Сомов Портрет Блока
У Константина Сомова есть удивительный портрет Александра Блока. Свой портрет Блока Сомов делал с натуры. Облик Блока на портрете Сомова открывает его "надмирность", отделенность от сущего. Статья на тему "Анализ портрета Александра Блока Константина Сомова" для 8-9 классов может быть использована на уроках МХК и истории России как пример анализа художественного произведения.
Александр Блок: портрет, описание
Это его надломило, он впал в депрессию и вскоре умер. В феврале 1910 г. Сомов писал сестре: «Заказы мне и теперь все время предлагают и все тузовые: 4 тысячи, 10 тысяч. Впрочем, в первой «книжной» работе художника влияние это еще не чувствуется, а к тому же работа делалась в Париже, хотя и предназначалась для русского издательства. Он принимал активное участие с создании журнала «Мир искусства», создавал обложки и иллюстрации к книгам (среди них произведения Н. Гоголя, пушкинский «Граф Нулин», многие зарубежные произведения, такие как «Манон Леско» А. Прево и пр. ). Многогранный талант К. Сомова распространялся не только на живопись, но и на скульптуру.
(«Дама в голубом платье», «Зима. «Какое богатство наблюдения открываетсяв застывшем, энигматическом (загадочном) взоре Блока», — полагал С. Эрнст. А в заставке из 1-2 «Мира искусства» под сенью лиственно-цветочной арки изображена девочка, явно пришедшая из галантного XVIII века. » Некоторые из дам, например Генриетта Леопольдовна Гиршман, стали друзьями художника.
- Портрет Александра Александровича Блока
- Описание работы «Портрет Александра Александровича Блока»
- Глава 12 Константин Андреевич Сомов
- Константин Сомов – модерн и символизм
- Сомов Портрет Блока летяга чистая 1980
- Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Константин Сомов для этого издания сделал иллюстрации и заставку с изображениями Натальи Павловны и графа Нулина 151 основных персонажей пушкинской поэмы. В отличие от портрета Е. М. Сердечно Ваш К. Сомов». Все такое с гримасами, Арлекин, Коломбина – все более чем странное. Мастерство Сомова словно «эмансипируется», отделяется от предмета и его смысла, приобретает самоценность.
Осенью 1897 года Сомов отправляется в Париж, а в 1899-му возвращается в Петербург. А в добавление к нему подвёрстывается цитата из воспоминаний Е. Иванова: «. Он скончался в далекой Франции, не нужный и позабытый в советской России, а всего через несколько десятков лет, в 2007-м году его знаменитая «Радуга» была приобретена на аукционе в Лондоне за огромную сумму – 7 327 миллионов долларов, превысив все рекорды стоимости русской живописи. Обосновывается, впрочем, не в Америке, а в Париже. В отличие от портрета Е. М.
Современники видели его в те же годы и почти прежним. Можем прибавить еще один как будто бы веский аргумент, выдвинутый Г. Чулковым: «.
Портрет может вызвать резкое эмоциональное неприятие. Любящий Вас К. Сомов». Орнамент в основном растительный причудливо сплетенные гирлянды листьев с прячущимися в них цветами легки и изящны. Портрет А. А. А поскольку иллюстрации Сомова к Гоголю опубликованы не были, а иллюстрации к «Графу Нулину» забылись, то в глазах современников художник нередко представал как орнаменталист и только. Наверное, другим поэт быть не может. Портреты помещены в медальоны, соединенные цепью. Говоря же о книге, они могли бы перефразировать чеховское высказывание таким образом: «В книге все должно быть прекрасно 151 и шрифт и переплет и орнаментика и иллюстрации.
И в самой последней книге о художнике Е. Журавлева решительно утверждает: «Портрет Блока принадлежит к числу лучших графических портретов Сомова», хотя и признает, что «в действительности Блок был сложнее, романтичней» и что поэт «не был так замкнут и внутренне обособлен, как изобразил его Сомов». Глаза тусклые». Он вспоминал в статье «Литературные итоги 1907 года» «прелесть сомовского фронтисписа» имея в виду альманах «Северные цветы» за 1901 год. В 1923 г. выехал за границу, с 1925 г. жил и в 1939 г. умер в Париже. В целом портреты давались Константину Андреевичу нелегко.
И вдруг встает человек по имени Жак Казот. Рахманинова (1925) и менее удачные. Он мучился, сомневался, переписывал, но в конце концов создавал шедевры. Обложка к сборнику В. Иванова не столь пестра, как обложка «Театра» 151 она решена в приглушенных желтых тонах. Что-то вечно зыбилось и дрожало возле рта, под глазами и всеми порами как бы втягивало в себя впечатления.
Двоюродный брат, Г. П. Блок (1920): «Огромная перемена произошла в его наружности за двенадцать лет. Сомов охотно занимался и книжным знаком, экслибрисом. Каток», «Вечер» – самые известные работы данного направления). Значительное место в творчестве Константина Сомова занимают портреты, которые в корне отличаются от остальных его полотен. Все утонченное, все костюмированное, бальное.
Но, в конце концов, мы легче всего заблуждаемся, когда отзываемся сами о себе. Художник обыгрывает название сборника 151 «Пылающее сердце», причем сердце на рисунке не красное, а тоже желтое, как и вырывающийся из него столб пламени. Первое мое впечатление определялось одним словом: опаленный. ». Цвет здесь господствует и вызывающе контрастирует. Все эти рисунки для «Мира искусства» были стилистически близки к обложкам и орнаментике альманахов пушкинской поры 151 стилизация, несомненно, сознательная. Это никак не было кокетством, вообще не свойственным Блоку, хотя нервность и способствовала некоторому преувеличению происходящего с ним.
- Мир искусства и Константин Сомов
- Фото Александра Блока в детстве 1883 год
- Фото Александра Блока в пять лет 1885 год
- Фото Александра Блока в детские годы, 7 лет 1887 год
Реальный Блок «выламывается» из очерченной Сомовым схемы. Не яркий, не быстрый, но какой-то особенно живой и вкрадчивый. И всё же в жизни талантливого художника присутствовала трагическая нота. Жесткий, обглоданный, с пустыми глазами, как будто паутиной покрытый. Но в то же время оно может придавать непосредственную содержательность форме.
Какие-то дамы, кавалеры сомовские, какие-то праздники, маскарады. Шрифтовые элементы обложек и титульных листов рисованные. Художники объединения «Мир искусства» огромное значение придавали графике, выступив новаторами оформления книги и журнальной графики в русском искусстве. Иначе говоря, необходимо гармоническое двуединство. У Сомова другая история.
В 1903-1910 гг. Константин Сомов и его друзья – Сергей Дягилев, Лев Бакст и Александр Бенуа – организовали кружок живописцев, позднее ставший основой художественного объединения «Мир искусства». Для издательства «Скорпион» Сомов сделал и удивительно красивую обложку альманаха «Северные цветы» за 1901 год, где окружил название и сведения об издательстве, месте и годе издания нарядным венком.
Его отец Андрей Иванович Сомов был старшим хранителем Эрмитажа. Символизм, модернизм, такое обилие талантливых людей, такое обилие талантливых художников. Такой подход получил дальнейшее развитие в футуризме, а затем в конструктивизме. В том же году, что и рисунки к «Графу Нулину», он исполнил поясной портрет великого поэта. Существует исторический анекдот.
Книгу стихов Вячеслава Иванова выпустило в 1911 году издательство «Скорпион», основаное в 1899 году Сергеем Александровичем Поляковым (18741511903), но фактическим его руководителем был поэт Валерий Яковлевич Брюсов (18731511924). Крепко жму Ваши руки. А родители Константина Сомова были состоятельными людьми. «Художник, способный так увлекаться отдельными линиями, 151 писал о Сомове Александр Бенуа, 151 такой художник должен фатально обладать уменьем и комбинировать их, созидать из них новые творения, не встречающиеся в природе, 151 иначе говоря, орнаменты, украшения, словом все то, что принято называть декоративным искусством»8. Лирические драмы». Блока, одного из самых известных поэтов символизма, вошел в эту серию. И был, действительно, – и знамена нес и участвовал в демонстрациях.
А там это были просто костюмированные постановки. Блок позировал Сомову у себя на квартире на Лахтинской улице в Петербурге. В этом "зрелищном понимании биографии" портрет занимал особое место.
- Фото Александра Блока на прогулке, 14 лет 1894 год
- Фото Александра Блока в 14 лет (крайний слева) с родственниками Шахматово 1894 год
- Фото Александра Блока в 18 лет, гимназист 1898 год
- Фото Александра Блока в роли Гамлета 1898 год
- Фото Александра Блока и его жены Любовь Дмитриевны Менделеевой 1903 год
«В 1920 году, — пишет Н. Г. Чулкова, — я видела Блока в последний раз в Москве. Он много писал и много работал, были и удачные картины, например портрет С. В. Но вот суждение специалиста, Н. Лапшиной: «Сомов в своем портрете возвел в абсолют. После встречи на вечеринке «Нового пути» А. Блок и К. Сомов встречались весьма часто, Сомов бывал в доме Блоков не только когда рисовал его, но и просто в гостях и, принимаясь весной 1907 года за портрет Блока, художник рисовал человека, которого давно знал.
Впрочем и в те годы художник порой выходил за пределы чистой орнаментики. Но все же он не смог подняться до своего прежнего уровня. Но, судя по портрету, любви и восхищения не было. В области книжной графики мэтрами Сомова были англичанин Обри Бердслей (о котором мы уже рассказывали читателям) и немец Теодор Томас Гейне (Thomas Theodor Heine, 18671511948), рассказ о котором впереди. Я вижу вас всех без голов».
Сомов в этом портрете отметил такие мои черты, которые мне самому в себе не нравятся». И когда в 1923 году он везет в Америку российскую выставку, он остается за границей. Очень тронут Вашей постоянной ко мне добротой и милой памятью обо мне. В экслибрисе для С. П. Зенгер художник изобразил лежащую на кушетке даму.
- Фото Александра Блока Шахматово 1909 год
- Фото Александра Блока в профиль 1920 год
Сын А. И. Сомова, хранителя Эрмитажа и редактора «Вестника изящных искусств». Сомов также иллюстрировал книги, в частности делал обложки для стихотворных сборников К. Бальмонта «Жар-птица» и В. Иванова «Cor ardens», для книги А. Блока «Лирические драмы». Однако тенденция, легко прослеживаемая, грустна. Блока задачей своей точно поставил выявить, подчеркнуть эту восковую маску «до ужаса недвижных черт» его лица».
Гораздо меньше известно об отношении художника к поэту. И что удивительно – покинув родину, Сомов не кончился как художник. Художник так и поступал: раскрасил, например, два бесспорных шедевра 151 обложки для сборника стихов Вячеслава Иванова «Cor ardens» («Пылающее сердце») и сборника Александра Блока «Театр. От былой «картинности» не осталось и следа. Ю. Подкопаева и А. Свешникова не исключают эту сомовскую работу из его серии «блестящих по маэстрии, сходству и оригинальных по толкованию портретов деятелей русской культуры». Нервный был ребенок. Обер», «Дорога на даче», «Весной.
С. Маковский так писал о технике К. Сомова: «Загадочный рисунок у Сомова. По только что приведенному высказыванию самого оригинала, такое двуединство нарушено. Так мог сказать только Блок – «ненавидящая любовь».
Книжный знак, нарисованный им для А. Н. Бенуа, как бы делится на две части: левая (сравнительно небольшая) 151 шрифтовая с надписью «Изъ книгъ Александра Бенуа», а правая (раза в четыре большая) 151 натюрморт, где чего только нет: кукла, корзина с цветами, венок, веер, нарядная шкатулка. 7 апреля Блок в письме к матери замечает: «Сомов уже подкрашивает меня». Он создаёт свой особый «сомовский» мир.
Прямо как из рога изобилия. Образ, конечно же, узнаваем, но далек от традиции. Впрочем, запомнив эти автосвидетельства, не будем делать только из них поспешных выводов.
И очень быстро, к сожалению, пришло страшное разочарование, надломленность.
Туда вошли собрания сочинений Дж. Байрона, Ж. Б. Мольера, Ф. Шиллера, У. Шекспира. «Милый и дорогой Александр Александрович, — писал он 12 ноября 1908 года, — Я был очень обрадован, получив Ваш подарок, книгу «Земля в снегу» с милой, чудесной подписью. Точной даты знакомства Блока с художником нет.
Послушаем других. Любовь Дмитриевна, жена Блока, описывая зиму 1901 года, замечает: «Прибавились встречи (с Блоком) у Боткиных. выходя из «фокуса» своего, менял он наружность, как никто.
Он вообще как человек был удивительно восприимчив. После Октябрьской революции характер творчества Сомова принципиально не изменился, но вместо дам и кавалеров на его картинах появились современные девушки и крестьянки в красных платках. Я что-то говорил, не глядя на него и вдруг нечаянно подняв глаза, чуть не крикнул: предо мною сидел не Блок, а какой-то другой человек, совсем другой, даже отдаленно не похожий на Блока. Блок характеризовал свое отношение к России такими словами: «У меня ненавидящая любовь к России». Константин Сомов является также и известным общественным деятелем.
Так как здесь, в России, со своими дамами и арлекинами он был провидцем. Константин Андреевич Сомов (родился 30 ноября 1869 года в Петербурге, умер 6 мая 1939 года в Париже)– русский художник иллюстратор и график.
1788 год. Блока, одного из самых известных поэтов символизма, вошел в эту серию. В разрешении этой проблемы можно привести слова Б. В. Шапошников (в сборнике «Искусство портрета»): «Когда сравнивают оригинал и портрет, то сопоставляют степень соответствия индивидуальной внешней формы оригинала с этой же формой, окрашенной «идеей» художника. И действительно через год произошла революция, за которой последовал якобинский террор. Снизу венок, в котором указан год создания поэмы 151 «1825».
Вскоре Сомов уезжает в Париж, где и остаётся до самой смерти. Так, в заставке, помещенной в 20 журнала «Мир искусства» за 1899 год, в традиционном венке помещены изображения трех человеческих фигур. Через некоторое время он пишет ей же: «Сейчас Сомов показал нам мой рот и нижнюю часть лица – очень мне нравится».
Блок показался мне тогда таким поблекшим и старым. К этому периоду относятся такие его полотна, как «Осень в Версальском парке» (1898), «В детской» (1898), «Дама в голубом» (1900), «Портрет А. П. В те годы, когда искусство воспринималось в отражении поэзии, а поэзия внушалась искусством, портрет являлся своеобразным двойником, с которым обращались как с поэтическим образом ("Когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло на столе"). 1888–1897 – годы обучения Сомова в петербургской Академии художеств. Но его натура была противоречивой и многогранной.
Сеансы начались в конце марта. Париж.
Надо сказать, что оплачивали парадные портреты щедро. По свидетельству современника, уже и много позже, в октябре 1917 года, Блок говорил: «Портрет Сомова мне не нравится. Сделанный на бумаге акварелью и белилами, небольшой по размеру (144 x 144 мм) портрет этот явно предназначался для книжного воплощения, но не вошел в трехтомник издательства А. И. Мамонтова, а был воспроизведен полиграфически лишь 16 лет спустя 151 в 1915 году 151 в сочинениях А. С. Пушкина, вышедших в составе парадного большеформатного издания «Библиотеки великих писателей» издававшейся под редакцией известного литературоведа Семена Афанасьевича Венгерова (18551511920).
В написанном Сомовым портрете Блок видит выявление в его облике иронического «арлекинства». я увидел в лице его какую-то «восковую недвижность черт», точно восковую маску забралом он опустил на лицо». Первое время портрет нравился поэту, но тяготил его. При их написании Сомов использует карандаш, с подсветкой акварелью, гуашью и белилами. Мастерство Сомова-рисовальщика ярко проявилось в обложках, виньетках, концовках для журнала «Мир искусства», коих он сделал немало. Иллюстраторами и оформителями книги были почти все художники объединения «Мир искусства» 151 и Александр Бенуа и Лев Бакст и Мстислав Добужинский и Дмитрий Митрохин.
Литературовед П. Н. Медведев (февраль 1920): «Как сильно изменился его внешний облик. Мартыновой («Дама в голубом») изображение Блока не имеет никакого отношения к излюбленному Сомовым ретроспективному жанру. Гоголя, поэму А. С.
Его спокойствие было лишь кажущимся. Соглашаясь с чеховским героем, что «в человеке все должно быть прекрасно», мирискусники полагали, что прекрасными обязаны быть и окружающие человека вещи и интерьеры. Вот таким образом он восторженно воспринял и революцию 1905 года. Бывал молодой Сомов, который пел старинные итальянские арии». Сомова» (1897).
Портрет А. А. В дневнике 1913 года мы находим неожиданную для тридцатитрехлетнего, еще полного сил человека, печальную запись: «Лицо мое старится скоро». Вместо кудрей — жидкие, прилизанные волосы. Общались ли они. У ног ее кукла и другие игрушки. И ни один из сидевших тогда за праздничным столом не выжил.
Портрет представляет собой карандашный рисунок, чуть тронутый гуашью и белилами. И Блок чувствовал эту несвободу.
Время написания этого портрета – Серебряный век. Блок и Сомов могли бы быть друзьями. И Октябрьскую революцию тоже принял, за что страшно его «били» собратья по перу. В 1888 году поступил в Императорскую Академию художеств, которую окончил в 1897 году.
Вот откуда берутся «сомовские кавалеры». Даже волосы, даже уши стали другие». Через четыре года запись повторяется с не оставляющей сомнений определенностью после сообщения о рисунке Миклашевского следует приписка в скобках: «как же я стар». Две дамы в черных масках на обложке к «Театру» одеты одна в черное, а другая в красное платье.
В сентябре 1907 года Блок писал: «Обложка Сомова к драмам восхитительно пестра (красная, желтая, черная)»11. Это были пляски накануне трагических событий, накануне катастрофы. 1897–1899 – годы обучения в парижской студии Коларосси.
В России воспитанникам гимназии Мая было тесно. Человек без кожи. Остроумовой».
На иллюстрациях к пушкинской поэме представлены ее кульминационные моменты: «В спальне Натальи Павловны» и «Отъезд графа Нулина». Со своей стороны, И. Пружан, соглашаясь с тем, что «Сомов не стремился дать всестороннюю исчерпывающую характеристику поэта», отмечает: «художника привлекало в нем прежде всего то, что отвечало его собственному мироощущению. Блок начал писать стихи с пяти лет. «Мирискусники» – Бенуа, Лансере, Добужинский – и многие, многие другие. член Союза русских художников. Мы начали эту статью словами А. Н. Бенуа по поводу сомовских линий и действительно, штриховые рисунки Сомова как бы предназначены для ручной раскраски.
Приспущенные набрякшие веки лишают это — и в самом деле — «опаленное» лицо живого взгляда. В эти годы Сомов – частый гость в мастерской Репина.
Сомов в каждом произведении как будто выискивает «всё сызнова», не пользуясь умением навыка, которым обыкновенно злоупотребляют опытные рисовальщики. Автор островыразительных живописных и графических портретов А. П. Остроумовой (1901, ГРМ), "Дама в голубом платье" (портрет Е. М. Мартыновой, 1897-1900), А. А. Блока (1907), М. А. Кузмина (1909, все – в ГТГ) и др. Пушкина "Граф Нулин". Но вместе с тем он одним из первых начал насыщать экслибрисы изобразительными элементами.
Указанный портрет Пушкина Константин Сомов вписал в круг. То, что в скором времени закончится катастрофой. Рисунок был выполнен тушью и акварелью. Итак, проблема сходства.
К типографским шрифтам Сомов обращался неохотно. Его жена была музыкантом. К этому периоду относятся такие его картины, как «Портрет Н. Ф.
Оценка Блоком своего портрета двойственна: «Мне портрет нравится, хотя и тяготит меня». Мартышкино» (все – 1896), «Портрет А. И. Версаль. За сценой с интересом наблюдает сидящая неподалеку девочка. Увлекался изысканной живописью французского рококо. Он видит в нем не «победу духа над стихией», а жалкого паяца, отравленного иронией мертвеца, побежденного этой стихией.
В 1900-е годы Сомов достигает в живописи и графике изысканности и высокого мастерства. Мартыновой ("Дама в голубом") изображение Блока не имеет никакого отношения к излюбленному Сомовым ретроспективному жанру. Слово «космополитизм» в ту пору имело положительное звучание. Лоб поэта несколько великоват.
С детства мечтал стать живописцем. Лицо темное, в морщинах. Учился в Академии Художеств у И. Репина, преподавал там же, академик с 1914 г. Ещё в гимназии тесная дружба связывала его с А. Бенуа, Д. Философовым, позднее – с С. Дягилевым – организаторами общества «Мир искусства». Серая повседневность бытия стала их заклятым врагом и они стремились обогатить привычные будни яркими красками и необычными формами. Любил затейливый курсив, украшенный завитушками. Но нет никаких сведений о том, что они действительно дружили. Таким вошел Блок в сознание современников. ».
Издательство было рупором символизма, в нем сотрудничали близкие и хорошо знакомые Константину Сомову люди. Искусством книги здесь и не пахло ибо коллективизм убивает единство стиля. Влиятельный искусствовед Николай Радлов, одним из первых в России заинтересовавшийся тем, что он называл «книжной графикой», писал, что Константин Сомов «во многом прямая противоположность» Александру Бенуа и называл его «виньетистом»9. Сомов Константин Андреевич (1869 – 1939), художник и график.
Ну, конечно, прежде всего семья – родители Блока разошлись рано, когда Саше было три года. С 1894 года Сомов несколько лет работал в мастерской Ильи Ефимовича Репина.
»4. Почему. Конечно, они встречались и портрет написан с натуры. Соединяет дам желтая лента, на которой скорописью обозначено название фирмы: «Издательство Шиповникъ».
Однако впечатляющие успехи Сомова в области иллюстрирования были еще впереди. Иванова. Они еще раз возвращаются к «маэстрии этого рисунка, одного из самых блистательных в графике Сомова». Как бы то ни было, работы его поэт знал. Он создаёт изысканные фарфоровые статуэтки: «Влюблённые», «Граф Нулин» и др. Константин Сомов еще при жизни получил известность всей Европы, экспонируя свои произведения на зарубежных выставках. Такое количество поэтов талантливых – Блок, Бальмонт, Мережковский, Зинаида Гиппиус.
И далее: «Художник К. Сомов в своем портрете Ал. Границы империи были прозрачными 151 имелись бы средства.