Большевик Кустодиев Описание

Согласно описания картины "Большевик" Бориса Кустодиева, написанной в 1920 году, эта картина была написана художником, как некое осмысление событий, связанных с октябрем 1917 года, когда в результате революции к власти пришла партия большевиков.

Борис Кустодиев: картины с названиями, описание работ, фото

Быт, бытие история – таковы основные этапы осознания художником действительности. Художник прекрасно использует возможности гуаши, ее мягкой бархатистой фактуры. Проявившийся в «Большевике», по оценке Рафаила Кауфмана, жизнеутверждающий мотив, несмотря на всю его аллегоричность, позволил Кустодиеву создать несколько по-настоящему реалистичных картин революционного празднества, какими стали полотна «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. На его фоне все кажется тусклым и увядающим. Большевик ступает через толпу людишек-муравьёв как Гулливер среди лилипутов, он своего рода «Гулливер революции»45331537.

Это произведение открывает новый этап в творчестве живописца. Учился в Высшем. Учился в Высшем.

Так он стал одним из зачинателей нового художественного направления — соцреализма14. Эта пересеченная лесистая местность с цветущими лугами и полями всегда восхищала его.

Картина Кустодиева«Большевик»: 
трактовка и описание

Картина Кустодиева«Большевик»: трактовка и описание

С первых послереволюционных лет Кустодиев активно включился в творческую работу для новой, советской власти: участвовал в праздничном оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, оформлял книги о Ленине, написал четыре ленинских портрета, принял участие в разработке «будёновки», создавал плакаты, лубки, панно и полотна, прославляющие революцию и изображающие революционную Россию в радужных тонах17142181920. Если «Праздник на площади Урицкого» сопоставить с такими картинами, как «Крестный ходКрестный ход. на темы русского быта и русской провинции. Так художник и назвал свою картину. Кустодиев не забывает и о красоте пейзажа.

был подготовлен к восприятию события, ставшего поворотным в судьбе народа. Лишь отстраненный легкой дымкой силуэт Зимнего дворца напоминает о недавнем прошлом. По свидетельству Воинова, в кустодиевском альбоме был проект картины, в котором по концепции «старых мастеров» соединялись «раскрытые интерьеры и улица»38. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня.

  1. Описание картины Кустодиева «Большевик»
  2. Описание картины Бориса Кустодиева «Большевик»
  3. Художник Борис Кустодиев: картины и творчество
  4. Справочный материал для учителя
  5. Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927)
  6. Смотреть галерею Смотреть галерею Кустодиева Бориса Михайловича

Лебединая песня художника – «Русская ВенераРусская Венера. Она была местом действия многих его картин, в частности и Сенокоса. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился.

В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Кажется, что художник сам находится в праздничной оживленной толпе. Ее крепкой складной фигуре тесно в темной бане.

Однако эту интерпретацию образа искусствовед Илья Зильберштейн считал небогатой, засомневавшись в том, что церковь оказалась лишь «последней преградой» на пути большевика, буквально «поднявшегося во весть рост» в дни Октябрьской революции44. Кустодиев очень любил окрестности села Семеновского-Лапотного. Это можно проследить при сопоставлении двух картин: «Ярмарка» 1906 года и «Ярмарка» 1908 года.

Картина полна революционного пафоса. В 1920 году художник создает серию великолепных акварелей «Русские типы», воспроизведенных издательством «Аквилон» в книге «Русь. Сюжет «Большевика» образно восходит и является своего рода повторением другой знаменитой работы Кустодиева, антимонархической карикатуры под названием «Вступление. Они не в силах изменить заведенный порядок вещей. Картину представили на выставке общества «Мир искусства».

Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок. властвовали «господин Обычай» и «госпожа Традиция». На картине большевик увеличен во много раз и возвышается над всем происходящим перед его взорами. Он ведет новых советских людей к светлому и счастливому будущему.

  1. В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927)
  2. Подпишитесь на новостную рассылку музея
  3. «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»
  4. Сайт о жизни и творчестве художника
  5. Отправить запрос на изготовление копии

В 2017 году «Большевик» экспонировался на выставке в Королевской академии художеств в Лондоне, посвящённой искусству, рождённому Октябрьской революцией70. Картина представляет собой обобщающий образ. В домах топят печи из труб идет дым.

В картине 1906 года цвет чистый, ясный, «нарядный». Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.

Описание картины 
Кустодиева «Большевик»

Русские типы Б. М. Кустодиева», где во всем многообразии типического и индивидуального проходят образы старой Росии. В то же время в энергичных тушевых рисунках исполненных для альбома «Труд» 1924 года, художник рассказывает о людях, которые стали хозяевами своей судьбы. Что это за город.

В 1924 году Кустодиев рискнул отдать картину на выставку в Венеции, где она значилась под ещё более красноречивым названием «Триумфатор»67424325. Любуясь чувственной красотой своих героинь их тяжеловесной грацией, автор в то же время слегка иронизирует над ними, осуждая их самодовольство и ленивое равнодушие. Большевики с первых дней советской власти признали творчество Кустодиева. Работал в плакате и в книжной графике.

пытается уяснить смысл пролетарской революции, найти ее обобщенное выражение в искусстве. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Кустодиев воспринимает революцию как бунт народа и происходящие события он изображает как огромную фигуру со знаменем, которая возвышается надо всем.

В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). «вопрошать» прошлое. Такова картина Сенокос.

Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Неоднозначно решение в картине Кустодиева «Большевик», которого художник изобразил на фоне города. Стиснув зубы, большевик крепко сжимает могучими своими руками древко знамени2140. Большевик выше домов, выше церкви, а знамя в его руке заслоняет всё небо, прямо по Маяковскому: «Флагами небо оклеивай. ». Только щеки да нос краснеют».

Кустодиев первый среди русских живописцев с документальностью летописца запечатлел события Февральской революции, увиденные им из окна его квартиры на Введенской улице в Петрограде. Но и действительность стала другой. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии.

Это полотно является своеобразной благодарностью. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Сам он смотрит только вперед, так как видит свою дальнейшую дорогу. Работал в плакате и в книжной графике.

Это всевозможные решета с фруктами и овощами («Купчиха»), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки («Купчиха за чаем»), ожерелья, кольца и шелк («Купчиха с зеркалом»). В прежних картинах Кустодиев придавал церквям уютную и величественную красоту, сообразно высказыванию самого художника, как-то записанному Воиновым: «Церковь на моей картине — моя подпись»37.

Городской люд осенён огромным, грандиозно развевающимся кроваво-красным полотнищем стяга, которое, как пылающее пламя революционного пожара, окутало всё городское пространство и змееподобно закрыло все небо, теряясь за линией горизонта и распростёршись по всему верхнему краю картины как «новые небеса»33461421 (Книга пророка Исаии, 66:22)50. Это сознательно подчеркивается художником. Также отмечалось, что «революционная тематика трактовалась им в декоративно-стилизованной символике, что сообщало его творчеству этого периода мелкобуржуазный налет», который очевиден в «Большевике», наделённом «ошибочным пониманием им русской революции как проявления неорганизованных, стихийных народных сил»57. 1920Холст, масло., 97 x 80Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф»» – маленькие люди. В 1925 году Кустодиев начал работу над своей последней большой картиной Русская Венера. Тени, на слегка померкшем снегу, усиливают состояние тревоги. Картина «Большевик» привлекает прямолинейной образностью символа. В «Празднике» передано ощущение небывалой раскрепощенности народа. Художник был крайне омрачён тем, что не может прочувствовать атмосферу тех улиц, которую, по его словам «надо дожидаться столетиями».

Работал в плакате и в книжной графике. Кустодиевская героиня не знает тяжести труда. Учился в Высшем. Это органично для художника, картины которого не были «натурным» воспроизведением жизни, а представляли собой сгустки воспоминаний, доведенные до степени реальности. Своей работой автор старался показать, какими были главные герои – большевики, совершившие революцию. Написал ее Кустодиев, находясь под впечатлением событий Великого Октября.

Он особо отметил свою готовность продать картину музею Красной Армии и это предложение было принято с восторгом, которого Кустодиев не ожидал, так как, по-видимому, руководство музея увидело в «Большевике» иной смысл, чем тот, который был воплощён художником. Степанов также рассказывал о бытовании среди старых москвичей одной легенды, согласно которой Фёдор Шаляпин во время написания Кустодиевым его портрета увидел у него дома эту картину с фигурой огромного большевика и, содрогнувшись, сказал: «Ну, пора уезжать. »4533. Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее. Виден какой-то хаос, все люди в панике.

По замечанию литературоведа Юрия Карякина именно «вот эта боль и взорвалась в Большевике», боязнь Кустодиева за дом и за семью25. В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Помимо черного квадрата, он нарисовал еще красный квадрат. Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Все улицы города забиты толпами людей.

«Утро после бурана» – Казимир Малевич. Их стройные фигуры, не лишенные грации, красиво выделяются на фоне светлой сочной зелени. Увидеть эту прекрасную картину можно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Характерна в этом плане картина «Купчиха» 1915 года – собирательный образ, в котором воплощено представление художника о женской красоте.

Но главное было в том, что он понимал суть народного искусства – умение радовать. Герои «Голубого домикаГолубой домик. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». В беседе с Всеволодом Воиновым художник говорил, что в то время его неудержимо «привлекала к себе мысль выразить в большой картине чувство стихийного в большевизме»262728. Это первое полотно, во время написания которого Кустодиев отошел от привычной манеры письма. Репродукция «Большевика» была опубликована в журналах «Красная новь» и «Всемирная иллюстрация», а саму картину редактор последнего издания Николай Шебуев объявил «самой сильной, яркой, талантливой идейной» на всей выставке, охарактеризовав её сюжет так: «Колосс Рабочий с загорелым лицом и мозолистыми руками шагает по трупам изгнившего изжившего мира»6566. Воинов, впервые увидевший «Большевика» в мастерской Кустодиева, записал 3 декабря в своём дневнике за 1921 год, что «картина производит огромное впечатление» и в ней, «по-моему, есть глубокое чувство художника к переживаемым им событиям, чисто чувственное интуитивное»3940. Красный цвет означает рассвет – утро.

Те устои, которые питали силу косных традиций, разрушены. Изображена церковь, на переднем плане, большие строения, жиле дома. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание». Художник возвращается к непосредственному соприкосновению с действительностью. Молодухи щеголяют новыми платьями и пестрыми платками, старики что-то деловито обсуждают. Учился в Высшем.

Раззолоченные туфельки в глубине предбанника – отнюдь не улика в непролетарском происхождении Венеры, а чисто сказочная деталь. За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Некоторые критики считали, что церковь стала на пути большевика как последний «символ самодержавия, верная хранительница старых порядков», которую он легко переступит как раньше перешагивал дома, как растаптывал всё прежде213914. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. На переднем плане мы видим людей с ведрами, они идут за водой по улице.

По мнению Зильберштейна, данная картина занимает «исключительное место в творчестве Кустодиева», её отличает «убедительность яркой мысли и взволнованного чувства художника»44. Он держит только знамя обеими руками, более ничего не имеет значения. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.

Поначалу он был влюблён в революцию как в «свободную, огнеглазую любовницу», но после победы большевиков стал различать в цензуре печати «жандармскую коросту», а в арестах «советской полицией» инакомыслящих — «знакомый дух охранки». Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). По выражению Воинова, «большевик движется на церковь» будто «красный призрак», который «опьяняет и увлекает за собой массы» в этом по мнению критиков можно разглядеть отсылку к чётко обозначенному к моменту создания полотна отношению новой власти к религии3738. Большевик на полотне выступает в роли руководителя, ведущего за собой толпу.

Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Прикованный к креслу, он не переставал работать, видя в этом смысл существования. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. Учился в Высшем.

Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. А внизу такой же бесконечный, монолитный поток людей. Нашу соседку помещицу только что посадили в тюрьму и требуют 10 000 р. выкупа. Народ же в ногах у большевика по сравнению с ним ничтожно мелок, что отражает преувеличение большевиками роли личности в истории и их пренебрежительное отношение к народу как аморфной «массе», с которой можно делать все, что угодно. Это идеал женской красоты, созданный воображением народа.

Но интересовала Кустодиева только живопись. Это в какой-то мере гиперболическое решение темы о партии, неразрывно связанной с народом.

Полнотелая, здоровая женщина с золотистыми волосами держит в руке березовый веник. Чертовски трудно. Она и так хороша.

По его словам именно так он выражает «чувство стихийности» революционных событий. На картине показан город. На их лицах четко прописана такая же решительность и целеустремленность, как у великана-большевика. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Большевик – человек изменяющий мир, большой человек.

Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Кустодиев вошёл в историю русской живописи как бытописатель купеческой жизни. Он идет своими большими шагами и его совсем не беспокоит, что творится вокруг.

Он и реален и идеален в одно и то же время. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Розовое тело ее красиво обрамляется золотистыми струями длинных распущенных волос. Отсюда нотки иронии, которые проскальзывают в каждой картине. Могучий человек-великан несет миру новую прекрасную жизнь. Здесь сила символики сочетается с кустодиевской конкретностью видения мира. Понимая всю тяжесть своей болезни, он часто говорил своим детям, Ирине и Кириллу: «Счастливые вы, доживете и увидите всю красоту предстоящей жизни»16.

Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Этот опоэтизированный образ прекрасной русской женщины, светлую поэму о жизни писал уже очень больной художник, но человек неиссякаемой жизненной энергии и огромного творческого подъема. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Тем более, что действие происходит на закате дня, что очень символично. Художник изображает свою Венеру в русской, утопающей в клубах пара, бане. Картина находится в Горьковском художественном музее.

Они везде. Картина «БольшевикБольшевик. Писатель Аркадий Кудря отмечал, что воплощённый в разгневанном человеке зрительный образ большевика переполнен яростью53, что, по замечанию филолога Юрия Степанова, является выражением ужаса, коллективного бессознательного и берёт исток в картине Франсиско Гойи «Колосс», написанной им около 1808 года, на которой страшный великан с силой поднимается из моря над толпой в ужасе разбегающихся людей4533.

На картине много белого цвета, значит здесь зима. В самом деле имел же художник право пожелать своей героине счастья. Как писал Анатолий Дмитренко, «несмотря на известную наивность и некоторую надуманность решения», картина волнует «смелостью живописного, композиционного построения искренностью, желанием художника откликнуться на события времени»22.

По композиции «Большевик» больше похож на «27 февраля 1917 года»: оба произведения представляют из себя зимние пейзажи. «Большевик» оказался одним из самых первых, наиболее известных и значительных произведений тех лет, созданных на революционную тему при помощи аллегории и ставших классикой советского изобразительного искусства542755161728. За окном светит солнце, вот таким образом в комнате очень светло. Любил он писать нарядных купчих, прогуливающихся по городскому парку, медленно распивающих чаи в прохладной тени сада, величественно шествующих по городу с покупками, любующихся своими нарядами, пышными формами перед зеркалом. Спустя три года после Октябрьской революции Кустодиев подошёл к синтезу и осмыслению всего происшедшего плодом его раздумий стала картина «Большевик», написанная в 1919—1920 годах212216814. Доминирующие на полотне красные и чёрные тона, благодаря которым «Большевик» приобретает победную монументальность, добавляют композиции ощущение бунтарства, бесконтрольности и стихийности, которыми наполнено «27 февраля 1917 года», во многом из-за собственных наивно романтических революционных представлений художника141721.

Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». В «Празднике на площади Урицкого в честь открытия II конгресса Коминтерна» он избирает другой путь. Подход Кустодиева, творчество которого вошло в стадию наивно-символической оценки революции, схож с методом Константина Юона изобразившего в своей работе «Новая планета» (1921 год 71 100, 8см картон, темпера Государственная Третьяковская галерея) по аналогии с миром космоса метафоричное разрушение старого строя и рождение нового советского государства5955286061. После смерти Кустодиева в 1927 году в возрасте всего 49 лет6816 «Большевик» экспонировался на выставках, организованных Русским музеем и Третьяковской галереей69.

Именно ему, призывавшему учеников больше внимания уделять натуре, Борис был обязан своим любовным отношением к природе. Он жил в состоянии радостного возбуждения. Но она важна принципиально как начало какой-то новой линии в творчестве мастера. Веселье видно в ее голубых глазах и светлозубой улыбке.

Впервые «Большевик» экспонировался лишь в 1923 году, на 4-й выставке Ассоциации художников революционной России4243, куда художник вступил в том же году5. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. Работал в плакате и в книжной графике. Эту картину знают многие любители живописи.

Улицы его заполнены толпами шумящего революционного народа. На столе лежат еще три персика и ножик. Нельзя сказать, что в картине до конца определено новое мироощущение художника. Ведь она достойна этого.

Однако в случае «Большевика», снег, являющийся любимым выразительным средством Кустодиева, померк до синевы от тени огромных фигуры и флага, сквозь складки которого проникают редкие всполохи солнечного света. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. В стилистическом отношении он отошел от старого, но сделал лишь первые шаги в новом. Положительные перемены в жизни страны, которых так ждал Кустодиев, не начались: война, как и террор, не закончилась — они несли с собой нищету, голод и общественный раскол14. Учился в Высшем. Москва» исполненной им в двух вариантах в 1905 году для журнала «Жупел» (26 26см бумага, тушь, акварель Государственная Третьяковская галерея).

В этом богатыре как персонификации Октябрьской революции виден сам Иван из поэмы «150 000 000» Владимира Маяковского: «Россия вся единый Иван, /и рука у него — Нева, /а пятки — каспийские степи» здесь поэт перевоплотился в своего героя, который как в стихотворении Марины Цветаевой: «Превыше крестов и труб, /Крещенный в огне и дыме, /Архангел-тяжелоступ»4748. Она уже не нуждается в том, чтобы на нее глядели через сказку. Вместе с ней он переживает радостное чувство свободы. Кустодиев понимал революцию как народный бунт, стихийный и гигантский по своему размаху1. Он ее окончил в 1926 году.

1905 год. Работал в плакате и в книжной графике. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался.

Работал в плакате и в книжной графике. Голова большевика выходит за верхний край полотна, она будто касается небес и обрамлена складками знамени зритель может увидеть в нём «Ангела сильного облачённого облаком над головой его была радуга» и «ноги его как столпы огненные»46 (Откровение Иоанна Богослова, 10:1)51. Несмотря на нужду и частью неприятные перемены в его жизни, Кустодиев, как и большинство русских художников, встал на сторону революции, не считая её отрицательным событием для страны15142. Новое Временное правительство, пользовавшееся поддержкой старого чиновничьего аппарата, не обладало реальной властью, а Совет рабочих и солдатских депутатов, поддержанный армейскими массами, в свою очередь не обладал законной властью сложившееся «двоевластие» разрешилось Октябрьской революцией 1917 года — низложением Временного правительства и приходом к власти большевиков12. Его глубоко национальный талант уходит корнями в русское народное творчество.

Тогда же, зимой, «Большевика» увидел писатель Евгений Замятин, верный друг Кустодиева, приехавший к нему в мастерскую на позирование для своего портрета. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса.

А иллюзорного в картине немало. Однако, по сути дела, Кустодиев «монтирует» два плана своих образных представлений, как бы накладывая их один на другой. На ее простецком курносом лице – задорная улыбка. Папина модель – так называли в семье художника героинь его портретов. На огромном человеке надета шапка-ушанка, телогрейка. Работал в плакате и в книжной графике.

Ярмарка – это радостное событие. Это собирательный образ России. «Известные картины» – «Красный квадрат» – Казимир Малевич. Будто впервые.

«Девочка с персиками» – Валентин Серов. До этого ему не приходилось изображать людей, в нереальных размерах. Это одна из первых больших работ Кустодиева после пережитых операций на позвоночнике. В картине «Большевик» художник попытался обобщить свои впечатления о революции.

Церковь как последняя и уже не имеющая значения для великана преграда. Несмотря на это в 1913 году он стал преподавать в петербургской Новой художественной мастерской, а самые известные картины художника Кустодиева с названиями Купчиха за чаем, Масленица, Портрет Шаляпина и Русская Венера были написаны в этот тяжелый период. На самом деле тем, кто знаком с личностью Бориса Михайловича, это совсем неудивительно. Она должна слегка согнулась. Большевик та сила, которая поворотила Россию37 делом рук своих, знаменем, он попирает собой всё вокруг, что там церкви — большевик выше самого бога52 он Колосс40, охвативший космос, «витрувианский человек», маячащий в облаках как грядущий идеал32. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир.

Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Как отмечал Воинов, «чисто живописное достоинство картины превосходно — борьба синих теней с яркими лучами скользящего солнца, брызги света на заиндевевших деревьях, голубые тени на снегу»38. Работал в плакате и в книжной графике. Демонстрация на площади Урицкого» (1921 год 133 268см холст, масло Государственный Русский музей) и «Ночной праздник на Неве» (1923 год 107 216см холст, масло Государственный центральный музей современной истории России)62586364. 1918Холст, масло., 79 x 98Государственный Русский музей» (1918).

За столом сидит девочка в розовой кофте, в руках она держит персик. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал».

Они подчиняли себе людей. Искусство требует всей жизни. Дважды, в 1919 и 1922 годах, Замятин арестовывался за антисоветскую деятельность и чуть не был выслан из Советской России на «философском пароходе», во многом из-за своей публицистики, а также романа-антиутопии «Мы», ставившего знак вопроса над большевистским «светлым будущим», Как пишет биограф Кустодиева Аркадий Кудря, Замятин, к тому времени сформировавший свое отношение к власти, «надо полагать, по достоинству оценил» «Большевика»41. 1918—1923», посвящённой 5-летию Красной Армии. Учился в Высшем. В. И. Ленина)33153740. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали.

И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. Вместе с тем некоторые советские критики при оценке «Большевика» Кустодиева не упускали из виду «крамольный» своего рода «перепев его же сатирического рисунка 1905 года», что говорило о том, «насколько не в силах был понять Кустодиев пролетарского характера Октябрьской революции»56. По трактовке Карякина, большевик идя на церковь, личный мир Кустодиева, «идет на художника, его хочет стереть с лица земли»25. Большевик у Кустодиева – это жизненно-реальный, обобщенный образ, возведенный в тип. В работе над картиной Кустодиев использовал и предварительные наброски к «Большевику», созданные ещё в 1919 году37. В том же году Кустодиев предложил «Большевика» организаторам выставки картин и скульптур «Красная Армия.

К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Учился в Высшем. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». 1925 – 1926Холст, масло., 200 x 175Нижегородский художественный музей» (1925 – 1926). Такова и купчиха в широко известной его картине Красавица.

Но бодрость не покидала его. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны.