Данте Боттичелли

Являющийся образованным художником, Боттичелли написал комментарии к некоторым частям поэмы Данте, а затем иллюстрировал Ад и собрал все воедино. В 1480–1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Наткнулся в посте товарища на картину Боттичелли иллюстрирующую карту ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери.

Лондонская галерея Курто в сотрудничестве Берлинским гравюрным кабинетом презентует экспозицию рисунков Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери. «рождение Венеры», «Весна», портреты Данте и Джулиано Медичи – эти работы Боттичелли известны чуть ли ни со школы. Поэма Данте, повествующая о путешествии по аду и раю, представляет собой, как и творчество Боттичелли, противоречивое сочетание античной (в частности, платонической) литературно-философской традиции и средневекового образного мышления.

Я заинтересовался и стал искать схемы Дантова ада в трактовке Боттичелли, разъясняющие структуру его картины. Поэма Данте, повествующая о путешествии по аду и Раю, представляет собой, как и творчество Боттичелли, противоречивое сочетание античной (в частности, платонической) литературно-философской традиции и средневекового образного мышления.

Нет, ни в коем случае, скорее – удивлена. В прозрачных, порывистых рисунках заключено своеобразное соответствие поэзии этой кантики. Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке. Следуя за этими изменчивыми ритмами по поверхности листа, от страницы к странице, взгляд проникает в ситуации различных эмоциональных оттенков, охватывает их в нарастании и взаимосвязи. Эта ледяная бездна носит название Коцит. Им соответствует иная, чем в ранних миниатюрах, композиционная конфигурация.

Последнее положение проявляется в одухотворении небесных сфер и отождествлении различных планет со степенями христианских добродетелей (Венера – любвеобильные, Солнце – мудрецы, Марс – воители за веру). Весьма подробно описывая и растолковывая значение кругов дантовского ада, автор Инферно для пущей наглядности вплетает в свой сюжет живописную картину с названием «Карта ада». Подтверждением этому служит хотя бы то, что и «Рождение Венеры» и «Весна» и «Венера и Марс», а также «Портрет молодой женщины» написаны художником уже после смерти Симонетты, скоропостижно скончавшейся 26 апреля 1476 года в возрасте 23 лет в разгар разразившейся во Флоренции эпидемии туберкулеза. Его идиллический мир наполняется у Боттичелли перекрестными ассоциациями.

А знала ли Симонетта о существовании Сандро. В эстетически бедных образах содержание объясняется для людей невысоких знаний. Однако миниатюры кодекса развивают иной аспект нового изобразительного языка. Отечественные либералы-западники по большей части являются людьми светскими, потому образ рая у них необычайным образом сплёлся с буржуазными идеалами якобы живительной войны всех против всех, помноженными на либеральный отказ от чудовищного государства-левиафана (ведь он порождает издержки в процессе вменённого ему упорядочения процесса взаимного пожирания). – «Чистилище» XIII, 25–32 XIV, 130–139.

  1. История одного шедевра: «Карта Ада» Боттичелли
  2. Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери
  3. Портрет Данте, Боттичелли, 1495
  4. Топография Ада: карты загробного мира Данте от эпохи Возрождения до наших дней
  5. Иллюстрации Боттичелли к «Божественной комедии» Данте (1480-1500)
  6. Картина недели: «Ад» Боттичелли

Данте нарисован с двумя лицами, чтобы показать, что он обернулся назад, приняв души нарушителей обета за их отражения (Р III). Другие рисунки, подобно иконописи прежних времен, показывают, как Вергилий и Данте посещают то один, то другой круг и все их, перечисленные в поэме, остановки. Мол, в его «карте» указан способ «реализовать» некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас. Например, картина «Весна» 1478 г. повествует о трагической любви Джулиано Медичи и Симонетты Виспуччи, образы которых ассоциируются с изображениями Меркурия и нимфы, похищаемой Зефиром (смертью). Восхождение связывается в «Рае» со все большим расширением внутреннего видения, постижением новых, бесконечных небесных пространств.

всемогущая экспрессивность линий есть главная сила боттичеллевских комментариев к «Божественной Комедии». Движение его пера стремительно легко, гибко и экспрессивно. В земном аду нельзя не грешить, чтобы быть успешным (а среди протестантов земной успех попросту становится мерилом божественного избрания), но можно всё же стремиться к добродетели – и это противоречие решается концепцией католического Чистилища (в православной культуре, не принявшей буржуазных идеалов, никакого Чистилища нет).

  1. «Ад» Боттичелли – картина-иллюстрация к «Божественной Комедии»
  2. Божественная комедия в живописи
  3. Божественная комедия: рисунки Боттичелли в Лондоне
  4. Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте
  5. Описание картины «Данте Алигьери»
  6. Портрет Данте — Сандро Боттичелли

Волны подземных потоков разбегаются в легком колыхании. При этом главный акцент в претворении смысла «Комедии» переносится на изобразительность. Среди специально отобранных рисунков можно будет увидеть иллюстративные описания грешников, с которыми средневековый «путешественник» Данте и древнеримский поэт Вергилий встречались глазами в сферах Чистилища и Ада — образы ростовщиков, представителей продажного духовенства, колдунов и прорицателей. В первых листах еще используются элементы рассказа.

По мнению А. Вентури, «Боттичелли – самый утонченный поэт линии»: «острая выразительность, . Избранные художником средства иллюстрирования – емки. «Мы стремимся к величайшей вершине Олимпа и живем в самой глубокой пропасти, – говорит Фичино, – тут нас держит множество препятствий, здесь нас соблазняют обольщения лугов».

Иллюстрирование «Комедии» Федериго заказал одному из самых видных феррарских миниатюристов того времени – Гульельмо Джиральди, с помощниками. Впечатление светового потока («Рай» XXX, 61–69) воссоздается здесь с чудесной простотой: две тонкие линии, проведенные в даль островатый декоративный узор цветов порхающие среди них путти. Изображены среди эфирного простора (Р XXVII), в окружении ангельского воинства (Р XXVIII, XXIX). Наконец, тема круга может быть связана с символизацией души. Вот таким образом преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик.

Введение в рисунки мотива круга естественно объяснить дантовской космографией. Пространство указано в своей трехмерности, – сцены развернуты в глубину или из глубины. Иллюстратор проходит и мимо сцен, где отразились чувства политического гнева или нравственной неприязни Данте (см. : Данте и Бокко дельи Абати Данте обращается к папе Николаю III – А XXXIII, XIX).

  • Дантов ад на картине Боттичелли и современные преломления
  • Сюрреалистический «поход» Боттичелли через Рай и Ад
  • 8 произведений искусства, которые воспели Ад
  • 750 лет и 15 портретов Данте Алигьери
  • Иллюстрации к «Божественной комедии»

В самом деле, рисунки явственно обращены к содержанию «Комедии», но вместе с тем переводят его в совсем иной образный строй, – в сравнении с Дантовой пластичностью и драматизмом графические образы мастера подвижны и легки. Но предания сохранили образ Симонетты, как девушки исключительно кроткого, скромного и обаятельного поведения. Ан нет.

Даже связанные со средневековым символизмом надписи под пламенями душ, где сама неровность почерка отражает чувство художника, – даже эта деталь выступает в рисунках знаком личного, поэтической персонификацией (Р XXIV–XXVI). Ибо в иллюстрациях легче увидеть не собственно реальность Ада «Комедии», но образ страстей души. Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами.

Вероятно также, не без влияния драматических событий во Флоренции для художника приобретают остро индивидуальный смысл строки «Чистилища» – XII, 88– 99, откуда фантазия его извлекает мотив обнимающихся ангела и Данте – предвестие темы любви и добра, торжествующих над злом. Художник воспроизводит образы «Комедии» с ощущением их внутренней выразительности. Такое понятие о целом представлено в начале кодекса в виде подробного стереометрического макета Ада (выполнен неизвестным миниатюристом).

  1. Портрет Данте — Сандро Ботичелли
  2. Боттичелли СандроКартины и биография
  3. Другие картины Сандро Боттичелли
  4. «Ад» Боттичелли – картина-иллюстрация к Данте
  5. Картина Боттичелли «Ад» – своеобразная «карта местности»

Геоцентрическая космогония, присутствующая в поэме, соответствует учению Аристотеля-Птолемея о семи небесных сферах (Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна) и восьмой сфере «неподвижных звезд». А вот для Боттичелли она была идеальной женщиной. Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». Как и в других современных им иллюстрациях к «Комедии», аллегорическое содержание здесь не является больше преобладающим изобразительное же – утверждает себя как язык, с помощью которого раскрывается смысл.

Художник откликается на пространственные импульсы, заключенные в «Комедии». Они изображены в открытом пространстве, над которым вращаются концентрические гирлянды огней (P XXIII – XXVI). Изобразительный компонент, соединенный с тончайшей экспрессией, здесь существен.

Архитектура, пейзаж – пространственная среда – намечены с некоторой зрительной убедительностью. Это – язык обостренно индивидуального перевода «Комедии». Напряженная экспрессия рисунков наводит на мысль, что поэзия «Чистилища» преломлена здесь сквозь неоплатоническую идею о тяготении души из оков земных страстей к сверхчувственной красоте. Чтобы передать Дантовы видения, художник использовал «бесконечные возможности» «рисования быстрого движения»: «он переводил в быстро движущиеся линии, выражающие быстро сменяющиеся чувства», «драматические ситуации» «Комедии». Татьяна, не стану вступать в дискуссию по поводу определения формата статьи. Но западные католики отстраняются от зла и относятся к аду серьёзно. Как и в гравюрах типографских изданий, новаторство в иллюстрациях Боттичелли сочетается с использованием средневековой традиции интерпретирования текста.

Идея загробного путешествия является данью средневековой книжной традиции, которая получила широкое распространение как в Западной Европе, так и в восточно-христианском мире («Плавание Брана сына Фебала», «Видение Макария Египетского», «Хождение отца Агапия в Рай» и др. ). Обе они прекрасны, обе чрезвычайно известны. Если и знала, то скорее всего вряд ли придавала этому знанию какое либо значение.

  1. Современное искусство и произведение художника
  2. Современные композиторы классической музыки
  3. Отель — Санрайз Ле Жардин: Египет, Хургада
  4. Деревня Санта Клауса в Финляндии
  5. 8 пляжных фриков, чьи купальники вызывают недоумение и смущение

И текст находит в рисунках свою параллель. Знаменательно также, что кодекс предназначался для образцового ренессансного читателя – владельцем его был Федериго да Монтефельтро. В отличие от них, язык, на который переводит картины Данте этот художник, – индивидуален. Помимо акварельных рисунков, сюрреалист создал ряд гравюр на дереве.

Следует представить, что гравюры эти-, обращенные к массовому читателю, предназначались не для ученого, но более легкого чтения. Смысл «Комедии» сплетается с неоплатоновской темой Рая: представлением о высшем мире проявления сверхчувственной красоты, где душа, свободная от телесного плена, поднимается через созерцание ступеней божественной эманации к изначальному и конечному Единству. Довольно отчетливо показаны фигуры «Комедии». Традиционные элементы полностью подчиняются авторскому замыслу. Линия выступает в разнообразных функциях: в декоративной изобразительной линия – язык, на который переведено содержание «Комедии» наконец, она отражает в рисунках мир чувств художника, эту подчас едва уловимую гамму переживаний. Вводя различные положения персонажей (например, обращенность жеста, поворот фигуры), мастер подразумевает их связь со зрительной удаленностью объектов в пространстве.

  1. Как бы выглядели российские звезды, если бы не стали знаменитыми
  2. 5 фильмов, которые вам не стоит смотреть
  3. Мойщик окон нарисовал самые странные вещи, которые он видел в чужих окнах
  4. Именно из-за этих мелочей твой мужчина разочаруется и уйдет к другой

Перевод слова на язык изобразительности приобретает характер индивидуальный и углубленный в рисунках к «Комедии», выполненных Сандро Боттичелли между 1492–1498 гг. Включая и нынешнее. Изображения приобретают ясную обозримость (стремление к которой заметно уже в рисунках к «Чистилищу» – начиная с Ч IV)–содержание сосредоточено в лаконичной композиции.

Подобные установки порождают принятие фактического ада на земле как образа жизни (и видно, что ад помещается в метро или многоквартирном доме). «Божественная Комедия», проиллюстрированная художниками Возрождения – это произведение, зазвучавшее на языке ренессансных понятий. То есть в нарисованном с отчетливостью видели то, что описано в поэме и, возможно, мастерство иллюстратора в передаче зрительной достоверности ее образов воспринималось при этом несколько преувеличенно, в духе такого суждения о миниатюре, как, например: «Вы побежали бы от злого льва в сосновый лес и дрожали перед косматым кабаном на нарисованных горах» Видение и чтение сближалось здесь в том аспекте, что зримый образ снова обращал внимание к поэтическому слову, которое в свою очередь дополняло изображение. Чтение «Божественной комедии» Данте Алигьери, поэмы, богатой отсылками к флорентийской политике 14-го века и средневековой католической теологии, может показаться непростым занятием.

Личностный характер подхода Боттичелли к иллюстрированию «Комедии» достигает наивысшей степени на этом заключительном этапе работы. Боттичелли отказывается здесь от традиционной передачи повествовательной линии «Комедии» – метода из которого он исходил в истолковании предшествующих кантик. Вместе с тем, средневековый принцип духовной иерархии не только предполагает дополнение античного космоса девятым небом с «неподвижным двигателем» и Эмпиреем, но также принцип объединения макро- и микро-космоса.

  • 13 удивительных сравнений, которые открыли для нас этот мир по-новому
  • Вот что получится, если скрестить разные породы собак
  • Мать и блогер жестко спародировала рекламу купальника, который не сможет носить ни одна женщина
  • У всех есть неудачные фото: 6 звезд, которые не постеснялись выложить ужасные селфи
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Вазари жил во Флоренции спустя почти тридцать лет после смерти Боттичелли. В книге японского автора Ясиро развиваются следующие идеи. Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех.

А если и существовало такое реальное полотно, то автором его никак не мог быть Боттичелли. Наконец, средневековый прием непрерывного иллюстрирования вносит в трактовку «Комедии» в гравюрах эффект последовательного развития событий. Художник, например, не выделяет из толпы осужденных гордого флорентийца Фаринату дельи Уберти, трагического Уголино или Ясона, который у Данте такой «большой» и полон «величества былого» (А X, XXXIII, XVIII).

Скорее всего Сандро рисовал некий, по словам поэта Михаила Кузьмина, «на вечные века символ скоропроходящей молодости», воплощенный для него в Симонетте. Главная же сила воздействия рисунков – во внушаемости образов «Рая», чьи формы «дематериализуются» в светомузыку. Бывает ли такое на самом деле. Если сопоставить с миниатюрами Гульельмо Джиральди гравюры ранних тиражных выпусков «Комедии»: издания 1481 г. (Флоренция) 1487 г. (Брешия) 1491 г., май, ноябрь, 1493 г., 1497 г. (Венеция), то эти начальные опыты гравировального искусства кажутся безусловно архаичными в своей технической неловкости использовании циклического построения и надписей. – Ч XIII, XIV).

История одного шедевра: 
«Карта Ада» Боттичелли

И если путь, как и в «Комедии», «измеряется» движением поэтов, отвечая средневековому принципу развития пространства через посредство движения, то одновременно это путь, который как бы содержит однородную внутреннюю меру, обусловленную ренессансным понятием целостности. Правда, с другой стороны, художник обычно не использует и чисто религиозных символов «Рая». Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, так как представляет собой своеобразную «адову карту».

Трудно не поддаться очарованию концепции японского исследователя. Рисунки мастера соприкасаются с текстом «Комедии» подчас настолько тесно, что, хотя было бы произвольным говорить о сознательной передаче им метафор и сравнений, картины Данте воссозданы в них в образной полнозначности. Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер. Так выглядит Ад.

Мало у кого в мировой живописи так звучит пластика линии, движения и взволнованного, глубоко лирического, далекого от мифологического или иных схем сюжета. Опять сверяюсь с Википедией: да, художник в самом деле в своё время создал серию иллюстраций к «Божественной комедии». С наибольшей последовательностью подобные суждения будут проведены А. Вентури и Ю. Ясиро.

Можно допустить, что художник смотрел на Дантовы картины сквозь призму этих понятий. Он акцентирует повествовательно-изобразительное содержание.

Новый оттенок графической интерпретации Боттичелли очевиден также при сопоставлении с более ранними рисунками к «Комедии». Но прежде всего со словом сближается экспрессивная суть иллюстраций, где за отражением зримого плана «Комедии» как бы всплывают поэтические интонации ее строк. Да, Сандро Боттичелли. Как бы лучащиеся в легкой вибрации, они отражают звучание света.

Идея загробного путешествия является данью средневековой книжной традиции, которая получила широкое распространение как в Западной Европе, так и в восточно-христианском мире («Плавание Брана сына Фебала», «Видение Макария Египетского», «Хождение отца Агапия в Рай» и др. ). Однако отношение к античному наследию у Боттичелли иное, нежели чем у художников начала XV века: Боттичелли не столько подражает античному искусству, сколько создает на его основе особую «светскую мифологию» (Арган Дж. ), позволяющую говорить о современности на языке античной аллегории. Он может передать даже атмосферу невидимого присутствия (см. Серия создавалась в период между 1951–1959 годами. Но отказ иллюстратора почти от всех декоративно-символических элементов, которые могло бы извлечь из текста неоплатоническое толкование, легче сблизить с утвержденными Савонаролой идеалами искусства. Путь поэтов, то сложный, то прямой, непрерывно тянется от рисунка к рисунку. Пластическая масштабность фигур «Ада» также в целом чужда иллюстрациям, обнаруживающим в иных мотивах чувство пластического (кентавры – А XII, XIII гиганты – А XXXI).

Вместе с тем, средневековый принцип духовной иерархии не только предполагает дополнение античного космоса девятым небом с «неподвижным двигателем» и Эмпиреем, но также принцип объединения макро- и микрокосмоса. Сравнение графических композиций Боттичелли с теми, где раскраска (очевидно, сделанная другой рукой) упростила контуры, показывает, насколько зрительная впечатляемость иллюстраций обязана именно линии – бесконечно подвижной, чутко отвечающей внутреннему строю образов.

Можно сказать, что в Урбинском кодексе эсхатологические видения Данте были интерпретированы как своего рода «вымысел поэтического воображения». При этом в понятие «античность» входил широкий спектр культурных явлений, включающий не только собственно античные памятники, но раннехристианское и романское искусство, византийские традиции. Но при этом традиционные элементы настолько видоизменены художником, что позволили широко отобразить зрительно-пространственные мотивы «Комедии». Геоцентрическая космогония, присутствующая в поэме, соответствует учению Аристотеля-Птолемея о семи небесных сферах (Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна) и восьмой сфере «неподвижных звезд». И что вы думаете, кто является создателем этой действительно «адской» картины. Он создал своего рода топографию Ада. И однако же, язык этих гравюр представляет собой язык обновленного, популярного прочтения «Комедии».

А вот то, что это оч-ч-чень личный блог с оч-чень личным мнением – это да, подтверждаю. Набросанный прерывистыми штрихами, в которых, кажется, ощутим трепет листвы возникающий из причудливых линейных изгибов, – образ леса воспринимается скорее как зачарованный сад. Эти работы не только редко выставляются, но и нечасто покидают стены немецкого музея, что делает их предстоящее появление в Лондоне незабываемым событием. Спасибо за внимание. Согласно поэту, преисподняя состоит из восьми кругов, а по периметру первого из них течет подземная река Ахерон. Они вызывают в воображении сопоставления, ассоциации, вплетенные в эти картины.

И уж особенно такими индивидуальностями славны времена Боттичелли. Таковы ангел, шагающий через Стикс («Ад» IX) прорыв в глубину, создаваемый фигурой скачущего кентавра («Ад» XIII) полет демонов («Ад» XXI, XXII). Чуткая вибрация линий создает впечатление мерцающих огней.

Зато он стал фактически основоположником современного искусствознания, написав главный труд своей жизни – собрание 178 биографий художников Италии эпохи Возрождения «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Наличие в них множества действенных и эмоциональных положений показывает, что повествовательная линия «Комедии» прочитана с известной долей занимательной фабульности. Притом, признавая определённое подобие прижизненного буржуазного бытия аду на земле (буржуазные идеологи и формулируют суть капитализма как войну всех против всех, упорядоченную чудовищем-левиафаном национального государства), они говорят, как из этого мира попасть в посмертный рай. Он отмечает малейший поворот ситуации, дифференцируя подчас в своей динамичной трактовке действия, связанные Единством места и почти одновременные (две головы на одном теле, две фигуры персонажа в едином эпизоде – см. : А VIII, XXI, XXXII Ч X, XIII, XIX). Прозвище она имела Симонетта Прекрасная по причине несравненной внешней красоты. Хотя муки грешников представлены со впечатляющей характерностью, они лишены Дантова трагизма, что не подтверждает точки зрения Ясиро о тяготении Боттичелли к драматическому содержанию поэмы.

Орнаментально-тектоническая рама замыкает их в качестве более удаленных изображений. Он различим в экспрессивности мимики и движений. Ученый утверждал, что боттичеллевские «мысленные образы замышлялись на языке линии», столь естественно передававшей их внешние проявления. Шикарная вещь. Выразительность его несравненно многообразна и открыта к передаче своеобразно воспринятых образов «Комедии» в их бесчисленной последовательности.

И вдруг – не побоюсь сравнения: как гром среди ясного неба. В библиотеке Федериго, одной из крупнейших по тому времени, царил подлинный культ книги. Быстрый бег линий выявляет формы, движение, пространство, организует композицию. Вот таким образом Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. Ближе к Данте Боттичелли подходит в иллюстрировании «Чистилища», чьи образы более открыты его внутреннему миру.

Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Отталкиваясь от циклического типа изображения (возможно, от варианта его в кватрочентистских кассони), Боттичелли своеобразно передает ведущий мотив действия, следуя шаг за шагом за Данте и Вергилием в их странствии. Так что в данных интерпретациях и их восприятии читателем того времени повествовательное содержание «Комедии» определенно связывается с изобразительным и притом на повествовательное содержание начинают накладывать собственные понятия о сюжетной занимательности. Хотя к ее ли образу. Многое зависит от перевода и, безусловно, от иллюстраций, карт и диаграмм. Этому способствует новая организация книжного пространства.

Разговору Данте и Беатриче о причинах различных свойств небесных сфер придана некоторая наглядность благодаря схематическому изображению небесных кругов (Р II). Боттичелли трактует с живой, забавной фантазией грозных дьяволов преисподней. Наконец, мрачный пейзаж Ада претворен мастером в изысканный линейный узор. И Дантов «тенистый и живой» лес («Чистилище» XXVIII, 2) претворен художником в прозрачную, несколько меланхолическую гармонию образов «Весны», но еще более хрупкую и ускользающую.

Как художник Вазари не преуспел, хотя одно время был учеником самого Микеланджело. Последнее основывалось на связи представлений о любви с темой времен года, жизни и смерти. Различие образного строя иллюстраций и «Божественной Комедии» объясняется несовпадением творческих черт поэта и его интерпретатора. И надписи идентифицируют здесь действующих лиц, а не отвлеченные понятия.

В неоплатонической символике Земной Рай сливался с садами Венеры. Я было заподозрила, что это авторский вымысел, сугубо литературный персонаж.

Я опять думаю, что это художественные вольности и допущения, что на самом деле такой картины и не существовало. Последний – из выполненных – лист иллюстрирует полет над Эмпиреем (Р XXX).

Самые страшные преступники, по мнению Данте – это предатели. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Каковы же конкретные формы этой графической интерпретации каждой из кантик. В своей острой, тончайшей чувствительности он передает образы изобильной фантазии. В нем заключена не только крайне драматическая, выразительная направленность, но и противоположная ей – декоративная, смягчающая, поскольку картины Данте запечатлены «в виде прелестных арабесок».

При этом для графического стиля иллюстраций характерна дуалистичность. А изображая кентавров, он реализует преимущественно ассоциацию с эллинистическими образами, заключенную в строках Данте («Ад» XII, 55–57). Опять же из художественной литературы, а именно из романа Дэна Брауна «Инферно» черпаю разнообразные сведения о «Божественной комедии» Данте. Уступы и пропасти напоминают нагромождение прозрачных кристаллов.

Последнее положение проявляется в одухотворении небесных сфер и отождествлении различных планет со степенями христианских добродетелей (Венера – любвеобильные, Солнце – мудрецы, Марс – воители за веру). Боттичелли принадлежал к числу сочувствовавших Савонароле. Концепция о Боттичелли – «великом импровизаторе пером» – наметилась в труде Г. Хорна. Но затем, начиная с пятого рисунка, художник дает лишь суммарное представление о песни.

Пламени душ возникают из трепещущих орнаментальных завитков. Недавно читаю книгу Ирвинга Стоуна «Муки и радости».

Мотив, очевидно, обусловлен также иконографическими типами, варьируемыми в ранних иллюстрациях к «Комедии» и соответствует ренессансному, в частности неоплатоническому, образу мироздания. Изображения райского сада и Весны, облаченной в орнаментированный хитон, напоминают готические вердюрные мотивы, восходящие к французским гобеленам «миль флёр», в то время как другие персонажи пронизаны атмосферой античной пластики. Они передают эпизоды «Комедии» в их зримо-живописной привлекательности. Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются.

Со смелой фантазией трактует он сцены стремительного ритма. Видений, открывающихся на вершине пути, мастер не передал.