Бубнов Александр Утро На Куликовом Поле

"Слово о полку Игореве" и живопись

Писал «Утро на Куликовом поле» несколько лет. Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин.

Кони поднялись на дыбы, стараясь удержаться на ногах при всей силе столкновения. Пешая русская рать уже полегла в бою. Выходит, что Куликовская битва — это исключительно созданная в поздние века мифологема.

Авилов написал широкую придонскую степь, поросшую травами, уходящую к низкому горизонту под светлым утренним небом. Он был не удовлетворен своими набросками и писал о них Елизавете Мамонтовой: «тема давно была намечена мной для серии картин к истории Радонежского чудотворца, но все наброски, что я делал, не были интереснее любой программы» В 1897 году «Юность преподобного», «Труды преподобного» и акварель «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами» были переданы художником в дар городской галерее братьев Третьяковых. Это совсем другое, сэр, как вы понимаете. Но это не значит, что композиция статична.

Преподобный Сергий игумен Радонежский и великий князь Дмитрий Иванович, прозванный после битвы Донским их предшественники митрополиты Московские и всея Руси Петр и Алексий, воспитавшие князя Дмитрия, а также сотни тысяч безымянных русских воинов – вот они, победители. «Утро на Куликовом поле». Перед нами одно из самых впечатляющих творений. Это ощущение он мастерски передает всем зрителям. Вся картина пронизана оптимизмом. И даже попытки Николая I превратить Зимний дворец, переживши в декабре 1837 года страшный пожар, в «Новый Ватикан», остались нереализованными. На флангах расположились полк литовского князя Андрея Ольгердовича и полк левой руки князей Василия Ярославского и Феодора Моложского. На картине изображен эпизод, предшествовавший началу Куликовской битвы (8 сентября 1380), -- поединок русского витязя, монаха Троице-Сергиевой Лавры Александра Пересвета с татарином Челубеем (по одним транскрипциям Челибей, Телебей, по другим сведениям -- Темир-мурза), окончившийся одновременной гибелью обоих.

Челубей не менее силен и упорен в бою. Так и стояли на рассвете 8 сентября в густом тумане. Туго уперлась его борода в широкую грудь, покрытую кольчугой, глаза мечут молнии из-под низко надвинутого шелома. Главный герой картины сам народ Руси. Но на поверку многое из этого — с большой долей вероятности — оказывается «изобретениями» более поздних авторов.

Он был из знатных людей и назывался Челубей. Оба богатыря опустили копья и в карьер помчались навстречу друг другу. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы.

Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине. Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин.

А альтернативных высокородных претендентов на высшую власть среди ордынцев было хоть отбавляй (историки насчитывают их вплоть до десятка) и все они, так или иначе, враждовали между собой. Затаив дыхание, следят воины обеих сторон за поединком.

Мифы и правда на 
берегах Непрявды

Мифы и правда на берегах Непрявды

Она не господствует в картине, Дмитрий Донской не является главным действующим лицом, ее герой – все устремленное вперед, готовое к битве русское войско. Так что окончательно иго уйдет в прошлое только в 1480 году, после не столь знаменитого «стояния на Угре». Создается ощущение, что неуловимо движется лавина. Вся композиция выразительна и собрана. Многие смутились и никто не решался выйти в бой против могучего бойца. Им оставалось только где-либо прорвать русский строй и тогда ударить ему в тыл.

Она двигалась густой колонной, задние ряды клали свои копья на плечи передних. Тогда из русских рядов выдвинулся вперед Пересвет. С необычайной силой сжимает копье Пересвет. Дмитрий Донской первым из московских князей поднял оружие против Золотой Орды.

БУБНОВ Александр 
– Утро на Куликовом 
поле

БУБНОВ Александр – Утро на Куликовом поле

В некотором расстоянии друг от друга рати вдруг остановились. Художник дает почувствовать его роль – роль полководца, возглавляющего русское воинство. Здесь некоторое время кипел самый ожесточенный бой. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Посмотрим на картину А. Бубнова «Утро на Куликовом поле». Этот великий день и запечатлел советский художник Александр Бубнов. Уже раздавались на Куликовом поле неистовое гиканье и победные клики татар. Картине «Утро на Куликовом поле» присуще чрезвычайно существенное для произведения на историческую тему качество: люди изображенные на полотне, не воспринимаются «сквозь мглу веков», не кажутся архаичными – наоборот, в них есть сила характеров, близких современным людям и эти характеры обрисованы правдиво и убедительно. Олега Рязанского смирил оружием, опустошил его землю. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.

Но это только предвестие, пока еще не воспринимаемое участниками начинающегося сражения. Ими командовал московский окольничий Тимофей Вельяминов. «Великая замятня» в степном государстве закончится совсем скоро и новый хан Тохтамыш, так и не дождавшись выплаты дани, решит забрать ее сам. Три места действия, разбросанные по времени, даны одновременно.

Сочинение по картине 
Утро на Куликовом 
поле Бубнова описание

Сочинение по картине Утро на Куликовом поле Бубнова описание

Художник композиционно подчеркивает монолитность и сплоченность русского войска. В одной точке соединились горе и терпение, жажда освобождения от ига, сила, воля и вера. Они всегда мыслили себя внуками Божьими и потому до сих пор говорят Господу «ты», как принято среди родственников. Конечно же, нет. «Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», «Куликовская битва», «Бегство Мамая» – четыре больших эскиза были созданы Авиловым, но лишь один из них – противостояние русского витязя и татарского богатыря – стал законченным произведением, вошедшим в анналы мирового изобразительного искусства.

Масса русских войск представлена относительно небольшой, но плотной, устойчивой, монолитной. Вот таким образом и в суровом воине, чьи огромные натруженные руки крепко сжимают копье и в седом старике с мудрыми, много видевшими глазами и в белокуром юноше, впервые идущем в бой и во многих других персонажах картины есть та художественная правда, которая заставляет верить в них. Потому они и называются — рабы Божьи. Воеводы передней рати большей частью скоро пали геройской смертью.

Но он обязательно «примерял» все это к людям, стараясь подсмотреть, например, как берут копье, щит, как носят то или другое одеяние. Сазонов изобразил раненого князя в окружении воинов. Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными. Кажется, что солдаты вырастают прямо из земли.

Ярость коней и мощь богатырских фигур, все здесь преувеличено, доведено до былинного, эпического звучания. Самая ранняя «Краткая летописная повесть» 1408 года молчит обо всех подобных деталях. Да и Мамай тоже постарался укрепить свои потрепанные в «Великой замятне» войска как только мог: за счет представителей разных тюркских и кавказских этносов (вроде яссов, половцев, черкесов и т. д. ) и даже (предположительно) наемников из генуэзских колоний в Крыму.

Художник смог увидеть в воинах прошлого живых людей. А ряды воинов продолжаются в тумане. «Благословение на битву», «Проводы ополчения» и ключевой центр «Предстояние» – рождают состояние народного духа. «Мамаева орда» контролировала Нижнее Поволжье, Крым, Северное Причерноморье и Кавказ, вот только ханский титул ее фактический глава не носил. Вздыбленные кони подымаются, как пирамида, над равниной. Репина. На берегах Дона и Непрявды дрались воины из Владимирского, Ростовского, Ярославского, Белозерского и многих других княжеств (в том числе и совсем еще недавних вассалов Литвы). Часов в одиннадцать утра двинулась татарская рать на битву к середине Куликова поля.

В то же время вся группа – Дмитрий и его приближенные, выделенная композиционно, - отодвинута на задний план. — Нет, сэр, богоизбранный народ на земле — иудеи. Большой полк и весь двор московского князя встали в центре. Им наперекрест расталкиваются в стороны фигуры воинов, заставляя еще более ощутить ожесточенную враждебность поединка.

Отсюда взялась пословица – не суйся поперед батьки в пекло. К нему, как к своему единому государю, потянулась вся Русь. Но еще задолго до карамзинской статьи профессура Академии художеств в качестве экзаменационных испытаний предлагала выпускникам тему «Дмитрий Донской на Куликовом поле», причем программа четко оговаривала, как должен быть изображен князь: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по содержании победы над Мамаем, оставшиеся Князья Русские и прочие воины находят его в роще при последнем почти издыхании, кровь струилась еще из ран его: но радостная весть о абсолютном поражении татар оживляет умирающего великого князя». Кто Господу ближе, раб или внук.

И кому больше прощается. Многие умирали под конскими копытами. Вернувшись в Россию, художник обратился к учебной теме Академии художеств и написал картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

Таким образом, центральная группа картины беспокойным силуэтом вырастает над горизонтом, четко вырисовываясь на фоне неба. Покоряясь татарам, Дмитрий Иванович крепко держал в своем подчинении русских князей. Один из бойцов трогает тетиву лука: скоро начнётся. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы.

Сочинение описание 
картины Утро на 
Куликовом поле Бубнова

Сочинение описание картины Утро на Куликовом поле Бубнова

Громадное напряжение чувствуется в фигурах воинов. Александр Бубнов. Расступиться в сторону было некуда с обоих боков препятствовало свойство местности. «Копья ломались как солома, стрелы падали дождем, а люди падали как трава под косой, кровь текла ручьями».

Но и кони едва могли двигаться от множества трупов, которым покрылось поле битвы.

Александр Бубнов 
– Утро на Куликовом 
поле

Александр Бубнов – Утро на Куликовом поле

Куликовская битва была по преимуществу рукопашная. Художник решил обратиться к теме борьбы народа с татаро-моголами. Композиция картины довольно проста.

Бубнов сумел увидеть в воинах древней Руси живых людей и это чувство передать зрителю. Извините, сэр, это трудно сразу осмыслить и принять, но если хотите разобраться в сути вещей, вам следует заняться русской историей. Изучение исторического материала он сочетал с жизненными наблюдениями. Все воины стоят плотно друг к другу.

Картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Копья ударили в щиты. А варвары — внуки Божьи.

Такой страшной битвы никто из русских и не помнил. Уже в 1382 году его войско огнем и мечом пройдется по русским княжествам. Их невозможно сдвинуть или потеснить.

Художник: Бубнов 
Александр ПавловичУтро 
на Куликовом поле

Художник: Бубнов Александр ПавловичУтро на Куликовом поле

У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга. Часть фигур срезана рамой картины. Перед ним коленопреклоненные казаки и человек в латах и царской мантии.

У них родственные отношения и родственная любовь. В картине есть динамика, драматизм. Каждая деталь на этом полотне рождалась в поисках, в сомнениях. Перед нами настоящие воины, многие из которых навсегда останутся на Куликовом поле. Передний татарский полк, как и русский, состоял из пехоты (может быть, наемные генуэзские кондотьеры). Впереди готовился к битве сторожевой полк князей Симеона Оболенского и Иоанна Тарусского. Сначала он сделал эскизы, которые способны рассказать нам о том сложном пути исканий, который прошел художник.

Хрестоматийное Утро на Куликовом поле Бубнова выставят на торги

Это не просто красивый орнамент. Страшно было смотреть на две грозные силы, шедшие друг на друга. Одна из наиболее знаменитых картин Михаила Ивановича Авилова. Впрочем, эскиз «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» так и не был завершен Нестеровым.

А монаха Родиона Ослябю в контексте событий на Куликовом поле впервые упомянут только в гораздо более поздней «Задонщине». Фигура Дмитрия Донского четко вырисовывается на фоне черного знамени с золотым Спасом. Художник смог создать образ народа, который побеждает. Даже отбросив в сторону явно вымышленные детали, ее следует признать значимым сражением по меркам той эпохи (а отсылки к битве можно найти в эпосах и среднеазиатских народов и балканских славян, живших за многие тысячи километры от берегов Непрявды). Кроме того, черноземные почвы очень агрессивны и не способствуют сохранению костей.

В одном месте одолевали татары, в другом русские. В 1946 году за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Авилов был награжден Сталинской премией первой степени. После эвакуации вернулся в Ленинград, окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Русь снова покорилась татарам, но народный дух уже оживился. В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом.