Толстой Репин

В 1894 г. отец, после посещения Третьяковской галереи, говорил, что он долго не мог отойти от Ареста Репина, что ему очень понравилась картина На исповеди, но он отрицательно отнесся к Ивану Грозному и Не ждали (письмо С. А. Толстой к дочери Татьяне). Так вот, за два года до скандальной выставки И. Е. Репин выставил у передвижников портрет Л. Н. Толстого, причем изобразил великого писателя босиком. Таким образом Репин воспринял толстовские заповеди. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя.

В результате переписки Толстых с В. В. Стасовым, В. Г. Чертковым, И. Е. Репиным и Н. Н. Страховым Л. Н. Толстой разрешил издать в цвете картину Репина: «. Зато именно Толстому принадлежит высшая оценка репинского Ивана Грозного. Эту последнюю, выделенную Толстым картину, Репин и стал заканчивать после встречи с писателем.

В культурных кругах того времени было известно насколько прочна была дружба Толстогос Репиным. Художнику Л. О. Башилова, С. Н. Репин очень высоко ценил портрет Толстого исполненный Крамским. Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом – и акварелью и пером и карандашом кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. Если к этому прибавить зарисовки Ясной Поляны и скульптурный бюст писателя известный в трех вариантах, то набирается целая выставка репинских изображений Толстого.

Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. Следующая глава воспоминаний Репина относится к лету 1891 года, когда художник уже во второй раз гостил у Толстого в Ясной Поляне и увидел его совсем иным — опростившимся. «как известно на выставке с. -петербургского общества художников фигурирует картина Бунина изображающая Льва Николаевича Толстого и Репина в одних рубашках, ловящими рыбу. Картина Ильи Репина Лев Толстой на пашне: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Желая во что бы то ни стало свести их, он убеждал Толстого: «У Репина такая же цельная, неподмесная, неразвлекающаяся ни на что постороннее натура, как и у вас». Ведь в каких только позах и картинах не перерисовал Репин Толстого. Толстой выписан Репиным словесно вовсе не хуже умелой руки талантливого живописца и мастера портрета. К ним относится и картина И. Е. Репина «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне».

Репину, однако, удалось передать величие Толстого иными средствами. Однако споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга. Если я нарисовал около него Репина, то потому, что тот возводит Толстого в культ. Стасов, называвший писателя «Великий Лев», считал, что Репин в живописи значил то же, что Толстой в литературе. Картина Репина «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне» – это не просто образ писателя, запечатленный в один из жизненных эпизодов.

Но в созданных Репиным портретах Толстого жалость эта не просматривается. Репин иллюстрировал также многие произведения Толстого, созданные в 80-е годы.

Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Или устраивается музыка: молодой скрипач из московск. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. «Меня удивляет, говорил он, как это люди лишают себя самого блаженного состояния, самых счастливых часов жизни — часов полевого труда». Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. Но Крамскому удалось убедить писателя.

Наконец я попросил позволения попробовать попахать. Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств.

  • Портрет Льва Толстого, Репин, 1887
  • Лев Толстой на картинах Ильи Репина
  • Дружба Репина с писателем Львом Толстым
  • Описание картины Ильи Репина «Портрет Толстого»
  • Портрет Толстого Льва Николаевича

«Не молчать перед правдой царицею». И я, еще со Смоленского бульвара, завидев издали фигуру Сурикова идущего навстречу мне, в условленное время – вижу и угадываю: «Он был». Черткова, Ю. И. Разгорелся и я от этих упражнений, весело стало.

Написать же хотелось именно вот что — так как оно сказалось мне: молодец Репин именно молодец. Однако споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). Наконец переглянулись с недоумевающей улыбкой и пошли своей дорогой.

  • Портрет Толстого Льва Николаевича – величайшее произведение русской живописи
  • Сочиненин по картине Репина Портрет Толстого
  • Лев Николаевич Толстой в живописи
  • Лев Толстой на пашне – картина Репина
  • Портрет писателя Льва Николаевича Толстого
  • Описание картины «Портрет писателя Льва Николаевича Толстого»

Репин на это сказал, улыбаясь своей хитрой улыбкой: Я с вами согласен, Лев Николаевич. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.

Я был так ошеломлен его посещением неожиданным и также неожиданным уходом (хотя он пробыл около двух часов, но мне показалось не более четверти часа), что я в рассеянности забыл даже спросить его, где он остановился, надолго ли здесь, куда едет. Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л.

  • Репин под влиянием проповеди Толстого
  • Описание картин Репина Льва Толстого
  • Репин, ноги на портретах и Толстой
  • Коллекция Государственного Русского музея

После картины неутомимый Илья Ефимович начал быстро и усердно лепить бюст Льва Николаевича. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Возможно, единственная хвала, произнесенная им на столь высокой ноте в адрес современника.

Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Моисей (не думайте, что я сравниваю себя с ним) говорил, что всякие пороки гнездятся в нем, но он сильнее их. Остановились и долго-долго стояли. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.

Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. Вот тяжесть. Толстой несколько раз позировал в саду.

  • Репин называл его великим Львом
  • О жизни и творчестве выдающихся художников

Л. Н. Толстого». Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году. Северный ветер поднимал кругом нас белое облако снежной пыли. Что бы я теперь делал в калошах.

Издание вызвало неудовольствие семьи Толстых, считавших нежелательным «распространение рисунка изображающего его (Толстого) в самой интимной, ему одному дорогой жизни». Или пение — аккомпанирует чаще всего сам Лев Н-ч, с большим тактом, помогая певице. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.

Портрет Льва Толстого, 
Репин, 1887

Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Невозможно было удержаться, чтобы не расхохотаться, глядя на него. На столе уже горела лампа, мрачное и таинственное предвестие дрожало в воздухе. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Молились, благодарили и уходили не торопясь. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).

В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.

Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Третьяков»109. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Репина, Н. Н.

На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Никто не рисовал Толстого столь много, как он.

А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.

Вот я и у лошади. Салтанова, И. Я. Подобно герою его рассказа «После бала» Ивану Васильевичу, Толстой мучительно ищет ответа на вопрос: «Как жить. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.

Репин именно молодец. Мастерской художника могла быть, скорее всего, небольшая, около двадцати метров, комната, обращенная двумя окнами на запад (в одном из писем Репин упоминал о своей «маленькой мастерской»). В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Вот где Илья Ефимович сказал «спасибо» своим валенкам. Зато именно Толстому принадлежит высшая оценка репинского Ивана Грозного. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами.

Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Скажу несколько слов о взаимных отношениях отца и Репина. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.

Известно около семидесяти репинских произведений, на которых изображен Лев Николаевич. Мы заезжали в два места. Северный ветер поднимал кругом них белое облако снежной пыли.

Вот таким образом, будьте добры, передайте ему, что я отказываюсь от своего отказа и очень жалею, если ему доставил неприятное». Толстого. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. К 6-ти час. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.

Репин страстно любил свое искусство. Детей она обшивает сама и Льву Николаевичу сама шьет его незатейливое платье сапоги себе он шьет сам. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.

Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Только мудрецы всех времен и народов.

Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь». Но вот группа, должно быть, дальние. вится, будет работать и пойдет понемногу. Мужик, баба и подросток-девочка. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».

Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79. И эти прогулки стали почти ежедневными: По бесконечным бульварам.

С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Тогда Репин, следуя примеру, начал пробираться к лошади с другой стороны по краю саней и по оглоблям, чтобы помогать. Америка—Франция—Россия.

Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Но мы, старые люди, лучше владеем собой. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Пастернака, М. С.

Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. На всех троих Толстой оказывал колоссальное влияние.

Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Очень много зарисовок ко всем картинам. Е. Репин и Л. Н. Толстой», I. М. – Л., «Искусство», 1949, с. 9).

Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Об этом С. А. Толстая 28 сентября 1887 писала В. В. Стасову, выражая пожелание семьи «рисунок этот не выставлять на публику, не распространять и не продавать». Многие жертвовали свои произведения в дар музею. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Он говорил много интересного: о пустоте измельчании человечества в городах, о их пустозвонной, фальшивой суете и крайнем нравственном и физическом бессилии и развращенности горожан. К 6-ти час.

На что он, улыбаясь, сказал: Я не талантлив, я трудолюбив. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени, становлюсь перед серединой линии его проезда и ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. В самом деле и мне рисовалась глубоко нравственная повесть из крестьянской жизни. «Как Вы умеете во всем видеть суть дела. Надо сказать несколько слов и о графине.

А сколько жизни, сколько страсти в этом отшельнике. В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре.

Они были бы полны снегу. История создания такова. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Толстого.

И ведь это особенное нравственное состояние человека простого. В комнате сумрак. Нельзя же его надевать со снегом. мы заходили очень далеко, совсем не замечая расстояний: Лев Николаевич так увлекательно и так много говорил.

Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. У М. В.

Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Знакомство Репина и Толстого переросло в тесную дружбу.

Природа богатейшая. Свое отношение к Крестному ходу он выразил в следующих словах, которые я выписываю из его статьи о Мопассане (1894 г. ): Помню, знаменитый художник живописи показывал мне свою картину изображавшую религиозную процессию. Репин часто дискутировал с Толстым, уважал его, ценил философские размышления писателя, а с написанием портрета осторожничал. В этот приезд мой я сопутствовал два раза Льву Николаевичу в его прогулках верхом. Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель. Страшно трудно. Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя.

В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». составляют его желанное общество, только с ними он чувствует свое блаженство. » – вспоминает Репин в «Далеком близком». Он сообщил мне необходимые правила и я пошел. Леонид Пастернак много рисовал писателя.

Как свободно и утонченно говорит он на иностранных языках. Скоро он был уже близ лошади. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. С И. Е. Наша страна богата изображениями великого соотечественника.

Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Он (Суриков. – Авт. ) часто захаживал ко мне, то я к нему. Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток.

Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.

Не всегда однозначно. Игумнова, П. И. Он говорил, что в нем нет воздуха и перспектива неверна. А как Толстой оценивал творчество Репина.

Правда, я сижу на этой телеге, но я вроде певца, который бы пел и этим утешал везущих. И начинался тут бесконечный обмен всех тех черточек великого творца жизни». Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.

Второй общеизвестный превосходный портрет продан в Третьяковскую галерею. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Какое блаженство.

Первые беседы с Толстым Репин воспринимает как большое событие в своей творческой жизни. Первый портрет ему самому не понравился. Репина связывали с ним многолетние дружеские отношения. Двери в другие комнаты также были заполнены слушателями обоего пола.

Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. И так дотемна, когда зажглись лампы, слушали его с самозабвением. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».

«как известно на выставке с. -петербургского общества художников фигурирует картина Бунина изображающая Льва Николаевича Толстого и Репина в одних рубашках, ловящими рыбу. Да, бедность, нищета — это великие учителя жизни. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В ней чувствуется что-то властное и энергичное.

В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Вспоминаю, как он, будучи уже глубоким стариком, однажды сказал: Вы думаете, что нам, старикам, уже ничего не хочется. Сухотиной-Толстой. Побилась, побилась, бедная и улеглась спокойно Мягко ей стало.

Я вижу, что я сначала поступил неправильно, – писал Толстой Н. Н. Страхову 10 ноября 1887. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Здесь предельная степень реалистической правды. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.

Ласково, но внушительно раздавался часто вибрирующий от слез голос проповедника. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».

Ни у кого не хватит духу подойти к нему спроста, отнестись с насмешкой. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Мягко ей стало. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». Картина строга и проста. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Кроме того – у них 23 внука.

За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.

В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Стаховичей. Весь день поглощена она этим. Еще во времена его юности эти места провалились так глубоко, что самые высокие дубы, стоявшие на них, были видны только вершинками, когда вода тотчас же залила эти провалы.

О ней много говорили, хвалили и порицали ее. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.

Ге, Л. О. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. А потом. Я считаю, что эта картина основана на ложной концепции. Особую группу произведений в изобразительном фонде музея составляют работы представителей рода Толстых, в том числе и детей Льва Николаевича, а также его жены Софьи Андреевны Толстой.

И здесь больше подростки-дети. Зал все наполнялся, образовались возвышения вроде амфитеатра к стенам и углам. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Хочется так же, как молодым.

Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Слава богу и сани и сбруя – все в целости, только запрячь.

Как предупредителен, великодушен и прост в обхождении со всеми. Они были бы полны снегу. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Мы спускались вниз к ручью.

Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. М. Бунакову. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Ничто земное никогда не было ему чуждо.

Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Мочи не было. А 1906 году он нарисовал портрет углем. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».

Это часто бывает. Какой художественный и новый мотив. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Художнику Л. О. Толстого, Д. Н.

Первый портрет ему самому не понравился. В другом селе, пока мы доехали, нахлебники только что вставали из-за стола. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Сказано. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.

Как некий чародей, он двигался решительно и красиво. И глаза его ярко светятся светом этой победы. старшего сына, кончая двухлетним младенцем. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).

Репин дважды подавал прошения об отставке. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Очертание всего рта было классически прекрасно.

Судьбы детей Репина сложились по-разному. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Картина строга и проста.

Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. В ней чувствуется что-то властное и энергичное. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба.

И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. Из окна этой комнаты Валентин Серов и сделал свою зарисовку. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Я был свидетелем его неутомимой, трудной работы в поле.

» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Он написал тогда два портрета — один за письменным столом, другой — в кресле. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Как некий чародей, он двигался решительно и красиво. «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать.

Это полотно так популярно потому, что художнику удалось раскрыть сложный мир гения и аналитика человеческих душ, которым был Лев Толстой. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Басина, Ф. А. Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. Потом Лев Николаевич показал мне два провала в огромном дубовом лесу.

Часто на другой и на третий день после разговора с ним, когда собственный ум начинает работать независимо, видишь, что со многими взглядами его нельзя согласиться, что некоторые мысли его, являвшиеся тогда столь ясными и неотразимыми, теперь кажутся невероятными и даже трудно воспроизводимыми, что некоторые теории его вызывают противоположные даже заключения, но во время его могучей речи этого не приходило в голову. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»).

Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Выше я упомянул об отношении Л. Н. к картинам Иван Грозный и Не ждали. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Первое, что мы должны сделать, это — слезть с этой телеги.

Выдающийся подбородок. На фоне голубого неба Лев Николаевич, барахтаясь в белом снегу, казался каким-то мифическим богом в облаках. «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.

Надо было только выбить овчину тулупа. Бирюков, Н. Л. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В 1894 г. отец, после посещения Третьяковской галереи, говорил, что он долго не мог отойти от Ареста Репина, что ему очень понравилась картина На исповеди, но он отрицательно отнесся к Ивану Грозному и Не ждали (письмо С. А. Толстой к дочери Татьяне).

Общение с прежними друзьями было только заочным. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. Корней Чуковский увидел в этой картине «непревзойденное умение выражать психическую сущность человека каждой складкой у него на одежде, малейшим поворотом его головы, малейшим изгибом мизинца». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Своими девятью окнами она выходила на три стороны света, минуя север.

Вот Илья Ефимович и у лошади. «Вот оно, в поте лица», – подумал я, утираясь. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.

Однако его оценка относилась не столько к художественности картин, сколько к их сюжетам. Лев Николаевич необыкновенно искренно и горячо увлекается всяким занятием. Отец не был человеком не от мира сего. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.

Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Тут что-то бодрое, сильное и попавшее в цель. Среди них — выдающиеся работы И. Н. Крамского, И. Е. Репина, Н. Н. Ге, Л. О. Пастернака, М. С. Башилова, С. Н. Салтанова, И. Я. Гинцбурга, П. П. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Сухотиной-Толстой. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.

Башилова, С. Н. Но Гинцбург говорил потом, что даже он боялся с эстрады взглянуть на Льва Николаевича. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.

Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. Вся картина без фокуса и все фигуры ползут врозь. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. вится, будет работать и пойдет понемногу. Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26.

Музей Толстого — обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Он погружён в работу и ничего не замечает. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. Точно из металла все было выковано тонко на голубой эмали осеннего густого, синего неба. В результате переписки Толстых с В. В. Стасовым, В. Г. Чертковым, И. Е. Репиным и Н. Н. Страховым Л. Н. Толстой разрешил издать в цвете картину Репина: «. Еще никогда в жизни не встречал я более заразительно смеющегося человека.

В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. Таковы его картины Святой Николай, Иди за мной, сатано (Искушение), Запорожцы, Какой простор и др.

Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. М. В. В санях сидели уже по грудь в снегу. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. В 70-е годы в жизни писателя происходит глубокий перелом. Не замечая ни улиц, ни усталости, я проходил за ним большие пространства.

«Меня удивляет, говорил он, как это люди лишают себя самого блаженного состояния, самых счастливых часов жизни — часов полевого труда». Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. И все больше простые, серьезные люди и взгляды, полные веры. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е.

Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. И больше ничего. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.

По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того — работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя. Лев Николаевич подходит к лошади, как опытный кавалерист, с головы, берет, правильно подобрав, повода в левую руку и, выровняв их у гривы на холке и захватив вместе с поводами пучок холки, берет правой рукой левое стремя. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. На месте трудно удержаться во время тряски.

Возможно, рисуя Толстого, Репин хотел передать характерные для его личности позу, выражение лица и задумчивый взгляд, которые не смогли подметить другие художники, оставив будущим поколениям гадать, о чем задумался писатель. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Казалось, мы накануне страшного суда. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. Энергическое лицо его раскраснелось, широкая борода искрилась блестками седины и мороза. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.

Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.

Энергичное лицо его раскраснелось, широкая борода искрилась блестками седины и мороза. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров.

Сначала мне показалось легко но, от неумелости держать соху на равномерной глубине в земле и в то же время следить за правильностию борозды и за шагом лошади — я начал спутывать линию борозды соха то врезывалась очень глубоко, то скользила поверх и я, собрав всю свою выдержку, едва дотянул второй подъем на гору и возвратил соху хозяину, вспотев и устав до невероятности от непривычного труда правда и день был жаркий, 9-го августа. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Кстати, при всем его восхищении Толстым, Репин цепким взглядом художника подмечает вот какую многозначительную деталь: Проходили нередко крестьяне яснополянцы, сняв шапку, кланялись и шли дальше, как бы не замечая подвига графа. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.

На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Главный акцент сделан на лице и руках писателя. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.

Вот где я сказал «спасибо» своим валенкам. Очень известна работа Н. Н. У него самая большая серия портретов писателя. В следующем 1885 г. Репин опять приезжал в Москву вместе с Передвижной выставкой.

Очертание всего рта было классически прекрасно. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Среди других выдающихся портретов исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст — первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные.

Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Ге. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. ».

По ночам же – до 3-х час. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. –.

Что бы горожанин теперь делал в калошах. Лев Николаевич принял отчет от распорядительниц-хозяек и мы поехали дальше. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.

Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.

Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей — С. А. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Черткова, М. А. и С. А. Стаховичей. Остен-Сакен, А. А.

Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Цвета полотна очень сдержанны. И больше ничего. и С. А.

По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Еще в 1908 году, в канун празднования 80-летнего юбилея Толстого, они задумали создать музей его имени. В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. Среди них – выдающиеся работы И. Н.

Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Грозные нависшие брови, пронзительные глаза – это несомненный властелин. Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. «Сознание несомненно принесенной пользы, сладкое утомление, превосходный аппетит и крепкий сон — вот награда полевому работнику».

Оболенский и др. Черткова, М. А. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».

Голос его звучал необыкновенно глубоко и трогательно. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. И. Н. Издание вызвало неудовольствие семьи Толстых, считавших нежелательным «распространение рисунка изображающего его (Толстого) в самой интимной, ему одному дорогой жизни». Литография с картины издана в 1887 Картографическим заведением А. А. Ильина.

В своей мастерской в Большом Трубном переулке Репин завершил картину «Крестный ход в Курской губернии». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно. Помешал казнить, ну, что же, ну, помешал.

Скоро он был уже близ лошади. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. И мне казалось, что у Льва Николаевича это были одни из самых желанных часов его жизни. Мы взяли его за края и долго старались вытряхнуть забившийся в овчину снег. Лев Николаевич был не против.

Крамского, И. Е. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.

Работ очень много. Это продолжается менее минуты и, чтобы удвоить время, я делаю переход по пахоте на противоположную точку, шагах в двадцати расстояния и становлюсь там опять в ожидании группы. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». От 1 часу дня до самых сумерек, 8 1/2 час. Голос его звучал необыкновенно глубоко и трогательно.

Сухотиной-Толстой. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Взрослые как будто стыдились. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.

Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.

И мы в санях сидели уже по грудь в снегу. Это барельефы и силуэты Ф. П. Гинцбурга, П. П.

Или пение — аккомпанирует чаще всего сам Лев Н-ч, с большим тактом, помогая певице. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Репина, живописные, графические, а также скульптурные.

Я чувствую в себе возможность всяческих пороков. – И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе совершенно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей.

Простой физический труд он считает оздоровляющим человека и физически и духовно. А вот Илье Ефимовичу Репину повезло больше всех его собратьев по искусству. В культурных кругах того времени было известно насколько прочна была дружба Толстогос Репиным. Репин и Н. Н.

Она ушла из жизни в 1931 году55. Чертков, А. К. Выражение победы духа над страстями».

Оттого так неудержимо хочется следовать Вам. » (там же, с. 15). Побилась, побилась, бедная и улеглась спокойно. Или это бывает литературное чтение — читает, большею частию, сам Л. Н., читает он хорошо: просто, выразительно и необыкновенно завладевает всеобщим вниманием. Большое сложное хозяйство целого имения почти все на ее руках. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – величайший русский писатель. А сколько еще рисунков, этюдов и вполне законченных работ утеряно, разошлось по рукам, по частным коллекциям.

Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков. Пот валил с него градом, толстая посконная рубаха, одеваемая им на полевые работы, была мокра насквозь, а он мерно продолжал. «Ах, что он сегодня мне говорил. » – кричит Василий Иванович. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.

Словом, ничего не знаю, а между тем мне ужасно хочется повидать его и послушать еще и еще», – таковы были первые впечатления Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) от встречи со Львом Толстым, пришедшим в этот дом вечером 7 октября 1880г. Они жили в Пенатах в течение двух недель. – писал Репин Стасову. Когда через год Толстой поселился в Денежном (ныне Малом Левшинском) переулке в доме 3 (не сохранился), Репин стал неоднократно бывать у него.

Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Здесь кормилось много детей. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.

– И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Какое блаженство. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Я попросил его наконец дать мне соху попробовать попахать. Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.