Врубель Сирень Картина

Сирень Врубель изобразил практически на всей поверхности полотна картины и, кажется, это продолжается и за ее пределами. Картина «Сирень» была создана Михаилом Врубелем в 1900 году в период зрелости и ощущения быстрой утраты реальности. Именно это ощущение распростертой и безмерной красоты, затмевающей все, передано в сирени, как будто уходящей даже за пределы картины Врубеля.

Именно это ощущение распростёртой и безмерной красоты, затмевающей все, передано в сирени, как будто уходящей даже за пределы картины Врубеля. Действительно, сирень у Врубеля настоящий «герой», персонаж картины. Многие художники находились под впечатлением от цветущих весной и летом деревьев и кустарников, но сирень, занимающая все пространство картины, впервые прозвучала так необычно и сильно, что была признана одним из лучших пейзажей, написанных Михаилом Врубелем. Картина Врубеля Михаила Сирень: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Сирень, Михаил Врубель, 1900 – описание картины

В архитектурной литературе подчёркивается исключительная роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».

Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.

Лицо девушки как бы полустерто. Рассыпая по полотну цветки сирени, как бы «взбивая» облако парящего цвета, Врубель виртуозно разыгрывает тему с вариациями и название этой темы – «превращение Хаоса в Космос».

Лиловый и сиреневый — доминантные тона полотна. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50.

Сочинение по картине 
Врубеля Сирень

Сочинение по картине Врубеля Сирень

Савву похоронили на Байковой горе. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Сама концепция и есть сказка. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.

Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.

Художник Михаил 
Врубель, картина 
Сирень

Художник Михаил Врубель, картина Сирень

«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Сирень стала темой самого сложного произведения художника, в котором он попытался выразить свое философское кредо и само стремление к преодолению пропасти между формой-видимостью и сутью-смыслом. И, как в природе из соединения атомов рождается определённое существо или растение, так и для Врубеля нет случайностей, а есть строгий закон – краски положены на холст в том единственном порядке и ритме, который только и возможен для создания нужного образа.

Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Тем самым выражена сама стихийность этого персонажа, словно «проявляющегося» из растительного царства. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.

Сочинение по картине 
Врубеля «Сирень»

Сочинение по картине Врубеля «Сирень»

Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Возникла даже идея работать втроём— Врубелю, Коровину и В. Серову, — однако отношения с последним не сложились. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. В лунном свете проступили очертания одной из них – души сиреневого куста – дриады. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Представленная "Сирень" Врубеля – один из вариантов картин на эту тему.

Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.

Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Очертания предметов как бы проступают из темноты из мрака. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Это стремление, а вовсе не достижение (обретение смысла), было всегда дорого художнику. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.

В данном случае у него это хорошо получилось с соцветием сирени. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.

Михаил Врубель, 
«Сирень» : описание 
картины

Михаил Врубель, «Сирень» : описание картины

Главной особенностью картины является женский силуэт, несущий создание или рождение чего-то человеческого. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация.

Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Приблизительное, нечеткое изображение будоражит воображение зрителя. Кажется, что если вдохнуть, то почувствуешь приятое благоухание. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.

В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Через несколько дней он полностью ослеп155. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Прадед художника— Антон Антонович Врубель— был родом из Белостока и служил в родном городе судьёй. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».

Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.

Обстоятельства написания 
картины

Обстоятельства написания картины

Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. По большому счету, «Сирень» явила собой оформление живописного языка символизма.

Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. В лунном свете проступили очертания одной из них – души сиреневого куста – дриады. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».

Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.

Безусловно, в них живет природные жизнь, которая наполнено воздухом и энергией. В 1895 году Врубель попытался обозначить своё присутствие в общей художественной жизни России. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Нет, не стоит писать.

Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Сведомские безоговорочно признавали творческое превосходство Врубеля и не только приютили его у себя дома, но и делились заказами82.

Михаил Врубель, 
«Сирень»: описание 
картины

Михаил Врубель, «Сирень»: описание картины

Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Прошение было удовлетворено157. Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания.

В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.

Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. В тени, которую бросает сирень, мы различаем фигуру девушки. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Чувствуется, что у сирени очень пышные и густые гроздья, которые цветут в полную силу.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Сирень»

Описание картины Михаила Врубеля «Сирень»

Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Хрупкая фигура девушки, как будто фея темнеет в сиреневом цвете.

Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Все полотно так и вдыхает всю мощь прекрасной сирени. Сирень – любимый цветок художников модерна.

Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.

Художник Михаил 
Врубель, картина 
Сирень, 1900

Художник Михаил Врубель, картина Сирень, 1900

В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Врубель работает мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.

Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.

В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.

Михаил Врубель, 
Сирень: описание 
картины

Михаил Врубель, Сирень: описание картины

Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.

Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.

  1. 500 – Внутренняя ошибка сервера
  2. Александр Медведенко Сирень Врубель
  3. Подпишитесь на новостную рассылку музея
  4. маринины мультики на моём сайте

Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.

«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Один из современников художника позже (когда Врубель ослеп) написал: «Природа ослепила его за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны». В состоянии Михаила Александровича перемен нет.

Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин.

Кирилле», «Св. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.

Но кажется, что в этой картине сирень оживает буквально. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».

Она не окончена, но в неоконченности как будто и кроется её очарование, — в том, что одни части завершены в объёмном и светотеневом решении и кажутся тяжёлыми рядом с другими, которые намечены лёгкими тонкими линиями и выглядят бесплотными. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. У него есть определенный дар к подаче природных эффектов.

Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Картина – один из вариантов темы Сирень. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.

500 – Внутренняя 
ошибка сервера

Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Если приглядеться, то можно увидеть плавные переливы различных оттенков. Представители рода Врубелей (от польск.

Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Одна из самых красивых и поэтичных картин Михаила Александровича Врубеля «Сирень» была написана в 1900 году. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты.

При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Это души цветов и растений. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.

Энергичное порывистое движение дриады будто заставляет шевелиться ветки, слышен их шелест. Врубель хотел тем самым сказать, как человек зависит от окружающей его природы. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Это души цветов и растений.

Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.

Врубель заставляет нас вглядываться в картину очень внимательно, чтобы увидеть все детали. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Похвала превратила работу в современный шедевр, критика захлебывалась от восторга, но само содержание работы оставалась тайной еще долгое время. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки.

В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Масса зелени, то сгущающейся, то светлеющей до прозрачности и открывающей грунт, выдвигает нам навстречу цветы сирени — от этого возникает отчетливое ощущение словно «дышащей» картины.

В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Эта работа резко контрастирует с канонами академизма, несмотря на соблюдение всех формальных признаков, включая античную тему. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.

Изображённая сирень очень живая, она как бы «дышит», то возникая из общей массы зелени, то сгущаясь в элементах соцветия. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Врубелю оставалось ждать почитателей, заказчиков и покровителей, которые появились только в середине 1890-х годов174.

Свою героиню Врубель называл Наташей (связывая свой мир со светозарным пушкинским миром природы) — по его мысли, она должна была воплощать душу сирени. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Сестра и жена художника поселились в одной квартире, а Михаила Александровича поместили в хорошую клинику А. Г. Конасевича, в которой он встретил своё 50-летие. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.

Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Ее образ как бы возникает из королевства природы.

Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.

Кушает хорошо— и в своё время. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Одежда девушки написана темным пятном, никак не уточненным и не детализированным. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.

Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Сон как будто бы стал продолжительнее. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника.

Врубель работает мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Работа не привела к улучшению. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».

Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. Часто говорят: «Природа оживает под кистью художника». Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Увидел и поразился им. Эта сирень и сама становится как живая.

Очертание ее фигуры скрыто за спутанными волосами. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.

Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.

Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Врубель может искусно передать весь смысл происходящего через обычную кисточку.

В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Савва Иванович положил Врубелю ежемесячное жалованье, однако попытка поселить Врубеля в доме Мамонтовых привела к очередному конфликту и Михаил Александрович поселился у Сведомских81.

22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Выявление структуры предмета становится для художника прежде всего способом заострения его музыкально-ритмических свойств, скрытой в нем орнаментики, обладающей энергией магнетического воздействия на зрителя.

Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Их завораживал сам цвет и мистическое, завораживающее многообразие оттенков фиолетового.

Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).

В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.

Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.

Очертания предметов как бы проступают из темноты из мрака. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.

Обсуждали они проблемы сохранения живописи в условиях повышенной влажности и дискутировали о преимуществе письма маслом по цинку, а не по холсту. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Концентрация фиолетовых оттенков порождает иллюзию, что атмосфера насыщена ароматом сирени, наполняющей своим дыханием сумрак ночи.

Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Заросли цветов имеют красивые и прозаичные контуры, а трава создана из мелких деталей.

В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.