Александр Бубнов Утро На Поле Куликовом

"Слово о полку Игореве" и живопись

Это совсем другое, сэр, как вы понимаете. В картине есть динамика, драматизм. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине. И кому больше прощается. В одном месте одолевали татары, в другом русские.

Конечно же, нет. Александр Бубнов. Вздыбленные кони подымаются, как пирамида, над равниной. Одна из наиболее знаменитых картин Михаила Ивановича Авилова. Воеводы передней рати большей частью скоро пали геройской смертью. Покоряясь татарам, Дмитрий Иванович крепко держал в своем подчинении русских князей. Посмотрим на картину А. Бубнова «Утро на Куликовом поле».

Им оставалось только где-либо прорвать русский строй и тогда ударить ему в тыл. Картине «Утро на Куликовом поле» присуще чрезвычайно существенное для произведения на историческую тему качество: люди изображенные на полотне, не воспринимаются «сквозь мглу веков», не кажутся архаичными – наоборот, в них есть сила характеров, близких современным людям и эти характеры обрисованы правдиво и убедительно.

Сазонов изобразил раненого князя в окружении воинов. Дмитрий Донской первым из московских князей поднял оружие против Золотой Орды. Русь снова покорилась татарам, но народный дух уже оживился. Художник смог создать образ народа, который побеждает. Кажется, что солдаты вырастают прямо из земли. Перед нами настоящие воины, многие из которых навсегда останутся на Куликовом поле.

Изучение исторического материала он сочетал с жизненными наблюдениями. Художник решил обратиться к теме борьбы народа с татаро-моголами.

Мифы и правда на 
берегах Непрявды

Мифы и правда на берегах Непрявды

А монаха Родиона Ослябю в контексте событий на Куликовом поле впервые упомянут только в гораздо более поздней «Задонщине». В некотором расстоянии друг от друга рати вдруг остановились. Скоро место Куликовской битвы сделалось до того тесным, что ратники задыхались в густой свалке. Главный герой картины сам народ Руси. Выходит, что Куликовская битва — это исключительно созданная в поздние века мифологема.

Один из бойцов трогает тетиву лука: скоро начнётся. Но и кони едва могли двигаться от множества трупов, которым покрылось поле битвы. Куликовская битва была по преимуществу рукопашная.

Бубнов Александр 
Павлович Утро на 
Куликовом поле1947

Бубнов Александр Павлович Утро на Куликовом поле1947

Многие умирали под конскими копытами. Так что окончательно иго уйдет в прошлое только в 1480 году, после не столь знаменитого «стояния на Угре». Это не просто красивый орнамент. Потому они и называются — рабы Божьи.

На картине изображен эпизод, предшествовавший началу Куликовской битвы (8 сентября 1380), -- поединок русского витязя, монаха Троице-Сергиевой Лавры Александра Пересвета с татарином Челубеем (по одним транскрипциям Челибей, Телебей, по другим сведениям -- Темир-мурза), окончившийся одновременной гибелью обоих. Пешая русская рать уже полегла в бою. Но он обязательно «примерял» все это к людям, стараясь подсмотреть, например, как берут копье, щит, как носят то или другое одеяние. Фигура Дмитрия Донского четко вырисовывается на фоне черного знамени с золотым Спасом. Он был из знатных людей и назывался Челубей.

Уже в 1382 году его войско огнем и мечом пройдется по русским княжествам. Великая сеча воспринимается как символ борьбы русского народа за свободу и независимость, за объединение вокруг Москвы. Это ощущение он мастерски передает всем зрителям. Вся картина пронизана оптимизмом. Он был не удовлетворен своими набросками и писал о них Елизавете Мамонтовой: «тема давно была намечена мной для серии картин к истории Радонежского чудотворца, но все наброски, что я делал, не были интереснее любой программы» В 1897 году «Юность преподобного», «Труды преподобного» и акварель «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами» были переданы художником в дар городской галерее братьев Третьяковых.

Каждая деталь на этом полотне рождалась в поисках, в сомнениях. Впереди готовился к битве сторожевой полк князей Симеона Оболенского и Иоанна Тарусского. Их невозможно сдвинуть или потеснить.

Но это не значит, что композиция статична. Олега Рязанского смирил оружием, опустошил его землю. Оба богатыря опустили копья и в карьер помчались навстречу друг другу. Так и стояли на рассвете 8 сентября в густом тумане. С необычайной силой сжимает копье Пересвет. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы.

Художник смог увидеть в воинах прошлого живых людей. Челубей не менее силен и упорен в бою. Репина. Кони поднялись на дыбы, стараясь удержаться на ногах при всей силе столкновения.

Александр Бубнов – Утро на Куликовом поле

На правой руке Андрей Ольгердович одолевал татар но не дерзал гнаться за неприятелем, чтобы не отдаляться от большого полку, который не подвигался вперед. «Великая замятня» в степном государстве закончится совсем скоро и новый хан Тохтамыш, так и не дождавшись выплаты дани, решит забрать ее сам. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла. Часть фигур срезана рамой картины.

Большой полк и весь двор московского князя встали в центре. Сначала он сделал эскизы, которые способны рассказать нам о том сложном пути исканий, который прошел художник. «Мамаева орда» контролировала Нижнее Поволжье, Крым, Северное Причерноморье и Кавказ, вот только ханский титул ее фактический глава не носил. Громадное напряжение чувствуется в фигурах воинов. Страшно было смотреть на две грозные силы, шедшие друг на друга.

Она двигалась густой колонной, задние ряды клали свои копья на плечи передних. А варвары — внуки Божьи.

Даже отбросив в сторону явно вымышленные детали, ее следует признать значимым сражением по меркам той эпохи (а отсылки к битве можно найти в эпосах и среднеазиатских народов и балканских славян, живших за многие тысячи километры от берегов Непрявды). Тогда из русских рядов выдвинулся вперед Пересвет.

А альтернативных высокородных претендентов на высшую власть среди ордынцев было хоть отбавляй (историки насчитывают их вплоть до десятка) и все они, так или иначе, враждовали между собой. В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом. — Нет, сэр, богоизбранный народ на земле — иудеи. Но это только предвестие, пока еще не воспринимаемое участниками начинающегося сражения. Этот великий день и запечатлел советский художник Александр Бубнов.

Затаив дыхание, следят воины обеих сторон за поединком. Создается ощущение, что неуловимо движется лавина. Вся композиция выразительна и собрана. Копья ударили в щиты.

Уже раздавались на Куликовом поле неистовое гиканье и победные клики татар. Кто Господу ближе, раб или внук. «Благословение на битву», «Проводы ополчения» и ключевой центр «Предстояние» – рождают состояние народного духа. Часов в одиннадцать утра двинулась татарская рать на битву к середине Куликова поля.

Бубнов Александр 
Павлович (Утро на 
Куликовом поле)

Бубнов Александр Павлович (Утро на Куликовом поле)

Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными. Но на поверку многое из этого — с большой долей вероятности — оказывается «изобретениями» более поздних авторов. И даже попытки Николая I превратить Зимний дворец, переживши в декабре 1837 года страшный пожар, в «Новый Ватикан», остались нереализованными. Но еще задолго до карамзинской статьи профессура Академии художеств в качестве экзаменационных испытаний предлагала выпускникам тему «Дмитрий Донской на Куликовом поле», причем программа четко оговаривала, как должен быть изображен князь: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по содержании победы над Мамаем, оставшиеся Князья Русские и прочие воины находят его в роще при последнем почти издыхании, кровь струилась еще из ран его: но радостная весть о абсолютном поражении татар оживляет умирающего великого князя». Расступиться в сторону было некуда с обоих боков препятствовало свойство местности. Художник композиционно подчеркивает монолитность и сплоченность русского войска.

Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин. Многие смутились и никто не решался выйти в бой против могучего бойца.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Да и Мамай тоже постарался укрепить свои потрепанные в «Великой замятне» войска как только мог: за счет представителей разных тюркских и кавказских этносов (вроде яссов, половцев, черкесов и т. д. ) и даже (предположительно) наемников из генуэзских колоний в Крыму. Перед ним коленопреклоненные казаки и человек в латах и царской мантии. Здесь некоторое время кипел самый ожесточенный бой. «Утро на Куликовом поле». Перед нами одно из самых впечатляющих творений.

Передний татарский полк, как и русский, состоял из пехоты (может быть, наемные генуэзские кондотьеры). Художник дает почувствовать его роль – роль полководца, возглавляющего русское воинство. У них родственные отношения и родственная любовь. А ряды воинов продолжаются в тумане. Они всегда мыслили себя внуками Божьими и потому до сих пор говорят Господу «ты», как принято среди родственников. Вернувшись в Россию, художник обратился к учебной теме Академии художеств и написал картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

БУБНОВ Александр 
– Утро на Куликовом 
поле

БУБНОВ Александр – Утро на Куликовом поле

Картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Впрочем, эскиз «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» так и не был завершен Нестеровым. Такой страшной битвы никто из русских и не помнил. На берегах Дона и Непрявды дрались воины из Владимирского, Ростовского, Ярославского, Белозерского и многих других княжеств (в том числе и совсем еще недавних вассалов Литвы). «Копья ломались как солома, стрелы падали дождем, а люди падали как трава под косой, кровь текла ручьями». Самая ранняя «Краткая летописная повесть» 1408 года молчит обо всех подобных деталях.

Кроме того, черноземные почвы очень агрессивны и не способствуют сохранению костей. Три места действия, разбросанные по времени, даны одновременно. Писал «Утро на Куликовом поле» несколько лет. У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга. Все воины стоят плотно друг к другу. Отсюда взялась пословица – не суйся поперед батьки в пекло.

Композиция картины довольно проста. Ими командовал московский окольничий Тимофей Вельяминов. Бубнов сумел увидеть в воинах древней Руси живых людей и это чувство передать зрителю. К нему, как к своему единому государю, потянулась вся Русь.