Бруни Медный Змий Сюжет

10 фактов о картине Бруни «Медный змий»

К тому времени увеличилась его семья— родился сын Александр. Амбивалентность эта зафиксирована в эпизоде с М. з. в своеобразном варианте исцеления «подобного подобным». Маленькая, всеми покинутая, она ухватилась за камень ища в нем защиты и опоры. Любовь видится им силой, укрепляющей на пути к спасению.

3, 14-15). Уже умерли многие представители поколения, помнящего египетское рабство. В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченностиКартина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи, (её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. Каждый мускул его прекрасного тела протестует против смерти. И если человеку удается подавить в себе этот мимолетный соблазн, это внезапно возникшее животное чувство и тем более, пробудить в себе добрые побуждения и желание служить Всевышнему, то этот внутренний переворот в сознании находит отклик наверху и вызывает «цепную реакцию»: Всевышний совершает аналогичный «переворот», обращая духовную тьму в свет, а смертельно раненного человека возвращает к жизни». На лице юноши – выражение смертельной муки.

Медный змий, Федор 
Антонович Бруни, 
1841

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа»43. Он был отпрыском славного рода, чье имение находилось в горном ущелье Мендризио в Швейцарии. После окончания реставрации, в начале 2003 года, была организована выставка, среди экспонатов которой, помимо обновлённого «Медного змия», были картоны использованные Бруни при подготовке к написанию картины3839. Впрочем, художник мог создавать и другие «исторические» полотна, например, на тему Античности и Академия была бы не менее благосклонна. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Смерть Камиллы, сестры Горация (1824), Портрет 3.

Бруни Федор Антонович (1801— 1875)Медный змий1841г, холст, масло 565 х 852 смГосударственный Русский музей, Санкт-ПетербургЗАЛ N15Самое большое полотно из коллекции живописи XIX века Русского музея и самая знаменитое произведение Федора Бруни создавалось на протяжении 15 лет, а заканчивалось в Риме. В основе картины «Медный змий» лежит — один из эпизодов 40-летнего странствия народа Израиля. Окружающие ее люди охвачены страхом разных «оттенков»: от дикого и безумного ужаса, которым охвачена девочка, сдерживаемая своим братом, до легкого испуга симпатичной малышки, прячущейся на коленях у бабушки. Лицо женщины имеет сходство с лицом Анжелики— жены Бруни. И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу— то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова»10.

На существование в околобиблейской мифологии культа змеи указывает, помимо эпизода с М. з., рассказ (4 Царств 18, 4) об истреблении царём Езекией, боровшимся с пережитками языческих культов, «медного змея, которого сделал Моисей, — так как до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» (nеhustan, контаминация обоих созвучных слов, обозначающих М. з. ). С левой стороны господствует движение к колонне с «медным змием»: к ней устремились три женщины, потрясенная мать прижимает ребенка к столбу. Такое введение в картину родного для художника образа может рассматриваться как проявление романтизма в исторической живописи. вы можете запросить все в системе с коробкой.

Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. Чем же так уникальная эта картина. Почему эти люди, видевшие столь много чудес и столько страдавшие, роптали. Андрей Иванович торжествующе согласился: он четверть века ждал этого часа — это был час славы его вкуса, его понимания искусства и красоты. Когда в зале никого не было, Карл заворачивал к «Нарциссу». Бруни творил в те времена, когда художники часто обращались к ветхозаветным сюжетам.

Перед отъездом Николай сильно обидел художника, посетив в его отсутствие мастерскую и отдав еще недописанного «Евангелиста Иоанна» на переделку давнему сопернику Бруни, Карлу Брюллову. Стоит признать, что художнику это удалось. Интересно и поучительно задуматься иногда над началом, над корнем своим. Вскоре «Медный змий» был доставлен пароходом в Петербург, где вызвал ожесточённые споры, но вместе с тем имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова. Как и картина Брюллова, полотно «Медный змий» построено по принципам романтизма. К этому же периоду творчества относятся произведения «Спящая нимфа», «Св. Двенадцатилетний труд погиб.

Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать божьего наказания». Но как вырвать первый номер у вечности. Их работы стали пользоваться хорошим спросом. Когда евреи просят сделать золотого тельца. Библия повествует о том, что Езекия вынужден был истребить сделанного Моисеем медного змея, которого называли Нехуштан, так как многие израильтяне стали поклонятся ему, воздвигнув высоты и насадив священные дубравы (4Цар18, 4).

Художник написал ее, когда ему еще не исполнилось и 22-х лет. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор1. Но завоевать ее Бруни не удалось. В 1838 году мечта художника сбылась.

После переезда в Россию Антонио становится Антоном, а имя сына меняет на Федора. В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте. Он и сегодня возьмет первый номер на конкурсе. Ради этого Фёдор Антонович даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора, а в своё оправдание в специальном послании государю Николаю I приводил такие аргументы: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Впервые картина стала доступна итальянскому зрителю в 1841 году.

Символ Спасения 
или Чем медный змей 
лучше золотого тельца

Символ Спасения или Чем медный змей лучше золотого тельца

Бесплодные, безлесые желто-серые скалы, почва без единой травинки. Передний план левой части полотна по ходу работы над картиной претерпел значительные изменения. Сам же Бруни писал: «Что касается меня, то я в восторге от всеобщего успеха, который имела моя работа»29. Весной 1820 года по приглашению княгини 3.

Лицо женщины имеет сходство с лицом Анжелики— жены Бруни. В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины. Он бьется в агонии, кричит, яростно колотит по камням и, как писал сам художник, «испускает дух в бешенстве и богохульстве». Многие годы евреи скитаются по Аравийской пустыне. Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи».

Первый план во многом диктует трагическое звучание всего произведения. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского3132. рис. ). В результате внешний вид картины был максимально приближен к колористическому замыслу её автора. Даже окружающий их пейзаж производит гнетущее впечатление. В одном из писем Бруни середины 30-х годов XIXвека читаем: «Я надеюсь, что моя кисть сможет выразить все эти разные страсти, которые, как я хотел бы, господствовали в моей картине и особенно угрызения совести, страх, вера, смирение, горе, сострадание и, наконец, уверенность тех, которые являясь священниками, стоят бесстрастно посреди бедствия, которое смущает всех других».

В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор». Звали офицера Павел Андреевич Федотов.

А. Волконской в костюме Танкреда (1820-е), Вакханка, поящая амура (1828) – картины принесли ему успех и известность. Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм, но Бруни остался на позициях академизма. Цецилия», «Св. В Италии Бруни создает множество религиозных образов.

Тайный смысл картины 
"Медный змий"

Тайный смысл картины "Медный змий"

Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт— по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве»1617. Однако не спасение, но, скорее, отчаяние и страх изображает художник. Гагариным, а также с русскими художниками, находившимися в то время в Италии.

По окончании в 1818 году Академии художеств, Фёдор Бруни пишет картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение перед Навзикаей», удостоенную аттестата I степени. Ко времени прибытия в итальянскую столицу молодых русских художников Бруни, Брюллова и Иванова «назарейцы» уже стали признанными корифеями, оказывающими довольно сильное воздействие на молодые умы академистов, приехавших со всей Европы усовершенствовать свое мастерство. В 1809 году Фёдор Бруни поступил в Воспитательное училище при Академии художеств.

«Библейские сюжеты 
в искусстве»: Медный 
змий (Русский музей)

«Библейские сюжеты в искусстве»: Медный змий (Русский музей)

Однако делать это не стоило, особенно, если речь идет о пророке. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского. Змей). Из произведений Федора Антоновича итальянского периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», созданное в 1824-м. Что привлекло художника в этом сюжете. Карл Павлович забрел взглянуть на работы выпускаемых из академии скульпторов.

Не стал избегать этой темы и художник итальянского происхождения. Всеми покинутый малыш погиб просто от голода. А. Волконской в костюме Танкреда" (1820-е), а особенно в картине "Вакханка, поящая амура" (1828), отличавшейся радостной чувственностью. На первый взгляд они похожи, но на самом деле их смысл – диаметрально противоположный. Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания».

Бруни Федор Антонович 
Медный змий 1826 
-41 Холст

Бруни Федор Антонович Медный змий 1826 -41 Холст

Его нет долгое время, в лагере начинается паника. Завершить монументальное полотно Бруни не удалось. После учебы Бруни-младший жил и работал в Риме. О начале работы над большой картиной по мотивам сюжета из Ветхого Завета Бруни сообщил Обществу поощрения художников (ОПХ) в феврале 1827 года, указав, что среди его эскизов он особенно «остановился на одном, который желал бы произвести в большой картине он представляет воздвижение медного змея в пустыне».

Да и Брюллова, которые, казалось бы, выбрал нейтральную тему, они не обошли стороной. Братья собирались в трапезной, где ели и трудились, а по вечерам обсуждали свои работы. Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение «Медный змий» избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета. В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. Он был снова в Риме и перед ним снова был его «Медный змий».

Во время работы над картиной художник столкнулся с огромным количеством трудностей. Само словосочетание «Медный змий» должно было напомнить современникам о том, что малодушие ведет к рабству и безверию. Весной 1820 г. по приглашению княгини 3. Фиделио Бруни родился 10 июня 1799 года, когда семья обитала еще в Милане.

ТБН-Россия расскажет 
о полотне Федора 
Бруни «Медный змий»

ТБН-Россия расскажет о полотне Федора Бруни «Медный змий»

Умирает мужчина в самом расцвете физических сил. Крупный успех принесла ему картина "Смерть Камиллы, сестры Горация" (1824).

Ради нее Бруни даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора. Рядом с ней ее маленький братик, которому уже не нужна помощь медного змея. Вероятнее всего, оказавшись на своей «религиозной родине», в центре католичества, Бруни по-новому взглянул на привитые ему с детства ценности. Многие художники женились и покинули монастырские стены. В центре упал навзничь молодой мужчина, ужаленный сразу двумя змеями.

Библейские сюжеты 
в русской живописи

Библейские сюжеты в русской живописи

Федору Антоновичу было грех жаловаться. Грибоедов, приехали «для ловли счастья и чинов». Тем не менее, надо отдать должное Бруни, стремившемуся к научной точности.

Эта картина была выставлена в Капитолии и получила положительные отзывы критиков. Выше: что вы искали. Фиделе, довольно быстро ставшей Федором, поступил в Академию Художеств. В Петербурге она появилась лишь через 10 лет и за нее Бруни получил звание академика. Яхве говорит Моисею: Сделай Медного змия, выставь его, чтобы всякий, кого ужалят, взглянув на него, оставался жив. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация».

Тайный смысл картины 
Медный змий

Тайный смысл картины Медный змий

Вероятно, плодом этих размышлений и стал окончательный выбор названия полотна. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация». В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын.

Тогда люди раскаялись и начали молиться о пощаде, на что Господь повелел Моисею воздвигнуть колосс и поставить на нем змея. Так в 1871 году его лишили ректорства и он вынужден был руководить мозаичной мастерской им же созданной. Конечно же, в первую очередь чисто художественная сторона дела.

Бруни близок к гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой». Иногда, чтобы образумить народ, Бог вынужден прибегать к жестким мерам. Слева от Моисея выступает Елеазар в одеянии верховного жреца и сплотившиеся вокруг священники – левиты. Исходя из этого, Шевырёв полагал, что «главное действие картины» граничит с образом женщины, которую несёт её муж— на её лице «уже просиял луч исцеления». Со временем состав братства менялся. В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын.

По заданию Академии художеств Бруни выполнил две копии с ватиканских фресок («Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатея»), написал несколько произведений на темы античной мифологии, среди которых следует отметить «Пробуждение граций» (1827), «Вакханка и Амур» (1828). Эта женщина является локальным центром правой части картины— все, её окружающие, также охвачены ужасом. Иные руку пожимали Карлу, будто дни торжества были его, а не Федора Бруни. Перед «Медным змием» Брюллов думал об «Осаде Пскова», досадой торчащей в сердце. Он продолжает создавать картины на религиозные сюжеты, которые пользуются неизменной популярностью (к этому периоду относят и представленную работу «На пути в Египет»).

Медный змий (картина 
Бруни) Информацию 
О

Медный змий (картина Бруни) Информацию О

Его отец швейцарский итальянец «мастер живописного и скульптурного дела». Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге». Сначала полотно экспонировалось в Риме. Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти. Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, абсолютно закончена»28.

Это была картина русского художника Федора Антоновича Бруни «Медный змий». Ему устроили овацию не меньшую, чем в свое время Брюллову, выставившему «Последний день Помпеи». Многие, как метко и едко сказал про них А. С. Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине— единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы». В 1838 году Федор Антонович снова отправился в командировку в Италию, чтобы создать свой главный шедевр – «Медный змий».

  1. Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском – Тихвинский храм в Алексеевском
  2. Коллекция Государственного Русского музея
  3. Взглянув на Него, останется жив
  4. Ваши любимые сайты в интернете (перечислите три в комментариях)
  5. Магнитогорск, Курилы, в Госдуме рекламируют алкоголь, США обрезают
  6. Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности
  7. Епископ высказался об идее создания «бога» при помощи ИИ

С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме. Экспозиция галереи меня покорила: там была и картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и «Девятый вал» Ивана Айвазовского (я тогда очень увлекался его творчеством и увидеть картины художника в подлиннике было для меня пределом мечтаний). Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу.

Они должны обрести внутреннюю свободу и мир с Богом, а это требует ежедневных усилий. Совет просил отставного профессора Андрея Ивановича Иванова уступить академии брюлловского «Нарцисса» за двести рублей серебром. Стали, конечно, сравнивать картину Бруни с «Помпеей» большинство склонялось к тому, что в сравнении бесспорно выигрывает «Помпея». Сам Бруни, словно подтверждая мысль Крылова, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она /картина — А. Г. / внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания». — Только как же вы не подумали об этом. О начале работы над большой картиной по мотивам сюжета из Ветхого Завета Бруни сообщил Обществу поощрения художников (ОПХ) в феврале 1827 года, указав, что среди его эскизов он особенно «остановился на одном, который желал бы произвести в большой картине он представляет воздвижение медного змея в пустыне». Семейство», «Свидание Т. Тассо с сестрою», четыре больших образа: «Моление о Чаше», «Богоматерь с младенцем на руках», «Спаситель на небесах», «Благовещение» и еще несколько картин и портретов.

  1. В Казахстане пастора судят за вовлечение детей в богослужение
  2. Как помочь людям которые пережили ситуацию "массового убийства"
  3. Уровень враждебности к христианам не увеличился – исследование
  4. СРОЧНО: Пастор из США Николай Кулакевич в критическом состоянии
  5. Капеллан дал советы как вести себя в местах массового убийства
  6. Картина «Медный Змий» Фёдора Бруни

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Нога его бережно перевязана, но яд уже сделал свое дело. Черты романтизма проступали и в других работах Бруни – в "Портрете 3. Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти.

Храм Тихвинской 
иконы Божией Матери 
в Алексеевском –

Остатки этого культа прослеживаются вплоть до христианско-гностической секты офитов (греч. Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном— жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»)16. На счастье слухи оказались ложными. Сам же Бруни писал: «Что касается меня, то я в восторге от всеобщего успеха, который имела моя работа».

Но одна картина заслонила все эти шедевры. Это масштабное полотно (размер оригинала пять с половиной на восемь с половиной метров) иллюстрирует известный эпизод Ветхого завета.

В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины. Помогло, кстати, не всем. Впрочем, они все сохранили своеобразную манеру работы и преданность идеалам юности. В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. Давайте рассмотрим полотно повнимательнее и определим так ли это.

На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе26. Молодой художник посещал класс исторической живописи А. Е. Из произведений Федора Антоновича «итальянского» периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», написанное в 1824 году. И тогда настигла людей кара Господня – дождь из ядовитых змей. И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу— то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова». Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, абсолютно закончена».

После этого император изменил своё решение и распорядился возобновить выплату окладов, «но с тем, чтобы в будущем году сам привёз сюда оконченную свою картину». Таким образом Моисей избавляет народ от погибели. Если нет – взбунтуемся.

Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия»44. Мы видим родителей, на руках которых гибнет сын. После этого картина находилась в зале русской школы Эрмитажа.

Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном— жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»). Дело в том, что по Петербургу прошел слух, что судно «Нептун», на котором Бруни отправил все, что оставалось в его римской мастерской, потерпело крушение. В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины. У каждого была своя келья. Федор (Фиделе Джованни Бароффио) Антонович Бруни родился 15 декабря 1801 года в Милане.

При баллотировке Савин получил 40 голосов, а будущий ректор Академии всего 22. Был консулом и отец художника, Антонио. В 1808 году, спасаясь от французов, семья оказалась в России. В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте.

В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор». 21, 9). Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком. Жить они стали в Царском Селе и Антонио стал преподавать в Лицее. Сюжет картины «Медный змий» основан на истории, описанной в Ветхом Завете, в Книге Чисел.

В частности, она была освобождена от многочисленных слоёв потемневшего лака, скрывавшего многие детали. Работа над картиной «Медный змий» велась художником в течение пятнадцати лет и это объясняется не только огромным размером холста, но и сложностью осмысления и написания глубокого по философскому содержанию ветхозаветного сюжета. Многие из них, осев в чужой державе, считали себя подданными Российской империи. В 1809 году Фёдор Бруни был принят в Воспитательное училище при Академии художеств (АХ), затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева закончил АХ в 1818 году. Занятия состояли из хозяйственных работ и живописи.

Вот таким образом укус змеи можно сравнить с искушением (укусить искусить), когда в сердце возникает соблазн, как капля змеиного яда. Спасенный из египетского плена иудейский народ под предводительством Моисея скитался в безводной пустыне сорок долгих лет. Если нет – мы взбунтуемся». Шебуева. Его предки были консулами и даже советниками Швейцарской республики.

Пока Брюллов перебирал листы, офицер, ожидая приговора, стоял в шаге от него и с таким вниманием рассматривал собственные работы, будто видел их впервые. Кто-то спешит к спасительному столбу, а кто-то застыл потрясенный смертью близких.

Самый ранний эскиз на ветхозаветную тему был создан в 1824 году. У ног их – павшие ниц, застывшие в покорности люди. В российской столице он был обласкан власть и стал делать стремительную карьеру. Да, они видели множество чудес, но их чаша еще не перевесила чашу боли, наполнившуюся в Египте. Такова история про ядовитых змей, обрушившихся на вечно недовольных евреев (Числ21, 4-9). В то время, когда жил художник и когда в русском обществе стали появляться нигилисты (вспомните хотя бы героя Тургенева Базарова), эта мысль читалась сразу и вызывала понимание современников.

Федор Бруни привез наконец из Италии своего «Медного змия» громадное полотно выставили поначалу в Зимнем, потом, когда окреп лед на Неве, перенесли в академию. По примеру своего отца, Федор решил стать художником и поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, где занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева. Бруни-старший получил должность «живописца и скульптурного дела мастера». Однако история со змеями не так проста, как это кажется на первый взгляд. Этот образ появляется не случайно.

Сначала полотно экспонировалось в Риме. В окончательном варианте уже никто не стремиться достичь спасительного столба. Молодые художники называли себя гильдией «Союзом Святого Луки» и обосновались в пустующем монастыре Святого Исидора в Риме. На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе.

Случился бунт, бессмысленный и беспощадный. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге»41. Говорили, что в «Помпее» все основано на любви, а у Бруни жестокость и мучение. А без нее что же вы сделаете, будь у вас даже бездна воображения и таланта.

Учитесь сами смотреть на мир. Они находятся в ужасе и отчаянии, даже не помышляя о поисках спасения и не пытаясь взглянуть на медного змия— такое впечатление, что они не слышат Моисея или просто не в состоянии внять его совету. В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин. Все они спешили к медному змею.

В ветхозаветных преданиях изображение змеи, сделанное Моисеем в пустыне (после исхода из Египта) для защиты от «ядовитых змеев» (букв. — «огненных»), которые были насланы на него за малодушие и ропот во время скитаний по пустыне (см. Антонио Бруни поступил на военную службу в армию Суворова, чтобы защитить свою родину от «общего врага человечества» Наполеона. В 1807 году семья переехала в Петербург.

Продолжает тему отчаяния и изображение девочки у камня. Бруни близок гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой». Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. Первое поколение, покинувшее рабство, считается, согласно талмудической традиции, лучшим. Главные темы его творческой деятельности – античные и библейские сюжеты, а также портреты.

Художник завершил свое творение в Риме. Сурово выглядят и сам Моисей, охваченный пророческим порывом и выступающий слева от него Елеазар в одеянии верховного жреца и сплотившиеся вокруг священники-левиты.

Принес папку рисунков и акварелей — большей частью уличные сцены и сцены армейской жизни. После этого картина находилась в зале русской школы Эрмитажа2. Мрачный пейзаж с грозовыми тучами из которых падают ядовитые змеи, подчёркивает безжалостность наказания и ужас, охвативший людей. Кроме того, нельзя исключать и влияния группы, получившей название «назарейцы», на этого яркого представителя русского академизма.

Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа». Только тогда я понял, насколько одномерны и плоски книжные репродукции. В Россию же полотно прибыло с некоторыми приключениями. Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу.

Моисей по указанию бога сделал «медного змея и выставил его на знамя и когда змей жалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Чис. Тот, кто посмотрит на него с истиной верой в спасение через Господа, будет помилован. К тому времени увеличилась его семья— родился сын Александр. Эти же слова когда-то звучали из уст евреев, мечтавших о свободе.

При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия». Исходя из этого, Шевырёв полагал, что «главное действие картины» граничит с образом женщины, которую несёт её муж— на её лице «уже просиял луч исцеления». Древние иудеи боялись жить с Богом, боялись принять свою свободу.

Испугались небось. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор. Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи»4546. Законченный Медный змий в 1841 году был доставлен пароходом в Петербург, где имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни. 5.

Ведь ему предстояла поездка в Италию. Однако начало XIX века было временем смутным и неспокойным. Однако евреи продолжают роптать их сердца не сильно меняются.

Она словно напоминает слова Христа о помощи малым. Небо – в суровых и мрачных тучах. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Если нет, то мы взбунтуемся.

После триумфа Брюллова этого было явно недостаточно. Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине— единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы». Бог ведет евреев, но Он не может сделать их свободными помимо их воли.

1. Это было граничит с тем, что Николай I хотел видеть художника в России. Его спешно вызывают в Петербург, чтобы преподавать в Академии Художеств. Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком. Моисей ушел, может быть и Всевышний хочет нас покинуть.

В специальном послании государю Николаю I художник объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. Здесь он испытывает влияние художественной культуры итальянского Ренессанса. Евреи еще слишком мало знают о Боге, чтобы Ему доверять. Им трудно было поверить, что их Бог сильнее египетских богов. Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин353637.

Кроме того, Бруни известен как автор уникального натурного рисунка «Пушкин в гробу», после размноженного им литографией. В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин. После этого император изменил своё решение и распорядился возобновить выплату окладов, «но с тем, чтобы в будущем году сам привёз сюда оконченную свою картину»8. После окончания реставрации, в начале 2003 года, была организована выставка, среди экспонатов которой, помимо обновлённого «Медного змия», были картоны использованные Бруни при подготовке к написанию картины. Умер старший брат Моисея Аарон.

С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме.

Им уже кажется, что нет конца их путешествию. Русский художник, выходец из семьи художника. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца. Но сердце его рвалось в Италию, чтобы завершить начатое грандиозное полотно.

3. «Нарцисс» — совершенство, конечно. Им предстоит научиться, что внешняя свобода от угнетателей – это еще не все, что нужно человеку. Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить»7.

Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин. Кроме того, он хотел передать в этой картине глубокие чувства. Что делать, как себя вести без мудрого предводителя. Тогда пророк выставил медного змия, чтобы те, кто посмотрит на него с истинной верой, остались живы исцелившись от змеиных укусов.

Когда Моисей отправляется на гору Синай. Вряд ли он мог предположить, что последние мазки нанесет только в 1841 году. В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги». Они пытались торговаться и шантажировать Бога. Корабль благополучно прибыл в Петербург, привез «Медного змия», а вместе с ним и «Тайную вечерю», которую художник считал давно утерянной. Раскаявшись, спутники Моисея стали молить о прощении. opis, «змея»).

Боялся и Бруни, выросший в России и привыкший к ее порядкам. Само же прозвище происходило, естественно, от города Назарет. Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить». Впрочем, проигрыш не сильно расстроил молодого художника. Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт— по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве». Итальянская публика с восторгом приняла картину русского академиста.

Картина имела ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни. В противоположной части картины развита тема, как говорил сам художник, «ужасного наказания». К концу обучения он получил серебряную медаль и право на участие в конкурсе на золотую.

Егорова и В. К.