Добужинский Картины

Своеобразие таланта Добужинского особенно проявилось в картине «Провинция 30-х годов» (19071909), созвучной «Мертвым душам» Гоголя. В Амстердаме Добужинский создает эскиз «Петр Великий в Голландии» (1910), перекликающийся с картиной В. Серова «Петр I».

Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»

Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. Лермонтова, 1913 Белые ночи Ф. М. Н. Тынянова «Подпоручик Киже» и использовал для балета музыку Прокофьева. Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Но чаще всего Добужинский стремится к систематической и возможно более полной интерпретации лежащих перед ним сказки, рассказа, драмы.

Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках.

В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия». На ней были представлены портреты детей, жены, наброски домашних интерьеров. И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г).

Родился в семье офицера. Родился 2 (14) августа 1875 в Новгороде. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. С 1924 г. жил в эмиграции.

В понимании эпохи рисовальщик превзошел писателя незабываемы уголок старого ночного Петербурга с горбатым мостиком, занесенным снегом или пышная томная красавица александровских времен. Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. Художник писал: «Во мне по-новому утвердилось и жившее с детства какое-то родное чувство к монотонным казенным зданиям, удивительным петербургским перспективам, но еще острее меня теперь уколола изнанка города».

Мстислав Добужинский: 
самые популярные 
картины (топ 12)

Мстислав Добужинский: самые популярные картины (топ 12)

Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. В 1923–1924 гг. Различны и системы иллюстрирования. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи. На выставках с 1902 г. Входил в объединение Мир искусства (с 1904 по 1910 – член Союза русских художников). Затем он стал ведущим художником в литовском Государственном театре (г. В Нью-Йорке же были изданы две последние книги с иллюстрациями Добужинского, это «Левша» Лескова и «Слово о полку Игореве».

К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. А. А. Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского.

Мстислав Добужинский 
– картины с названиями 
и описанием по алфавиту

Мстислав Добужинский – картины с названиями и описанием по алфавиту

Никаких виньеток в тексте, лишь на отдельных листах пять рисунков, выполненных в определенной графической манере. Здесь яснее показана зима, смерть страшнее, выразительнее старик с седою бородой и растерянно вытянутой рукой в теплой рукавице. Работая в «Мире искусства», Добужинский творил не только в области книжной графики, он писал и исторические картины, как, например, «Петр Великий в Голландии». Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок.

Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. Добужинский никак не комментирует свой рисунок, но зрителю ясно: только что в этом месте произошло заранее спланированное властью кровопролитие. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера «Ночной принц» (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета.

Достоевского «Белые ночи» (1923 г. ). В 1957 году Добужинский ушел из жизни. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника – оформлении сказки Андерсена «Свинопас» (1917).

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства». Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Евгении — о создании серии графических работ, посвященных петербургским пейзажам.

В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ. Иллюстрации же рисует редко. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно. Символом страшной действительности является его «Дьявол», где изображен огромный паук с выпученными, горящими глазами. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Над оформлением повести художник работал в 1922 году, когда, по свидетельству его биографа Э. Голлербаха, увлекался особым приемом «граттографией», суть которого состоит в том, что рисунок делается на грунтованном картоне и все тонкие белые штрихи выцарапывают иглой, достигая этим такой четкости, которая недоступна ни перу, ни кисти. Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва).

Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. Создаёт цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943). И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца.

Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). В 20-е годы Мстислав Валериевич особенно плодотворно работает в книжной графике.

Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). Например, в акварели «Старый домик» контраст старых и новых домов воспринимаются, как контраст старого и нового, одухотворенного и бездушного, причем, симпатии художника принадлежат уходящему, более человечному времени. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей.

Художник хотел передать свое чувство ужаса перед трагической безысходностью жизни. Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Участвует в выставках с 1902. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1885-1887), мастерской живописи и рисования Л. Е.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Витебск»

Описание картины Мстислава Добужинского «Витебск»

Член объединения «Мир искусства». С тех пор его творческие успехи связаны с театром. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. Но дух Ремизова, его народность и своеобразная ребячливость взрослого человека Добужинским не выражены. Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала.

Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). Пушкина «Евгений Онегин», над которыми он работал несколько лет с 1931 по 1936 год. В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену.

Начиная с 1902 г., Добужинский начал участвовать в художественных выставках, вступил в творческое объединение «Мир искусства», практиковал собственную живопись и графику, писал критические статьи о художественном творчестве. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге. Дягилева. Но уже примерно с 1916-1917 гг.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Человек в очках»

Описание картины Мстислава Добужинского «Человек в очках»

В СССР были изданы оба оформительских варианта «Евгения Онегина» в 1947-ом (представлено в экспозиции) и 1949-ом годах. Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. В 1941 году Добужинский совместно с выдающимся русским балетмейстером М. Фокиным ставит балет «Русский солдат» с посвящением: «Храбрым русским солдатам второй мировой войны».

Иллюстрации к этому роману – творческая победа художника. Город во многих произведениях мастера — это своеобразная арена, на которой ведется жестокая борьба за место под солнцем. Великий русский график, театральный художник. Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». В созданных в 1903 годустаринных картинах«Двор», «Город», в 1904 — «Вырубленный сад», «Уголок Петербурга» уже видна неповторимая манера художника, его взгляд на город, в котором объединялась и любовь к Петербургу и отображение его жесткой и суровой силы. В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония.

  • Картины — Добужинский, Мстислав Валерианович
  • Добужинский Мстислав Валерьянович
  • Добужинский, Мстислав Валерианович
  • Добужинский Мстислав Валерианович
  • Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
  • Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)

Этим занималась Остроумова, отчасти Бенуа и Лансере». Русский художник Мстислав Валерианович Добужинский получил художественное образование в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге. Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. Так всегда. С 1901 года Добужинский входит в «Мир искусства». Книжку украшают пять рисунков, начертанных беглыми, прихотливыми и отрывистыми легкими линиями. Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема.

Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. Художник писал в своих воспоминаниях о своем интересе к «изнанке» города, особенно Петербург поразил его после двухлетнего пребывания за границей, Мстислав Валерианович учился в Мюнхене, тогда этот город был одним из крупнейших европейских центров художественного образования: «я рисовал Питер, его «уголки», — писал Добужинский, – «красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало. Умер Добужинский в Нью-Йорке 20. 11. 1957. Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. Каунас).

«Человек в очках» (1906, ГТГ) – одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике. К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении. Оформляет книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), «Левша» («The Steel Flea») Н. С. Лескова (1943), «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), «Слово о полку Игореве» (1950).

  • ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович
  • Городские пейзажи художника Мстислава Добужинского
  • Художник Мстислав Добужинский и художник Алексей Васильев
  • Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)
  • ДОБУЖИНСКИЙМстислав Валерианович
  • Мстислав Валерианович Добужинский
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

До сих пор на антикварных аукционахпо всему миру работы этого художника являются предметом пристального вниманияколлекционеров антиквариата. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Таким видел Добужинский современный ему Петербург.

Особенно ярко творческая индивидуальность Добужинского видна в его городских пейзажах. Он искренне верил в эту идею и делал все, от него зависящее, для ее воплощения. Даже названия его графических работ говорят об этом интересе: «Окно парикмахерской», «Лавка спирита», «Гримасы города», «Старый домик». загадочных приключений «Ночного принца». Замечательны сами приемы графики. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации.

Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть».

Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». В 1925-ом художник работал в Рижском театре, оформляя спектакли, а в 1926 – 29 годах – в Парижском театре Балиева Н. Ф. «Летучая мышь». Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу.

  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
  • Рисунок акварелью собирателя открыток
  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья

Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. Налево во всю страницу изображен принц, грустящий на могиле отца, направо над текстом — в овале — стареющая принцесса с паяцем. Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. Плоскость листа строго блюдется. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Петербург в этих рисунках получает обобщенный образ капиталистического города и Добужинского начинают называть «художником города».

Он создает иллюстрации к сказкам Андерсена, «Бедной Лизе» Карамзина, «Белым ночам» Достоевского, «Тупейному художнику» Лескова. Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. Дмитриева-Кавказского (1895-1898) и у В. В.

Широко использованы сопоставления черного и белого линии утратили прежнюю сухость, стали свободнее, гибче и выразительнее. Заграничная жизнь Добужинского не особенно богата художественными достижениями. А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования.

  1. Общееколичествопросмотровстраницы
  2. МВ Добужинский Городской рисунок
  3. Книжная графика и театрально-декорационные работы Добужинского

Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России, где он и родился. Первый рисунок играет роль фронтисписа. А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга». В 1939 г. Мстислав Добужинский уехал в США, с тех пор он уже не покидал Штаты. Несмотря на то, что рисунки выполнены в различных графических манерах (силуэт, острая перовая линия, граттография), все они внутренне связаны с пушкинской художественной стилистикой быстрого пера (росчерка).

Наарт-рынкеособым успехом пользуются эскизы Мстислава Валериановича к театральным постановкам, а поклонники творчества Добужинского могли с 28. 03. 12 по 31. 05. 12 в московской галерее «На Ленивке» видеть двести работ художника, объединенных под названием «Семейный альбом». Матэ, а также в Мюнхене. Достоевского, 1923). Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны.

Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского.

Начавшаяся война не дала художнику возможности вернуться в Каунас. Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. Живёт в Нью-Йорке.

Картины — Добужинский, 
Мстислав Валерианович

Они навсегда остаются в памяти. По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. Под ней — сердце между белых крыльев. Портрет города и горожан», «Неоклассицизм в России», «Дягилев и его эпоха», «Два века русской литографии», «Издания Общины святой Евгении», «Дягилев. С 1929 Добужинский – ведущий художник литовского Государственного театра (Каунас). Кое-что было сделано для «Детского альманаха».

Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков – в Литву. Внизу — песочные часы и черные крылья. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии.

Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. В рисунках к «Барышне-крестьянке» (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. Он, конечно, умеет любоваться выразительностью линий, общей конструкцией, деталями здания, расположить его силуэт на плоскости листа, дать интересный ракурс.

Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. Ребёнком три года жил с отцом в Кишинёве, где поступил во второй класс 2-й городской гимназии. Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. Сливаясь с текстом, дополняют, обогащают его. Коллекция Русского музея обладает значительным собранием произведений мастера. Умер Добужинский в 1957 году.

Он с большим успехом занимается оформлением спектаклей в Каунасском театре. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом.

Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. В Париже проходят его персональные выставки. В 1909 году он исполняет одну из лучших своих театральных работ – декорации к пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне» в постановке К. С. Станиславского. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния.

Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. В 1907-1908 годах он оформил спектакли в Театре Комиссаржевской и Старинном театре, его декорации очень понравились и вскоре его пригласили в МХАТ оформить спектакль по пьесе Тургенева «Месяц в деревне».

Вскоре по приглашению режиссера Михаила Чехова он уезжает в США оформлять спектакль «Бесы». Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям.

Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Правда, его трудно назвать певцом парадного Петербурга. На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». В октябре 1918 г. его избирают учёным хранителем Эрмитажа. много путешествует, бывает в Каунасе, Берлине, Париже, Амстердаме, Копенгагене.

Их издательство собиралось использовать для воспроизведения на художественных открытках. Но его особенно привлекал другой Петербург. Моцарта, «Гамлет» и «Король Лир» Шекспира.

Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885 – 1887), в школе Антона Ашбе и у Шимона Холлоши (Мюнхен, 18991901). Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы». Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца.

В сказке далее говорится, что в вазах были роза и соловей и то и другое рисунках тотчас нам показывает среди текста. Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. С 1939 жил и работал в США. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке.

Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». Лучшие из них – русская и европейская классика: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Дон Жуан» В. -А. Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие.

Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. В 1935 с труппой каунасского театра уехал в Англию. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского.

Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. Человек как экспонат в витрине на фоне фантастического города- Петербурга, виднеющегося за окном, открывающего зрителю свой лик – смесь многоэтажного урбанизма и провинциальных задворок. Видимо, это не в средствах Добужинского, тяготеющего обычно к изображению статических моментов. Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция.

Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. В декорациях к инсценировке романа Ф. М. Достоевского «Бесы» Добужинский подчеркнул драматизм и напряженность образов, созданных писателем. Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского «Ревизора». Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909). Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). Необходимо отметить еще значение концовок.

Например, картина богатых похорон, где наряженные факельщики идут под дождем. В этот период художник создает такие шедевры книжной графики, как иллюстрации к сказкам Г. Х. Андерсена «Свинопас» (1922 г. ) и К. Чуковского «Бармалей» (книга вышла в 1925 году), повести Ф. М. Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства».

Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. Участвовал в оформлении постановок Русских сезонов СП. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях.

При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Юный художник много рисует, развивается его наблюдательность. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. Что здесь иллюстрировать. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина.

Плодотворной для него была связь с МХАТ, где художник оформляет двенадцать спектаклей. В 1938 году он получает приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым работает в Англии весной 1939 г. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезжает в США. Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу».

Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. К тем же годам относятся и первые поездки за границу – в Германию и Швейцарию. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»).

Но уже первые выступления принесли ему известность. Сотрудничал с Московским художественным театром, оформляя спектакли «Месяц в деревне» по Тургеневу, «Николай Ставрогин» по Достоевскому и другие. Занимаясь в Университете, он самостоятельно изучает историю искусства и посещает частную мастерскую Дмитриева-Кавказского, его рисунки появляются в студенческих журналах.

Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ. Возможно, что с этой игрушкой у автора были связаны какие-то личные воспоминания или же ее нужно рассматривать, как атрибут утраченного прошлого, которое нельзя вернуть, так как это само время. И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея.

В это же время он создает графический цикл к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина. Еще в 1927 г., вступив в парижскую масонскую ложу «Юпитер», называемую Великой Ложей Франции, он прошел путь до степени мастера (1929) и оставался членом этого религиозно-этического движения до 1938 г. Его привлекала утопическая цель масонства – создание тайной всемирной организации, которая бы объединила человечество в братском союзе. Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги.

С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. Он охватывает своими щупальцами человеческий муравейник, кишащий вокруг него. Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. Для творчества Д. характерны стилизация, декоративность.

Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Местами кое-где введены небольшие пятна черного. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. Последнее интервью у него взял корреспондент радио «Свобода» Борис Оршанский за день до смерти художника.

Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. Оформляет спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работает для кинематографа. Гимназию окончил в Вильне. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию.

Благодаря экспозиции в галерее «На Ленивке», уходит привычный отстраненно-холодноватый образ художника, появляется возможность гораздо лучше понять его внутренний мир. Рисунки к «Белым ночам» – это подлинная классика русской иллюстрации. Начало». Работал в области архитектурного пейзажа (Уголок Петербурга, 1904, ГТГ) исторической живописи, портрета (Человек в очках, 1906), а также как иллюстратор (Казначейша М. Ю. Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме.

Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. В 1935 г. в составе труппы каунасского театра Добужинский уехал в Европу, в Англию. Его иллюстрации — настоящие шедевры отечественной книжной графики.

Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая. Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены. Контрастов черного и белого нет.

Сейчас они являются предметом «охоты» многих любителейантикварной живописи. Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909 «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др. Скупой рыцарь» усердно украшен. Сотрудничал в юмористических и сатирических журналах. В 1925 работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 – для парижского театра Никиты Балиева «Летучая мышь». Какой-то немецкой кажется вся книжка.

Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала. Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». Как и многие художники «Мира искусства» Добужинский оформлял спектакли труппы Дягилева.

Отдельные образы воссозданы смело и ярко вне прежнего робкого реализма и без неуместной стилизации. На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева.

В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Для открытых писем издаваемых Общиной св. Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»). После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания.

Характерно, что нигде рисунок не обведен замыкающей чертой, а непосредственно вливается в плоскость листа. Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Долгое время его домом был Петербург. В последнее время работы Добужинского участвовали в выставках Русского музея и опубликованы в каталогах, в том числе: «Символизм в России», «Санкт-Петербург. Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно.

Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной.