Сирень Врубель

Врубель планировал изобразить девушку сидящей на лавочке у пышного куста сирени. Сирень Врубель изобразил практически на всей поверхности полотна картины и, кажется, это продолжается и за ее пределами. Давая описание «Сирени» Врубеля, мы задаемся вопросом о том, кто же изображен на холсте в виде девушки в черном.

Михаил Врубель именно таким увидел куст сирени, передав ее мистический образ и таинственную душу в образе девушки, которая рождается из живописного куста в ночных сумерках, превращаясь из драгоценных каменных росписей сирени в прекрасную нимфу. Полотно российского художника Михаила Врубеля «Сирень», также как «Пан» и «Царевна-лебедь», относится к «Сказочному циклу» творчества знаменитого живописца и отражает мистические силы природы, которые так поразили его и его постоянный поиск национальной души русского народа. Картина Врубеля Михаила Сирень: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Действительно, сирень у Врубеля настоящий «герой», персонаж картины. Врубель планировал изобразить девушку сидящей на лавочке у пышного куста сирени.

А вот какой увидел сирень выдающийся художник Михаил Врубель. Считается, что созданную в 1900 г. «Сирень» Врубель задумывал под влиянием романса Рахманинова, который в своих концертах исполняла его жена. Многие художники находились под впечатлением от цветущих весной и летом деревьев и кустарников, но сирень, занимающая все пространство картины, впервые прозвучала так необычно и сильно, что была признана одним из лучших пейзажей, написанных Михаилом Врубелем. Именно это ощущение распростёртой и безмерной красоты, затмевающей все, передано в сирени, как будто уходящей даже за пределы картины Врубеля.

Картина «Сирень» была создана Михаилом Врубелем в 1900 году в период зрелости и ощущения быстрой утраты реальности.

Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Эдуардс вместе с К. Костанди пытался в тот период реформировать Одесскую художественную школу и решил привлечь к своим целям и Врубеля. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.

Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. П. Ю. Климов, специально рассматривавший творческое наследие Врубеля в контексте русского модерна, признавал его представителем революционной ветви русского модерна и утверждал, что положение и значение его в тогдашней культурной среде равно только позиции А. Иванова для русского академизма. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Анна Александровна Врубель вспоминала, что в последний год её брат говорил, что устал жить.

  • Сирень, Михаил Врубель, 1900 – описание картины
  • Александр Медведенко Сирень Врубель
  • описание картины Врубеля Сирень
  • Михаил Врубель, «Сирень» : описание картины
  • Обстоятельства написания картины
  • Михаил Врубель, «Сирень»: описание картины
  • Врубель, Михаил Александрович Сирень

Одна из самых красивых и поэтичных картин Михаила Александровича Врубеля «Сирень» была написана в 1900 году. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.

Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.

  • Авторский проект Владимира Дианова

В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Савву похоронили на Байковой горе. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.

Сирень, Михаил Врубель, 
1900 – описание 
картины

Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Эта сирень и сама становится как живая. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.

Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.

Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.

В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.

Врубель заставляет нас вглядываться в картину очень внимательно, чтобы увидеть все детали. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Энергичное порывистое движение дриады будто заставляет шевелиться ветки, слышен их шелест. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.

Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. В 1880—1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства, однако его постоянным заказчиком сделался С. И. Мамонтов.

Через несколько дней он полностью ослеп155. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Кирилле», «Св. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.

Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).

Представители рода Врубелей (от польск. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.

Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.

Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Так на репетиции Михаил Александрович впервые услышал, а потом и увидел Надежду Ивановну Забелу исполнявшую роль сестрички Гретель108. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).

В лунном свете проступили очертания одной из них – души сиреневого куста – дриады. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. В старой столице ему стало ещё хуже, несмотря на то, что картину купил за 3000 рублей известный коллекционер Владимир фон Мекк.

Летом 1904 года Н. Забела получила ангажемент в Мариинской опере, Врубель же не мыслил жизни без жены. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».

В тени, которую бросает сирень, мы различаем фигуру девушки. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. А. В. Прахов в тот же период организовывал роспись Владимирского собора, к которой планировал привлечь и Врубеля, невзирая на личное к нему отношение. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.

В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.

Представленная "Сирень" Врубеля – один из вариантов картин на эту тему. В его даровании раскрылись универсальные возможности. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Страстная любовь к природе помогает художнику передать ее красоту. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.

Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.

Прошение было удовлетворено157. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».

Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Однако по сравнению с прочим кругом интересов, занятия живописью представлены крайне лапидарно1213.

Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Один из современников Врубеля писал: «Природа ослепила его за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны». Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».

Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.

Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы.

Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Часто говорят: «Природа оживает под кистью художника».

«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.

Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.

Очертания предметов как бы проступают из темноты из мрака. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.

Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).

Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).

Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Масса зелени, то сгущающейся, то светлеющей до прозрачности и открывающей грунт, выдвигает нам навстречу цветы сирени — от этого возникает отчетливое ощущение словно «дышащей» картины.

Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса.

Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.

В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».

Но кажется, что в этой картине сирень оживает буквально. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.

Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.

Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. За надгробный памятник взялся скульптор Леонид Шервуд, но к 1913 году удалось лишь установить постамент из тёмного гранита. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. Пышные гроздья, вспыхивая лиловым огнем, живут, дышат, благоухают в сиянии звездной ночи.

Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Врубель работает мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания.

Картина – один из вариантов темы Сирень. Одежда девушки написана темным пятном, никак не уточненным и не детализированным. Царь Николай II, увидевший картину на выставке, оценил ее очень положительно, ну, а вслед, как водится, начали восхищаться и критики. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.

Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). В ней воплощен характерный для символизма образ стихийного мира, таящегося под покровом сумерек.

Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Рассыпая по полотну цветки сирени, как бы «взбивая» облако парящего цвета, Врубель виртуозно разыгрывает тему с вариациями и название этой темы — «превращение Хаоса в Космос». Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.

Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Лиловый и сиреневый — доминантные тона полотна.

Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Стремительная стилевая эволюция Врубеля объясняется тем, что он не был связан ни с академизмом, ни с передвижниками и, следовательно, ему не требовалось усилий для преодоления доктрины.

Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6.

Концентрация фиолетовых оттенков порождает иллюзию, что атмосфера насыщена ароматом сирени, наполняющей своим дыханием сумрак ночи.

В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Нет, не стоит писать.

Увидел и поразился им. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Их личное знакомство произошло в 1898 году— благодаря приглашению Надежды Ивановны в Русскую частную оперу Мамонтова, возобновившую регулярные московские сезоны114.

В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». В картине воплощен характерный для символизма образ стихийного мира, таящегося под покровом сумерек.

Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Очертания предметов как бы проступают из темноты из мрака. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Акт первый— 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью.

В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. В 1895 году Врубель попытался обозначить своё присутствие в общей художественной жизни России. А тут еще и особенное, лишь Врубелю свойственное мерцание света.

Врубель работает мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Это души цветов и растений. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. В лунном свете проступили очертания одной из них – души сиреневого куста – дриады.

Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Тем самым выражена сама стихийность этого персонажа, словно «проявляющегося» из растительного царства. Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса.

Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.

В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. Хрупкая фигура девушки, как будто фея темнеет в сиреневом цвете. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.

Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Однако самостоятельные работы Врубеля были отвергнуты А. В. Праховым, который прекрасно понимал их значение. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Это души цветов и растений.

Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Очертание ее фигуры скрыто за спутанными волосами. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.

Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. В 1865 году семья переехала в Саратов, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.

Но её не сразу можно разглядеть Врубель заставляет нас вглядываться в картину очень внимательно, чтобы увидеть все детали. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Свою героиню Врубель называл Татьяной (связывая свой мир со светозарным пушкинским миром природы) — по его мысли, она должна была воплощать душу сирени. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».

Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Сон как будто бы стал продолжительнее. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.

Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.

1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.

Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.

Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Сама концепция и есть сказка.

По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.

Эта работа резко контрастирует с канонами академизма, несмотря на соблюдение всех формальных признаков, включая античную тему. Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.

Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Кушает хорошо— и в своё время.

Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.

Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Это стремление, а вовсе не достижение (обретение смысла), было всегда дорого художнику. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение.

Работа не привела к улучшению. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».