Серов Портрет Ермоловой Описание

Художник Валентин Серов— портрет артистки Марии Ермоловой

Важную роль играл и шлейф: благодаря стелющемуся по полу подолу и его отражению возник эффект «искусственного удлинения»— изображение Ермоловой зрительно увеличилось и силуэт актрисы приобрёл монументальность8. Вы насчет портрета. Он изучает каждое ее движение, следит за мимикой, прислушивается к тембру голоса. «Макбет» — одно из самых колоссальных и вместе с тем самых чудовищных произведений Шекспира, — писал Белинский, — где, с одной стороны, отразилась вся исполинская сила творческого его гения, а с другой — все варварство века, в котором он жил. »Серов размышляет над словами Александра Белинского о поучительном уроке, который должно усвоить человечество, чтобы спасти мир от жестокости, коварства, зла. В зале тишина.

Такой мы ее и запомнили по картине Валентина Серова. Героини обоих полотен (у Нестерова позирует его дочь) изображены в полный рост их фигуры словно приподняты на пьедестале, чёрные силуэты прописаны очень чётко. Это произведение Серова вызывает чувство прекрасного. Все «фигуры в чёрном» у Серова одиноки: изображения Шаляпина и Горького написаны на абсолютно пустынном фоне Леонид Андреев словно погружён во мрак графически точные линии стены и зеркал на портрете Ермоловой созданы для того, чтобы сосредоточить внимание на властном лице и силуэте актрисы60.

Судьбы пяти героев 
портретов Валентина 
Серова

Судьбы пяти героев портретов Валентина Серова

Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств». Демонстрация масштаба личности достигается— в том числе— за счёт формата холстов: портреты Ермоловой и Шаляпина (235133 см)— это «изображения в размер натуры». Актриса брала в ней верх и повелительно требовала себе прав для свободы своих действий. А на сцене.

Искусствовед Игорь Грабарь в своей публикации в журнале «Весы» (1, 1908) назвал краски картины «тяжёлыми, тоскливо-серыми и бесцветно-чёрными»65. Актриса позировала художнику в течение тридцати двух сеансов. Благодаря смене ракурсов взгляд зрителя постепенно перемещается по картине снизу вверх, как в замедленной съёмке, с одновременным впечатлением движения зрителя («камеры») сверху вниз, «к ногам» изображённой фигуры424344. – Валентина Александровича поставили на лестнице, которая была абсолютно пуста. Она исчезает, растворяется в другом образе. Для этого образа, нового в искусстве, Серов находит новые средства выражения.

сочинение-описание 
картины портрет 
Ермоловой

сочинение-описание картины портрет Ермоловой

Чуть меньше, чем в три четверти, он стал органически связанным со всем силуэтом фигуры. В живописи каждого портрета можно найти аналогию в искусстве прошлых эпох, как если бы художник перевоплощался согласно своему представлению о модели: «Этого человека мог бы написать Веласкес – я напишу его, как Веласкес». В январе 1914 года состоялась первая посмертная выставка работ Серова. Серов создал незабываемый образ человека свободного духом, человека-творца. Торжественное «открытие» портрета состоялось в 1907 году во время банкета, устроенного в честь Ермоловой. mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em. Не люблю выставляться напоказ.

По утверждению Дмитрия Сарабьянова, «социальное измерение» стиля Серова приобрело монументальность и окончательно сложилось именно в этот период76. Там дело другое. Серов Валентин Портрет М. Н. Ермоловой. Грабарь восклицал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже Трагедия». Вечером 21 ноября Серов, по словам драматурга Сергея Саввича Мамонтова, «сделал свой последний штрих на этом портрете и в общих чертах он уже был закончен»— оставался, вероятно, только один сеанс. Ермолова выходила на сцену в образах Марии Стюарт в одноимённом спектакле по пьесе Шиллера, Жанны дАрк в «Орлеанской деве», Катерины в «Грозе» в постановках по произведениям Александра Островского она сыграла в общей сложности более двадцати ролей8комм.

По его мнению, художник сумел передать в удачном полотне голос Ермоловой70. Актрисе и художнику для создания портрета потребовались тридцать два сеанса. Портрет другого знаменитого тенора, Франческо Таманьо, где певец изображен в берете (артистический аксессуар), с гордо поднятой головой, вдохновенным взглядом, устремленным вдаль, мимо зрителя, выглядит этюдом для парадного портрета. В московской квартире Серова не было мастерской в привычном понимании этого словакомм.

  1. Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой
  2. Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
  3. Критика Портрет Ермоловой Серова
  4. Портрет артистки Марии Николаевны Ермоловой

Портрет Ермоловой, созданный Серовым, сделал для нас живым образ гениальной артистки. На фоне этих традиций мировоззренческим «катализатором» при написании портрета Ермоловой стали события Первой русской революции. 4. Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта. Валентин Александрович говорил мне, что этого выражения, виденного в первую минуту на лице Александра III, он никогда не мог забыть» Серов по своему душевному и творческому складу менее всего был приспособлен к амплуа «придворного портретиста». Неожиданно отворилась дверь и Александр III вышел на лестницу один.

Встречная расписка Серова о том, что деньги получены, датирована 28 февраля12138. «Левитан жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы», – пишет о своем друге Коровин. Он же сумел убедить Ермолову, не любившую «выставлять себя напоказ», дать согласие на совместную работу с Серовым2. По воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, ей доводилось встречать Ермолову в концертных залах: «Она выезжала в чёрном бархатном платье с жемчужной ниткой на шее, как изобразил её на портрете Серов»8. Изменение образа лирического героя шло у Серова постепенно— с годами для него стали более привлекательными не свежесть и обаяние юности, а «тонкие движения умудрённого жизнью сердца»51.

  1. Сочинение по картине Серова Портрет актрисы Ермоловой
  2. Критики о творчествеВалентина Серова
  3. Портрет Ермоловой (Серов):взгляд с разныхракурсов
  4. Серов Валентин Александрович (художник)

Горький – в активном действии, он словно спорит с кем-то, стоящим за рамой холста. Лепные карнизы, в стены вделаны зеркала, на окнах, на дверях тяжелые портьеры. При жизни Серова картина экспонировалась на Таврической выставке (1905), организованной Сергеем Дягилевым, на Русской художественной выставке в Париже (1906). Так в портрете соединились настоящее лицо и маска как «суть творчества трагического актера»5254. Появление ряда картин, отражающих напряжённо-драматическое настроение живописца, связано, вероятно, с присущим Серову «чувством России». Основная же работа над портретом Марии Николаевны проходила в её доме, на Тверском бульваре, 11. Артист Малого театра Михаил Ленин рассказывал, что они «плавали среди бесконечно бушующего моря, это был такой взлёт могучего темперамента, что у меня дрожал каждый нерв»826.

Серов, редко хваливший себя, оценил работу над портретом Ермоловой фразой: «Но ничего, как будто что-то получилось»11. И Ермолова и Шаляпин изображены художником в тот момент, когда они находятся в «фазе творческого подъёма». Королем ты будешь. / Нарядить— от Ламановой»33.

В доме на Тверском Мария Николаевна в феврале— марте 1905 года позировала Серовукомм. Такая же глубокая духовная работа— «родственная античному катарсису»— видна в глазах Ермоловой29. По утверждению Ильи Репина, с той поры «его милый характер круто переменился». Портрет был ему заказан Литературнохудожественным кружком. Он, как и стены, написан «очень жидко», кое-где даже нет мазков кисти.

  1. Добавить комментарий Отменить ответ
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Литературный портфельчик Искуссницы
  4. Общееколичествопросмотровстраницы
  5. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В 1905 году картина была представлена на Таврической выставке, организованной Сергеем Дягилевым и проходившей с 6 марта по 26 сентября в Таврическом дворце17. ".

Но это не безмолвие, а пауза, звучащая сильнее самых громких слов. Среди полотен художника, открывавших выставку и расположенных на главной экспозиционной линии, по инициативе организаторов были представлены портреты, «создавшие ему славу» одного из ведущих портретистов России. В следующем году полотно выставлялось в Париже на экспозиции Серова, участвующей в «Русской художественной выставке», организованной Обществом Осенних салонов18. К примеру, Сергей Дягилев считал, что в его творчестве совместились этическая («передвижники») и эстетическая («Мир искусства») эпохи. Немирович-Данченко в своём выступлении, в частности, сказал: «Когда мы вспоминаем ваши сценические создания, сотканные из тончайших страданий, мы называем вас певцом женского подвига»15.

«Это памятник Ермоловой. » – писал в марте 1905 года архитектор Федор Шехтель о серовском портрете выдающейся актрисы. Серов и Остроухов подружились еще в Абрамцеве, вместе они путешествовали по Италии. И жест руки его воспринимается как жест человека, доказывающего свою правоту. Портрет актрисы произвёл на художника большое впечатление. Модельер упомянута в строчках Марины Цветаевой: «Та богиня— мраморная. Оно стало первым в цикле портретов корифеев Малого театра, которые создал Серов.

Я буду писать в те дни, когда вы свободны, на следующий день после спектакля, не так ли. Серов по-разному выбирал «точки съёмки» для всех кадров: нижнюю часть фигуры Ермоловой (первый кадр) он писал как бы при съёмке сверху, фигуру по колени— с прямого ракурса, фигуру по пояс— немного снизу, а крупный план головы— с самой нижней точки. В число людей, принявших картину, входил литературовед Сергей Дурылин— он, в частности, писал, что портрет Ермоловой является «лучшим отражением творческой личности» актрисы. Если в его ранних работах (например, в «Девочке с персиками») искусствоведы обнаруживают мажорное мироощущение автора, позитивно относящегося к «цветущему усадебному укладу», то полотна, написанные художником во время Первой русской революции, несут на себе печать «России омрачённой»55.

"Ее данные были исключительные. В их число вошёл и «Портрет М. Н. Ермоловой»80. Там я не Ермолова. Как заметил Валерий Брюсов, «портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя и обличают сокровенный смысл лица». Она была хорошо сложена, отличалась «строгой красотой» современники, обращавшие особое внимание на взгляд актрисы, писали про свет и глубину её «глубоко карьих» глаз.

  1. Описание картины Валентина Серова «Портрет Ермоловой»

Губы сжаты. номер 28079). Вертикальная форма полотен, на которых актриса и певец написаны в полный рост, с ног до головы, превращают картины «в настоящие памятники исторической значимости артиста».

Портрет актрисы 
Марии Николаевны 
Ермоловой

Фигура Ермоловой уподоблена скульптурному изваянию или даже архитектурному элементу – колонне. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Фигура трактована в живописной манере, но при этом линии силуэта строго определены. Но полностью изменить своей манере Серов не в силах.

Так, в 1911 году Константин Сомов написал портрет Евфимии Рябушинской в наряде, тоже созданном в ателье Надежды Петровны. Вот это все ермоловское и хочет найти Серов. В мае— июне 2016 года картина выставлялась в Лондоне на проходившей в Национальной портретной галерее выставке «Россия и искусство: эпоха Толстого и Чайковского». Ее морда обращена к зрителю, а стоящие торчком «чуткие» уши придают ей выражение пристальной, настороженной внимательности. Есть ее портрет работы В. Серова. В своём творчестве, напоминавшем работу скульптора, Ламанова использовала «метод наколки», при котором длинный кусок ткани, задрапированный на фигуре клиентки, закалывался десятками булавок. Ермолова написана в ее московской квартире (у Никитских ворот), куда она возвращалась из театра, провожаемая возгласами благодарности и шумными рукоплесканиями громадной толпы зрителей, всегда ожидавших у театрального подъезда выхода Ермоловой. Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее».

По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, если бы речь шла о портрете Ермоловой в преклонном возрасте, то «всего лучше написал бы её в это время Рембрандт, как раньше гениально изобразил Серов». Этим подчеркнута значительность личности Петра. Тот, говоря об артистических возможностях актрисы, отмечал её темперамент, чуткость, «большую нервность и неисчерпаемые душевные глубины». За картину художник получил 1000 рублей. Работал напряженно.

Эту группу произведений, а также написанный двумя годами позже портрет прозаика Леонида Андреева объединяет наличие тёмных, почти траурных силуэтов— искусствовед Глеб Поспелов назвал их «фигурами в чёрном». С ними не согласился художественный критик Николай Врангель, писавший о выставке в журнале «Искусство» (5—7, 1905). илл. ). С. Станиславский).

В 1920 году картина перешла в собственность Малого театра. Серов, скрупулёзно изучавший мельчайшие нюансы в настроении актрисы, уловил «доминирующий» оттенок её взгляда— по мнению искусствоведа Наталии Радзимовской, «он состоит в необычайной просветлённости». На полотне отсутствуют какие бы то ни было яркие красочные пятна, но оно не монохромное цветовая гамма картины цельна, в ней удачно найдены сочетания различных оттенков серых и коричневых тонов и чёрного цвета: «в чёрном есть и тёмно-синее и зелёное и коричневое серая стена переливает фиолетовым пол написан охристыми, синеватыми, зеленоватыми мазками». 11 марта в помещении Литературно-художественного кружка в честь актрисы состоялся банкет. М. Н. Таким образом достигается эффект «растущего озарения и одухотворения» образа актрисы4546. Прочитав письмо мужа, говорит:«.

Приехал, позвонил. Над её портретами ещё в XIX веке работали Виктор Быковский (1874), Сергей Ягужинский (1893), Леонид Пастернак (1895). В одном из писем художник объяснил причины нежелания писать портрет неизвестного лица так: «Как ленивый эгоист я выбираю то, что мне легче, что более по руке»3. В портретной живописи Серова, в том числе в «Ермоловой» исследователями обнаружены оригинальные пространственные концепции и композиционные принципы.

По его мнению, Серов был представлен на ней «как никогда, в блеске своего таланта», а портрет Ермоловой— «такая изумительная психология, такое виртуозное мастерство, такая простота и величие красок, которых он, может быть, не достигал ещё ни в одном портрете»64. «Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз Грусть его изящна. Станковое полотно наделяется качествами монументального произведения.

Вот таким образом работа над заказанными портретами шла обычно в доме той или иной модели. Он написан на фоне зеркала с отражением в нем интерьера и фрагмента потолка. Руки спокойно опущены вниз, тонкие пальцы сплетены. Острый взгляд художника, едва уловимая улыбка, полная доброй иронии.

Фигуру князя обрамляет свободно развернутый в пространстве корпус лошади. Возобновление работы произошло осенью того же года. Он должен впитать этот образ, постичь его. Серов готовился писать портрет Ермоловой. Станковое полотно наделяется качествами монументального произведения. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. когда дело касалось ее блестящего артистического будущего. Портрет Коровина, несомненно, шутка великого Серова.

На его гроб, среди прочих, был возложен и венок от Марии Ермоловой с надписью: «Вечная память славному художнику»3435. Лицо лишь слегка обозначено. На сцене нет Марии Николаевны Ермоловой. Лишь некоторые из картин, в том числе портреты Ермоловой и Фёдора Шаляпина, художник дописывал в своём помещении именуемом «залой». Картины «Девочка с персиками» и «У балкона.

Серов выбрал формат 224120 см (высота почти вдвое превышает ширину). Вначале 1890-х годов частыми моделями Серова оказываются актеры, писатели, художники. В подобных творческих устремлениях признавался и Серов, который в ту пору был далёк от «тяжёлой» живописи: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».

На стенах портреты Шекспира и Шиллера в овальных рамах. В 1889 году особняк был приобретён мужем Ермоловой— Николаем Шубинским. И, по-видимому, это именно то, чего и добивался Серов в портрете.

Акцентированное внимание к контуру напоминает о работах 1903 года, входящих в так называемый «юсуповский цикл». Серов сам заказал для портрета Ермоловой дубовую раму, выполнив её эскиз. Работа создавалась во время неформального дружеского общения двух талантливых художников. Иногда Серов и Коровин создавали изображения одной и той же модели (например, Мазини и Морозова), а над ранними портретами Шаляпина (знакомство с которым состоялось в мамонтовском кружке72) они работали почти одновременно73. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Я — Серов.

В 1935 году благодаря Михаилу Нестерову, считавшему, что портрет является шедевром и должен быть доступен массовому зрителю, картина попала в Третьяковскую галерею на правах «временного хранения». Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. На юбилейную экспозицию были отобраны «вершинные достижения творчества художника». Работа над картиной, вместе с этюдами, заняла три года. Художник хорошо знал Ермолову. Такой и оставил потомству Ермолову Валентин Александрович Серов в бурном 1905 году – полной достоинства, прекрасной женщиной – человеком. Очень достоверно передана обстановка комнаты.

Газета «Русские ведомости», разместившая отчёт о мероприятии в номере от 13 марта 1907 года, писала, что портрет Ермоловой, «очень эффектно освещённый и окружённый лаврами», стал украшением зала13. Щепкина – Куперник, современница великой русской актрисы. В этом портрете Серов пробует себя в новой для него эстетике. Утром следующего дня 46-летний художник скончался.

Судя по замыслу Серова, художник изначально решил сделать акцент на силуэте актрисы— он тёмный на светлом фоне, а сами линии строго предопределены. Закрытое черное платье с единственным украшением – жемчужной нитью – удивительно гармонирует с благородным обликом Ермоловой, со скромной домашней обстановкой.

И. Немирович-Данченко). В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде». Белый зал, в котором позировала актриса имеет строгие архитектурные формы, на полотно не попали никакие приметы «бытовизма», которые могли бы быть восприняты как что-то случайное, преходящее. Например, в 1892 году Серов работал над портретами двух абсолютно различных лиц.

Эффект также подкрепляется пространственными и световыми решениями художника. Завзятый молчальник, Серов встретил в Ермоловой надежного товарища. Портрет Ермоловой вызвал неоднозначные оценки среди современников художника.

При этом оставаться в стороне от веяний времени художник не мог. Поза Ермоловой торжественна и величественна. В 1907 году Ермолова, устав от интриг со стороны театрального начальства испытывая недовольство художественной жизнью Малого театра и чувствуя переутомление, решила оставить сцену (позже выяснилось, что не навсегда)14. Работа над полотном проходила дома у актрисы— на Тверском бульваре, 11. «Омрачённость», связанная с настроением Серова в ту пору, особенно явно проявляется в портретах артистов, души которых в минуты высокого напряжения Серов, согласно трактовке Поспелова, воспринимал как нечто родственное стихии России57. Небольшие усы, эспаньолка.

В работе Серова он увидел присущее ей «высокое благородство» и «спокойное величие»66. Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее».

Есть ее портрет работы В. Серова. В портрете поворот лица был изменен по сравнению с эскизом. Его отставка была принята в мае 1905 года56. На сцене перед нами стояла артистка одухотворенная, вдохновенная. Здравствуйте, Валентин Александрович.

Она уходила вся в жизнь тех, кого изображала, а личной жизни у нее почти не было (А. На торжестве было прочитано большое количество адресов и речей в честь актрисы. Лицо Ермоловой вдохновенно. Действительно, Шаляпин был человеком нервным и обидчивым часто жаловался, что стоит ему показаться где-нибудь в ресторане или просто выйти на улицу, как окружающие, узнав его, сразу начинают ждать какого-то необычного поведения от «знаменитости». Характер Марии Николаевны раскрывается не только во взгляде, но и в положении рук— их пластическая сцепленность, выдающая достоинство и непреклонность, сродни драматическому жесту одного из персонажей скульптуры Родена «Граждане Кале»25. Более того, он утрирует приемы импрессионистов.

По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, родственники также говорили, что «непохожа», а сама Ермолова восприняла картину как слишком парадную: «Она хотела бы видеть в ней больше простоты»62. По меньшей мере дважды художник пытался написать портрет Надежды Петровны. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.

Но «трезвая» реалистическая живопись «под Крамского», писавшего с протокольной прозаической точностью, призвана уверить, что это не сочиненный романтический «образ» разочарованного художника-мечтателя, а честно переданный характер конкретного человека, словно невзначай, помимо воли портретиста, совпавший с фигурой героя романтической эпохи. Он же изъявил желание для защиты полотна оформить картину под стекло811. «Моделирование» фигуры актрисы происходило— в том числе— за счёт освещения: оно на картине распределено справа налево. Долгое время он имел в московской среде плохую репутацию— по одной из легенд, в его стенах произошло убийство на почве ревности. 3.

Портрет Шаляпина написан углем на холсте и то, что Серов обратился здесь именно к рисунку, симптоматично. Серов видел ее словно стоящей на пьедестале. «Трагическая Россия как бы прислушивается в этих портретах к самой себе, прислушивается нутром»59.

Это памятник Ермоловой. Глаза серые. Архитектор и художник Фёдор Шехтель признавался, что при взгляде на портрет Ермоловой у него возникало ощущение «то холода, то жары»: «Чувствуешь, что перед тобою произведение как бы не рук человеческих. Так рождался эскиз будущего платья.

Люди из близкого окружения актрисы сочли, что на портрете Мария Николаевна выглядит старше своих лет и «не так красива, как в жизни»8. Взрыв аплодисментов был выражением горячей любви к актрисе и благодарности художнику»168. Вместе с тем абрис силуэта похож на контур возносящейся ввысь струи фонтана – Серов, по своему обыкновению, дал неожиданную, триумфально-патетическую интерпретацию излюбленной стилем модерн «льющейся, текучей линии», приспособленной выражать образы медлительно-заторможенных, полудремотных состояний. При этом, несмотря на связь с предыдущим опытом Серова, портрет Ермоловой настолько своеобразен, что искусствовед Владимир Леняшин применил по отношению к нему слово «загадка». Для придания фигуре актрисы монументальности художник выбрал ракурс, при котором видно «основание для монумента», то есть высокий пол.

Актриса Мария Ермолова была властительницей дум для нескольких поколений зрителей. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. 2, был впоследствии назван сотрудниками Музея Ермоловой «домом с привидениями».

Через несколько лет после завершения работы над портретом, в 1911 году, Шаляпин, выступая в Мариинском театре, вместе с хором опустился на колени во время исполнения «Боже, Царя храни. ». В портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображен именно художник (хотя известно, что Левитан также позировал в своей мастерской). Даже поведенческие установки художника при написании этих картин разнились: работая с Юсуповой, Серов словно стремился избежать переоценки образа княгини, тогда как во время сеансов с актрисой он интуитивно ставил перед собой иную задачу: «Достаточно ли поднял, возвысил»50. Художник Михаил Нестеров считал изображение Ермоловой «совершенным произведением»8. Творческое развитие Серова шло под мировоззренческим девизом «Ищу человека», что означало движение художника к некоему этическому идеалу50.

Впоследствии Серов рассказывал живописцу и искусствоведу Игорю Грабарю, что писать «в этой скрюченной позе, без возможности не только отойти, но и пошевельнуться», ему было непросто. С 1935 года находится в Государственной Третьяковской галерее (инв. Живописцу было важно обозначить границы «скульптурного» контура и одновременно показать фактуру тонкого бархата.

По словам Эйзенштейна, при знакомстве с картиной Серова им овладело «абсолютно особое чувство подъёма и вдохновения», которое он не смог себе сразу объяснить, ведь портрет был «предельно скромен по краскам. Но я боюсь: в твоей душе так многоЛюбви мелкой, что не изберешь тыПути кратчайшего. Непосредственная работа проходила в расположенном на втором этаже Белом зале с зеркалами, арками и лепными карнизами.

В итоговом варианте каждая подробность служит элементом для воплощения общего замысла. И логически выясняя, какую роль в нём играет динамическая организация «кадров», мы непосредственно ощущаем, как просто, свободно и безупречно поставлена в пространстве фигура, как точно найдены её отношения к холсту, как глубок и насыщен общий тон, лаконична и в то же время тонко разработана цветовая гамма, как внутри больших пятен цвет движется без вялости, свободно, связываясь в убедительную колористическую систему, то есть переживаем комплекс эмоций, который может быть вызван только предметной сутью живописи. При этом выражение лица Марии Николаевны ещё не просматривалось8. Ермолова была не единственной женщиной, вошедшей в историю русской живописи в платье «от Ламановой». на которые открывается душа». Среди представленных экспонатов, демонстрировавшихся до середины марта, был и «Портрет М. Н. Ермоловой» (поступил на выставку из собрания Литературно-художественного кружка)20.

Художественные средства, применявшиеся для «монументализации образа» Ермоловой, вероятно, получили развитие в картине «Портрет О. М. Нестеровой» Михаила Нестерова. Ни к чему эта затея. Монолог ледиМакбет волновал, мучил. Их внутреннее родство проявлялось и в том, что в кругу близких они считались «великими молчальниками»: и художник и актриса отличались малоречивостью и склонностью даже во время многолюдных вечеринок погружаться в собственные размышления и переживания4. Лицо Коровина прописано мастерски точно. Ему нужно изучить каждый жест актрисы, модуляции ее голоса, а главное — лицо, глаза. Просветленные черты лица героини обрамлены деталями отраженного в зеркале интерьера.

Ермолова как модель и ранее привлекала внимание художников. Серов видел ее словно стоящей на пьедестале. Ермолова была немного выше среднего роста. Не исключено, что именно полотно Серова дало импульс к появлению картины Михаила Нестерова «Портрет О. М. Нестеровой».

(Для сравнения: портрет Николая II, написанный Серовым в 1900 году, был оценён заказчиком в 4000 рублей за изображение актрисы Иды Рубинштейн ему также заплатили 4000 рублей. ) Гонорар за портрет Ермоловой живописцу передал Илья Остроухов, принявший, согласно сохранившейся расписке, необходимую сумму от членов Литературно-художественного кружка 27 февраля 1905 года. Художник не стал акцентировать внимание на фактуре жемчужин, сочтя, что их переливы естественным образом соотносятся с освещением на стенах, а форма ожерелья сочетается с арочными линиями в Белом зале. Так животом вперёд и стоит на портрете Серова»63.

вся ее стройная фигура как бы вырастала. И, по-видимому, это именно то, чего и добивался Серов в портрете. 5. Само тревожное революционное время, по-видимому, вызвало к жизни подобные образы, близкие мироощущению романтизма.

в зеркале у края холста). Однако общее настроение их картин— разное. Репин, несмотря на тёплое отношение к своему ученику, не всегда принимал его картины. В дальнейшей работе Серов изменил поворот головы (на картине он дан больше, чем в три четверти) и сделал более изысканной линию плеч36.

Мне Остроухов говорил. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Именно так, «под Веласкеса», написан портрет итальянского певца Анджело Мазини, выступавшего с гастролями в столицах. Он верен себе. Чёрное бархатное платье, в котором Ермолова позировала Серову, было сшито в мастерской Надежды Ламановой— законодательницы мод, получившей известность в качестве великосветской портнихи, а затем— театрального художника.

Роль артистки Негиной и пьеса «Таланты и поклонники» была написана, как предполагает С. Н. Дурылин, для Ермоловой. Внешние данные Марии Николаевны были не менее значительны. Гордой красотой и вдохновением отмечено ее уже немолодое лицо (Ермоловой тогда было пятьдесят два года). Серов, входивший в ту пору в число весьма востребованных русских портретистов, брался отнюдь не за каждый заказ: он мог отказаться от работы, если не чувствовал личной расположенности к будущей модели.

Силуэт актрисы и общий фон требовали определённого размера и пропорций. По словам Владимира Леняшина, «репинские портреты бодрят, перед холстами Серова всегда чуточку щемит сердце»74. Портреты Мазини и Таманьо образуют пару, представляя собой вариации на тему «артист в жизни и в искусстве». Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. Важную роль играет высота пола. Тогда же состоялось и своеобразное «открытие» портрета Ермоловой кисти Серова.

От нее веет здоровьем, безмятежностью. Возможно, вот таким образом в портрете Ермоловой оказались совмещёнными два различных культурологических пласта: с одной стороны, Серов снял маску с модели, представив публике подлинную сущность человека с другой— он создал образ трагической актрисы с культовой «маской жреца». Ермолова сама отказалась от проведения праздничных мероприятий1. Нетрудно заметить, что в этой работе художник изменяет своей манере.

Это— произведение живописца. К моменту «открытия» портрет уже имел определённую известность. Ермолова- русская актриса, родилась в семье суфлера Малого театра (1853-1928). Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. «Шаляпин и в жизни поневоле продолжат ощущать себя на сцене, не столько жил, сколько «играл себя» и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя обнаружит», – вспоминал Сергей Маковский. Если одна из картин создаёт впечатление «светской любезности», то другая демонстрирует внутренний накал чувств если героиня одного из портретов включена— «почти на равных правах»— в мир окружающих вещей, то вторая явно отстранена от бытового пространства.

4. Судя по всему, художника совсем не интересовали в данном портрете бытовые детали, хотя в других случаях он охотно привлекал их к раскрытию характера изображаемого человека (например, в портрете Г. Л. Гиршман, где эта светская красавица окружена дорогими вещами и безделушками). Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). А. Яблоч-кина). Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок – в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни».

Каждое слово, произнесенное на сцене, звучало как набат. Илья Репин, считавшийся учителем Валентина Александровича, после знакомства с экспонатами Таврической выставки сообщил в письме историку искусств Владимиру Стасову, что Серов его «огорчил последними работами». Хочу писать ваш портрет, Мария Николаевна. Он одет в простую рубашку-косоворотку, брюки заправлены в сапоги. Позже, сблизившись с Сергеем Дягилевым, он работал над плакатами для его «Русских сезонов», рисовал эскизы для занавеса к балету Михаила Фокина «Шахерезада». Нет ни интерьера, никаких деталей: «чистый холст», на нем – гордой птицей, «черной молнии подобной» – фигура Горького. Зоркий, сосредоточенный взгляд говорит о незаурядной интеллектуальной личности.

Все стихло. На сцене идет трагедия Шекспира «Макбет». Серов пристально смотрит на сцену, чегото ждет. В 1902-м году Серов пишет портрет Остроухова. Тот, кто знаком с творчеством Коровина, сразу заметит «похожесть» этой работы Серова с работами изображенного коллеги художника. Зеркала зрительно расширяют пространство, добавляют картине «глубины и воздушности». Ее первый бенефис состоялся в 1876 году. Он заметил: «Всегда играла животом вперёд.

Ермолова также пребывает в состоянии «неразряженной напряжённости», она уже находится вне обычной жизни, в другом измерении всем своим обликом актриса создаёт невидимую, но неприступную грань, которая отделяет артиста от рядового зрителя. В момент написания портрета Ермолова находилась в расцвете творческих сил. Режиссёр Сергей Эйзенштейн, анализируя композицию холста, пришёл к выводу, что использовавшиеся Серовым «монтажные приёмы» являются предтечей кинематографической техники работы с кадром. К. С. Станиславский. Это произведение, написанное в 1906 году имеет явную отсылку к «Ермоловой».

Сперва молчала захваченная зала, потом разразилась бурей рукоплесканий, слез, приветствий. Искусствоведы отмечают, что, вероятно, это восприятие граничит с тем, что Серов писал Ермолову вне возраста, стремясь сохранить её внутреннюю сущность и «вечные черты»118. Заказ от имени кружковцев художнику передал Илья Остроухов.

Директор Русского музея Владимир Леняшин, говоря об общей одухотворённости портрета Ермоловой, сравнил бушующий в актрисе трепет с «огнём, мерцающим в сосуде»29. С этого холста она продолжает жечь сердца»6768. В этюде (Гос.

Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. В первом ряду сел в кресло среднего роста коренастый человек. Портрет необычен по композиции, он динамичен.

Но что толковать — раз приехали, давайтепопробуем. 1. Он отмечал, что некоторые портреты Серова грубоваты и небрежны75.

В 1905 году Серов, помимо «Ермоловой», создал портреты Фёдора Шаляпина и Максима Горького. Освещённые складки платья создавались на чёрном фоне с помощью «жидких прописок» белилами. Глаза устремлены вдаль. За год до начала работы над портретом дочери Нестеров видел «Ермолову» на историко-художественной выставке.

Обозреватель газеты «Гардиан» (англ. The Guardian) назвала портрет Ермоловой «виртуозным выступлением как актрисы, так и художника»81. Той же цели служат арки, которые по форме совпадают с линиями головы и рук Ермоловой.

Согласна. Ермолова была немного выше среднего роста. Кроме того, портрет демонстрировался на коллективных выставках Союза русских художников. Лесков в изображении Серова— это русский интеллигент, пребывающий в мучительных поисках ответов на «вечные вопросы» в его взгляде прочитывается непрестанный самоанализ. Он бывал в её ателье, слушал там лекции о современной моде, делал эскизы моделей. Императора Серов писал в основном по фотографиям, лишь раз получив возможность наблюдать царя «в натуре».

Схожими являются повороты головы (хоть и в разные стороны) и положение рук. В тебе, я знаюИ гордость есть и жажда громкой славы. »Серов не сводит глаз с леди Макбет. Работа Серова вызвала неоднозначные отклики среди современников художника диапазон их мнений варьировался от полного неприятия картины до утверждений о том, что портрет является «лучшим отражением творческой личности актрисы». Если некоторые другие женские портреты Серова по стилистике сравнимы с тонкими, несущими лирическую историю новеллами, то, говоря об образе Ермоловой, художник Игорь Грабарь заметил, что «перед вами стоит сама Драма, даже Трагедия»30.

Голова в гордом повороте чутьчуть приподнята. Портрет – станковое полотно 214х120см. Актёрская убедительность Ермоловой была столь сильной, что, по воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, во время премьеры спектакля «Татьяна Репина» по пьесе Алексея Суворина и партнёры по сцене и публика поверили в реальную смерть актрисы: «В зале творилось что-то неописуемое: истерики, вопли, вызывали докторов, выносили женщин без чувств»28.