Богатырь Михаил Врубель

Купить картину или постер "Богатырь", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Белинского в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась встреча, посвященная одному из шедевров замечательного русского художника Михаила Врубеля – его картине «Богатырь».

Сочинение по картине михаил врубель богатырь

Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.

Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. С Рерихом все поменялось. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте).

Врубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Из воспоминаний Н. А. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.

По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Что видишь, смотря на изображение на переднем плане.

Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).

Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Работа не привела к улучшению.

Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля.

сочинение по картине 
михаил врубель богатырь

сочинение по картине михаил врубель богатырь

В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. заданный автором Пороситься лучший ответ это М. А. Врубель. Нет, не стоит писать. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей».

Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.

Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. За спиной виднеются лук и стрелы. Главную роль здесь сыграли методы Усольцева, а также близость жены и сестры, поселившихся по соседству на даче и видевшихся с Михаилом Александровичем каждый день. Полотна отвезли в Нижний Новгород как раз к визиту императорской четы, назначенному на 15—17 июля.

Прошение было удовлетворено157. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Пространство как бы спрессовано. Его Богатырь – своеобразная гипербола, символ мощи.

  1. Описание картины Михаила Врубеля «Богатырь»
  2. Русский музей Дополненная реальность
  3. Сочинение по картине Врубеля «Богатырь»
  4. Врубель Михаил "Богатырь" В музей – без поводка
  5. В муей – без поводка / Михаил Врубель "Богатырь"
  6. Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
  7. Картина Богатырь – Врубель Михаил
  8. Купить картину Богатырь, Михаил Врубель

Репина занимался акварелью. В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. При этом одиночество Врубеля объяснялось и сугубо социальной средой: модерн, будучи буржуазным видом искусства, ещё не имел в 1880-е годы своих потребителей в России.

Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Учениками П. П. Чистякова были очень разные художники: И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и В. А. Серов. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Нарядно облачение богатыря, его доспехи.

  • Другие картины художника – Михаил Врубель

Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Богатырь»

Таким образом, я имел полную возможность наблюдать за процессом работы Врубеля. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Врубель, познакомившись с картиной Васнецова «Три богатыря», сделал своего богатыря – Илью Муромца – кряжистым, огромным, восседающем на коне-битюге. Вот почему он сидит так мешковато, слегка растопырив руки с толстыми пальцами. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.

«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.

По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.

Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.

Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Представители рода Врубелей (от польск. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.

Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.

Вдобавок художник так ослаб, что его возили в кресле-каталке, а весенняя простуда переросла в острый ревматизм. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. «Принцесса Греза» 1895 г. Сюжет «Принцессы Грезы» был взят из пьесы Ростана, написанной в 1895 году на основе средневековой легенды о любви провансальского трубадура Жофруа Рюделя к триполийской принцессе Мелисинде.

В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. Пан подобен лукавому лешему. Было решено отправить его в Петербургский университет, расходы на проживание и пропитание брал на себя Н. Х. Вессель, на квартире которого Михаилу предстояло жить14. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.

Характерно, что самая схема росписи— полукруг апостолов, чьи нимбы соединены с эмблемой Святого Духа подобием связки, — византийского происхождения и заимствована из чеканного складня одного из тифлисских монастырей39. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.

Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Врубель в этой когорте был единственным, кто был совершенно неизвестен публике64. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. Весь его образ очень смелый и боевой. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу.

Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам. Местами рисунок подцвечен, местами— нет, филигранно нарисованный узор кифары соседствует с бегло набросанными очертаниями кресла. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.

В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. Врубель четко следовал схеме, пользуясь, вероятно, старинными миниатюрами евангелий, но фигуры трактовал по-своему, проявив себя как современный художник. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.

Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин.

После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Яновского, композитора: Я же в то время начал инструментировать свою украинскую увертюру. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).

В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. В его даровании раскрылись универсальные возможности. В этом павильоне они и экспонировались (панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза»). Сильное, грозное произведение. Н. А. Дмитриева писала: «Эта ранняя академическая работа— одна из самых колдовских у Врубеля. Андрей Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду».

Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза. Различно направленные волны движений сталкиваются и застывают в причудливом клубке. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей.

На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Врубель учился легко и шёл в классе первым, преуспевая в литературе и языках, увлекался историей, любил читать сестре на каникулах римских классиков на языке оригинала со своим переводом.

В 1906 художник ослеп. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Лучшего патриотического образа и не создать. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.

Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Родился в Омске. Через несколько дней он полностью ослеп155.

Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Прахова: «Микула Селянинович», по воле автора, перерос в грандиозную картину, созвучную былинному эпосу.

Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Его богатырь — могучий исполин.

Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает».

В первый же день работы Врубель сразу же уверенной рукой начертил рисунок углём. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. В этом павильоне они и экспонировались (панно Микула Селянинович и Принцесса Греза). Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.

Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Тут есть ещё двойная арка (каминный портал). Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. С Абрамцевым связаны многие творческие искания Врубеля. 1898 – 1899. Исполинская фигура древнего богатыря на коне вырастает из земли, подобно могучему древу. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.

Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Великан-всадник, внушающий трепет, составляет одно целое с животным. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении.

В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).

В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга.

Кирилле», «Св. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.

Прахова: «Микула Селянинович», по воле автора, перерос в грандиозную картину, созвучную былинному эпосу. Картина была написана в Москве в доме С. Мамонтова. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.

Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Художник Русской частной оперы С. И. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Событие это наделало много шума в прессе.

В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Исполинская фигура древнего богатыря на коне вырастает из земли, подобно могучему древу. На следующий день Врубель приступил к писанию красками. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.

Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.

Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». На следующий день Врубель приступил к писанию красками. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.

Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.

Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Врубель по заказу С. И. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.

Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.

В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Картина Богатырь раньше называлась по-другому. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Таким образом, я имел полную возможность наблюдать за процессом работы Врубеля. Кроме того, по настоянию Мамонтова на выставке экспонировалось восемь картин Врубеля и его скульптура, в это же время проходили гастроли Мамонтовской частной оперы в городском театре, где шел спектакль «Гензель и Гретель» в декорациях Врубеля, а в портале сцены красовался исполненный Врубелем ранее для той же Русской частной оперы занавес «Неаполитанская ночь» («Италия. «Венеция» 1893 г. В панно «Венеция» угол Дворца дожей, мост Вздохов, виднеющаяся перспектива улицы достоверны до подробностей и даже написаны с использованием фотографий (Врубель вообще охотно прибегал к помощи фотографий местностей, считая, что глупо было бы не утилизировать такой превосходный подсобный материал).

Широкоплечий, приземистый, как медведь, богатырь глядит зорко и остро, вслушивается чутко, одежда и доспехи у него узорчаты, нарядны – тоже в согласии с былиной, где говорится о щегольстве «старого казака» Ильи:Обул Илья лапотки шелковые, Подсумок одел он черна бархата, На головушку надел шляпку земли Греческой. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.

Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Возникает ощущение цельности и сопричастности.

Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. Впрочем преувеличено здесь все, как в сказке: вот и верхушки елей виднеются у ног коня, так как едет он, согласно былине, «чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего». В конце 1890-х Билибин параллельно занимался живописью и учился на юриста, но после того, как увидел картину на первой персональной выставке Васнецова, решительно уехал в деревню и принялся изучать русскую древность.

История создания керамического камина Микула Селянинович и Вольга (1898-1900, ГТГ) восходит ко второй половине 1890-х годов, когда М. А. И название картина имела совсем другое. Это не было случайностью в его творчестве. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).

Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Яновского, композитора: Я же в то время начал инструментировать свою украинскую увертюру. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.

Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова138. Интерес художника к ним пробудился в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево, ставшем на рубеже веков центром художественной жизни России. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Из воспоминаний Б. К. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.

Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.

Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. В панно Врубеля корабль взлетает над волнами, похожими на крылья. А. Врубелю». Представители рода Врубелей (от польск.

«Пан» Михаила Врубеля появился благодаря сильному впечатлению, которое получил художник после прочтения рассказа Анатоля Франца (французского писателя) «Святой Сатир». Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Осенью 1880 г. был принят в Академию художеств. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.

Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.

На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. Кирилле», «Св.

Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.

Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Толчок к работе в этом направлении дали, в частности, картины В. М. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Сон как будто бы стал продолжительнее. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.

«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.

В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством.

Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.

И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.

Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».

Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Дробящийся, переливающийся цвет в полотнах Врубеля и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики. В эти годы он вновь писал демонов.

Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). Лучшего патриотического образа и не создать. Кушает хорошо— и в своё время. В 5 лет Михаил начал рисовать.

Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Богатырь облачён в рельефную кольчугу, шлем и расшитый узорами плащ. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Большую картину маслом «Богатырь» Врубель писал только в 1898 году.

Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.

У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. В центре — с арфой в руках умирающий рыцарь. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Врубеля. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Он искал правильный ракурс поворота. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.

Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова совершенно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.

Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.

В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает».

В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. По складу личности и художественного мышления он был ярко выраженным индивидуалистом, ему чужды были идеи социальной справедливости, соборности, православного единства, питавшие других художников его поколения. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей игры волн, блеска камней, шума прибоя.

В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей. Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.

Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.

Возникла даже идея работать втроём— Врубелю, Коровину и В. Серову, — однако отношения с последним не сложились. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Свадебное торжество проходило в Женеве.

Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Большую картину маслом «Богатырь» Врубель писал только в 1898 году.

В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. А вместе с тем он абсолютно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.

Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Из воспоминаний Б. К. Булава, колчан со стрелами и лук составляют его вооружение, за спиной виден щит. Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля и его дендизм.

Картина Богатырь раньше называлась по-другому. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность.

Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. После того, как он написал эту картину, художник писал такие слова о своей работе: «Демон является не столько злобным духом, сколько страдающим и скорбным, но вместе с тем властным и величавым». Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.

По совету И. Е. Врубель сочинил композиции на европейский — «Принцесса Греза» (сказочная рыцарская легенда в сценической обработке популярного тогда французского драматурга Э. Ростана) и национальный («Микула Селянинович») сюжеты. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Савву похоронили на Байковой горе.

Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Здесь пробудился его интерес к народному творчеству, национальным традициям. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Через несколько дней он полностью ослеп155.

Противоположный подход был у Николая Рериха. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист.

Прошение было удовлетворено157. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. «Богатырь» 1898 г. Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А. Врубелем невероятно быстро, в течение пары недель, практически без предварительных эскизов и набросков. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6.

Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».

Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Художник абсолютно оставил идею доучиться в Академии художеств и получить официальное удостоверение своей профессии40. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.

Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.

По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.

С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. Камин стоит на столбах – по три с каждой стороны. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Все иллюстрации к поэме были выполнены Врубелем чёрной акварелью монохромность позволяла подчеркнуть драматичность сюжета и одновременно позволяла показать диапазон фактурных изысканий художника.

В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям— классическим и современным. Сюжет этой картины был создан Врубелем после того, как он прочел «Демона» Лермонтова. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.

В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом. Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м. Возникает ощущение цельности и сопричастности. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.

«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Непонимание его творчества сопровождало художника всю жизнь. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей.

Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Михаи л Алекса ндрович Вру бель. Панно не было принято из-за непривычности изобразительного языка ни академическим жюри, ни публикой.

На богатыре надеты защитные латы. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В конце июня 1885 года Врубель уехал в Одессу, где возобновил знакомство с Б. Эдуардсом, с которым когда-то посещал рисовальную школу.

Его богатырь — могучий исполин. На арендованном им участке вблизи входа был в короткий срок сооружен павильон или «балаган», как выразился К. Коровин, с громадными буквами на крыше «Панно Врубеля». Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. Холст, масло. Не понимаемый современниками, художник нередко подвергался жестокой и злобной критике.

Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Заостренную сверху в виде огромного, тяжелого треугольного копья форму, она получила позже. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.

Весь его образ очень смелый и боевой. Этот художественный прием поддерживает идею единения русского народа со своей землей.

Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ, в том числе майоликовые скульптуры на темы опер- панно «Богатырь», «Царевна Лебедь». Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Неаполитанская ночь», эскиз театрального занавеса). Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. В старой столице ему стало ещё хуже, несмотря на то, что картину купил за 3000 рублей известный коллекционер Владимир фон Мекк. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.

Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. 1898–1899Могучий титан недвижимо восседает на чудовищно огромном коне на фоне фантастического вечернего леса. На богатыре надеты защитные латы. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Взглянет на эскиз, подумает, всматриваясь в чистый ещё холст, потом чертит. Не понимаемый современниками, художник нередко подвергался жестокой и злобной критике. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.

Когда работа была выполнена в первый раз, то Врубель назвал ее Илья Муромец. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. (5 марта 1856, город Омск— 1 апреля 1910, Санкт-Петербург) — русский художник рубежа XIX—XX веков, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Мамонтова. Предлагал вино и мне, говоря, что вино музыканта должно вдохновлять. В Абрамцеве Врубель возглавляет керамическую мастерскую, создает серию своеобразных скульптур-майолик на сказочные темы: «Лель», «Волхова», «Купава».

Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Тогда художник написал ее без рабочих набросков. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля.

1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. По желанию отца окончил юридический факультет Петербургского университета. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.

Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Декорации и костюмы были заказаны К. Коровину, но он заболел и его заказ переходил Врубелю. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. В состоянии Михаила Александровича перемен нет.

Прахова, сына архитектора А. В. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки.

Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. Напоминала она обычный прямоугольник, а сверху над ним было острое копье.

Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. В. фон Мекк предложил Врубелям провести лето в его имении в Киевской губернии, что несколько взбодрило Михаила Александровича и очень понравилось Надежде Ивановне. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева.

Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Ещё в Киеве, во время работ во Владимирском соборе, Михаил Александрович сочинил акварельный эскиз своего «Богатыря». В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889).

Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. И вот я разложил в студии на столе свою партитуру, а Врубель начал своего «Богатыря». Здесь пробудился его интерес к народному творчеству, национальным традициям.

В основу сюжета панно легла русская былина о Вольге и Микуле. На богатыре надеты защитные латы. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.

Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.

Предложение я принял, конечно, охотно. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Кроме того, по настоянию Мамонтова на выставке экспонировалось восемь картин Врубеля и его скульптура, в это же время проходили гастроли Мамонтовской частной оперы в городском театре, где шел спектакль «Гензель и Гретель» в декорациях Врубеля, а в портале сцены красовался исполненный Врубелем ранее для той же Русской частной оперы занавес «Неаполитанская ночь» («Италия. Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.

Верхняя часть рамы обрамлена тоже двойной аркой. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность.

По совету И. Е. Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.

Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Курировавший художественно-оформительские работы на выставке С. И. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.

Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Чистякова (курс не окончил). В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. «Музыку цельного человека» художник находит в русском фольклоре, к образам которого постоянно обращается в 90-е годы.

Начал он с головы лошади. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.

В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Конь богатырский под стать хозяину. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.

Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Андрей Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду». Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.

Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.

Вероятнее всего, он приехал в столицу из-за увлечения цирковой наездницей— в мир цирка его ввёл брат И. Ясинского, выступавший под псевдонимом Александр Земгано. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.

Большая часть иллюстраций посвящены поэме Лермонтова «Демон». Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.

Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.

321, 5 x 222 см (верх треугольный)Многие искания Врубеля связаны с народной культурой, национальными традициями. Сильное, грозное произведение. Корсакова «Сказка о царе Салтане» поставленная сюжету сказки Пушкина с одноименным названием. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.

Врубель сочинил композиции на европейский — «Принцесса Греза» (сказочная рыцарская легенда в сценической обработке популярного тогда французского драматурга Э. Ростана) и национальный («Микула Селянинович») сюжеты. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.

Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Первоначально она называлась «Илья Муромец». Оба панно Вубеля стали основой для последующих воплощений в керамике.

Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Богатырь. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был совершенно свободный режим156.

С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.

К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.

Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.