Зинаида Евгеньевна Серебрякова Автопортрет

10 автопортретов Зинаиды Серебряковой — самой важной русской художницы

В 1966 большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Задумчивый человек. Во времена хрущёвской оттепели разрешаются контакты с Серебряковой.

Художница с ранних лет росла в атмосфере искусства. Серебрякова Зинаида Евгеньевна, русский художник. Глубоко верны слова о «прирожденном мастерстве» Серебряковой — ведь она была, по существу, самоучкой, ставшей благодаря таланту, помноженному на упорный труд, великолепным и оригинальным живописцем, всегда идущим своим путем. Училась в Петербурге в школе-мастерской М. К. Тенишевой (с 1901) и в студии О. Э. Браза (1903-05). Она смогла приехать во Францию и, наконец, увидеть мать. автопортрет с дочерьми 1921.

"Что же в ее творчестве так неодолимо привлекает тысячи зрителей. Они любят друг друга, готовы соединить свои жизни и родные принимают их отношения. Мы чувствуем свет души этой юной женщины. Все они поражают жизненностью, простотой и прирожденным мастерством».

  1. Прекрасные женщины на портретах художницы Зинаиды Серебряковой
  2. Зинаида Серебрякова: жизнь в картинах
  3. Серебрякова, Зинаида Евгеньевна
  4. Зинаида Серебрякова, За туалетом: описание картины
  5. Шедевры живописи Зинаиды Серебряковой
  6. Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884 – 1967)
  7. Серебрякова Зинаида – взгляд в зеркало

Александр стал брать заказы и писать интерьеры богатых домов, Катя взяла на себя быт. В ее мире нет ни трагедий, ни муки, ни смерти. Не менее важно, что Бенуа отмечает среди основных достоинств ее работ их настроение: «Они все веселые, бодрые и молодые». Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на «туалете»». В 1928 и 1930 едет в Африку, посещает Марокко.

Работа юных крестьянских девушек в поле привлекает её особое внимание. Диспропорция растущего существа, этакий человечий «щенок» с большими лапами — он знает, что будет огромной собакой, а пока ему некуда деть их. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере (1848—1886)— известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна (1850—1933), дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа, в молодости была художником-графиком.

  1. Картины — Серебрякова, Зинаида Евгеньевна
  2. Крупная ретроспектива Зинаиды Серебряковой пройдет в Третьяковской галерее
  3. Автопортреты конца 1900-х— начала 1910-х годов
  4. Зеленая страна: как вывести 10 тысяч человек на уборку улиц и совсем не потратить денег
  5. Мария Степанова: «Если долго обещать себе тридцать седьмой год, он может пойтинавстречу»
  6. 10 фактов о «Доме, который построил Джек», которые вы могли не знать
  7. Счастливая жизнь Зинаиды Серебряковой

Таких работ уСеребряковой виммиграции было очень много. По словам искусствоведа Валентины Князевой, это произведение «чарует своей световой насыщенностью: кажется, что и фигура женщины на переднем плане и натюрморт и фон не только залиты светом, но сами излучают его». Хрупкая женщина знаменита своими сильными и яркими работами. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. А теперь мы просто полюбуемся ее картинами. Натюрморт с кувшином. Автопортрет. Автопортрет с шарфом 1911. Баня. Серебряков Борис Анатольевич. Лансере Ольга Константивна. Портрет А. Черкесовой-Бенуа с сыном. Автопортрет (1922). Автопортрет (1946). Бенуа Александр Николаевич (1924). Баланчин Джордж (в костюме Вакха, 1922). Бенуа-Клеман Елена Александровна (Елена Браславская, 1934). Лола Браз (1910). Пейзаж.

Сдержанный колорит портрета также оставляет его в «рамках» трёхмерной живописи реалистических полотен, а сочетание плоскостей и объёмов примиряет его с парадоксами нового стиля». Серебрякова – это недолговечное чудо равновесного согласия природы и культуры. «За туалетом. На заднем плане видна белая стена, а также столик с тазом и кувшином для умывания18.

Автопортрет «За туалетом»Зинаида Серебрякова написала в 1909 году в родном селе Нескучное (сейчас в составе Харьковской области). 6. Петербургское качество оказалось унаследовано и Серебряковой, отцовство Петербурга, «благородство и строгость» различимы и в её творчестве. Автопортрет простотой и в то же время некоторой таинственностью трактовки образа.

Екатерина Николаевна, мать Зины, тоже училась в Академии. 1. С искренним увлечением написан отраженный в зеркале незатейливый натюрморт («я забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете»): флакон духов, булавки, платочки, бусы и свеча в подсвечнике — кстати, единственный предмет изображенный дважды, «в натуре» и в отражении.

И, может быть, самая главная и наиболее привлекающая зрителя его черта — это «простая красота», которая «есть во всем». Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа вспоминал, как Серебрякова «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи» и писал, что на протяжении всех прошедших с того времени лет её искусство продолжало оставаться таким же «свежим, непосредственным и подкупающим»30. —Прим.

  • Зинаида Серебрякова, «За туалетом» : краткое описание картины
  • Картины художника Зинаиды Серебряковой
  • Всемирный подниматель настроения)))
  • Работы художника — Серебрякова Зинаида Евгеньевна
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Напишите отзыв о статье Серебрякова, Зинаида Евгеньевна

Чаще всего художник пишет автопортрет, пользуясь зеркалом. Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». За окнами царит зима (что удалось передать талантливой художнице с помощью света), а в комнате, среди причудливых безделушек, духов, свечей — тепло и празднично. А незадолго до смерти художницы и Евгений смог встретиться с матерью. Но решительно переменились за это время общественные обстоятельства, с одной стороны и содержательные и стилевые аспекты живописи — с другой. В 1902—1903 она путешествует в Италию.

Дух высокого искусства царил и в доме. За туалетом» (холст, масло 75х65 см) хранится до сих пор. С детского возраста Зина и Боря воспитываются вместе. В большую семью Бенуа. Детские и юношеские годы Зинаиды Евгеньевны прошли в Петербурге.

Бенуа же, безусловно выделяя автопортрет племянницы, замечал: «Другие произведения Серебряковой (были выставлены портреты крестьян, в том числе «Пастух» и «Нищий», портрет студента, пейзажи «Весной», «Зимний день», «Зеленя». — А. Р. )— дальнейший комментарий к ее искусству. В декабре 1920 года Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. Зинаида безоглядно поверила ему и покорно последовала в живописи за дядюшкой. Её мало видели с книгой, она редко играла со сверстниками и не интересовалась учёбой.

  • Отрывок, характеризующий Серебрякова, Зинаида Евгеньевна

На земле она видит только райски радостное, прекрасное, детское. Следует отметить, что Серебрякова нередко «баловалась» изображая саму себя. Это уже французский автопортрет.

Прекрасные женщины 
на портретах художницы 
Зинаиды Серебряковой

Учительское достоинство в собственном смысле принадлежит только Богу. Но это уже мало способствует повышению мастерства. 5.

Зеркало — это мы, зрители. Недаром Е. Е. Лансере в письме К. А. Сомову, сравнивая это произведение с более ранними работами сестры, дает ему очень точное определение: «Вещь несравнимо значительнее — полукартина, полуавтопортрет, маслом, почти в натуру: дама deshabillee (в домашнем, утреннем платье, полуодетая, фр. — А. Р. ) расчесывает себе волосы, автор себя видит в зеркале, так что часть предметов на первом плане повторяется вдвойне (свечи). Серебрякова создает идеальный образ гармонически абсолютного человека, но это только мечта, мимолетная «реальность» отражения. Картина «Автопортрет.

Е. Дорош, конечно, прав в том, что «деревенский мир» с пушкинских времен до начала XX века внешне изменился сравнительно мало. За месяц до того она экспонировала две ранние работы — «Автопортрет» 1905 года и несколько более поздний «Портрет няни» — на выставке современных русских женских портретов, устроенной С. К. Маковским в редакции журнала «Аполлон». Многие современники кнему относились поэтически ипервым онем написал Александр Бенуа (основатель «Мира искусства» приходился художнице дядей. Мы вдруг чувствуем, как тяжелы они худенькой фигурке. Надежда Леонтьевна Бенуа (в замужестве Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актёра и писателя Питера Устинова— таким образом, он приходился З. Е. Лансере двоюродным племянником.

И она с братьями и мамой уехала в Петербург к дедушке. 6. Они очень доброжелательно были отмечены в печати — в каталожной статье Г. К. Лукомского и в «Художественном письме» А. Н. Бенуа. Кажется.

Это было второе выступление художницы «на публике». К тому же Зинаида — римско-католического вероисповедания, Борис — православного. В эту квартиру поселили «на уплотнение» артистов театра МХАТ. Дочь Е. А. Лансере. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже.

Серебрякова решила ехать. Но разве мог понять «дядя Шура» мать, которая не могла видеть глаза голодных своих детей.

Французское общество восторгалось ар-деко, а работы Серебряковой не оценивались высоко. Но художница не смогла на нее приехать по состоянию здоровья. Или все-таки не хотелось. Дорогие друзья. Но трудность заключается в том, что церковью не поощрялись браки близких родственников.

При работе над картиной Серебрякова использовала белила, которые хорошо отражают свет. Добиваясь осязаемой материальности в изображении таинственного мира, «существующего» по ту сторону зеркала, художница как бы стремится проникнуть в глубоко спрятанную тайну человеческой природы и самой жизни. Член объединения Мир искусства.

Это эскиз кпортрету, который находится вОдесском музее. В ее семье говорили: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани. Маракеш. По словам художницы, «дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного». Дочь стала в то время главной моделью художницы.

Мф. 23:12. Зинаида увлечённо занималась живописью, Борис готовился стать инженером-железнодорожником. Надо сказать, что в этой семье было шестеро детей.

Прекрасные юные девушки изображались ею в самых различных позах – стоя, сидя, вальяжно раскинувшись на постели. В ноябре того же года она выехала в Париж, где занималась в Академии де ла Гранд Шомьер20. Она знакома нам с детства. Девочкам 9 и 8 лет они в «тельняшках», – вчера с платформы видел, как мимо старинного здания вокзала во Мге на велосипеде проехали две девочки, старшая вела, младшая сидела сзади на багажнике, она была в тельняшке, что делало ее, как ни странно, модно-нарядной. Эта работа считается эскизной кпортрету «Затуалетом»— да, тот знаменитый портрет сделан вдругой манере ицветовой гамме, нонанем есть таже самая улыбка, которая его отличает иона здесьже замечательно изображена.

Косвенное дорошевское сравнение Серебряковой на автопортрете с пушкинской Татьяной, конечно, не случайно: так непосредственно прелестен образ, так веет от него чистотой и очарованием юности — от огромных продолговатых глаз, свежего, слегка улыбающегося рта, чуть скуластого, сужающегося к подбородку лица, густых темных волос, грациозного и очень естественного движения обнаженных рук, белизны лифа. Вообще, портрет счастья— это портрет Серебряковой. Несколько смягчённые тона в той же цветовой гамме можно найти в других частях полотна16. Модерн — стиль, пришедший в Россию из Западной Европы в начале девяностых годов и расцветший, особенно в архитектуре и прикладном искусстве, к середине 1900-х, — наложил свой отпечаток на творчество таких крупных русских живописцев, как М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, ранний В. Кандинский, а среди «мирискусников» — Л. Бакст, К. Сомов, А. Бенуа.

И в этом очарование ее картин. В 1905—1906 занимается в fr:Acadmie de la Grande Chaumire в Париже. Серебрякова уже никогда не сможет повторить этого успеха. Это качество живописи Серебряковой — если не «веселость», то, во всяком случае, бодрость, — в ту пору вполне естественное и в последующие периоды ее весьма нелегкой жизни оставалось всегда неизменным, подчас вступая в резкое противоречие с ее повседневным мироощущением, да и с замкнутым, самоуглубленным характером.

Однако эти портретные работы оказались лишь предшественниками произведения, сразу выдвинувшего ее в первый ряд русских живописцев этих лет, — автопортрета «За туалетом», характеризующего эпоху своего создания с такой же точностью, как «Девушка, освещенная солнцем» Серова — вторую половину восьмидесятых годов XIX столетия, а «Купание красного коня» Петрова-Водкина — начало 1910-х годов. Муж — Борис Анатольевич Серебряков. Очень хорошо проработано лицо, хорошо отражено состояние предчувствия. Немаловажное место в творчестве Серебряковой занимает обнаженная натура.

Катя на террасе, 1930, – оба произведения в ГТГ). Бенуа называл эту картину Серебряковой «таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её» он описывал этот автопортрет, как «самую радостную вещь», отмечая, что «здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то совершенно художественное»91011. Она рисует как дышит – легко и светло. Художница изобразила не реального человека, а его отражение в зеркале.

У него художница проучилась два года. Они рядом и в Петербурге и в Нескучном. Она отправляется во Францию. Портрет втюрбане был написан вПариже уже после замужества.

«Улыбкой во весь рот» назвал он эту работу, вмиг заметивший и блестящее мастерство и необычное радостное настроение этой работы. Татьяна стала театральным художником, а Евгений – архитектором-реставратором. Позже умер Борис. Во время Второй Мировой войны переписка с ними и вовсе оборвалась.

По вечерам мы ходим слушать соловьев, которые заливаются в обоих садах». На смену чёткой штриховке пришла более мягкая, контурная линия стала менее жёсткой. Как художник, Серебрякова сформировалась в Петербурге и не изменила себе, несмотря на то, что вторую половину жизни она провела в эмиграции. Вчера мы сорвали первую зацветшую ветку вишни и черемухи, а скоро весь сад будет белый и душистый за эту ночь (шел теплый дождичек) весь сад оделся в зелень, все луга усеяны цветами, а поля ярко-зеленые, всходы чудесные. Может вот таким образом получилась очень добрая, теплая и светлая работа.

Но это ей не удалось. ред. ): «Есть что-то ребяческое вэтом боковом взгляде «лесной нимфы», что-то игривое, веселое Икак само лицо, так ивсе вэтой картине юно исвежо». Иэта маска переходит напортреты еепоздних персонажей. В общей сложности насчитывается не менее 15 автопортретов Серебряковой.

Работа выполнена в светлых, теплых тонах, передающих солнечное морозное утро. Село Нескучное Курской губернии. Париж. У Серебряковой эрос легкий, воздушный, незримо проникающий все ею сотворенное.

За туалетом». Еще более показательны ритмизованность решения картины и характерная для модерна «остановленность» действия во времени. В этот период она рисует на темы из театральной жизни. Её выступление, столь неожиданное, вызвало восторженные отклики, но настоящий фурор произвёл автопортрет «За туалетом». Тут он оказался плохим учителем. Обед» (1914) и «Беление холста» (1917).

Например, Марине Цветаевой это удалось. Надежда Леонтьевна Бенуа (в замужестве Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актёра и писателя Питера Устинова— таким образом, он приходился З. Е. Лансере двоюродным племянником. Биографы утверждают:Впоследствии она раскаялась и хотела вернуться в Россию, пусть даже в СССР. Эта «зеркальность», отраженность изображаемого, двойная — хотя в данном случае непреднамеренная, подсознательная — отстраненность его от зрителя, пребывание модели и окружающего ее предметного мира, по выражению Д. Сарабьянова, «на грани посюстороннего и потустороннего бытия»является одним из излюбленных приемов модерна. Зинаида Серебрякова умерла в 1967 году в возрасте 82 лет.

Вроде всё так прозаично – девушка расчесывает волосы перед зеркалом. Особенное влияние на становление Серебряковой оказал дядя Александр Николаевич. Автопортрет «За туалетом», посланный Серебряковой в Петербург по настоянию брата Евгения, получил всеобщее признание на VII выставке Союза русских художников, где он экспонировался вместе с тринадцатью другими работами Серебряковой, созданными в 1906–1909 годах. Также и словами: «отцом не называйте» не возбраняет почитать родителей напротив, Ему угодно, чтобы мы почитали родителей и особенно духовных отцов. Но подлинно большой успех и признание любителей живописи, прежде всего круга «Мира искусства» во главе с Александром Николаевичем Бенуа, принесло ей портретное творчество конца 1900-х — начала 1910-х годов.

Созданное вокруг Бенуа объединение «Мир искусства» стало для Серебряковой её художественными университетами. Выставку работ Зинаиды Серебряковой можно посмотреть до 30 июля. Еще обэтом портрете замечательно написал поэт Чулков, который сравнивал появление этого портрета слинией Леонардо даВинчи вискусстве.

««За туалетом» Зинаиды Серебряковой – один из лучших автопортретов в русском искусстве, который принёс художнице, показавшей его на петербургской выставке 1910 года, шумную славу, – уже современниками её был оценён как первоклассное произведение. Это «существование как отражение» служит ей (может быть, абсолютно подсознательно) своеобразной «защитой», границей между собой и зрителями, существование которой особенно характерно для целомудренной и скромной Серебряковой — человека и живописца. Лансере в папахе 1915. Лифарь Сергей Михайлович (1961). Лукомская С. А.

может быть, более всего в рисунке, где точность, чистота. Женя 1907 г. Женя 1909 г. Зинаида много путешествует. Так как, конечно, – сужу по здешней прессе и вкусам, – в моем искусстве нет ведь никакой оригинальности ни в сюжетах, ни в манере рисования и прочем» Кроме естественной скромности, здесь сомнения связаны и с изменениями в советской живописи, особенно с новым поворотом к авангарду группы художников, активно поддержанных в «здешней прессе». Все, что ей удавалось заработать, она отправляла детям. Много лет спустя Бенуа не преминул вспомнить, что уже тогда она «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи», неожиданно для всех представ перед современниками «готовой художницей».

Да и на родине ее не забывали. (1948). Ну а эту многие из вас все время видят (девушка со свечой, автопортрет, 1911). Юсупов Феликс Феликсович (князь, 1925). Юсупова Ирина Александровна (княгиня, 1925). Оннаписан влегкой эскизной манере, когда из-под одного изображения проглядывает другое.

Николай стал талантливым архитектором, а Евгений Евгеньевич -- как и сестра художником. Его мать — Зинаида Александровна Лансере — родная сестра отца художницы. Бенуа был настолько увлечён своим открытием, он с таким волнением рассказывал о художнике, о его этюде «Старая няня в шлычке», что Зинаида немедленно скопировала этот этюд. С 1924 жила в Париже.

Всё, как в самых лучших народных преданиях о прекрасных матерях, мудрых отцах, кротких дочерях и суженых Богом вторых половинках для создания своей идеальной семьи. Искусствоведы автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Зинаиды Серебряковой: «Баня», «Жатва» и «Беление холста». Разлука с двумя другими детьми угнетала Серебрякову.

Серебрякова писала: «Как ужасно, что современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть «модным» или «немодным» и требуют от художников постоянного «обновления», а, по-моему, художник должен оставаться сам собой. ». Все его сыновья — художники, деятели искусства.

После этого заказа Зинаиде было сложно найти работу. Через пять лет в России состоялась первая выставка работ Серебряковой. Среди её работ этого периода встречаются и портреты и автопортреты22. Но, по сути именно автопортрет «За туалетом» стал подлинным открытием нового дарования, отмеченным не только блестящей статьей Бенуа, но и рядом других отзывов. Учитель ввёл специальный предмет «Копирование картин Эрмитажа», что позволило студентам не только изучить приёмы письма старых мастеров, композицию, колорит, но и вникать в суть творческого замысла художника.

«Автопортрет вкостюме Пьеро» тоже впервые показывается навыставке. Столь свойственное искусству модерна и прежде всего его живописным панно и картинам, которые рассматривались их создателями не как самоценно художественные произведения, но как пространственно организующие элементы интерьера, – итак присущее модерну подчёркивание линейного начала – симметрии и уравновешенности в композиции, не носит у Серебряковой утрированного до «ковровости» характера. В статье, посвящённой автопортретам Серебряковой искусствовед Дмитрий Сарабьянов выделял женственность как самое привлекательное качество и творчества художницы и её собственной внешности и жизненного пути: «весь её облик овеян чистотой раскрытой души, сиянием добрых глаз её чувства отмечены естественностью проявления а помыслы, воплощённые в картинах, отражают ясность представления о человеческом назначении». Её дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере— известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна (1850—1933, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа) в молодости была художником-графиком. Но почему не удалось. Предлогом для уже давно назревавшего разрыва между «москвичами» и «петербуржцами» (за исключением В. Серова, крепко связанного с основной группой «мирискусников») стали критические высказывания А. Бенуа в адрес некоторых «москвичей».

Внук — Иван Николаев, художник. Её сердце было навсегда отдано старым мастерам, древним скульпторам. Дети — Евгений Борисович Серебряков (1906—1991), Александр Борисович Серебряков (1907—1995), Татьяна Борисовна Серебрякова (1912—1989), Екатерина Борисовна Серебрякова (1913).

Дети получили прекрасное образование, реализовали себя как личности и творческие люди. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе.

Муж мой Борис Анатольевич был на изысканиях в Северной Сибири — обещал приехать на Рождество в деревню и вместе вернуться с двумя детьми (сыновьями Женей и Шурой. — А. Р. ) в Петербург. Зинаида родилась 10 декабря 1884 года. Начиная с 1898 года почти каждую весну и лето Серебрякова проводит в Нескучном. Все очень просто, все точная копия натуры, но вместе с тем Шура (Александр Бенуа. — А. Р. ) находит, что в ней есть стиль» (имеются в виду, несомненно, стилевые особенности модерна). Её поза непринуждённа, «живо переданы грациозное движение обнажённых рук, лёгкий поворот стройной фигуры»16.

Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Более того, они сами стали создателями модерна в России в эпоху, которую в Германии называют Jahrhundertwende — «поворот столетий», что точнее определяет движение и характер времени, чем французское Fin de siecle («конец века»). В творчестве Серебряковой — и особенно в автопортрете «За туалетом» — мы встречаемся как раз со слиянием реалистического взгляда на мир (причем принципиально реалистического, что характерно для всего ее мироощущения) с несомненными и весьма существенными и даже типичными для произведений модерна чертами. линии играют первостепенную роль. В сентябре 1905 года Зинаида Лансере вышла замуж за своего кузена Бориса Серебрякова, который в то время был студентом, а впоследствии стал инженером-путейцем. Эта картина Зинаиды Евгеньевны для многих так и осталась самой любимой из всех ее работ.

Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец, Евгений Лансере — известным скульптором, а мать — Екатерина Николаевна (1850—1933), сестра Александра Бенуа, в молодости была художником-графиком. Но в тоже время ее творчество отличается щемящей тонкостью и душевностью. Помните картину «За туалетом». Безусловно, глубоко справедливо и тонко прочувствовано сопоставление этой полной свежести искренней картины с поэтикой «божественного» Пушкина — самой большой литературной любви Серебряковой от юных лет до глубокой старости сопоставление, которое должно было глубоко ее порадовать. Многие произведения второй половины 1900-х годов она исполняла масляными красками3.

Сарабьянов, как и Савинов, отмечает простоту концепции автопортретов Серебряковой, подчёркивая, что они выражают естественные чувства, показывают обыденные действия (причёсывание, смотрение в зеркало и т. д. ), совершаемые на фоне простой окружающей обстановки3233. Этот пост посвящен художнице Зинаиде Евгеньевне Серебряковой и ее творчеству. Волнует оно жизнедарительным духом любви, любви эротической и вместе с тем безгрешной. Светлый, мажорный колорит делает «отраженный» мир ярким и воздушным.

Работа была хорошо встречена и критиками и более старшими коллегами Серебряковой. Более полувека спустя Зинаида Евгеньевна Серебрякова писала искусствоведу В. П. Лапшину об обстоятельствах его создания: «В этот год (1909. И вместе с тем живая — и живительная — непосредственность видения решительно отличает «За туалетом» от таких, например, произведений, как «Ужин» Л. Бакста и его же портрет Зинаиды Гиппиус, где на первый план выступают стилевые поиски и изыски, делающие эти безусловно прекрасные работы типичными образцами чистого, «беспримесного» модерна. Русско-английский актёр и писатель Питер Устинов — тоже родственник Зинаиды Серебряковой. Возвращаясь к отзыву Бенуа, хочется подчеркнуть здесь два его положения. В декабре 1910 года в Петербурге открылась выставка воссозданного, но сильно отличавшегося от прежнего, «Мира искусства» с этих пор участие Серебряковой в организованных им выставках стало «само собой разумеющимся».

7. Дорош признается: «При этом я думал не столько о Татьяне Лариной, сколько о Пушкине, первым открывшем деревенскую Россию — поэзию ее повседневного бытия Девушка с Автопортрета вот так по-пушкински свежо и ясно видит лежащий за окнами ее светлой комнаты деревенский мир, мало изменившийся за те восемь десятков лет, что отделяют Евгения Онегина от этой картины». Картина, казалось, была выполнена с необычайной лёгкостью и быстротой. и традиций творчества А. Г. Венецианова (В бане, 1913, ГРМ Беление холста, 1917, Коллиур. Среди них, например, «Автопортрет в красном» (1921) и «Автопортрет», написанный в 1946 году. Через полгода Зинаида Серебрякова возвращается в Россию – у нее вскоре родится сын, через год второй сын, в 1912 году дочь Татьяна, в 1913 году – дочь Екатерина.

Хотя к ней, во Францию, приезжал старший брат, Евгений Лансере, советский профессор. К сожалению, Зинаида почти не знала отца, он умер от туберкулёза в 1886 году и воспитывалась она в семье деда, Бенуа. Выразительные черты ее лица заставляют зрителя надолго задержать взгляд на полотне. В 1910 году автопортрет Серебряковой произвел настоящий фурор. Колорит картины решён в светлых, жизнерадостных тонах.

Вид с гавани на город. Ментона. Зеркало, куда смотрится женщина, нет в картине. В семьях Бенуа и Лансере главным смыслом жизни было служение искусству.

Зинаида Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года в селе Нескучное Курской губернии (сейчас Харьковская область). Велан Ида (портрет дамы с собачкой, 1926). Е. Е. Расцветом творчества Серебряковой принято считать период с 1914 по 1917 год. Чем оно так радостно их волнует.

Стены и Башни города. Мароканка в розовом платье. Марокеш. Модерн — и это одна из его особенностей — широко предоставлял художнику «право на разновариантные стилизации», не принуждая его менять органически присущий ему взгляд на мир это дало Серебряковой возможность свободно (по всей вероятности, абсолютно безотчетно, но тем более естественно) использовать элементы стиля, обогатившие ее произведение, сделавшие его интересным и привлекательным. Наибольшая интенсивность цвета наблюдается на переднем плане— на туалетном столике изображены «стеклянные флаконы с жёлтыми и зелёными духами, синяя подушечка со шпильками для шляп, расписная коробка с бусами и многое другое», «всё это пронизано цветом играет и переливается, как драгоценности». В 1924 году 14 картин художницы с успехом демонстрировались на выставке в Нью-Йорке, особый интерес вызвала среди них картина «Спящая девочка на красном одеяле» (1923). Как обычно, сдержанный и всегда безупречно объективный В. А. Серов высказался об этой работе: «Автопортрет у зеркала — очень милая, свежая вещь», — а к остальным выставленным полотнам художницы отнесся строже.

По словам Д. В. Сарабьянова, в этом автопортрете-картине «естественная красота жизни, существующая как бы сама по себе, становится своеобразным эстетическим критерием, определяя позицию художницы, ее взгляд и на себя и на все окружающее». Два сына Евгений и Николай тоже стали творческими личностями. Однако именно автопортрет «За туалетом» неопровержимо и убедительно доказывает, что в решительно захватившем в эти годы часть русской живописи модерне (уже, впрочем, оттесняемом ко времени написания автопортрета новыми, более «революционными» исканиями и течениями) характерные его содержательные и стилевые особенности зачастую органически соединялись «с реализмом и чертами импрессионизма». Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Такое исключение, когда все выставочное пространство здания отдано одному мастеру, до настоящего времени было сделано только для ретроспективы Марка Шагала. Другие детали мы узнаем из ее письма, отправленного тогда же А. Н. Савинову: «Я решила остаться на хуторе — в имении моего мужа (рядом с Нескучным), где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного.

В 1903—1905годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза, учившего видеть «общее» при рисовании, а не рисовать «по частям». Это был первый стиль Нового времени, отказавшийся, по меткому выражению Д. Сарабьянова, от прямого диалога с натурой. Он работал в Тбилиси и был командирован в Париж решением Наркомпроса Грузии. И хотя дядина школа, как видно, оказалась самой авторитетной для Зинаиды, были у неё и другие, официальные учителя — Осип Иммануилович Браз.

Отношения между СССР и странами Запада становились все более закрытыми. Прямо с выставки картину приобрела Третьяковская галерея, где «Автопортрет. Еще два абсолютно замечательных исчастливых портрета ввосточных тюрбанах. Художник Валентин Серов говорил об автопортрете, что это «очень милая и свежая вещь». Зинаиде Серебряковой – нет.

Люксембургский сад. Ментона. Нежные чувства художницы к своей родине прекрасно передают картины «Жатва» (1915), «Крестьяне. Серебрякова подчёркивает единство народа, его самобытность и красоту работающего человека. 26 мая 1906 года у неё родился первый ребёнок— Евгений (Женя), а 7 сентября 1907 года— второй сын, Александр (Шура)21. После возвращения в Россию весной 1906 года Зинаида Серебрякова несколько лет жила в семейном имении Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом3, входившим в состав Курской губернии Российской империи (ныне на территории Харьковской области Украины)4.

Именно этой атмосферой уюта, радости и гармонии картина художницы нам так дорога.