Серов Портрет Шаляпина Описание

Список портретов работы Валентина Александровича Серова

Видишь, — сказал он, — точь-в-точь. 1906. Шаляпин мгновенно вырос и его могучая фигура стала еще величественнее и монументальнее».

Торжеству нового на сцене был посвящен лукавый шарж Серова. Серов нарисовал не артиста, до пресыщения избалованного абсолютно исключительным успехом, а того Шаляпина, каким мы его помним еще до этих успехов много свежего, непосредственного, а в глазах не только вдумчивость, но и необыкновенное облагораживающее человека страдание», — отметило «Русское слово» 7 апреля 1906 года. Они отмечены, как писал Б. В. Асафьев, «ощущением монументального», что, несомненно, было подсказано шаляпинским исполнением роли. Как раз в «мамонтовский» период творчества, готовя роль Бориса Годунова, Шаляпин, по свидетельству певицы В. И. Страховой-Эрманс, слушал лекции выдающегося русского историка, профессора Московского университета Василия Осиповича Ключевского, «не только ушами, но как бы ловил их ртом казалось, что Шаляпин тут же претворяет мысли Ключевского, облекая их в художественную форму для сцены». Сходство поразительное» (Русский голос. Отец охотно позировал Валентину Александровичу.

  1. Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  2. Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
  3. Сочинение по картине Серова Портрет артиста Шаляпина
  4. Картины — Серов, Валентин Александрович
  5. Серов Валентин Александрович (художник)
  6. Добавить комментарий Отменить ответ
  7. Литературный портфельчик Искуссницы

Не случайно современники порой ощущали в его облике «меланхолический оттенок», а в глазах — «необыкновенно облагораживающее страдание», по-видимому, страдание человека, уставшего от бесконечной «игры в амплуа». В. А. Серов в 1900-х годах — признанный мастер, «модный художник», он зарабатывает заказными портретами. Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938) – всемирно известный оперный певец, режиссер, мемуарист.

Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. — В том невидимом и неблещущем ореоле опадали павлиньи хвосты и — сколь многих. Комиссаржевский). 1906.

  1. Общееколичествопросмотровстраницы
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

«Шаляпин и в жизни поневоле продолжат ощущать себя на сцене, не столько жил, сколько «играл себя» и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя обнаружит», — вспоминал Сергей Маковский. (И Шаляпин представил Серова, под густыми седыми бровями засветился насмешливый взгляд. ) Молча принес половую щетку, смерил меня, потом портрет. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным.

Произошло нечто изумительное. Но ведь и всякий человек в разных обстоятельствах неравен сам себе, то есть так или иначе что-то воображает из себя. Шаляпиной, «после Алексея Максимовича Горького Фёдор Иванович больше всех своих друзей любил Серова – за его принципиальность и человеческое достоинство» (Серов в воспоминаниях.

Есть какая-то артистическая тайна в этой способности соборного певчего из крестьян превратиться в европейца с манерами, которым позавидует самый взыскательный arbiter elegantarum», — писали «Одесские новости» 2 июня 1910 года. «Я был изумлён, видя, как этот коренастый человек, сидя на стуле в комнате, верно и точно изобразил извозчика на козлах саней, как великолепно передал он слова его: «Прокатитесь. В. А. Серов в 1900-х годах — признанный мастер, «модный художник», он зарабатывает заказными портретами. 2). Шаляпин мгновенно вырос и его могучая фигура стала еще величественнее и монументальнее». 1906.

Действительно, Шаляпин был человеком нервным и обидчивым часто жаловался, что стоит ему показаться где-нибудь в ресторане или просто выйти на улицу, как окружающие, узнав его, сразу начинают ждать какого-то необычного поведения от «знаменитости». Но посмотрели бы вы этого удивительного «сухого» человека, когда он с Константином Коровиным и со мною в деревне отправлялся на рыбную ловлю: какой это сердечный весельчак и как значительно-остроумно каждое его замечание». Альбомы художника говорят о длительной работе.

11). Глебова): «В рисунке Ф. Шаляпина В. Серов не мог удержаться, чтобы тонко не отметить, что в высоком росте великого артиста, столь прекрасно выразительном на сцене, заключается нечто нелепое при сюртучном оформлении». Формулы натуры иные, чем формулы живописи, – произнес он однажды, – и только в формулах, присущих живописи, полная ее выразительность. Художник, щедро одаренная природой личность, великий работник в искусстве. «Мой Шаляпин» — мог бы сказать о своей работе и Серов. «Втроем строили мы этот деревенский дом.

Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. 11 апреля). В бродячих театральных труппах житейский опыт и сценическое мастерство передавались «из уст в уста», перетекали от одного поколения к другому — зримо, наглядно, в репетициях и спектаклях, наскоро собранных предприимчивыми антрепренерами, в неустроенном быте постоялых дворов. Отчего происходила эта иллюзия, Шаляпин объяснил наглядно. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Сходство поразительное», – восхищается другой.

Портрет Серова создавался в московской квартире Шаляпина в 3-м Зачатьевском переулке. – Да, пожалуй, с виду он такой. Но тщеславное желание «заказчиков» быть изображенным талантливым живописцем оказывалось сильнее опасности оказаться «разоблаченным» проницательным взглядом портретиста. Шаляпина вспоминала: «В большом зале, где стоял рояль и где работал отец, В. А.

Во времена Серова эти полотна украшали московский особняк С. И. Щукина на Пречистенке. «При этом, — вспоминал Станиславский, — по своей актерской привычке он показал, как Федор Иванович жрет знания, сделал из обеих рук и пальцев подобие челюсти, которая жует пищу». «А Серов был такой, знаете, скрытый сатирик. «Вся деятельность г. Шаляпина заставляет нас предполагать в нем силу реальную, абсолютно чуждую той мечтательности и того меланхолического оттенка, который придал ему художник», — писали «Русские ведомости» (1906. — В. Д. ) задумал дать его всего.

Ни одного в сторону раскинутого движения. Мамонтова и Большом театре в Москве, в Мариинском театре в Петербурге. Личное отношение к «модели» художник никогда не скрывает, оно отчетливо отражается на полотне, Серов не льстит «заказчикам» и потому многие недовольны: на полотнах неожиданно проступают черты характера, которые портретируемый не стремился выставить напоказ. Серов написал его портрет углем, во весь рост. Ему казалось, что весь город знает о его позоре. Некоторые серовские портреты современники считали шаржами и даже карикатурами.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Видишь, — сказал он, — точь-в-точь. За Серовым признавали «мощь художника-портретиста, подчеркнувшего во всей фигуре артиста черты гениальной характерности таланта самородка» (Прометей.

Официальный блог 
Государственной 
Третьяковской галереи

Рисунок безукоризнен. Снимался в кино. Об этом наглядно говорят его автопортреты и другие рисунки» (цит. Точнее, дебют этот не состоялся. Федор Иванович Шаляпин — фигура в той же мере реальная, сколь и легендарная, воссозданная в исследовательской и художественной литературе, в богатом мемуарном, эпистолярном, кинематографическом, «звуковом» наследии, наконец — в устных рассказах, передаваемых из поколения в поколение.

29 апреля). «Мой Шаляпин» — так могли бы выразиться те, кто, восхищаясь портретом Серова, делился своими впечатлениями об артисте и его портрете. Серов нарисовал не артиста, до пресыщения избалованного абсолютно исключительным успехом, а того Шаляпина, каким мы его помним еще до этих успехов много свежего, непосредственного, а в глазах не только вдумчивость, но и необыкновенное облагораживающее человека страдание», — отметило «Русское слово» 7 апреля 1906 года. По словам дочери певца И. Ф. Он встал и заложил руку в жилет, так, как изображен на портрете, затем слегка откинулся.

Выступал в Русской частной опере СИ. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов.

Находясь в 1897 г. в Вене, Шаляпин искал в музее какие-нибудь ассирийские памятники, в Москве он тщательно изучал имевшиеся у Серова и Мамонтова альбомы с изображениями произведений искусства Древнего Египта, Ассирии, Индии — барельефов, статуй, росписей. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный.

Именно таким образом – в рисунке – исполнены наиболее «интимные», лирические портреты позднего Серова (портрет Обнинской с зайчиком, портреты девочек Касьяновых). С. 276). Так и не была осуществлена долго лелеянная мечта». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. «Дорогой Антось – пишет артист, вернувшись с гастролей.

– Сделай нерукотворное счастье – прибудь ко мне. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. Каждый его портрет — почти биография».

Коровин лежит на какой-то богемной кровати. Но в театре приняли условия русского баса. Эскизы Серова для постановки «Юдифи» в Мариинском театре более совершенны с точки зрения исторической достоверности и передачи восточного колорита. «Стоит как живой. Серов неоднократно рисовал Шаляпина.

Разве в портрете этого нет. Н. И. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую.

На всю жизнь запомнил Шаляпин выразительную жестикуляцию и мимику художника. Очень соскучился по тебе». На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Но, по словам И. Э. Грабаря, художник остался недоволен портретом: «Это только небольшая часть Шаляпина, а он (Серов. — В. Д. ) задумал дать его всего. «Мой Пушкин», — когда-то сказала о поэте Марина Цветаева, настаивая на собственном постижении и понимании гения. Летом они втроем уезжали в деревню, где занимались рыбной ловлей и охотой.

Именно таким образом — в рисунке — исполнены наиболее «интимные», лирические портреты позднего Серова (портрет Обнинской с зайчиком, портреты девочек Касьяновых). Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. Для него Федор Иванович специально запасался интересными «случаями из жизни». Можно привести здесь и мнение Б. В. Асафьева (И.

«Высокий, с выправкой денди, как будто бы с десятого поколения привыкший носить фрак, Шаляпин ни в ком из посвященных не вызвал бы сомнения в высокой аристократичности своего происхождения. Глубокое восхищение мастерством Серова заставило и самого Фёдора Ивановича взять карандаш. И, конечно же, в рассказах, «случаях», воспоминаниях, невероятных поучительных историях побед и поражений, увлечений и разочарований, коварства и любви истины и лжи, преданности и вероломства, за которыми коротали время в долгих переездах и затянувшихся межсезоньях удачливые и невезучие вдохновенные и ревностные служители Талии и Мельпомены. Но ведь и всякий человек в разных обстоятельствах неравен сам себе, то есть так или иначе что-то «воображает из себя». давать небольшим количеством слов и двумя-тремя жестами точное понятие о форме и содержании». Так и не была осуществлена долго лелеянная мечта». «Валентин Серов казался суровым, угрюмым и молчаливым.

Серова и Шаляпина связывала крепкая дружба. По-новому были решены Серовым и эскизы декораций. Среди «истолкователей» насыщенной событиями жизни великого артиста, ее интерпретаторов мы встречаем литераторов, артистов, музыкантов, критиков, художников, просто искренних почитателей и поклонников его таланта. «Шаляпин и в жизни поневоле продолжат ощущать себя на сцене, не столько жил, сколько играл себя и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя обнаружит», – вспоминал Сергей Маковский.

Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. За Серовым признавали «мощь художника-портретиста, подчеркнувшего во всей фигуре артиста черты гениальной характерности таланта самородка» (Прометей. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Незаурядное, безобидное остроумие, тонкая наблюдательность, огромная память и способность из каждого пустяка создать экспромтом нечто художественное, а главное, удивительное чувство меры и такта — все это вызывало невольный восторг слушателей Рассказывая, он моментально превращался в каждое из действующих лиц», — вспоминал писатель Степан Скиталец.

«А Серов был такой, знаете, скрытый сатирик. Некоторые серовские портреты современники считали шаржами и даже карикатурами. Отчего происходила эта иллюзия, Шаляпин объяснил наглядно. Произошло нечто изумительное. Шаляпину очень нравилась артистичность Серова его «умение.

Опера «Юдифь» была и в репертуаре Большого театра. «Мой Пушкин», — когда-то сказала о поэте Марина Цветаева, настаивая на собственном постижении и понимании гения. Рисунок безукоризнен. Участвовал в Русских сезонах СП. Постыдился бы». I I Т. 2.

Он встал и заложил руку в жилет, так, как изображен на портрете, затем слегка откинулся. Эта мысль захватила всех. И отсюда как будто даже что-то отталкивающее от этого человека», — писали «Известия Общества преподавателей графических искусств в Москве» (1911.

Серов, человек бескомпромиссного характера, не зная подробностей происшествия, написал артисту осуждающее письмо. Действительно, Шаляпин был человеком нервным и обидчивым часто жаловался, что стоит ему показаться где-нибудь в ресторане или просто выйти на улицу, как окружающие, узнав его, сразу начинают ждать какого-то необычного поведения от «знаменитости». Суть шаржа, высмеивавшего обывательское понимание образа Олоферна, раскрывает надпись, сделанная рукою художника: «алаферна злая пятнистая. » (стрелка указывает на Шаляпина) «то ли дело сия душка» (стрелка указывает на Корсова). Дягилева. «Мой Шаляпин» — так могли бы выразиться те, кто, восхищаясь портретом Серова, делился своими впечатлениями об артисте и его портрете. Т. 1. И только это и есть искусство. В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде».

Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. «Стоит как живой. Часто такие посетители жестоко действовали на него и он говорил с унынием: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет сказать, что хоть бросай всё, всю охоту к работе отобьёт. » Он не боялся ни соскоблить, ни стереть ту свою живопись, которая его не удовлетворила и тогда часть лица и рук шла насмарку: он терпеливо и упорно доискивался своего живописного идеала». Когда-то актерское кочевье по России стало для Шаляпина его «университетом».

«Вся деятельность г. Шаляпина заставляет нас предполагать в нем силу реальную, абсолютно чуждую той мечтательности и того меланхолического оттенка, который придал ему художник», — писали «Русские ведомости» (1906. И. Ф. Один из них — беглая зарисовка певца в роли Головы из «Майской ночи» Римского-Корсакова, поставленной Мамонтовым в 1898 г. На другом портрете исполненном в технике офорта в апреле 1897 г., запечатлен шаляпинский Грозный в начале его многолетней сценической жизни. Но тщеславное желание «заказчиков» быть изображенным талантливым живописцем оказывалось сильнее опасности оказаться «разоблаченным» проницательным взглядом портретиста. Третий считает: «Серов дал в портрете то, что дало возможность Шаляпину сделаться великим художником – душу, большую душу большого артиста».

С. 601). Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок – в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни». В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде». 2). Есть какая-то артистическая тайна в этой способности соборного певчего из крестьян превратиться в европейца с манерами, которым позавидует самый взыскательный arbiter elegantarum», — писали «Одесские новости» 2 июня 1910 года.

Портрет Серова создавался в московской квартире Шаляпина в 3-м Зачатьевском переулке. Серовская художественная правда глубже внешней, кажущейся. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно.

Шаляпин изображен именно как артист – в концертном костюме, с актерской выправкой, в ситуации несколько аффектированного позирования. «Мой Шаляпин» — мог бы сказать о своей работе и Серов. ЗнакомствоШаляпина с произведениями искусства Древнего Востока натолкнуло его на мысль представить Олоферна «ожившим барельефом». 11 апреля). 11).

«Высокий, с выправкой денди, как будто бы с десятого поколения привыкший носить фрак, Шаляпин ни в ком из посвященных не вызвал бы сомнения в высокой аристократичности своего происхождения. И отсюда как будто даже что-то отталкивающее от этого человека», — писали «Известия Общества преподавателей графических искусств в Москве» (1911. Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Таким Серова знали только самые дорогие ему люди. Можно привести здесь и мнение Б. В. Асафьева (И. Глебова): «В рисунке Ф. Шаляпина В. Серов не мог удержаться, чтобы тонко не отметить, что в высоком росте великого артиста, столь прекрасно выразительном на сцене, заключается нечто нелепое при сюртучном оформлении». Сходство поразительное» (Русский голос. Портрет Шаляпина написан углем на холсте и то, что Серов обратился здесь именно к рисунку, симптоматично. Не случайно современники порой ощущали в его облике «меланхолический оттенок», а в глазах – «необыкновенно облагораживающее страдание», по-видимому, страдание человека, уставшего от бесконечной «игры в амплуа».

Но, по словам И. Э. Грабаря, художник остался недоволен портретом: «Это только небольшая часть Шаляпина, а он (Серов. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Серову принадлежат и несколько портретов Шаляпина в ролях. (И Шаляпин представил Серова, под густыми седыми бровями засветился насмешливый взгляд. ) Молча принес половую щетку, смерил меня, потом портрет. 1906. Творец великих сценических шедевров, Шаляпин сам становился персонажем литературных и музыкальных произведений, живописных полотен, зарисовок, скульптурных изваяний Современники увидели в нем портрет времени, обобщенный символ эпохи, воплощение творческих и мировоззренческих исканий целых поколений.

Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Указав на значение Серова, Шаляпин тем самым подчеркнул то, что их роднило в творчестве. Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок — в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни». Данный портрет исполнен по заказу МЛХК. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу.

Роль Олоферна исполнял артист Б. Б. Корсов в сентиментальной мелодраматической манере. Этатрадиционная трактовка была развенчана подлинным драматизмом шаляпинского воплощения. Певец открыт всем. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Ещё одно интересное мнение: «Высокий, с выправкой денди, как будто бы с десятого поколения привыкший носить фрак – Шаляпин ни в ком из непосвящённых не вызвал бы сомнения в высокой аристократичности своего происхождения. Терпеливо, день за днем, учился он у Серова рисунку и очень скоро достиг совершенства. » (Там же). Рисунок безукоризнен.

29 апреля). Шаляпин сам рассказал об этом в книге «Маска и душа»: «Каково же было мое горестное и негодующее изумление, когда. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Разве в портрете этого нет.

Не оттого ли его полотна производят впечатление какого-то волшебного раскрытия человеческой души. Личное отношение к «модели» художник никогда не скрывает, оно отчетливо отражается на полотне, Серов не льстит «заказчикам» и потому многие недовольны: на полотнах неожиданно проступают черты характера, которые портретируемый не стремился выставить напоказ. Много лет спустя литератор Илья Груздев вспоминал разговор с певцом.

В их борениях рождался гений созидания, в них прямо и косвенно проявилось и то живое влияние, которое оказывали на Шаляпина современники и породившая их эпоха. «Изображённый Серовым Ф. И. Шаляпин стоит как живой. Но ведь и всякий человек в разных обстоятельствах неравен сам себе, то есть так или иначе что-то «воображает из себя». по: Шаляпин. Много лет спустя литератор Илья Груздев вспоминал разговор с певцом.

я в Монте-Карло получил от моего друга художника Серова кучу газетных вырезок о моей «монархической демонстрации. ». – И художник мчался к другу, чтобы послушать его пение, поговорить по душам. Школа жизни Федора Шаляпина неотделима от школы театра. Так началось формирование нового художественного образа. Он как бы пытается проникнуть в их души, разгадать затаенную измену и скрытые козни.

Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Если это писали в газетах, то что же, думал я, передается из уст в уста. Чем нарушил этикет.