Задонщина Картина
небо, облака, закат, птицы, цвет, стая, картина, живопись, холст, Маторин, задонщина обои (фото, картинки)
Например, Дмитрию Донскому на пути перед началом сражения светит солнце – так повествует «Задонщина». С момента Мамаева побоища наступил перелом в судьбе Русской земли: «Снидемся, братия и друзи и сынове рускии, составим слово к слову, возвеселим Рускую землю и возверзем печаль на восточную страну» (с. Кирилло-Белозерского монастыря, 9/1086) 6) С, XVIIв.
его переписчик и вероятный редактор– монах Кирилло-Белозерского мон. В целом образ главного героя сходен с летописными произведениями той эпохи и лишь отдельные стилистические средства связывают его со «Словом. ». (ширина профиля багета по 4 см. Поэтическую образность в произведении "заземляет" обилие подробностей.
Эпическая основа ощущается в рассказе об «испытании примет» Дмитрием Волынцем -- опытный воевода Дмитрий Волынец с великим князем в ночь накануне боя выезжают в поле между русскими и татарскими войсками и Волынец слышит, как земля плачет «надвое» -- о татарских и русских воинах: будет много убитых, но все же русские одолеют. «И выидоша в поле чисто на усть реки Непрядвы исполчнвея» — русские воины во главе со своими воеводами, как говорит летопись, стали готовиться к сражению. Памятник этот замечателен не только тем, что он является неоспоримым свидетельством древности и подлинности «Слова о полку Игореве», не только тем, что он посвящен столь знаменательному событию в истории Руси, но и собственным литературным значением. Точное время создания «Задонщины» неизвестно., нопримерно кон. 14-нач. 15в.
По мнению большинства исследователей, Слово о полку Игореве было написано в конце 12 в. (возможно, в 1187). Так, делопроизводственность проникает даже в плач московских жен.
Д. С. Лихачев так характеризует его особенности: «Черты нового стиля могут быть отмечены в Задонщине, живописующей события Куликовской битвы «буйными словесы». В московских летописях обычно принимали вторую дату (см. Как уже было сказано, «Задонщина» ценна еще и тем, что является доказательством подлинности «Слова».
делового стиля (подробные указания места и времени сражения, числа воинов, длинный перечень убитых князей и бояр), что дало основание определить «З» как «нестилизационное подражание» «Слову о полку Игореве» (Д. С. Выражения крепко попотчевали, сильно упились на траве-ковыле (то есть до смерти) вновь возвращают к образу битвы-пира и чаши медовой, но теперь в ироническом значении. В «З» встречаются образы и приёмы, характерные для нар. Но большинство ученых не поддержали эту гипотезу. Прославляет победу рус.
XVIв., М. А. Салмина — к периоду с 40-х гг. Известно 6 списков «З». Они прорвались к тому месту, где в богатом великокняжеском одеянии стоял Михаил Бренк.
Особый подражательный характер «Задонщины» и ее небольшие размеры не дали ее автору возможности широко развернуть московские мотивы, но и без того «Задонщина» может считаться памятником московской литературы по преимуществу, каково бы ни было происхождение автора. Сопоставление прошлого с настоящим, событий, описанных в «Слове», с событиями 1380г. идет с самого начала и на протяжении всего текста. поэзии (метафоры битвы-пира и битвы-засевания земли, сравнение рус. Затрубили трубы, заиграли зурны, забили барабаны. Обычно они объясняются поздним происхождением памятника. Время создания текста остается спорным.
Репродукция картины Задонщина, художник Маторин Виктор
Восстонала земля «татарская», бедами и «тугою» покрывшись, а по Русской земле простерлось веселие и буйство. (подробнее об этом см. Дмитрий Иванович «повелел полкам своим выступати».
Однако в «Задонщине» есть и более близкая параллель к образу Бояна-соловья, хотя также лишенная метафорического значения. Памятник относится к группе произведений конца 14– 15 вв. Характер имеющихся списков также не был удовлетворительным. (обозначается также как Кирилло-Белозерский или Ефросиновский — ГПБ, собр. Приводимые М. А. Салминой аргументы в пользу текстуальной зависимости «Задонщины» от пространной летописной повести неубедительны.
Автор при этом сознательно проводит параллель со «Словом. », однако обращение к великому памятнику объясняется отнюдь не слепым подражательством, а намеренным сопоставлением настоящего и прошлого (причем не в пользу последнего). Но «Задонщина» не просто переписывает, переиначивает «Слово» на свой лад. 253 тыс.
- Идейное и художественное своеобразие «Задонщины»
- ОПИСАНИЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ В ЗАДОНЩИНЕ
- Задонщина — памятник героизму русских воинов
- Куликовская битва в «Задонщине» и истории
- Анализ произведения «Задонщина»
- «Задонщина» (в рукописях имеет заглавия «Задонщина великого князя
- Краткое содержание произведения
386). Памятник был открыт в 1852 г. В. М. Ундольским и сразу привлек внимание ученых своими параллелями со "Словом о полку Игореве". Все остальные персонажи группируются вокруг Дмитрия Донского. Например, если изображение содержит множество мелких объектов (пейзаж), то минимальный уровень стилизации будет вторым. Эта услуга особенно актуальна, при заказе фото-коллажей (вставки лиц) в портреты, оригиналы которых были написаны маслом.
Попытка заключить союз с ханом Джанибеком против Москвы в 1349 г. была неудачной. Напомним, что в «Слове» войско Игоря выходит в момент солнечного затмения («Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты»). Вместе с тем автор «З» заимствовал ряд приёмов и выразит. Чехова 80-х годов. Внимание историков литературы давно было обращено на «Задонщину» и тем не менее нельзя сказать, чтобы итоги изучения ее были вполне удовлетворительными. Беседуют между собой братья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи, сыновья литовского князя Ольгерда, бывшего злейшим врагом Дмитрия Донского: они решают помочь московскому князю и выступить против Мамая. 380).
Значит, первоначальный текст «Задонщины» составлен не позднее этого года. «И бесстрашно вплети две силы великиа, — говорит летописец, — сонимающеся на кровопролитие, на скорую смерть но татарьскаа бяше сила видети мрачна потемнена, а русская сила видети в светлых доспехах, аки некая великая река лиющеся». (Житие Стефана Пермского, Житие Сергия Радонежского, Русский Хронограф), характерной чертой которых является «экспрессивно-эмоциональный стиль».
- «Задонщина» : год создания, общие сведения
- Художественные средства в «Задонщине»
- (для чтения и изучения в 7, 9-м классах)
- Стиль «Слова о полку Игореве», отраженный в «Задонщине»
- Преемственность князей Московских от князей Киевских
- Задонщина и «Слово о полку Игореве»
- Напишите отзыв о статье Задонщина
Исключительное историческое значение военного успеха русских в 1380 г. привело к тому, что в литературе конца XIV–XV в. возник целый цикл произведений, посвященных героям и событиям Куликовской битвы. Никакими сведениями о Софонии Рязанце, кроме упоминания его имени в «Задонщине» и в «Сказании о Мамаевом побоище», мы не располагаем. Ряд оригинальных эпитетов «Задонщины» явно народно-устного происхождения: типичное для былинного стиля словосочетание «таково слово», «быстрый Дон», «сырая земля» и некоторые другие. В Задонщине те же зловещие знамения сопутствуют походу татарских войск: грядущая гибель татар заставляет птиц летать под облаками, клекотать орлов, выть волков и лисиц. (БАН, 1. 4. 1. 12см. (обозначается также как список Ундольского — ГБЛ, собр.
Он был прекрасно осведомлен о жизни высших московских кругов. 380). Но «Задонщина» не просто переписывает, переиначивает «Слово» на свой лад. И оттоля Руская земля седит невесела, а от Калатьския рати (Калкской битвы) до Мамаева побоища тугою и печалию покрышася».
В. Творогов) отмечали, что пассажи в «Задонщине», параллельные «Слову», не всегда логично вписываются в повествование и содержат много несообразностей, легко объяснимых при традиционном подходе, но маловероятных при версии о вторичности «Слова». Происхождение «Задонщины» соотносится им с авторством Софония иерея, рязанца, названного в одном списке брянским боярином. Синодальное, 790).
- Отрывок, характеризующий Задонщина
- Словари и энциклопедии на Академике
«Задонщина» (в рукописях имеет заглавия «Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича», «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая» и др. ) – памятник древнерусской литературы конца XIV – начала XV века. В нем находим слова: «А слава шибла к Железным вратам, к Караначи, к Риму и к Сафе, по морю и к Которнову и оттоле к Царюграду».
Летописная повесть о побоище на Дону. Другое его название – список Ефросина. Обращение автора «Задонщины» к «Слову» носит творческий характер: «Автор Задонщины имел в виду не бессознательное использование художественных сокровищ величайшего произведения древней русской литературы — Слова о полку Игореве, не простое подражание его стилю (как это обычно считается), а вполне сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, событий изображенных в Слове о полку Игореве, с событиями современной ему действительности. Приведем лишь один пример. Однако некоторые литературоведы (прежде всегоО.
средств из «Слова о полку Игореве», соединив их с элементами т. н. В 1364 г. заключил соглашение с Дмитрием Донским, своим двоюродным братом, по которому обязался слушаться во всем своего старшего брата. По известиям 16 века, его дважды сбивали с коня. Однако природа подсказывают: скоро «поганые» будут побеждены. Замена южнорусского соловья «Слова» жаворонком очень удачна. Это обращение – своеобразный рефрен во вступлении к основному тексту Задонщины. «Сильный», «славный», «каменный» город Москва, быстрая река Москва стоят в центре внимания автора.
Рассказывает о победе русских войск, возглавлявшихся великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая. Славный памятник словесности, высокохудожественное творение. Так как связь «Задонщины» со «Словом» вне сомнений, то версию Леже приняли все без исключения последующие сторонники версии о поддельности «Слова» (А.
Стоимость данной услуг зависит от уровня стилизации. Нашим выводам как будто противоречит указание на Софония Рязанца как на автора сказания. Это произведение даже и в сгоревшем мусин-пушкинском списке читалось лишь в копии не старше конца XV в. За три столетия, отделяющие эту копию от авторского текста, не дошло ни одного списка, а в довершение всего и мусин-пушкинская рукопись сгорела и единственными свидетельствами ее существования остались издание 1800 г., Екатерининская копия и переводы конца XVIII в. Описание начала похода князя Игоря не сразу выливается в «Слове» в свою окончательную форму: автор размышляет -- как бы начал этот рассказ Боян и потому обращается мыслию к этому старому певцу: «О Бояне, соловию старого времени, абы ты сиа плъкы ущекотал». " Русская земля уподобляется автором "Задонщины" ребенку, которого мать (Бог) то строго наказывает, то милует и ласкает. Возможно также, что она возникла в процессе переписывания текста, тем более что все известные списки памятника содержат дефекты. 382) к московскому князю.
Отрывок, предсказывающий победу русских князей в начале битвы («Шибла слава к Желчным Вратам. »), хотя и использует образы «Слова. », но следует воинской летописной традиции, которая допускала предсказания исхода битвы до ее начала, преимущественно в виде упоминания Божественного покровительства одной из сторон. «Задонщина» в списке XVII векa была впервые опубликована в 1852 году В. М. Ундольским и сразу была воспринята как литературное подражание «Слову о полку Игореве» : отдельные её выражения, образы, целые фразы повторяли и переделывали соответствующие образы, пассажи и выражения «Слова», применяя их к рассказу о победе русских войск над татарами за Доном на Куликовом поле. 12см. – А. Р. ) быть, нежели полоненым от поганых татар». Функцию багетной рамы трудно переоценить. Под таким названием нельзя видеть иной город, кроме Тырново, столицы Болгарии. И те и другие символически противопоставлены в Задонщине». 86 Этим сопоставлением автор «Задонщины» давал понять, что несогласие в действиях князей (как было в «Слове») ведет к поражению, объединение же всех для борьбы с врагом — залог победы. официальной московской бюрократии".
Но в конце фрагмента устанавливается время события («А от Калатьские рати до Момаева побоища 160 лет») аналогии чему нет в "Слове. Несмотря на героическую, бесстрашную борьбу русских, «начата татарове одолевати». В «Слове о полку Игореве» выступление войск Игоря в поход сопровождается солнечным затмением («Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты»). Повесть состоит из двух частей. Прилил. Другая развернутая метафора сражения в Задонщине – засевание и поливание земли: «Черна земля под копыты, а костми татарскими поля насеяша, а кровию ихъ земля пролита бысть».
В то же время они не во всем подобны «Слову. ». И. Глазунова. В основном в «Задонщине» сохраняется хронологический принцип повествования, свойственный воинской повести, в то время как в "Слове. Начало бед Русской земли автор «Задонщины» ведет с злополучного сражения на Каяле и битвы на Калке: «. Чувствуя приближение смерти, Дмитрий, по словам сочинителя жития, дал сыновьям следующее наставление: «Бояр своих любите, честь им достойную воздавайте против их службы, без воли их ничего не делайте».
И те и другие символически противопоставлены в «Задонщине». В 1393 г. возглавлял московскую рать в походе па Новгород. (Житие Стефана Пермского, Житие Сергия Радонежского, Русский Хронограф), характерной чертой которых является «экспрессивно-эмоциональный стиль». В сводном тексте С. К. Шамбинаго интересующий нас отрывок, переставленный им на другое место, звучит так: «Шибла слава к морю, чу и к Кафе и ко Царю граду, что Русь поганых одолеша». 380). С тех пор принимал участие во всех походах Дмитрия Донского, в Куликовской битве командовал запасным полком (вступление в бой которого решило исход сражения).
Другие 5 списков содержат текст т. н. Краткую редакцию), датируется 1470-мигг. С. К. Шамбинаго так и пишет: «Это произведение, носившее обычные названия Слова или Сказания, но получившее потом название Поведания, было написано в подражание «Слову о полку Игореве», с сохранением не только его образов и выражений, но и плана». (ширина профиля багета по 4 см. ". Этим повесть существенно отличается от претекста. Но, несмотря на тяжелые потери, большой полк не дрогнул, стоял насмерть. Самый ранний, дошедший до нас, ученые датируют 1470-ми годами.
Устное предание, вероятно, лежит и в основе сообщения Сказания о том, что Дмитрий перед сражением надел княжеские доспехи на любимого воеводу Михаила Бренка, а сам в одежде простого воина с железной палицей первым ринулся в бой. Значение нового списка понятно само собой, если принять во внимание, что из известных списков этого произведения два относятся к XVII в., один (неполный) – к XV в. Наш список середины XVI в. самый полный и исправный, в основном сходный со списком Ундольского. В конце XIX века французский славист Луи Леже выдвинул гипотезу, согласно которой «Слово о полку Игореве» создано мистификатором XVIII века по образцу «Задонщины» (а не наоборот). 3 уровень стилизации под живопись включает обработку всех объектов изображения. е. русских, — Л. Д. ). Конечно, можно предполагать ошибку в исчислении времени, но ничто не мешает нам видеть в этом и определенный датирующий признак, относящий составление памятника к 1384 г. «Задонщина» впитала в себя многие черты московской жизни XIV в. Вот таким образом в ней Северо-Восточная Русь носит название Залесской земли, как и в других памятниках того времени.
14в. Неоспоримое доказательство подлинности «Слова. » – все эти характеристики применимы к воинской повести под названием «Задонщина». За это же высказались и основные полководцы. и багет с шириной профиля 4см., то полный размер картины будет равен: Сторона А 30см. Принимал участие в битвах с Тевтонским орденом при р. Стреве (к западу от Тракай, 1348) и при Рудвее (1370). Загадочным представлялось и то, что к Слову о полку Игореве наиболее близок не самый ранний из известных списков Задонщины (как было бы логично предположить), а более поздние, относящиеся к 16 и 17 вв.
Влияние деловой письменности в "Задонщине" проявляется даже в плаче русских жен по убитым. Рассказывает о победе русских войск, возглавлявшихся великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая. В «Задонщине», по сравнению со «Словом», чаще употребляются образы церковной поэтики («за землю, за Рускую и за веру крестьяньскую», «воступив во златое свое стремя и взем свой мечь в правую руку и помолися богу и пречистой его матери» и т. п. ).
Обращение автора «Задонщины» к «Слову» носит творческий характер: «Автор Задонщины имел в виду не бессознательное использование художественных сокровищ величайшего произведения древней русской литературы — Слова о полку Игореве, не простое подражание его стилю (как это обычно считается), а вполне сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, событий изображенных в Слове о полку Игореве, с событиями современной ему действительности. Дмитрий — старший среди русских князей, все они — его верные вассалы, его младшие братья. Если в "Слове" солнечное затмение предрекает князю Игорю военную неудачу, то в "Задонщине" солнце ярко освещает путь московскому князю, предвещая победу. Разворачивается «борьба за киевское наследство», которую ведут московские князья. Их доказательства таковы.
Шоломы злаченыя на главах их, аки заря утренняа в время ведра светящися, яловци же шоломов их, аки пламя огньное пашется», с. 62–63), ярки картины природы, глубоко эмоциональны и не лишены жизненной правдивости отдельные авторские замечания. Музейское, 2060) 3) И-2, конца XV — начала XVIв. Однако не только в этом привлекательность произведения. Трепетали на ветру знамена.
Героический характер события изображенного в Сказании, обусловил обращение автора к устным преданиям о Мамаевом побоище, к эпическим рассказам об этом событии. Приведем лишь один пример. А. Кучкин), согласно которой битва происходила на левом ее берегу.
Лихачев отмечает далее однообразие стилистич. Интерес этот прослеживается и в искусстве (реставрируются Успенский собор во Владимире, обновляется храм в Переяславле-Залесском и др., возводятся новые храмы, причем с явным учетом архитектурных традиций домонгольского периода, восстанавливаются росписи) и в фольклоре (в былинах воспеваются киевские богатыри и князь Владимир) и в политической мысли. Дата создания Задонщины неизвестна. Во всех делах ему помогал брат Кейстут. Так же уровень зависит от содержания изображения.
В пути с ними соединились «остаточные» отряды. В конце XIX века французский славист Луи Леже выдвинул гипотезу, согласно которой «Слово о полку Игореве» создано мистификатором XVIII века по образцу «Задонщины» (а не наоборот). Автор «Задонщины» вопреки исторической правде стремился показать полное единение всех русских земель в борьбе с Мамаем. Повесть посвящена прославлению победы русских войск над монголо-татарскими полчищами.
386). Для конца 14 и начала 15 вв. Автор же «Слова. » (кстати, тоже безымянный) упоминает затмение в качестве дурного предзнаменования. «Задонщина» в списке XVII векa была впервые опубликована в 1852 году В. М. Ундольским и сразу была воспринята как литературное подражание «Слову о полку Игореве»: отдельные ее выражения, образы, целые фразы повторяли и переделывали соответствующие образы, пассажи и выражения «Слова», применяя их к рассказу о победе русских войск над татарами за Доном на Куликовом поле. Великий князь Дмитрий и его сподвижники долго совещались у Дона: переходить реку пли оставаться на ее северном берегу и ждать подхода ордынского войска.
Упоминание «Слова. » дает ясно понять, что исключительно несогласие князей повлекло за собой беды на землю Русскую. Это не поэтический плач, а официальное сообщение о плаче (своего рода коммюнике). Ратники увидели перед собой низменную равнину (здесь в болотцах обитали кулики, отсюда — Куликово поле), несколько поднимавшуюся к югу, в направлении Красного (т. Автор Задонщины мог воссоздать структуру Слова о полку Игореве: воспоминание о певце Бояне и его песнях – выступление русского войска в поход – ободряющая речь князя – зловещие природные явления (знамения) – битва – плач (Ярославны в Слове о полку Игореве, русских жен в Задонщине) – укоризна чужих народов предводителю, проигравшему битву. Полный размер картины складывается из размера изображения, паспарту (если оно добавлено) и ширины багета.
Следовательно, по Салминой, «Задонщина» не могла возникнуть ранее конца 40-х гг. «Задонщина» дошла до нас в 6 списках. Когда великий князь Василий Дмитриевич оставлял Москву для участия в сражениях (в 1395 г. против Тимура и в 1408 г. против Едигея), он доверяв управление ею Владимиру. Если в Слове жены русских воинов упомянуты в общей массе, как поэтический образ, который должен характеризовать тяжесть утрат (Жены руския въсплакашась, аркучи: Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати), то привыкший к деловой точности и чинопочитанию московской бюрократии XIV – XVI вв. далее, с. 197). Обе произнесены Дмитрием Ивановичем перед битвой. Все шесть ныне известных списков «Задонщины» дают крайне искаженный текст и точное восстановление первоначального вида произведения— сейчас задача едва ли возможная.
Начало бед Русской земли автор «Задонщины» ведет с злополучного сражения на Каяле и битвы на Калке: « поганые татаровя, бусормановя на реке на Каяле одолеша род Афетов (т. е. Хотя автор дает этот плач в форме молитвы, все же в нем можно отметить и отражение элементов народного плача-причитания. XVв. События 1380 г. (подготовка татар к походу на Русь, переговоры Мамая с его союзниками – литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом, сборы русского войска, сама битва, возвращение Дмитрия Донского в Москву, гибель Мамая) описаны в летописях середины XV в. – Софийской первой и Новгородской четвертой.
войск в Куликовской битве 1380. Боевой призыв Дмитрия Ивановича и его обращение к князю Владимиру Андреевичу строятся на образе чаши (чары), восходящем к символическому сравнению битвы с пиром. Исследователи говорят о Куликовском цикле, куда входит и интересующее нас произведение. Уже во введении это сопоставление выражено ярко и имеет глубокий смысл.
Когда Дмитрий выступает в поход, то «солнце ему ясно на встоце сияет и путь поведает» (с. ". Вариант представляет собой сокращение какого-то первоначального пространного текста и вот таким образом отличается большим количеством ошибок искажений, пропусков. Жаворонок – залесская птица. По мнению Д. С. Лихачева, "это почти официальная реляция о плаче жен. В полных списках «Задонщины» показано от Калатския рати до Мамаева побоища 160 лет.
Предполагают так: произведение представляло собой непосредственный отклик на события, а значит, время создания «Задонщины» приходится на рубеж 80 – 90-х годов XIV века. Неудачно, однако, обращение к его пению в сентябре. Напротив, нынешняя победа представлена как «эхо» великих деяний стародавних князей.
Микулу Василевич. Она рвалась в тыл к переправам, чтобы отрезать русским путь к отступлению. Князя видели, когда он бился то с двумя, то с тремя ордынцами. Отдельные из этих «ошибок» настолько очевидны, что в развернутом повествовании об историческом событии они не могли иметь места, если бы автор не преследовал этим какой-то определенной цели. Другая развернутая метафора сражения в Задонщине – засевание и поливание земли: «Черна земля под копыты, а костми татарскими поля насеяша, а кровию ихъ земля пролита бысть». Фета. 5 списков (наиболее ранний относится к концу 15 – началу 16 вв., остальные составлены в конце 16 и в 17 вв. ) содержат текст так называемой Пространной редакции Задонщины в трех из этих пяти списков текст сохранился полностью, в двух – только отрывки.
На черных конях и в темных доспехах из буйволовой кожи всадники напоминали черную тучу, надвигавшуюся на ноле сражения. Задонщина. краткий отрывок — самое начало произведения) 5) К-Б, 1470-е гг. Как отражение фольклорного влияния может расцениваться плач великой княгини Евдокии после прощания с князем, уходящим из Москвы на борьбу с татарами. Утром на Куликовом поле расстилался сильный туман — «мгла великая по всей земле, как тьма».
Наряду с лирически проникновенной картиной потерь русского воинства на поле Куликовом, где "лжат трупи крестьяньские акы снныи стоги. Но это осталось в прошлом, сейчас же была одержана победа над завоевателями. Постановка новых политических проблем повлекла за собой и новые подходы к их решению. Вопрос этот весьма гипотетичен и считать его решенным нельзя. (обозначается также как Исторический первый — ГИМ, собр. Именно так часто обозначались даты событий в летописных повестях.
Метафорическому эпитету Бояна в «Задонщине» соответствует реальный образ жаворонка, к которому автор обращается с просьбой воспеть славу великому князю и его брату: «О жаворонок птица, красных дней утеха, возлети под синии небеса, посмотри к силному граду Москве, воспой славу». «Задонщина» дошла до нас в 6 списках, за которыми прочно утвердились краткие условные обозначения, часто употребляемые в научной литературе: 1) У, середины XVIIв. русских, — Л. Д. ). Причины подражания, в первую очередь, культурно-исторические.
На него и ориентировался неизвестный автор из-под пера которого вышла «Задонщина». «Задонщина» (в рукописях имеет заглавия «Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича», «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая» и др. )— памятник древнерусской литературы конца XIV— начала XVвв. Наступили самые драматические минуты побоища. В описании похода и сражения доминируют речи и диалоги.
Русские воины сравниваются с соколами и кречетами, русские побивают врагов «аки лес клоняху, аки трава от косы постилается». Ее следы также проявляются в хронологических подробностях, пристальном внимании к титулам князей. Поэтический стиль плача резко диссонирует с делопроизводственной точностью. Навстречу русскому войску направились полки Мамая. " же он звучит лишь в одном фрагменте. Сам автор охарактеризовал свое произведение как «жалость и похвалу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его, князю Владимеру Ондреевичю», «Жалость» – это плач по погибшим, «Похвала» – слава мужеству и воинской доблести русских.
Отметим некоторые черты поэтики «Задонщины», характерные для нее и отличающие ее от «Слова о полку Игореве». (обозначается также как Исторический второй — ГИМ, собр. Сказание о Мамаевом побоище : ил.
Точная дата создания «Задонщины» неизвестна: она могла быть написана между датой самой битвы и концом XV века, к которому относится самый ранний сохранившийся список (Кирилло-Белозёрский). «Задонщина» «стилистически неоднородна» : наряду со «стилистическим слоем, близким к Слову о полку Игореве и буквально повторяющим его отдельные элементы», в ней присутствуют иные, чуждые Слову стилистические слои – «делопроизводственного характера» и «фольклорный, связанный с позднемосковским фольклором». Смятение и страх были так сильны, что татары скрежетали зубами и раздирали лица свои. Сравнительно со Словом о полку Игореве Задонщина гораздо более «абстрагирует» и «психологизирует» действие, многие из речей, произносимые действующими лицами, носят условный характер это не реально произнесенные речи, как в Слове о полку Игореве.
Незначительные отступления от хронологического порядка в «Задонщине» могут объясняться разными причинами. И те и другие символически противопоставлены в Задонщине». и моего государя къ мн. С момента Мамаева побоища наступил перелом в судьбе Русской земли: «Снидемся, братия и друзи и сынове рускии, составим слово к слову, возвеселим Рускую землю и возверзем печаль на восточную страну» (с. Сама природа выражает сочувствие к погибшим – деревья от печали к земле склонились.
Между списками есть серьёзные разночтения. Сторона Б 40см. А между тем ряд штрихов, разбросанных в «Задонщине», говорят о том, что автор писал ее в годы, близкие к Куликовской битве.
Железные ворота – это, скорее всего, Дербент, но что значит Которному. Драматична эта метаморфоза. 15в. В «Задонщине» значительно больше, чем в «Слове», образов церковно-религиозного плана: «За землю за Рускую и за веру крестьяньскую», «воступив во златое свое стремя и взем свой мечь в правую руку и помолися богу и пречистой его матери» и т. п. Автор «Слова о полку Игореве» обращался к средствам устной народной поэтики и перерабатывал их творчески, создавая свои оригинальные поэтические образы на фольклорном материале. На это имя указывает текст «Задонщины» и другого произведения – «Сказания о Мамаевом побоище».
Далее собирание полков: «Кони ржут на Москве, бубны бьют в Коломне». Вот таким образом прозвище Рязанец нисколько не противоречит тому, что Софоний был москвичом, если только имя его не было надписано на «Слове о полку Игореве», которым воспользовался автор «Задонщины», приписав ему составление этого произведения (а также взяв оттуда гусленые и буяные словеса). То ти ступишася руские удалцы с погаными татарами за свою великую обиду.
ли бяше птицы жалостные п. сни, вси въсплакалис к неи болярыни избьенныхъ, воеводины жены: Микулина жена Василевич, да Марья Дмитриева рано плакашас у Москвы у брега на забралах, аркучи: Доне, Доне, быстрая р. ка, прирыла еси горы каменныя, течеши в землю повецкую. Находившийся среди воинов передового полка Дмитрий Иванович «прежде всех стал на бой и впереди с татарами много бился». В "Слове.
Сравнительно со Словом о полку Игореве Задонщина гораздо более «абстрагирует» и «психологизирует» действие, многие из речей, произносимые действующими лицами, носят условный характер это не реально произнесенные речи, как в Слове о полку Игореве. Вслед за этим идет фрагмент, который также открывается обращением к русским людям. Его поддержали владимирские, суздальские дружины воеводы Тимофея Васильевича Вельяминова. Новый список «Задонщины» включен в состав Новгородской 4-й летописи типа списка Дубровского (рукопись музейского собрания 2060). В 1362 г., восьми лет, принимает участие в походе к Переяславлю. Все шесть ныне известных списков «Задонщины» дают крайне искажённый текст и точное восстановление первоначального вида произведения – сейчас задача едва ли возможная.
В рассказе «Задонщины» о движении сил Мамая к Куликову полю приводится картина зловещих явлений природы: «А уже беды их пасоша птицы крылати, под облакы летают, вороны часто грают, а галици свои речи говорять, орли хлекчют, а волцы грозно воют, а лисицы на кости брешут» (с. Однако некоторые литературоведы (прежде всего О. В. Творогов) отмечали, что пассажи в «Задонщине», параллельные «Слову», не всегда логично вписываются в повествование и содержат много несообразностей, легко объяснимых при традиционном подходе, но маловероятных при версии о вторичности «Слова». Во всех списках текст сильно искажен, пестрит ошибками, список К-Б представляет собой сокращение-переработку первоначального текста, сделанную Ефросином. гради Москв. Таково было расположение русского войска на правом берегу Непрядвы.
Год создания этой воинской повести точно неизвестен (что для древнерусской литературы неудивительно). Для нас важен прежде всего вопрос: когда была написана «Задонщина». Это наводило мысль о подделке (причем прецеденты были). Лихачёв).
К тому же кругу документализмов относятся три случая упоминания дат по церковному календарю, например: "А билися из утра до полудни в суботу на Рожество святой Богородицы". Анахронизмы и «ошибки» Сказания объясняются публицистической направленностью произведения. Подобно тому, как Боян прославлял в стародавние времена победы киевских князей, автор Задонщины, следуя за Бояном и здесь же упомянутым Софонием рязанцем, возносит хвалу победителям Мамая. В более позднее время такая перемена имен не имела никакого смысла. «Задонщине» посвящен и новый труд на французском языке А. Мазона, который восхваляет ее с целью доказать, что она была источником «Слова о полку Игореве», рассматриваемого А. Мазоном как подложное произведение, составленное в конце XVIII в. В настоящее время вопрос о происхождении «Задонщины» все более привлекает к себе исследователей, тем более что найден еще новый список этого сочинения.
Ни в одной из рукописей не сохранен исходный, авторский текст произведения. Этот всплеск совместных усилий «Власти» и общинной «Земли» был вплотную связан с освободительными устремлениями русских людей. Характер своего произведения он сам определил как «жалость и похвалу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его, князю Владимеру Ондреевичю».
В этом проявляется, по словам Д. С. (Подробнее об этой летописной повести см. Автор «Слова о полку Игореве» обращался к средствам устной народной поэтики и перерабатывал их творчески, создавая свои оригинальные поэтические образы на фольклорном материале. Не вполне ясно и текстологическое соотношение сохранившихся списков Задонщины: спорят о том, представляет ли собой «краткая редакция» (отражённая в Кирилло-Белозерском списке) изначальную версию или, напротив, впоследствии сокращённую. (поля двух паспрату с каждой стороны по 3см. ) 8см.
Видно, сильно упились у быстрого Дона на поле Куликовом, на траве-ковыле. Например, если вы выбрали размер изображения 30х40см., 2 паспарту по 3см. Идейно и тематически близки к циклу жития Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. Главный герой Сказания — Дмитрий Донской. Особенно язвительны их слова: Видно, тебя князья русские крепко попотчевали. Однако за персонификацией толпы (воинской массы и плачущих женщин) стоит и другое – намечающийся процесс открытия ценности человеческой личности, внимание к частной жизни конкретного человека.
Несколько особняком в цикле повестей о Куликовской битве стоит произведение, кратко называемое «Задонщиной» имеющее по спискам различные заглавия. 386). Первые два слоя находятся между собой в резком диссонансе, в результате, если считать, что стиль Задонщины создан ее автором, то окажется, что автор механически соединил высокий, поэтический стиль с крайне сниженным стилем деловых документов, соединил поэзию с бюрократической прозой, на что не решался ни один экспериментатор в мире, разве только в пародиях, в юмористических произведениях.
В эту эпоху наступил великий этап общественного самосознания». Точное время создания «Сказания о Мамаевом побоище» неизвестно. (обозначается также как Синодальный — ГИМ, собр. В «Слове» этот пассаж соотнесен с выступлением в поход русских сил.
Созвучие произведений имеет свои серьезные причины и неправомерно рассматривать действия автора Задонщины лишь как «литературное подражание», то есть вписывать их в систему эстетических координат. Во-первых, в Задонщине упомянута столица Болгарского царства город Торнава (Тырново), до которого доходит весть о славной победе, одержанной Дмитрием Донским. Название «Задонщина» встречается только в заглавии списка К-Б и принадлежит автору этого списка Ефросину (о Ефросине и его книгописной деятельности см. Но большинство русских воинов были за переправу через Дон и решительную борьбу с врагом.
Более того, текстологический сравнительный анализ «Задонщины» и летописной повести, с учетом бесспорной зависимости «Задонщины» от «Слова о полку Игореве», дает основание утверждать, что летописная повесть в том виде, в каком она читалась в своде 1408г. испытала на себе влияние «Задонщины». А в них сияли сильные доспехи злаченые, а гремели князи русские мечьми булатными Окончание рассказа о битве в Задонщине – сетования татар, бегущих с поля сражения и упоминание о бегстве Мамая, который укрывается в генуэзском городе Кафе (ныне Феодосия) в Крыму выходцы из Генуи, населяющие Кафу, укоряют Мамая за поражение и бесславие, противопоставляя ему победоносного хана Батыя, покорившего Русскую землю. XIVв., В. С. Мингалев — к 30–40-м гг.
Иными сведениями о Рязанцеве литературоведы не располагают. Здесь и точные хронологические выкладки ("А от Калатьские рати до Момаева побоища прошло 160 лт") и реалии топографического порядка ("У Дону стоят татаровя поганые и Момай царь на реки на Мечи, межу Чюровым и Михайловым. нья рано плакашас: Се уж нам обема солнце померкне на славн. Совершил три неудачных похода на Москву – в 1368, 1370 и 1372 гг. Пространной редакции «З» в трёх из них текст сохранился полностью, в двух– только отрывки. Плохая сохранность текста «Задонщины» в дошедших списках вынуждает пользоваться реконструированным текстом произведения. «Задонщина» (в рукописях имеет заглавия «Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича», «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая» и др. ) – памятник древнерусской литературы конца XIV – начала XV вв.
Повествователь вспоминает искусного певца («горазна гудца») Бояна. Им предшествует вступление, с помощью которого автор настраивает читателя на особый, торжественный лад, а также сообщает ему истинные цели, которые преследует создание «Задонщины». – 263 с. Куликовская битва произошла на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. И такое сопоставление и противопоставление мы можем проследить по всему тексту. И вместе с тем о новгородцах (которые, по-видимому, участия в Куликовской битве не принимали) автор «Задонщины» пишет, что они, слишком поздно узнав о походе Мамая и уже не надеясь поспеть «на пособь» к великому князю, тем не менее «аки орли слетешася» и выехали из Новгорода «на пособе» (с.
В тексте Сказания встречаются анахронизмы и ошибки (на некоторых из них мы остановимся подробнее ниже). В «Задонщине» этот героический стиль был найден: он явился в сочетании манеры «Слова о полку Игореве» и народной поэзии. Однако Софоний Рязанец называется и автором «Сказания о Мамаевом побоище» в целом ряде списков основной редакции «Сказания». Конечно, не позднейшему автору принадлежат и такие слова, описывающие грозную русскую рать: «Имеем под собою борзыя комони, а на себе золоченыя доспехы, а шеломы черкасьские, а щиты московскые, а сулицы ординские, а чары франьския, мечи булатныя». «Сказание о Мамаевом побоище» представляло для читателей интерес уже тем, что оно подробно описывало все обстоятельства Куликовской битвы.
Возможно, был создан между 1380 и 1393 по некоторым версиям, автор «З» использовал текст т. н. Музейское, 3045 отрывок текста без начала и конца) 4) Ж, вторая половина XVIIв. Для «Задонщины» характерно также механич. Он призывает жаворонка и соловья воспеть славу князьям, одолевшим врагов-иноплеменников: «О жаворонок, летняя птица, красных день утеха, возлети под синее небеса, посмотри к силному граду Москве, воспои славу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его князю Владимеру Андреевию» «О соловеи, летняя птица, что бы, соловеи, вощекотал славу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его князю Владимеру Андреевичю и земли Литовскои дву братом Олгордовичем, Андрею и брату его Дмитрею, да Дмитрею Волыньскому». Впрочем имеется точка зрения (В.
ева жена Волуевич Федосья та плакася аркучи: Уже веселе понич въ славн. Автор произведения также неизвестен, гипотеза об авторстве Софония Рязанца, активно обсуждавшаяся в научной печати, не находит основательного подтверждения. Мазон и его группа, А. А. Зимин, К. Трост и его группа, Э. Кинан). Сам автор охарактеризовал свое произведение как жалость и похвалу великому князю Дмитрию Ивановичу. Все это делало «Сказание о Мамаевом побоище» не только историко-публицистическим повествованием, но и произведением, которое могло увлечь читателя своим сюжетом и характером развития этого сюжета. Ясно была подчеркнута им перспектива падения ига («переменит Бог Орду»). В рассказе «Задонщины» о движении сил Мамая к Куликову полю приводится картина зловещих явлений природы: «А уже беды их пасоша птицы крылати, под облакы летают, вороны часто грают, а галици свои речи говорять, орли хлекчют, а волцы грозно воют, а лисицы на кости брешут» (с.
Соответственно, автор Задонщины мог заимствовать из Слова о полку Игореве, а не наоборот. Рассказывая, например, о прощании уходящих из Москвы на битву воинов с женами, автор пишет, что жены «в слезах и въсклицании сердечнем не могуще ни слова изрещи» и добавляет, что «князь же великий сам мало ся удръжа от слез, не дав ся прослезити народа ради» (с. Новаторство и художественное мастерство. Национальное своеобразие воспитания. Рассказы А. П. Напомним, что в «Слове» войско Игоря выходит в момент солнечного затмения («Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты»). Литовским союзником Мамая в Сказании назван князь Ольгерд.
и принадлежит перу известного книжника того времени Ефросина. Часам к 11 утра туман, наконец, рассеялся. Он храбро сражался и пал в бою.
И вместе с тем о новгородцах (которые, по-видимому, участия в Куликовской битве не принимали) автор «Задонщины» пишет, что они, слишком поздно узнав о походе Мамая и уже не надеясь поспеть «на пособь» к великому князю, тем не менее «аки орли слетешася» и выехали из Новгорода «на пособе» (с. А. Д. Седельников написал интересную статью, в которой связывает «Задонщину» с псковской письменностью, но доказательства его шатки и стоят далеко от самого текста «Задонщины». Князья в «Задонщине» согласны и послушны, притом безымянны, за исключением Дмитрия с братом и двумя Ольгердовичами. К устным преданиям, скорее всего, восходит эпизод единоборства перед началом общего сражения инока Троице-Сергиева монастыря Пересвета с татарским богатырем. даже не находился в пределах Руси, а из-за «замятни» на митрополии (см. Тимоф. Нет никакого сомнения, что «Задонщина» имеет в виду битву на Калке, с которой была спутана битва на Каяле, прославленная в «Слове о полку Игореве».
Усилена экспрессивность изложения. Похвала – слава мужеству и воинской доблести русских, считает один из современных ученых. 382) к московскому князю.
Появление этого жанра в "Задонщине" граничит с тем, что в тексте проводится мотив Божьего покровительства русскому войску, звучащий в авторских репликах и в рефрене, взятом из «Слова о полку Игореве», но видоизмененном. на реке на Каяле одолеша род Афетов (т. Во-вторых, в тексте произведения есть указание, что от битвы на реке Калке (1223), первого столкновения русских с монголо-татарами, до победы на Куликовом поле прошло 160 лет.
Кстати, только в списке Ефросина употребляется название «Задонщина». Участвовал в битве на р. Воже «Куликовской битве. Непонятное в списке Ундольского – «Караначи» (в Синодальном – «к Ворнавичом») обозначает «к Орначу», под которым надо понимать Ургенч в Средней Азии.
Дмитрий Донской смотрел в будущее. Весь текст «Задонщины» соотнесен со «Словом о полку Игореве» : тут и повторение целых отрывков из «Слова» и одинаковые характеристики и сходные поэтические приемы. литературы кон. 54).
В особом положении оказались два памятника идейно и художественно связанные между собой, -- «Слово о полку Игореве» и «Задонщина». ранее) в Москве вообще не было в это время митрополита. Самый ранний из них, содержащий сокращённый текст произведения (т. н. В этом отношении знаменательно, что в «Задонщине» ничего не говорится о союзниках Мамая Олеге Рязанском и Ягайле Литовском. А в них сияли сильные доспехи злаченые, а гремели князи русские мечьми булатными». Левый фланг медленно отступал к Непрядве, вражеская конница устремилась вперед, не устоял и резервный полк.
Когда к нему после боя подъехал Владимир Андреевич, Дмитрий едва смог подняться на ноги. Настоящее переплетается с воспоминаниями о прошлом. Метафора битвы в речи Дмитрия Донского – пир: «Брате князь Владимер Андреевич, тут, брате испити медвяна чара, наеждяем, брате, своими полки силными на рать татаръ поганых». Усилена экспрессивность изложения.
Другой случай перемещения по времени фрагментов не может быть объяснен однозначно. Крупнейшее произведение начала XV века о Куликовской битве — «Задонщина», названная так по месту битвы на Куликовом поле, «за Доном». Идеально, когда текстура рамы перекликается с основными линиями изображения.
Запричитали по убитым жены их плач сравнивается с жалостным пением птиц. Центральный момент в «Задонщине» — битва «с погаными», которая драматично развернута в двух эпизодах. К тому же каждый из четырех плачей во много раз короче плача Ярославны использует один какой-либо образ его, часто добавляя к нему стилистические обороты из других отрывков «Слова. ».
В расположении русского войска стояла тишина («и бысть тихость велия»), В стане врага слышались крики, «стук великий», как будто там передвигались обозы, строились укрепления, звучали трубы. Переклички со «Словом. » обнаруживаются и на уровне отдельных приемов (перенесения в один миг повествователя из одной географической точки в другую) и сюжетных составляющих., уж не вижу своег государя Тимофея Волуевича в живот. Большинство исследователей интересовались вопросом о подражательности этого памятника, связанного со «Словом о полку Игореве». приемов «Задонщины», так как ее автор без чувства меры повторяет привлекшие его внимание «элементы стиля оригинала».
Автор пространной летописной повести, взяв за основу краткую, значительно расширил ее (возможно, воспользовавшись для этого «Сказанием о Мамаевом побоище» либо какими-то другими источниками), вставил в свой текст резкие обличения Олега Рязанского. Автор «Задонщины» многие из таких образов упрощает, его поэтические средства, восходящие к поэтике устного творчества, ближе к своим прообразам, ряд оригинальных по сравнению со «Словом о полку Игореве» эпитетов «Задонщины» явно народно-устного характера (типичное для былинного стиля словосочетание «таково слово», «быстрый Дон», «сырая земля» и некоторые другие). Эта гармония достигается не только путем подбора цветовых сочетаний, но и ширины профиля, текстуры рисунка и формой. Они также дефектны, но позволяют литературоведам реконструировать первоначальный текст. Его со всех сторон обступили враги, доспехи Дмитрия были избиты, самого его «много по голове и по плечам и по животу били и кололи и секли, но не спасся он от смерти». Москвич не писал себя москвитином в Москве, а звал себя так в другом месте. Беря за образец для своего произведения «Слово», он, как пишет Д. С. Лихачев имел в виду не простое подражание стилю своего образца, «а вполне сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, событий изображенных в «Слове о полку Игореве», с событиями современной ему действительности. В Слове – дети бесови (половцы) кликом поля перегородиша в Задонщине – русские сынове широкие поля клином огородиша.
Музейский список дает понять текст списка Ундольского: надо читать «ко Торнову» (в Музейском списке – «к Торнаву»). Кто написал ее – вопрос спорный и вряд ли решаемый. В Слове – черна земля под копыты была посеяна костями русских. Ведь во всех русских городах прозвища «рязанец», «володимерец» и т. д. давались тем людям, которые осели в чужом городе. Известно 6 списков Задонщины.
Не вполне ясно и текстологическое соотношение сохранившихся списков Задонщины: спорят о том, представляет ли собой «краткая редакция» (отражённая в Кирилло-Белозерском списке) изначальную версию или, напротив, впоследствии сокращённую. А посечено от бзбожнаго Мамая полтретья ста тысящь и три тысечи", т. е. Наружность Дмитрия описывается таким образом: «Бяше крепок и мужествен и телом велик и широк и плечист и чреват вельми и тяжек собою зело, брадою ж и власы чернь, взором же дивен зело». Наиболее обоснована точка зрения, согласно которой "Задонщина" была написана в 80-е гг. М. А. Салмина, сопоставлявшая «Задонщину» с летописной повестью о Куликовской битве, пришла к выводу, что автор «Задонщины» пользовался текстом пространной летописной повести, время возникновения которой она датирует 40-ми гг. Устное предание, вероятно, лежит и в основе сообщения Сказания о том, что Дмитрий перед сражением надел княжеские доспехи на любимого воеводу Михаила Бренка, а сам в одежде простого воина с железной палицей первым ринулся в бой. 380).
Это вторая по важности деталь оформления картины после самого изображения. «В 1389 г. умер великий князь московский Дмитрий, еще только 39 лет от рождения. русских воинов. Это жалость — плач по погибшим и похвала — слава мужеству и воинской доблести русских. В Задонщине – черна земля под копыты костями татарскими была посеяна.
Возникли предположения, что это «Слово. » было создано по примеру якобы последующего памятника. Памятник относится к группе произведений конца 14 – 15 вв. В построении текста автор переплетает черты воинской повести и «Слова. ». Принято считать, что «Задонщина» была написана Софонием Рязанцем: это имя, как имя ее автора, названо в заглавии двух произведения. Имя Софония Рязанца упоминается и в самом тексте «Задонщины» и характер этого упоминания таков, что в Софонии Рязанце следует скорее всего видеть не автора «Задонщины», а автора какого-то не дошедшего до нас поэтического произведения о Куликовской битве, которым, независимо друг от друга, воспользовались и автор «Задоншины» и автор «Сказания о Мамаевом побоище». Произведение «Задонщина» очень неоднородно по стилю.
В «Слове» этот пассаж соотнесен с выступлением в поход русских сил. Эта мысль является основной в Сказании. Материалом для пластикового багета служит вспененный полистирол (пенополистирол). — В. Б. ), нежели, при-шед и ничто же сотворив, возвратиться вспять.
Год создания наиболее позднего варианта повести также не установлен (приблизительно XVII век) и там произведение обозначено как «Слово о. князе Дмитрии Ивановиче». Самый ранний из них, содержащий сокращенный текст произведения (так называемую Краткую редакцию), датируется 1470-ми его переписчик и вероятный редактор – известный древнерусский книжник, монах Кирилло-Белозерского монастыря Евфросин. е. русских). чувства, с ним связанные.
Бесславному концу и одиночеству Мамая автор Задонщины противопоставляет духовное единение русских князей и воинов. Мы считаем наиболее вероятным датировать возникновение Сказания первой четвертью XVв. В «Задонщине» выражено поэтическое отношение автора к событиям Куликовской битвы. Жалость – это плач по погибшим. Но обращение автора «Задонщины» к «Слову о полку Игореве» носит творческий характер. с каждой стороны) 60см. Мамай, наблюдавший за ходом кровопролитной битвы, уже торжествовал скорую победу — его конница обходила с фланга русский центр. Уже во введении это сопоставление выражено ярко и имеет глубокий смысл.
Из других лирических жанров, неизвестных тексту "Слова о полку Игореве", в "Задонщине" использованы молитвы, одна из которых лишь упомянута, а другая приведена в тексте. «Задонщина» вся основана на тексте «Слова о полку Игореве» — тут и повторение целых отрывков из «Слова» и одинаковые характеристики и сходные поэтические приемы. Есть предположения, что автором был Софоний Рязанцев. Главный герой «Задонщины», князь Дмитрий Иванович, представлен, как в летописных повестях и в «Сказании о Мамаевом побоище» идеальным героем. Ее упоминание в «Задонщине» должно было поставить точку в споре, но. Мазон и его группа, А. А. Зимин, К. Трост и его группа, Э. Кинан).
В «Задонщине» перед нами не описание перипетий Куликовской битвы (все это мы найдем в «Сказании о Мамаевом побоище»), а поэтическое выражение эмоционально-лирических чувств по поводу события. Эпическая основа ощущается в рассказе об «испытании примет» Дмитрием Волынцем — опытный воевода Дмитрий Волынец с великим князем в ночь накануне боя выезжают в поле между русскими и татарскими войсками и Волынец слышит, как земля плачет «надвое» — о татарских и русских воинах: будет много убитых, но все же русские одолеют. Так как связь «Задонщины» со «Словом» вне сомнений, то версию Леже приняли все без исключения последующие сторонники версии о поддельности «Слова» (А. Памятник сочетает в себе черты похвального слова (прославление князей Дмитрия Ивановича Донского и Владимира Андреевича Храброго) и плача по убитым ратникам. Да Ондр.
Метафора битвы в речи Дмитрия Донского – пир: «Брате князь Владимер Андреевич, тут, брате испити медвяна чара, наеждяем, брате, своими полки силными на рать татаръ поганых». Поэтика «Задонщины» во многом определяется ее сходством со «Словом. ». В более позднее время такая перемена имен не имела никакого смысла. В него входят две летописные повести (краткая и пространная), "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище".
20 августа войско двинулось северным берегом Оки на запад к устью Лопасни. «ЗАДОНЩИНА», памятник др. -рус.
Это же относится и ко всем остальным вариантам литературного памятника. Плохая сохранность текста «Задонщины» в дошедших списках вынуждает пользоваться реконструированным текстом произведения. В «Задонщине» перед нами не описание перипетий Куликовской битвы (все это мы найдем в «Сказании о Мамаевом побоище»), а поэтическое выражение эмоционально-лирических чувств по поводу события. В "Задонщине", несмотря на ее художественную вторичность, немало поэтических находок. Автор «Задонщины» многие из таких образов упрощает, его поэтические средства, восходящие к поэтике устного творчества, ближе к своим прообразам.
поганые татаровя, бусормановя. Борьба с половцами здесь осмысливается как борьба за национальную независимость. с каждой стороны) 50см. Ничего этого не описывается в «Задонщине».
В жанровом отношении это больше слава, чем плач. Характер своего произведения он сам определил как «жалость и похвалу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его, князю Владимеру Ондреевичю». 85 Это жалость — плач по погибшим и похвала — слава мужеству и воинской доблести русских. «Задонщина» вся основана на тексте «Слова о полку Игореве» — тут и повторение целых отрывков из «Слова» и одинаковые характеристики и сходные поэтические приемы. В этом отношении знаменательно, что в «Задонщине» ничего не говорится о союзниках Мамая Олеге Рязанском и Ягайле Литовском. Прежде всего, он объединитель сил русских князей и в этом плане, бесспорно, продолжает традицию образа Святослава Всеволодовича Киевского в «Слове о полку Игореве». Имеется в виду Куликовская битва, в которой татары были побеждены.
Дмитрий Донской призывает брата и воинов не посрамить своей чести и славы, пролить кровь «за землю за Рускую и за веру крестьяньскую». князей и воинов с соколами и орлами и др. ). Д. С. Лихачев так характеризует его особенности: «Черты нового стиля могут быть отмечены в Задонщине, живописующей события Куликовской битвы «буйными словесы». Плач Ярославны помещен ближе к концу произведения, когда уже завершен рассказ о походе Игоря и высказан призыв князей к единению, непосредственно перед повествованием о побеге Игоря из плена, который символически и вызывается плачем.
в следующей главе, с. 197). В Коломне, на Девичьем поле, согласно «Сказанию», Дмитрий на смотре войска назначил в полки князей и воевод. В списках встречались многочисленные описки и даже ошибки (на основании чего выдвигалась гипотеза, что памятник имеет устное происхождение, И. И. Срезневский, высказавший эту мысль первым, утверждал, будто Задонщина – особого рода народная поэма).
В Задонщине выражено поэтическое отношение автора к событиям Куликовской битвы. Враги подрубили древко великокняжеского знамени. Автор «Задонщины» многие из таких образов упрощает, его поэтические средства, восходящие к поэтике устного творчества, ближе к своим прообразам, ряд оригинальных по сравнению со «Словом о полку Игореве» эпитетов «Задонщины» явно народно-устного характера (типичное для былинного стиля словосочетание «таково слово», «быстрый Дон», «сырая земля» и некоторые другие). У Н. К. Гудзия автором «Задонщины» является также брянский боярин, «видимо, приверженец Дмитрия Брянского, участника коалиции против Мамая, а потом рязанский священник». Так создается композиционное «кольцо»: и во вступлении и в этом фрагменте содержится воспоминание о прежних временах, когда Русь была завоевана монголо-татарами и прошлому противопоставлено нынешнее время, когда монголо-татары терпят от русских сокрушительное поражение. Вместе с тем нужно признать, что «Пространная летописная повесть» и "Сказание о Мамаевом побоище" рисуют образ главного героя более многосторонне и детализированно, обращая пристальное внимание на его личность и внутренний мир.
Это, конечно, не ошибка автора Сказания, а литературно-публицистический прием. В 1363 г. разбил татарские войска у Синих Вод. В повести сопоставляются события прошлого и настоящего. У места переправы князь Дмитрий оставил Тимофея Васильевича — он должен был встретить и привести еще не подошедшие «пешиа рати или конныа». Их эмоциональное состояние передает и монолог-плач: Уже нам, братья, в земле своей не бывать и детей своих не видать и жен своих не ласкать, а ласкать нам сырую землю, а целовать нам зеленую мураву, а в Русь ратью нам не хаживать и даней нам у русских князей не прашивать4.
Во вступлении также подчеркивается оптимистический лад повести, указывается, что Москва – как нынешний центр государственности – является продолжением Киева и т. д. Первая часть произведения – это «жалость». Этим сопоставлением автор «Задонщины» давал понять, что несогласие в действиях князей (как было в «Слове») ведет к поражению, объединение же всех для борьбы с врагом — залог победы. Его рассказ (как и в «Слове о полку Игореве») переносится из одного места в другое: из Москвы на Куликово поле, снова в Москву, в Новгород, опять на Куликово поле. Несмотря на значительный налет риторичности, «Сказание о Мамаевом побоище» имеет ярко выраженный сюжетный характер. Неуклюже смотрится картина большого размера обрамленная в узкую раму. В 1358 г. умер старший брат Владимира, Иван и пятилетний Владимир cmaл князем.
Его брат, брянский князь Дмитрий Ольгердович командовал резервом. Последнее ставится под сомнение не только потому, что до внезапного обнаружения памятника Мусиным-Пушкиным в 1795 году «Слово. » в глаза никто не видывал, но и из-за необыкновенной художественной ценности поэмы. Пространной летописной повести (создана в 1440-хгг. ) и, соответственно, «З» могла быть написана не ранее сер. Автор «Задонщины» вопреки исторической правде стремился показать полное единение всех русских земель в борьбе с Мамаем. Сопоставление прошлого с настоящим, событий, описанных в «Слове», с событиями 1380 г. идет с самого начала и на протяжении всего текста.
Опровержение шаткой, на первый взгляд, концепции противников первенства Слова было затруднено тем, что текст Задонщины не поддается точному восстановлению. Но автор Задонщины не упоминает о смерти Мамая, он лишь приводит язвительную, насмешливую речь фрягов (генуэзцев), сотканную из фольклорных образов. Повесть представлена шестью списками. «Задонщина» отличается пестротой стиля: поэтические части текста перебиваются прозаическими, напоминающими по своему характеру деловые документы. В период собирания русских земель вокруг Москвы была идеологически важна опора на духовное наследие Киевской Руси, вот таким образом обращение автора "Задонщины" к "Слову" – не случайность, а основа художественного замысла. Между списками есть серьезные разночтения.
XVв. Ундольского, 632) 2) И-1, конца XVI — начала XVIIв. То ти наехали руские князи на силу татарскую». 386). В последнее время вопрос о датировке Сказания привлек к себе много внимания.
После победы над Мамаем наступил перелом в судьбе Русской земли: «Снидемся, братия и друзи и сынове рускии, составим слово к слову, возвеселим Рускую землю и возверзем (отбросим, закинем) печаль на восточную страну». Описывая выступление Дмитрия Донского в поход, автор «Задонщине» говорит, что «солнце ему ясно на встоце (востоке) сияет и путь поведает». 2 уровень стилизации включает прорисовку крупных и средних деталей изображения. Лихачева, пафос исторического замысла. – М. : Художественная литература, 1981. ева жена Марья да Михаилова Окс.
Так оно и случилось в «похвале», когда враги бросились наутек, а русичи получили богатую добычу. (поля двух паспрату с каждой стороны по 3см. ) 8см. То ти ступишася руские удалцы с погаными татарами за свою великую обиду. Троицкую, Львовскую и др. ).
в) Этапы развития философии прав человека: гражданские права, государство всеобщего благоденствия, право на своеобразие. Жанровое своеобразие спортивного дискурсаЖитие Александра Невсегого» Жанровое своеобразие, образ Александра. Идейно-художественное своеобразие романа «Кукла»Лексико-фразеологическое своеобразие стиляМотивы лирики А. А. Прославление победы русских войск над неприятелем – такую сюжетную канву имеет «Задонщина». Рассказывает о победе русских войск, возглавляемых великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая. Ефросин. В книге С. К. Шамбинаго изображается приезд южного уроженца в Рязань, куда привозится рукопись «Слова о полку Игореве», а может быть, целая библиотека. Автор «Задон-щины» верно ощутил поэзию «Слова. », не ограничившись только поверхностными заимствованиями, сумев изложить героические события Куликовской битвы в той же художественной системе, создав произведение большой эстетической силы.
Наш вывод можно подтвердить и другим соображением. Настоящее переплетается с воспоминаниями о прошлом. В Задонщине зловещие знамения предвещают поражение не русским, как в Слове о полку Игореве, а татарам горе распространяется не по Русской земле, а в татарском войске иноземцы (генуэзцы из Кафы) корят за поражение не князя Игоря, а Мамая. Не сумев одержать верх в центре, Мамай перенес главный удар на правый фланг русского войска, но и здесь не удалось сломить русских воинов Наконец, яростная и страшная атака мамаевой конницы смерчем обрушилась на полк левой руки. Для "Задонщины" характерен радостный, мажорный настрой. Совпадения текста двух произведений очень значтельны.
Так, в слове появляются московские «болярыни», жены погибших воевод: жена Микулы Васильевича – Марья, жена Дмитрия Всеволожского – тоже Марья, Федосья – жена Тимофея Валуевича, Марья – Андрея Серкизовича, Оксенья (или, по списку Ундольского, Анисья) – жена Михаила Андреевича Бренка. Когда Дмитрий выступает в поход, то «солнце ему ясно на встоце сияет и путь поведает» (с.
Сын Гедимина, в 1345 г. стал великим князем Литовским. При зачине похода дается характеристика Дмитрия с братом фразеологией «Слова о полку Игореве», но вместо воззвания к соловьиному щекоту Баяна здесь читаем: «Жаворонок птица, в красные дни уже – ха. Каждый из этих памятников посвящен точно датируемому событию -- походу Игоря Святославича на половцев 1185 г. и Куликовской битве 1330 г. Но в то время как «Задонщина», хотя и неизвестная в авторском или близком к нему списке, все же дошла в рукописи 1470-х годов и в более поздних, а потому датировка ее не вызывала больших споров, судьба «Слова о полку Игореве» дала скептикам дополнительный повод усомниться в его близости к описанному в нем событию. Не известием о смерти Мамая, а насмешкой в устах других народов уничижается честь и слава некогда могущественного врага.
Это глубокое заблуждение. Лично мне он был известен давно по работе над летописцами Государственного Исторического музея. XVв. Русское войско подошло к Дону 6 сентября. Это почти официальная реляция о плаче жен – жен официальной московской бюрократии, – характеризует этот эпизод Д. С. Лихачев.
е. красивого) холма. Эти элементы связаны с традицией воинских повестей. В число действующих лиц из публицистических соображений автор мог ввести митрополита Киприана, хотя это и противоречило исторической действительности (формально Киприан являлся в это время митрополитом всея Руси).
«Задонщина». Одно из самых первых произведений, воспевших битву на Куликовом поле, «Задонщина» уже упоминалась выше в связи со «Словом о полку Игореве»). Мамай, некогда грозный завоеватель, бежит в Кафу. А татарские сторожевые отряды уже столкнулись с русской сторожей.
Обращение к эпохе независимости русского государства было созвучно историческому моменту: противостояние Польше и Литве в борьбе за русские земли, а также Орде переводили «борьбу за киевское наследство» в новое качество – за свободу и национальную независимость. И такое сопоставление и противопоставление мы можем проследить по всему тексту. до начала XVIв. Горестная весть о том, что многие полегли у Дона, дошла и до Москвы. В завещании Дмитрий Донской передал сыну княжество как свою «вотчину», не упоминая в этой связи Орду. В «Задонщине», по сравнению со «Словом», чаще употребляются образы церковной поэтики («за землю, за Рускую и за веру крестьяньскую», «воступив во златое свое стремя и взем свой мечь в правую руку и помолися богу и пречистой его матери» и т. п. ). Автор «Слова о полку Игореве» обращался к средствам устной народной поэтики и перерабатывал их творчески, создавая свои оригинальные поэтические образы на фольклорном материале.
далее, с. 192), в других списках памятник назван «Словом» о великом князе Дмитрии Ивановиче и брате его князе Владимире Андреевиче или «Похвалой» этим князьям. гради Москв.