Врубель Сирень

Врубель планировал изобразить девушку сидящей на лавочке у пышного куста сирени. Действительно, сирень у Врубеля настоящий «герой», персонаж картины. А вот какой увидел сирень выдающийся художник Михаил Врубель.

Михаил Врубель именно таким увидел куст сирени, передав ее мистический образ и таинственную душу в образе девушки, которая рождается из живописного куста в ночных сумерках, превращаясь из драгоценных каменных росписей сирени в прекрасную нимфу. Именно это ощущение распростёртой и безмерной красоты, затмевающей все, передано в сирени, как будто уходящей даже за пределы картины Врубеля. Многие художники находились под впечатлением от цветущих весной и летом деревьев и кустарников, но сирень, занимающая все пространство картины, впервые прозвучала так необычно и сильно, что была признана одним из лучших пейзажей, написанных Михаилом Врубелем. Именно это ощущение распростертой и безмерной красоты, затмевающей все, передано в сирени, как будто уходящей даже за пределы картины Врубеля.

Сирень Врубель изобразил практически на всей поверхности полотна картины и, кажется, это продолжается и за ее пределами. Полотно российского художника Михаила Врубеля «Сирень», также как «Пан» и «Царевна-лебедь», относится к «Сказочному циклу» творчества знаменитого живописца и отражает мистические силы природы, которые так поразили его и его постоянный поиск национальной души русского народа. Картина «Сирень» была создана Михаилом Врубелем в 1900 году в период зрелости и ощущения быстрой утраты реальности.

Врубель планировал изобразить девушку сидящей на лавочке у пышного куста сирени. Картина Врубеля Михаила Сирень: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Полотно российского художника Михаила Врубеля Сирень. Считается, что созданную в 1900 г. «Сирень» Врубель задумывал под влиянием романса Рахманинова, который в своих концертах исполняла его жена. Давая описание «Сирени» Врубеля, мы задаемся вопросом о том, кто же изображен на холсте в виде девушки в черном.

Врубель планировал изобразить девушку сидящей на лавочке у пышного куста сирени.

Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники.

Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Тем не менее уже 28 июля состоялось венчание— в Швейцарии— в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Очень красиво и довольно прозаично переданы элементы зарослей цветов и трав, с использованием тонких и изысканных деталей.

Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».

  • Сирень, Михаил Врубель, 1900 – описание картины
  • Александр Медведенко Сирень Врубель
  • 500 – Внутренняя ошибка сервера
  • Сочинение по картине Врубеля Сирень
  • Михаил Врубель, «Сирень» : описание картины

Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Сон как будто бы стал продолжительнее.

Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.

  • Обстоятельства написания картины
  • Подпишитесь на новостную рассылку музея
  • Михаил Врубель, «Сирень»: описание картины
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Михаил Врубель, Сирень: описание картины

Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».

Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Сирень, Михаил Врубель, 
1900 – описание 
картины

«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».

Увидел и поразился им. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Через несколько дней он полностью ослеп155. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».

Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Одежда девушки написана темным пятном, никак не уточненным и не детализированным. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.

По разным версиям, Кончаловского с ним познакомили С. Мамонтов, К. Коровин и даже сам Л. Пастернак64. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Судя по письмам Забелы Римскому-Корсакову, Врубель ударился в загул, пьянствовал, транжирил деньги и легко срывался по любому поводу.

Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.

Один из современников художника позже (когда Врубель ослеп) написал: «Природа ослепила его за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны». Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Савву похоронили на Байковой горе. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.

Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.

В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.

Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Энергичное порывистое движение дриады будто заставляет шевелиться ветки, слышен их шелест. Проведя три года в столице, в 1870 году семья отправилась в Одессу, куда А. М. Врубель был назначен на должность гарнизонного судьи11.

Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. В тени, которую бросает сирень, мы различаем фигуру девушки. После совещания с Усольцевым было решено перевезти художника в Петербург: лечения не требовалось, ему был нужен уход и общество близких. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.

Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Вдобавок художник так ослаб, что его возили в кресле-каталке, а весенняя простуда переросла в острый ревматизм. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.

Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания. Кушает хорошо— и в своё время. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.

Очертания предметов как бы проступают из темноты из мрака. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».

Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.

Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Свою героиню Врубель называл Наташей (связывая свой мир со светозарным пушкинским миром природы) — по его мысли, она должна была воплощать душу сирени. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».

В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.

Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Эта сирень и сама становится как живая. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.

Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Лицо девушки как бы полустерто.

Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Это души цветов и растений. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Нет, не стоит писать.

В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства.

В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Часто говорят: «Природа оживает под кистью художника».

В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Кирилле», «Св.

Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.

Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. После назначения препаратов ртути и успокоительных поведение его стало предсказуемым, к Михаилу Александровичу стали допускать посетителей, в том числе фон Мекка и П. П. Кончаловского.

Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Художник не прописывает соцветия до конца, отчего кажется, что они покрыты стайками порхающих мотыльков, а их форма находится в постоянной трансформации. Врубель заставляет нас вглядываться в картину очень внимательно, чтобы увидеть все детали.

Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику Ф. А. Савей-Могилевича132.

Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. За годы, проведённые в мастерской Чистякова, резко поменялись мотивы поведения Врубеля: декоративный дендизм уступил место аскезе, о чём он с гордостью писал сестре26. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.

Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. По мнению Н. А. Дмитриевой, лучшие произведения врубелевского московского периода пришлись на последние три-четыре года XIX века— благодаря Забеле и её увлечению Римским-Корсаковым113. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). По большому счету, «Сирень» явила собой оформление живописного языка символизма.

Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Обстановка мастерской А. и П. Сведомских ему тоже была близка, поскольку помещение было перестроено из оранжереи, однако из-за стеклянной стены и потолка римской зимой там было очень холодно.

Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Врубель работает мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».

Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Картина – один из вариантов темы Сирень. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.

1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.

В лунном свете проступили очертания одной из них – души сиреневого куста – дриады. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Всё перечисленное ярко проявилось в трёх иконах для Кирилловской церкви, написанных в Венеции, — «Св.

Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Настоящая слава пришла к нему в Москве, но огромный отрезок его жизни был связан с Украиной – Одессой, Киевом, Харьковом. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.

Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Когда она спрашивала, не надоело ли ему, он отвечал: «Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.

В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Это понимало и театральное начальство, которое держало Забелу в труппе на жалованье 3600 рублей в год150. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.

Но кажется, что в этой картине сирень оживает буквально. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.

Представители рода Врубелей (от польск. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. А тут еще и особенное, лишь Врубелю свойственное мерцание света. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет.

«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Очертания предметов как бы проступают из темноты из мрака.

Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».

В ней воплощен характерный для символизма образ стихийного мира, таящегося под покровом сумерек. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.

В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.

Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». П. Ю. Климов, специально рассматривавший творческое наследие Врубеля в контексте русского модерна, признавал его представителем революционной ветви русского модерна и утверждал, что положение и значение его в тогдашней культурной среде равно только позиции А. Иванова для русского академизма. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Хрупкая фигура девушки, как будто фея темнеет в сиреневом цвете.

В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Очертание ее фигуры скрыто за спутанными волосами. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.

Письма велики по объёму, написаны лёгким слогом, в них много французских и латинских цитат. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.

При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.

Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.

В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей.

Сама концепция и есть сказка. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Лиловый и сиреневый — доминантные тона полотна. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.

Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Тем самым выражена сама стихийность этого персонажа, словно «проявляющегося» из растительного царства. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.

Масса зелени, то сгущающейся, то светлеющей до прозрачности и открывающей грунт, выдвигает нам навстречу цветы сирени — от этого возникает отчетливое ощущение словно «дышащей» картины. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Художник абсолютно оставил идею доучиться в Академии художеств и получить официальное удостоверение своей профессии40. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.

Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.

Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Одна из самых красивых и поэтичных картин Михаила Александровича Врубеля «Сирень» была написана в 1900 году.

Рассыпая по полотну цветки сирени, как бы «взбивая» облако парящего цвета, Врубель виртуозно разыгрывает тему с вариациями и название этой темы – «превращение Хаоса в Космос». (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106.

Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.

Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Это стремление, а вовсе не достижение (обретение смысла), было всегда дорого художнику. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.

В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».

На фоне растворяющегося в сумерках куста сирени едва заметен темный силуэт женщины, в чертах которой можно угадать музу и жену художника, оперную певицу Надежду Забелу. Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Пышные и густые гроздья на кусте сирени, цветущие в полную силу, сочетают в себе переливы лиловых огней и белоснежных оттенков. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.

Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Прошение было удовлетворено157. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест.

Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Работа не привела к улучшению. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.

Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа.