Дейнека Александр Александрович Оборона Петрограда

В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусствамозаики"Хорошее утро" (1959 i960), "Хоккеисты" (19591960), "Доярка" (1962) и "Красногвардеец" (1962). Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57).

В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. Ощущение динамики в «Обороне Севастополя» подчеркнуто столкновением встречных «волн», бросающихся в бой матросов и наступающих фашистов. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, ГТГ). На эти годы пришлась гражданская война. Лауреат Ленинской премии.

  • Александр Александрович Дейнеки (1899-1969)
  • Дейнека, Александр Александрович
  • Оборона Петрограда — Александр Дейнека
  • Описание картины «Оборона Петрограда»
  • Александр Александрович Дейнека (1899–1969)

Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли. Необычайно бурное и интенсивное творческое напряжение этих лет – середины 1930-х годов – будет еще более наглядным, если к перечисленным произведениям добавить два замечательных цикла акварелей и картин, возникших в результате поездок в Севастополь в 1934 году и за границу – во Францию, Италию, США – в 1935 году.

В 1925 стал одним из учредителей ОСТа. Движение же художник передает в пластически объемной форме с ясно выраженным силуэтом, так как под силуэтом Дейнека мыслил «не просто плоскость, а материально насыщенную предметность, дающую с близкого расстояния богатую, многоплановую видимость форм и переходящую при дальнем восприятии в образно выразительное контурное изображение». Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.

  1. Дейнека Александр Александрович
  2. ДЕЙНЕКА Александр Александрович
  3. Сочинение-описание картины Оборона Петрограда Александра Дейнеки
  4. Дейнека Александр АлександровичОборона Петрограда
  5. Александр Александрович Дейнека

Художник «испытывал органическую потребность мерить искусство размахом дел своей Родины, жить единой жизнью вместе со своим народом». Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок.

Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва). Художник воплощает героический подвиг народа в «Обороне Петрограда» (1928), сумевшего отстоять свою идею, свою республику. С этого времени началось его становление как художника. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления.

  1. Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
  2. Александр Александрович Дейнека (1899—1969)
  3. Александр Александрович Дейнека биография
  4. Краткое описание картины Оборона Петрограда Александра Дейнеки
  5. Дейнека Александр Александрович, художник

Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Действительный член Академии художеств СССР. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940).

Учился в Харьковском художественном училище. В этом большую роль сыграло обращение в 1920-1930-х годах к теме гражданской войны. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского.

Но если, скажем, в картинах «На стройке новых цеховНа стройке новых цехов. Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву. Важной вехой на этом пути явилась «Оборона Петрограда», созданная в 1928 году.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. »Битва при Иссе (Битва Александра с персами), Альбрехт Альтдорфер, 1529
  3. »Описание картины Письмо с фронта, 1947, Лактионов
  4. »Демон сидящий – Михаил Александрович Врубель
  5. »Девочка с персиками – Валентин Александрович Серов

– «Оборона Петрограда». Остовцы искали выразительные средства для передачи трудовых процессов, новой производственной архитектуры и социального быта. Композиция строится в трех планах. Лауреат Ленинской премии.

Новое свои живописные планы». Резкие цветовые контрасты помогают воплощению мысли автора. Художники такого рода, как Дейнека, относящиеся к своему времени – к его делам и стремлениям, к его трудностям и успехам – с величайшей ответственностью, с глубокой личной заинтересованностью, непременно будут связаны со своей эпохой тысячей неразрывных нитей и именно вот таким образом всегда будут трогать и волновать зрителей самых разных времен. Река Тускорь" (1945).

Все лучшие мои работы родились благодаря этой любви к жизни, в результате пристального внимания к событиям сегодняшнего дня, к тому, чем живет народ. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале Безбожник (или Безбожник у станка с 1923). В картине «Оборона Петрограда» Дейнека Дейнека Александр Александрович Один из самых значительных деятелей советского искусства. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.

  1. »Автопортрет (Автопортрет в красном плаще) – Александр Осипович Орловский
  2. Александр Дейнека «Оборона Петрограда»

Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое. Народный художник СССР. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). рис. Изобразительный язык художника графически условен. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью.

Александр Александрович 
Дейнеки (1899-1969)

Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Но картина не была одинокой удачей. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942).

— Учимся в библиотеке, музеях, на выставках, на диспутах, у Маяковского, Черемныха. Судьба Александра Дейнеки типична для первого поколения новой интеллигенции.

Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". «Это искусство исторических обобщений, в которых опыт прошлого увиден и осмыслен с многолетней дистанции глазами иной эпохи». ной теплотой. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда.

Художник не вглядывается в индивидуальные характеры людей, он передает характер коллектива, спаянного единой волей к победе. В ранних своих работах, как это видно на примере анализа «Обороны Петрограда» Дейнека пользуется близким к графике методом контрастного сопоставления приглушенных темных и светлых тонов в их тонированных вариантах, обращается к большим плоскостям, четкому рисунку. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Дейнека — советский художник, предпочитавший всем прочим жанрам жанровую сценку, а стилям — социалистический реализм, для которого характерна большая точность, некоторая угловатость, отсутствие лишних деталей и очевидное воспевание социалистического строя. Картина «Окраина Москвы.

В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны.

Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25) — в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние.

Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа.

1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему лакировочному искусству, став одним из важных стимулов сурового стиля. Лауреат Ленинской премии. Вдали Нева с кораблями и часть набережной.

Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). Член-корреспондент Академии. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. " Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского.

Жесткая патетика Обороны Петрограда (1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение — 1964, Третьяковская галерея) — с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. Вот типичные его призывы: «Спрессуем в массовый мозг мозга людские клетки», «Раздувай коллективную грудь-меха». И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—"Хорошее утро" (1959— i960), "Хоккеисты" (1959—1960), "Доярка" (1962) и "Красногвардеец" (1962).

ВХУТЕМАС в ту пору был центром всевозможных исканий в области искусства. Учился в Харьковском художественном училище.

Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Он не бросал работу даже во время воздушных налетов.

Река Тускорь (1945). Фигуры органично вписаны в пейзаж — бесконечные морские дали и бездонное синее небо. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью". Учился в Харьковском художественном училище.

Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Вещи позднего периода (мозаики Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60 за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. 1932 год ознаменовал окончательный перелом в развитии искусства Дейнеки в сторону большого стиля, подлинно монументального по своей форме и проникнутого великой человечностью.

Дейнека родился в Курске в семье рабочего. 1925Государственная Третьяковская галерея» четкая построенность композиции, ее конструктивная жесткость несли в себе элемент нарочитости, то теперь, в «Обороне Петрограда», эти формальные качества обрели смысл, активно раскрывая тему непримиримой революционной борьбы. С 1920-х гг. Картина "Оборона Петрограда" была первым живописным произведением художника.

В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Оно логически вытекает из самого образа мышления художника. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Это – суровая, честная прямолинейность. Чтобы поближе познакомиться с авиацией, художник совершал полеты в кабине пилота, встречался с летчиками. Все документальные обстоятельства события, бытовые подробности отметаются. Оно подытоживает искания, проявившиеся в предшествующих работах художника.

Главные средства выразительности – силуэт, контрасты темного и светлого. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Действительный член Академии художеств СССР. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров ("У моря. Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента.

Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Тема этих полотен организована при помощи взаимосвязанных сюжетов, получающих при пространственном развертывании на плоскости как бы временную протяженность. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии.

Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом». Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).

Александр Дейнека, прекрасный русский художник, представал в совсем разном свете тем, кто знал его мало и тем, кто знал его близко. Кажется, все предельно просто. Он не показывает непосредственно боя с противником. Если «Оборона Петрограда» стала значительным достижением искусства в раскрытии героев революционного периода, то «Оборона Севастополя» открыла принципиально новую страницу в решении батальной живописи, в раскрытии нравственной сущности героизма народа. Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.

Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. Впечатление трехмерности пространства создается движением: рабочие выходят из глубины картины, «разворачиваются в марше» перед зрителем и опять уходят в глубину. Мужество имеет свою динамику.

К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Фиксируя в ритмической последовательности различные положения движущегося объекта, он постепенно нащупывает итоговую постановку фигуры, содержащей максимум динамической выразительности. В ней – мужественная правда эпохи, ее железная необходимость.

Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Капитолий", "Танцоры в Гарлеме", "Нью-Йорк", "Париж. Образы девушек, бегущих вдоль реки вверх по крутому склону, – одно из самых изящных и привлекательных воплощений молодости и красоты в творчестве Дейнеки. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины.

В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника. Учусь у Фаворского, прекрасного мастера и последовательного методиста». Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). Анализируя «Оборону Петрограда» и «Оборону Севастополя», можно обнаружить внутреннюю близость этих произведений в русле единого процесса развития отечественного искусства. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве.

Патриаршие пруды. Во второй половине 1940-х его физкультурные поэмы обретают еще более праздничную, победную интонацию. Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью. В картине – в строю рабочих, шагающих на фронт, – изображено всего пять рядов (в эскизе было семь).

Ленинская премия (1964). ДЕЙНЕКА Александр Александрович (8 (20) мая 1899 — Курск — 12 июня 1969, Москва) — российский художник. Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.

Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами ("На балконе", 1931) он пишет идейные и трагические картины ("Наёмник интервентов", 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты ("Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов", "Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу", 1931). Но несмотря на трудности « там велась большая работа над формой, композицией», — писал впоследствии сам Дейнека. Учился в Харьковском художественном училище. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Одним из первых шагов становится работа над книгой "Про лошадей" для самых маленьких. Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Интересны высказывания мастера относительно стилевых признаков своего искусства.

Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости.

Тем не менее, мастерство Дейнеки становится всё более плодотворным, разнообразным по тематике и настроению. Он настойчиво изучает тот или иной вид движения. Член-корреспондент Академии. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин.

Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Пафос новой советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны (Оборона Севастополя, 1942, Русский музей).

В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье». Возьмите хотя бы пейзажный фон в Трактористе. И события исторические, в учебники вошедшие. И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-.

Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. В начале 1950-х гг. Прыжок с колокольни». В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями. Это помогло ему найти принципиально новую трактовку облика человека труда. Сам Александр Александрович комментировал своё решение так: "Я думал, что ОСТ – это случайное название, а для некоторых участников ОСТ оно не было случайным. Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17).

лаконичен. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Подобное нарушение рисунка оправдано всей образной системой картины. Народный художник СССР. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Созданные в разное время эти два полотна имеют много общих точек соприкосновений, сыграли важную роль в становлении современной тематической живописи. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Дейнека подолгу изучал произведения мировой живописи, просматривал свои старые рисунки, посещал исторические места Ленинграда, знакомился с рабочими Путиловского завода.

(Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. В «Обороне Петрограда» и «Обороне Севастополя» отразилось идейное содержание творчества самого Дейнеки, воплотившиеся в монументальном художественном обобщении идей современности в образах, рожденных в борьбе за новый и светлый мир.

В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции. Член-учредитель ОСТ. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. В «Обороне Севастополя» образ моряка со связкой гранат стал идейно-художественным центром всей композиции, в котором сконцентрировались экспрессия и патетика подвига сражающихся матросов. Композиционные паузы, сгущенность и разряженность человеческих групп создают ощущение того, что шеренга рабочих движется, шагает.

Член-корреспондент Академии. В отличие от «Обороны Петрограда», в которой трудно выделить одного героя — перед нами образ единого, сплоченного коллектива, отряда красногвардейцев. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Одна из них — Под Курском.

Народный художник СССР. «В своей пластике он концентрирует былинную мощь, беззаветный героизм, присущий всему воинству». Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане. В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы.

Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Создавая произведение, художник вступал на путь сложных обобщений творческих исканий. Сама жизнь открыла и путь к решению задачи. Его сильная фигура, твердо стоящая на земле и волевое лицо выражают стремление сражаться до конца, ценой собственной жизни защитить Родину. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации.

В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука. Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. Фигуры органично вписаны в пейзаж — бесконечные морские дали и бездонное синее небо. Набережная Сены", "Париж.

У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Его лицо озарено гневом и сознанием морального превосходства над врагом.

Первые его произведения, как и «Оборона Петрограда» несут в себе «Все признаки декоративного толкования, уклона в панно, устремления к большим плоскостям с очень ясно подчеркнутым начертательным пространством, с абсолютно сознательным толкованием пространства во взаимосвязи плоских мест и резко подчеркнутого объема». Дейнека, абсолютно закономерно пришел к монументальной живописи, но результат остался в те годы далеким от совершенства. В 20-е годы он работал как график, печатался в журналах "Безбожник у станка", "У станка" иллюстрировал стихи Н. Асеева и А. Барто, роман Анри Барбюса "В огне". 3).

Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Чистые, звонкие тона взяты в контрасте с дополнительными. Он жертвует правдой индивидуального во имя общего.

В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. Одна из них — "Под Курском. ной теплотой. В кафе", "Париж.

Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – "Левый марш" (1941).

Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937).

Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского. Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. называет страну «миллионолобой». Картина "Оборона Петрограда" была первым живописным произведением художника.

Александр Дейнека. Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник.

Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). 11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки. наделяет своих героев типологическими характеристиками.

Напротив, раненые бредут устало и медленно. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Член-корреспондент Академии. Мотивы счастливой страны будущего, — населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Народный художник СССР.

Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Далее группа матросов рывком сомкнутым строем бросается вперед. В короткий срок создана и «Оборона Севастополя».

Динамичность действия «Обороны Петрограда» и «Обороны Севастополя» связана с убедительной передачей движения, при воплощении которого автор опирался на метод обобщения нескольких моментов движения фигуры в одном суммированном пластическом образе. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Его мозаики украшают некоторые станции московского метро — например, «Маяковскую» и «Новокузнецкую». «Оборона Петрограда» одно из его эпических полотен.

Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов (Бег, 1932-33, Русский музей).

Кажется, все предельно просто. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Лаконичнее стал пейзаж. В 1928-29 гг.

Центральное произведение раннего творчества Дейнеки Дейнека Александр Александрович Один из самых значительных деятелей советского искусства. Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем». Тот же герой, полный ярости и справедливого гнева, готовый пожертвовать своей жизнью во имя свободы, воспет через много лет в картине «Оборона Севастополя» (1942). Картины «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя» как и большинство произведений Александра Дейнеки были подлинно новаторскими открытиями в решении новых, социально значительных тем современности, отличаются великолепным знанием предмета, умением выразить особенности эпохи яркой образной живописью.

Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. За ней последовали другие работы: "В обеденный перерыв в Донбассе" (1935), "Никиткапервый русский летун" (1940), "Будущие летчики" (1937). В 1924 году он принимает участие в "Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства" в составе "Группы трёх", совместно с двумя другими молодыми, подающими надежды художниками – Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым. Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма (Игра в мяч, 1932, Третьяковская галерея).

В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. Не «замечает» художник и качественной разницы между снегом и небом используя почти один и тот же ровный чуть сероватый тон, на котором четкими силуэтами, броско, как на плакате, читаются два основных мотива: шеренга рабочих-красногвардейцев, решительно идущая на борьбу с врагом и нестройный ряд возвращающихся с фронта бойцов. Член-корреспондент Академии. Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора.

Но взгляд снова оказывается втянутым в непрерывное кипение битвы. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Автор организует тему избрав мотив шествия, сообщив ему беспрерывный кольцевой ход. На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели.

носивший название "Безбожник у станка" (т. к. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым).

Вероятно, это и дало моему искусству некоторые черты новаторства». В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом. Но работа над картиной началась задолго до того, как он положил первые мазки на полотно.

В эти трудные для него дни он сильно огорчался, но не переставал верить и работать, оставаясь всегда принципиально твердым в своих воззрениях на искусство. Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Из Парижа художник отправился в Италию. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.

«Оборона Петрограда». Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Его творческий путь неотделим от жизни страны.

Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена Маяковская (1938-39) — этих красочных прорывах из подземелья. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Народный художник СССР. Фигуры органично вписаны в пейзаж бесконечные морские дали и бездонное синее небо. Со времени написания «Обороны Петрограда» прошло много лет. Сын курского железнодорожника.

В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. В характеристике пространства у Дейнеки, как и в «Обороне Петрограда» и других работах, большая роль отведена движению. Действительный член Академии художеств СССР. С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы.

Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов.

В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Кажется, все предельно просто.

И художник вновь справляется с вызовом. Был партийным, в свое время участвовал в обороне Курска от белых. Патриаршие пруды. Нужен был более непосредственный конкретный жизненный материал. В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва).

В течение двух недель была написана эта картина. На втором плане, на мостике возвращаются раненые измученные, но не сломленные. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса "В огне" в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). В их позах можно уловить знакомый пластический мотив, воплощенных в образах поверженных гитлеровцев в «Обороне Севастополя» (см. Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ).

проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). Создавал плакаты Курского РОСТА и оформлял агитпоезда. Своим пониманием композиции, значения линии, пятна, контраста и т. П. обязан прежде всего Фаворскому. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы" Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942), страшное и величественное. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ). И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—Хорошее утро (1959— i960), Хоккеисты (1959—1960), Доярка (1962) и Красногвардеец (1962). Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью.

Но в целом выставка получила одобрительные отзывы. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Почти мифологического величия достигают женские образы (Мать, 1932, там же) — порой задорно-эротичные (На балконе, 1931, частное собрание, Москва). За ней последовали другие работы: "В обеденный перерыв в Донбассе" (1935), "Никитка—первый русский летун" (1940), "Будущие летчики" (1937). Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека.

В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-. Мастер внимательно изучал памятники архитектуры, скульптуру, посещал музеи и картинные галереи, любовался яркой и солнечной природой. Четкие, строгие ритмы, простые цветовые отношения, свойственные этому художнику, передают мужественную красоту родной природы. Действительный член Академии художеств СССР.

Можно много говорить о несогласованности действий иностранных армий, о решениях полководцев (посмотрите список командиров, руководивших операциями РККА в 1919 году — всё знакомые фамилии Мы помним только то, о чем талдычат псевдо историки, а вот изучите-как эту войну детально). Именно композиция картин «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя», ее динамика, контрастное сопоставление отдельных форм и элементов служило средством выражения идейного замысла. В картине «Оборона Севастополя» в решении композиции, он пошел по другому пути, чем это было свойственно его ранней работе. Художник как бы разворачивает действие во времени, добиваясь таким композиционным приемом особой остроты выражения основного идейного момента картины — ощущения героики борьбы.

Внизу — здоровые и сильные, только отправляющиеся на войну. Возьмите хотя бы пейзажный фон в "Трактористе". Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают "Общество станковистов" (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Такая композиция создает впечатление большой массы идущих, а также их энергичного разворота. Герой Социалистического Труда (1969).

Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции.

Темы же своих картин, как отмечал он, черпал из жизни. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью".

Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Уже тогда это была историческая картина. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. Это, так сказать, уже не «индивидуальная», а «коллективная» нога. Ритмика этих планов различна.

Создание социально насыщенных тематических произведений, передающих в образной форме облик современности «ОСТ» ставил своей целью. Площадь согласия", "Парижанка", "Сен-Жермен", "Тюильри", "Стадион в Риме", "Площадь в Риме", "Юноша-негр", "Негритянский концерт", 1935, "Скука", 1936). Но там, где он оставался самим собой, где возвращался к основам своего дара, где уходил от схем к живым, ярко индивидуальным человеческим образам, к нему всегда приходила удача и рождались сильные, смело новаторские произведения. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве.

С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". Действительный член Академии художеств СССР. Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва). Красота Рима поразила его.

Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Лауреат Ленинской премии. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.

Но они развернуты так, что кажется, весь строй «закругляется» в своем движении. Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.

Когда в 1931 году "Октябрь" принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ ("Российская ассоциация пролетарских художников"). Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом "Сутки советского неба" (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена "Маяковская", всего за шесть месяцев до её открытия. Другое новое направление, за которое Дейнека смело берётся в конце двадцатых – рисунки в детских книгах и журналах.