Сватовство Майора История Картины

История картины Сватовство майора тоже интересная.

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

Нет, это все не только анекдот, не забавный сюжет о недалеком майоре, тут явлен целый мир — огромный, живой и настоящий». Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».

«Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы».

Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418.

Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста». В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Комизм ситуации, говорит ведущий научный сотрудник Института искусствознания искусствовед Раиса Кирсанова, заключается в том, что «родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день.

По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки». Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста.

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк.

Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. осталась незавершенной. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста.

Картина Сватовство 
майора: описание 
картины

Картина Сватовство майора: описание картины

Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.

На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Что можно сказать про этого персонажа.

«Сватовство майора» 
картина Павла Федотова

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы.

Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. А седобородый батюшка-купец. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки.

Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Понятно, что девушку воспитывали, учили инаряжали таким образом, чтобы вступить в будущем в брак, который принесет выгодусемье.

Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова), который согласился позировать в женском платье. Человек видит еле уловимые полудвижения, полушаги, полуобороты и его воображение рисует ему дальнейший ход событий. Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.

В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь. И здесь – важный момент. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты».

Георгиевская лента 
и Сватовство майора

Георгиевская лента и Сватовство майора

чужой. Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов.

Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно.

/ Никогда с ними я не бывала». У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. — стыд какой. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика.

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках».

Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Вопрос спорный. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора.

Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя.

Описание картины 
«Сватовство майора»

Описание картины «Сватовство майора»

Стерпится – слюбится. Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой.

У него горделивая осанка, напыщенныйвид. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. А седобородый батюшка-купец. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня. Этот вариант-повторение, оконченный в 1852 году, ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см инв.

Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847). Судя по тому, что Федотов поместил руку купчихи, ухватившую свою дочь за подол, почти в самом центре полотна, он придавал этой детали очень важное значение. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол.

Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей». Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930.

Для окончания работы над картиной по ходатайству Карла Брюллова Федотов получил от Императорской Академии художеств 700рублей ассигнациями1415, которые, в частности, можно было использовать на натурщиков, костюмы и прочие материалы16. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26.

Ж-4521). / Нет, в светлицу уйду. ».

А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери.

/ Никогда с ними я не бывала». Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Но живет он в сословном обществе, где даже деньги не защищают от произвола полиции, – вне каких-либо социальных гарантий, без страховки от поборов и даже побоев. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года», датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года).

Сватовство майора, 
Павел Андреевич 
Федотов, 1848

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво». / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.

И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом. Сын был гордостью и надеждой семьи. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465.

И зачем. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. / Ой, стыд какой. Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. Состояния у него нет, поместья тоже, пенсион невелик, статская служба не светит и выход один — жениться на богатой купеческой дочке или вдове, взять хорошее приданое.

Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.

Сватовство майора 
и шутовство художника

Сватовство майора и шутовство художника

С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».

Кроме одного. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Автору удалось передатьнастрой и характер каждого из героев, высмеять общепринятые традиции тогдашнегообщества. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Все не столь однозначно с Купцом.

  1. СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
  2. Самое интересное в виде мозаики
  3. Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
  4. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  5. Журнальные утки во французском меню
  6. Деда на Енисей везли в скотском вагоне
  7. Прощальная сказка для царской семьи
  8. Последний шеф лейб-гвардии Семеновского полка

Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Фигура купца, которая в первом варианте была расположена на фоне круглой печки, во второй версии находится на более светлом фоне прямоугольной печки и воспринимается чуть более приближенной к переднему плану.

Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Слева от майора изображена пришедшая вместе с ним сваха, которая уже успела войти в комнату. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств.

  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Вариант-повторение из Русского музея

Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника». Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Постепенно сюжет сложился.

СВАТОВСТВО МАЙОРА 
Павел Федотов

А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847)34. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона».

По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5. Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. / По-старинному— в сизом платочке.

Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста».

Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане.

У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Это излюбленный приём Павла Федотова. На ее лице читаются властность ирасчетливость. При этом стол застелили красивой цветной скатертью – хотя такие для столов в кабинетах, а в столовых полагались белые. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. А дальше можно предполагать.

В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. 58, 375, 4. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора» (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году.

В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом.

В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты. Про нее писали вгазетах. Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. В юности «забрили лоб».

Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена.

Ах, уж эта кулебяка. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность. / Нет, в светлицу уйду. »46. Ах, уж эта кулебяка. На полу— кошка, «намывающая» гостей.

Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Ах, уж эта кулебяка. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.

Браки по расчёту вообще самые крепкие. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря». Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице».

На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.

В ней борются противоречивые чувства. Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака.

Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера». Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора». По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5.

Справа, у дверного проёма, стоит майор, которого привела сваха, чтобы просить руки купеческой дочери. С одной стороны, она очень неловко чувствует себя в новом платье— главным образом из-за огромного декольте, которое открывает её плечи и грудь по описанию Федотова в рацее: «Ай, ай, ай. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.

Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. получали то, что хотели, становились счастливыми. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора».

/ По-старинному— в сизом платочке. Рядом с купцом стоит сваха. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения». По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи». Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор.

Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы. Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319.

В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать». Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. / Ой, стыд какой. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие».

По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Для большего не хватало грамотности, связей.

В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность». Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье.

Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Майор был счастлив вбраке ииронии полотна непонял. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».

Только наверняка он «происхождения тёмного». Подобные браки случались тогда повсеместно. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». 5. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло.

Карандаш П. Федотова в бесконечном множестве передавал типы мелких помещиков, сварливых помещиц, столичных мастеровых, ремесленников, русских и немецких хозяев. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности». И зачем. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца.

Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Каждый штрих, каждая черточка героев, насыщены жизнью, настолько точно художнику удалось изобразить происходящее, что даже на мгновение нельзя засомневаться в подлинности и реалистичности происходящего.

А вот если ты чином ниже – тут и дело подсудное и вообще грубейшее нарушение служебной этики. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь». Купец явно подготовился к встрече будущегозятя. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов.

— стыд какой. чужой. И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени. Постепенно сюжет сложился. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза».

После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках».

В левой части комнаты изображён стол с закусками, у которого находятся три второстепенных персонажа— кухарка, которая ставит на стол кулебяку, а также сиделец с бутылкой вина и высунувшаяся в дверь приживалка. Ж-4521)8910. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Подобных вопросов возникает множество.

Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. В ней борются противоречивые чувства. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445.

Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Армейский майор – это, как правило, командир батальона. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках».

По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника». » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39.

Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте.

Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Служанки шушукаются. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором».

Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика. Типичность персонажей иреалистичность обстановки заставляли публику хохотать доколик.

В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора.