Жерико Автопортрет

Работа хранится в Лувре, в Париже. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.

Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. В "Портрете двадцатилетнего Делакруа" (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико. Вместе с тем он был далек от одноплановости. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза».

  • Жерико ТеодорКартины и биография
  • ТЕОДОР ЖЕРИКО: БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ (Компиляция из различных источников)
  • Жерико Жан-Луи-Андре-Теодор (1791 – 1824)
  • Портрет сумасшедшей, Теодор Жерико, 1822

Несомненно лишь то, что перед нами идеальное портретное изображение художника-романтика. На полотне лейтенант не позирует, а дерется: стремительная диагональ композиции ведет зрителя вглубь картины, туда, где идет битва. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон). Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом.

Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»17, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.

  1. Музыкальная гостиная Дмитрия Шварца
  2. Основоположник романтизма во французской живописи Теодор Жерико
  3. Картины — Жерико, Жан-Луи-Теодор
  4. «Плот «Медузы»» и еще 5 самых известных картин Теодора Жерико

Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».

Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой ("Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку", 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом ("Раненый кирасир, покидающий поле боя", 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Когда все ученики послушно копировали классические образцы, Жерико норовил видоизменить предлагаемую модель, наполняя изображение своей энергией.

У юноши две страсти: живопись и лошади. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38.

  • Теодор Жерико — Портрет Художника
  • Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
  • Жерико в художественной литературе
  • Напишите отзыв о статье Жерико, Теодор
  • Отрывок, характеризующий Жерико, Теодор
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Значение слова Жерико Теодор в Большой Советской Энциклопедии

О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Во Флоренции была написана картина Обет Людовика XIII (1824) для кафедрального собора в родном городе художника Монтобане, за которую критика назвала Энгра новым Рафаэлем.

Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.

После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Настроение самого Жерико было противоречивым. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».

  • В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом Жерико Теодор
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Все Картины Теодор Жерико по алфавиту

Праздник завершался состязанием неоседланных лошадей, бежавших по улицам города от Пьяцца-дель-Пополо до Венецианского дворца. Иногда в серию включают также работу «Вандеец» (Париж, Лувр). В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов.

Жерико ТеодорКартины 
и биография

Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Этим определялась направленность его поисков»12. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».

В парных композициях начала 1880-х годов «Весна. он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».

Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.

Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.

Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер22.

Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Свой путь в искусстве Энгр начал с портретов («Автопортрет», 1804 три портрета членов семьи Ривьер – отца, матери, дочери, 1805 «Император Наполеон на троне», 1806). Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.

Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне). Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Ощущение трагедии подчеркивает пейзаж, на фоне которого разворачиваются события: низкое небо, покрытое серыми тучами, мрачная, лишенная растительности холмистая равнина. Работа хранится в Лувре, в Париже.

«Гиена Сальпетриер» — это старая седая женщина в белом чепце и больничном халате. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).

Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Он рвался в атаку.

Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).

В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне). Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.

Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».

Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Его работы 1813 – 1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.

Пусть даже и за свой счет. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Этим определялась направленность его поисков». Бутар, посоветовав начинающему художнику заняться батальным жанром, который в эпоху Империи ставился выше остальных.

Он посещал представителей высшего света, бывал на театральных представлениях, ездил верхом и совсем не работал красками, зато постоянно носил с собой альбом, в котором делал карандашные наброски. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»18.

События, происшедшие с французским кораблем Медуза летом 1816 года, дали художнику сюжет, полный драматизма и привлекший внимание общественности. Одного из погибших волной смывает в море. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).

Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана.

Её похвалил М. -Б. Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота – тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.

Природа на полотне враждебна человеку. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба31. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его.

Жерико – один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.

С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Лувр. В 1816-1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка ("Бег свободных лошадей в Риме", 1817, Лувр). И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля.

Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»37. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией.

Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Особенной отточенности достигает рисунок Энгра в его картинах с обнаженным человеческим телом: «Эдип и сфинкс» (1808), «Купальщица» (1807), «Большая одалиска» (1814), «Руджиеро освобождает Анжелику» (1819). Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. В 1816—17 в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Ж. усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка («Бег свободных лошадей в Риме», 1817, Лувр).

В офицере Жерико воплотил свое поколение, которое выросло под грохот триумфальных побед французской армии. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.

Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.

Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – "Плот Медузы" (1818-1819, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата "Медуза", погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. чтобы умереть». В суровом и безлюдном "Пейзаже с печью для обжигания извести" (1822, Лувр) будничный мотив – повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира.

Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции.

Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811 – 1813 годах. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны.

Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Французский художник и график.

Ж. — один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы. Знакомые дяди, начинающие художницы и ученицы Герена, Аделаида де Монгольфьер и Луиза Сватон, брали Теодора с собой в музей, где копировали произведения старых мастеров. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Жерико (Gricault) Теодор (26. 9. 1791, Руан, — 26. 1. 1824, Париж), французский художник и график. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго.

Знакомые дяди, начинающие художницы и ученицы Герена, Аделаида де Монгольфьер и Луиза Сватон, брали Теодора с собой в музей, где копировали произведения старых мастеров. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Бутар, посоветовав начинающему художнику заняться батальным жанром, который в эпоху Империи ставился выше остальных.

Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. В настоящее время достоверно принадлежащими Жерико считаются пять: «Гиена Сальпетриер» (Лион, Музей изящных искусств), «Безумная старуха» (Париж, Лувр), «Клептоман» (Гент, Музей изобразительных искусств), «Похититель детей» (США, Спрингфилд, Музей изобразительных искусств), «Воображающий себя полководцем» (Винтертур, собрание Рейнгардт). Еще одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Учился у К. Берне (1808-1810) и П. Герена (1810-1811) испытал влияние А. Гро. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».

Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Они безусловно писались с конкретных людей, однако здесь нет явно выраженных индивидуальностей, главенствует внимание к человеку как носителю черт того или иного типа. Полотно отметил и сам Давид13. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.

Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса.

В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей дОрсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.

Полотно отметил и сам Давид14. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».

По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).

В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. В 1816 году караван судов, на борту которых находились поселенцы и солдаты, плыл к одной из французских колоний на территории Африканского континента.

Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. В Риме художник тщательно изучал античное искусство, что воплотилось в его картинах «Эдип и сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида (1811).

О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Лицо модели обнаруживает и меланхолии. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Учился у К. Берне (1808—10) и П. Герена (1810—11) испытал влияние А. Гро.

В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Он посещал больничные морги, делая этюды мёртвых голов истощённых тел, отрубленных конечностей, в своём ателье он, по свидетельству художника О. Раффе, создал нечто вроде анатомического театра.

Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. В 1820-1821 годах в Англии Жерико, пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях ("Большая и малая английские сюиты", 1820-1821) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки ("Дерби в Эпсоме", 1821, Лувр).

Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Подобного показа душевного неблагополучия французское искусство еще не знало. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Мальчик рано стал проявлять интерес к живописи, этому способствовало общение с его дядей – Жаном-Батистом Каруэлем, который коллекционировал произведения фламандских и нидерландских художников. Она определяет устремленное вниз общее движение масс. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.

Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816 – 1817) и Англию (1820 – 1821). Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень.

В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Одно из главных произведений Ж. и всего романтического искусства — «Плот Медузы» (1818—19, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата «Медуза», погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Ж. показывает сложную гамму человеческих чувств — от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история23. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю28.

Она проходила с 12 июня по 30 декабря 1820 года, картину увидели около 50 тысяч посетителей. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Жерико пошел по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».

Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Уже первые произведения Ж., где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом («Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии.

История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему.

Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.

Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. В картине «Балкон» (1868, Музей дОрсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее.

Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет.

«Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Её похвалил М. -Б. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.

Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов25. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии.

Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».

Причину гибели усматривали в непрофессионализме капитана, получившего это место по протекции. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29.

Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому – «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена – Эжена Делакруа.

Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».

Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Жерико писал эти полотна малыми кистями, прорабатывая детали и избегая больших цветовых пятен и сильных светотеневых контрастов.

Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин – «Лошадь Наполеона» – получила награду императрицы Марии-Луизы. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. В Риме художник проводит целый год.

В суровом и безлюдном «Пейзаже с печью для обжигания извести» (1822, Лувр) будничный мотив — повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), — сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.

Полотно отметил и сам Давид. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.

Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).

Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Ещё одна вариация темы – несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере – из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Ему не спастись. В результате «Медуза» села на мель и затонула. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.

В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время – после Давида во всяком случае, – кто питал действительное расположение к педагогике».

Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.

Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).

Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота29. Её похвалил М. -Б. 1817, Лувр, Париж). Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.

10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи.

Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет.

Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. В «Портрете двадцатилетнего Делакруа» (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Ж. В 1820—21 в Англии Ж., пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях («Большая и малая английские сюиты», 1820—21) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки («Дерби в Эпсоме», 1821, Лувр). Этим определялась направленность его поисков»13.

По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).

Сохранив от классицизма тяготение к обобщённо-героизированным образам, Жерико впервые во французском искусстве выразил присущие романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к экспрессивному воплощению исключительных событий современности и сильных страстей. Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных24. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.

В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона – привилегированном воинском соединении. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).

В 1874 — в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» — Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств.

Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.

10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Это интриговало и притягивало взгляд. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства».

Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».