Ярошенко Кочегар Картина

Изображая на своих картинах простых людей, живущих тяжелой и безрадостной жизнью, Ярошенко следовал реалистическим традициям передвижников – таковы его «Кочегар» и «Заключенный». Картина «Кочегар» Ярошенко появилась на VI Передвижной выставке вместе с «Протодиаконом» Репина и даже Крамской колебался кому отдать предпочтение. Начало работы Гаршина над «Художниками» непосредственно связано с появлением «Кочегара» Ярошенко, с впечатлением, произведенным картиной на писателя.

Напишите сочинение по картине "кочегар" Ярошенко

Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. Повествование в рассказе ведется поочередно от лица двух художников — Дедова и Рябинина. Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты.

Главной фигурой процесса стал рабочий Петр Алексеев. На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. На нем изображен мужчина, тревожно поднявшийся с постели среди глубокой ночи. Может быть, творческую историю рассказа следует начать с написанной двумя годами раньше статьи Гаршина «Вторая выставка Общества выставок художественных произведений». Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи.

Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878). Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента».

«Розовенькое, голубенькое, красивенькое» небо, прозрачная водица, «искусно приготовленная из цветного стекла», гладкие портреты господ и дам, кейфующих в гостиных Пустые, покрытые лаком картинки, осторожные — только бы не изумить, не вызвать ни гнева, ни слез, не поранить память пустые картинки, пролетающие мимо души «Весною на передвижной выставке картин было вчетверо меньше но, обойдя картины, я развеселился: такое свежее и отрадное впечатление произвела эта выставка, крохотная, но составленная из образцовых произведений». – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Да и присущий художнику гуманизм получил в «Кочегаре» и «Заключенном» более четкую форму сочувствия и уважения уже не к человеку вообще, а к представителю русского революционного подполья.

Пожалуй, самыми значительными произведениями художника 1870-х годов и наиболее яркими образами для творчества Ярошенко стали «Кочегар» и «Заключенный». Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства. Рябинин — представитель «мужичьей полосы в искусстве» Дедов предпочитает «компоновать закаты, восходы, полдни, начала и концы дождя, зимы, весны и прочее».

  • Ярошенко, Николай Александрович
  • Ярошенко Николай АлександровичКартины и биография
  • Художник-передвижник Николай Ярошенко
  • Биографии великих и известных людей
  • Мы в перечне библиотечных блогов
  • Ярошенко Николай Александрович (1846-1898)

Первые выразительные по образному решению портреты Ярошенко появляются в 1870-х годов. Испытывая непреодолимую тягу к живописи и имея к тому призвание, он уже в юности начал посещать Рисовальную школу при Обществе поощрения художников, а в 17 лет одновременно с обучением военному ремеслу стал вольнослушателем Академии художеств, учился у Ивана Крамского. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. В подобревших лицах этих людей, кормящих через решетку слетевшихся голубей, в печальном облике молодой матери на первом плане заключен основной смысл произведения – показать высокую человечность в людях, отвергнутых обществом.

Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Он стал знаменитым русским художником. Следы ее абсолютно затерялись в необозримых архивах военного ведомства.

  1. исторические науки и археология

Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Но интересно задуманная картина, так и не была написана.

На заводе Ярошенко много общался с рабочими. Именно тогда он создал самые знаменитые портреты современников. Перед нами человек не только мысли, но и дела. Работа над картиной происходила в 1877 г., в год крупных политических процессов. Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора.

Ярошенко, Николай 
Александрович

Знаменитая картина «Курсистка» яркий пример изображения в русском искусстве девушки- студентки. До самой отставки в чине генерал-майора он трудился на оружейном заводе и на заказ не написал ни одной картины. Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898). Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. Этот уникальный музей на юге России сопоставим по своей исторической и культурной значимости с толстовской Ясной Поляной и репинскими Пенатами.

Автор очерка «На литейном заводе», помещенного в «Отечественных записках», рассказывал: «Так называемые глухари — последний сорт заводских рабочих, обреченный на самым тяжкий, почти нечеловеческий труд и получающий за этот труд самое ничтожное вознаграждение. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Художник представил ее на IV Передвижной выставке, на которой она имела успех у публики. Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга.

Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу. К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев.

Известно, что именно Крамской дальновидно и мудро посоветовал Ярошенко не оставлять военной службы, поскольку, оставив ее, он вынужден был бы писать на заказ, чтобы прокормиться: «Лучше будет, если ты продолжишь военное дело, а картины будешь писать для души. » Ярошенко последовал совету старшего товарища. Мучившая совесть мысль о долге была немаловажной в тогдашней поэзии, прозе, публицистике, но тогдашние читатели обнаруживали ее и там, где она не была ведущей, где ее вовсе не было, обнаруживали и ставили «во главу угла». Для Гаршина Христос, написанный Крамским, — «выражение громадной нравственной силы, ненависти ко злу, абсолютной решимости бороться с ним» Крамской ответил Гаршину длинным письмом. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов.

Таким образом, в картине «Заключенный» Ярошенко, несомненно, впервые в русской живописи с такой глубокой жизненной правдой и искренней симпатией показал подлинно типичную фигуру революционера-разночинца, подчеркнув его мужество и простоту, его живые человеческие качества. – "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни о былом" (1894). Художник создает выразительную характеристику тюремного быта. Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками.

Нельзя прямо связывать замысел, даже первую мысль «Кочегара» с ростом революционности русских рабочих, с обретением ими силы и уверенности в своей силе, с политическими процессами, но нельзя сбрасывать все это со счета, размышляя о рождении замысла картины. Начальник впереди, солдаты в касках – в дверях. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. По всей вероятности, это этюд к задуманному художником самостоятельному произведению – «Ночной арест».

В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. Отзвуки письма Крамского слышатся в монологе Рябинина, но образ, не дающий покоя герою рассказа, — не Христос, а рабочий-клепальщик, «глухарь». В отличие от «Кочегара» или этюда к «Заключенному» образ революционера здесь раскрывается не столько путем глубокой психологической характеристики узника, сколько путем создания определенного настроения в картине, эмоционального воздействия на зрителя.

Все это – время, эпоха художник не может подойти к чистому холсту, отрешась от своего сегодня, тем более, когда предполагает запечатлеть на холсте «исторический портрет» одного из сословий сегодняшнего общества, тем более, когда художник – Ярошенко, человек политически, общественно чуткий, человек, сделавший злободневность своим творческим знаменем (схватывать и запечатлевать сегодняшнее, которое завтра «впишется в историю»). Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины «Кочегар», на которой он первым среди русских живописцев представил реалистический образ рабочего, показав его не только жертвой тяжелого труда, но и новой могучей социальной силой. Он написал там множество этюдов и портретов молодой жены и друзей.

Литератор Неведомский, после смерти художника подводя итог его деятельности, назвал «Кочегара» «самой лучшей и характерной из картин жаления» («жаление», объяснял он, нерв той эпохи: это и жалость и сострадание и любовь, от крестьянского «жалеть» — любить). Ярошенко проводили лето именно здесь. Даже критика тех времен отметила, что художник выразил симпатию не только к личности своего героя, но и к зарождающемуся рабочему движению в целом. Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888).

Существует описание этого образа, сделанное Ю. М. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина "Всюду жизнь" (1888). Тем же стремлением был движим и Ярошенко. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом. Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха.

На первом плане виднеется силуэт женщины-доносчицы, показывающей на арестуемого. Короленко, Вс. Сталкиваются две исповеди. К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе.

Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883). Гаршин, Н. Михайловский. Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция.

С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10. А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет. В основном – это были образы из народа: «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка». Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара». В глазах «Кочегара» Неведомский читал упрек: «Вот до чего вы довели, низвели меня. » (до степени придатка машины, объяснял критик) ему даже слышался из уст «Кочегара» перифраз Михайловского: «Господа.

Ярошенко обнажил популярную на тот момент тему. Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами. Великолепно раскрыт образы в портретах И. Крамского и Н. Ге.

Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.

В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы. Его фигура и обращенное к зрителю лицо выхвачено из темноты отсветом горящей топки. С самого детства Николая готовили к военной карьере. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. «Глухарь» — не выдумка Гаршина. И так всегда. Начиная с "Кочегара" Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878 "Старое и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент", 1881 "Курсистка", 1883).

В числе поступлений последних лет— воспоминания В. Г. Немсадзе о сохранении могилы Н. А. Ярошенко в Кисловодске во время разрушения собора Николая Чудотворца и соборного кладбища в 1936г. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Стрепетовой» (1884).

Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. «Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра. Если бы не коллективные фотографии передвижников, на которых Ярошенко тотчас выделяется военным мундиром, если бы не привычные упоминания о нем мемуаристов как о человеке в мундире, если бы не две-три подробности о военной службе Ярошенко, сообщенные после его смерти вдовой, если бы не «Послужной список полковника Ярошенко», сохранившийся в бумагах историка искусства Собко среди материалов для «Словаря русских художников», нынешние исследователи могли бы вообще ничего не узнать о тридцати семи годах (из пятидесяти двух прожитых) военной службы Ярошенко. Яркая и динамичная героиня этой картины неизменно привлекает внимание посетителей музея и не случайно среди «оживленных картин» музея всегда присутствует и «Цыганка» Николая Ярошенко. За три недели до открытия Шестой передвижной Гаршин послал Крамскому письмо: он увидел «Христа в пустыне», выставленного перед отправкой на Парижскую выставку и просил художника растолковать суть картины.

Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. Первой картиной, посвященной этой теме становится картина «Кочегар».

Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко. Картина — долг, который художник отдает народу. В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. Художником была создана целая галерея портретов представителей русской культуры и интеллигенции :«И. Н. Крамской», «Н. Н. Ге», «М. Е. Салтыков-Щедрин», «П. А. Стрепетова», - всего за свою творческую жизнь он написал около ста портретов. Широко известны последние слова речи рабочегореволюционера: «подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах». Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А.

Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя. В Серпуховском историко-художественном музее посетители могут увидеть картину Николая Ярошенко -«Цыганка». Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли).

Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие. Мы слышим открытые речи Ярошенко, видим его столь же открытые поступки, знаем его ясную (даже прямолинейную) позицию в Товариществе, которая определяла его отношение к отдельным товарищам, нам известны даже некоторые стороны его семейной жизни и все-таки нам не хватает какой-то важной ниточки, чтобы размотать клубок до конца, до сердцевины, недостает всего того, чему пристал эпитет «личный» — «личные соображения», «личные пристрастия», «личные интересы», «личная жизнь». Одной из самых известных работ раннего периода Ярошенко стала картина «Невский проспект ночью», написанной в 1874 году. В работах есть раскованность и свобода художественного воплощения гармонии природы и человека. Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности.

Эта связь представляется еще более многозначительной, учитывая то, что в Полтавском художественном музее находился этюд к картине «Заключенный», на котором был изображен молодой мужчина в кожаной куртке с меховым воротником. Период расцвета его творчества попадает на 1880-е годы. Об этом же писали в своих романах Ф. М. Достоевского и В. Крестовский в повести «Петербургские трущобы». Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является "Портрет актрисы П. А. Стрепетовой" (1884). Новое состояло и в том, что впервые образу революционера было посвящено такое большое полотно, что свидетельствовало о том, значении, которое художник придавал этой теме.

Текст речи, тайно отпечатанный, разошелся по России во множестве экземпляров. «Мы поняли, что сознание общечеловеческой правды и общечеловеческих идеалов далось нам только благодаря вековым страданиям народа» — определял общественное настроение Михайловский. Он писал о «симпатиях и антипатиях, крепко осевших на дно человеческого сердца под впечатлением жизни и опыта», о живущей в художнике «страшной потребности рассказать другим то, что я думаю». Но впечатлению огромной силы, заключенной в этих руках, странно противоречат устало опущенные плечи и выражение глаз, с вопросительным упреком устремленных на зрителя. Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице. Среди его творческих работ— эскизы и рисунки.

Выставляя ее на XIV выставке передвижников, Ярошенко скромно назвал ее этюдом. К теме «Заключенного примыкает рисунок Ярошенко из папки отдела рисунков Русского музея. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Через год после появления ярошенковского «Кочегара» в «Отечественных записках» был напечатан рассказ Гаршина «Художники». Уделите мне, человеку, вывариваемому в котле капитализма, милостыню вашего внимания». В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881).

Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Мысль о неоплатности долга в конце концов подвигает Рябинина отложить живопись, чтобы учительствовать в деревне (Дедов отправляется в заграничное путешествие). Коридоры судов, тюремные камеры, пересыльные пункты очень часто привлекали к себе внимание передвижников. Именно там, в Академии, он познакомился и сблизился с будущими художниками -«передвижниками» и вскоре сам вступил в это товарищество.

Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. Ярошенко вошел в историю русского искусства как талантливый портретист. Огромное впечатление на русское общество произвел «процесс 50ти». Общество, созданное для борьбы с Товариществом, «задумало удивить мир», но «грустная выставка, бедное Общество».

Усадьбу назвали Белой виллой. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. Другая известная работа художника – «Студент», отличающаяся тем же одухотворенным настроением, что и предыдущая работа. Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени.

В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку.