Боттичелли Данте

«рождение Венеры», «Весна», портреты Данте и Джулиано Медичи – эти работы Боттичелли известны чуть ли ни со школы. Я заинтересовался и стал искать схемы Дантова ада в трактовке Боттичелли, разъясняющие структуру его картины. Лондонская галерея Курто в сотрудничестве Берлинским гравюрным кабинетом презентует экспозицию рисунков Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Поэма Данте, повествующая о путешествии по аду и Раю, представляет собой, как и творчество Боттичелли, противоречивое сочетание античной (в частности, платонической) литературно-философской традиции и средневекового образного мышления. Поэма Данте, повествующая о путешествии по аду и раю, представляет собой, как и творчество Боттичелли, противоречивое сочетание античной (в частности, платонической) литературно-философской традиции и средневекового образного мышления.

Наткнулся в посте товарища на картину Боттичелли иллюстрирующую карту ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Тут Боттичелли представляет Данте и его провожатого Вергилия в восьмом круге Ада, который состоит из десяти глубоких пропастей, где карают мошенников. Являющийся образованным художником, Боттичелли написал комментарии к некоторым частям поэмы Данте, а затем иллюстрировал Ад и собрал все воедино.

В 1480–1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте.

Сравнение графических композиций Боттичелли с теми, где раскраска (очевидно, сделанная другой рукой) упростила контуры, показывает, насколько зрительная впечатляемость иллюстраций обязана именно линии – бесконечно подвижной, чутко отвечающей внутреннему строю образов. Он отмечает малейший поворот ситуации, дифференцируя подчас в своей динамичной трактовке действия, связанные Единством места и почти одновременные (две головы на одном теле, две фигуры персонажа в едином эпизоде – см. : А VIII, XXI, XXXII Ч X, XIII, XIX). Последнее положение проявляется в одухотворении небесных сфер и отождествлении различных планет со степенями христианских добродетелей (Венера – любвеобильные, Солнце – мудрецы, Марс – воители за веру). Вазари жил во Флоренции спустя почти тридцать лет после смерти Боттичелли. Им соответствует иная, чем в ранних миниатюрах, композиционная конфигурация. Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех.

Художник откликается на пространственные импульсы, заключенные в «Комедии». Они изображены в открытом пространстве, над которым вращаются концентрические гирлянды огней (P XXIII – XXVI). – «Чистилище» XIII, 25–32 XIV, 130–139. Линия выступает в разнообразных функциях: в декоративной изобразительной линия – язык, на который переведено содержание «Комедии» наконец, она отражает в рисунках мир чувств художника, эту подчас едва уловимую гамму переживаний.

  1. Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери
  2. История одного шедевра: «Карта Ада» Боттичелли
  3. Портрет Данте, Боттичелли, 1495
  4. «Бездна Ада», Сандро Боттичелли — описание картины
  5. Топография Ада: карты загробного мира Данте от эпохи Возрождения до наших дней

Правда, с другой стороны, художник обычно не использует и чисто религиозных символов «Рая». Волны подземных потоков разбегаются в легком колыхании. Серия создавалась в период между 1951–1959 годами.

Весьма подробно описывая и растолковывая значение кругов дантовского ада, автор Инферно для пущей наглядности вплетает в свой сюжет живописную картину с названием «Карта ада». Подобные установки порождают принятие фактического ада на земле как образа жизни (и видно, что ад помещается в метро или многоквартирном доме). В первых листах еще используются элементы рассказа. Напряженная экспрессия рисунков наводит на мысль, что поэзия «Чистилища» преломлена здесь сквозь неоплатоническую идею о тяготении души из оков земных страстей к сверхчувственной красоте. Последний – из выполненных – лист иллюстрирует полет над Эмпиреем (Р XXX). Шикарная вещь.

Рисунки мастера соприкасаются с текстом «Комедии» подчас настолько тесно, что, хотя было бы произвольным говорить о сознательной передаче им метафор и сравнений, картины Данте воссозданы в них в образной полнозначности. Известно, что художник является автором нескольких картин по мотивам знаменитого произведения сурового флорентийца. Обе они прекрасны, обе чрезвычайно известны. Прозвище она имела Симонетта Прекрасная по причине несравненной внешней красоты.

  1. Иллюстрации Боттичелли к «Божественной комедии» Данте (1480-1500)
  2. Картина недели: «Ад» Боттичелли
  3. «Ад» Боттичелли – картина-иллюстрация к «Божественной Комедии»
  4. Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте
  5. Божественная комедия: рисунки Боттичелли в Лондоне

Геоцентрическая космогония, присутствующая в поэме, соответствует учению Аристотеля-Птолемея о семи небесных сферах (Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна) и восьмой сфере «неподвижных звезд». Но прежде всего со словом сближается экспрессивная суть иллюстраций, где за отражением зримого плана «Комедии» как бы всплывают поэтические интонации ее строк. Самые страшные преступники, по мнению Данте – это предатели. Он различим в экспрессивности мимики и движений. Смысл «Комедии» сплетается с неоплатоновской темой Рая: представлением о высшем мире проявления сверхчувственной красоты, где душа, свободная от телесного плена, поднимается через созерцание ступеней божественной эманации к изначальному и конечному Единству.

Пламени душ возникают из трепещущих орнаментальных завитков. Боттичелли, картина которого фактически является картой преисподней Данте, пытается точно следовать слову поэта. Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке.

Притом, признавая определённое подобие прижизненного буржуазного бытия аду на земле (буржуазные идеологи и формулируют суть капитализма как войну всех против всех, упорядоченную чудовищем-левиафаном национального государства), они говорят, как из этого мира попасть в посмертный рай. В эстетически бедных образах содержание объясняется для людей невысоких знаний. Подтверждением этому служит хотя бы то, что и «Рождение Венеры» и «Весна» и «Венера и Марс», а также «Портрет молодой женщины» написаны художником уже после смерти Симонетты, скоропостижно скончавшейся 26 апреля 1476 года в возрасте 23 лет в разгар разразившейся во Флоренции эпидемии туберкулеза. При этом в понятие «античность» входил широкий спектр культурных явлений, включающий не только собственно античные памятники, но раннехристианское и романское искусство, византийские традиции.

  1. Божественная комедия в живописи
  2. Девять кругов ада в деталях: итальянские дизайнеры создали интерактивную карту ада по произведению Данте
  3. Сюрреалистический «поход» Боттичелли через Рай и Ад
  4. Описание картины «Данте Алигьери»
  5. Дантов ад на картине Боттичелли и современные преломления

Вероятно также, не без влияния драматических событий во Флоренции для художника приобретают остро индивидуальный смысл строки «Чистилища» – XII, 88– 99, откуда фантазия его извлекает мотив обнимающихся ангела и Данте – предвестие темы любви и добра, торжествующих над злом. Чтение «Божественной комедии» Данте Алигьери, поэмы, богатой отсылками к флорентийской политике 14-го века и средневековой католической теологии, может показаться непростым занятием. Мол, в его «карте» указан способ «реализовать» некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас. Сохранились не все страницы. А вот то, что это оч-ч-чень личный блог с оч-чень личным мнением – это да, подтверждаю. В нем заключена не только крайне драматическая, выразительная направленность, но и противоположная ей – декоративная, смягчающая, поскольку картины Данте запечатлены «в виде прелестных арабесок».

Опять же из художественной литературы, а именно из романа Дэна Брауна «Инферно» черпаю разнообразные сведения о «Божественной комедии» Данте. Впрочем, не смотря на то, что принадлежность этого портрета (как и некоторых других) кисти великого мастера подвергается сомнению, предположим, что вслед за рядом иллюстраций к «Раю» и «Аду» упомянутой поэмы, художник сам или с помощью своих учеников, создал образ автора бессмертного произведения. Включая и нынешнее.

  1. 8 произведений искусства, которые воспели Ад
  2. Портрет Данте — Сандро Боттичелли
  3. 750 лет и 15 портретов Данте Алигьери
  4. Иллюстрации к «Божественной комедии»
  5. Портрет Данте — Сандро Ботичелли
  6. Другие картины Сандро Боттичелли
  7. Сандро Боттичелли «Карта ада» («Круги ада»)

Вводя различные положения персонажей (например, обращенность жеста, поворот фигуры), мастер подразумевает их связь со зрительной удаленностью объектов в пространстве. Лицо изображенного на портрете излучает спокойствие, сильную волю и уверенность в себе.

Ан нет. В самом деле, рисунки явственно обращены к содержанию «Комедии», но вместе с тем переводят его в совсем иной образный строй, – в сравнении с Дантовой пластичностью и драматизмом графические образы мастера подвижны и легки. Так что в данных интерпретациях и их восприятии читателем того времени повествовательное содержание «Комедии» определенно связывается с изобразительным и притом на повествовательное содержание начинают накладывать собственные понятия о сюжетной занимательности. Они вызывают в воображении сопоставления, ассоциации, вплетенные в эти картины.

  1. «Ад» Боттичелли – картина-иллюстрация к Данте
  2. Картина Боттичелли «Ад» – своеобразная «карта местности»
  3. Современное искусство и произведение художника
  4. Современные композиторы классической музыки

Мог ли обойти вниманием великий Боттичелли своего величайшего современника, великого поэта, создателя итальянского литературного языка и автора «Божественной комедии» Данте Алигьери. Перед нами незаурядная, независимая личность. С наибольшей последовательностью подобные суждения будут проведены А. Вентури и Ю. Ясиро. Иллюстрирование «Комедии» Федериго заказал одному из самых видных феррарских миниатюристов того времени – Гульельмо Джиральди, с помощниками. Даже связанные со средневековым символизмом надписи под пламенями душ, где сама неровность почерка отражает чувство художника, – даже эта деталь выступает в рисунках знаком личного, поэтической персонификацией (Р XXIV–XXVI).

А вот для Боттичелли она была идеальной женщиной. В прозрачных, порывистых рисунках заключено своеобразное соответствие поэзии этой кантики. Нет, ни в коем случае, скорее – удивлена.

  1. Отель — Санрайз Ле Жардин: Египет, Хургада
  2. Деревня Санта Клауса в Финляндии
  3. Домашнее фото постаревшей Пугачевой с детьми поразило поклонников
  4. Любовь по-корейски: 20 примеров того, как делать романтически фотографии без пошлости

Недавно читаю книгу Ирвинга Стоуна «Муки и радости». Он может передать даже атмосферу невидимого присутствия (см. Поэт провёл много долгих лет в изгнании из–за междоусобной брани, терзавшей его родной город в конце тринадцатого века. Идея загробного путешествия является данью средневековой книжной традиции, которая получила широкое распространение как в Западной Европе, так и в восточно-христианском мире («Плавание Брана сына Фебала», «Видение Макария Египетского», «Хождение отца Агапия в Рай» и др. ). Быстрый бег линий выявляет формы, движение, пространство, организует композицию. При этом главный акцент в претворении смысла «Комедии» переносится на изобразительность. Такое понятие о целом представлено в начале кодекса в виде подробного стереометрического макета Ада (выполнен неизвестным миниатюристом).

Наконец, средневековый прием непрерывного иллюстрирования вносит в трактовку «Комедии» в гравюрах эффект последовательного развития событий. И что вы думаете, кто является создателем этой действительно «адской» картины. Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами.

  • 10 реально абсурдных вещей, которым мы не нашли объяснений
  • 25 случаев, когда иностранные слова не стоило читать по-русски
  • 15 поразительных фактов о странах мира, которые вы не найдете в Википедии
  • 12 архивных фотографий, которые в свое время ни за чтобы не попали в газеты
  • Что если бы Винни-Пух снимался в фильмах

Вот таким образом Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. Выразительность его несравненно многообразна и открыта к передаче своеобразно воспринятых образов «Комедии» в их бесчисленной последовательности. Ибо в иллюстрациях легче увидеть не собственно реальность Ада «Комедии», но образ страстей души. В отличие от них, язык, на который переводит картины Данте этот художник, – индивидуален. А изображая кентавров, он реализует преимущественно ассоциацию с эллинистическими образами, заключенную в строках Данте («Ад» XII, 55–57).

Ученый утверждал, что боттичеллевские «мысленные образы замышлялись на языке линии», столь естественно передававшей их внешние проявления. В неоплатонической символике Земной Рай сливался с садами Венеры. В своей острой, тончайшей чувствительности он передает образы изобильной фантазии. Впечатление светового потока («Рай» XXX, 61–69) воссоздается здесь с чудесной простотой: две тонкие линии, проведенные в даль островатый декоративный узор цветов порхающие среди них путти. Например, картина «Весна» 1478 г. повествует о трагической любви Джулиано Медичи и Симонетты Виспуччи, образы которых ассоциируются с изображениями Меркурия и нимфы, похищаемой Зефиром (смертью).

Боттичелли трактует с живой, забавной фантазией грозных дьяволов преисподней. Уступы и пропасти напоминают нагромождение прозрачных кристаллов. Помимо акварельных рисунков, сюрреалист создал ряд гравюр на дереве. Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, так как представляет собой своеобразную «адову карту».

И уж особенно такими индивидуальностями славны времена Боттичелли. Изображены среди эфирного простора (Р XXVII), в окружении ангельского воинства (Р XXVIII, XXIX). Как художник Вазари не преуспел, хотя одно время был учеником самого Микеланджело.

  1. 119 стран, в которых действует безвизовый режим для граждан России в 2019 году
  2. Мужчин, которые не чистят зубы два раза в день, ждет провал в спальне
  3. Омолаживающие стрижки: 7 стильных и ярких идей для волос любой длины
  4. Мэрилин Монро и еще 10 звезд с огромными шрамами

Идея загробного путешествия является данью средневековой книжной традиции, которая получила широкое распространение как в Западной Европе, так и в восточно-христианском мире («Плавание Брана сына Фебала», «Видение Макария Египетского», «Хождение отца Агапия в Рай» и др. ). Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются. Движение его пера стремительно легко, гибко и экспрессивно.

И вдруг – не побоюсь сравнения: как гром среди ясного неба. Различие образного строя иллюстраций и «Божественной Комедии» объясняется несовпадением творческих черт поэта и его интерпретатора. А если и существовало такое реальное полотно, то автором его никак не мог быть Боттичелли. Путь поэтов, то сложный, то прямой, непрерывно тянется от рисунка к рисунку. Наличие в них множества действенных и эмоциональных положений показывает, что повествовательная линия «Комедии» прочитана с известной долей занимательной фабульности.

  • Мужчина попытался ограбить девушку, но она оказалась бойцом
  • 5 моделей бюстгальтеров, от которых лучше отказаться
  • Малинин, Стоянов, кто еще из звезд не общается со своими детьми
  • 15 книг, в которых можно найти такую любовь, о которой даже страшно мечтать
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Отечественные либералы-западники по большей части являются людьми светскими, потому образ рая у них необычайным образом сплёлся с буржуазными идеалами якобы живительной войны всех против всех, помноженными на либеральный отказ от чудовищного государства-левиафана (ведь он порождает издержки в процессе вменённого ему упорядочения процесса взаимного пожирания). Концепция о Боттичелли – «великом импровизаторе пером» – наметилась в труде Г. Хорна. А знала ли Симонетта о существовании Сандро.

Разговору Данте и Беатриче о причинах различных свойств небесных сфер придана некоторая наглядность благодаря схематическому изображению небесных кругов (Р II). И текст находит в рисунках свою параллель. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Изображения приобретают ясную обозримость (стремление к которой заметно уже в рисунках к «Чистилищу» – начиная с Ч IV)–содержание сосредоточено в лаконичной композиции. Опять сверяюсь с Википедией: да, художник в самом деле в своё время создал серию иллюстраций к «Божественной комедии».

Иллюстрации Сандро 
Боттичелли к «Божественной 
комедии» Данте Алигьери

Традиционные элементы полностью подчиняются авторскому замыслу. Каковы же конкретные формы этой графической интерпретации каждой из кантик. Чуткая вибрация линий создает впечатление мерцающих огней. Скорее всего Сандро рисовал некий, по словам поэта Михаила Кузьмина, «на вечные века символ скоропроходящей молодости», воплощенный для него в Симонетте.

Линия то легко стекает, разбегается в мелкой зыби, развивается в ритме острых углов, упруго вибрирует, то собирается в причудливом орнаментальном сплетении или парит в своей невесомости. Они передают эпизоды «Комедии» в их зримо-живописной привлекательности. Иллюстратор проходит и мимо сцен, где отразились чувства политического гнева или нравственной неприязни Данте (см. : Данте и Бокко дельи Абати Данте обращается к папе Николаю III – А XXXIII, XIX). Вместе с тем, средневековый принцип духовной иерархии не только предполагает дополнение античного космоса девятым небом с «неподвижным двигателем» и Эмпиреем, но также принцип объединения макро- и микрокосмоса. Эта ледяная бездна носит название Коцит. И Дантов «тенистый и живой» лес («Чистилище» XXVIII, 2) претворен художником в прозрачную, несколько меланхолическую гармонию образов «Весны», но еще более хрупкую и ускользающую. Однако миниатюры кодекса развивают иной аспект нового изобразительного языка.

Он создал своего рода топографию Ада. Последнее основывалось на связи представлений о любви с темой времен года, жизни и смерти. Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер.

И надписи идентифицируют здесь действующих лиц, а не отвлеченные понятия. Татьяна, не стану вступать в дискуссию по поводу определения формата статьи. Пластическая масштабность фигур «Ада» также в целом чужда иллюстрациям, обнаруживающим в иных мотивах чувство пластического (кентавры – А XII, XIII гиганты – А XXXI). Зима обновляется весенним цветением, когда на землю возвращаются странник Амур, Прозерпина и ее сестра Венера, как об этом, например, читаем в строках Полициано.

Мотив, очевидно, обусловлен также иконографическими типами, варьируемыми в ранних иллюстрациях к «Комедии» и соответствует ренессансному, в частности неоплатоническому, образу мироздания. Затем она превращается в кровавую реку Флегетон, а в девятом круге – с предателями – водопадом обрушивается в центр земли и замерзает. По мнению А. Вентури, «Боттичелли – самый утонченный поэт линии»: «острая выразительность, . Отталкиваясь от циклического типа изображения (возможно, от варианта его в кватрочентистских кассони), Боттичелли своеобразно передает ведущий мотив действия, следуя шаг за шагом за Данте и Вергилием в их странствии. «Божественная Комедия», проиллюстрированная художниками Возрождения – это произведение, зазвучавшее на языке ренессансных понятий. Среди специально отобранных рисунков можно будет увидеть иллюстративные описания грешников, с которыми средневековый «путешественник» Данте и древнеримский поэт Вергилий встречались глазами в сферах Чистилища и Ада — образы ростовщиков, представителей продажного духовенства, колдунов и прорицателей.

Как и в других современных им иллюстрациях к «Комедии», аллегорическое содержание здесь не является больше преобладающим изобразительное же – утверждает себя как язык, с помощью которого раскрывается смысл. Спасибо за внимание.

Перевод слова на язык изобразительности приобретает характер индивидуальный и углубленный в рисунках к «Комедии», выполненных Сандро Боттичелли между 1492–1498 гг. В земном аду нельзя не грешить, чтобы быть успешным (а среди протестантов земной успех попросту становится мерилом божественного избрания), но можно всё же стремиться к добродетели – и это противоречие решается концепцией католического Чистилища (в православной культуре, не принявшей буржуазных идеалов, никакого Чистилища нет). Если предшествующие миниатюристы вытягивали хронологически и пространственно разноплановые мотивы поэмы в единую цепь символической действительности, то теперь воспроизводятся лишь однородные временные действия. Новый оттенок графической интерпретации Боттичелли очевиден также при сопоставлении с более ранними рисунками к «Комедии». То есть в нарисованном с отчетливостью видели то, что описано в поэме и, возможно, мастерство иллюстратора в передаче зрительной достоверности ее образов воспринималось при этом несколько преувеличенно, в духе такого суждения о миниатюре, как, например: «Вы побежали бы от злого льва в сосновый лес и дрожали перед косматым кабаном на нарисованных горах» Видение и чтение сближалось здесь в том аспекте, что зримый образ снова обращал внимание к поэтическому слову, которое в свою очередь дополняло изображение.

И если путь, как и в «Комедии», «измеряется» движением поэтов, отвечая средневековому принципу развития пространства через посредство движения, то одновременно это путь, который как бы содержит однородную внутреннюю меру, обусловленную ренессансным понятием целостности. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Боттичелли принадлежал к числу сочувствовавших Савонароле.

Художник, например, не выделяет из толпы осужденных гордого флорентийца Фаринату дельи Уберти, трагического Уголино или Ясона, который у Данте такой «большой» и полон «величества былого» (А X, XXXIII, XVIII). Многое зависит от перевода и, безусловно, от иллюстраций, карт и диаграмм. Чтобы передать Дантовы видения, художник использовал «бесконечные возможности» «рисования быстрого движения»: «он переводил в быстро движущиеся линии, выражающие быстро сменяющиеся чувства», «драматические ситуации» «Комедии». Пространство указано в своей трехмерности, – сцены развернуты в глубину или из глубины. – Ч XIII, XIV). Зато он стал фактически основоположником современного искусствознания, написав главный труд своей жизни – собрание 178 биографий художников Италии эпохи Возрождения «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Таковы ангел, шагающий через Стикс («Ад» IX) прорыв в глубину, создаваемый фигурой скачущего кентавра («Ад» XIII) полет демонов («Ад» XXI, XXII).

Однако отношение к античному наследию у Боттичелли иное, нежели чем у художников начала XV века: Боттичелли не столько подражает античному искусству, сколько создает на его основе особую «светскую мифологию» (Арган Дж. ), позволяющую говорить о современности на языке античной аллегории. Введение в рисунки мотива круга естественно объяснить дантовской космографией. Я было заподозрила, что это авторский вымысел, сугубо литературный персонаж.

Это – язык обостренно индивидуального перевода «Комедии». Хотя к ее ли образу. Большинство же – это эскизы. Последнее положение проявляется в одухотворении небесных сфер и отождествлении различных планет со степенями христианских добродетелей (Венера – любвеобильные, Солнце – мудрецы, Марс – воители за веру). Геоцентрическая космогония, присутствующая в поэме, соответствует учению Аристотеля-Птолемея о семи небесных сферах (Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна) и восьмой сфере «неподвижных звезд».

Пейзаж невесомо воздушных, подвижных очертаний словно наполнен атмосферой весенней прозрачности. «Мы стремимся к величайшей вершине Олимпа и живем в самой глубокой пропасти, – говорит Фичино, – тут нас держит множество препятствий, здесь нас соблазняют обольщения лугов». Вместе с тем, средневековый принцип духовной иерархии не только предполагает дополнение античного космоса девятым небом с «неподвижным двигателем» и Эмпиреем, но также принцип объединения макро- и микро-космоса. Ближе к Данте Боттичелли подходит в иллюстрировании «Чистилища», чьи образы более открыты его внутреннему миру. Он акцентирует повествовательно-изобразительное содержание.

Можно сказать, что в Урбинском кодексе эсхатологические видения Данте были интерпретированы как своего рода «вымысел поэтического воображения». Трудно не поддаться очарованию концепции японского исследователя. Изображения райского сада и Весны, облаченной в орнаментированный хитон, напоминают готические вердюрные мотивы, восходящие к французским гобеленам «миль флёр», в то время как другие персонажи пронизаны атмосферой античной пластики. Вот таким образом преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик. Избранные художником средства иллюстрирования – емки.

Если и знала, то скорее всего вряд ли придавала этому знанию какое либо значение. Этому способствует новая организация книжного пространства. Видений, открывающихся на вершине пути, мастер не передал. Можно допустить, что художник смотрел на Дантовы картины сквозь призму этих понятий. Со смелой фантазией трактует он сцены стремительного ритма.

В книге японского автора Ясиро развиваются следующие идеи. Но затем, начиная с пятого рисунка, художник дает лишь суммарное представление о песни. Наконец, мрачный пейзаж Ада претворен мастером в изысканный линейный узор. Изобразительный компонент, соединенный с тончайшей экспрессией, здесь существен. Данте нарисован с двумя лицами, чтобы показать, что он обернулся назад, приняв души нарушителей обета за их отражения (Р III). Так выглядит Ад. Но западные католики отстраняются от зла и относятся к аду серьёзно.

Художник воспроизводит образы «Комедии» с ощущением их внутренней выразительности. Орнаментально-тектоническая рама замыкает их в качестве более удаленных изображений.

всемогущая экспрессивность линий есть главная сила боттичеллевских комментариев к «Божественной Комедии». Бывает ли такое на самом деле. Как бы лучащиеся в легкой вибрации, они отражают звучание света. Наконец, тема круга может быть связана с символизацией души.

Да, Сандро Боттичелли. И однако же, язык этих гравюр представляет собой язык обновленного, популярного прочтения «Комедии». Главная же сила воздействия рисунков – во внушаемости образов «Рая», чьи формы «дематериализуются» в светомузыку.

Его идиллический мир наполняется у Боттичелли перекрестными ассоциациями. В библиотеке Федериго, одной из крупнейших по тому времени, царил подлинный культ книги. Если сопоставить с миниатюрами Гульельмо Джиральди гравюры ранних тиражных выпусков «Комедии»: издания 1481 г. (Флоренция) 1487 г. (Брешия) 1491 г., май, ноябрь, 1493 г., 1497 г. (Венеция), то эти начальные опыты гравировального искусства кажутся безусловно архаичными в своей технической неловкости использовании циклического построения и надписей. Довольно отчетливо показаны фигуры «Комедии».

Личностный характер подхода Боттичелли к иллюстрированию «Комедии» достигает наивысшей степени на этом заключительном этапе работы. Но при этом традиционные элементы настолько видоизменены художником, что позволили широко отобразить зрительно-пространственные мотивы «Комедии». Боттичелли отказывается здесь от традиционной передачи повествовательной линии «Комедии» – метода из которого он исходил в истолковании предшествующих кантик.

И в рисунках к последним песням художник стремится разомкнуть круг небесных сфер, заключающий фигуры Данте и Беатриче.

Следуя за этими изменчивыми ритмами по поверхности листа, от страницы к странице, взгляд проникает в ситуации различных эмоциональных оттенков, охватывает их в нарастании и взаимосвязи. При этом для графического стиля иллюстраций характерна дуалистичность. Восхождение связывается в «Рае» со все большим расширением внутреннего видения, постижением новых, бесконечных небесных пространств.