Боттичелли Весна Описание

Картина Сандро Боттичелли Весна: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Сочинение-описание картины Боттичелли «Весна»

Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Философские версии связаны с неоплатонизмом. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.

Картина написана на основе древнеримской мифологии. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Над богиней парит Амур. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.

Их длинные волосы перевиты жемчугом, символизирующим чистоту. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.

  • Описание картины Сандро Боттичелли «Весна»
  • Картина Весна, Сандро Боттичелли
  • Описание картины «Весна (Примавера)»
  • «Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения
  • История одного шедевра: «Весна» Боттичелли
  • Весна картина Сандро Боттичелли

Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо.

Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.

Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева).

  1. История картины Боттичелли «Весна»
  2. «Весна» Боттичелли — свадебный подарок
  3. Картина Боттичелли «Весна» – одно из самых удивительных произведений живописи
  4. Сандро Боттичелли: Весна – красота искусства в его смысле
  5. Картина Весна Сандро Боттичелли
  6. Другие картины Сандро Боттичелли
  7. Самое интересное в виде мозаики

А май считался не только концом весны, но и началом лета. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.

На самом деле это несколько противоречит истине. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.

На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.

  1. Описание картины Сандро Ботичелли «Весна»
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных в картине
  4. Обо всем, что нравится женщинам
  5. «Это диалектика любви, воплощенная в движении»
  6. «Гимн живому человеческому влечению»

Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Она не просто богиня любви и красоты. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. И, конечно, это породило особое искусство.

Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

  1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  2. Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных на картине
  3. Напишите отзыв о статье Весна (картина Боттичелли)
  4. Отрывок, характеризующий Весна (картина Боттичелли)

Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Именно так было принято делать на свадьбах. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. От его полета согнулись стволы деревьев. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.

Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). 203 x 314 см. Возрождение. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Некоторые искусствоведы полагают, что картина должна была укрепить в подростке привязанность к тем нравственным идеалам, которые внушали ему воспитатели. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.

  1. Весна (картина Боттичелли) Информацию О
  2. Сочинения по картинам 5-9 класс
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  4. Общееколичествопросмотровстраницы

Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Она стала богиней в пышном одеянии. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола.

Описание картины 
Сандро Боттичелли 
«Весна»

Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Композиционно полотно делится на три части.

В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Каково же содержание картины. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.

Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы.

Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.

От его полета согнулись стволы деревьев. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).

Зефиром. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Месяц считался концом весны и началом лета. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).

А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Но, это неединственноеповторение в картине. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.

Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани.

В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Умер Боттичелли в безвестности. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.

«Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»).

Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). А с правого края художник изобразил и себя. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.

Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Сколь приятна для любования. обе выполнены с грацией и выразительностью». Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).

Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.

В 1537 она была перевезена в Кастелло. Но давайте попробуем. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля.

Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. О том, как весной расцветает природа. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры).

Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи.

В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли.

Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. В ней ясно различается мастерство рисунка эта основополагающая черта флорентийского искусства того времени и в композиции Боттичелли изысканный ритм линий создаст утонченную, почти женственную атмосферу. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.

Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация).

Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Галерея Уффици.

Италия. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение.

Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Дерево, темпера. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.

Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Картина висела над софой, называемой летуччо. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.

Движение в картине устремлено справа налево. Здесь следует процитировать И. Долгополова, не скрывавшего своего восторга от картины: «Всмотритесь пристально в лицо Весны. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики.

До 1743 года шедевр Боттичелли принадлежал семейству Медичи. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. В 1815-м она попала в галерею Уффици. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. В 1537 она была перевезена в Кастелло.

Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках.

Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Сожалея о своем насилии, он превращает ее во Флору, его подарок дает ей красивый сад, в котором правит вечная весна. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году.

Тонкое, аристократичное, верное идеалам античности, наполненное символами, музыкальное и поэтичное. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Фигуры расположены волнообразно. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.

Андрей Россохин, психоаналитик: «На картине только двое мужчин их образы принципиально различны. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.

Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. Юная Флора шествует неспешной походкой, бросая на своем пути прекрасные розы. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» — охранником самой весны. Это – гимн и природе и человечеству.

Сюжет картины глубоко мифологичен, в каждом из ее персонажей, в каждом живописном элементе зашифрована одна из основополагающих идей Ренессанса – все на Земле подчинено любви, которая имеет божественное происхождение и является источником земного возрождения, символом весны. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Возможно, Боттичелли сознательно отказался от ренессансной перспективы, ради усиления ощущения чуда. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В 1815 году он попал в коллекцию знаменитой галереи Уффици.

Данная картина является одним из первых известных произведений изображающихбогов и богинь в натуральную величину и практически голыми. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Картина висела над софой, называемой летуччо. Флоренция.

Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца.

Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.

Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Движение в картине устремлено справа – налево. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно.

Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Меркурий (слева) нарциссически красив.

Жест заботливый, опекающий. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею.

«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Выше: что вы искали. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.

Сегодня «Весна», наряду с другим шедевром Боттичелли – «Рождение Венеры», является одной из жемчужин галереи. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Такие подарки были в то время обычным явлением. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры».

Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).

Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. вы можете запросить все в системе с коробкой. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.

Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.

Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.

Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. В 1537 она была перевезена в Кастелло. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.

Она показана простой, тихой и скромной. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Но это не единственное повторение в картине. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра).

Всё происходящее на картине лишь ее окружение. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»).

На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Всё изменила вечная весна.

Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада.

Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.

Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).

Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погруженная в созерцание Меркурия. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.

Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Долгое время «Весна» хранилась в доме Пьерфранческо.

Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Исследователи предложили несколько толкований. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. И как поэтично показано превращение.

В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Сандро Боттичелли. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.

Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Философские версии связаны с неоплатонизмом. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.

Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.

Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. В образе Меркурия художник изобразил Джулиано Медичи, а в образе Венеры – Симонетту Веспуччи, в которую, пожалуй и сам он был влюблен. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.

В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу.

Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Это произведение готического искусства объединяет в себе аллегорические и мифологические сюжеты, а также содержит многочисленные отсылки на классические и современные тексты, которые до сих пор интерпретируются учеными и историками искусства, зачастую по-разному.