Врубель Раковина

Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель создал неповторимый художественный образ в картине «Жемчужная раковина» (или «Жемчужина», как ее называют).

Сочинение по картине Врубеля «Жемчужная раковина»

Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность.

Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.

В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Такого рода «странные сближения» оказываются возможными, поскольку во всех случаях изобразительная иллюзия некоего известного предмета или существа есть не что иное, как визуализация метафоры– «сдвиг», «складка», «излучение», «завихрение», «гул-ритм» невидимой субстанции, каковой является не предметный объём, асамо пространство, отношения пространственной протяжённости. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова.

Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Савва Иванович очень увлёкся этой постановкой, лично перевёл либретто и финансировал антрепризу Панаевского театра, должна была выступать и прима— Татьяна Любатович.

Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Итак, вхороводе этюдов под названием «Раковина», пастель «Жемчужина», вертикально поставленная, – точный абрис ушной раковины.

Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.

Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.

С. 191. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.

В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.

Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Насколько созданное Врубелем отвечает тому статусу, которым оно наделено втитуле «врубелизм». В 1865 году семья переехала в Саратов, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном.

Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее и я с ужасом видела каждый день перемену. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.

Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Акт третий: 1903—1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. С. 347–348). Вэтой области специалисту надо потрудиться остальное сделано уже до меня, только выбирай».

В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Кирилле», «Св. Своего рода магистральным «содержанием» футуристической «формы» оказывается как раз «содрогание» пространства, пространственные «вихри» икалейдоскопическое мелькание пространственных «планов», запечатлённых вскоростном режиме. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Иесли «Жемчужина» являет один полюс вварианте сугубо традиционной для XIX века салонной эстетики, то этюды кней предъявляют саму природу как «лоно» авангардной нефигуративности– за шесть лет до её возникновения впервых опусах такого рода уВ. В. Кандинского.

Жемчужная раковина, 
Михаил Врубель

Жемчужная раковина, Михаил Врубель

Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Но ещё раньше вкачестве такой образцовой формулы врубелевский метод «готико-барочного кубизма» явлен вграфических иакварельных этюдах цветов (1886–1887). Всамом деле: рисунок, акварель, станковая картина, монументальная роспись, декоративное панно, скульптура, театральная декорация сюжеты: Гёте, Шекспир, Пушкин, Лермонтов, Эдмон Ростан, Анатоль Франс, древняя мифология, русский былинный эпос стилистические реминисценции, включающие Византию, венецианский колористический комплекс, мозаику ивитраж, Ренессанс ибарокко, готику истилистические формы изобразительного «фольклора»– таков разворот врубелевского репертуара. раковиной, принесшей Божественный жемчуг».

Чуть намечена фигура Нептуна. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». На 8-й выставке НОХ (1912–1913) вчисле поздних работ демонстрировалось «Видение пророка Иезекииля» (1906.

Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.

Богиню любви Афродиту изображали стоящей на раковине морского гребешка иначе «пинна» (греч. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».

Сочинение по картине 
Врубеля Жемчужная 
раковина

Сочинение по картине Врубеля Жемчужная раковина

Там же родились его младшие брат и сестра— Екатерина и Александр, не дожившие до отроческих лет. ГРМ) до поздних композиций («Кампанулы». См. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору.

Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Позднее, в рельефах романского периода, раковина опирается на две колонки по сторонам. Стремительная стилевая эволюция Врубеля объясняется тем, что он не был связан ни с академизмом, ни с передвижниками и, следовательно, ему не требовалось усилий для преодоления доктрины.

Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Ивкотором из этих воплощений авангард представлен вполноте своего эйдетического замысла.

На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. 1915.

Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».

ГРМ). Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.

Автопортрет с жемчужной 
раковиной

Автопортрет с жемчужной раковиной

Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Представители рода Врубелей (от польск. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.

Причём сама пастель представляет собой изысканное салонное дивование, которое Врубель вэтом самом качестве изображает в«Автопортрете» (1905. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Если воспользоваться этой метафорой, то искусство Врубеля иесть такая раковина, которая вибрирует под натиском веяний со стороны грядущего авангарда иэти вибрации близким идалёким эхом отзываются висторическом лабиринте изобразительных художеств, напоминая отом, что буквально все авангардные «выкрутасы» имеют прецедент втрадиционных стилевых метаморфозах, равно как вбесконечных модификациях природного формотворчества. Фантазия по Э. По», 1905. Согласно Морису Дени, «картина, прежде чем стать боевым конём, обнажённой женщиной или какой угодно сценой, восновном плоская поверхность, покрытая красками, расположенными вопределённом порядке» (цит. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).

Купить картину Жемчужная 
раковина, Михаил 
Врубель

Купить картину Жемчужная раковина, Михаил Врубель

Н. А. Дмитриева сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Частная коллекция, Милан) или, например, скартиной Н. С. Гончаровой «Велосипедист» (1913. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное.

Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. pinna — «моллюск»). 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».

Нет, не стоит писать. В 1906 году им овладело безумие, одновременно с которым наступило самое страшное для художника – слепота. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Декорации и костюмы были заказаны К. Коровину, но он заболел и его заказ переходил Врубелю. В композиции «Триумф Венеры» морскую богиню изображают, как и Амфитриту, мчащейся в раковине, в сопровождении нереид, гиппокампов и тритонов, которые трубят в спиральные раковины. В 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу — с этого момента начался период его угасания.

  1. Жемчуг — мифы, легенды история
  2. Жемчужина, Михаил Врубель, 1904 – описание картины
  3. История гениального художника Михаила Врубеля
  4. Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
  5. Картины — Врубель, Михаил Александрович

Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Он притворился спокойным, лёг в кровать, закрылся одеялом и под ним начал теребить его и изорвал на полоски, прежде чем прислуга заметила Сила физическая в нём очень большая— редкая для интеллигентного человека Вы спрашиваете, нужно ли ему писать. Работа не привела к улучшению. С. 33).

На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. »Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника. Институт Карнеги, Питтсбург) иУмберто Боччони («Атака улан». Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.

Врубель четко следовал схеме, пользуясь, вероятно, старинными миниатюрами евангелий, но фигуры трактовал по-своему, проявив себя как современный художник. Однако впарижской экспозиции присутствовали упомянутые эскизы кросписям киевского Князь-Владимирского собора (1887), вкоторых стилистика картины 1890года прочитывается полностью как формула изобразительного метода. molluskus — «мягкий, мягкотелый») — эвфемизм, который употребляли в поэзии для обозначения женских половых органов. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение.

  1. Минутка искусства: Михаил Врубель и его демоны
  2. Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»
  3. «Действительный студент» Михаил Врубель
  4. «Дивная патетическая симфония» Врубеля
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. К тому же, раковина будила воображение художника, так появились морские девы. И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы.

Жемчуг — мифы, легенды, 
история

Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Усвоенный Врубелем ещё вмастерской Чистякова приём рисования, аименно– приближение кискомой пространственной конфигурации изображаемого предмета «методом отнимания» предлежащих участков перспективной пирамиды, выказывает поражающее сходство хронологически совсем далёкой врубелевской акварели «Несётся конь быстрее лани» иособенно рисунка кней, скомпозициями первых футуристов Карло Карры («Красный конь». Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6.

В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику Ф. А. Савей-Могилевича132. То есть на новом «витке спирали», на пороге грядущего авангардизма, это обращение кглубокой архаике, киконописным византийским ликам, но вдетски-наивном лубочном варианте– до сих пор изумляющее пророчество иконописных стилизаций вконтексте неопримитивизма, которыми врусском искусстве отмечено начало авангардной эпопеи. 1881. Жизнь в зимней Венеции была дёшева и художники сняли на двоих одну студию в центре города на виа Сан-Маурицио. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.

В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. ГРМ «Ворон. Как и другие евангельские сказания, сюжет Сошествия имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией.

Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо». Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. «Форма– главнейшее содержание пластики»– так ещё вакадемические годы Врубель отмежёвывался от прежнего, свойственного передвижникам представления осодержании вискусстве. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.

Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. В 1930-х годах в Александро-Невской лавре был организован музей-некрополь и тогда же с Новодевичьего в Александро-Невскую лавру начали переносить могилы известных людей, но этот процесс так и не завершился. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.

Вот эти до-предметные конфигурации суть прообраз авангардистской изобразительности. Да. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.

Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. На этом фоне Врубель– принципиальный архаик. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.

При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.

После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). по изд. : Ален Безансон. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.

1904. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой.

Она не окончена, но в неоконченности как будто и кроется её очарование, — в том, что одни части завершены в объёмном и светотеневом решении и кажутся тяжёлыми рядом с другими, которые намечены лёгкими тонкими линиями и выглядят бесплотными. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. также: И. А. Аксёнов. Для Н. С. Гончаровой, например, академизм из которого вышел искоторым во многом солидарен Врубель, есть свойство неприемлемое: она попрекает им даже недавних союзников– «бубновых валетов».

(Крусанов 1996. Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни. В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры— и Демон поверженный, с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна»129.

Первое впечатление: сумасшедший. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Запретный образ. Асдругой стороны– что есть авангардизм вавангарде, особенно от места встречи с«врубелизмом». Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.

В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). В сопровождении трубящих тритонов изображают Посейдона, нимфу Галатею и богиню Фортуну. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.

А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. Во «владимирских эскизах» Врубеля кристалловидность формостроения, предрекающая кубизм, вполне очевидна. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.

Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. И всё же при таком сопоставлении характер авангардизма и«врубелизма» обрисовываются как абсолютные противоположности. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.

При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. Это было непонятно следующему поколению художников, крайне скептически относившихся к академической системе выучки. «Врубелевская готика» ипри этом «кубист до кубизма»– таков, по характеристике Аксёнова (Аксёнов 2008. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.

Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.

Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Согласно В. А. Леняшину, Михаил Александрович смог реализовать символизм как стройную эстетическую и философскую систему в изобразительном искусстве. Сквозь безумие проглянул гений».

По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Парадокс втом, что, приобретая характер обобщающего «изма» искусство Врубеля поднимается на уровень понятийных универсалий, где становится равновеликим таким «глобалитетам», как «реализм», «символизм», втом числе ивроде бы отмежёвывающийся от него авангардизм. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.

Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Но вкомплексе поздних импровизаций Врубеля есть ещё одно событие– во исполнение того завета, который он получил во время последнего своего пребывания вКиеве перед собственными росписями вКирилловской церкви: «Вот то, кчему ядолжен вернуться». На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.

В раннехристианском искусстве можно встретить изображение Богоматери с раковиной над головой. На выставке НОХ присутствовало девять исполненных карандашом иуглём этюдов кней под названием «Раковина»– если представить их вместе, то они образуют исключительно последовательный цикл: изображается сама материя, чреватая превращениями. В его даровании раскрылись универсальные возможности. С работавшими в Риме русскими художниками Врубель так и не сошёлся, постоянно задирал их своими рассуждениями о неумении рисовать, подражательстве ит. п. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Слово «конха» (греч. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». В письмах родным речь шла уже о тетралогии.

В эти годы он вновь писал демонов. concha) означало женственное начало природы, а моллюск (лат. ГТГ «Снежный сугроб».

Сверкающая белизной жемчужина в христианском искусстве стала символом чистоты Девы Марии. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Абсолютно понятно, что художник создает зрительный эквивалент весьма популярного верования– вморской раковине, если приставить её кушной «раковине», слышится гул океанской бездны, где глаголет невидимое всё. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.

Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Работая над «Демоном (сидящим)», он писал сестре: «Одно для меня ясно, что поиски мои исключительно вобласти техники. Это уже восхищает и поражает.

Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Это уже готовый вариант авангардистской беспредметности, где существенной особенностью является абстрагирование от какой-либо миметической мотивации изображения сюжетом «из жизни» уВрубеля сюжетом является интеллектуальное приключение на тему «форма– главнейшее содержание пластики». А если картину поставить вертикально, то изображение морского чуда точно воспроизводит конфигурацию человеческой ушной раковины.

В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства.

В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. В кружевной пене волн игре преломлённых лучей впрозрачных льдинах, переплёте ветвей, узорах морозного стекла природа плетёт, ткёт, вяжет орнаментальные фигуры, подобно тому, как вкристаллизациях инея на окне возникают пышные леса иоранжереи растительного царства– такова философия врубелевской «Жемчужины» (1904. Известно, что никто не позировал Врубелю и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня – неизвестно.

Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. В спиральной раковине наутилуса видели образ Вселенной — модель космоса, восходящее и заходящее Солнце или «лунную спираль». Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. С. 32). Да и название выбрано не случайно. С. 30. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.

В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.

Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. В 1906 художник ослеп. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. Врубель, Врубель ибез конца Врубель // Аксёнов 2008. Интеллектуальная история иконоборчества. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.

Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Врубелю оставалось ждать почитателей, заказчиков и покровителей, которые появились только в середине 1890-х годов174.

Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. ГРМ). Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.

В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям— классическим и современным. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.

Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.

Савву похоронили на Байковой горе. Вэтой ипостаси Врубель– совершеннейший антиавангардист. Здесь же совсем рядом– ларионовский лучизм.

А свет также дает о себе знать. Вернувшись в апреле в Одессу, художник вновь оказался в ситуации хронического безденежья и семейных размолвок. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.

Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Н. А. Дмитриева писала: «Эта ранняя академическая работа— одна из самых колдовских у Врубеля.

Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.

Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. В архитектурной литературе подчёркивается исключительная роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.

При этом использовали просвечивание тонких слоев раковины с подкладкой из черной или цветной мастики. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. В эпоху Итальянского Возрождении исследователи пропорций в архитектуре, в частности Л. Паччьоли, обратили внимание на то, что отношение радиусов спиральной раковины наутилуса выражается последовательностью чисел Фибоначчи (1, 2, 3, 5, 8, 13 и т. д. ). Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.

В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Художник стремился к прекрасному и доказывал, что в основе всякой красоты форма, созданная природой. Однако художник интуитивно почувствовал предел зыбких форм и бросил неоконченную акварель, отказавшись от написания исторической картины29. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».

гаку — «оболочка» лат. Михаил Врубель. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.

Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.

После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника. Раковина (праслав. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.

Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Сильное, грозное произведение. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.

Т. I. Между салонным «сделайте мне красиво» исамозабвенным служением «культу глубокой натуры», где натура– не сумма вещей, абесконечность вселенских метаморфоз– вэтом промежутке несовместимых противоположностей располагается парадокс совмещающего их «врубелизма», коим подтверждается пушкинское «гений– парадоксов друг». В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму.

Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Сон как будто бы стал продолжительнее. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. По разным версиям, Кончаловского с ним познакомили С. Мамонтов, К. Коровин и даже сам Л. Пастернак64.

Картину не удалось завершить: в самом начале 1906 года стало катастрофически падать зрение, подтвердив диагноз прогрессивного паралича проявилась атрофия зрительного нерва149. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Следующим годом датируется рождение кубизма вискусстве Пикассо иБрака. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».

На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». (или просто «Жемчужина», как ее называют, картина была написана в 1904 году). Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. 1904. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.

Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Врубель загорелся желанием перенести красоту и сияние перламутра на полотно, но это оказалось не так просто. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении.

Сдругой стороны, Врубель впроцессе самоутверждения авангардной изобразительности провоцирует скептическую реакцию: бытовало даже ироническое определение– «врубелизм» (Крусанов 1996. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. М., 1999.

Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. Через несколько дней он полностью ослеп155. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.

ГТГ «Рука художника, держащая платок». В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Да. Обстановка в клинике Усольцева вообще не должна была напоминать пациентам об их недугах их не подвергали стеснительному режиму и жили они в одном доме с семьёй своего врача. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.

В форме спиральной раковины рисовал проект «идеального города» Б. Палисси. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.

Прим. 6). В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром.

Эта работа резко контрастирует с канонами академизма, несмотря на соблюдение всех формальных признаков, включая античную тему. В критических реакциях на ранние авангардистские выступления встречаются апелляции кВрубелю, где указывается, что своей причастностью кэстетике прекрасного он опровергает тенденции кдеэстетизации искусства (Крусанов 1996. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Однако уже 12 февраля Врубель в собственноручном письме к жене жаловался, что не может ни читать, ни рисовать.

И свою картину художник сначала назвал Сатир. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. В тот период с М. Врубелем активно общался П. И. Карпов— один из первых исследователей творчества душевнобольных142. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра.

1913. Вообще путешествия влабиринтообразные недра складчатых структур уВрубеля можно наблюдать ссамых ранних академических штудий («Обручение Марии сИосифом». Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри.

Вглазах современников раннего авангарда Врубель– это отброшенная назад тень кубизма: по свидетельству С. Ю. Судейкина, на выставке русского искусства впарижском Гран-Пале (1906) взале можно было видеть коренастого человека, часами простаивавшего перед произведениями Врубеля. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который, как никто другой, ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности: «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля — больное творчество. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.

ГРМ). В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. area — рака) — в античности морская раковина, прежде всего двустворчатая раковина «морского гребешка», была атрибутом женских божеств и символом водной стихии. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Например, вискусстве Гончаровой.

Центр такой раковины считали «пупом мира». В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). konche — «раковина», лат. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана.

Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Правда, на выставке 1906 года не было «Демона (сидящего)» (ГТГ), которого одного было бы достаточно, чтобы отнести возникновение кубизма к1890году. Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями.

1903–1904. Д. и М. И. Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897 все работы – в Третьяковской галерее).

Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.

konche — «раковина»). ГТГ). Прошение было удовлетворено157. Кушает хорошо— и в своё время. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Врубель пребывал в тяжелейшей депрессии и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. А. В. Прахов в тот же период организовывал роспись Владимирского собора, к которой планировал привлечь и Врубеля, невзирая на личное к нему отношение.

Т. I. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. То был Пабло Пикассо.

Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. Вкаталоге выставки «Золотое руно» (1909) Врубель сВ. Э. Борисовым-Мусатовым причислены кпровозвестникам русского искусства новейшей формации, каковыми вевропейском искусстве признаны Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.

Трансформация формы раковины связана с возникновением рокайля, однако это слово, как и название стиля Рококо, не имеет связи со еловом «раковина». Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.

Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. С именем Кокала (происходит от слова «кохлос»), мифического царя Сицилии, связана история о мастерстве Дедала, сумевшего пропустить нить сквозь спиральную раковину, привязав к ней муравья. Сразу выражение его лица изменилось. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. В. фон Мекк предложил Врубелям провести лето в его имении в Киевской губернии, что несколько взбодрило Михаила Александровича и очень понравилось Надежде Ивановне.

Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.