Сватовство Майора Павел Андреевич Федотов

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

Хозяин засуетился поскорее застегнуться. На полу— кошка, «намывающая» гостей. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Мы ничего не знаем о предках федотовского майора.

Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать». Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором.

Жених уже стоит в дверях при полном параде. / Нет, в светлицу уйду. »46. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».

И зачем. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Откуда лента здесь взялась. Все не столь однозначно с Купцом.

Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Бернардским работал над сюитой Нравственно-критические сцены из обыденной жизни (1848–1849). Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Вместе с гравером Е. Е. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей».

В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета. 5. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. А седобородый батюшка-купец.

/ Нет, в светлицу уйду. ». За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера».

Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. В юности «забрили лоб». Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Типичность персонажей иреалистичность обстановки заставляли публику хохотать доколик. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».

А там, если помните, никакого туалета. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. / Ой, стыд какой. А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров.

Картина Сватовство 
майора Павла Федотова: 
описание история,

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Ах, уж эта кулебяка. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». получали то, что хотели, становились счастливыми. — стыд какой.

Кроме одного. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Художник ставит ряд очень актуальных для того периода вопросов, связанных с предполагаемым мезальянсом— женитьбой немолодого разорившегося майора на купеческой дочери6. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445.

Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника». На комоде стоят хрустальные жирандоли, а на стуле— поднос с бутылкой шампанского и бокалами. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста». Про нее писали вгазетах.

Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. И зачем. осталась незавершенной. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55.

За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху».

На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Таким образом создается своего рода композиция движения. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира.

Описание картины 
«Сватовство майора»

Описание картины «Сватовство майора»

В частности, во втором варианте отсутствует люстра, которая играла существенную роль в композиции. Оконченная картина. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Кроме одного. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей.

В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. Даже если, художник, как высший судия своего творения, сочтёт свою работу полностью законченной, он не должен почивать на лаврах, – его судьба идти дальше, а сделанное рассматривать как некие ступени своего развития по пути к совершенству, у которого нет ни начала, ни конца.

Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке.

Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Академик Императорской Академии художеств (с 1848). Родился в Москве. А он показывает на входящую сваху. В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А. И.

Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. Федотов Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Петербург)Художник, рисовальщик, жанрист-портретист. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы». По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие».

Георгиевская лента 
и Сватовство майора

Георгиевская лента и Сватовство майора

С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором.

На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность. Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно. Крылов. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года», датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года). Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно.

Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться. Только наверняка он «происхождения тёмного».

Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Что можно сказать про этого персонажа. Купец явно подготовился к встрече будущегозятя.

Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. / Никогда с ними я не бывала».

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Мужчинам доплачивали за брак приданным, так как им этот самый брак вообще особо не был нужен, а для девиц выйти замуж было единственным способом вести более или менее полноценную жизнь. Федотов целый год искал его, бегал, приглядывался к знакомым лицам, пока однажды на улице не встретил то, что нужно. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар.

На ее лице читаются властность ирасчетливость. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Вероятно она, как и всё в этом доме, куплена в лавке, но при этом с комичным пиететом вложена межу страниц священной книги.

«Сватовство майора» 
картина Павла Федотова

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво». По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года.

Видимо, в псалтырь. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43.

Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. К середине XIX века, несмотря на осуждение со стороны светского общества, нередки были неравные браки между обедневшими офицерами-дворянами и богатыми купеческими дочками. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента.

Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором». Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино».

Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Браки по расчёту вообще самые крепкие. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809–1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов.

– В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Нужно было для картины отыскать оригинал купца, застегивающего кафтан, его жены, разные аксессуарные вещи. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки». Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака».

Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. В ней борются противоречивые чувства. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».

Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности». Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя.

Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане.

Рядом с купцом стоит сваха. В ней борются противоречивые чувства. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Художник так располагает комнату и действующих лиц, что у зрителя создается невольное ощущение, будто он заглянул в окно и увидел переполох, царящий в купеческом доме. «Сватовство» дошло до нас в двух вариантах.

Сватовство майора 
и шутовство художника

Сватовство майора и шутовство художника

Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей.

А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. И здесь – важный момент. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня.

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

— стыд какой. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением.

В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность». Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте.

Картина Сватовство майора: описание картины

Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза». А дальше можно предполагать. Эта жизненная ситуация стала сюжетом знаменитой картины Павла Федотова «Сватовство майора». С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения.

Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора» (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году.

О знаменитой картине 
"Сватовство майора"

О знаменитой картине "Сватовство майора"

Зауервейда, пользовался советами К. П. Старик был очень строг по службе и часто, когда он возвращался домой из должности, за ним шел сторож с одной, а иногда с двумя парами сапог в руках. «Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей.

/ А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. У него горделивая осанка, напыщенныйвид. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. / По-старинному— в сизом платочке.

Инам исовременникам Федотова было очевидно, что брак этот неполюбви, аповзаимовыгодному расчету: майору нужны деньги, купеческой семье— статус. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная. чужой.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора». КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья.

Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать. С однойстороны, она выступает как вещь в данной сделке, с другой, сложившаяся ситуацияоткрывает ей большие перспективы в жизни. Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром. Подобные браки случались тогда повсеместно. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».

Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. «Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)»1851г. За эту картину в 1848 художник удостоен звания академикаХолст, масло.

Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах-«трениках». В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика. Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова), который согласился позировать в женском платье.

  1. Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
  2. СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
  3. Русский музей Дополненная реальность
  4. Федотов Павел АндреевичКартины и биография
  5. Павел Андреевич Федотов (1815-1852)
  6. Самое интересное в виде мозаики

В частности, Федотов много работал над образом купца, долго и тщательно подыскивая, как изобразить суетливый жест его рук в попытке справиться с непривычным сюртуком. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря». Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».

Для большего не хватало грамотности, связей. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова.

  1. Журнальные утки во французском меню
  2. Последний шеф лейб-гвардии Семеновского полка
  3. Рядом расположены достопримечательности
  4. Коллекция Государственного Русского музея
  5. Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
  6. Вариант-повторение из Русского музея

После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. «Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера.

Это излюбленный приём Павла Федотова. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47.

Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты.

/ По-старинному— в сизом платочке. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Честностью он обладал безмерною но она, как у многих честных стариков, перенесших немало в жизни, облечена была в формы суровые, жестокие и угловатые"2.

Вопрос спорный. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Согласно надписи, сделанной на обратной стороне полотна реставратором А. Сидоровым, в 1886 году масляный слой с изображением был перенесён со старого холста на новый98.

Она немолода и, по-видимому имеет достаточно опыта в своём деле— правда, в кругу незнатных особ42. По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи». Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии.

Музеи ЕвропыРассказы 
о шедеврах живописи

На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Ж-4521)8910. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Такой союз вполне мог рассматриваться как выгодный для обеих сторон: офицер в результате такого брака получал приданое, которое он мог использовать, чтобы поправить своё материальное положение, а купец таким образом получал возможность породниться с дворянином и тем самым возвыситься в глазах общества26. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Брюллова.

Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена. Майор был счастлив вбраке ииронии полотна непонял. С самого открытия выставки в этом зале постоянно была толкотня и слышались восторженные возгласы: три небольшие картины бывшего гвардейского офицера П. Федотова взволновали чопорную петербургскую публику. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847).

Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. 58. 3 x 75. 4 смГосударственная Третьяковская галерея«Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе.

Художник (поэт, писатель, музыкант) должен быть не удовлетворён, хоть в малой мере, результатами своего труда, поскольку всегда можно сделать что-то лучше, более проникнуться в глубь и сущность того материала, с которым работал и яснее выразить свои чувства и мысли. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. В частности, Федотов много работал над образом купца, долго и тщательно подыскивая, как изобразить суетливый жест его рук в попытке справиться с непривычным сюртуком.

Стерпится – слюбится. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2.

По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры.

К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления. То есть дети этой, глупо выряженной в вечерний наряд средь бела дня, купеческой дочки уже будут на всю катушку голубой кровью. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом.

Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они.

Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика.

Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Ещё один вариант находится в Третьяковской галерее Федотов переработал повторение своей картины. Армейский майор – это, как правило, командир батальона. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31.

Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь». Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки.

Подобные браки случались тогда повсеместно. Постепенно сюжет сложился. Служанки шушукаются. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты». Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь.

Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Ж-4521). Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Шампанское уже стоит на подносе на стуле.

Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех».

Ах, уж эта кулебяка. А само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты.

Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Кроме одного. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус.

чужой. Подобные браки случались тогда повсеместно. Выглядит он старше купчихи и является обладателем вполнедобродушного и миролюбивого выражения лица. / Ой, стыд какой.

Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника». Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям.

Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. 58, 375, 4. Подобных вопросов возникает множество. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке. На столе разная закуска. Кошка замывает гостей». Федотов переработал повторение своей картины. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62.

На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10–12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. / Никогда с ними я не бывала».

«Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Обе разряжены для приема жениха. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат.

С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош.

Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.

Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465.

Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Такие браки по расчёту, а также связанное с ними сватовство, неоднократно описывались в русской литературе 1830-х и 1840-х годов. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения».