Врубель Жемчужина Картина

Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель создал неповторимый художественный образ в картине «Жемчужная раковина» (или «Жемчужина», как ее называют). Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы.

Жемчужина, Михаил Врубель, 1904 – описание картины

Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая, как мы помним, решалась им в иллюстрациях к Лермонтову. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.

По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.

Сочинение по картине 
Врубеля «Жемчужная 
раковина»

Сочинение по картине Врубеля «Жемчужная раковина»

Сон как будто бы стал продолжительнее. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Представители рода Врубелей (от польск. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.

От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля.

В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство.

Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.

Сочинение по картине 
Врубеля Жемчужная 
раковина

Сочинение по картине Врубеля Жемчужная раковина

Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович.

Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.

Из чего следует, что природа для Врубеля – учитель и наставник в деле мастерства, а искусство – сотворчество наравне с природой. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.

Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Жемчужина»

Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»

В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз.

И в нем кто-то должен обитать. В Венеции состоялось случайное знакомством с Д. И. Менделеевым, женатым на одной из учениц Чистякова. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Напряженная, яркая, какая-то почти мозаичная живопись Врубеля монументальна, эпична исполнена острым трагическим противоречием между реальностью и фантазией художника.

Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.

  • Врубель Михаил Александрович "Жемчужина" 1904
  • Картины — Врубель, Михаил Александрович
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Стремительная стилевая эволюция Врубеля объясняется тем, что он не был связан ни с академизмом, ни с передвижниками и, следовательно, ему не требовалось усилий для преодоления доктрины.

Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.

Врубель Михаил Александрович 
"Жемчужина" 1904

Оригинальность врубелевского стенописного стиля настолько выделялась на фоне работ его коллег, что разрушила бы и без того относительную целостность ансамбля росписей49. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Да.

Это уже восхищает и поражает. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую».

Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора— Николая II.

С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза».

Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.

Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».

Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.

При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).

Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.

22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).

Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.

Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Прошение было удовлетворено157. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Кирилле», «Св. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике.

Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки.

Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. из ее глубины. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.

Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. Сам художник был очень недоволен недостойными своего дивного жилища царевнами. Картину Врубель пишет уже на исходе жизни, это одно из последних его творений, вот таким образом он работает над ней долго, прорисовывая детали вновь и вновь. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей.

Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. К счастью, он не ограничился черно-белыми изображениями раковины, а написал ее в цвете, со всеми переливами лилового, голубого, розового, зеленоватого.

В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук. А свет также дает о себе знать.

Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».

Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия— бред самоуничижения и галлюцинации. Михаил Врубель. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы.

Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.

Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Но эффект целого неотразим. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Далее картину перевезли в Петербург, где Врубель продолжал непрерывно переписывать её, портя, по мнению друзей.

Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.

Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Кладбище Новодевичьего монастыря после революции очень сильно пострадало, было разрушено множество могил.

Только на этот раз она была еще сложнее.

Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Настоящая пещера сокровищ в миниатюре. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.

Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».

Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.

Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством.

Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.

Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Достаточно просто прогуляться по центру Москвы. Савву похоронили на Байковой горе. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову.

Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.

«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Особенностью композиции является её вневременность— трудно сказать, когда происходит действие. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. Последние десять лет своей жизни он служил наказным атаманом Астраханского казачьего войска. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.

Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно.

Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Да. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.

Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Это уже восхищает и поражает. Он пытался подарить её Э. Праховой, разорвал отвергнутую работу, но потом склеил уничтоженный лист. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.

Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Его фрески оставались недооцененными, а панно и картины вызывали подчас негодование и глумление обывателей. Работа не привела к улучшению.

Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр.

Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.

Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Кушает хорошо— и в своё время. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.

Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.

На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.

Через несколько дней он полностью ослеп155. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте.

Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы.

1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». («Это волшебство» — так сам он говорил о «Жемчужине»). Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.

Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».

Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст. Композиция её аналогична портрету Мани Дахнович: модель сидит в такой же позе на фоне ковра. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. В частности, Врубель пишет картину «Царевна Лебедь».

Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.

Нет, не стоит писать. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза». Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.

Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.

Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.

Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.

Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы. Чуть намечена фигура Нептуна.

Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Кто же, как не дочери морского царя. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.

Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».

Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.

В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.

По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.