Рыцарь И Смерть

Скрытый символизм гравюры «Рыцарь, смерть и дьявол»

И постоянно возникают слухи, уже есть фольклор и мне часто звонят. Тревога судьбы и смерти наиболее фундаментальна, наиболее всеобща и неизбежна. Но самое распространенное объяснение сюжета связывают с трактатом молодого Эразма Роттердамского «Руководство христианского воина».

Советская литература культивировала внетрагедийность жизни, принципиальную. И это началось с «Пилигримов», с «Гладиаторов», с замечательного стихотворения «Сад» – это уже 1960-й год, все равно еще очень молодой человек. Скажем, когда кто-то из читавших запинался, ему начинали подсказывать из разных мест зала. –«и вспять помчался Господь оттуда – только свет в окне / туманной ночью в самом дальнем доме». Он закован в латы и вооружен.

Человек не должен сворачивать с пути истины, какие бы призраки перед ним ни вставали. Имперский путь – это всегда, в том или ином виде, путь к катастрофе. Издается Ульрихом Фридрихом Форчигом», – гласило название газеты, а под заголовком была напечатана статья: «Палач-эсэсовец в качестве главврача». Раздраженный старик стал рассматривать корреспонденцию. «Выстрел Телля. На этом совмещении и построены «большие стихотворения» Бродского.

–Вы абсолютно справедливо об этом напомнили. Это, как полагают некоторые историки искусства, граничит с публикациями голландского гуманиста и Инструкции богослова Эразма militis Christiani (Руководство христианского солдата). Попытка снять форсированный драматизм своих прежних стихов ироническим взглядом сверху. Естественно, не он один.

Копье на гравюре имеет, скорее, декоративное назначение. Он живет в великом настоящем, объединившем времена, – наиболее убедительное свидетельство тому «Письма римскому другу» и «Двадцать сонетов к Марии Стюарт». Все попытки победить ее с помощью аргументации бесполезны. Это поиски незыблемой и родной опоры, так как бултыхаться в неопределенном пространстве для человека, обладающего интеллектом, помимо всего прочего, еще и как-то обидно. Поэзия – ритуальное, религиозное действо, если угодно. И острое желание попробовать все. Донн, Галчинский, Кавафис (русский аналог которого Бродский создавал вместе со своим другом, замечательным литератором Геннадием Шмаковым), Умберто Саба, Норвид, Томас Венцлова, в своих языках живущие как большие поэты, в русском языке удивительно двоятся и мощный облик Бродского проступает сквозь поэтическую материю, возникшую от слияния двух традиций.

Так что и задачи несколько иные стояли. Все-таки когда поэт такого масштаба возводит свое здание, то работают все компоненты. И тем не менее важна дорога, а не конечный пункт.

Картина «Рыцарь, смерть 
и дьявол» в 3 в 
Пушкине

Картина «Рыцарь, смерть и дьявол» в 3 в Пушкине

На каменистой тропе, сквозь которую с трудом пробивается чахлая трава, валяется череп. Меч был такой же неотъемлимой частью образа рыцаря, как и конь. И я подумала: «Такое небо должно быть над генеральным сражением» (день, конечно, оказался годовщиной Ватерлоо, о чем мне сказали в Париже). На голове Смерти корона.

На каменистой тропе, сквозь которую с трудом пробивается чахлая трава, валяется череп. Пусть это приведет тебя к поражению (глупое слово)– это будет только твое поражение. Автор данной статьи придерживается той банальной точки зрения, что у поэзии есть внешняя цель и эта цель – гармонизация мира.

«Право истинно, человечно – отчаяние перед лицом смерти. –Я «Бабочку» хорошо помню, хотя у меня сложнее к ней отношение.

Один раз позвонил из Рима, другой еще откуда-то. Ее собирает Эдуард Безносов, верный биограф Иосифа. Потом был Париж, раскаленный и неузнаваемый. В целом исследователи рассматривают эту гравюру как символ жизненной активности.

Но это скорее все-таки изживание абсурда, как мне кажется. А вместо этого – стремительная трансформация, умение меняться, оставаясь самим собой. Уровень песка в часах говорит о том, что у рыцаря есть время для совершения подвига. Но в «Столетней войне» содержались и те принципы, которые развиты в «Горбунове и Горчакове».

Немолодое лицо спокойно и сурово. У Бродского вообще нет исторических стихов в точном смысле слова. Гравюра в большой степени обязана готическому стилю. Большинство рыцарей смерти напоминает живых, однако они бледны, а глаза их освещены зловещим нечестивым светом.

И он сам где-то недавно сказал, в одном из интервью, что задача поэта – гармонизация мира. Но Пушкин тут есть особый счет и особая ответственность.

Бешеная попытка прорваться в органичное мировосприятие – не жалобная, а трагедийная. Рыцарь, Смерть и дьявол являются большим 1513, гравируя, одной из трех «основных печатей» немецкого художника Альбрехта Дюрера. Существует множество толкований данного сюжета.

Это, мне кажется, чрезвычайно важный момент. Иногда рыцаря рассматривали как представителя «нечистой силы». Я не думаю, чтобы его на самом деле интересовала Римская империя. Лермонтовский «Демон» – трагедия невозможности примирения антагонистических мировых начал, как бы ни хотелось этого их носителям.

Гравюра имеет общие черты в настроении и тоне к одной из других больших печатей Дюрера Melencolia I. Рыцарь кажется покорным и его черты лица удручены. Узнав об этом, я поняла, почему я увидела такой страшной северную Францию из окон вагона. Это такое стяжение противоположностей. Ни магией, ни силой они не могут поспорить с настоящими рыцарями смерти вроде барона Ривендера, хотя некоторые из их поколения, в том числе и их глава — Дарион Могрейн — в каком-то смысле ровня «классическим» рыцарям.

Например, можно Слуцкого назвать, который делал довольно серьезные вещи. Одна из трех «Мастерских гравюр» Дюрера.

У человека не слишком осведомленного может возникнуть мысль о некоем демонизме поэта. Гравюра тянет из Псалма 23 «Хотя я иду через долину тени смерти, я не буду бояться никакого зла». Вторую книгу собирает Владимир Уфлянд. Забрало на шлеме поднято.

500 лет назад Дюрер 
создал гравюру «Рыцарь, 
смерть и дьявол»

500 лет назад Дюрер создал гравюру «Рыцарь, смерть и дьявол»

Обособляйся и позволяй себе все, что угодно. Это не твои правила. Одна должна выйти в Москве, в издательстве «Художественная литература». Даже если бы доводы в пользу бессмертия души имели доказательную силу (которой они на самом деле не имеют), они не убеждали бы экзистенциально. Я употребил слова «ирония», «сарказм».

Он идет достаточно интенсивно. И вообще очень многое приходилось создавать впервые. Из леса верхом на тощей кляче выезжает Смерть. Однако всадник не удостаивает Смерть взглядом. Существует множество толкований данного сюжета.

Рыцарь смерти (2013) 
/ Ужасы, фэнтези, 
боевик

Рыцарь смерти (2013) / Ужасы, фэнтези, боевик

Взгляд устремлен вперед. Я бы рискнул сравнить в этом смысле Бродского 1970-1980-х годов с Чеховым – по откровенности горького сарказма, почти презрения (не к человеку, но к миропорядку. ) и в то же время по силе стеснительного сострадания. Из этого правого отчаяния, при достаточной силе жизни, родится вера в воскрешение». И он выбран (не знаю, насколько это осознано) как идеальная модель существования мира, гармоническое отношение к которой оправдывает существование поэта, если он живет внутри этой сферы, а не ходит по ее поверхности. Так что Ленинград и Москва живут мифами о вернувшемся Иосифе. –Нет, в завещании этого не было. Рисунки Иосифа хранятся у другого человека.

Из разорванного конверта вывалилась газета. Из воды торчали каменные кресты – там множество кладбищ и могил от последней войны. Герой Иосифа, в сущности именно этот «маленький» слабый человек, стоически преодолевающий мировую несправедливость. Хочется стоять на чем-то. Тут я хочу оговориться.

Это упрямый спор с самой идеей «конечности» – чувства ли, жизни ли, мира ли Сознание не может с этим смириться. Из разорванного конверта вывалилась газета. И сам Бродский, я думаю, такой постановки вопроса не одобрил бы.

Тиль Уленшпигель 
– Смерть и рыцарь

Тиль Уленшпигель – Смерть и рыцарь

Он узнал конверт – это был тот самый, в котором Форчиг обычно рассылал свой «Выстрел Телля». (Salus/in год изящества) 1513». И по реакции зала я чувствовал, что очень многие (а там были молодые люди, которые Иосифа фактически не застали в России) прекрасно знают его стихи. Первое стихотворение, прославившее его, – «Пилигримы» – повествование о паломниках, вечно идущих куда-то.

Пространство раз и навсегда выдвинулось на первый план, оттеснив время. И меня он просил взять Осину мебель – стол, шкаф, – библиотеку и бумаги. Он закован в латы и вооружен. Однако всадник не удостаивает Смерть взглядом. Весной 1962 года Бродский пишет «Зофью», которую опять называет поэмой, но которая уже являет собой чистый образец нового жанра – «большого стихотворения». Поступь коня, движение всадника неудержимы.

Напишите отзыв о 
статье Рыцарь, смерть 
и дьявол

Напишите отзыв о статье Рыцарь, смерть и дьявол

Начало уже положено в книге А. Наймана «Конец первой половины двадцатого века», которая под названием «Рассказы о Анне Ахматовой» частично опубликована в «Новом мире» (1–3, 1989) и вышла отдельным изданием (М. : Художественная литература, 1989). Я ничего кощунственного в этом сравнении не вижу. Один из мотивов его ранних стихов – обида на несправедливость мира (не персонально к нему, Иосифу, но – вообще) и попытка увидеть в смерти нечто более справедливое и примиряющее, чем вульгарный жизненный процесс, – вспомним великие, на мой взгляд, стихи «От окраины к центру».

Это подтверждается и самим устройством «вещества поэзии» – ритмами, рифмами, мелодикой. Это оружие, специально изготовленное для рыцаря. –Я это сделаю непременно. По тропе на медленно шагающем прекрасном коне едет всадник. Пушкин говорил об очень страшных событиях своей жизни и жизни России: «Взглянем на происшедшее взглядом Шекспира».

И еще один пункт. Перехожу к делу.

–Конечно, эта тема тоже заявлена очень рано. Когда кто-то достигает статуса рыцаря смерти, один из преданнейших слуг Короля-лича (в редких случаях — он сам) вручает ему магическое оружие, обычно меч. Я в общем случайно на них наткнулся, перебирая папки с разного рода бумагами, черновиками, перекладывая их при переезде. Как ни странно это может прозвучать, у Иосифа очень сильна тема, для русской литературы фундаментальная, – «маленький человек» среди страшного огромного мира. И только вот таким образом эти письма всплыли на свет. Идет и культурный ренессанс, а не только плоскополитический. Иосиф декларировал здесь свои уникальные жизненные принципы, которые не всякому были под силу А кроме того (но это мои дела и особенности), я, очевидно, был тогда достаточно внутренне замкнут и недостаточно восприимчив.

А что касается роли языка, то существует письмо Иосифа, в котором содержится целый ряд теоретических положений о языке. Это было не просто оружие, но личный талисман, почти самостоятельный артефакт, который наделяли разными магическими свойствами и именем – у каждого рыцаря меч носил свое личное имя (самый знаменитый меч, наверное, – Эскалибур короля Артура). Оппозиционная газета для жителей Швейцарии. «Большие стихотворения», кроме обширности стихового пространства, отличает неистовая напряженность внутреннего сюжета.

А кроме того, тут есть, очевидно, более общий план. И это чрезвычайно важно – умение не канонизировать то, что найдено в какой-то момент удачно, так как он мог бы на поэтике «Пилигримов» и этой группы стихов работать с большим успехом долго. Его мрачное положение в отличие от крепкого вида его лошади. Смерть, дьявол и пейзаж все предоставлены в холодно северном способе.

Отрывок, характеризующий Рыцарь, смерть и дьявол

Художник сделал это произведение искусства, процарапывая резцом канавки на листе меди, а затем заливая в них чернила. Альтернативная интерпретация была представлена в 1970 пулеметом системы Стена писателя Karling, когда он предположил, что работа не стремилась прославить рыцаря, но вместо этого изобразить «грабителя Бэрона». –Трудно сказать, поскольку здание им возводимое, очень многообразно. Выпивали и закусывали. У Иосифа, при этой крупности взгляда, не злая, пожалуй, а горькая – это, увы, слишком тривиальный эпитет – ирония, доходящая до сарказма и облеченная иногда в очень «низкие» лексические формы, чего мы у Пушкина не встречаем.

Мне случилось вести вечер Бродского в огромном зале на 1200 человек, во Дворце культуры большого московского завода. Есть люди, фанатично собирающие его стихи. Многие формы смешиваются друг с другом. В очередной раз в русской культуре, в русском языке поэт очень многое соединил. Но самое распространенное объяснение сюжета связывают с трактатом молодого Эразма Роттердамского «Руководство христианского воина».

Будь независим. В «Зофье» на пространстве в 700 строк – в полтора раза больше «Медного всадника». Тут можно спорить: он будет отрицать свои заслуги, вы будете настаивать на его заслугах. –В следующем году, насколько мне известно, должны выйти три книги Бродского. Может быть, для меня это не совсем родные стихи.

Работа настолько ювелирна, что историк вооружения может обратиться к гравюре как к точному документу. Как и двадцать пять лет назад, она была отпечатана при помощи заржавленной и разболтанной пишущей машинки, плохо печатавшей «и» и «р». Ценные и могущественные воины Плети, рыцари служат своему королю вечно, в том числе и после своей смерти — он наделяет своих слуг послежизнью, преобразовывая в нежить, дабы те могли продолжить своё мрачное дело. –Да нет, это чепуха, естественно, так как процессы ведь идут самые разные. Иногда рыцаря рассматривали как представителя «нечистой силы».

Неверно, что «цель поэзии – поэзия». –Да, стремление воплотить абстракцию. Бродский же начал с того, чем кончали его духовные предшественники. Он не пошел этим путем. Я вообще думал о том, почему Иосиф питал и питает такой интерес и симпатию к Польше. –Как правило, звонил, но не всегда, так как не всегда можно было дозвониться.

Несмотря на то, что произведение Дюрера на первый взгляд выглядит как рисунок, на самом деле оно является тщательно сделанной детальной гравировкой. Ему приходилось, это общее место, создавать жанры в абсолютно точном смысле этого слова. Просто обожаю «Письма римскому другу», это удивительные стихи опять-таки по непохожести, по простоте и по сочетанию высоты и конкретности. А люди обижены, почему прячут Бродского, почему я не сказал, что он здесь. – нет и намека на внешний сюжет, необходимый жанровый признак поэмы.

–Смотря по тому, что вы имеете в виду под «там». Способ познания мира – шквальное перечисление деталей, – который поэт открыл для себя в «Большой элегии Джону Донну», в «Холмах» и других «больших стихотворениях» шестидесятых, совпал с опытом драгоценной для него античности. Перехожу к делу. Конечно, это мифологизированное стремление увидеть его.

Место рыцаря смерти 
в миреПравить

Место рыцаря смерти в миреПравить

Очевидно, он подсознательно ощущал эту необходимость, поскольку с самого начала остро трагедийная нота звучит в его стихах. И очень немногим это удавалось. Он свободно включал исторические имена, реалии, события в нужный ему контекст используя их как привычные символы. Помимо этих чисто внешних вещей есть какие-то необходимые психо-культурные потребности. Иосиф своими средствами все это исследовал.

«Выстрел Телля. Я думаю, что суть здесь не только в чисто литературных делах. Никакой истории как процесса в его стихах нет. Это была остро ощущаемая культурная задача, как мне кажется. Эти две центральных фигуры окружены запутанной массой отделений, ремня безопасности и волос, которые согласно историку искусства Рэймонду Стайтсу контрастируют с относительно объемной фигурой рыцаря и его лошади, чтобы установить их как «материальную идею в мире изменения форм». Среди бумаг, в частности, есть письма Иосифа, но я, естественно, в них не заглядываю. И настойчивое стремление – вослед за Пушкиным и Мандельштамом – вживить высокую европейскую традицию в пространство русской поэзии было одной из составляющих его «антропологического дела» – спасения человека. Сравнение вполне правомочно.

Кроме того, ведь это не то что происходит открытие поэта. Но можно говорить об импульсах, как вы абсолютно точно сказали. Раздраженный старик стал рассматривать корреспонденцию.

Этакий рассол для романтического похмелья. Очевидно, верхние слои иерархии абсолютно не пришли бы в восторг, это им не нужно. Будем говорить о поэзии.

–Я с этим абсолютно не согласен. Смерть держит песочные часы, чтобы напомнить рыцарю краткости его жизни. Смерть протягивает всаднику песочные часы — символ краткости человеческой жизни. Трёхмерная визуализация живописи даёт возможность зрителю увидеть картины в пространстве и в объеме, обойти вокруг, посмотреть «обратную сторону», войти внутрь произведения, ощутить себя участником действия.

Оппозиционная газета для жителей Швейцарии. У него было такое стихотворение «Глаголы», 1960 года. На доспехах на уровне груди прикреплено специальное кольцо, в которое вставлялось копье. Это насильственная гармонизация, а не естественная, которая близка культуре. Помни, что твоя жизнь – это твоя жизнь. Люблю «Лагуну». В лучшем случае, они похожи на твои.

Это осознание мира как бесконечной по вертикали иерархии. Забрало на шлеме поднято. Вообще сакрализации его личности в среде его ленинградских друзей не происходило. Лошадь не кована, у нее веревочная сбруя, па шее колокол.

И это будет совершеннейшим заблуждением.

Очень люблю «Осенний крик ястреба». Согласно писателю Дороти Джетлейн, «есть смысл устаревания о рыцаре, сопровождаемом Смертью и дьяволом». Если ты озлоблен, то не скрывай этого, пусть оно грубо если весел – тоже, пусть оно и банально. Это то, что время от времени Иосифу удается удивительнейшим образом, как никому другому.

Я думаю, это чрезвычайно важно. Он узнал конверт – это был тот самый, в котором Форчиг обычно рассылал свой «Выстрел Телля». Хвост лисицы на копье всадника может быть истолкован как его трофей. Просто он это выявляет, формулирует, оформляет, гармонизирует и представляет людям.

–В одном аспекте или в нескольких, этот вопрос требует тщательной письменной проработки. Недавно позвонили из Москвы из «Литературной газеты»: «Правда ли, что Бродский приехал в Ленинград. » Говорю: «Нет, неправда». К реальной Столетней войне – вековой распре между английским и французским королевскими домами, развернувшейся на территории Франции в XIV–XV веках, – «большое стихотворение» Бродского никакого отношения не имеет.

Герои знаменитых произведений выходят из плоскости холста и оказываются погруженными в актуальный контекст. Как и двадцать пять лет назад, она была отпечатана при помощи заржавленной и разболтанной пишущей машинки, плохо печатавшей «и» и «р». Ты сам сведешь с собой счеты ато приходится сводить счеты фиг знает с кем». В «Столетней войне» пересеклись самые разные линии и влияния, важные в то время для поэта и, будучи переплавлены его темпераментом и уникальным мировидением, привели к созданию сочинения, которое даже в незавершенном виде чрезвычайно много говорит об одном из путей, лежавших перед Бродским.

Взгляд устремлен вперед. По тропе на медленно шагающем прекрасном коне едет всадник. Причем это даже не детерминировалось его жизненными обстоятельствами, его характером. Никаких ритуалов, как вы понимаете, не было.

Редко встречаются рыцари и с другими видами оружия. Мы потеряем все, поставив справедливость на карту ибо со справедливостью не играют.

Это еще, очевидно, воспринимается как некий символический акт. Вот таким образом невозможно говорить об «исторической тематике» стихов Бродского. Всегда очень весело. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

По иронии, быть рыцарем смерти вовсе не обязательно означает быть мертвецом. А что касается читателей, то желание его увидеть очень велико. Но тем не менее Бродский обозначил очередной качественный рывок. Смерть протягивает всаднику песочные часы – символ краткости человеческой жизни. Мария Моисеевна и Александр Иванович были для нас людьми удивительно легкими.

Кроме того, хвост лисы был стандартной формой защитного амулета. –Боюсь сказать что-нибудь определенное. «Столетняя война» – последняя крупная вещь, построенная по принципу потока, напора несущихся на читателя слов и предметов, стержень которой – движение сквозь пространство. Очень и очень многие ненавидят рыцарей смерти и есть за что: по их вине гибнут последние оплоты человечества в Лордероне, для многих эти воины являются символом предательства, ведь Артас был из их числа. Ну, что происходило.

Немолодое лицо спокойно и сурово. Ибо экзистенциально (нутром) каждый осознает, что из исчезновения в биологическом смысле следует полная потеря Я». Независимость – лучшее качество, лучшее слово на всех языках. Здесь рыцарь небрежно держит его на плече. Онтическое (от греческого он – бытие) означает здесь фундаментальное самоутверждение бытия в его простом существовании (онтология – философский анализ природы бытия).

Так что это очень стимулировало. То есть беспредельность иерархических представлений о жизни, о мире. Сфера деятельности Пушкина была несколько иной.

Это часто говорят относительно поздних стихов Иосифа. Мы потеряем все, поставив справедливость на карту ибо со справедливостью не играют. Издается Ульрихом Фридрихом Форчигом», – гласило название газеты, а под заголовком была напечатана статья: «Палач-эсэсовец в качестве главврача». Согласно Тосингу, Рыцарю, Смерти и дьяволу был предназначен, чтобы представлять sanguinity, следовательно «S», выгравированный в работе.

Отношение к рыцарям 
смертиПравить

Отношение к рыцарям смертиПравить

Ничьи – пусть самые высокие – правила тебе не закон. «Конечность», смертность, незавершенность – несправедливость. «Столетняя война» – не более чем обозначение длительной кровавой бойни. И это при трезвом рассудке сакрализации, к счастью, мешает. А может быть, я и не прав. Из более поздних очень люблю «Колыбельную Трескового Мыса».

В предотъездный период это очищение жизни иронией, самоиронией, сарказмом. Я нежно люблю «От окраины к центру». Нет смысла и возможности искать историческую основу «Столетней войны», несмотря на «историческое» название.

  1. 15 малоизвестных и занимательных фактов о гравюре Альбрехта Дюрера «Рыцарь, Смерть и Дьявол»
  2. Описание работы «Рыцарь, Смерть и Дьявол»
  3. Трагедийность мировосприятияИнтервью Валентины Полухиной с Яковом Гординым
  4. «Наше дело – почти антропологическое»
  5. Скульптурная группа «Рыцарь, Смерть и дьявол»
  6. Самое интересное в виде мозаики
  7. Филиал Лувра открывается в Абу-Даби
  8. Альбертина — самый посещаемый музей Вены