Чаепитие В Мытищах Близ Москвы

Выдающийся русский художник В. Г. Перов в картине «Чаепитие в Мытищах близ Москвы» – 1862 год – отразил отдельные стороны жизненного уклада придорожных поселений. Картина Василия Перова Чаепитие в Мытищах, близ Москвы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Чаепитие в Мытищах, близ Москвы была написана известным русским художником – передвижником Василием Григорьевичем Репиным в 1862 году.

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, Перов, 1862

Художник был очарован разнообразием сцен и типажей на Троицкой дороге и сам прошел пешком весь путь до монастыря (88, 7). Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. Во-первых, через несколько лет началось строительство первого Московского Мытищинского водопровода, который начинался от ставшего отныне знаменитым на всю Россию «Громового» ключа. Идея диалога рук, так полно реализовавшаяся в «Чаепитии», появилась у Перова в «Проповеди в селе» : хладнокровно, бесцеремонно слуга отталкивает глухую старуху. Оно волной накрывает и обучаемых ими людей.

Чай, в отличие от вина, успокаивает человека». Василий Перов родился до заключения официального брака его родителей, вот таким образом ему дали фамилию своего крестного отца – Васильев. Дача Третьякова, кстати сказать, находилась неподалеку от Мытищ, близ станции Тарасовская. Отныне, практически, любое застолье, заканчивающееся чаепитием, «в народе», зовут не иначе, как «чаепитием в Мытищах». В «Чаепитии в Мытищах» вырабатывается перовский язык повествования, сочетающий элементы прямого текста (обличения, назидания) с подтекстом, ассоциациями, лишь постепенно открывающимися зрителю.

Картина Перова "Чаепитие 
в Мытищах"

Картина Перова "Чаепитие в Мытищах"

Во-вторых, многочисленные богомольцы, совершавшие ежегодные пешие паломничества в Троицу, по примеру своей государыни, тоже стали останавливаться в селе Большие Мытищи, чтобы освежиться знаменитою «громовою» водой и размочить в ней свои дорожные сухарики. Но самое главное — нагруди мужчины приколот орден героя Крымской войны. Но Перов был уязвлён и ответил однозначно сатирической картиной – «Чаепитие в Мытищах». В XIX веке все, кто направлялся из Москвы в Троицу, обычно делали первую остановку в Мытищах.

Данная картина Перова вызвала в социуме настоящий бунт и негодование. Так же грубо, беспардонно будет прерываться в репинском «Крестном ходе в Курской губернии» порыв калеки-горбуна.

Здесь можно было увидеть самые разные человеческие типы. В издании 19 века «Быт русского народа» написано так: «Кто бы ни пришёл в гости и в котором часу ни было, для него настаивают чай и сами пьют с ним». Герои пьют чай. Так, слева – в «зоне монаха» – плотные, лоснящиеся, округлые предметы, начиная от медного самовара, круглого чайника и до круглого же живота, надутых щек, обтянутого атласом клобука, красного глиняного кувшина с блестящими боками из которого служанка доливает воду в самовар. Последняя работа до сих пор по-настоящему не оценена. Картина «Чаепитие в Мытищах» явно имеет сатирический оттенок. За столом расположилась дружная и большая семья.

Справа же – в зоне «просящих» – более строгий, «бедный» пластический и фактурный модус. В этом отношении она близка фольклорному духу лубка, сатирическим картинкам И. Теребенева, едкой журнальной карикатуре – наиболее демократическим, свободолюбивым проявлениям «неофициальной» культуры. Но вот когда его повысят – он еще проявит себя во всей красе. Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». Все его существование полностью зависит от милосердия окружающих.

Есть на полотне и масса других не менее интересных деталей. Императрица «благосклонно» выслушала рассказ старика и распорядилась принести воды из «Святого» ключа. На заднем плане картины также изображен священник с чашкой чая в руках. Но то, что его появление здесь случайно, подтверждает стоящий рядом состолом его открытый дорожный саквояж. В первоначальном «нищем» сильнее выражено его военное прошлое, силуэт с приподнятыми прямыми плечами более агрессивен, движение наступательно: он с силой опирается на плечо мальчика так, что у того подгибаются колени и получается невольный поклон. Через десять минут слуги заправили большой медный самовар «громовою водицей».

Что изображено на 
картине Перова «Чаепитие 
вМытищах»: маленькое

Что изображено на картине Перова «Чаепитие вМытищах»: маленькое исследование

Выталкиваемый на улицу отец, станционный смотритель – у Пушкина «и кто-то камень положил в его протянутую руку» – у Лермонтова вынесенный «почти без движения» от «значительного лица» Акакий Акакиевич – у Гоголя «кто-то крикнул швейцару: Гони. За время, остающееся до поездки, Перов заканчивает «Сельский крестный ход на Пасхе» и пишет «Чаепитие в Мытищах» (1862). После того, как в Х1Х-м веке художник Василий Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах», это словосочетание стало нарицательным и общеупотребительным. И в картине мы видим нищего с мальчиком, не «объясняющих» замысел, а вызывающих эту трудно завоевываемую симпатию.

Высокомерно отвернулся. Есть в композиции «Чаепития» и другие «подтекстовые» противопоставления: просящие руки (солдата и мальчика) и две – подносящие блюдце ко рту (иеромонаха и послушника) крест за воинские заслуги на рваной одежде нищего и трижды повторённый крест – у попа и прислужницы щегольской саквояж монаха и солдатская фуражка у мальчика рука, поигрывающая ложечкой и рука, сжимающая костыль сверкающий ботинок, выглядывающий из-под сутаны и пыльный кирзовый сапог, босые ноги, «деревяшка». Автор – Василий Григорьевич Перов – здесь отказался от богатой палитры. А протянутая в просящем жесте рука калеки так и не находит поддержки и опоры.

В русской литературе мотив столкновения просящего и тех, кто «не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах» – один из важнейших. С тех пор источник этот и зовется в народе «Святым» или «Громовым». Чудо-то, какое: сам варит, да еще и блестящий, словно зеркало. То ли он проходил мимо, то ли специально зашел сюда на чай —неизвестно. Фото обоих полотен приложены к данному материалу. Нет, этого староста допустить никак не мог, а потому, на свой страх и риск, решил обратиться к «царице-матушке» с предложением отведать водицы из местного родника.

В ракурсах персонажей, а также в манере письма видны ирония автора, сарказм и сатира. От такого «прямого текста» – не вызывающая разночтений характеристика персонажей, общей ситуации. Нечего подпускать к себе кого попало.

Картина «Чаепитие 
в Мытищах»: особенности

Картина «Чаепитие в Мытищах»: особенности

В связи с выставкой 1861 года он пишет, что у Перова «всё правда, та художественная правда, которая дается только истинному таланту». Художник вовсе не имел в виду, что все священники таковые. С ним маленький босой мальчик, но и к нему нет сочувствия.

Если чаепитие, то непременно «в Мытищах». Именно этот момент и тревожит живописца, вот таким образом он пишет такую яркую картину. Отсюда же – прямое столкновение руки просящей и руки отталкивающей, помещённых в оптическом центре холста, над пересечением диагоналей и являющихся композиционным «замком» изображения.

Местные жители предлагали паломникам свои услуги. На что Академия резонно ответила, что «последние шесть лет картина здесь не выставлялась». Один занят разговором с пожилой женщиной, второй — попивает чай. Знаменитая картина Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» была написана на рассвете его творческой карьеры, после окончания московского училища живописи и зодчества, в 1962 году. А, уж, грохот раздался такой, как будто Царь-пушка в Московском Кремле выстрелила.

Он начищен до блеска. Дело в том, что русские крестьяне до начала Х1Х-го века почти не употребляли чай, а многие даже считали «за грех» хранить и готовить его в своем доме. И совсем не важно, где оно происходит – в Москве, Петербурге, Калуге или даже в отдаленной сибирской деревушке. Предприимчивые сыновья мытищинского старосты, получив в наследство от отца медный самовар из царского обоза, развернули во дворе своего дома настоящее самоварное производство и скоро, почти в каждом мытищинском доме, сиял и пыхтел свой самовар, на котором не хватало лишь фирменного клейма: «Сделано в Мытищах».

На полотне изображен толстый священник с достаточно отталкивающей неприятной внешностью. Видно, святой громовержец Илья Пророк проезжая по небу на крылатой колеснице, своим копьем пробил в этом месте землю на радость мытищинцам.

Едва ли не каждый мытищинский дом предлагал проезжающим отдых в тени раскидистых деревьев у самовара, возле которого хлопотала приветливая «самоварница» – так в Мытищах называли молодых прислужниц, разливавших и подававших гостям ароматный напиток. Здесь у самой дороги, на невысокой горке близ Владимирской церкви, царские слуги ставили шатры и ждали, когда «их величества» соизволят прибыть в Мытищи. Впрочем, столь откровенно антиклерикальная работа так и не была принята. Екатерина любила такие пешие «походы» и пока была молодой и не обремененной государственными заботами, частенько «прохаживалась» в Троицкий монастырь.

Мастера зовут Борис Кустодиев, а произведение его называется «На террасе». Эту работу иногда путают с «Чаепитием в Мытищах». Посреди этого съестного изобилия царил кипящий самовар. В рисунке он проще, одномернее, напоминая агинского «Капитана Копейкина» или калеку, просящего милостыню на фоне безучастной, равнодушной толпы в рисунке И. Бугаевского-Благодарного. В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль.

18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В протянутую им шапку никто не кинет даже самую мелкую монету. Наш не любит оборванной черни» – у Некрасова. Вокруг монаха, стремясь ему угодить, суетится девушка. Вмиг завертело, закружило и показалось даже, что «конец света» настал, а когда буря улеглась, то увидели крестьяне чудо: недалеко от дороги из земли на высоту трех метров бил самый настоящий фонтан. И эту особенность дарования Перова почувствовал Достоевский.

Но вот к столу подходятдвое. Поиски позитивного начала, начавшиеся в «Приезде станового», «Сцене на могиле», «Проповеди в селе», впервые получают здесь убедительное воплощение.

Чаепитие в Мытищах Василий Григорьевич Перов

Мастер решил привлечь внимание зрителя к различным противопоставленным элементам. Её сняли с выставки и дели бы неизвестно куда, если б не Третьяков. Он ищет образ, который западал бы в душу. Во времена художника показать данную проблему, было весьма смело и даже опасно. Теперь вы знаете, что изображено в работе «На террасе», а также чему посвящена картина «Чаепитие в Мытищах». От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Центральное место на столе занимает самовар. Властям картина показалась возмутительной. (1868). На заднем плане видна суетливая торопливая фигура, принадлежащая монастырскому послушнику. Композиция находится в круге, который создан деревьями сада.

Тот же поппрезрительно отворачивается от просящих. Главный герой при этом делает вид, будто к нему происходящее совсем не относится. И вот, когда к столу священнослужителя подходит одноногий слепой калека-ветеран со своим босоногим мальчиком-поводырем, хозяйка небрежно отталкивает нищего, дабы тот своим видом не помешал трапезе монаха.

Чаепитие в Мытищах, 
близ Москвы — Василий 
Перов

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы — Василий Перов

Родник этот не простой, а «Святой» – так его величают в народе за то, что появился он не по человеческому хотению, а по «божественному промыслу». Тем дело и кончилось. Не будь этого и мы имели бы ранний вариант «Монастырской трапезы», легко встающий в один ряд с «Возвращением с приходского совещания» Г. Курбе, карикатурами О. Домье на отнюдь не духовных служителей духа, с такими картинами, как «В жаркий день» Г. Седова, «Дьякон, провозглашающий долголетие» Н. Неврева, «Именины дьячка» Л. Соломаткина и более поздними «Поминками у купца» Ф. Журавлёва, «В монастырской гостинице» А. Корзухина – этими то более, то менее острыми типами монахов-чревоугодников, забавными «мелочами архиерейской жизни». Могут рассказать о многом ордена, которые видны на шинели солдата изрядно изношенной. Картина выдержана главным образом в невыразительных тонах.

Лучшей в Большом Мытище (так произносили в старину название села) считалась вода из отмеченного особой часовней Святого (Громового) ключа. Картина оказалась так хороша, что ее тотчас купил для своей галереи П. М. Третьяков. В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа. Также виден раскрытый саквояж гостя, который готов принять дары. Ему не нужно ничего говорить, сама его поза свидетельствует об искренности его веры.

Однако, старик, взяв чашку, не спешил отведать «ароматного напитка». К тому же, по старинному обычаю, пройти его нужно было пешком. А что же сытый и довольный поп, который учит в своих проповедях любви. Так вода из Мытищ стала популярной, а питье чая из этой воды превратилось в некийритуал. И там и здесь она непримирима. Вот приходит человек, он нищ и слеп. Серо-зеленоватые тона использованы, чтобы передать обычность ситуации и ее жизненность. Использует Перов и чисто пластические, тонально-колористические «иносказания».

Чаепитие в Мытищах, 
близ Москвы

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы

Василий Григорьевич Перов подсмотрел здесь сюжет для известной картины «Чаепитие в Мытищах». Но Перов «присочиняет» и, как показывает эскиз-набросок картины (из коллекции Государственной Третьяковской галереи), образ солдата-нищего удаётся найти не сразу. Рубашка мальчика оборвана. По преданию, он возник чудесным образом — от удара молнии.

Это первое дошедшее до нас народное преданье о «чаепитии в Мытищах» имело весьма значительные последствия для села. При этом создавалась она по заказу городской управы. В солдате нет ничего назойливого, в его лице природная доброта и стойкость характера, способность безропотно выносить не только «ужас войны», но и ужасы теперешней его жизни.

Описание картины 
«Чаепитие в Мытищах, 
близ Москвы»

Описание картины «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»

Там и жил Перов в период работы над картиной. Наконец, грустный «взгляд» слепого и сытый, не желающий видеть – смотрящей на него служанки. По всей видимости, они хотели попросить у священника хоть немного денег. Важно отметить, что рука, которую протягивает гость за подаянием, направлена в пустоту.

А вот этому люди и не научены своими духовными наставниками. Это — попрошайки: мужчина и мальчик. Мужчина — бывший солдат, с костылем и без одной ноги. Так как сан этого священника ниже, за столом пить чай ему еще не положено. Там отталкивающая рука противостоит глухому, здесь – слепому. Здесь зритель видит чудесный летний день и семью, которая расположилась на террасе.

Картина Чаепитие 
в Мытищах, близ 
Москвы Василия Перова

Картина Чаепитие в Мытищах, близ Москвы Василия Перова

Сюжетом «Чаепития», так же, как и «Сельского крестного хода», послужили действительные происшествия, которые Перов наблюдал во время путешествия по окрестностям Москвы. В этом отношении Мытищи были прекрасной «натурой» для художников-реалистов.

Для понимания перовского замысла важно утверждение Собко, что всё было взято прямо с натуры, а солдат с поводырём – «присочинён». Это способствовало быстрому развитию «сферы обслуживания». Вот тогда-то он тоже станет таким же горделивым и задиристым, как и его коллега.

Сочиненин по картине 
Перова «Чаепитие 
в Мытищах, близ

Сочиненин по картине Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»

Девушка, прислуживающая за чаепитием, пытается оттолкнуть от стола инвалида, а ведь он стоит всего лишь на одной ноге. Монах стоит поодаль, пьет чай и делает вид, что все происходящее у стола его вообщене касается. Лишь природа, окружающая эту неприглядную сцену, любовно выписана художником, поскольку она одинаково благосклонна ко всем людям, невзирая на их чины илизаслуги. Когда чай был готов, государыня подозвала находчивого старика и предложила ему «откушать» чаю с «царского стола». Она обеспокоена появлением попрошаек и пытается прогнать их.

И предстают-то герои этой «притчи», как на сценическом помосте народного театра. Видя замешательство старосты, Екатерина решила подбодрить старика: «Чай не пьешь, откуда сила. » На что находчивый мытищинец, со смирением в голосе, ответил своей государыне: «А у нас, в народе, говорят так: «Чай попил – совсем ослаб. » Но долго отказываться от предложения императрицы было неудобно и старик, перекрестившись и зажмурившись, «залпом» выпил чашку остывшего уже чаю. В русском изобразительном искусстве, кроме «Нищих» и «Слепцов» И. Ерменёва и сатирической графики – у Перова нет предшественников. Вокруг стоят конфеты, печенье и яблоки. Он тихонько стоит и похлебывает чай за спиной своего товарища, старшего по чину. Интересна также композиция картины.

В то же время язык, образный строй картины, действительно, роднит её с притчевой, доходящей до прямолинейности, простотой метких, разящих высказываний на тему жадности, душевной чёрствости – «сытый голодного не разумеет». Слева гамма, включающая красное, розовое, зелёное справа аскетическая, монохромная слева доминантой является чёрное (силуэт монаха усиливается, продолжается в фигуре послушника) справа – тональные отношения светлого, усиливающиеся пятном неба. Среди богомольцев встречались люди со всех концов России. Все они имеют антиклерикальную направленность. Подобное чаепитие происходило у него на глазах, когда он ходил к Троице-Сергиевой лавре. Лицо монаха лоснящееся и красное.

Пока вода нагревалась, старик ходил вокруг самовара, осматривая его со всех сторон. На полотне изображен священник, который игнорирует просьбу нищего инвалида. Между селами Тайнинским и Пушкино такая «дорожная гостиница» находилась в Больших Мытищах. Картина «Чаепитие в Мытищах» кроме прочих персонажей демонстрирует зрителю служанку.

В её облике тупое, мещански активное неприятие чужого «неисходного горя» («счастливые глухи к добру»). На нем — потрепаннаяшинель, один стоптанный и запыленный солдатский сапог. Местный староста, седовласый восьмидесятилетний старик, встречавший императрицу «у заставы» с традиционным русским «хлебом-солью» был удручен едва ли не больше всех. Таких обездоленных нередко можно было встретить на дорогах Руси.