Дейнека Мальчики

О советских солдатах-геях, французских мальчиках-трансвеститах, врачах рассуждающих о живописи и др

Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ – «Общество станковистов». Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы" Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942), страшное и величественное. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке.

Герой Социалистического Труда (1969). Один из немногих — эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета — приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна.

Голые мальчики в 
русской живописи

Голые мальчики в русской живописи

Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». За довольно долгую жизнь Александр Александровичпопробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался.

Он был предельно нервен и напряжен. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Конец апреля. Поют скворцы. Например, С. Исаков («Красная конная») ненавязчиво уподобляет стройные ряды кавалеристов набору солдатиков, Т. Глебова («Как мы отбили Юденича») соединяет наивную непосредственность детского рисунка со строгими пластическими принципами филоновской школы аналитического искусства. Дейнека.

  • Описание картины «Мальчики, выбегающие из воды»
  • Александр Александрович Дейнека
  • Нагие отроки в русском искусстве
  • Художник: Дейнека Александр АлександровичМальчики, выбегающие из воды
  • Гей-эротика в рисунках и живописи
  • Дейнека Александр Александрович

Особенно интересен ему был Гарлем, район, где жили негры. После США Дейнека ненадолго заехал в Париж. в творческих командировках. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они – рабочие».

Таковы законы пластики. покорила Зрителей острой выразительностью художественного образа. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. И поэт и художник выбирали схожие темы для своих произведений их вдохновляло одно и то же – искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека.

  1. Ольга Дейнека Мальчики 1945 год
  2. Дейнека, Александр Александрович
  3. Художник Александр Дейнека (1899–1969)
  4. Западноевропейская и антикварная живопись
  5. Декоративно-прикладное искусство

И самое неприятное то, что поэта окружали люди не всегда большого искусства. Она создана на основе акварели «Итальянская улица. Одновременно он занимался рисованием в студии местных курских художников М. Н.

И это его терзало. А обращение к новым для него, проникнутых лиризмом сюжетам можно объяснить и мечтой воплотить в живописи образ человека будущего, ориентируясь при этом на эталоны античной красоты и сугубо личными причинами (в начале 1930-х художник был влюблен в пловчиху Люсю Второву, позировавшую ему для ряда картин и плакатов). И снова скрежет металла и снова неистовая схватка светлых сил и сил мрака. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Сколько решимости в суровых лицах бойцов, уверенности в их чеканной поступи. Новэтом— никакой эротики. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ).

Описание картины 
«Мальчики, выбегающие 
из воды»

Большой корпус работ был написан в заграничной поездке по США, Франции и Италии в конце 1934–1935 году, устроенной Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС). Странное, щемящее чувство невозвратной утраты охватывает меня. В начале двадцатого века многое сместилось – сбило у многих поэтов этот лирический дар.

Арсенал художественных средств Дейнеки становится богаче. К темам гражданской войны художник продолжает обращаться и в тридцатые годы. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Курск занят белыми.

– Понимаешь, чего стоит истинное обобщение. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). И вдруг страшная тишина родного города. В суровом, строгом ритме фигур рабочих идущих на защиту Петрограда, в непреклонной воле и убежденной силе этих людей заключено мощное дыхание революционной действительности.

В 1928-29 гг. Среди корифеев, которые продолжали писать обнаженную натуру, причем весьма достойно, — Евсей Моисеенко, прославившийся благодаря картинам навоенные темы («Красные пришли», «Победа», «Генерал Доватор»). Как невероятно, непостижимо сложна эта пластика при всей кажущейся доступности и простоте.

Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Дача Дейнеки. И наконец обвал красноармейских маршей, кумачовая заря песенного раздолья победы, Александр Дейнека впитал в себя все многоголосье времени. Его душа была переполнена ритмами века.

Деревья выросли. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов.

Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Движение раненых по мосту в обратном направлении сообщает композиции кольцевой характер. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки.

Слушал музыку. Разудалые частушки. Это была большая школа. Картина «Окраина Москвы. Норанним десятилетиям Советского государства, сих«теорией стакана воды», концепцией «новой женщины», мгновенными гражданскими браками итакимиже быстрыми разводами, настал конец.

«Половую распущенность» больше недопускали инапротяженииХХ века ханжество все усиливалось. Никто из остовцев не был по преимуществу «детским» художником. Голикова и А. А.

Глухая ночь. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Мать не сводит глаз с мальчугана, трогательно прильнувшего к ее плечу.

В 1931 году он пишет картину «Наемник интервентов», а в 1933 году «На допросе», где создает запоминающийся образ смелого, мужественного большевика. Крымские впечатления легли в основу картины «Будущие летчики» (1937). Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Место и время действия даны предельно скупым намеком композиция освобождена почти полностью от каких-либо локальных и бытовых примет и ничто не мешает величавой героической обобщенности художественного образа. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Нотабу преодолеть сложно— так, науже достаточно поздней, написанной в1872году, картине ВасилияВерещагина «Продажа ребенка-невольника» обнаженный ребенок— главное действующее лицо. Звучали они так1) У картины, подписанной и датированной 1938 годом, народный художник СССР Александр Дейнека отрезал правую крайнюю фигуру (ныне в собрании Курской картинной галереи – «Умывающийся»), назвал левую оставшуюся часть «После боя» и датировал 1944 годом.

Делает это гениальный художник осознанно. Композиция «Перед спуском в шахту» создает ощущение вытянутости по вертикали, вы словно предчувствуете долгий спуск в земные недра. Это было время незабываемое. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Я плавал, летал, дружил с летчиками, был в гуще кипучей приморской жизни. Скажем так, животом к земле, если правильно это сформулировать.

Вот почему истинные творения искусства недостижимы для тысяч подражателей. Тогда техника была совсем другая: вратари прыгали бесстрашно, головой вперед, как мы здесь видим.

Когда Серов умер, произнес у него на могиле прочувствованную речь. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Такая была жизнь. Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ ("Ударник, будь физкультурником", "Мы требуем всеобщего обязательного обучения. Ибо искусство должно не удивлять зрителя, а призвано воспитывать в нем чувство прекрасного.

«Мать» вполне могла бы стать главной иконой тех самых «храмов современности», о которых мечтал Дейнека в 18 лет. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». В конце 1940-х — 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм».

Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. События военных лет продолжали волновать художника и в послевоенные годы. Это процесс очень сложный, который еще ждет своих исследователей. Елена Павловна, жена художника, показывает две яблони, посаженные его руками.

Среди них женщины, впервые взявшиеся за оружие. А«Дрожащие отец исын» наги по-библейски: они лишены покрова, незащищены, дрожат ибоятся, демонстрируют греховную плоть, обреченную настыд ипроклятие. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета.

К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения – картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Художник академической выучки, М. Р. Даже в самых обыкновенных сюжетах он находит и раскрывает прекрасное. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника.

На общем фоне работы членов «Общества станковистов» резко выделяются простотой и естественностью языка, раскованной легкостью графического почерка. Он знал наизусть «Евгения Онегина», «Полтаву», «Медного всадника», почти всего Лермонтова, Некрасова, Блока. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932).

Ноябрь 1941». Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «.

Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. И даже сама смерть была лишь финалом его творчества. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Авот угловатые дети выходили унего как-то душевнее, трогательнее. Я не берусь судить о вратарской технике.

Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Многие лица написаны художником с натуры. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Темные ели.

На склоне лет, в конце 1950-х – 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962 – 1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Но это записывать не надо. В середине 20-х появились первые живописные произведения художника: «Футбол» (1924), «В штреке», «Перед спуском в шахту» (1926), «Текстильщицы» (1927), в которых выразились характерные особенности творчества мастеров Общества художников-станковистов, Остовцы считали современным все, что отличало новую Россию от «вчерашней» : подъем индустрии, динамику социальной перестройки, рождение новой социальной психологии.

Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Скорее он был молчалив. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя.

«Вы реалист». Это опять же прелесть профессии. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Мы с архитектором Душкиным спускались в шахту в обычной клети, знакомой шахтерам. Автор статьи: Мария Онучина. Нет.

В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Кстати. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая».

Рисунки, которые впоследствии можно бы было издавать тысячными тиражами, – вот о чем мечтал юный Дейнека. Мне удалось написать картину «Оборона Петрограда», куда я вписал несколько портретов ее участников и я счастлив этим», – говорит Дейнека. На руках молодой женщины спит малыш. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Ведь обычно Дейнека был внешне суров, порою неприветлив, даже колюч.

Прошлой осенью принесли первые плоды. Преодолеть себя было трудно: даже знаменитый коллекционер Сергей Щукин приказал закрасить «срамные места» одному измальчиков сприобретенного импанно Матисса «Музыка». Причина, наверное, в том, что пролетарское государство он всю жизнь любил сердцем, а не по принуждению. Окрепли. Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь.

И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».

И вот Маяковский вдруг призывает уничтожить Рафаэля. Холодный ветер. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". Шелест молодых берез под окном. Он не показывает непосредственно боя с противником.

Здесь художник применил интересный композиционный прием. - Ты знаешь, меня приучил к чтению стихов Маяковский. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Программа и творческая деятельность ОСТа активно противостояли, с одной стороны, стремлениям так называемых «производственников» отказаться от самостоятельных форм изобразительного искусства, свести работу художника к практическому формированию предметной среды. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они — рабочие». Вот один из таких листов: «Вечер.

В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Мозаикой надо пробить толщу земли в 40 метров.

Дейнека не был «лакировщиком», но его герои воистину лучезарны ибо они освещены внутренним светом святой веры в правоту своего дела. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами.

Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализмне изобрели. Город с «кривыми улочками», «маленькими лавчонками» и «старыми-престарыми домами» не произвел на него особого впечатления, зато от Лувра Дейнека был в восторге — за неполных две недели успел побывать там шесть раз. Ноябрь 1941». С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин.

Писал футбол. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Вдруг Шарик, пес, семенивший впереди, остановился и завыл. Одним из характерных и важных, но еще не раскрытых этапов развития советской детской книги во второй половине 20-х — начале 30-х годов были работы московских художников, объединившихся в «Общество станковистов» иначе — «ОСТ» — одну из наиболее значительных художественных группировок того времени. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись — портреты близких, натюрморты, пейзажи. Весна набирает силу. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Действительный член АХ СССР (1947).

И наконец, я не раз видел этот цвет в сполохах взлетающих к звездам могучих ракет. И это сложное, объемное звучание вошло в его душу не сразу. Словом, Маяковскому, который был всегда на гребне событий и был лидером то футуристов, то «лефов», приходилось весьма считаться с этим окружением. Здесь он часто бывал. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели.

Переделкино. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Что писать — он понимал, а вот как — пока не очень. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали.

Бойцы как бы выходят из глубины, приближаются к зрителю и затем вновь удаляются. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Мастера лебедевского круга чаще всего ограничиваются достаточно камерными сюжетами, они не стремятся передать гигантские масштабы производства, единицей измерения для них является отдельно взятая добротно сделанная вещь, показанная предельно наглядно и узнаваемо имеющая, помимо ярких фактурных особенностей, свою историю и свой характер. Видел безработных и нищету, богатство и роскошь.

После Февральской революции занятия в училище прекратились. Талант Дейнеки подпитывали новые впечатления. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог.

Его небоскребами, движением автомобилей. Сплошной оптимизм иидеализм. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов – отдельная история. Набережная Сены", "Париж. Вздохи тальянки.

Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Готов к драке, бою. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Здорово, что вратарь запечатлён именно в полете.

У него была феноменальная память. Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта. Он жил бурно, неуемно радуясь и гневаясь, ликуя и огорчаясь. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение – плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ).

Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Патриаршие пруды» Необычный и вместе с тем привычный для москвича вид города.

Но он творил. «Мать».

1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945). Вслед за «Обороной Севастополя» появляется еще несколько полотен на темы войны. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено).

Заметный след в творческой биографии художника оставили поездки в Крым. Название картины как нельзя лучше соответствует содержанию созданного Дейнекой образа». 2009 – 2011». Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Лауреат Ленинской премии (1964).

Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс – всесоюзная кочегарка». «Мать» вполне могла бы стать главной иконой тех самых «храмов современности», о которых мечтал Дейнека в 18 лет. В нем, правда, тоже пробыл недолго. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок. большинства людей к прекрасному, к искусству. Например, А. Дейнека, как отмечает исследователь, «.

В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Это были дни поездок, путешествий. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Учился в Харьковском художественном училище у М. Пестрикова (1915 – 17), во ВХУТЕМАСе у И. Нивинского и В. Фаворского (1920 – 25).

В 30-е художник создал оригинальную серию «Севастопольских акварелей» (1934), ряд картин на темы индустрии и спорта. Это коверкало, ломало жизнь. Монахи в красном», написанной во время путешествия. Входил в объединение «Октябрь» (1928 – 30).

Однако при всей типизации образов зрителя не оставляет ощущение, что женщина и мальчик написаны с натуры, столь неповторимо индивидуальны их живые пленительные черты. Эта картина основана на рисунке 1924 года, опубликованном в журнале «У станка». Пассажир должен забыть про колоссальные перекрытия, под которыми он находится. «Отечество в опасности. » – прокатился по стране призыв большевистской партии и вот на защиту от войск Юденича выходят питерские рабочие.

Топает милый увалень Сергей Эйзенштейн, сидит с фотоаппаратом в кругу соратников Родченко А вот и профессора. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Он вместе с ними готов исполнить ленинский завет. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей.

И здесь это удалось ему в полной мере. Молодой художник восторженно воспринял музыку революции. Надрывные скрипки ресторанных оркестров. Нам пришлось на ходу переучиваться и забывать провинциальные приемы. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Италия на них яркая и солнечная по ней ездят на велосипедах рабочие, ходят загадочные монахи, а мраморные римские статуи взирают на всех со своих пьедесталов.

Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Дейнека Александр Александрович известный советский художник, график и скульптор. Увидев это, профессор А. М. Над молодой Советской республикой нависла смертельная угроза. Ведь Маяковский на людях и Маяковский творчества, один на один с собой, были непохожи. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно.

Мне удалось сделать много интересного, нового, современного для того времени. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. В нем, правда, тоже пробыл недолго.

Органически присущее творчеству Дейнеки чувство бодрости избытка энергии выразилось и в альбоме «В облаках» (1931). Рисовал. Вот таким образом поставлен онспиной кзрителю. Это одна из самых монументальных вещей Дейнеки как по масштабу замысла (образ матери, существующий вне времени и исторического контекста), так и по форме, доведенной до совершенства.

—Писать о живописи сложно, — продолжает Дейнека. — Но нужно. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже – с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Итальянские зарисовки отличны от американских или французских.

Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами ("На балконе", 1931) он пишет идейные и трагические картины ("Наёмник интервентов", 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты ("Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов", "Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу", 1931). И все же в иллюстрациях раскрываются неожиданные грани дарования художника. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских.

Новорожденный. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Поразителен колорит холста, построенный на сочетании теплых и глубоких земляных красок. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Скрип солдатских шагов. Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов.

Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Очень поэтична также и его картина «Спящий ребенок с васильками» (1932). В конце 1940-х – 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм».

Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Мастера социалистического реализма следовали этим правилам (хотя обнаженную натуру можно найти иуПластова иуСамохвалова). Кричат грачи.

Но картина не была одинокой удачей. Художник оставил нам великое наследство – святую веру в прекрасное, в победоносную жизнь народа – свое искусство.

Дейнека всегда стремился создать образ широкого обобщения. Дейнека, Александр Александрович (1899 — 1969) — советский художник, график и скульптор, педагог. Большой интерес представляют, например, несколько детских книг, оформленных А. Дейнекой. Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин.

1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая». В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности».

Идем босые по розовым от зари лужам. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). Александр Дейнека был интернационалистом в самом высоком смысле этого слова. В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу.

«Сколько себя помню, я всегда рисовал», – вспоминал Дейнека. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Неуемное тиканье старых часов. А обращение к новым для него, проникнутых лиризмом сюжетам можно объяснить и мечтой воплотить в живописи образ человека будущего, ориентируясь при этом на эталоны античной красоты и сугубо личными причинами (в начале 1930-х художник был влюблен в пловчиху Люсю Второву, позировавшую ему для ряда картин и плакатов). Дейнека был неразговорчив. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба.

– Тут Дейнека усмехнулся. Взор женщины полон заботы. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская».

Например, так называемый «Смотрящий» обнажен по-античному, совершенен духом ителом, демонстрирует язычески гордое единение сприродой. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Я знал Дейнеку много лет и очень близко.

Он вспоминал, что как-то раз на кровно скопленные деньги купил дорогой набор красок и так берег и жалел его, что старался наносить краску тонким слоем. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Скрип сверчка. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Где-то на заре сознания он смутно припоминал горячий шепот матери, протяжные негромкие ее песни.

Он посещает Америку, Францию, Италию. Грянули духовые оркестры. Резкий порыв ветра доносит шум мотора самолета.

Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Все это укрепляло мои взгляды на искусство». Тут инадутый живот иторчащие ребра исутулые спины— вобщем, живые люди. Картина привлекает также насыщенностью цветовой палитры. Рыбачки", 1956, "Москва военная", "В Севастополе", 1959), продолжает заниматься украшением залов. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933).

(Цикл Сомова, посвященный его «Дафнису» — Борису Снежковскому, нам неподходит: 19-летний боксер там имеет вполне сформировавшуюся взрослую мускулатуру. ) Авангард вомногом вообще отвергал телесность. носивший название "Безбожник у станка" (т. к. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Сюжет вечный.

И вот однажды утром, когда он делал утреннюю гимнастику в боксерских трусах, к нему пришел проверяющий из комитета по устройству выставки и увидел кристально белый холст. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Входящих на станцию встречают плафоны утра, над серединой платформы расположились вечерние и ночные сюжеты. «Фигуры идущих по снегу мне всегда представляются в виде силуэтов. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были.

В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. А как же живопись. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). В результате появились такие тонкие работы, как «На балконе» (1931), «Игра в мяч» (1932), «Мать» (1932), «Купающиеся девушки» (1933).

К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Хотя зритель видит только их спины и затылки, ему полностью передаются их заинтересованность самолетом их живая реакция и даже в какой-то мере своеобразие индивидуальности каждого из них. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске.

Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков. Самый интересный из них — «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский.

При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. "Очень примечательна картина «Будущие летчики». Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту.

Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Художник намеренно доводит скупость красочной гаммы до предела.

Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы.

Что писать – он понимал, а вот как – пока не очень. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию – «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Вице-президент Академии художеств СССР (1962 – 66). В звонком лазоревом небе плывут перламутровые легкие облака. Преподавал во ВХУТЕИНе (1928 – 30).

Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). Но дейнековские дети не позируют, не стараются казаться лучше, значительнее, старше, чем есть на самом деле, — они настолько поглощены своими важными делами, что не обращают ни малейшего внимания на художника и зрителя.

Это ощутимо и в «Текстильщицах» и в самом значительном полотне Дейнеки «Оборона Петрограда» (1927), написанному к десятилетию Красной Армии. Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. Ему он и посвящает свою вторую картину о войне.

Выгорели, выцвели когда-то ярко-красные двери мастерской. Возможно, что я излишне заострил подобную трактовку. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны).

Герой Социалистического Труда (1969). Многие из его бесчисленных знакомых были весьма далеки от истинной поэзии или живописи. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». - Рано я узнал жестокость, – сказал Дейнека. Конечно, можно на все закрыть глаза и опираться на традиции.

И снова тишина. (Гораздо более поверхностно аналогичная тема решается Б. Покровским: на обложке книги В. Воинова «80000 лошадей» (1925) из светящихся ламп составлен незатейливый орнамент. ) Четкая ритмика рисунков постоянно подчеркивается параллельными линиями проводов, цветовые контрасты усиливают звучание отдельных деталей.

Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Одной из лучших работ этого периода по праву считается «Мать» (1932). Художник, который даже не мог пользоваться, как все, нормальной перспективой, аизобрел собственную— «сферическую», считал человеческое тело символом духовного устремления идвижения вперед. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933).

По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Пестрикова.

Художник видит самого себя среди шагающих солдат революции. Мы подбежали к большой луже и в прозрачной воде увидели на черном дне малыша. Дейнека сумел найти это синтезированное воплощение времени в немногих деталях – в стремительном движении мчащегося военного грузовика, в сумрачном безлюдье пустынной улицы, перегороженной надолбами, в притихших домах, занесенных снежной метелью.

Художник и сам говорил: «. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Он был истинным патриотом и гражданином и отлично разбирался в свете и тенях Запада. Вся его дальнейшая творческая жизнь, все его великолепные полотна, фрески, мозаики, витражи, скульптуры, графические листы – превосходное подтверждение известного положения, высказанного большим французским мастером Домье: «Художник должен принадлежать своему времени». Так в ледяную стужу и в зной я, как и тысячи моих двадцатилетних сверстников, протопал с боями по полям России под «Левый марш» Маяковского.

Зато еще ярче он услыхал тишину, пение птиц, шорох ковыля. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.

Народный художник СССР (1963). В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь».

После Февральской революции занятия в училище прекратились. Все стояли как ошалелые. Нас поднимали в бой «Окна РОСТА» Маяковского. До него донесся дробный цокот копыт жандармских коней по курской булыге.

Это был гимн красоте, молодости и спорту. Площадь согласия", "Парижанка", "Сен-Жермен", "Тюильри", "Стадион в Риме", "Площадь в Риме", "Юноша-негр", "Негритянский концерт", 1935, "Скука", 1936). Одно время ихпродолжали создавать вРоссии вслед зазападной модой. Словом, моя картина и я в работе слились воедино.

– спросил Дейнека, увидев мое немое удивление. В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина – «Футбол» (1924). Ровесник века, он пережил вместе с любимой Родиной все ее радости и печали. Художник, безусловно, видел, что журнальная графика теряет свое агитационное значение (ее с успехом заменяет фотография) и что больше внимания, напротив, уделяется станковой картине. Одну за другой создает он свои широко известные полотна: «Игра в мяч» (1932), «Купающиеся девушки» (1933), «Краснокрылый гигант» (1934), «Бег» (1934), «В обеденный перерыв в Донбассе» (1935), «Колхозница на велосипеде» (1935) и многие другие. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись – портреты близких, натюрморты, пейзажи.

Технически сейчас так никто не делает. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. В моем творчестве была удача. Ведь Владимир Владимирович был широко образованным человеком.

В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки – солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Дробь барабанов. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Якименко-Забуги, В. В.

Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Медленный, прерывистый ритм движения идущих в обратном направлении раненых лишь еще больше оттеняет и подчеркивает собранную, упорядоченную динамику мерно и стройно шагающего отряда, внося в то же время напряженный драматический акцент в строй картины. Я догадался написать то, что многих волновало интересовало.

– И он снова рассмеялся. Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана – хозяев «вечного города». Я сам постоянно напрашивался, чтобы куда-нибудь съездить, что-нибудь посмотреть. Художнику удалось найти обобщенный образ своего современника и мы с радостью восклицаем: «Дейнека. », когда видим юных, молодых спортсменов, летчиков, людей труда. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника.

", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. «Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова.

Авот первый период существования Советского государства обнаженной натурой был богат. Он умел понять, пережить и выразить в глубоких образах и абсолютной форме главный и основной гуманистический смысл своего времени и выразить не формально, не в одних лишь сюжетах, а в строго и ясно продуманном тончайшем построении всех элементов художественной формы – композиции, колорита, пространства, движения, ритма. Но писать все же решил на выставку «Оборону Севастополя», так как я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты.

И число таких работ у каждого — десяток-полтора, не более. Полотно это стало для нас олицетворением счастья мирных дней. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом "Сутки советского неба" (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена "Маяковская", всего за шесть месяцев до её открытия. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – "Левый марш" (1941).

Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже.

А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю.

Роса. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Трава блестит, сверкает, как будто в звездах. Малиновый звон праздничных колоколов. Иллюстраторы решали эту проблему по-разному.

Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Зима», все 1931) художественный дар Дейнеки раскрылся, наконец, во всем своем многогранном богатстве. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Тогда же происходят события, которые сам художник считал основополагающими в своей карьере – начинается период его сотрудничества с рядом журналов: Безбожник у станка, У станка, Прожектор, Красная Нива. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено).

В результате появились такие тонкие работы, как «На балконе» (1931), «Игра в мяч» (1932), «Мать» (1932), «Купающиеся девушки» (1933). Он с детства впитывал нравы и порядки рабочего класса, рос в простой, не сильно набожной семье. Живописная палитра художника продолжает оставаться несколько условной.

Дейнека встал. Он много работал во время этой поездки. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника.

На склоне лет, в конце 1950-х — 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938 – 43). Но от этой немногословности действие нисколько не теряет эмоционального накала. Шумом и грязью улиц. Но вратари всегда воспринимаются как, скажем, летающие лыжники.

Более того, онговорил, что мускулатура должна быть естественной, азанятия гимнастикой итанцами, поего мнению, тело «уродуют», поскольку развивают его односторонне. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Он родился в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Гортанные крики поездов. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства.

Необычна, удивительна судьба Александра Дейнеки. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Когда в 1931 году "Октябрь" принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ ("Российская ассоциация пролетарских художников").

С задачей он, впрочем, все равно справился. Время.

Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Он видел людей, сидевших целыми днями в барах. А на небе алые, будто птичьи перья, облака. Дейнеке пришлось поработать учителем рисования в женской гимназии, художником в курском театре, фотографом в уголовном розыске, оформителем агитпоездов. Сухие хлопки залпов. Подстраивался ли Дейнека под требования чиновников от искусства или эволюция его стиля была естественной.

С задачей он, впрочем, все равно справился. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры.

Легкое серебряное кружево берез. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Но в данном случае это оправдано. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». – Помню, как-то собрались мы с ребятами на Тускарь удить рыбу. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне.

Есть, конечно и летающие вратари. Именно это чувство мужественного спокойствия и составляет пафос картины. В поэме А. Барто «Первое мая» (1930), как и во многих других книгах тех лет, кульминацией сюжета становится парад на Красной площади. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось.

Дейнека родился в Курске. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Земля черная. Хотя и изрядно шумели, кричали, а порою даже орали. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942).

Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Помню, как в Курске я и мои друзья выпускали свои первые «Окна РОСТА», пользуясь стихотворными подписями Маяковского. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров ("У моря. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Одним из первых шагов становится работа над книгой "Про лошадей" для самых маленьких. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917).

Нас провожали в путь и вдохновляли боевые марши, песни. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. Он, как и все люди, горько переживал обиды, был порою легкораним. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают "Общество станковистов" (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х.

Его использовали А. Могилевский («Ловецкий колхоз», 1931) и П. Басманов («Маслозавод», 1931), Д. Буланов («Воздушные корабли», 1928) и Т. Певзнер («Скотный двор», 1931), А. Порет и Л. Капустин («Как построили город», 1932). Он сочинял все время. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Вот таким образом концентрация Дейнеки на живописи выглядит вполне естественной. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».

Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). Боготворил Валентина Серова. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). И художник вновь справляется с вызовом.

Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Первым среди них был топот кованых сапог по мостовой. Вдруг в омут провинциального быта ворвалась медь. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса "В огне" в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). В общество входили влиятельные профессора Вхутемаса — Д. Штеренберг (он был и председателем ОСТа), Н. Купреянов, а с ними их недавние ученики — А. Дейнека, Ю. Пименов, Н. Шифрин и другие.

Они идут на фронт сомкнутыми рядами, плечом к плечу. В ложбинах ноздреватый синий снег. Весело. Смотрел на танцевавших. В 1939 – 1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Существует на земле еще один город, который беззаветно любил художник.

По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). На нее можно смотреть бесконечно, как бесконечно долго можно смотреть в морскую даль, слушать мерный гул прибоя, следить за движением облаков. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».

В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Каждое полотно, созданное в эти годы, – это гимн красоте жизни, красоте людей. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника.

Итальянцы нам – Караваджо, а мы им – Дейнеку. Маленький темно-красный домик. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске.

В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). природу, любовь. «Мне, независимо ни от чего, нравится человек в широком жесте, человек в спортивном или рабочем движении, на большом дыхании», — писал художник. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц.

Но все эти путидля Дейнеки были мелковаты. Его музыку, ритм отлично слышал Дейнека.

Правда, Маяковский со временем «реабилитирует» Рембрандта, по чего это ему стоило и через какой вой, визг и гам своих «друзей» пришлось ему пройти. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». В комитете подумали, что и не напишет он уже картины, но Дейнека собрался и написал огромную работу всего за неделю – он отличался поразительной работоспособностью, когда это было нужно. Хотя должен тебе сказать, что многое громыхающее иногда даже скандальное, что так лезло в глаза, было у Маяковского напускное, показное. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Очень красив и сочен по краскам букет из васильков на переднем плане. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная.

Много общего между ними и в решении пространства. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Художник, безусловно, видел, что журнальная графика теряет свое агитационное значение (ее с успехом заменяет фотография) и что больше внимания, напротив, уделяется станковой картине. Но как необычно решает холст Дейнека. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов.

Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Недаром в«Явлении Христа народу» можно разглядеть несколько типов наготы уголых купальщиков. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. - Теперь ты понял, что такое большая форма. «Немного осталось очевидцев и участников Октябрьских боев 1917 года. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).

На самом же деле на диване рядом с матерью сидит ее сын Поль. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре – полезно, но не так актуально. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн.

И этот труд, этот подвиг был лейтмотивом всей его долгой жизни. Где остальные мозаики — неизвестно. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».

Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Самый интересный из них – «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер.

С 1920-х гг. Исследования, книги, выставки. Подобным обрезаниям подвергались многие произведения искусства во все времена. И2)Долгое время советские критики представляли обоих детей девочками в полном соответствии с «линией партии».

Вслушайся. Дейнека был поражен Нью-Йорком. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. Сценическая площадка расширяется, приобретает пространственную глубину.

Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. А остовцы широко и свободно перенесли в издания для маленьких гротескную остроту своих журнальных иллюстраций и сатирических рисунков, лаконизм плакатов, живую беглость натурных зарисовок, привозившихся из «производственных» командировок на фабрики и в колхозы.

А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Потом в его сердце ворвался целый мир звуков.

В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Член КПСС с 1960 года. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее, обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер.

Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Когда не писал и не был чем-нибудь занят, то, гуляя или просто отдыхая, бормотал стихи. На основе многочисленных зарисовок и набросков, выполненных в 1941 – 1942 годах, он создает серию листов под названием «Москва военная» (гуашь, темпера, 1941 – 1946). «Мне ничем посторонним не хотелось разбивать ритма, которого я добился и впечатления воли и тяжелых страданий, вот таким образом я отказался от всякой лишней бытовщины, которой много в эскизе к картине», – сообщает нам художник.

Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Все, все в картине подчинено лейтмотиву «мерной поступи железных батальонов пролетариата». Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь».

Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Где остальные мозаики – неизвестно. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). театре им. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима.

К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. Капитолий", "Танцоры в Гарлеме", "Нью-Йорк", "Париж. Русская Мадонна двадцатого века. Но в разговоре о Дейнеке важней даже описывать не разнообразие техник, а значимость тем, для которых они применялись. Зябко.

В некоторых композициях к «Электромонтеру» Б. Уральского (1930) Дейнека не только укрупняет лампочку до огромных размеров, но и показывает все происходящее как бы с ее точки зрения. Один из немногих – эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета – приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).

Парижские работы (в основном акварельные) гораздо мягче и воздушней, нежели урбанистические американские, выполненные в большинстве своем гуашью. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Необычайно бурное и интенсивное творческое напряжение этих лет – середины 1930-х годов – будет еще более наглядным, если к перечисленным произведениям добавить два замечательных цикла акварелей и картин, возникших в результате поездок в Севастополь в 1934 году и за границу – во Францию, Италию, США – в 1935 году. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Горизонтальное фризовое изображение получает своеобразную интерпретацию. Истории ОСТа посвящена недавно вышедшая книга (Костин В. ОСТ (Общество станковистов).

Ажурная крыша строящегося цеха уходит вдаль, добавляет какого-то глубинного динамизма композиции. Выражение мощной энергии молодого советского народа. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Чуткая, апрельская. Вс. Позже художник вспоминал: «Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. Вообще армейская тематика, очень тесно смыкавшаяся в изданиях данного периода с производственной, требовала серьезной адаптации, внятного и не слишком брутального перевода на язык, близкий образному мышлению ребенка.

В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье». В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Член-учредитель Общества станковистов (ОСТ) в 1925 – 27. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности.

В кафе", "Париж. Боже мой. Постоянно оставляло тяжелый осадок. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже.

Реальность осязаемая, закрепленная навечно в великолепную пластическую форму. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Яркое солнце.

Так же, как не играет без перчаток. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Учился живописи у художника-реалиста Петра Келина. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки.

Вот таким образом концентрация Дейнеки на живописи выглядит вполне естественной. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки — «Будущие летчики» (1938). Таковы его «Тревожные ночи» (1942), «Сбитый ас» (1943) и другие. И я рад, что ты серьезно занимаешься этим Наша жизнь стремительно меняется.

Это одна из самых монументальных вещей Дейнеки как по масштабу замысла (образ матери, существующий вне времени и исторического контекста), так и по форме, доведенной до совершенства. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). Ноябрь.

Полетико. Не забуду пунцовые байты и лозунги первых Первомаев и Октябрей. Их получилось около 300. Всегда ожидал спора иногда скандала.

Вероятно, в этом цикле график использовал зарисовки, сделанные с натуры. Творчество Дейнеки уже хорошо знали по заграничным выставкам Анри Матисс, которому как-то прислали фотографии картин советских художников, назвал Дейнеку «наиболее одаренным» и «ушедшим вперед в своем художественном развитии». Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Но иногда выпадали дни, когда Дейнека отдыхал.

На первой выставке ОСТа в 1925 году Дейнека показал картины «Перед спуском в шахту» и «В забое», вдохновленные командировкой на Донбасс. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку.

Кажется, так и слышишь их гулкие шаги в тревожной тишине сумеречного вечера. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос.