогу Бэкингему— настолько он к ней привязался. Считается, что женщинами на картине являются Мария Магдалина и две сестры Девы Марии. Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
  • Художник Рубенс – интересные факты

Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений.

В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.

В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».

Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Персы же, придя, перебили многих из них, а еще больше захватили в плен, среди прочих и сына царицы Томирис, командовавшего массагетами имя которого было Спаргапис.

Но чаще всего резких границ в его творчестве провести нельзя, так как Рубенс постепенно избавлялся от наиболее характерных черт одного этапа и переходил к другому.

Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80.

В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.

Рубенс Питер ПаульКартины 
и биография

Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199.

Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать.

При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Художник любил работать с размахом, о чем говорят уже его первые монументальные композиции «Воздвижение Креста» и «Снятие с креста».

16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Творчество Рубенса— органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.

В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Работы Рубенса безоговорочно принимались как светскими, так и церковными заказчиками и он практически не подвергался критике при жизни. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Графические и живописные портреты родственников или людей, вызывавших симпатию, многочисленны в рубенсовском наследии.

В 1626 году умерла жена художника и он очень тяжело переживал эту потерю. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.

В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Замысел и осуществление картины отличаются сочетанием новаторства и традиции: колорит явно отмечен подражанием Тициану, а тема и композиция столь же явно отсылают к нидерландским корпоративным и семейным портретам40.

Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора.

В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182.

Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175.

Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись».

27 мая 1640 года Рубенс составил завещание, а 30 мая его постиг приступ такой силы, что не выдержало сердце: незадолго до полудня художник скончался. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги.

Искусство Рубенса – типичное выражение стиля барокко, которое приобрело в его произведениях национальные особенности. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Мастерская Рубенса и в самом дело была лучшей профессиональной школой во Фландрии того времени ибо Рубенс умел не только учить ремеслу, но и развивать индивидуальные склонности каждого из своих учеников.

Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. В Италии, копируя образцы своих предшественников, он вёл записные книжки, в которых осмысливал законы анатомии и геометрии, вырабатывал основы собственной эстетики. Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе».

Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Однако благодаря отличным отношениям с королём он добился назначения посланником в Мадрид Фрэнсиса Коттингтона, происпански настроенного католика, который как раз и убедил художника остаться в Лондоне198. Первый крупный заказ, полученный Рубенсом по возвращении на родину, — большая картина «Поклонение волхвов», дебют художника в родном городе и особенно исполнение им двух огромных триптихов — «Водружение креста» и «Снятие с креста» быстро выдвинули имя мастера на первое место, как ведущего живописца Антверпена.

Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского. Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе.

Королевским приказом для Рубенса были открыты все художественные коллекции, а гидом назначили придворного живописца Диего де Веласкеса. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. На заднем плане в окне виден пейзаж. Губерта, Диану на охоте и подобное.

Жить приходилось в бедности: Ян Рубенс не имел права работать по специальности, Мария занималась огородничеством и сдавала комнаты в доме, предоставленном родственниками. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. К их изготовлению он привлекал обычно учеников и помощников своей живописной мастерской.

Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя.

До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.

Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Художника увлекали высокие примеры стойкости, несломленности человеческого духа («Христос в терновом венце»), героическое начало в человеке, его способность к подвигу («Отцелюбие римлянки»). Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153.

Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Впрочем, В. М. Лазарев в предисловии к русскому изданию писем Рубенса заявлял: «Ни Ватто, ни Буше, ни Ренуар не сумели дать более совершенных образцов живописи.

В 1630 году многолетние усилия художника наконец венчает успех: мир между Испанией и Англией подписан. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея.

Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Из Рима Рубенс проехал к старшему брату в Верону, где изобразил себя с братом их коллегу Иоганна Вовериуса и учителя Юста Липсия, а также своего ученика Деодато дель Монте на фоне мантуанской реки Минчо. Главное отличие коренится в непринуждённости и свободе портретируемых, что придаёт сюжету лиричность. Темы картин Питера Рубенса разнообразны – это и античная мифология и библейские сюжеты.

Однако Рубенсу подчас приходилось отстаивать свои замыслы, противясь намерениям королевы. Речь шла о «Воздвижении креста». Тем не менее, Спинола не оценил связей Рубенса и рассматривал его только как связника с Яном Брантом166.

Исполнение обоих заказов (вариант большой картины для главного алтаря церкви ораторианцев Санта-Мария ин Валличелла и «Поклонение пастухов») позволило молодому фламандцу войти в число первых живописцев Рима. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Так, положенный в основу картины «Пир у Симона фарисея» (около 1618) популярный в живописи XVI—XVII веков евангельский сюжет послужил художнику лишь поводом передать накал страстей, бурное столкновение разнообразных человеческих характеров. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.

Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа.

Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Его религиозной живописи была чужда отвлеченность церковной догматики. Инфанта Изабелла снабдила его достаточными средствами для жизни в Лондоне, но освободила посланника от необходимости вести переговоры с Гаагой, поскольку там находился один из её эмиссаров— Ян Кесселер. В случае с обнажённой фигурой лицо остаётся подчинённым элементом целого, но не должно остаться незамеченным.

Его античные герои и раннехристианские мученики одеты в шёлк и бархат по современной ему моде. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Пожалуй, во всей истории живописи не найдется еще одного примера такой талантливой личности, которая бы оказала такое сильное влияние и имела бы подобный художественный фурор. Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св.

Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи». Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Ощущая потребность в самовыражении, он без колебаний исправлял подмеченные ошибки и демонстрировал творческий подход в колористике или светотенях. Художник направил в Рим и Ломбардию агентов, которые копировали для него нужные архитектурные образцы.

Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Однако организация большой мастерской поставила перед Рубенсом и другие задачи. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. В 1629 году он побывал в Англии.

Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван.

«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году. Вообще обстановка при французском дворе была не слишком благоприятной.

В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Он руководит работой граверов и живописцев своей обширной мастерской, оформляет книги самого разнообразного содержания для издательства Плантена, делает картоны для шпалер, выполняет проекты скульптурных рельефов и различных изделий художественного ремесла, задумывает вместе с Пейреском издание гравюр с античных гемм и камей, наконец, смолоду интересуясь архитектурой, выпускает в свет двухтомный увраж «Дворцы Генуи с их планами, фасадами и разрезами» (1622). Вскоре от Рубенса потребовали выслать эскизы картин для ознакомления, что его оскорбило как признак недоверия к его мастерству исполнять это требование он не собирался. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера.

Как придворный художник Рубенс мог иметь неограниченное число помощников и учеников. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм.

Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной).

Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. В распоряжение Рубенса предоставили всех городских ремесленников, включая каменщиков, маляров и штукатуров. На ней изображён греческий мифологический герой Персей во время освобождения Андромеды, после победы над морским монстром, который держал её в плену.

На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Эти документы были переданы эрцгерцогине, которая предложила ограничиться только двусторонними отношениями.

Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил.

10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Вместе с тем, к неудовольствию критиков-классицистов, Рубенс свободно обращался с наследием античности и не придерживался археологической точности.

Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. В ходе переговоров с королевой, Ришельё и казначеем аббатом де Сент-Амбруазом были определены сюжеты 15 первых полотен. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187.

Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». 28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.

Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей.

Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. и не стремлюсь ни к чему на свете, кроме мирной жизни». С 1610 по 1620 год по заказу антверпенских помещиков Рубенс исполнил около десяти картин на охотничьи сюжеты, на считая картин со львами, религиозное изображение покровителя охотников св. Отпевание состоялось 2 июня. Соперничество кончилось трагедией.

Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св.

Художник увлекся новым жанром — портретом. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Даже в самых драматических картинах его чувства преобладают над рассудочностью, в них огромное жизнеутверждающее начало.

По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику.

С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35.

Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183.

Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе.

Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить».

В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222.

Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.

Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Рубенс ожидал второго заказа: предполагалось создать парную галерею картин из жизни Генриха IV, но королева тянула время вдобавок гонорар за оконченный заказ так и не поступал. В имении он перестал чуждаться сельских празднеств, оставил и воздержанный образ жизни и однажды жаловался Л. Файдербе, что в его замке иссякли запасы вина.

Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства. Игнатия (ныне посвящённой св. Недаром в одном из поздних писем он назвал именно ее своей «любимой профессией». Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая.

Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию.

Однако семейное благополучие закончилось в 1587 году после кончины главы от скоротечной лихорадки. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Рубенс, прикованный к постели приступом, не смог принять участия в церемонии, но Фердинанд Австрийский лично нанёс ему визит домой. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года.

Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Возможно, это труды Сенеки. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. В них начисто отсутствует мистика.

Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.

Решение этой задачи как раз и составило основное содержание работ так называемого «классицистического периода» творчества Рубенса, то есть 1611—1615 годов — первых лет существования его мастерской. Рубенс добивался аналогичного эффекта посредством перекрывающих друг друга линий и лепки заключённых в них форм. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.

Он также работал в портретном жанре, вдохновленный портретными традициями Нидерландов. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Эта же комната служила и личным кабинетом. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Много дала Рубенсу поездка в Рим.

В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.

Уже в 1611 году, по свидетельству антверпенского купца Яна ле Грана, Рубенса называли «богом живописцев». Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Заниматься живописью Рубенс стал очень рано. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.

Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Рубенсу оказалась чуждой придворная среда и парижский образ жизни и он покинул город 4 марта.

Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс.

Лекуре, «доходило до угодничества». Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом.

Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. В ноябре, совершив краткую поездку в Париж, Рубенс отправился вручать проданное Бэкингему художественное собрание. С наслаждением писал местные пейзажи.

11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. Обустройство дома по вкусам хозяина затянулось до 1616 года и потребовало немалых расходов.

Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Итало-фламандский стиль Вениуса был отмечен подражанием римским образцам, например, силуэты обводились линией контура. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов.