Веласкес Венера Перед Зеркалом Картина

Поэтому картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» при жизни художника не была популярна.

Описание картины «Венера перед зеркалом»

Название полотна отсылает нас к творчеству Тициана, который впервые ввел этот сюжет в искусство (статьи о Тициане в 3/06 и Джорджоне в 8/06). (Кстати именно о поисках цельности напоминает разобщенность фигуры и изображения лица в зеркале на картине Веласкеса. ) Но не только смысловой антитезой привлек Веласкеса этот эллинистический образ, а своей непостижимой таинственностью: лежащая фигура так скручена, что ни с одной точки зрения невозможно явственно прочесть ее тайну. В конце концов нужная сумма, 45 000 фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. Свои названия – «Венера и Купидон» и «Венера с зеркалом» – эта работа получила, когда находилась в английском поместье Рокеби Парк, в графстве Йоркшир.

Бывают предложения, от которых — даже если хочешь — отказаться не посмеешь Удивительное дело — между Филиппом, всесильным королем огромной империи и Веласкесом, молодым художником, отнюдь не отличавшимся высокородностью и богатством, сложились довольно дружеские отношения. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. В тот период Веласкес переживал личный кризис — жену в Италию он с собой не взял. Создавая «Венеру с зеркалом», Веласкес безусловно вдохновлялся прославленными «Венерами» Тициана, творчество которого было блестяще представлено в королевских собраниях. То было высшим признанием его таланта. Образ же Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью.

Венера перед зеркалом, 
Диего Веласкес — 
описание

Венера перед зеркалом, Диего Веласкес — описание

Красота и жизнь мимолетны. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес.

Нет ничего вечного. И тогда та решила отомстить королю — когда монарх пришел в «комнату свиданий», он увидел там гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Что мы видим на картине. Мифологическая картина Веласкеса известна и под другим названием — «Венера Рокебю». Долгое время считали «Венеру с зеркалом» второй картиной, уцелевшей от огня. Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса.

Ей и другим суфражисткам не простили и то, что покушение на «Венеру» стало первым в ряду атак на сокровища Англии. Но у состарившегося Энгра он иссякает.

Для Тициана зеркало было своеобразным знаком удвоения мотива любования красотой цветущего женского тела: любуется сама Венера, любуются и зрители. Так и случилось: король пожаловал ему звание королевского обергофмаршала дворца. Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток. Красота и жизнь — мимолетны. Насчёт зеркала выдвигаются разные теории. Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится». Вместе с тем собственно «божественного» в героини полотна мало.

Интерпретация произведения 
Веласкес Диего де 
Сильва «Венера с

Интерпретация произведения Веласкес Диего де Сильва «Венера с зеркалом»

Создавая портреты короля и членов его семейства изображая его приближенных и его шутов, нищих и аристократов, художник создавал портрет эпохи, в которую ему довелось творить. Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. На полотне изображена молодая богиня любви. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокебю-Парк — в Англии его так и называют — «Венера Рокебю». На картине Венера показана со своим сыном Купидоном, который держит зеркало для нее, чтобы посмотреть, как на себя, так и на зрителя.

Более того, точно не известно и время создания полотна. Балансируя между «да» и «нет» телесной чувственности и высокой духовности, Веласкес смог создать некую классическую формулу в духе чисто испанской национальной ментальности, в которой, с одной стороны, было множество запретов, а с другой — брала свое непреодолимая страстность южной натуры. Зеркало в богато украшенной раме перед нею держит амур.

Диего Веласкес «Венера 
с зеркалом»

Диего Веласкес «Венера с зеркалом»

Это проявляется в контрастной структуре полотна, в постоянном сопоставлении неподвижности позы и внутренней динамики прихотливого контура тела, замкнутости плавного элипсоида всей фигуры и охватывающих ее драпировок и психологического прорыва за его границы, холода темно-синих и белых тканей и страстного горения красного занавеса. К этому же периоду, по-видимому, относится шедевр Веласкеса «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела. Недаром долгие годы картина хранилась в спальне дона Гаспара и тайна «Венеры», дабы не принести несчастья ее автору и обладателю, оберегалась свято.

Но на этом превратности веласкесовой Венеры не закончились. Нестабильная подвижность смыслов усиливается намеренной психологической изолированностью богини, что отнюдь не исключает откровенной чувственности ее молодого тела. Помимо портретов Энгр преуспевал в изображении обнажённой натуры. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», – гласит испанская пословица. То же можно сказать и о позе Венеры Веласкеса, в частности о непостижимой таинственности ее образа в целом. В его мастерской было десять зеркал, а стоили они в те времена немало.

Впервые картина упоминается в 1651 году, как хранящаяся в коллекции молодого сына тогдашнего премьер-министра Испании, знаменитого своей любвеобильностью и покровительством искусству. В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет. Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война. Но юный Купидон не мог скрыть красоту и страстность живой плоти. Молодое тело, отражение зрелой женщины, маленький сын — Купидон. То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими.

Картина Венера с 
зеркалом Диего Веласкеса

Картина Венера с зеркалом Диего Веласкеса

Нашлись люди, которые утверждали, что «Венера с зеркалом» вовсе не является созданием Веласкеса, а просто позднейшей подделкой и призывали публику не поддаваться на обман. К тому же существует еще и реальность зрителя, которая приобретает странный смысл. Амур внимательно наблюдает за божественной женщиной. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором.

но еще и горда. Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного Церковью. Размер картины 122 x 177 см, холст, масло. «Чувствуется, – как говорил один выдающийся исследователь испанского искусства, – что она родилась для андалузских танцев и что танцует она не только ногами, но и всем телом». А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь. Им приходилось бороться с клеветой, с обвинениями в корыстных целях и даже мошенничестве. Женщина лежит на подушках к нам спиной и лица её не видно.

В 1914 году с картиной приключилось несчастье. Все — суета сует. «Венера перед зеркалом» — единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три).

Обнаженная тайна 
Венеры перед зеркалом

Обнаженная тайна Венеры перед зеркалом

Когда-то «Венерой» Веласкеса восхищались только самые близкие друзья маркиза де Эличе, допущенные в его спальные покои. И правда – этот величайший религиозный художник своего времени был также еще и великим мастером женских форм. Необычна композиция картины. Все было подчинено вере. Кроме того. Лицо ее, довольно неясно, мы видим в зеркале.

«Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», – говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. Свой вклад, решающий – 8000 фунтов стерлингов (сегодня это 640 000 фунтов), – анонимно внес восхищавшийся картиной король Эдуард VII. статью «Менины»).

Картина «Венера 
перед зеркалом имеет» 
и другие названия

Картина «Венера перед зеркалом имеет» и другие названия

У Веласкеса же зритель в первую очередь натыкается на отсутствие лица. Тем более что оно стало первой в длинном ряду атак на сокровища Англии. Конечно же, Веласкесу очень хотелось попробовать сделать нечто подобное и самому.

Это неясное лицо в зеркале — словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера» — прежде всего портрет тела, влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. Так им не позволялось изображать голое тело. Когда фортуна отвернулась от этого гордого красавца, когда его изгнали из страны и конфисковали все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов (ныне эта сумма эквивалентна 25 000 фунтам стерлингов) известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Моррит. Возможно, Венера, да и зритель, смотрят не туда, куда следует и тогда всепоглощающая сила времени становится несущественной. «Венера с зеркалом» – единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три). Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году.

Веласкес «Венера 
с зеркалом»: история 
картины

Веласкес «Венера с зеркалом»: история картины

За свое ужасное действие, абсолютное, видимо истеричной и обделенной мужским вниманием особой (а иначе, как объяснить такой негатив к красивому телу. ), Мэри Ричардсон, дали полгода тюрьмы. А в картине «Венера с зеркалом» нет ни намека на христианское благочестие, аскетизм и фанатическое исступление. И все это из-за каких-то там прав женщин. В этом случае возможно истолкование картины в духе высказывания апостола Павла, который утверждал, что мы видим идеальное и абсолютное «гадательно», будто во тьме тусклого зеркала (латинское «speculum in aenigmati» — зеркало гадательное, темное, неясное).

«Веласкес дает нам представление о людях его времени» – писал Пабло Пикассо. Ложе, устланное черным и белым атласом, на котором смело расположилась женщина. Её красота не вызывает сладострастного чувства, она, скорее, отталкивает, предостерегает. А еще были «Пряхи», таящие в себе множество смыслов, лежащих гораздо глубже, чем просто изображение гобеленной мануфактуры, как полагали ранее, — тут и спор о цивилизации и естественности, о духовном и материальном, об аристократии и народе, об искусстве и ремесле Как будто он предвидел, что власть все равно укажет ему на его место.

Картина Диего Веласкеса«Венера с зеркалом» написана в 1664 году. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», — говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. Узнается и восхищение художника его предшественниками Тицианом и Веронезе. Конечно же, ее тут же арестовали.

Тайна "Венеры перед 
зеркалом" Диего 
Веласкеса

Тайна "Венеры перед зеркалом" Диего Веласкеса

По его личику видно, что и ему доставляет удовольствие вид этой небожительницы. Этот прекрасно образованный, увлеченный искусством и историей эсквайр (именно он впервые доказал, что Троя – не только легенда, но и действительно существовавший в далекие времена город и именно его труды стали основополагающими для Шлимана) сразу понял всю ценность полотна Веласкеса. Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. И среди них – великий испанский художник Диего Веласкес.

В «Венере» и так оказалось сильно влияние Великого инквизитора Торквемады – женщина повернута спиной к зрителю и целомудренно скрывает свое тело от обращенных взглядов зрителей. Он был напоминанием о том счастливом времени когда люди не проводили всю жизнь в мучительных поисках своей половины. Но самый удивительный персонаж картины Веласкеса (кроме нас с вами, конечно) – пришелец из какого-то другого, более светлого пространства.

Еще одна силовая линия напряжения, ощущаемого на подсознательном уровне, возникает в полотне из-за возрастного несовпадения между изображением Венеры и ее отражением в зеркале — на юное обнаженное тело смотрит лицо более взрослой женщины. Ведь отражение в зеркале – та же картина, только существует она лишь мгновение. Такое, вот, несоответствие. Веласкесова Венера -изящна и тонка, грациозна и оболь-стительна. Картина испанского художника Диего Веласкеса «Венера с зеркалом».

В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альбе, той самой, которую так любил другой великий испанский художник — Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру — «Обнаженную маху». зачем ему столько, он ответил, что зеркала — его помощники, почти подмастерья.

Напишите отзыв о 
статье Венера с 
зеркалом

Напишите отзыв о статье Венера с зеркалом

В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альба, той самой Каэтане, которую так любил другой великий испанский художник – Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру – «Обнаженную маху». Вроде бы зеркало, да, точно зеркало. Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Впоследствии он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, – сюжет философско-поучительный. С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. Видимо, ради того, что осуществить замысел и написать «Венеру с зеркалом» (La Venus del espejo), Веласкесу пришлось покинуть родину и уехать в Италию.

Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией художеств в 1890 году, когда почва была уже подготовлена трудами известных ученых, установивших подлинное значение этого произведения. На самом деле считают, что у испанского мастера живописи было много портретов с изображениями женских тел, однако дошла до нас только «Венера». На всеобщее обозрение она была представлена в Англии, куда была привезена лишь в XIX веке. Они зеркальны относительно друг друга и по своей форме тождественны.

Они всегда его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. В 1906 году ее приобрела лондонская Национальная галерея. В миссию художника (по поручению короля Филиппа IV) входило приобретение произведений искусства для коллекции Эскориала. Высокомерная публика. Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного церковью. К сожалению, точной даты, когда полотно было написано, уточнить до сих пор не удалось.

Она сидела в это время в тюрьме Холлоуэй, где объявила голодовку. Веласкес был главным ассенизатором дворца. В конце концов все эти трудности были преодолены, требуемые деньги внесены в установленный срок и 24 января 1906 года картина стала собственностью Национальной галереи.

Объясняется это просто – подобные «греховные» сюжеты осуждались Святой Инквизицией. После этого вошло в обиход еще одно название этого шедевра – «Венера из Рокеби». Банкиры – чувствительный народ. Именно тут мы и разим врага».

Отрывок, характеризующий 
Венера с зеркалом

Отрывок, характеризующий Венера с зеркалом

Этот прекрасно образованный, увлеченный искусством и историей эсквайр — именно он впервые доказал, что Троя не только легенда, но и действительно существовавший в далекие времена город и именно его труды стали основополагающими для Шлимана — сразу понял всю ценность полотна Веласкеса. В его мастерской было десять зеркал, а кстати, стоили они в те времена немало. Потом в интервью она заявила следующее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории», позже она добавила еще, что «ей не нравилось, как посетители музея целый день смотрят на это».

Известно, однако, что Веласкес, помимо представленного полотна, написал еще ряд ню. Его «Источник», написанный им в 75-м возрасте имеет специфический привкус салонности: юное девичье тело, трактованное в полном соответствии с античным каноном, донельзя приглажено, лишено всякого разнообразия и безжизненно. " (2) стр. 414Жан Огюст Энгр, "Источник" 1820-1856, Париж, ЛуврЗдесь те же спокойные, плавные линии. В работе ощущается сильное влияние итальянской школы (и в первую очередь, творчества Тициана). 6августа 1660 года художника не стало. Зеркало может присутствовать незримо, но мы всегда узнаем о его присутствии. Античность и Рафаэль оставались его кумирами всю жизнь.

Суфражистка Мэри Ричардсон, пройдя в музей с мясным тесаком, семь раз ударила им по картине (в область тела нарисованной Венеры). «На старости лет.

Картина Венера перед 
зеркалом (1647—1651)

Картина Венера перед зеркалом (1647—1651)

Этой чести удостаивались лучшие художники того времени. Оно кажется старее, чем дышащее юностью, грациозностью тело. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев.

Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокеби-Парк (в Англии ее так и называют – «Венера Рокеби»). Духовные стражи Испании прислушивались к любому известию о нарушении святых догматов.

Все – суета сует. Холодная чистота стиля сочетается с чувственностью, затаённым эротизмом. В зеркале отражаются люди, которые стоят как бы на месте зрителя.

  • ДИЕГО ВЕЛАСКЕС "ВЕНЕРА ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ"
  • Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас
  • 13 фильмов про разговор с Отцом
  • Пластиковые рамки для фотографий
  • Заказ рамок для дипломов в багетной мастерской
  • Багетные рамки для вышивки икон

Впоследствии, он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя. До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние – «Венеру с зеркалом» Веласкеса. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера.

Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. Настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами религиозными. Желание выразить свои чувства в полотне было сильнее любых церковных запретов. Многообразны приемы техники Веласкеса. Специалисты предполагают, что моментом завершения были годы с 1647 по 1651. Происходит фантасмагорическое удвоение матрицы.

«Картина изображает обнаженную женщину, – описывал свое приобретение первый ее владелец, – лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок». Ряд исследователей указывают на то, что исходным образцом специфической веретенообразной позы Венеры стала скульптурная фигура античного Гермафордита, ныне хранящаяся в Лувре. Это вызвало возмущение при дворе и в церкви.

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС "ВЕНЕРА 
ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ"

Если принять зеркало за метафору изображения и изобразительного искусства, что является общепринятым со времен Ренессанса (изображение как зеркало реальности), само полотно оказывается по отношению к нам в позиции зеркала, то есть мира идеальных сущностей. Нет ничего вечного. Для нее любить – значит не сдаваться, а побеждать. Историки искусства до сих пор спорят, кто позировал Веласкесу для этой картины ибо несомненно, что Венера написана с натуры.

Лицо ее видно лишь в зеркале. Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война. Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. Образ Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью.

В конце концов нужная сумма, 45 ООО фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности.

До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние — «Венеру с зеркалом» Веласкеса. Так им не позволялось изображать голое тело. Совсем иная интрига возникает в картине Веласкеса. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», — гласит испанская пословица.

В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, — сюжет философско-поучительный. А также подсвечник – невероятно сложный и реалистичный. В этом лабиринте относительных пространств возможен и еще один смысловой вариант. Конечно, Веласкес принял это предложение. Все было подчинено вере. История искусства периода барокко.

Опубликование подробного реестра этого приданого, находившегося в архивах дома Альбы и позволило со всей достоверностью определить происхождение «Венеры с зеркалом». Веласкесова Венера – изящна и тонка, грациозна и обольстительна, горда и сильна духом. Для нее любить — значит не сдаваться, а побеждать. Ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась. Иначе говоря, сладко ничего не делать.

Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. Именно тут мы и разим врага». Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса.

В «классическом» рисунке Энгра есть терпкость и острота, придающие ему особый шарм. А что он держит в руках. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. Это – общественная собственность. По другой теории, зеркало являет собой разграничитель между миром реальным (отражение) и миром фантазий (красота). Но не последний.

В 1656 году он написал знаменитых «Менин», сценку из жизни королевской четы инфанты Маргариты и ее подружек, где изобразил и себя, в первый и последний раз, — конечно же у мольберта, с кистью в руке. Я имею в виду этого господина, что на лестнице.

Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать дам (разумеется, в образах мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки можно было писать с натуры, а все остальное — по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например Дюрера. И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Рассказывали, что папа, увидев свой портрет кисти Веласкеса, воскликнул: «Слишком похож. » Веласкес всегда жил довольно замкнуто, но трудно себе представить, что пылкий испанец мог провести эти почти три года без любви. Ей удалось нанести семь ударов.

По одной теории Веласкес, таким образом, показывает связь между старостью и молодостью. В начале июля он писал другу: «Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел». Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. И это, похоже, первый подобный трюк с изображением зеркал.

Он хотел писать-старинному, а чувствовал по-современному. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Венера целомудренная — это стоящая фигура, что предполагает отказ. Слева контур тела – это почти прямая линия, справа изгибается и как будто то же льётся.

Первое упоминание о картине появилось в 1651 году – в описи коллекции маркиза дель Карпио. "Энгр – стойкий приверженец классицистической доктрины, поклонник идеала «вечной красоты», художник довольно холодный, но по-своему замечательный. И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая простынь (так и напрашивается «шёлковая», а шёлк холоден), тёмно-красная драпировка на заднем плане. В отличие от устоявшегося образа богини любви, у неё тёмные волосы. Ведь отражение — та же картина, только существует она лишь мгновение.

Коварные вельможи уговорили Маргариту принять короля, но девушка в последний момент испугалась и во всем призналась настоятельнице. Это — общественная собственность. Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического.

«Меня зовут Мэри Ричардсон, – заявила она констеблю. – Я суфражистка, борец за права женщин. Моррит, друг Вальтера Скотта. А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь. После смерти герцогини Каэтаны, в 1802 году, Карл IV приказал Альба продать картину (вместе с другими принадлежавшими им полотнами) своему фавориту и премьер-министру Мануэлю Годою.

Лувр, Париж. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. От зрителя многое что скрыто, в том числе и лицо богини. Но я о другом.

6 августа 1660 года художника не стало. Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического. Путешествие во Францию оказалось сложным и очень утомительным для художника. Он всегда их любил, они его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство.

Во времена Веласкеса обнаженная женская натура была очень редким гостем в испанской живописи. Но, увы, плохо различимые персонажи из маленького зеркальца за спиной художника (а это, несомненно, король Филипп IV и его супруга Марианна) не дают помечтать. Когда же фортуна отвернулась от этого гордого красавца и его изгнали из страны, конфисковав все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Морритт.

С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором. Зеркало обрамлено массивной, выделяющейся, чёрной рамкой. Этот статус позволял ему заказывать подобные полотна, не опасаясь преследований инквизиции. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. Непрерывные балы, охоты, церемонии, празднества Интриги и интрижки, тайны и пороки истовость веры и страшные грехи «Мертвящая среда», по точному определению замечательного советского искусствоведа В. Н. Лазарева, в которой удавалось сохранить себя, свою душу очень немногим. Однажды, когда художника спросили. Явно переживая творческий, а возможно и личный кризис (во всяком случае, жену в Италию он с собой не взял), в 1648 году с разрешения короля Веласкес отправился в Рим.