Шишкина И

Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Изображал ли Иван Шишкин дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.

Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Эта работа была для него подлинно творческим процессом, основанным на длительных наблюдениях и раздумьях. Рядом с Шишкиным экспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычную живописную систему.

  1. Иван Шишкин: жизнь и творчество художника
  2. Биография и картины Ивана Ивановича Шишкина
  3. Шедевры Ивана Шишкина: Самые известные картины великого русского пейзажиста
  4. Самые знаменитые картины Шишкина
  5. Шишкин Иван Иванович, картины, биография, творчество

Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года. На косогоре (1880). В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом.

Кроме этого увлекался археологоией историей. К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений. Различные оттенки черного, звучность белого цвета, желтоватая просвечивающая бумага придают ему особую выразительность. Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами.

  • Смотреть галерею Шишкина Ивана Ивановича
  • Такие полотна, как "Ручей в лесу (На косогоре") (1880),
  • Краткая биография Шишкина Ивана самое главное для детей
  • Биографии великих и известных людей
  • Потрясающий пейзажист Иван Иванович Шишкин
  • «Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»
  • «Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»

В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. – малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 г. – большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Такие его картины, как «Сосны, освещенные солнцем», «Опушка», «Чернолесье», «Папоротник», по праву стали жемчужинами русского пейзажного искусства. Сейчас эти мечты стали явью.

В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).

  • Творчество Ивана Ивановича Шишкина
  • Интересные факты из жизни Ивана Шишкина
  • Раннее признание и популярность
  • Картины как отражение обстановки в стране
  • Возвращение на родину и пик карьеры

И здесь, как в Дубовой роще, легкие прозрачные тени скользят по деревьям, падают на ярко освещенную поляну. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. И вместе с тем произведение не носит камерного характера.

В этом же году Шишкин написал и представил работу «Корабельная роща», ставшую для него последней. В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881). Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883). Что впереди. Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман.

  1. Не получившийся чиновник и нашедший свой путь художник
  2. Петербург и Академия художеств в жизни Ивана Шишкина
  3. Личная жизнь и невосполнимые потери художника Шишкина
  4. Картины Шишкина Ивана Ивановича – самая долгая любовь в его жизни
  5. Самое интересное в виде мозаики
  6. Вид вокрестностях Дюссельдорфа, 1865
  7. Сосны, освещенные солнцем, 1886

Рожь. К ним относятся Уголок заросшего сада. Лучшей вещи он не писал1. Вечер, многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе.

Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе. Его племянница А. Т. Комарова рассказывала впоследствии: Мало-помалу вся школа узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды1. Старательно анализируя каждую форму, художник с необычным даже для академических выпускников умением и знанием передает древние, поросшие мхом валуны, листья папоротника, тонкие стебли трав. Их он стремился передать как можно конкретнее.

В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой. В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований. Поднятый до значимости подлинной картины, этот радостный по настроению этюд стал одним из лучших достижений Шишкина, свидетельствуя о высоком живописном мастерстве.

Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Сосны придают картине величественное звучание.

Не закончив учёбу, он вернулся домой. Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Картина имела большой успех и была приобретена государем.

  • Безудержная любовь к родному краю
  • Неповторимая точность исполнения
  • Известные высказывания Ивана Шишкина
  • Биография Шишкина Ивана о главном
  • Словари и энциклопедии на Академике

Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Облик этот был многолик. Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина. Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.

Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности.

В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа. Пейзажи Шишкина были созвучны картинам исторического бытового и портретного жанров передвижников. В лучших своих произведениях он воспел национальный пейзаж героического характера («Корабельная роща», 1898, ГРМ). Мери-Хови.

За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Чувствуются глубина оврага, глушь.

  1. 13 января (25 января – по новому стилю) 1832, Елабуга – 8 марта (20 марта) 1898, Петербург
  2. Известные произведения Шишкина Ивана Ивановича
  3. О знаменитости:Русский художник, один из крупнейших мастеров реалистической пейзажной живописи
  4. Жизнь и творчество пейзажиста Ивана Шишкина, описание

Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров. Примером таких работ является картина Рубка леса. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И.

Иван Шишкин: жизнь 
и творчество художника

В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу – в Сокольниках изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.

Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане. В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень.

В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Мокрицкому. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. С их приходом в Академии воцарился дух творчества, но вскоре начались новые гонения на пейзажиста. Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Природа – сама благородство. Он суров, величествен, но доступен.

Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. В работах Коллера исполнявшего преимущественно крупноформатные этюды, Шишкина привлекали хорошее знание натуры, точность рисунка, уверенность письма и большая завершенность. Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами.

Шишкин же был пока что на пути к этому. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».

Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала. В 90-е гг.

Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова – двух поэтов, которых Шишкин особенно любил. Русское богатство".

Шишкин был членом кружка аквафортистов. Третьяков решил судьбу картины по-своему. В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем.

Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Картины и рисунки И. И. Впрочем, кто знает, может быть, в те годы получила поддержку склонность Шишкина к своеобразной портретное пейзажных образов.

Понятна и дружеская близость Шишкина с В. И. Якоби – видным в то время жанристом обличительного направления, с Г. Н. Потаниным – вольнослушателем Петербургского университета, входившим в группу молодежи, которая примыкала к революционно-демократическим кругам, понятно и его знакомство с прогрессивным общественным деятелем А. П. Пыпиным, двоюродным братом Н. Г. Чернышевского. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». В его картинах – чуткое отношение к деталям. Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины. В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость.

В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Однако той тонкости пленэрной живописной системы, которая наблюдается у подлинных колористов и пленэристов – Поленова, Левитана и Серова, Шишкин не достигает. Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин. Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна.

Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки. В его произведениях встаёт дремучая Россия.

На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец.

В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе. В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Это одно из самых совершенных произведений художника. Русское богатство.

Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках.

Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа.

Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 в городе Елабуга Вятской губернии. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.

Случайность. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Много работал Шишкин и за границей. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни.

Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Валаам (1858, 59.

Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. Шишкина (СПб., 1885) и Д. Ровинский Подробный словарь русских граверов XVI – XIX веков (том II, СПб., 1885). Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. В отношении к современным западным художникам, внимательно изучавшимся Шишкиным в Германии и Швейцарии, начинают сказываться те эстетические позиции, которые будут характерны для него и в поздние, зрелые годы.

Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Многочисленные, необычайно конкретные подробности переднего плана задерживают внимание, заставляя пристально разглядывать картину, постепенно проникаясь ее своеобразной красотой.

Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885).

Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи. Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Видимо, вот таким образом Крамской, высоко ценивший тал ант художника, сожалел об отсутствии поэзии в его картинах.

Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа. Шишкина. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Добиваясь предельного сходства с натурой, художник на первых порах тщательно выписывает каждую деталь и это мешает целостности образа. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.

В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. В 12 лет стал учеником 1-й Казанской гимназии, но в 5-м классе поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества к А. Н. Воробьева. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.

Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Упоминание прежде всего В. Г. Перова, сделавшего вскоре важнейшие открытия в области бытовой реалистической живописи, да и вообще дружба Шишкина в то время со многими жанристами позволяет думать об уже осознанных демократических устремлениях художника и о том, какое серьезное значение начинает приобретать в его представлении вопрос о содержательности искусства. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году».

Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке.

Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891). Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра.

Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова. В это время он активно вырабатывал собственный художественный стиль и живописную манеру. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875). В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.

Легкие тени скользят по коре, падают на землю. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Над землёй летают ласточки.

Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. В 1895 году Шишкин исполнил картину, явившуюся вариантом этого рисунка, которую так и назвал Кама близ Елабуги.

Все они были написаны под Петербургом. В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно.

В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза.

Отец мальчика надеялся на то, что его сын пойдет по его стопам и свяжет свою жизнь с торговлей. Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Этюд Полдень. Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции.

Родители не одобряли страсти Ивана к рисованию, но отпустили сына. Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию. Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887). Процесс отбора идет даже на этой стадии.

Художник их штудировал прямо в лесу. Первое место занимает Шишкина Рожь1. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Там будущий художник скучал.

Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Но и в это время художник не ограничивается студийными занятиями: он активно пишет на природе изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам. В картине 1867 года В церковной ограде.

Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места. Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин.

В окрестностях Москвы.

8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.

Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива. Это несомненно. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Его репутация была безупречной.

Изображена Кама близ Елабуги. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца. Им было сделано несколько вариантов этой картины в различных техниках и множество мягких исполненных на цветной бумаге углем и мелом рисунков, на которых изображены заснеженные деревья, пни и коряги.

Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов.

Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора. В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.

Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами.

Здоровье его было подорвано. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания.

Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864). Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева). Вот таким образом-то картина Утро в сосновом лесу у разных лиц ассоциируется с той природой, которая им особенно знакома и близка: краеведы Нарвы хотят видеть в ней местные леса, а, например, жители Калининской области связывают ее со своей природой. У него есть целый пласт работ, сделанных в Германии, Швейцарии и Финляндии, где жила его старшая дочь с мужем. В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно.

На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень. Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».

Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил.

Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Вертикали пересекаются косыми линиями. Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку.

Все сковано морозом и погружено в тень. Ему хотелось, чтобы сын получил серьезное образование. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Взору открываются огромные массивы лесов.

К этому периоду творчества относится его талантливое полотно «Иней». Недаром его называли швейцарским Поттером.

Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова. Творчество Шишкина проникнуто пафосом жизни и утверждением красоты и силы природы родной страны.

В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор.

В лучших картинах Шишкина И. И., созданных к конце 70-х и в 80-е годы ощущается монументально-эпическое начало. Крамским. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин.

На протяжении всех последующих лет он неоднократно демонстрировал этюды, к которым относился как к самостоятельным законченным художественным произведениям. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Шишкин, стремясь к точной передаче бесконечного разнообразия растительного мира, сумел создать целостные образы русской природы, раскрывая идею величия и красоты родной земли, своеобразия её лесов и полей («Рожь», 1878 «Лесные дали», 1884, – ГТГ). Он их назвал «Записки достопримечательностей разных».

Впереди художника ждали новые достижения. Среди долины ровныя. — Ср.

Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса.

Это дерево давно должны были спилить на дрова. Чувствуется глубина оврага, глушь.

Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала. В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева. Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года. Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная.

Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Эти труды стали началом аналитической, своего рода лабораторной работы, не прекращавшейся в сущности на протяжении всей его жизни. В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве. Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах.

Тогда же в Академию вернулись И. Репин, А. Куинджи, В. Маковский. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом.

Тем не менее при всей заметной в картине условности, в ней налицо внимательное наблюдение натуры и даже душевная теплота. Последнюю свою работу он так и не закончил. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию. Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Колорит здесь играет решающую роль.

Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев. В 1886 г. сам художник выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр.

Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности ее проявления, Куинджи присуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Выразительный мотив стелющихся над землей горизонтально расположенных ажурных листьев, как бы создающих верхний невесомый настил почвы, с давних пор привлекал Шишкина и неоднократно им варьировался в рисунках, офортах и этюдах, встречался в его картинах.

Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика.

Один из самых совершенных – Берег моря. Раздолье, простор, угодье. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу.

Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень».

Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).

Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Эту технику художник освоил еще за границей. Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Парит.

Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано. Характерна в этом смысле «Рожь».

Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения. Содержательность избранного мотива и точность натурных наблюдений представляются ему обязательными. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Рожь. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Внимательное штудирование натуры сочетается в нем с широтой видения художника, который, не пренебрегая деталями, в то же время стремится подчинить второстепенное главному, в данном случае поэтическому образу цветущих деревьев.

Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Удивительный старик этот Шишкин. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Этот мрак возвышается над лесным хаосом, царящим на высветленной прогалине с болотистым ручьём.

На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. За поразительное умение изображения воздуха и света его называли «художником полудня». Картина Полдень. Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ).

Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни он указывал, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог. Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу.

Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился. Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем в 1863 году перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. Но детали не нарушают целостности общего впечатления. Автор словно утверждает значительность темы.

Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.

Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Шишкин становится одним из самых последовательных выразителей его позитивной программы, его идейно-художественных принципов в области пейзажа.

И еще новое – приближенность изображения к зрителю. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург.

Внушительные дубы достойны восхищения. И Шишкин не останавливался на достигнутом. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. В природе нет для него крупного или мелкого. Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника. В картине особенно видно, как тесно связаны творческие позиции Шишкина с идеями Чернышевского, с его высказываниями о природе и характере ее изображения.

Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Божия Благодать. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.

Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Быть грозе. Этот прием будет характерен для него и в позднее время. Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1. Биография художника зашифрована в его творениях. Шишкин стал общепризнанным мэтром пейзажа. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.

Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).

Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Тем более, что остров славился своей живописной природой.

Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов. Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему.

Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России. Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо. По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством. Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков.

Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче.

Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака. Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового.

Композиционной доминантой является группа деревьев в центре. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе.

«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее. Шишкин (Иван Иванович) – один из даровитейших русских пейзажистов, художник, рисовальщик и гравер-аквафортист, сын купца, родился в Елабуге (Вятской губернии) 13 января 1831 г., двенадцати лети от роду был определен в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. О его рисунках постепенно узнала вся школа.

Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе. В них нет политики и социальной направленности. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.

Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.

Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.

Поделюсь с вами кусочком деревенского леса. Первое время за границей Шишкин путешествует: он посещает Берлин, Дрезден, едет в Саксонскую Швейцарию и Прагу, знакомится с Богемией и, наконец, поселяется на зиму в Мюнхене. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».

Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Его восхищение природой с годами не притупляется. Знаменательна стала она и для развития пейзажа. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений.

В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1.

Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье. Уже в это время художник много работал с натуры в окрестностях Петербурга и на Валааме. Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).

Окрестности Москвы. 60. ). Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.

Природа выражает музыку человеческой души. Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы. Шишкин стремился к другому. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.

Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь. Ему уже сопутствовала известность.

Ей художник всегда придавал важное значение изучая свойства тех или иных красок их прочность, подбирая соответствующие той или иной задаче кисти. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель. В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень.

В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Он кропотливо изучает натуру. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна.

В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты. Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь.

На ней экспонировалась прекрасная задушевно-лирическая картина А. К. Саврасова Грачи прилетели. Теперь он чаще прибегает к графитному карандашу, чем к стальному перу, чаще обращается к натурным наброскам, чем к рисованным картинам.

А. Беггров, в 1884—1885 годах издал в двух сериях сборник 24 фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.

Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины. – один из самых пространственных пейзажей русской живописи. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива. Лучшая работа этих лет – Полдень. Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма.

Это относится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярного в свое время швейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, но с любовью изучавшего альпийскую природу, умевшего ее внешне опоэтизировать. Сосновый бор». Благодать. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках.

Тщательно выписывая высокую, стройную, красивую по своему контуру сосну, Шишкин в ряде характерных деталей передает суровость окружающей местности. Она всегда влекла его возможностью непосредственного общения с природой, более свободной ее интерпретации, обогащавшей выразительные возможности художественного языка мастера. Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой. Мастер смело экспериментировал.

Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них. Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе. Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Ничуть не бывало.

Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».

Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и проч. Особенный, тихий, погожий выдался день. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели такую популярность, а сведения о его жизни и деятельности освещены, казалось бы, так полно, что, возвращаясь к этим вопросам, невольно опасаешься повторить истины, ставшие почти хрестоматийными. Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи. Он критикует их за бездушный, сухой рисунок.

В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину. Крамской подчеркивал, что натура является стихией художника, той живительной и питательной средой, благодаря которой полностью раскрывается его дарование. На всем словно лежит серый налет.

На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Потому он отдал юного Ивана в мужскую гимназию в Казани. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Его отец был купцом, культурным человеком.

Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859). Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов. О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857).

Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой. Уравновешенность, какая-то особая устойчивость композиции, ее строгая простота способствуют возвышенному строю созданного образа. Одно только безусловное подражание природе, – отмечает он в своей ученической тетради, которую ведет в 1852 – 1853 годах, – может вполне удовлетворить требованиям ландшафтного живописца и главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, – вследствие сего картина с натуры должна быть без фантазии1. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость.

Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив. Среди русских пейзажистов Шишкин бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».

9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.

Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи. Все полно жизни. «Утро» полностью лишено всего этого.

Безусловно, Третьяковка открывает для нас огромное множество шедевров великих художников, однако, ничто не прельщает лично меня так, как изображение российской природы. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Пейзаж носит пространственный характер. Уже в первый год его пребывания в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга.

Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Важную роль в педагогической практике Академии играло следование западноевропейским мастерам и прямое их копирование. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.

Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Окрестности Москвы.

В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека.

Сиверская (1883. ). Иван Васильевич Шишкин занимал пост городского головы и пользовался уважением жителей. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. Поиски разнообразия тонов и верности их соотношений в пределах светотеневой гармонии наблюдаются в ряде произведений Шишкина, свидетельствуя о понимании им принципов пленэрной живописи, о приближении к ним. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями.

В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). В Цюрихе попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком.

В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. Человек Шишкина прикреплён к земле.

Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны. Тончайшие оттенки цвета, различающие деревья одной породы, – важная примета произведений художника. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.

Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени. География работ Шишкина чрезвычайно широка.

Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью. Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением. Судьба ее в настоящее время неизвестна.

Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Шишкина (СПб., 1892) А. Пальчиков Перечень печатных листов И. И. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. 1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина.

В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. Медведицу и двух медвежат нарисовал Савицкий, а третьего, того, что справа, для большей гармонии и правдоподобности дорисовал Шишкин. В двенадцать лет был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Однако трактованы они с большей живописной свободой. Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим.

В 1857 году Шишкин получил на экзамене малую серебряную медаль за две картины – «Вид из окрестностей Петербурга» и «Пейзаж на Лисьем Носу». Юноша хотел продолжить своё обучение в Московском училище живописи и ваяния. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.

Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. У него были какие-то свои трения с Савицким.

Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера. Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869). Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. А их было немало.

Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года. Воздух словно напоен теплом. Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 г. в семье елабужского купца. Художник одушевляет деревья.

Это очевидно. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи.

Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Вид на острове Валааме (1860). Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу. Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. В этюдах, написанных с натуры и имеющих самостоятельную ценность, Шишкин довел светотеневое решение своих картин до совершенства, тонко передавая изменчивое состояние природы («Сосны, освещенные солнцем», 1886, ГТГ).

Однако мысль о каком-либо подражании должна быть отвергнута, так как Шишкин не знал этого произведения, находившегося в Германии. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор. В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя. Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника. Причудливо изгибающиеся плотные ветви покрыты кружевом листвы, оттеняющей мощь чеканных по форме стволов. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.

Кстати, если обратиться к русской литературе, представляется весьма возможным провести аналогии между рядом особенностей, характеризующих творчество Шишкина и С. Т. Аксакова, хотя, конечно, было бы упрощенчеством искать здесь прямое сходство. Спелая рожь, наполняющая картину золотым отливом, с шумящими, колышущимися от ветра колосьями, бесконечным морем разлилась вокруг. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя.

После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Картины Шишкина «Кама» и «Полесье», написанные в эти годы, произвели настоящий фурор среди публики и художественной общественности. В окрестностях Москвы. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». С Крамским у них были особенно теплые отношения.

В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством. Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878). По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива. Благодаря интересу к световоздушной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал свое образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьева. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.

Хочется особо отметить, что никто из русских живописцев до Шишкина не придавал такого значения непрестанному штудированию природы в бесчисленных этюдах. Шишкин был в высшей степени наделен способностью находить в природе черты и строй будущей картины и мысленно уже представлять ее себе. В частности, русских лесов. Непогрешимая точность каждой линии, каждой мельчайшей черточки, которая требовалась при исполнении перовых рисунков, не допускающих исправлений и переделок, приучили художника к исключительной дисциплине руки.

Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения.

С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.

Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. – Ср. Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы).

В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах.

Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность.

С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Мачтовый лес в Вятской губернии". Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы.

В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре). Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.

Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства.

Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1. Переплетение в ранних записях Шишкина отвлеченно-романтических воззрений с зачатками уже новых, прогрессивных взглядов на искусство отражало общую реальную картину в сложную для русского пейзажа пору рубежа сороковых – пятидесятых годов XIX века. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым.

Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса.

Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития. Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу. Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность. Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию.

Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Юный Иван Шишкин вырос среди родной вятской природы и больше всех занятий любил рисование, за что в семье был прозван «мазилкой». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры.

В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Колористическая насыщенность и смелые сообщения форм позволили ему достичь особой убедительности в решении сложной задачи максимального приближения к реально существующей силе цвета в природе и обусловили присущие его произведениям элементы декоративности. Шишкин теперь обретает полную свободу от каких-либо влияний, становится самостоятельным и оригинальным. У него умерли сыновья. Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства. Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания.

Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Правда, трактует он его спокойно и сдержанно. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало.

Окрестности Москвы. Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии.

Одно из них – Сосна. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.

организованы две выставки работ художника. Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии.

Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье.

Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Его главным учителем была природа и лишь в непосредственном соприкосновении с нею нащупывал он свой самостоятельный путь.

В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. Он носит романтический характер. Тщательно разрабатывая передний план, высветляя его и с точным расчетом строя перспективу, Шишкин начинает изображение как бы от зрителя, которого он таким образом словно вводит внутрь композиции.

В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Мрачное настроение.

А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. 1. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней. Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность.

Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Распри и интриги вынудили художника подать в отставку. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.

Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. Порывы ветра словно доносят шум их ветвей. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Окончив его, в 1857 году поступил в петербургскую Академию художеств, в класс профессора С. М. Воробьева. К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик.

Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность. Каждое из них вызывало интерес зрителей. В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы.

Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль. Задний фон мрачен.

В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма. В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. Так в реальной жизни не бывает. В своем творчестве И. И.

Шишкин не облагораживал природу. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы.

Уже первая передвижная выставка, состоявшаяся в 1871 – 1872 годах, поразила современников содержательностью и высоким уровнем исполнения представленных на ней работ. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри.

Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма. Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле.

К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля. В окрестностях Москвы (1866 и 1869). Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.

До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень.

Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.

Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом. К ним относятся Уголок заросшего сада. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом.

Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой».

Так, А. Куинджи назвал метод Шишкина вредным для живописи. Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь. Существует предположение, что картина Утро в сосновом лесу создавалась по мотивам шмецкого леса в окрестностях Нарвы, где Шишкин работал в течение лета 1888 года. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. По окончании учёбы молодой художник отправился в путешествие по Европе. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. — получали в картинах и рисунках Шишкин вид абсолютной действительности.

Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Невероятная тишина царит в пейзаже.

Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Ф. Булгаков Альбом русской живописи. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.

И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин. Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало).

Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Тогда жеИван Шишкин выставил свои картины в залах московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Думается, что можно.

Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.