Спящая Венера

Спящая Венера (Venere dormiente) – незавершённый шедевр кисти Джорджоне, представляющий собой непревзойденный образец бесконечной красоты и лаконичности. Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. Спящая Венера, также известная как Дрезден Венера, является живописью итальянским владельцем эпохи Возрождения Джорджоне, с, это теперь общепринятое, пейзаж и небо, Тицианом, законченным после смерти Джорджоне в 1510, как Vasari, сначала отмеченный.

Любитель и покровитель искусств, граф Николай Петрович Шереметев для собрания Останкинского дворца приобрел картину «Спящая Венера» работы неизвестного итальянского художника конца XVII века. Картина художника Джорджоне «Спящая Венера» один из самых идеальных женских образов эпохи Возрождения. «спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо.

Тициан, который наверняка был в курсе замысла учителя, закончил картину умершего от чумы Джорджоне, сохранив для нас одну из лучших картин Итальянского Возрождения «Спящая Венера». Появилась «Спящая Венера» Джорджоне, в создании которой по мнению искусствоведов принимал участие ученик Джорджоне Тициан. Он принес с собой картину умершего художника «Спящая Венера». Венера, спящая в окружении скелета и манекена изображена в залитом лунным светом городе.

Картина Поля Дельво Спящая Венера.

Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры». Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо.

Попала не в лучшем состоянии. Была обнаружена и «Спящая Венера» – она лежала в старой, грязной вагонетке. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела.

А вдали – невысокая гряда голубых гор, здания, деревья. Писал и небольшие картины в духе передвижников. Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г. во время эпидемии чумы в городе. От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Выше: что вы искали.

К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Я уже стал семейным и попрежнему учительствовал в селе, но живописи не изменил.

Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. В свое время он учился у Репина и Серова и хорошо овладел портретным мастерством.

Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики – Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Облачная атмосфера смягчает все контуры и сохраняет вместе с тем пластическую выразительность форм. Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. «Вот она. » — замер во мне невольный возглас восхищения. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы.

  1. «Спящая Венера», Джорджоне — описание картины
  2. Спящая Венера (картина Джорджоне)
  3. Описание картины «Спящая Венера»
  4. Вопрос 52 Венера Урбинская Спящая Венера
  5. Описание картины Джорджоне «Спящая Венера»

Над ее восстановлением работали лучшие советские искусствоведы и реставраторы. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. Современники, побывавшие на том пиру, рассказывали, как все восхищались творениями обоих художников, особенно хвалили «Юдифь» – в полной уверенности, что она написана Джорджоне, а когда выяснилось, что это работа Тициана, возникла некоторая неловкость. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой.

Перед ним был истинный шедевр – обнаженная прекрасная женщина, погруженная в сон. Возможно, «Спящая Венера» предназначалась именно для нее и заказ на изготовление копии был связан с желанием графа скрасить ее одиночество. И все это присутствовало на полотне.

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Картина Поля Дельво "Спящая Венера"
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • – СПЯЩАЯ ВЕНЕРА КАРТИНА ДЖОРДЖОНЕ

Когда же услыхал от сидевшей на чемодане, тоже приезжей девушки, последней в этой чудовищной очереди, что она по списку «тысяча восьмая», а на завтра и послезавтра уже составлены кемто другие списки, — у меня окончательно подкосились ноги: «Не попаду. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». Больницы были переполнены. Особенно хвалили «Юдифь» – в полной уверенности, что она написана Джорджоне. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна.

До извлечения их оттуда они временно охранялись от возможных вражеских диверсий. В то время в «тайной семейной» половине дворца поселилась «невенчанная жена» графа, крепостная актриса Прасковья Ковалева (Жемчугова). Да и в искусстве шли разными дорогами. Посетители запрудили весь обширный вестибюль и словно не намеревались покидать его. Я не мог оторвать взгляда от «Венеры», весь очутившись во власти ее притягательной красоты и не замечал никого.

Ничто не выявляло в ней чегото божественного: ни тронутое загаром, кротко миловидное лицо, ни в меру крупное телосложение. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта.

Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция. Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. Город был полностью развален непрерывной двухсуточной бомбежкой англоамериканской авиации. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера – хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос – представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела.

Я обернулся. Фигура спящей целиком приковала внимание зрителя.

«Спящая Венера», 
Джорджоне — описание 
картины

Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко. Оно так поразило ее, что она томно склонила голову и потупила взгляд. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ.

После взятия Дрездена советскими войсками эти подземные убежища были найдены. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. Уже при жизни о нем ходили легенды.

Картиной можно было любоваться все три часа, отведенные для просмотра. Она была написана по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере. А когда выяснилось, что это работа Тициана, возникла некоторая неловкость. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу.

В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. Но потом для семейства настали трудные времена и картину пришлось продать. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры.

Убытки их были огромны, а потому Сеньория постановила выстроить здание заново.

В 1504 году в Венеции, в районе моста Риальто, случился страшный пожар. С годами все это, как говорится, быльем поросло.

До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло. вы можете запросить все в системе с коробкой. И все это время «Спящая Венера» находилась в Фонтанном доме, как немой свидетель трагических событий.

Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей.

Друзьями они никогда не были. Согласно одной из них картина символизирует узы брака.

Поначалу их вывозили в дворянские поместья и замки Саксонии. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. «Спящая Венера» Джорджоне – едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. Я точно в столбняке оцепенел перед картиной.

Памятуя старую итальянскую традицию дарить «Спящую Венеру» на свадебные торжества, заказ на копирование был приурочен к дате венчания графа Николая Петровича Шереметева с Прасковьей Ковалевой в 1801 году. Но прошло немного времени и судьба их свела снова, однако уже при совсем других обстоятельствах. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция.

Современники считали его очень большим мастером и слава его сохранялась в веках, а между тем о его жизни мы знаем очень мало. Ее прекрасное тело поражает зрителя необычной красотой плавных линий и в то же время Венера Джорджоне — это земная женщина, полная чувственной прелести и очарования и эту земную красоту художник возвысил и идеализировал. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне. Замкнутый контур ее фигуры, необычайная мягкость и плавность очертаний усиливают впечатление погруженности ее в свой мир, мир абсолютной гармонии и высшей красоты.

Великий гравер, художник и рисовальщик в ем творчестве сумел оченьтонко пере дать дух эпохи с ее настроениями хилиазма (вера в тысячелетнее правление Иисуса Христа и праведников), предчувствием конца света, но вместе с тем и появлением нового гуманистического мышления. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. В 1939 году началась Вторая мировая война.

Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Появление «Спящей Венеры» в стенах Фонтанного дома граничит с одной из романтических и одновременно трагических историй рода графов Шереметевых.

Известно, что семья Джорджоне испытывала лишения. Однако, черты лица богини абсолютно индивидуальны, взгляд ее не рассеян, она смотрит на зрителя открыто и призывно. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства.

Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна. У Джорджоне нагота выглядит как естественное состояние человека: богиня отдыхает, спит обнаженная, как в те далекие времена спали все – богатые и бедные люди, да и сами боги. Тем возмутительнее исключение, которое являет неизвестность даты его рождения, порожденная противоречащими друг другу, расходящимися на добрых семнадцать лет, фактами. Но история картины на этом не закончилась – самое страшное было впереди.

Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» – единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Так близко подойти к жизни никто из художников Ренессанса еще не осмеливался». Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени.

К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. Это утверждалось и голым здоровым младенцем, которого она несла и двумя совсем не посторонними фигурами в нижних углах картины: папы Сикста, с радушием старца благословляющего с колен ее «сошествие с холста на землю», да добродетельной Варвары, тоже павшей на колени при виде отменнобезупречного материнства. На другое утро я не без теплого волнения переступил желанный порог. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто.

Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты. У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры. И отвечал им взаимностью. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая.

Блюститель порядка как бы довершал собою полноту отсутствия божественного в гениальном произведении, «приземлял» его для излишне впечатлительных умов, склонных перекидываться воображением за пределы того возвышенного, чего достиг Рафаэль своим вдохновением. Она сменила несколько хозяев, а в 1697 году ее приобрел у торговца картин Ле Роя курфюрст Саксонский для своего собрания – так она попала в Дрезденскую галерею. Из созерцательной забывчивости меня вывел шум какогото нарастающего движения позади. Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская» — портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени.

«Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Запечатленная в реальной обстановке, Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой.

А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Лето 1510 года принесло в Венецию страшную беду – в город пришла чума. Умозрительное отношение к природе и красоте числа типично для Джорджоне. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо».

Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности.

Но с лицом не простой итальянки, а очаровательной римской матроны. Кто бы ни была женщина: Венера или donna nuda, её тело отражает идеал красоты и является эротическим символом эпохи высокого Возрождения. И все это было в картине Джорджоне. Последние годы жизни с 1795 года Николай Петрович жил в Петербурге. Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр.

В каждой художественной галерее верхневолжских городов имеются они. А теперь он уже мог это сделать. Недоставало только дикой поросли на гребне стен и в расщелинах их.

Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Я запыхался, петляя по улицам и проулкам в поисках его края. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени.

Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Каждый день уносила она сотни жизней.

Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом. Ведя уединенный образ жизни, лишенная сцены, она много времени проводила в своих покоях. Я незаметно для себя нарушил последовательность осмотра и, попав в один зал с обилием солнца, проникавшего сквозь стеклянное перекрытие, неожиданно натолкнулся взглядом на «Спящую Венеру» венецианца Джорджоне. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. Граф Николай Петрович пережил ее на шесть лет. О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой.

Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Я вздохнул у картины при воспоминании о прошлом испытывая перед «Венерой» стыдливое смущение за себя и за отсутствующего товарища: мы даже на десяток шагов поробели в тот раз проникнуть в штольню, тогда как богиня любви подвергалась длительному заточению в сыром кромешном мраке другого такого же подземелья, пока не была найдена там совокупно с другими сокровищами галереи. Особую жизненную правдивость и естественность придавали спящей руки.