Ван Гог Картофель Картина

Картина «Едоки картофеля» является одним из самых известных произведений Ван Гога. Сюжет фантастической повести Севера Гансовского «Винсент Ван Гог» и фильма «Визит к Ван Гогу» снятого по её мотивам построен вокруг кражи «Едоков картофеля» путешественником во времени, позже раскаявшимся и вернувшим картину. Ван Гог считал картину Едоки картофеля лучшим своим произведением. Картина Винсента ван Гога Едоки картофеля: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Едоки картофеля — была картиной начинающего художника Ван Гога.

Картина Едоки картофеля, Винсент Ван Гог, 1885 – описание

Они честно заработали свой хлеб, едоки картофеля.

Загадочность Рембрандта, виртуозность Хальса. Его невольно влекло к Винсенту и он снова поехал в Нюэнен. Он уезжает из дома, «в мир», доказывать свою правоту. Этот возглас словно вырвался из самого сердца Винсента.

Описание картины 
Ван Гога Едоки картофеля

Описание картины Ван Гога Едоки картофеля

Кругом все черным-черно. Милле запечатлел, увековечил жизнь в момент редчайшего совершенства, схваченного благодаря кропотливой работе мысли, перемещающей и организующей элементы реальности согласно системе, выработанной разумом в итоге долгих размышлений. Картины, которые передавали бы суть вещей в присущих им темных красках. История с Марго никак, точнее, почти никак не отразилась на его работе. И шедевр родился в ноябре 1885 года.

Но еще больше удивило кожевника то, что он никак не мог забыть холсты и рисунки Ван Гога. Ван Гог задумал написать за зиму пятьдесят этюдов голов крестьян. Благодаря этой покупке было спасено все, что относится к нюэненскому периоду (точнее, все, что сохранилось от этого периода). Профессионализм сплошь и рядом обращается в штамп – неужели он этого не уразумел. Он вконец озлобился. Отсюда вывод: Львы – не обезьяны, они не подражают друг другу.

Описание картины 
«Едоки картофеля»

Описание картины «Едоки картофеля»

Личность художника жаждет раздвинуть свои границы через нечто «другое», находящееся вне его «я», но ему созвучное. Его вращающихся светил, создающих эффект движения.

Он не отличался от них одеждой и образом жизни, но внутренне оставался самим собой. Ван Гог выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже. Да и какой отец на месте пастора вел бы себя по-иному.

К последним Винсент питал истинную страсть. (Это была его судьба — во всем повиноваться только личной, внутренней логике). И вот, после нескольких лет бесплодной борьбы, Ван Гог возвратился в семью. Винсента угнетал Нюэнен, где теперь работать ему было невмоготу. Мастер подчеркнул их натруженные руки. Вдвоем они много работали.

Описание картины 
Винсента ван Гога 
«Едоки картофеля»

Описание картины Винсента ван Гога «Едоки картофеля»

Коричневое платье девочки, стоящей спиной на первом плане, коричневые руки и лица сотрапезниц в «Едоках картофеля», выразительные блики коричневого до предела насыщены смыслом. Сходя с поезда в Хелмонде, куда она ездила за покупками, мать упала, сломав правое бедро. Пусть даже он найдет ее плохой.

Скудость вещи — непременное условие ее одушевленности. И хотя называли его вангоговским кабинетом, висела там только одна маленькая картиночка известного художника— подготовительный этюд к картине Едоки картофеля: тёмная, мутная клякса, жирные линии, закрученные углем в осыпающуюся спираль, подобия лиц, глаз и носов, ничего толком не разберешь Разочарованные посетители недоумённо пожимали плечами: угольная клякса издали напоминающая трещину в небе, почерневшую, обуглившуюся молнию (и только позже, если приглядеться из мрака начинали проступать осторожные фигуры людей их перекрученные бедностью бледностью лица), не пробуждала воспоминаний, не требовала отождествлений, не искала человеческого сочувствия». К тому же он признавал только индивидуальную технику. Бедность художника (вообще его социальную отчужденность) он считал не столько печальной необходимостью (следствием внешних условий), сколько необходимым долгом.

Художнику они говорили, что он «не должен заводить близкие отношения с людьми не его круга», а своим прихожанам – чтобы они не смели ему позировать. Дом стоял в саду, среди деревьев. Это не давало ему покоя. Что поделаешь.

Ван Гог: описание 
картины «Едоки картофеля»

Ван Гог: описание картины «Едоки картофеля»

Он отождествляет себя с ними. Явные неточности, которые я вижу сам и, будь в этом нужда, осудил бы куда резче всякого другого. Может быть, вернуться в Дренте. Винсент привык встречать повсюду непонимание: он настолько привык выслушивать брань, что она больше не производит впечатления и никаким новым наветам уже не поколебать его веры. Он условился с Керссе-макерсом, что вдвоем они поедут в Амстердам и посетят тамошний музей.

Это был серьезный удар. Ван Гог взял свои краски, холсты, мольберт, кисти и пошел к хижине де Гротов. Брата Тео, приехавшего на похороны, Винсент настойчиво убеждал взять его с собой в Париж. Изображение пятерых усталых людей, которые при тусклом свете керосиновой лампы едят свой скудный ужин «теми же руками, которыми они копали землю» исполнено своеобразного величия: хочется назвать эту сцену не ужином, а трапезой. Винсент не поладил также с новым пастором, пришедшим на смену его отцу. Винсент сразу убежал, а Гоген предпочел переночевать в гостинице.

– говорил Винсент. Почему ты не продаешь своих картин.

Хроническое отравление дигиталисом в ряде случаев может сделать мир для больного желтым, как и в случае с Ван Гогом, который, должно быть, видел желтые круги вокруг звезд – как на знаменитой картине «Звездная ночь» (которую он написал в 1889-м в психиатрической лечебнице) и ряде других полотен. Ван Гог поступил в протестантскую миссионерскую школу под Брюсселем. Убежденный в своей правоте человек наконец-то уверенно зашагал к светлой и ясной цели. Что до меня, – объявил он Ван Раппарду, – я намерен поступать теперь вот как: если здешние люди станут мне что-либо говорить, я буду заканчивать за них фразу, не дожидаясь, когда они сами договорят. Его полное пренебрежение условностями, будь то общественными или религиозными, приводило к столкновениям с отцом и его пребывание в доме духовного лица казалось от этого по меньшей мере неуместным.

Винсент Ван Гог 
– Едоки картофеля

Винсент Ван Гог – Едоки картофеля

Затем, скопировав полотна, он вернет их Винсенту. Его особой манеры смешивать краски и передавать реальность. Это и не удивительно.

Неординарность Гога пугает горожан до такой степени, что в марте 1889 года горожане пишут прошение освободить город от «рыжего безумца». Она никоим образом – точнее, почти никоим образом – не отвлекла Винсента от его исканий. Трудно вообразить более трагический контраст. Он почти не выходил из музея, без устали разглядывая картины великих мастеров. В том, что художник смотрит на мир глазами своих персонажей. Начало лета застало Винсента в процессе стремительного творческого роста. Если он и пошел на это приключение с пылом, который вкладывал во всякую затею, то в глубине души все же ничуть не верил в его успех. Книга, символизирующая его прошлое, его борения и его трагедию, нищету и отверженность, – рядом с книгой, символизирующей его победу, его будущее.

Он давно уже перестал. Родственники Марго тут же расстроили эти планы – такой скандал допустить было нельзя. И какая чудесная стремительность. Его отец был протестанским пастором, а мать – дочерью переплетчика и продавца книг.

К тому времени он уже постиг многие тайны мастерства и убежденно провозглашал свое кредо. Женщина, воспылавшая к нему нежным чувством, – это было нечто новое для Ван Гога. Да что там. Человечность искусства Ван Гога коренилась глубже. Он даже сказал ему об этом. Вслед за этим Винсент решил написать за зиму пятьдесят крестьянских голов (Некоторые из этих холстов в настоящее время находятся в музеях Парижа, Брюсселя и Лондона (Крестьянка в зеленой шали) используя относительный досуг, которым крестьяне располагают в ненастное время года.

Едоки картофеля 
– 1885 Ван Гог – 
картины

Едоки картофеля – 1885 Ван Гог – картины

Художника, столь демократичного, как Ван Гог, душой, телом, вкусами, образом жизни, пожалуй, не было среди его современников. Чего он добивался. О нем все время ходили сплетни, недобрые толки.

Винсент продолжал писать – натюрморты, птичьи гнезда, кое-какие пейзажи. Теперь его волновали важные технические проблемы. Он относил к трудовым классам и себя, художника, человека «тяжелой и грязной работы». Но Марго (судя по всему, наделенная крайне хрупкой нервной конституцией) не примирилась с этим отказом.

Ван Гог Винсент 
«Едоки картофеля»

Ван Гог Винсент «Едоки картофеля»

Пожилая женщина справа разливает в чашки черный кофе. Но это трудно осуществить.

Несомненно почерневшая от времени, эта картина производит в оригинале сильнейшее впечатление и сейчас, – не последнюю роль тут играет ее сумрачный, глубокий, как звучание органа, материально осязаемый цвет. Ван Гог снова обратился к живописи и его брат Тео (единственный, кто поддерживал Винсента на протяжении всей его нелегкой жизни) помог ему уехать в Брюссель и попробовать себя в роли слушателя Королевской академии изящных искусств. К возмущению родных, Ван Гог и вернувшись домой, продолжает делать то, что «никому не нужно». Он хотел писать правдивые картины – не те, которые ждет от него публика. Здесь – мрачная, включающая большое количество оттенков серого.

Ведь торф дает свет и тепло крестьянской хижине. Работы почти никто не покупает, его манеру живописи называют «мазнёй» и «примитивом». Он учился в евангельской школе. Винсент оборудовал себе временную мастерскую в чулане прачечной, пристроенной к дому.

Оставшись без моделей, Винсент начал писать натюрморты. В изображение крестьян он не вносил умиленной идеализации, свойственной кающимся дворянам или ходокам в народ, – он отдавал себе отчет в загрубелости своих персонажей, день-деньской копающихся в земле» знал, что в крестьянине «много от зверя» (его собственные слова) Но это его не отпугивало.

Художник, стоя у холста, не отгораживается от своих моделей.

Картина Едоки картофеля 
Винсента ван Гога

Картина Едоки картофеля Винсента ван Гога

Наконец-то картина смогла вместить нечто большее – то, что художник искал в этих краях. Он сделал также много эскизов – вариантов общей композиции, – и в мае 1885 года «Едоки картофеля» были закончены.

Ван Гог не сомневался, что, даже и темная, она все-таки здоровее и достойнее господской. Однако сын его неприятно поразил жителей Нюэнена.

Ван Гог как Иисус 
Христос 11-1 Едоки 
картофеля

Ван Гог как Иисус Христос 11-1 Едоки картофеля

И хотя писать на холсте будущий художник начал уже в зрелом возрасте, в 27 лет. На самом деле имя «Винсент» предназначалось для старшего сына Ван Гогов, но он не прожил долго и потому имя перешло ко второму в семье чаду. Так вот, никогда еще я не ощущал такой твердой уверенности, что буду делать хорошие вещи и научусь распределять цвета так, чтобы дрбиваться желаемого эффекта. Разве они не наглядное олицетворение, глубоко поэтический символ семейного очага. Шахтеры любили его, но считали чужим. Повинуясь первому побуждению, он вернул Ван Раппарду его письмо с почтительным приветом.

Подобная концепция красоты абсолютно чужда Винсенту. Хальс – колорист из колористов. Они жили в хижине, где была всего одна комната с нишами для постелей. Как знать – может быть, в Антверпене ему даже удастся продать какие-нибудь из своих работ. Мгновение, которое проходит, уже ушло от тебя навсегда.

В Нюэнене Винсент почти ни с кем не поддерживал отношений. Это так но не нужно смешивать предмет изображения с предметом любви, – то, что художник истинно любит, определяет собой его «как», его подход к любому предмету. Абсолютно верно, – подтвердил он. Мысль его ежеминутно возвращалась к ним. Но теперь можно предполагать, что исступленно заполняя дни работой, он стремился завершить свой период учения.

Откуда ему знать, что его сын – Ван Гог. Чем скорей я уеду отсюда, тем будет лучше. Постоянные упреки, что он не зарабатывает денег, раздражали его, по его выражению, как докучливая шарманка. А с открытием портов в Японии и началом «японского бума» Ван Гог стал создавать этюды по мотивам японских эстампов. Особенностью крестьянской психики Ван Гог считал очеловечивание вещей.

На моем холсте были табачные тона, нежно-зеленый и белый (серый), даже чистый белый – такой, каким выдавливаешь его из тюбика. Конечно, его работам присуще множество недостатков, он отнюдь не склонен это отрицать. Не поладил он и со священником католической церкви. В этом мире все случайно, неповторимо и невозвратимо.

Винсента попросту выгнали оттуда. А после школы художник почти год прожил в нидерландской глубинке среди шахтеров. – Возьмите, к примеру, этот тон (он показал пальцем на серую, грязную мостовую) так вот, если бы Паоло Веронезе сказали: Напишите белокурую красавицу с телом такого тона, он написал бы ее и на его картине женщина и впрямь была бы белокурой красавицей. Пачкун с каждым днем вызывал в Нюэнене все большую настороженность.

Ван Гог, Едоки картофеля: 
описание

Ван Гог, Едоки картофеля: описание

Сам процесс работы над «Едоками картофеля» обернулся своеобразным актом социальной борьбы, хотя это странно звучит по отношению к такому мирному и сосредоточенному делу, как писание картины. Сюжет полотна очень прост. Пожилая женщина разливает в чашки напиток, мужчина, сидящий справа от нее, пьет его, остальные едят картофель из большого общего блюда. Повторяю, я вынужден просить Вас об этом.

– Мой долг – искать случая и использовать всякую возможность для продажи моих работ. Винсент знал, чего он хочет и куда идет. Ван Гог изучал разные художественные направления и стили в престижной частной студии, перенял изобразительную манеру импрессионистов – покрывать холст пятнами краски – и познакомился (благодаря брату) с Писсарро, Дега, Гогеном. Природа открылась ему, позволив заглянуть в свою душу. Винсента волнует рабочий класс, он не может равнодушно смотреть, как человек работает, ничего не получая взамен.

Картина «Едоки картофеля» 
—настоящая крестьянская 
картина

Картина «Едоки картофеля» —настоящая крестьянская картина

Все сомнения остались позади. Техника – не риторика, она должна выражать личность художника. Но делать ему на ней больше нечего. Старые мастера пользовались подобной штукой. Неточности, а подчас и огрехи. Я намерен и впредь поступать таким же образом.

Причинив ему острую боль, она глубоко омрачила его настроение. – В сущности, ты даже не пытался этого сделать. Табак, как он утверждал, действовал на него успокаивающе.

  • Человечность искусства Ван Гога
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Общееколичествопросмотровстраницы

В декабре 1883 года в небольшой брабантский (Брабант – провинция в Голландии) городок Нюэнен приехал ещё нестарый, но уже изрядно помятый жизнью человек. В мае 1886 года, после отъезда его матери, – пишет Ж. Б. де ла Фай, – грузчики сложили произведения Ван Гога в ящики и оставили на хранение у колбасника города Бреды (в действительности это был краснодеревщик по фамилии Схрауэр). Дает жизнь. Милле рисовал богатых, представительных крестьян на фоне спокойной и плодородной природы. Съездив в Утрехт, он беседовал там с врачом клиники.

То же относится к синему и желтому. Но не тут-то было. Цвет – это поэзия. Все черным-черно вокруг него и в душе тоже.

  • Блог о прекрасном — лёгкий культурный ликбез

«Едоки картофеля» — это прощание с родиной исполненное горечи и поэзии. Землистые, темные тона «Едоков картофеля» вовсе не заслуживают пренебрежения, с каким о них иногда отзываются. (Этот колорит — дань Ван Гога собственному будущему, высветленной палитре). Ее поместили в утрехтскую клинику.

В Боринаж он попал в должности протестантского проповедника. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Безуспешно.

Показывайте всем мои рисунки, – просил он Ван Раппар-да. Писал он главным образом ткачей, в той темной гамме, лишь изредка перемежавшейся проблесками света, которая отвечала его душевному настрою. Таким образом, все полотно звучит как бы в басовом регистре. И он шел вперед гигантскими шагами. Дрожь нетерпения била Винсента. Однако, – тут же добавлял он, – не утруждайте себя сверх меры: ничего не форсируйте.

Человечность искусства 
Ван Гога

Я говорю мы, так как деньги, которые ты мне посылаешь – я знаю, они достаются тебе нелегко, – дают тебе право, если только мне удастся создать стоящую картину, считать ее наполовину твоим собственным творением. Как говорят врачи, поначалу убиваешь, затем исцеляешь. Эта утрата, по существу, завершила долгий период в жизни Винсента. Винсент провел в Амстердаме три дня.

По фасаду вился плющ. С восхищением и страхом смотрел художник на Винсента, человека, беззаветно преданного искусству, который питался одним лишь хлебом и сыром (Это не портится в дороге, – шутил Винсент) и, вечно голодный, готовился и впредь жить в нищете. Ван Гог учился в Академии художеств сначала в Брюсселе, а потом в Антверпене.

Винсента захлестнуло безграничное отчаяние. Нет. Среди жителей Нюэнена он был белой вороной.

Винсент ощупью продвигался вперед. Винсент рекомендовал ему почаще писать на природе, а также делать натюрморты, следить за тем, чтобы в его картинах все предметы были на своем месте, четко отграниченные друг от друга. Но мог ли Винсент написать брабантских крестьян веселыми красками. Если сфотографировать человека, который копает землю, то на снимке он не будет копать.

События тоже следовали одно за другим. Картина рассказывает о тяжелом труде семьи, что изображены на полотне. В поисках сюжетов для картин они вместе бродили по окрестностям. С какой изощренностью он располагал цвета играя на контрасте и нюансах, варьируя оттенки. Надо заставить обыденное служить выражению прекрасного (Запись на полях рисунка), – говорил Милле.

Как ни сложна диалектика содержания и формы в искусстве, большое заблуждение думать, что в искусстве «как» важнее, чем «что». Я был бы в отчаянии, – уверяет он, – будь мои фигуры хороши. Однако, когда церковная администрация освободила его от должности (Винсент не только читал Библию, от дирекции шахт он требовал улучшения условий для рабочих), она освободила уже сформированного внутренне художника. В это же самое время, когда никому не ведомый голландский художник писал свою картину – вызов и обвинение «цивилизованным людям», в далекой России всемирно известный писатель писал трактат «Что такое искусство» – с тем же вызовом, тем же обвинением. Большую часть картин приобрел бредский портной господин Маувен. – беспрестанно спрашивали они.

Винсент написал сотню этюдов в родительском селении, все они были о жизни крестьян, о рабочем классе, это были ткачи и их жены, ткацкие станки, крестьяне, работающие в поле, тополиные деревья в саду пасторского дома, шпили церквей, пустоши и изгороди в лучах жаркого солнца, сумерки зимних дней но всё это было не то, он по-прежнему не видел среди своих набросков того, который вобрал бы все краски и детали крестьянской жизни. Звали человека Винсент Ван Гог.

Можно ли с уверенностью сказать, что это было именно так. Вы потом измените свое мнение, – ответил тот. Керссе-макерсу он дал множество полезных советов. Теперь живопись открылась Винсенту во всем великолепии. И снова картина не удалась. Здесь кончается «ранний Ван Гог». Я горю желанием видеть картины Рубенса. Я решил выбрать второе и притом с таким восторгом, словно возвращаюсь из изгнания.

Но в глубине души – да, он не отрицает – все это ему, в общем, довольно безразлично и он готов к тому, что, возможно, не добьется никакого непосредственного результата. В этом споре отец Ван Гога был не на стороне сына. Цвет тоже является рассказчиком сюжета произведения. Скоро учение будет завершено – уже теперь он рисовал с удивительной легкостью. Можно возразить: тысячи художников писали, например, «Благовещение» и «Тайную вечерю», а различает их то, как они писали тысячи писали натюрморты с яблоками, но каждый писал яблоко по-своему.

Он окажется очень далеко от слащавости известной картины Милле «Анжелюс». Благодаря ей живопись уподобляется пламени: в страстном, сокрушительном, как атака, порыве должна она схватить нестойкую преходящую красоту вещей и их сокровенный смысл, но, чтобы добиться этого, надо писать на одном дыхании, научиться стремительности, поставить на службу цвету кисть удивительной подвижности. Вчера я именно так подшутил над почтенным собратом моего отца. Но. Столкнулись лицом к лицу два разных мира.

Здесь он будет лишь топтаться на месте и вянуть. (Так впервые вошел в его жизнь мотив сознательной нищеты, очень значительный для последующего). Депрессии, которые были и раньше, стали одолевать его всё чаще. Обычно такая яркая, позитивная, праздничная. Ему удалось запечатлеть всю беспросветность каждого их дня.

Его органически отталкивало все связанное с «высшим обществом», с гостиными, нарядными дамами изысканными манерами, «лакированными ботинками» и так же органически притягивали все атрибуты жизни низших классов, «людей в деревянных башмаках». Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому искусству, вызов «чистой публике», любящей приглаженное искусство, вызов тем, кого художник ощущал «по ту сторону баррикады». Вскоре Ван Гога увольняют с должности помощника пастора.

Потянулись пасмурные месяцы. Вещи живут у него своей жизнью, не менее напряженной, чем человеческая. Смотрите, как хорошо. Это висячая керосиновая лампа.

Очеловечивание вещей он поставил во главу угла в своей работе. – к любым лишениям. Но есть одна объединяющая деталь в этой мрачной атмосфере изоляции – горящая лампа, символ его (Ван Гога) любви, свет, несущий утешение им в их одиночестве, от которого он сам так много страдал всю жизнь». Этот розовый – заглушённый цвет, полученный в результате сочетания красного с зеленым.

Тео убеждает Винсента расстаться с ней. Он стал художником.

Он должен отождествить себя со своими персонажами (крестьянами), растворить себя в них, чтобы усвоить себе их взгляд на мир, привычки, особенности психики. Подобное заявление, право, способно обескуражить кого угодно. Таков закон внезапного контраста, который отчасти уже широко использовал Делакруа. Одна лишь работа давала ему отдохновение.

В своем исступлении Винсент накинулся даже на брата.

Теперь Винсент одерживал один успех за другим. Всегда и за все надо платить.

Осенью Винсента вновь навестил Ван Раппард. Может, это и совпадение, но оно возвращает специалистов к изучению великого безумца. После этого он передумал идти по стезе священнослужителя. Несмотря на все мои недостатки, сбить меня с толку не так легко, как некоторые воображают. Все в этом мире эфемерно, преходяще и недолговечно.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. И тут его осенило. И очень важно, каково это «другое». С тех пор Винсент часто виделся с Керссемакерсом.

– восклицал он, откликаясь на зов величайшего из мастеров цвета. Было другое, что мешало ему остаться навсегда среди крестьян. Он должен бежать от этих унылых степей. Ему ставили диагноз «шизофрения», а чрезмерное увлечение зеленой, красной и белой красками, по мнению врачей, указывало на цветовую слепоту художника, тогда как он считал свою манеру изображения революционной и не доступной для понимания современников.

В мае Винсент завершил свою картину.

Этого он и сам не знал. А вскоре и собственную хижину ему пришлось покинуть, так как местный пастор посчитал аморальным, что крестьяне позируют художнику. Винсент был более философ, чем это принято думать. Семейные беды еще больше сблизили братьев. Страдание свято.

Для чего же теперь оставаться в Нюэнене. Столько трудов даром, он снова промахнулся, упустил последний шанс. Только в труде его раненая душа забывала о жизненной пытке. Холст, если так можно выразиться, отстранял художника от его моделей. На сей предмет он заручился адресами шести торговцев картинами. Не лучше ли ему устроиться в каком-нибудь другом месте.

И она выполнила свое намерение, не сумев, однако, себя убить. Так или иначе, отцу стало невмоготу разговаривать с сыном. Один из пастырей даже пообещал прихожанам деньги, если они не дадут себя рисовать, «но они мужественно ответили, что предпочитают зарабатывать у меня, чем клянчить у него». У родителей нет больше с сыном общего языка. Куда он шел.

Прошло время колебаний, сомнений, вопросов. Жертвой своему призванию. Его ходатайство было отклонено, а сам он отстранен от должности проповедника. Его сумасшествия боялись, а его картины, без сомнения, вызывали интерес. Подавленный печалью этого края, он, как никогда, страшился своей участи.

Можно сказать, что в то лето 1884 года Ван Гог открыл для себя живопись. И господствующий колорит у Ван Гога иной: серо-зеленый, с глубокими голубыми тенями. Он сам, как они, плоть от плоти этой земли. Винсент будет писать картины. Нет, скорее всего, нет. Сразу же после приезда в Нюэнен Винсент понял, как непоправим его разлад с родными. Моему собеседнику не в чем меня упрекнуть, но он должен почувствовать, что мне на него наплевать так же, как ему на меня.

Но поскольку картина взволновала его, я подарил ее ему и он принял ее, как я того хотел, без лишних слов, сказав мне только, что эта штука чертовски хороша. Он испытывает таинственное влечение к цвету. Его судьба определена иначе.

Винсент неизменно старался убедить в этом брата и самого себя. Винсенту Ван Гогу было 37 лет. Вот почему можно говорить о взаимосвязи между цветами.

Когда он приходил, то обычно ссорился с отцом. Он с готовностью ответил на ее любовь вдвоем они стали строить планы женитьбы. И Винсент снова остался один.

Вот тогда и произошел этот знаменитый инцидент. Братская привязанность Тео. Они страдают, радуются, ненавидят. В траурных церемониях, последовавших за кончиной отца, Винсент не принимал почти никакого участия. Он же запальчиво возражал: «Я был бы в отчаянии, если бы мои фигуры были правильными я нахожу великолепными фигуры Микеланджело, хотя ноги у них, несомненно, чересчур длинны, а бедра и зад чересчур широки Милле и Лермит являются для меня подлинными художниками по той причине, что они пишут вещи не такими, как они выглядят, если сухо и аналитически копировать их, а так, как они, Милле, Лермит, Микеланджело, чувствуют их».

Произошел давно назревавший его разрыв с семьей. В первой книге его особенно поразила следующая, весьма характерная история. Пуля пробила ребро и застряла в кости. Лев Толстой говорил там, что между классами современного общества – зияющая пропасть жизнь господская, с науками искусствами, «влюбленьями», как бы вовсе не существует для крестьян, а господам жизнь крестьян, с ее трудами и со всеми ее интересами, представляется удручающе однообразной и темной. Его часто называют «сумасшедшим художником», приводят в подтверждение спутанные и навязчивые мысли, галлюцинации и припадки безумия, преследовавшие его всю жизнь.

Искусство, к которому его влечет, – это субъективное искусство экспрессивного толка. Sorrow is better than joy. Тогда Жигу спросил, почему он так думает. «Хорошо зимой утопать в глубоком снегу, осенью – в желтых листьях, летом – в спелой ржи, весной – в траве хорошо всегда быть с косцами и крестьянскими девушками – летом под необъятным небом, зимой у закопченного очага хорошо чувствовать, что так было и будет всегда». И все же инстинктивно стремясь к той же цели, он шел к ней вслепую.

Послушайте, дружище, вещь эта довольно хороша, но она сделана с линии, а античные художники шли от объемов (от массы или ядра). После ссоры, разыгравшейся между ними, дело обернулось совсем плохо. Однако на протяжении пяти лет тот был, по существу, его единственным другом и опорой и вскоре Винсент ощутил потребность, как он сам выразился, поставить точки над i. Он оправдывался – что было нетрудно – в том, что забыл послать другу извещение о смерти отца, к тому же, на его взгляд, это несущественно. Грубым формам сопутствуют мрачные тона: глинистый коричневый, грязноватая охра, оливковый зеленый, берлинская лазурь, почти переходящая в черный (Цвета черного мыла – по меткому замечанию Юлиуса Манер-Грефе). Картина Едоки картофеля стала финальным аккордом пребывания художника в Нюэнене (Северный Брабант, Нидерланды). Наблюдая, он понял для себя одну важную вещь: рисуя человеческое тело, главное – передать движение, тем самым вдохнув в картину жизнь.

Здесь хранится большая часть работ художника. Куда важнее другое – обвинения Ван Раппарда по части искусства живописи. Вот так и родилась великолепная картина «Едоки картофеля». Винсента корили за то, что он не зарабатывает денег.

С той и другой стороны были брошены резкие слова. Впрочем, разве речь идет о продаже картин, о деньгах, о каких-то обидах. Он встал, сорвал полотно с подрамника, отбросил его в угол и натянул новый холст.

Он должен жить среди декорации своих сюжетов. Инстинкт вел его вперед с поистине волшебной безошибочностью. Разве может их дочь выйти замуж за этого пачкуна, за неудачника оборванца. Но Ван Гог считает, что время академической живописи ушло, необходимы новые формы, новые герои, новые краски, а раз так, дойдёт дело и до покупателей.

Даже если ему не понравились мои рисунки, все равно покажи ему эту картину. Но понимает ли Ван Раппард смысл всех его исканий. Два года Ван Гог каторжно трудился, не выпуская из рук карандаш и кисть.

– представить его как нечто абсолютно естественное.

У Хальса по меньшей мере двадцать семь черных тонов. Так или иначе, есть все основания полагать, что Винсент решил – будь что будет. Частые неудачи, необузданный нрав, срывы и постоянные переезды тоже не прошли бесследно.

Завтра, как и сегодня, она будет его кредо. Это было одним из его любимых выражений. Это стремительность кисти дает такой мощный эффект, – прочитал он в статье о Гейнсборо. Окончательно охладев к работе, молодой Ван Гог был уволен.

И снова вспыльчивость и приступы ярости помешали ему завершить обучение. Отныне Винсент будет жить только живописью и для живописи. Не закончил. Он как бы разучивал гаммы.

Он довольствуется самой малостью – тем, что абсолютно необходимо для жизни. С редкой преданностью ухаживал он за матерью, дневал и ночевал у ее постели. В обмен на проживание он обещал высылать Тео Ван Гогу свои картины.

Он спускался с горняками в шахты, а по вечерам читал им Библию. Эфемерная и трагическая идиллия. Приехал он к своему отцу, к своим родным, но Нюэнен не был его родиной.

Но при всем этом мужество мое, а, возможно, также и силы скорей окрепли, нежели ослабели. А между тем Милле, будь он к тому времени еще жив (Он умер в 1875 году), содрогнулся бы при одном виде картин Винсента, его плотных мазков и резкой, жесткой манеры. Крестьяне относились к нему хорошо и позировали охотно, – разумеется, за плату. Светлые краски.

17 января с его матерью приключился несчастный случай и поначалу это происшествие как будто примирило Винсента с родными: горе всегда сближало его с людьми. Он избрал себе образцом Милле. Даже изобразил двух женщин, копающих картофель. В конце концов, если уж Винсенту так приспичило быть художником, пусть рисует и продаёт картины, пусть забудет свои бредни о «настоящем» искусстве. До этого еще очень далеко. Уставшие (крестьяне вообще редко едят отдохнувшими), они безрадостно, но и спокойно поедают свой бедный ужин, ведя неспешный разговор.

Винсент стал старшим сыном и братом, у него было два брата и три сестры. Неужели его отец прав. Ван Гог позднее будет подчеркивать, что в искусстве Милле все является одновременно «и искусством и символом», но не откажется от утверждения, согласно которому «следует представлять тривиальную действительность так, чтобы она выражала благородную мысль». Хотя того несколько смущали размеры картин, как и то, что Германе хотел получить композицию с пятью-шестью фигурами (тогда как Ван Гог предпочитал иметь дело с меньшим числом персонажей), Винсент был в восторге от этой сделки, дававшей ему возможность писать картины без каких-либо затрат и с рвением принялся за работу. И ведь нельзя сказать, чтобы Ван Гог был недоволен тем делом, которое, казалось, было уготовано ему с рождения.

В том числе с Клодом Моне. Именно в этот период проявилось всё своеобразие художественной манеры Ван Гога. Впрочем, желание быть полезным у него осталось. Ты справедливо заметил, что в Антверпене мне будет трудно без мастерской, – писал он брату, – но я вынужден выбрать одно из двух: или мастерскую, но без работы здесь или работу, но без мастерской там. Винсента презирали и третировали, как никогда раньше.

Винсент стал мастером своего дела. Ни в коем случае. Уехал в Париж. Творчество Милле еще и сегодня серьезно недооценивают) идеализировал их, подняв на уровень обобщения классического синтеза. Винсент с первых же слов затронул здесь самую суть вопроса. Винсент сердился, мечтал как можно скорее убраться отсюда.

Незачем даже вспоминать об этом благонравном бессилии. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Есть нечто необыкновенное, – писал он Тео, – в ощущении, что ты должен ринуться в огонь. Наперекор традиции Ван Гог лишает трапезу какой-либо священной окраски. Он преисполнен решимости жить самостоятельно – согласно своим убеждениям.

Вы ничего не говорите мне о технике, – писал он ему в своем первом письме. Так, значит, вперед. Это вялая, равнодушная дружба. Это одна фигура, один организм.

Может быть, на этот раз Винсент и вправду поверил, что пришел конец его одиночеству. В октябре Винсент целую неделю писал натюрморты в доме Германса используя в качестве моделей самые красивые вещи из его коллекции.

Многочисленные гости, приходившие навестить больную, неумолчно расточали ему хвалу. Никогда еще он не был озабочен таким множеством технических вопросов. Художник должен быть художником и ничем больше. – принять предначертание судьбы. Он отчетливо знал это – как в нравственном, так и в эстетическом плане.

Он колебался, стараясь совладать с нетерпением, от которого его вдруг начало лихорадить. Напротив, вплоть до самого последнего времени я ничего другого и не встречал. Он стушевался и, надо сказать, без особого труда. Это нисколько не поставит под угрозу его самобытность. Рисунки Ван Гога боринажского периода почти все потеряны. Доктор Гаше даже говорил о выздоровлении.

Гоген уехал, Тео Ван Гог, напротив, стал ухаживать за братом. Вечером, взяв с собой этот холст, я отправился в Эйндховен, где живет один мой приятель (Германе), владелец довольно изящной гостиной (серые обои и мебель черная с золотом) и мы повесили там картину. «Я часто думаю, что крестьяне представляют собой особый мир, во многих отношениях стоящий гораздо выше цивилизованного», — писал Винсент. Он страдал от своего одиночества, но именно в нем черпал он силу и вдохновение. Другой любопытный факт обнаружили специалисты НАСА – изучая полотна Ван Гога, они пришли к выводу, что океанические течения ведут себя именно так, как изобразил художник в «Звездной ночи». Но конец всему положила безответная любовь.

Но ты все равно покажи ее ему – он должен видеть, что мы упорно идем к своей цели. Почему бы и нам не поступать точно так же. Глаза этих людей выражают доверие друг к другу, благодарность за совместную жизнь и чувство взаимного согласия, каждый их грубый жест наполнен любовью. Но он жестоко ошибался.

– говорил Винсент. Кюре принял все меры для того, чтобы изгнать Винсента из Нюэнена и запретил своим прихожанам позировать художнику. Его сначала поместили в больницу, а после буйного припадка – в палату для умалишенных. Он вновь с мрачным ожесточением взялся за кисть. Скудный крестьянский скарб всегда под руками, он или создан крестьянином или служит ему. Вот оно теперь он был уверен, что крестьяне никогда не умрут.

Судя по всему, он не слишком надеялся на это. Но куда. Все это надо прочно освоить. В настоящее время полотно хранится в Музее Ван Гога в Амстердаме. Так что же, отказаться от мечты, забыть свои волшебные эксперименты в области цвета и рисовать «правильные» картины для обывателей.

Неизменно угрюмый, он лишь ненадолго заходил в пасторский дом. Источник света в «Едоках картофеля» предельно прозаичен и подчеркнут. Я не хочу, чтобы они были академически правильны. Они не смотрят друг на друга. Они, как люди, вовлечены в круг существования. Это не античность, а ренессанс – сказал Делакруа.

Соответственно темнота других частей картины усилена. Вдобавок его новая пассия попыталась покончить с собой. Но, разочаровавшись в учебе, бросил занятия и в 1878 году покинул Амстердам. Отныне всякий раз, когда он хочет написать картину, он избирает отправной точкой определенный цвет и тогда, говорит он, я абсолютно отчетливо вижу, что должно получиться. Здесь я только писал и писал без устали, чтобы научиться писать.

«Едоки картофеля» стала первой крупной картиной, написанной в так называемый «нюэненский» период (по нидерландскому селению Нюэнен, где проживали родители художника). Жерико и Гро, пояснил он, научились у греков первым делом выражать массы контура (почти всегда в форме яйца) и выводить все дальнейшее из расположения и соотношения этих овалов). Видит бог, неустанно повторял он, ведь он не злоупотребляет помощью Тео.

В мае, на радость Винсенту, к нему приехал Ван Раппард. надеяться, что когда-либо вкусит нормальную жизнь. Раз ей мешают соединить свою жизнь с любимым человеком, она примет яд. – Непосредственность впечатления при этом полностью сохранена и передается зрителю. На тот момент он еще находился в поиске своей манеры. Картофель он писал картину в гамме картофеля, пыльного и нечищеного. То и дело вспыхивали ссоры. Моя палитра оттаяла, – констатировал он. Никогда.

Обилия его «болезненного» желтого, который спустя какое-то время приобрел «золотой» оттенок, ведь полотна Ван Гога стали на вес золота. Роль человека в его творчестве становилась всё меньше и чаще служила стаффажем (то есть человеческая фигура использовалась лишь для того, чтобы внести немного жизни). Если Винсент так остро реагировал на нападки Ван Раппарда (Порой мне кажется, – гласит его душераздирающее признание, – что поднимают руку на меня самого, настолько я связан с моим творчеством, настолько мои убеждения – часть меня самого) и если ему не всегда удается – он и это признает – сохранять спокойствие, то потому только, что суждения, высказанные Ван Раппардом, на взгляд Ван Гога, могли исходить лишь от невыносимо педантичного человека, верного питомца академии, от человека, абсолютно неспособного понять истинный смысл его творчества, направления, которое он избрал. Мог ли он написать их иначе, не погрешив против жизненной правды, не изменив самому себе. Ван Гогу крестьяне казались куда интереснее, например, ткачей, а их труд, прикасающийся к самым недрам истокам жизни, – полным глубокого смысла. Ван Гог был так потрясен, что утратил всякий интерес к работе.

Однако, добавил он, я нипочем не желал бы избежать этой ошибки. Винсент торопился уехать. Самой главной работой Ван Гога в Нюэнене была картина «Едоки картофеля» (с большим количеством подготовительных и сопутствующих этюдов) – ужин крестьян в хижине. Хотя ни одно из его произведений не принесло признание Ван Гогу при жизни автора.