Врубель Богатырь

Белинского в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась встреча, посвященная одному из шедевров замечательного русского художника Михаила Врубеля – его картине «Богатырь». Купить картину или постер "Богатырь", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

Сочинение по картине михаил врубель богатырь

1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. заданный автором Пороситься лучший ответ это М. А. Врубель. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.

В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Работа не привела к улучшению.

  • Описание картины Михаила Врубеля «Богатырь»
  • Русский музей Дополненная реальность
  • Сочинение по картине Врубеля «Богатырь»
  • Врубель Михаил "Богатырь" В музей – без поводка
  • В муей – без поводка / Михаил Врубель "Богатырь"
  • Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
  • Купить картину Богатырь, Михаил Врубель

Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным – ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».

Кирилле», «Св. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей.

  • Картина Богатырь – Врубель Михаил
  • Другие картины художника – Михаил Врубель

Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Весь его образ очень смелый и боевой. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Богатырь»

Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. 321, 5 x 222 см (верх треугольный)Многие искания Врубеля связаны с народной культурой, национальными традициями. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.

В Венеции состоялось случайное знакомством с Д. И. Менделеевым, женатым на одной из учениц Чистякова. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает».

За спиной виднеются лук и стрелы. Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Состояние его несколько улучшилось к сентябрю— он перестал буянить и рисовать, стал вежлив— и было решено перевести его в клинику В. П. Сербского при Московском университете136.

Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. И название картина имела совсем другое. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.

Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.

С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. В старой столице ему стало ещё хуже, несмотря на то, что картину купил за 3000 рублей известный коллекционер Владимир фон Мекк. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей».

Напоминала она обычный прямоугольник, а сверху над ним было острое копье. Его Богатырь – своеобразная гипербола, символ мощи. В 1895 году Врубель попытался обозначить своё присутствие в общей художественной жизни России. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Михаил Александрович Врубель один из известнейших художников XIX—XX веков.

На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.

Прошение было удовлетворено157. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.

Сон как будто бы стал продолжительнее. Его богатырь — могучий исполин. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106.

На богатыре надеты защитные латы. Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова138.

Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Тем не менее уже 28 июля состоялось венчание— в Швейцарии— в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Мамонтова. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. В архитектурной литературе подчёркивается исключительная роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна.

Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. П. Ю. Климов, специально рассматривавший творческое наследие Врубеля в контексте русского модерна, признавал его представителем революционной ветви русского модерна и утверждал, что положение и значение его в тогдашней культурной среде равно только позиции А. Иванова для русского академизма.

«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Конь богатырский под стать хозяину.

Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.

Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.

Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Первоначально она называлась «Илья Муромец». Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении.

На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.

При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники».

Чистякова (курс не окончил). Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Репина занимался акварелью. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.

Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Лучшего патриотического образа и не создать. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.

Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными.

На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.

Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Стремительная стилевая эволюция Врубеля объясняется тем, что он не был связан ни с академизмом, ни с передвижниками и, следовательно, ему не требовалось усилий для преодоления доктрины.

Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.

Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.

Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Представители рода Врубелей (от польск. Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».

Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.

Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Врубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону.

И свою картину художник сначала назвал Сатир. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Живопись была одним из самых любимых и вдохновляемых творений. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. А. В. Прахов в тот же период организовывал роспись Владимирского собора, к которой планировал привлечь и Врубеля, невзирая на личное к нему отношение.

Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). В состоянии Михаила Александровича перемен нет. В Абрамцеве замыслы Врубеля были поддержаны и использованы известным керамистом Петром Ваулиным79. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.

Кушает хорошо— и в своё время. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.

Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Он неотделим от мира, его окружающего, – мрачного, озаренного лучами закатного солнца лилово-зеленого леса, обильно населенного доброй и зловещей живностью. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность.

Интерес художника к ним пробудился в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево, ставшем на рубеже веков центром художественной жизни России. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля.

Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.

В 1876 году Врубель остался на втором курсе ещё на один год, аргументируя это в письме отцу необходимостью упрочить познания и повысить оценки. Он показывал свое видение и представление данного мира. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.

Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. С. И. Мамонтов, курировавший отдел Русского Севера, обратил внимание, что в соседнем павильоне художественного отдела пустуют две больших стены и смог договориться с министром финансов о занятии этого места большими панно— площадью 205м. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.

По совету И. Е. Тогда художник написал ее без рабочих набросков. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».

Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Нет, не стоит писать. Крупный конь с мощной грудной клеткой твердо стоит на земле, возвышаясь над вершинами сосен и елей дремучего леса. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня.

Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Этот художественный прием поддерживает идею единения русского народа со своей землей. Через несколько дней он полностью ослеп155. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.

Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. Врубеля. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение.

Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.

Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. 1898 – 1899. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.

Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). В его даровании раскрылись универсальные возможности. На богатыре надеты защитные латы. Весь его образ очень смелый и боевой.

Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.

Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). А может быть этим автор работы хотел сказать, что лошадь, как символ земли, которая питается силой и мощью из самых недр. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.

Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Возникает ощущение цельности и сопричастности.

Картина Богатырь раньше называлась по-другому. Автор очень любил былинный, сказочный и чудесный мир русского фольклора. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Первое на что падает взгляд, так это на нестандартную форму полотна. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.

Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.

Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).

Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.

Оно, заостренное вверху. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.

Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Первое что взялся творить художник, так это голова лошади. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.

Исполинская фигура древнего богатыря на коне вырастает из земли, подобно могучему древу. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга.

Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. Врубелю оставалось ждать почитателей, заказчиков и покровителей, которые появились только в середине 1890-х годов174. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза.

В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. Холст, масло. В. фон Мекк предложил Врубелям провести лето в его имении в Киевской губернии, что несколько взбодрило Михаила Александровича и очень понравилось Надежде Ивановне. С Рерихом все поменялось. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.

Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля.

Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».

В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Панно не было принято из-за непривычности изобразительного языка ни академическим жюри, ни публикой. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность.

Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Нарядно облачение богатыря, его доспехи.

В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. За спиной виднеются лук и стрелы. Суровым февралём 1910 года он намеренно простаивал под открытой форточкой и спровоцировал у себя воспаление лёгких, перешедшее в скоротечную чахотку. Лошадь изображена очень сильной и могущественной. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.

Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Богатырь. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.

Когда работа была выполнена в первый раз, то Врубель назвал ее Илья Муромец. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры.

Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Одной из самых смелых и монументальных произведений автора есть картина «Богатырь». Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.

Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Савву похоронили на Байковой горе.

Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Полотна отвезли в Нижний Новгород как раз к визиту императорской четы, назначенному на 15—17 июля. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Написал автор ее очень быстро без всяких набросок и эскизов. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки.

Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске. По разным версиям, Кончаловского с ним познакомили С. Мамонтов, К. Коровин и даже сам Л. Пастернак64. В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.

Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.

От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Великан-всадник, внушающий трепет, составляет одно целое с животным. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».

В клинике Сербского наметилось улучшение, хотя свидания с ним были запрещены, но он начал писать жене, в основном, в самоуничижительном тоне. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина.

В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора— Николая II. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.

Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).

Вдобавок художник так ослаб, что его возили в кресле-каталке, а весенняя простуда переросла в острый ревматизм. Римского-Корсакова. Автору удалось создать монументальный эпический образ богатыря как порождения могучих сил природы. Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте). Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.

Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.

Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Противоположный подход был у Николая Рериха.

Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства. Он искал правильный ракурс поворота. Толчок к работе в этом направлении дали, в частности, картины В. М. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.

Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Андрей Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду». Художник Русской частной оперы С. И. Сильное, грозное произведение.

После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Не понимаемый современниками, художник нередко подвергался жестокой и злобной критике.