Давид Бернини Википедия

Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Громовержец не мог допустить отсутствия жизни на земле и вернул дочь матери. Потом она поворачивает на 1800 и последний марш, не видимый снизу, спускается обратно. Лонгин — римский воин, проткнувший копьем распятого Иисуса. А у меня дом.

Ученые часто придерживаются мнения, что эскизы были отклонены из-за того, что Людовик и его финансовый советник Жан-Батист Кольбер считали их слишком итальянскими и слишком в стиле барокко44. Статуя как бы смонтирована из разнородных кусков, отсюда у нее разорванный силуэт. Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины. Часто можно услышать историю, о том, что Бернини специально изваял одного из речных богов неодобрительно взирающим на близ расположенную церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, фасад которой был спроектирован Франческо Борромини извечным соперником Бернини.

  • Джованни Лоренцо Бернини – Давид
  • Искусствоведческий сравнительный анализ двух скульптур: Давила Микеланджело и Давида Бернини
  • Джованни Лоренцо Бернини – биография и интересные факты творчества
  • Джованни Лоренцо Бернини – великий итальянский скульптор
  • Джованни Лоренцо Бернини (), (1598-1680) итальянский художник, виртуоз скульптуры и архитекту
  • Ангелы и демоны: 5 знаменитых шедевров Джованни Лоренцо Бернини
  • Бернини Джованни (Джан) Лоренцо ( )

Микеланджело изобразил атлета, обязанного победой только самому себе. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. Доказательство тому — Рим. Фонтан пчёл (Fontana delle Api) установлен на углу площади Барберини и улицы Виа Витторио-Венето (Via Vittorio Veneto). Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца ещё в середине 1670-х гг., намереваясь опубликовать её ещё при его жизни.

Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию (Экстаз святой Терезы, мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. Это, разумеется, ошибочно, фонтан был построен за несколько лет до окончания работ над фасадом.

Дальнейшая судьба фонтана – череда триумфов и трогательных историй. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. И это чуть не стоило ему карьеры. В 1644 году из египетской Александрии был привезен языческий обелиск. Петра.

  1. Образ Давида в исполнении Бернини
  2. Список произведений Бернини в хронологическом порядке
  3. Биографии великих и известных людей
  4. Общая характеристика образа Давида
  5. Биография Джованни Лоренцо Бернини

Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии. Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. И затем, когда Австрия вошла на территорию Третьего рейха, Гитлер объявил Копье «имперским сокровищем». Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское.

«Давид» Бернини ещё один пример этого. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. 1598, Неаполь, – 12. 11. Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650г. ) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664г. ).

Между тем зад слона направлен точно на штаб-квартиру доминиканского ордена и место службы отца Джузеппе Палья, одного из основных недоброжелателей Бернини и, таким образом, скульптура якобы является своего рода последним словом в конфликте. Для нас же история Копья Судьбы начинается 14 июня 1098 года в Антиохии. Пушкина, расположенном в Москве, где представлен слепок скульптуры. Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини.

  1. Статуя Давида Микеланджело (классицизм) Статуя Давида Бернини (авангард)
  2. Бернини ЛоренцоСкульптуры и биография
  3. Общееколичествопросмотровстраницы
  4. Джованни Лоренцо Бернини: биография
  5. Последние годы жизни и творчества Бернини
  6. Напишите отзыв о статье Бернини, Джованни Лоренцо

Как до конца не изучена и сама история судьбоносного Копья. Зачастую он работал чисто интуитивно.

Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. Влюбившись, Аполлон бросился к нимфе, а она побежала от него. Находится в римской Галерее Боргезе.

Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Во время его понтификата деятельность Бернини была сосредоточена на проектировании зданий (и их непосредственного окружения), так как там было больше возможностей. Город, где творения Бернини встречают вас на каждом шагу. ИНДОИРАНСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ В ОБРАЗАХ БОГИНЬ-МАТЕРЕЙ У ЯКУТОВ. V1: Общая теория права и государстваV1: Общая теория права и государстваV1: Общая теория права и государстваV3: Общая характеристикаА. Общая характеристика класса рептилий. Автоматическое порождение письменного текста: определение, этапы, общая структура системы порожденияАдминистративно-правовой статус граждан (общая характеристика прав и обязанностей в административном праве). Активность личности как психологическая характеристика, её проявления.

  1. Отрывок, характеризующий Бернини, Джованни Лоренцо
  2. Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680)
  3. Биография, скульптуры, фонтаны, архитектура великого Бернини
  4. Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко
  5. Римские фонтаны Лоренцо Бернини
  6. 20 фотографий для новогоднего настроения
  7. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  8. Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото

А охотники за Копьем все еще ищут священную реликвию на континентах Земли в надежде на исцеление и обладание главными тайнами бытия. В «Экстазе св. А Бернини разрешили всё-таки продолжить украшение собора. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа (храм спроектирован Карло Мадерна) – пример мастерства Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое». О его проекте и открытии рассказывают забавные истории и легенды. Берлинский «Давид Мартелли» гораздо меньше по размерам – это всего лишь «боцетто» к более крупной работе.

И даже после провала и разгрома Третьего рейха, продолжал слепо следовать легендам. Все они вскоре были отвергнуты.

  1. Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
  2. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  3. Зимние пейзажи выдающихся художников
  4. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета

Сколько детского в нем: «У меня самая большая машина. Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8 млн долларов на начало XXI века). Это решение Бернини расширило символическое величие Ватикана.

Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Он был уверен, что владея неземным оружием, ему удастся поработить весь мир. Автор остался недоволен работой, так как его эскиз дорабатывали служители церкви.

  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  • Модный ориентир: красивые носки
  • Черный юмор: самые смешные шутки интернета

Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Длинная попона животного скрывает куб, который понадобился для удержания веса обелиска. Этого удалось добиться недоброжелателям, повлиявшим на Папу. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж46.

В Эчмиадзине утверждают, что именно у них находится подлинное Копье. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. А мои колокольни будут выше купола Микеланджело. Но оно ли это, так и остается загадкой. При восшествии на престол папа Урбан VIII, как сообщается, заметил: «Это большая удача для вас, кавалер, что вы смогли узреть, как кардинала Маффео Барберини сделали папой. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке).

  • Сравнительная характеристика Материал подготовил Пирязев Алексей, 8-А класс Святой праведный царь Давид

Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Причем образ поднимался до уровня идеи. Овальная площадь с двумя фонтанами и обелиском охвачена мощными 4-рядными колоннадами, властно организующими пространство и превращена в огромный атрий перед собором, к которому ведёт торжественный многоступенчатый подъём. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж47.

Джованни Лоренцо 
Бернини – Давид

Так где же сегодня находится чудо-Копье. Скульптуры Бернини шокируют натуралистичностью, торжественностью и чувственностью. Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому.

В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. Тот исполосовал лицо Констанцы ножом, за что попал в заключение и впоследствии был сослан. Лицо полно ненависти, губы гневно сжаты, взгляд яростен.

Да и давний конкурент, более опытный архитектор Барромини, сообщил Папе об ошибках, допущенных при строительстве. Представляется, что можно говорить даже не о драматизме, а о трагизме «Давида», поскольку скульптор отчетливо дает почувствовать, какой ценой будет достигнута победа. Но для дополнения картины обелиска нужен был фонтан который бы дополнил композицию. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. Давид у Бернини — взрослый мужчина, перенесший множество испытаний. Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер.

Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624 – 1626) и балдахин Святого Петра (1624 – 1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Недаром он образно сравнивал свое творчество с мощными струями своих фонтанов. «Давид» Бернини еще один пример этого. Место перед статуей становится частью концепции. Кафедра признана вершиной мастерства скульптора.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. В качестве покровителя Флоренции «Давид» Донателло заслужил всеобщее признание. Работа над ним была закончена в 1644 г. Фонтан сделан в виде раскрытой раковины, одна из створок которой заполнена водой.

История об этом умалчивает. Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке).

Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653 – 58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Об этом говорят и его официальные должности – «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона». В 1667 году памятник был открыт, основанием обелиска послужило скульптурное изображение слона по проекту Бернини. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов.

Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. После смерти Урбана в 1644 г. и восшествия на престол Иннокентия X (из семьи врагов Барберини) разгорелся скандал из-за трещин в здании собора святого Петра, хотя вины Бернини в этом не было.

В самом деле, после всех трудов Бернини в соборе на протяжении нескольких десятилетий именно ему принадлежит львиная доля ответственности за производимое собором эмоциональное и эстетическое воздействие. Начиная с середины 1630-х годов, Бернини получил известность в Европе как один из самых искусных мастеров мраморного портрета и начал получать заказы из-за пределов Рима, к примеру от кардинала Ришельё, Франческо I дЭсте, английского короля Карла I и Генриетты Марии Французской. Он оборудован самой современной системой охранной сигнализации. И все произошло как и было предсказано. Тритон трубит в рог и струя воды наполняет чашу фонтана. Тогда он изготовил макет и предложил поставить его в гостиной Папы. Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини.

Став папой, Александр VII приступил к реализации своего чрезвычайно амбициозного плана превратить Рим в великолепную мировую столицу путем систематического, решительного (и дорогостоящего) городского благоустройства. В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана.

Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона»23. Все они вскоре были отвергнуты. «Давид» Бернини — не величественный полубог, как у Микеланджело, а вполне земной человек, охваченный бурным и мгновенным аффектом, непосредственно выраженным в мимике и движениях тела. Воплотил множество инженерных решений для театральных подмостков знатной и могущественной семьи Барберини (Barberini). И все эти чувства бесподобно изображены Бернини.

Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. Он был мал ростом и очень красив. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности». Но в самом его страстном порыве ощущается личностное начало. Петра «Кафедре св. Предполагались две маленькие башенки, но Бернини по неопытности решил сделать их побольше.

С одной стороны он составил славу католического искусства, с другой – он же «развратил» церковную пластику, создал скандальный, вертлявый, неприлично кокетливый тип религиозных статуй, которые стали каноном на целый век. В самом начале XVII века он переехал вместе со своим отцом в Рим и с этого времени его жизнь и творчество были неразрывно связаны с «вечным городом». Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке).

Есть документальные подтверждения, что он приказал отправить реликвию в Антарктиду на подводной лодке. И действительно, папский Рим был обязан своим великолепием прежде всего Бернини. Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. Во время его понтификата деятельность Бернини была сосредоточена на проектировании зданий (и их непосредственного окружения), так как там было больше возможностей. Он улучшал существующие здания и проектировал новые.

За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. Скульптурное убранство тоже минимально. В этих произведениях ощущается связь с ренессансной и античной пластикой (изображение Аполлона — прямая цитата из эллинистической скульптуры), но в целом классические традиции почти полностью переосмыслены. » Наверное, большинство поломанных мужских судеб и происходит из-за этой глупости.

Однако вскоре всё испортилось. Также, Бернини умерил количество цвета и украшений в здании, фокусируя зрителей на простоте. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных). Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона.

Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини57. Посередине створок три пчелы, символ папской власти. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось.

Богиня плодородия разгневалась на Зевса, ушла к людям, став простой смертной. Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны – Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51 и др. ). Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью38. Они-то и вернули его в Вену.

Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7. 12. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан. Саму статую изготовил ученик Бернини – Эрколе Феррата.

Его авторитет был непререкаем. Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское.

Урбан VIII скончался за 9 дней до 22-го года правления. Согласно ранним биографам, Бернини закончил, по крайней мере, 150 холстов, большинство из них в период 1620—1630гг., однако лишь порядка 35-40 сохранившихся картин может быть уверенно отнесено к его работам. Как наиболее подробный рассказ и единственный исходящий непосредственно от члена семьи художника, биография Доменико, хотя и опубликована позже, чем биография Балдинуччи, тем не менее представляет собой самый ранний и более важный полнометражный биографический источник сведений о жизни Бернини, даже если автор идеализирует субъекта и пытается представить в позитивном свете ряд нелестных фактов о его жизни и личности. Пока Джованни и Луиджи дрались, слуга исполосовал лицо спящей Констанции.

Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Папа курировал конкурс и, казалось, у скульптора не было шансов. И бряцая им, прославились как великие завоеватели. После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Все они вскоре были отвергнуты. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)45.

После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини. Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца ещё в середине 1670-х гг., намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. На протяжении своей долгой карьеры Бернини выполнял множество заказов и большинство из них было граничит со Святым Престолом.

Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. В итоге, Лонгин изображен обращенным к богу с отставленным копьем и доспехами в ногах.

Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью39. Пропаганда католической веры (что на тот момент было первостепенной задачей для Контрреформации) основывалась у Бернини на принципах эпохи Возрождения, демонстрирующей творческий гений человека. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г. палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г. ) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г. ). В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Изнеженному юноше не хватает собранности, внутренней силы.

Но так ли это на самом деле, доподлинно не известно. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. И это якобы подтвердили ученые Британии, которые изучали возраст реликвии.

Бернини был не менее знаменитым скульптором. Адольф пытался спрятать Копье.

Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)44. Изображения Давида-псалмопевца с арфой в руках часто украшали книжные миниатюры (иллюстрации к Ветхому Завету и Псалтыри), а также каменную резьбу и витражи соборов. Заметив, что из дверей дома вышел его брат Луиджи в сопровождении Констанции, ослепленный ревностью Джан Лоренцо бросился за ним и, настигнув у входа в базилику Святого Петра, жестоко избил. Центральной точкой капеллы является скульптурная группа «Экстаз святой Терезы» – яркая картина, выполненная в белом мраморе: замершая Тереза и ангел с безмятежной улыбкой, осторожно направляющий стрелу в сердце святой.

После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Усложнение содержания постепенно привело к тому, что с каждым новым периодом скульптурный Давид становился все старше (высокий Ренессанс – развит юноша Новое время – взрослый человек). Единственная надежно датированная работа— это изображение апостолов Андрея и Фомы, хранящаяся ныне в Лондонской национальной галерее61.

По сюжету, статуя – одна из загадок, разгадав которую, можно найти тайный орден Иллюминатов. Во всяком случае, Бернини чуть ли не стал отличным примером этого. Вокруг трона расположены фигуры ангелов, а поддерживают его Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) с Аврелием Августином (Aurelius Augustinus) в первом ряду и Иоанн Златоуст с Афанасием Великим во втором.

Своей популярностью Давид обязан не только выразительным текстам хроник, но и Псалтыри. Она соединяет папский дворец и собор святого Петра. Кафедра Святого Петра была реконструирована в монументальное бронзовое сооружение и стала соответствовать по великолепию балдахину Святого Петра, построенному в соборе ранее. Но вот в одном он оплошал.

Одни считали его слепком с натуры, другие памятником императорского Рима. Б. Г. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности»17.

Другие проекты постигла та же судьба46. Его фонтаны до сих пор поражают своей эпичностью, грандиозностью размаха и великолепием. Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены». Именно здесь наиболее полно воплотились основные принципы стиля барокко, противоречиво соединившего в себе чувственное и духовное начала, внутреннее величие с «возвеличением» и театральной патетикой, конкретный психологизм с мистикой, а стремление к точной имитации натуры с могучим жизненным порывом, придававшим пластическим формам органическую цельность. А. С.

С одной стороны его творчество – отражение требований церкви (не случайно церковь всегда покровительствовала его таланту), с другой – оно расширило возможности пространственных (пластических) видов искусства. Со временем истина была открыта. Щедро субсидируемый церковью, Бернини воздвигает архитектурные сооружения, создает фонтаны, пышные алтарные композиции и надгробия (в том числе знаменитое надгробие Урбану VIII), скульптурные портреты и монументы. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини.

В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. Среди произведений того периода стоит упомянуть бюсты папы Урбана VIII, бюст Франческо Барберини и особенно два бюста Шипионе Боргезе – второй из которых был изваян Бернини, когда в мраморе первого обнаружился изъян. Похищение увидел бог солнца Гелиос и рассказал об этом матери девушки – Деметре.

Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены». Скульптор водрузил на массивном цоколе из черно- белого мрамора и желто-красной яшмы четыре бронзовых статуи дискутирующих «отцов церкви», над которыми поднимается бронзовый трон с остатками «кресла св. Из-за сплетен злопыхателей, Бернини никак не мог получить этот заказ. Благодаря отцу, будущий мастер три года жил в папской резиденции. Впоследствии племянник Павла V – кардинал Шипионе Боргезе (Scipione Borghese) станет покровителем молодого Бернини.

Ее правая рука в порыве страсти сжимает грудь, левая с силой вцепляется в живот, а по движению рясы становится ясно, какое буйство плоти происходит под ней. Но снять фильм о Копье было решено именно в Армении.

Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века)24. Однажды утром, перед рассветом, Бернини отправился в район базилики Святого Петра, где он работал и где неподалеку находился дом, в котором проживала женщина. Напротив площади расположен храм Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva). После балдахина Бернини взялся за полномасштабное украшение массивных столпов в центре собора, поддерживающих купол. Фонтан был закончен вскоре после завершения строительства палаццо. Как отмечалось, «Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением и чьё влияние было непомерно сильно». По приглашению Людовика XIV, Бернини в 1665 г. отправился в Париж, где работал преимущественно над планами для постройки Луврского дворца последний, однако, строился впоследствии по плану французского архитектора Клода Перро.

Мраморная скульптура высотой 2 метра 95 сантиметров выполнена за год. Кафедра освещена витражным окном, расположенным над ним, в его центре изображён голубь, парящих в лучах Солнца – символ Святого Духа. Ученые часто придерживаются мнения, что эскизы были отклонены из-за того, что Людовик и его финансовый советник Жан-Батист Кольбер считали их слишком итальянскими и слишком в стиле барокко43.

В этот момент Бернини впал в глубокую депрессию, страшно волновался и очень мало ел. Им были разработаны новые типы погребальных монументов, как например, парящий медальон на мемориале монахини Марии Раджи в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва.

Скульптурное убранство тоже минимально. Петра, поручил ему устройство часовни над гробом апостола. Бернини превратил своего Давида в некий символ Божественного правосудия. Творения Бернини в области архитектуры включают в себя церковные и светские сооружения, а также работы по городскому благоустройству54. Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) – итальянский скульптор эпохи барокко, художник, ведущий архитектор ХVII века. На другой высечено имя Урбана VIII.

Основания под них были были сделаны ещё при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. Оказалось, что в центре той реликвии (ее длина чуть более 50 сантиметров) под чеканной золотой оболочкой, которая прикрывает половину наконечника, есть кусок железа, который гораздо древнее.

Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк). и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. Основания под них были были сделаны ещё при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. Но выполнить его задание не успели.

Популярность Бернини была велика: во время его прогулок на улицах собирались толпы. Его окружали редкие драгоценности, пилигримы, дорогие вещи, произведения искусства.

Между дельфинами можно заметить гербы рода Берберини – папские тиары. Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры»15. С божественной помощью вскоре пал даже Иерусалим. После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Конечно, это мало вероятно, но скульптура действительно хороша. Создал ряд архитектурных ансамблей, ставших эталонами эпохи.

За некоторое сходство с поросенком, скульптуру прозвали «свиньей Минервы». И тут по тайному знаку Бернини забили струи. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности»17.

Между тем в пластическом отношении статуя далека от совершенства. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии»26.

Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини). Когда Папа пришел посмотреть на готовое творение, фонтан еще был скрыт от публики. Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение. Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью.

Тонкое кружево, шелковые простыни — не очень по-христиански. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)63. Библейские сюжеты трактуются в плоскости психологии, физиологии, быта.

Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663 – 1666) – монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра – скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. Вопрос решился сам собою.

Вот таким образом он отвернул хобот слона от храма. А в двадцатом веке русская поэтесса и художница Е. Ю.

В этих условиях талант Бернини достиг подлинного расцвета. Если говорить о художественной эволюции образа, то он был далек от библейской первоосновы. Бернини уменьшил количество украшений в здании, стараясь привлекать внимание зрителей к простоте, хотя любил пышные декоры. В апреле 1665 г. Бернини по совету папы Александра VII и французского королевского двора прибыл в Париж для работы над заказом Людовика XIV, которому был нужен архитектор для завершения работ в Лувре.

Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате»10. Популярная легенда гласит, что при внимательном наблюдении можно заметить, что слон улыбается, хвост отодвинут в сторону, а мышцы задних ног напряжены, словно он собрался испражниться. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. Но не тут-то было. При восшествии на престол папа Урбан VIII, как сообщается, заметил: «Это большая удача для вас, кавалер, что вы смогли узреть, как кардинала Маффео Барберини сделали папой.

Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Реликвию в 875 г. передал папе Иоанну VIII (Pope John VIII) Карл Лысый (Charles le Chauve). ХАРАКТЕРИСТИКА ИММУНГЛОБУЛИНОВ – АНТИТЕЛIII. 4. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча.

Вот таким образом специальной комиссией было принято решение разрушить башни. Итальянский скульптор Бернини изобразил Давида поражающего Голиафа.

Герой приготовился метнуть пращу в своего врага. и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме.

Можно констатировать, что у Бернини мы видим черты реализма абсолютно нового типа. Возвратившись в Рим, Бернини умер в 1680 г. и погребен в церкви Санта-Мария Маджюре. В духовной столице Армении, Эчмиадзине, Святое Копье спрятано в построенном еще в древности храме. Теперь 8 месяцев в году Прозерпина живет с матерью, а 4 – с мужем. Отзавтракав, его Святейшество увидел творение и был в восторге.

Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чём свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)66. По вечерам отец разыскивал сына в ватиканских залах, зовя по имени. В 1629 году, ещё до окончания работы над балдахином, по приказу папы Урбана VIII Бернини возглавил все архитектурные работы в соборе. Впрочем, не привыкать. Но его образ Давида, например, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело.

Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Соответственно и выглядел он у мастеров по-разному. В капелле Корнаро, в Церкови Санта Мария делла Виттория находится алтарная группа «Экстаз святой Терезы», выполненная в 1652 г. Бернини. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора.

«Скала Реджа» — парадная Королевская лестница — главная в Ватикане. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженноть тела. Папа был умилен, поражен, растроган этим спланированным «чудом». Это – чудо драматического действия, замороженное в камне.

Терезы» поражает то, как Бернини обрабатывает мрамор: он как будто лепит из мрамора, такими мягкими и легкими становятся формы. С опытом он перестал допускать подобные ошибки. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини.

Петра» (1656—1665). Так, на площади св. 1680, Рим) итальянский архитектор и скульптор. Жемчужина кафедры —деревянный престол, принадлежащий апостолу Петру.

Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини56. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г). Животное из мрамора в натуральную величину украшает центр площади Минервы (Piazza della Minerva).

Около ста скульптур Бернини признаны памятниками искусства. «Давид» Бернини ещё один пример этого. Увлекался графикой, первым начал писать шаржи, был автором и постановщиком сорока комедий. Другие проекты постигла та же судьба. Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе, в семье известного скульптора Пьетро Бернини.

В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)62. Чтобы подчеркнуть эти моменты и быть уверенным, что зрители их оценят, Бернини задумывал для каждой скульптуры определённую точку обзора. Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы – «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621 – 1622), «Аполлон и Дафна» (1622 – 1625) и «Давид» (1623 – 1624) – «открыли новую эру в истории европейской культуры». Просто посмотрите на кровать Людовики.

Это было фиаско, настоящая неудача, которых в жизни творца еще не было. Организационно – правовая и экономическая характеристика организации. III. 3. 5. Но его превосходство над «Давидом» в Борджелло не подлежит сомнению.

Поняв, что Христос — божий сын, воин стал христианином. Однако со вступлением на престол папы Иннокентия X из семьи Памфили Бернини впал в немилость: одной причиной была неприязнь папы к окружению предыдущего папы из семьи Барберини. Быть властелином, правителем мира, лучшим из лучших, единственным. Этот красивейший фонтан Рима создал Джованни Лоренцо Бернини. Нет, это молодые женщины, которых переполняют чувства. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить.

Изначально Бернини надпись гласила: «Урбан VIII построил этот фонтан в 1644 году, на XXII году пребывания на папском престоле», хотя до 22 года оставалось еще пару месяцев. Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Он приказал провести архитектурные изменения города – соединить новые и существующие здания улицами и площадями. В 1629 году, ещё до окончания работы над балдахином, по приказу папы Урбана VIII Бернини возглавил все архитектурные работы в соборе. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов.

Христиане верят, что Копье Судьбы является ключом к невероятному могуществу. Там он и застал Луиджи с Констанцией. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чём свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями).

Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан. Трудно найти мастера, обладавшего столь мощным дарованием, как Лоренцо Бернини. Заказал его папа Урбан VIII, бывший кардинал Маффео Баберини. Его покровитель принц Людовизи по счастливому совпадению был женат на племяннице папы. Фонтан довольно небольшой.

Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини). Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств»5. Этот факт никоим образом не останавливает историков и ученых в поисках настоящей реликвии. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)67.

Папа благословил фонтан и повернулся к выходу. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены». Его монахини совсем не похожи на страшных фанатичных затворниц средних лет. Когда бог почти настиг её, Дафна взмолилась богам и превратилась в лавр. Однако вскоре всё испортилось. 42 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. «Тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», – примерно так высказался Папа, не устоявший перед талантом Бернини.

Ещё одна работа Бернини, знакомая по Ангелам и демонам. В гарвардском музее Фогг (Fogg Museum) хранится маленькая модель скульптуры из терракоты, выполненная Бернини перед созданием основной работы. Прослеживается нарастание драматизма сюжета.

Он прославлял и абсолютизм и католицизм. Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Бернини добивался почти натуралистических эффектов – имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани. Скульптурное убранство тоже минимально. Официальное папское расследование в 1680 году окончательно реабилитировало Бернини, возложив всю вину на Карло Мадерно, который заложил недостаточно мощные фундаменты для башен. Но никому из них так и не удалось овладеть всем миром.

Кажется, что они живые, дышат, живут, просто замерли на миг. Восхищению ребенка не было предела, все свои эмоции им тут же переносились на бумагу. Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке).

Фактически на протяжении всей жизни Бернини был диктатором римской художественной жизни. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж.

церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко) использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Ох уж это мужское тщеславие, накрывающее нас в среднем возрасте. Центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру». Но хитрый муж заставил съесть жену гранат, символ брака. В своих прославленных архитектурных сооружениях – колоннаде собора св. Бернини ответил уклончиво. За талант и усердие мальчика похвалил художник Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) и заметил папа Павел V (кардинал Камилло Боргезе (Camillo Borghese).

Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан. Лоренцо Бернини создаёт 4 шедевра: «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-1622), «Аполлон и Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623-1624) – и окончательно утверждает свою репутацию талантливого скульптора. После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «Истина, раскрытая Временем» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось.

Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Однако нам повезло ещё больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате»10. Однако нам повезло ещё больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате». Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного».

Петра, церкви Сант-Андреа аль Квиринале и лестница «Скала Реджа» в Ватикане — мастер как бы взрывает архитектурную ордерную систему напором тех же органических сил, которые переполняли его пластику. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Другие проекты постигла та же судьба45.

Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. Находясь на таком расстоянии, видишь лишь незначительную часть фигуры.

Однако вскоре всё испортилось. 43 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Став папой, Александр VII приступил к реализации своего чрезвычайно амбициозного плана превратить Рим в великолепную мировую столицу путем систематического, решительного (и дорогостоящего) городского благоустройства. Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини итал.

Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини. Бернини принадлежит также главная заслуга в создании «барочного Рима». Цари и императоры в течение двух тысячелетий считали, что оружие, на котором запеклась кровь Христа, подарит им возможность управлять миром. Псалтырь (собрание псалмов Давида) – наиболее востребованная в христианском мире книга Ветхого Завета.

Этот классический сюжет включен в Метаморфозы Овидия. Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621—1622), «Аполлон и Дафна» (1622—1625) и «Давид» (1623—1624)— «открыли новую эру в истории европейской культуры»15. Бернини был творцом нового светского стиля – барокко, ставшего в последующие века главнейшим фактором современного, культурного переворота в искусстве, но долгое время подвергавшегося преследованиям со стороны всяких приверженцев академической рутины, которым казалось, что внесенные Бернини отступления от строгого классического стиля грозят водворением анархии в искусстве. Выходит, это всего лишь копия. Первые зрелые свои работы — мраморную статую Давида и скульптурные группы «Эней и Анхизом», «Плутон и Прозерпина» и «Аполлон и Дафна» (1619—1625) —Бернини создал по заказу римского кардинала и любителя искусств Шипионе Боргезе.

Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Кафедра Апостола Петра (Cathedra S. Petri Apostoli) – бронзовое сооружение было создано в период с 1656 г. по 1665 г. по заказу Александра VII и предназначалось для алтаря собора святого Петра. Но любому сюжету художники давали гуманистическое истолкование. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии».

Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Сюжет из легенды о дочери Зевса Прозерпине и о царе теней Плутоне. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме.

Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663 – 66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращённых к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного». Отец отдал дочь в жены Плутону, а тот решил немедленно похитить ее.

Родился в 1598 г. в Неаполе, очень рано проявил большой скульптурный талант – его первая работа, голова ребенка (мрамор), относится к 1608 г. – и к восемнадцати лет создал замечательную группу Аполлон и Дафна, отличающуюся необыкновенною нежностью очертаний. Он обращался, подобно ренессансным мастерам, к сюжетам как античным, так и христианским. Но интрига противников захлебнулась перед гениальностью Бернини. Кузьмина-Караваева выполнила цикл акварелей, посвещённый Давиду. Однако главным видом его художественной деятельности остается скульптура. Среди классических образов Донателло едва ли наибольшей известностью пользуется его «Давид» в Барджелло.

Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни.

Но добраться до графа долго не удавалось, так как дистанция в те времена между сословиями была просто катастрофическая. Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного»25.

Он держится непринужденно, как щеголи в картинах итальянских мастеров XV века.