Зима Иван Иванович Шишкин

Русский пейзажист Иван Иванович Шишкин в картине «Зима»так достоверно отобразил великолепие природы, что кажется профессиональная фотография. На своей картине великий художник Иван Иванович Шишкин изобразил великолепие снежной зимы.

Сочинение по картине Шишкина зима

Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком. Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище.

Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа. Легкие тени скользят по коре, падают на землю. Как Шишкин умел так писать картины. В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье.

В окрестностях Москвы. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Заним заснеженный луг или поле.

Конечно, глубоко в лес идти не стоит. Удивительный старик этот Шишкин. Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.

Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. К ним относятся Уголок заросшего сада. Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий. Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу.

Мы можем разглядеть каждую ямку, каждый холмик. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, неизменно поощрял в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано. В этом отходе отдельные старшие передвижники усматривали не естественное для молодых стремление к поиску новых решений, к непрерывному движению вперед, а отступление от славных завоеваний предыдущего поколения в его нелегкой борьбе с отживающим академизмом.

Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение. В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень. Их заиндевевшие ветки чётко вырисовываются на фоне тёмных деревьев, растущих по соседству. Художник сосредоточивает внимание на эффекте вздымающихся к пасмурному небу крон, контрастно освещенных стволов и причудливо изогнутых ветвей, добиваясь поэтически-возвышенной трактовки обыденного. Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор.

Волшебство русской 
зимы в картине «Зима 
в лесу»

Волшебство русской зимы в картине «Зима в лесу»

В левой части полотна изображены редкие деревья, вот таким образом здесь больше света. Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись. С юности им владела страсть к живописи и в 1852 году он покидает родные места и едет в Москву, в Училище живописи и ваяния.

Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой. На переднем плане светлое пятно – небольшая, заваленная старыми деревьями поляна. Что касается Шишкина, то он, достигая удивительной точности цветовой характеристики каждого предмета и объединяя их средствами тональной живописи, также вводит зрителя в живой мир природы. Во второй половине десятилетия, в период нового осмысления им задач пейзажной живописи, происходит становление его аналитического творческого метода, основанного на пристальном изучении натуры, на безграничном пиетете к ней, на убеждении в неисчерпаемых возможностях ее познания. Снег укрыл весь лес прекрасным покрывалом, на котором играют редкие лучи солнца.

Сочинение миниатюра 
ивана ивановича 
шишкина зима

Сочинение миниатюра ивана ивановича шишкина зима

Два накренившихся дерева по краям как бы сосредоточивают внимание на центральной части картины, где изображены вывороченные с корнями, падающие ели. Переместим описание картины Шишкина «Зима» чуть левее. Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи.

«Зима» – одна из лучших его картин. Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь.

И одной из таких многочисленных картин относиться произведение под названием «Зима в лесу». В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы. Их он стремился передать как можно конкретнее.

Лес. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды.

И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. И реалист, для которого важна точность, правдивость в большом и малом. Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала.

Иван Шишкин родился в 1832 году в Елабуге, небольшом уездном городке Вятской губернии (ныне Татарстан), затерявшемся среди густых лесов. Художник мастерски использует различные приемы, давая, по его выражению, почувствовать музыку карандаша. Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами.

Она поломала сухие или слабые деревья, которые полегли на мёрзлую землю. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма. Картина Шишкина «Зима» в этом смысле – отличный образец того, каким знатоком русской флоры, каким точным мастером был художник.

Вся природа только пробуждается от крепкого сна в морозную ночь. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне. Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль.

  • Сочинение по картине Ивана Шишкина «Зима»
  • Сочинение описание по картине Шишкина "Зима в лесу иней"
  • ИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК ШИШКИН И ЕГО КАРТИНЫ ЗИМЫ
  • Сочинение по картине Шишкина «Зима»
  • Сочинение по картине Шишкина Зима (описание) 3, 7 класс

Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин.

Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке. Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно. Известны несколько зимних пейзажей Ивана Шишкина – Зима (1890), Зима в лесу (1877), На севере диком (1890), Лес зимой (1884) и Еловый лес зимой (1884).

В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. И даже снег отливает краснотой. Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.

Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину.

  1. Описание картины «Зима в лесу (Иней)»
  2. Репродукция картины "Зима (Иван Иванович Шишкин)"
  3. Сочинение по картине «Зима» Шишкина
  4. Шедевры русских живописцев: описание картины Шишкина «Зима»
  5. Шедевры Ивана Шишкина: Самые известные картины великого русского пейзажиста
  6. Картины — Шишкин, Иван Иванович
  7. Царь леса — Иван Иванович Шишкин

За строками этого интересного документа встает художник, впитавший в себя прогрессивные эстетические взгляды эпохи. По другую сторону более тёмная тенистая, густая местность. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Рожь.

Иван Шишкин сочетал темные и светлые оттенки красок для пейзажа, разбавив их сине-голубым оттенком неба. Окрестности Москвы, Сосны) или в утренней дымке (Утро в лесу). Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров.

Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна. К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик. В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1.

  • Картина «Иван Иванович Шишкин Зима»
  • Иван Иванович Шишкин "Зима в лесу иней", 1877
  • Шишкин Иван Иванович, картины, биография, творчество
  • Вопросы по картине Зима в лесу Шишкина
  • План описания картины Зима в лесу Шишкина
  • Красочные описания для сочинения
  • Сочинение-описание для 3 класса
  • Описание картины Шишкина Зима в лесу

Пейзаж Шишкина, любой именно такой, какой он есть на самом деле. Передо мной одна из картин художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима в лесу». Шишкин же был пока что на пути к этому.

Мери-Хови. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Показанные в феврале-марте 1865 года на постоянной выставке в Дюссельдорфе, рисунки вызвали многочисленные восторженные отклики. В природе нет для него крупного или мелкого. На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. Массивные, пластически выразительные стволы, свободно раскинутые и напряженно изогнутые сильные ветви, обильная листва – все это кажется погруженным в световоздушную среду.

Художник их штудировал прямо в лесу. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев. В этой картине, обнаруживая новое тональное понимание цвета, Шишкин передает в эпической форме скрытую жизнь глухого погруженного в тишину леса. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Весь лес будто скован холодом. В период особой дружбы с ним Шишкин и писал картину, стараясь, видимо использовать его опыт.

Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо. И. И. Ученик и друг Саврасова, близкий ему по духу, по восприятию природы, он предстает как художник лирического склада.

  1. Сочинение на тему: «Летние каникулы»
  2. Сочинение: описание картины Пластова «Сенокос»
  3. Сочинение на тему: «Описание природы»
  4. Очень красивые картины Шишкина Зима в лесу — Иней
  5. Сочинение по картине Зима Шишкина
  6. Интересные сочинения по картинам
  7. Самое интересное в виде мозаики

Тем не менее выбираемые им за границей мотивы – внутренность горных буковых лесов, лесные дорожки с идущими по ним крестьянами и небольшими стадами, огромные дубы с раскидистыми кронами близки пейзажам художников дюссельдорфской школы, так же как и академические приемы построения картины, распределения светотени, введение декоративности и романтической приподнятости. Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года. На одной из веток сидит маленькая птичка. Над лесом возвышается бесконечное небо без облаков. 1. Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ. Первое место занимает Шишкина Рожь1.

В живописи этот великий мастер кисти остался непревзойдённым «царём леса». Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами. Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин. Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы.

На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Темная глубина на заднем фоне, помогает понять, насколько это большое место. Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности ее проявления, Куинджи присуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты. В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты. Знаменательна стала она и для развития пейзажа. Очевидно, не так давно прошла буря.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Мы изготавливаем качественные модульные картины
  • Собственная производственная база
  • Заявка на картину по своим размерам

Если приглядеться, то на ветке одного дерева можно увидеть птичку. 1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина. Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день.

Но в пейзаже Сосновый лес, холодном, резком, несобранном по цвету, в отличие от звучного, красивого по живописи братцевского этюда, при всем внимании автора к натуре заметна известная эффектность светотеневого и композиционного решений, отвечающая установкам академической школы. В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя. На переднем плане видны крохотные кустарники.

Подобного рода тональные рисунки представляют собой одну из вершин в развитии его графического мастерства. Шишкин использует выразительность линейных ритмов, силуэтов, добивается архитектонического композиционного построения. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Созданные Шишкиным монументальные и жизне-утверждающие образы родной природы, созвучные демократическим идеям творчества передвижников, сыграли важную роль в борьбе за народный характер русской культуры в 70-90-х гг.

Сочинение по картине 
Ивана Шишкина «Зима»

Ведь в ней начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину1. В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую.

Лес – это всегда нечто таинственное и сказочное, а уж зимой-то и подавно. Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим. Хотя подчас Шишкину и приписывали увлечение Каламом, последователем его он, разумеется, не стал в отличие от такого, например, приверженца швейцарского пейзажиста, как А. И. Мещерский, произведения которого, во многом условные и декоративные, Шишкин осуждал еще в годы академических занятий. На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец.

– один из самых пространственных пейзажей русской живописи. И айда в лесную чащу. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Еще большее ощущение праздника возникает при взгляде на маленькую птичку, которая притаилась на одном из деревьев.

Здесь густая крона деревьев не пропускает лучи света. Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина. Птица также как и лес будто заколдована и не может пошевелиться. В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста).

И тот и другой редко зимой поодиночке ходят, как правило, стаями. Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. С момента поступления у юноши началась новая, полная творческих открытий жизнь. Среди долины ровныя. Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России.

Очевидно, не так давно прошла буря. Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины.

В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно. Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане.

Справа темнеет непроходимая чаща леса. Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). От этого свет кажется еще голубее. Лес окутан таинственной тишиной, которая добавляет ему еще больше таинственности.

Этот рисунок фактически начинает собой новую, чрезвычайно интересную и специфическую для восьмидесятых годов линию в творчестве Шишкина. Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин. Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала.

Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах. Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. Вид на острове Валааме (1860). Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Оттенки тёмных цветов подчёркивают, что лес справа более густой.

С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней. А вокруг, куда ни глянь, высятся гордые стройные сосны. Художник словно любуется скромной красотой типичного северного леса с его прямоствольными соснами, песчаной почвой и поросшим мхом валежником.

В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Благодаря такой приближенности переднего плана создается впечатление удаленности не только задних, но и средних планов. Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве. Один из самых совершенных – Берег моря.

Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность. Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед.

Но истинную красоту самых обычных пейзажей может заметить только талантливый художник. Зимний лес – это тишина, это удивительное приподнятое настроение. Написанный мягко и свободно, он отличается чистотой и свежестью цвета и создает впечатление работы исполненной непосредственно на натуре. Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком. Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме.

Это говорит о том, что лес все-таки не полностью замер в зимнем плену. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года.

Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию. Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи. Отец сыграл немаловажную роль в становлении будущего художника. Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859). Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.

Чувствуются глубина оврага, глушь. Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. Шишкин был в высшей степени наделен способностью находить в природе черты и строй будущей картины и мысленно уже представлять ее себе.

Об умонастроении лучшей части этой молодежи можно судить по находящейся среди архивных материалов Шишкина рукописи-черновику статьи Художники и студенты. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Для изображения лесав правой части полотнахудожник использовал более тёмные краски, чтобы показать, что лес густой. Слева лесок более редкий, там растут тоненькие молодые деревца. Интересно сопоставить Лесные дали с близким по теме полотном Лесная даль в полдень исполненным в 1878 году М. К. Клодтом, первым обратившимся к столь значительному замыслу. Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность.

Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений. Воздух словно напоен теплом. Все сковано морозом и погружено в тень. В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом.

Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень. Мы можем разглядеть каждую ямку, каждый холмик. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон.

8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом.

Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Она напыжилась, старается согреться, но, все равно, рада наступлению такой удивительной поры. На картине Шишкина «Зима» мы видим зимний лес, который изображен так реалистично, что становится немного прохладно. На переднем плане изображена заснеженная поляна.

Мастер смело экспериментировал. Пейзаж носит пространственный характер. В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881). До такой степени прорисованы все мельчайшие детали, что пейзаж как живой. Красота красотой, да зверьё шастает голодное.

В центре картины, возле лежащих стволов, в меховых шубках стоят маленькие ёлочки. В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте.

Композиционной доминантой является группа деревьев в центре. Прекрасно написана поляна справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету молодой порослью. Рассматривая эту часть ощущение, будто попал в царство известной нам королевы. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса.

Описание картины Шишкина «Зима» начнём с определения общего колорита и настроения произведения. Четкое разграничение каждого отдельного объекта создают реальную картину зимнего леса. В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии.

Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу. Мастер не старается изобразить его лучше интереснее, пригляднее, чем в действительности. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Изображена Кама близ Елабуги.

Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива. Все эти познания Иван Васильевич преподавал своим детям, развивал у них интерес к природе. На переднем плане стоят старые высокие сосны с мощными стволами. Товарищество, сыгравшее чрезвычайно важную роль в демократизации искусства и объединении крупнейших художественных сил страны, превратилось для Шишкина в неотъемлемую часть его собственной творческой жизни. Ты слышишь только щебетание птиц и хруст снежного покрова. Сиверская (1883. ).

В семье было шестеро детей – четыре дочки и двое сыновей из которых Иван был младшим. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Зима предстаёт во всём своём великолепии.

А главное, в зимнем лесу можно почувствовать себя беззаботно счастливым. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.

Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился. Хочется прикоснуться рукой к деревьям, ощутить шероховатость их стволов, дотронуться до покрытых инеем ветвей. Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875).

Последователь Крамского, убежденный сторонник просветительской идейно-художественной программы передвижников, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь, он в 1896 году с гордостью писал: Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки. Пейзаж Шишкина, любой именно такой, какой он есть на самом деле. Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа.

Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы. В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве. Устремляясь вперед, дорога уводит взгляд зрителя к светлой реке, холмам и чуть белеющей церкви и затем к смыкающемуся с горизонтом небу.

Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре). Но истинную красоту самых обычных пейзажей может заметить только талантливый художник. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Автор произведения – романтик, воспевающий природу, умеющий жить её жизнью. Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье. В середине картины лес будто расступается.

Продолжая описание картины Шишкина «Зима», обратим внимание на то, как рельефно, реалистично выписан снег. Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно.

Небо синее-синее, почти хрустальная синева. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор. Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.

Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов. Мастер не старается изобразить его лучше интереснее, пригляднее, чем в действительности. Передвижники). И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия. Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков. Одна из моих любимых картин Шишкина – Зимний лес.

По одну сторону стоит лес, охваченный инеем. Правда, трактует он его спокойно и сдержанно. Автор заложил в неё много силы и умиротворения.

За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством. На всем словно лежит серый налет. И в этом уже проявляется своеобразие художника. В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы. В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.

Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. В 1857 году Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Этюд Полдень. Ведь россияне сильны своей широкой душой и обхватывающей всё любовью.

Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер. К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем.

Сейчас эти мечты стали явью.

В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе. На картине изображензимний лес. С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895).

В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры. Божия Благодать.

Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них. Впереди художника ждали новые достижения. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.

Зима. В глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890). От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Если в предыдущей картине могучий дуб доминировал в композиции, то теперь одинокая сосна – лишь один из элементов, организующих пространство.

Именно такой представлена природа на картинах знаменитого русского художника Ивана Ивановича Шишкина, его картины поразительны их отличает особая реалистичность, видя их, мы подсознательно переносимся в мир изображенный на полотне и ощущаем те самые переживания, что испытывает сам художник. Он написал много картин. Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора.

На переднем плане изображена заснеженная поляна. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1. Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией. Внимательное штудирование натуры сочетается в нем с широтой видения художника, который, не пренебрегая деталями, в то же время стремится подчинить второстепенное главному, в данном случае поэтическому образу цветущих деревьев.

Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику. Деревья словно расступаются перед зрителем, чтобы он лучше рассмотрел хрустальную синеву неба. Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности. В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день.

Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Но облачное небо уже начинает светлеть. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора.

В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно. Сучки и ветки торчат из-под них, резко чернея на белом фоне. Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, – делился Крамской с Васильевым, – по два, по три этюда в день катает, да каких сложных и абсолютно оканчивает1.

Шишкин принадлежал к кругу той передовой академической молодежи, которая воспитывалась на идеях прогрессивной материалистической эстетики и литературы и восставала против искусства, чуждого современности, против казенно-бюрократических порядков. Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883). Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни.

Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи.

Автор словно утверждает значительность темы. Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева). Колорит здесь играет решающую роль.

По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень. Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху.

В картине 1867 года В церковной ограде. Ещё одно замечательное свойство таланта – рисование без прикрас, без «приглаживающих» выдумок.

Обращая внимание на эту сторону, кажется, что попал в снежное царство. Автор настолько глубоко постиг натуру, что ему достаточно двух верно положенных мазков, чтобы передать характер того или иного предмета, например, пня на переднем плане. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.

Это под силу только гению. Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане. Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью.

Невероятно. Таким образом, композиция получается цельной. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. Темные древние деревья с мощными стволами как бы «окаймляют» светлые участки. Сучки и ветки торчат из-под них, резко чернея на белом фоне.

А их было немало. Он всю жизнь писал природу, запечатлевая ее в летний знойный полдень (Полдень.

Ближе к зрителю их кора приобретает тёплый красноватый оттенок. А какая красота. Отец Ивана – Иван Васильевич – был купцом. Такой же лёгкий розовый отсвет лежит вокруг на всех предметах. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.

Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ). Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола. Используя минимальное количество цветов, Шишкин создает объемную картину. Шишкин был и оставался до конца непревзойденным знатоком дерева, художником, не имевшим соперников в изображении хвойного леса.

Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга. О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857). В центре картины, возле лежащих стволов, в меховых шубках стоят маленькие ёлочки. Думается, что можно. И там и тут обстоятельное повествование с включением множества подробностей, натурность изображения. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.

Он суров, величествен, но доступен. Оба они шли от своих натурных наблюдений, у обоих очень спокойное и любовное повествование о природе, подлинно живое ее восприятие. Наиболее высокие и красивые деревья помещены в центре, между ними видна освещенная часть леса с красноватыми стволами сосен, бросающих длинные тени на землю.

Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени. Кажется, что ты стоишь среди соснового леса и вот-вот почувствуешь его хвойный запах. На переднем плане изображена заснеженная поляна. К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом.

Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии. Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера.

За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Зимняя природа озаряется морозными лучами от короткого дневного солнца.

Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. Работы Ивана Шишкина по праву не раз удостаивались высших наград. О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов. Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов.

Одно из них – Сосна. Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы. Кстати, последнее со всей наглядностью выявляет исследование произведений Шишкина в инфракрасном свете. Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи.

Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны. Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы. Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. Шишкин родился в 1832 году в г. Елабуге, среди нетронутых и величественных лесов Прикамья, которые сыграли огромную роль в формировании Шишкина-пейзажиста.

В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина. Но детали не нарушают целостности общего впечатления. В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину. Картина Хвойный лес.

Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Хочется пойти на свет и выйти из загадочного леса навстречу чему-то светлому и доброму. Так крепка сила мороза и так хорошо от этого на душе. Он выделяет живописцев, обращающихся к национальной природе, стремящихся отойти от нарочитой эффектности, тяготеющих к натурности изображения, к простоте и обыденности мотивов.

Ближе к зрителю их кора приобретает тёплый красноватый оттенок. И даже снег отливает краснотой. Хотя всё живописное наследие мастера входит в золотой фонд русского искусства. Это одно из самых совершенных произведений художника.

В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой. В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. С раннего утра лег на ветви деревьев иней. Богато нюансирован цвет. И еще новое – приближенность изображения к зрителю.

Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию. Валаам (1858, 59. Описание картины Шишкина «Зима» заставляет обратить особое внимание на задний план живописного полотна.

По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую. Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче. Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Лес зимой- это не летний лес с его шумом. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне.

Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869). И вместе с тем произведение не носит камерного характера. Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству. Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения.

Отец много трудился на благо родного города: написал книгу «История города Елабуги», занимался благотворительностью, до сих пор частично действует построенный им водопровод, Он увлекался механикой историей, археологией, естественными науками. Посвященные обыденной русской природе, неразрывно слитой с жизнью крестьян, картины Рубка леса и Вид из окрестностей села Поречье сходны по своей идейной сущности. Картина полна эпического звучания. Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2.

В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым. Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии.

Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие.

Шишкин как никто другой смог передать всю красоту русской зимы в своей известной картине «Зима». Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Требовательный к себе, он считал необходимыми свойствами художника трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность, добросовестность и честность. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива.

Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Картина Шишкина «Зима» в этом смысле – отличный образец того, каким знатоком русской флоры, каким точным мастером был художник. В доме Шишкина постоянно бывали молодые художники, он охотно брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки.

Все сковано морозом и погружено в тень. Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив. Разные нажимы пера, выразительный линейно-штриховой ритм и возникшие на этой основе разнообразные градации черно-белого тона создают впечатление трепетности солнечного света, проникающего в полумрак чащи, скользящего по листве, камням и воде. Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878).

В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. Небольшая поляна на фронтальной части рисунка служит белым контрастом. Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887).

Как видно, не так давно прошла буря. Из впечатлений от картины складывается множество слов. Здесь был исполнен гармоничный по цвету, несколько романтический этюд Мельница в поле, заставляющий вспомнить красиво и просто написанную Мельницу в степи некогда увлекавшего Шишкина В. И. Штернберга. Взору открываются огромные массивы лесов.

Порывы ветра словно доносят шум их ветвей. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Русское богатство. Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма.

Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.

Судя по описанию оказавшегося в Чехословакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины Утро в сосновом лесу, принадлежащего Государственной Третьяковской галерее. Возможно, когда-то здесь была тропинка. Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе. Домотканово (1888).

В сущности то же самое имел в виду и основатель Киевской рисовальной школы Н. И. Мурашко, который хотел увидеть в картине Шишкина Полесье больше света с его игрою золотистой и с его тысячью то красноватых, то воздушно-синеватых переходов2. Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры. Ажурностью, легкостью, придающими рисунку особую прозрачность, он напоминает тончайшее кружево. Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места. Контрасты светотени призваны усилить выразительность образа, но, увлеченный подробностями, Шишкин идет еще по пути скорее внешней описательности.

Вдали виднеется просвет, как бы выход из леса.

В окрестностях Москвы (1866 и 1869). Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864). Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием.

Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1. Приближается страшная гроза. Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность.

Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт.

В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность. Моделируя их форму, художник буквально лепит ее, нанося мелкой кистью мазок за мазком, насыщает цветом, наполняет жизнью, пишет многослойно, пастозно, придавая большое значение и фактурному решению полотна. Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства. В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева.

Настоящая снежная русская морознаязимас её необыкновенно волшебными ощущениями сказочности. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Человека с противоречивой душой и поступками.

Член-учредитель ТПХВ (см. Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь. Любовь, с какой Шишкин относился в природе, передается и зрителю. Он носит романтический характер. Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года.

Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. Все они были написаны под Петербургом.

В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой. Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания. Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием.

Они давали богатый натурный материал. Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина. К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений. Художником «абсолютной действительности» был назван современниками Шишкин. Острые ветви небольшого куста в левом углу, еще раз подчеркивают не рукотворное происхождение этого дивного места. От полотна веет холодным спокойствием, умиротворением, зимним праздничным настроением. Она тоже замерзла и сидит, распушив перья, чтобы хоть как-то согреться.

Даже обращаясь к непривычным для себя приемам, художник добился определенной выразительности, по-своему передав возвышенный строй поэтического образа, созданного Лермонтовым. Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65).

Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи. Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень.

Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Все полно жизни. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Если долго на него глядеть, то можно от белоснежного блеска слегка ослепнуть.

Лучшей вещи он не писал1. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника. И Шишкин не останавливался на достигнутом.

Смотря на неё замечаешь спокойствие и одновременное побуждение к жизни, к действию. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Своими работами первой половины шестидесятых годов Шишкин органично вошел в систему современной ему европейской живописи. В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований.

В живописи этот великий мастер кисти остался непревзойдённым «царём леса». Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень. Сзади, в правой части картины находится небольшая чаща.

Все вокруг погружено в зимний сон. Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года. Теперь он чаще прибегает к графитному карандашу, чем к стальному перу, чаще обращается к натурным наброскам, чем к рисованным картинам. С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог. Он кропотливо изучает натуру. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов.

Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. От картины «Зима» веет спокойствием, умиротворением, благостью. Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Обожаю лес, но лес под снегом – это нечто особенное, сказочное, волшебное.

Общая картина настолько живая, что невольно оказываешься там, в морозном утре. Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания. Он критикует их за бездушный, сухой рисунок. Лес зимой- это не летний лес с его шумом.

Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1. Белый снег скрипит под ногами, а вокруг лишь голые шершавые стволы деревьев. Ветки и часть стволов покрыты снегом, в картине много света. Местность Кукко» была удостоена Большой золотой медали. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. При всем том было бы весьма односторонним представлять это время как некий застой в пейзажной живописи, считать, что прогрессивные традиции романтизма тридцатых годов, выхолощенные Академией, дегенерировали в рутину и стали своего рода тормозом на пути дальнейшего развития искусства. Такая же дружная еловая семейка в живописном наряде высится и справа от малышей.

Природа насыщена сырым воздухом. На косогоре (1880). Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет. Именно ощущение величия зимнего русского леса удачно передал великий художник Иван Шишкин. Ближе к зрителю их кора приобретает тёплый красноватый оттенок.

Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев. Густые кроны бросают на них тень. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. А противоположная сторона более темная.

Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова. Каждое из них вызывало интерес зрителей.

Ближе к зрителю их кора приобретает тёплый красноватый оттенок. Недаром такой мастер пленэра, как В. Д. Поленов, сразу выделил Сосны, освещенные солнцем среди множества экспонатов пятнадцатой передвижной выставки: Я никогда такого живого у Шишкина не видал, – писал он жене1. Последнюю свою работу он так и не закончил. Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче.

И. И. Мало ли кого встретишь.

Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель. Четкое разграничение каждого отдельного объекта создают реальную картину зимнего леса. Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника.

Этот прием будет характерен для него и в позднее время. Его восхищение природой с годами не притупляется. Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития. Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891).

Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894). Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака.

Он обладал высокими нравственными качествами, которые старался привить своим детям. Недаром его называли швейцарским Поттером. Одна из них называется Зима. Глубь леса притягивает и манит своей неповторимой красотой и спокойствием. Об интересе к переходным состояниям природы свидетельствуют, например, его дождливые работы, но особенно – формирование целого туманного цикла (Туманное утро, 1885 Туман в сосновом лесу, 1888 Крестовский остров в тумане, 1888 Утро в сосновом лесу, 1889 Туман, 1889 еще один Туман, 1890 и др. ). Однако трактованы они с большей живописной свободой.

По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива. Такой же лёгкий розовый отсвет лежит вокруг на всех предметах. Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы).

Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. Вокруг, куда ни глянь, высятся гордые стройные сосны. Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка. Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер.

Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Знакомство с творчеством зарубежных мастеров помогло Шишкину со временем четко определить свои собственные идейно-творческие позиции. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза. Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство.

Окрестности Москвы. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Хвойные деревья на картине застыли, скованные морозом. Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины. С одной стороны нарисован лес, покрытый белым инеем. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2.

В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. Более светлые оттенки небесной глазури использованы на заднем плане картины. Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки.

Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега.

Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895). Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку. Они свидетельствовали о разнообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза художника, не только остававшегося на том высоком уровне мастерства, которого он уже достиг, но и продолжавшего совершенствоваться в непрестанном изучении натуры. Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности.

Иван Шишкин родился в 1832 году в Елабуге, небольшом уездном городке Вятской губернии (ныне Татарстан), затерявшемся среди густых лесов. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе.

Тут тебе кабан может встретиться или волк. В живописном плане произведение еще далеко от пленэрности, однако цветовая гамма его естественна и гармонична. Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. Смотришь по сторонам, морозец потрескивает средь веток.

Окрестности Москвы. Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма. В середине картины лес будто расступается.

Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали.

В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством. При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано. Там живописно раскинулись высокие кусты, может быть, шиповника. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе. Процесс отбора идет даже на этой стадии.

Снег завалил всё вокруг высокими сугробами, под которыми прорисовываются упавшие стволы. Заним заснеженный луг или поле. А вот снежную зиму пейзажист почти не изображал. Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало).

Переместим описание картины Шишкина «Зима» чуть левее.

Когда я долго смотрю на картину, у меня создаётся впечатление, что я нахожусь в этом заснеженном лесу. Тут главное потеплее одеться, чтобы холод не забрался до самого нутра. Поощряемые преподавателями, ученики много работали на натуре и уже одно это способствовало связи их искусства с реальной жизнью.

60. ). Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы. Там светло и снег искрится в лучах холодного зимнего солнца. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.

Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. В правой части картины художник использовал более тёмные цвета. Тихо в лесу. Морозец всё сильнее и это несмотря на то, что светит солнышко.

Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад.