Шаляпин В Шубе Картина

Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)

После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении.

Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Он работал над портретом несколько лет, делая многочисленные эскизы и варианты. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27.

Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным.

Описание картины 
«Портрет Шаляпина»

Описание картины «Портрет Шаляпина»

Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Сейчас она экспонируется в Государственном Русском музее. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65.

Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.

На ногах артиста концертные туфли из лакированной кожи, а весь его классический стиль дополнен модными в 20-е года аксессуарами: рубиновым перстнем и тростью. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Шаляпин большое количество раз выступал в роли Еремки, а всего на сцену Мариинского театра в сезоне 1920/21 года он совершил 47 выходов31. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Кустодиева.

Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Точнее, дебют этот не состоялся. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Так, Александр Головин писал Шаляпина в ролях, а Валентин Серов, Леонид Пастернак, Илья Репин и Константин Коровин — в жизни.

Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. На пальце— перстень. Левой рукой же, чтобы не поскользнуться на дороге, он опирается на трость из ценного дерева.

Шаляпин и Кустодиев 
— два гения иодин 
портрет

Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет

Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест. Певецизображен на фоне типичной для кустодиевских картин ярмарочной, разгульной жизни.

А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу).

На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.

М. Г.

Портрет Шаляпина, 
1922, Кустодиев 
– описание картины

Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев – описание картины

Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Трудно было заставить позировать мопса у ног певца, пришлось привлечь на помощь кошку. Так с ним рассчитались "натурой" за один из данных певцом концертов. Певец родился в ветреном и морозном феврале хилым и болезненным, ничто не предвещало, что впоследствии из этой крохи вырастет богатырь. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева.

Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника.

Помогите с описание 
По картине Кустодиева 
Портрет Шаляпина

Помогите с описание По картине Кустодиева Портрет Шаляпина

Чем нарушил этикет. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Как художник, Б. Кустодиев сформировался в русле русской демократической культуры, под влиянием творчества писателей-реалистов XIX века и живописи передвижников. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.

С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. Однако этот город и знаком ему – по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину. В этой шубе и изобразил артиста Кустодиев. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом.

Коровин, И. Е. Во время работы над картиной художник и певец вспоминали Волгу, на которой оба родились, свое детство, говорили об искусстве. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался.

ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА 
Борис Кустодиев

ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА Борис Кустодиев

С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Шаляпин обут в не предназначенные для зимней прогулки ботинки из серой замши и чёрного лака на пуговках— по последней моде, да явно не по погоде. Не мог выбрать похуже — выбрал получше». Вдобавок Кустодиева очень воодушевила мысль о работе с таким всемирно известным артистом как Шаляпин1718. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей.

Дворищина. Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Но не только большого мастера ценил в художнике Федор Шаляпин: он видел в нем человека недюжинного, достойного преклонения. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416.

Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре.

Федор Шаляпин: робкий 
великан, ставивший 
втупик королей

Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей

Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Его Портрет художника И. Я. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу).

Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.

В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Возможно. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.

Сочинение по картине 
Портрет Шаляпина 
Кустодиева 8 класс

Сочинение по картине Портрет Шаляпина Кустодиева 8 класс

Певец озирается вокруг – Новгород для него город незнакомый, здесь будут гастроли, а вот его дочки с головой окунулись в народное гуляние. Пастернак, К. А. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем над горами.

Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак. Серов, Л. О. Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве».

Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Шикарная бобровая шуба досталась Шаляпину по случаю. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух».

В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». У ног певца — любимец, бульдог Ройка, а позади — дочери Марфа и Марина с личным секретарём певца Исаем Дворищиным. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Недаром Федор Шаляпин говорил:.

Сочинение по картине 
Кустодиева Портрет 
Шаляпина 8 класс

Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс (описание)

Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень. Сам же Воинов немало сделал для пропаганды выставки, а в особенности представленного на ней творчества Кустодиева. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Декорации к новой постановке были заказаны другу Шаляпина Борису Кустодиеву. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин».

Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина».

Описание настроения картины Портрет Шаляпина

Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила».

В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Парадокс. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать.

О жизни и творчестве 
выдающихся художников

О жизни и творчестве выдающихся художников

Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.

В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Есть много интересных моментов при написании этого портрета. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Его «Портрет художника И. Я.

О великом русском 
художнике и портрете 
Шаляпина

О великом русском художнике и портрете Шаляпина

Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Все нарядно, празднично, ярко и даже деревья в снежных кружевах. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. После недолгого диалога вопрос с портретом был решён. Сам он с трудом верил в благополучное завершение работы над портретом и даже не представлял своей профессиональной удачи, впоследствии поражавшей многих живописцев благодаря виртуозному мастерству и изумительному расчёту Кустодиева3814241.

Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге». Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки.

Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней. Портрет был закончен в 1921 году и сразу же приобретен Шаляпиным. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу.

Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м.

Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное». Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.

Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. Интересна история создания этой картины. Уменьшенный портрет хранится в Русском музее176, куда был передан в 1927 году из Государственной Третьяковской галереи43. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами».

Будучи уже неизлечимо больным, во время великих потрясений – войны, революция, разруха, – известный русский художник Б. Кустодиев пишет беззаботные, почти лубочные, бытовые сценки из жизни маленьких провинциальных городов, будто взятых из пьес Островского, с гуляниями, чаепитиями, ярмарками и красивыми людьми, пышущими здоровьем. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251.

Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Художник преклонялся перед Шаляпиным, был его другом, высоко ценил его творчество. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете.

Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. В 1922-м артист увез его с собой за границу. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749.

На картинах Бориса Кустодиева перед зрителем предстают изумительные зимы с веселым катанием на санях, балаганами, каруселями, праздничными народными гуляниями, яркость и красочность, которая противопоставлена серости и скуке прозаической жизни. Экий я мерзавец — буржуй. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве". Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26.

Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.

Интересные сочинения 
по картинам

Интересные сочинения по картинам

Кустодиев. Сочинение писать по эти вопросам. И он рисовал, рисовал много. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25.

Но в театре приняли условия русского баса. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека.

  1. КАРТИНА ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА ПОРТРЕТ ШАЛЯПИНА
  2. Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
  3. Краткое описание Портрет Шаляпина

Этот портрет великого певца был написан дважды. И писать его приходилось по частям, не видя целого. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Рассмотрите картину внимательно. На руках у Марины обезьянка. На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии.

Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Изящная трость и французский бульдог у его ног усиливают это впечатление. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов.

его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749.

Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». За спиной певца мы видим горки, балаганы, чайные палатки с пряниками, зазывал и катания на санях. Идут проводы зимы, возможно, Масленица, веселье, яркие краски. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.

КАРТИНА ИЗВЕСТНОГО 
ХУДОЖНИКА БОРИСА 
КУСТОДИЕВА ПОРТРЕТ

Оригинал, принадлежавший Шаляпину, хранился в его парижской квартире на авеню дЭйло. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. А написал эту картину художник Б. Кустодиев.

В 1916 году у Кустодиева случился паралич ног и с тех пор художник навсегда был прикован к инвалидному креслу. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.

Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749.

Борис Кустодиев любил Шаляпина с юных лет. Некоторое время спустя певец приехал к художнику с дирижёром Мариинского театра Даниилом Похитоновым17. Для Кустодиева портрет Шаляпина – первое и последнее обращение к личности артиста. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14.

А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. Первоначальное название картины — «Новый город». Предложили мне выбрать. Пошел в магазин. Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной.

Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая. Уменьшенный портрет неоднократно представлял творчество Кустодиева на художественных выставках в Швеции, Канаде и Америке1478. Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен.

А ведь у этого художника множество картин, где он изображает сирень. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов.

Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Недаром Федор Шаляпин говорил, «. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947.

Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. А на втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина — Марфу и Марину и его друга И. Г. Дворищина. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Ему казалось, что весь город знает о его позоре.