Дюрер Апокалипсис Описание

Валентина, спасибо Вам за проделанную работу: описание «Апокалипсиса» Дюрера и представление его картин. Валентина, спасибо Вам за проделанную работу: описание «Апокалипсиса» Дюрера и представление его картин.

Описание картины дюрера мадонна с грушей

Спокойный, полный достоинства молодой Иоанн и старый Петр с «сократовским» черепом и следами внутренних борений на усталом лице евангелист Марк. Он благословляет грозное апокалипсическое войско. Голоса громов зримыми не сделаешь, по ощущение могучей силы, которая создается строкой о семи громах, проговоривших голосами своими (Иоанн глотает книгу), определяет величественный строй гравюры. Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи) и он продолжал писать в жестком линеарном стиле.

Блудница Вавилонская трансформируется в Пречистую Деву Иерусалимскую. «Апокалипсис» святого Иоанна можно было бы назвать тенденциозным произведением, его основная мысль примечательно соприкасается с тем, что в размышлении над религиозными вопросами угнетало как Дюрера во время возникновения этого цикла, так и многих его современников. Мы – очевидцы, вброшенные в Откровение подобно святому. Есть что-то трогательное в изображении вестника Небес, подбирающего полы путающихся под ногами одежд, чуть склонившегося от тяжести цепей и огромной печати. Именно этот драматический момент запечатлен на гравюре Дюрера.

  • Апокалипсис по Альбрехту Дюреру
  • Откровение Иоанна Богослова в интерпретации Альбрехта Дюрера
  • Обольщение лентяя или Грезы доктора
  • Явление Иоанну Христа и сути семи Церквей
  • Святой Иоанн и двадцать четыре старца на небесах

В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства (т. Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису», созданные накануне начала движения Реформации в Германии, уже проникнуты её духом. Его лучшие листы («Блудный сын», 1496 «Морское чудовище», 1496 «Мадонна с обезьяной», 1498 «Немезида», начало 1500-х богатству значительно превосходят работы Шонгауэра. Это лист из «Нюрнбергских хроник» Х. Шеделя, 1493 года.

Муки творческой души, стремящеися проникнуть в тайны мироздания, составляют содержание самой загадочной из гравюр — «Меланхолии». Но его содержание отнюдь не сводится к картинам катастроф и гибели всего мироздания. Но Иоанн вышел из котла невредимым. Дюрер создавал свои шедевры "Апокалипсиса" в эпоху подъема Северного Ренессанса. И было много казусов, настолько забавных, что там Хармс.

Современные немецкие и венецианские костюмы, оружие и архитектурные формы еще более усиливают это впечатление, что обусловило огромный успех серии «Апокалипсис», воспринятой современниками не только как символ судьбы человечества, но и как олицетворение их собственных страданий и надежд. Но эти чары скоро будут разрушены. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Так Дюрер уже изображал ад в гравюре Четыре ведьмы.

Дюрер изображает вестника Бога буквально так, как он представлен в тексте. В этот последний миг исторического бытия мира открывают для себя Христа и многие святые, не принадлежащие к «народу израильскому», т. е. Зритель видит сцену страшного истребления. И не случайно отклик Дюрера был столь живой и яркий – он также жил в бурную эпоху. Не напоминание ли об ордах, некогда двигавшихся на Европу с Востока и снова угрожающих ей.

  1. Открытие пятой и шестой Печатей
  2. Четыре Ангела и поклонение Избранному
  3. Святому Иоанну дана книга откровений
  4. Женщина-Солнце и семиголовый Дракон
  5. Битва архангела Михаила с драконом
  6. Зверь с семью головами и число его 666

И если условия жизни нарушается искусство умирает. И не случайно отклик Дюрера был столь живой и яркий – он также жил в бурную эпоху. Четвертый – исхудавший старец с трезубцем, костлявой ногой почти касается земной поверхности, лошадь его такая же истощенная, с витой веревкой вместо поводьев, без подков на копытах – это сама Смерть. Мне хотелось показать все эти личики, меня поразило то, что в таком небольшом городе никто не видел гравюр, не видели карт России (а я дал еще и карты XVII-XIX веков).

Особенность искусства этого периода — экспрессивность. Всадник этот именуется «Верным и Истинным, Который праведно судит и воинствует» (Откр. 19:11). В «Апокалипсисе» художника эти высшие силы восстали против власть имущих. К сидящему с серпом обращается Ангел, как вестник предопределенного Божьего повеления: «пусти серп твой и пожни, так как пришло время жатвы ибо жатва на земле созрела» (Откр. 14:15).

  1. Гравюры Альбрехта Дюрера из цикла Апокалипсис или Откровение святого Иоанна Богослова
  2. Традиции толкования образов четырех всадников Апокалипсиса
  3. Описание картины Альбрехта Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса»
  4. Альбрехт Дюрер: дизайн "Апокалипсиса"
  5. ЧЕТЫРЕ ВСАДНИКА АПОКАЛИПСИСА Гравюра
  6. О жизни и творчестве выдающихся художников
  7. Гравюра "Четыре всадника Апокалипсиса", которую написал Альбрехт Дюрер для Библии
  8. Апокалипсис (Дюрер) Информацию О

Одна такая волна прокатилась по Европе в преддверии конца первого тысячелетия. «Праздник четок» — бесспорный шедевр Дюрера, в котором немецкая любовь к деталям органично сочетается с итальянским размахом, а рационализм пространственного построения дополняется чувственным великолепием колорита. Светел этот уголок мира, по небо над ним уже потемнело. Художник рисовал и друзей, знакомых, оставил прекрасный портрет своей старенькой матери.

Когда праведники возносят благодарение небу, свет пылает сильнее. «Апокалипсис» пророчествовал о Втором пришествии Христа на землю, о Страшном суде, на котором всем воздастся «по делам их». В серии портретов 1520-х годов (Я. Но по праву этот заяц навсегда останется произведением искусства высшего уровня.

  1. Описание гравюры Альбрехта Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса»
  2. 4 всадника Апокалипсиса в искусстве
  3. Напишите отзыв о статье Апокалипсис (Дюрер)
  4. Отрывок, характеризующий Апокалипсис (Дюрер)
  5. Также нашу рассылку вы можете получать через

7:4), разумеется, символическое (12000x12144000, ср. Самые разные. В дни жестоких потрясений, в 1498 году Дюрер создает свой «Апокалипсис» – пятнадцать большого размера гравюр на дереве, которые он с невероятной для того времени смелостью населяет персонажами, одетыми в костюмы его эпохи. Хотя некоторые апокалиптические сюжеты всегда влияли на изобразительное искусство, однако полностью «Откровение» отразило лишь одно великое произведение искусства, это — гравюры на дереве Дюрера.

Слева восседает на троне императорДомициани его придворный с мечом, оба одеты турками (так в то время принято было изображать враговХриста). Дюрер объединяет в толпе фигуры, которые появлялись в его работах раньше. Не против Рима императорского, но против папского Рима. В картине 1498 (Мадрид, Прадо) Дюрер изобразил себя утонченным «аристократом духа», уверенным в себе и полным достоинства.

Кто-то, как и Дюрер, создает в одном кадре сферу, памятуя богооткровенное «Я – Альфа и Омега». Уже приближается второй, чей голос возвещает: Вавилон, великий, пал и город пылает. Но его содержание отнюдь не сводится к картинам катастроф и гибели всего мироздания. Так, в 1521 году, получив во время своего нидерландского путешествия ложное известие о смерти Лютера, он пишет в своем дневнике пламенные слова против курии, убивающей истинное христианство, высасывающей из него кровь и являющейся источником неправедной жизни, недвусмысленно ссылаясь при этом на «Апокалипсис». Дюрер изображает Солнце и Луну со скорбными человеческими лицами. И было много казусов, настолько забавных, что там Хармс.

Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. И все это передает он черными точнейшими штрихами. » В гравюре «Четыре всадника», пересекая по диагонали лист, во весь опор несутся страшные кони. Изображенные в сопровождении ангелов шествуют к источнику жизни. Ангел указывает ему рукой на новый Иерусалим – прекрасный город, окруженный стенами с двенадцатью воротами, город обретенного мира, в котором «не будет уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

Апокалипсис по Альбрехту 
Дюреру

Даже ГДР оставила себе книги в качестве памятника и издавала «Апокалипсис» репринтом сумасшедшего качества. Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. Альбрехт Дюрер». Именно Альбрехт Дюрер первым из немецких художников открыл итальянское ренессансное искусство, впервые в Германии воплотил собой новый тип художника-ученого, столь характерного для эпохи Возрождения, разработав теорию пропорций человеческого тела и линейной перспективы в искусстве (трактаты «Руководство к измерению», «Четыре книги о пропорциях»).

За всеми четырьмя по пятам стремится в мир сам ад в виде ужасного зубастого зверя. А спрятав ее, снова пророчествовать, ощущая горечь тайны на губах. Это уже слишком близко, что-то интимное. И я сделал выставку «300 лет Романовых». Только Богу.

И все это великолепие является тиражным товаром, продуктом индивидуального бизнеса. А иногда подмывало бросить все там, где он остановился. Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494 – 1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (Куст травы, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (Домик у пруда, акварель, около 1495 – 1497, Британский музей, Лондон).

Не «не должен», а именно «не может». Лучше, чем Триеру – ибо вера в божественность человеческой природы. Загадочность Апокалипсиса, повторы и противоречия в нем, символика чисел (почему именно десять рогов, почему именно семь диадем. ) приводили в недоумение даже богословов, посвятивших жизнь изучению Священного писания. Судите сами: похоронная процессия едет по Кавказу и падает в пропасть.

Для самых тупоголовых достаточно узнать, сколько правителей в этих странах – США-44, Китай-после Мао СиЦзинПин-8, Евросоюз-2, Россия-от Ленина Вова девятый, он же одиннадцатый (наверное, Бога захотел обмануть). Альбрехт Дюрер — знаменитый немецкий художник. Поскольку приближается дата конца света (не буду ее называть, чтобы не травмировать несведущих), то я советую всем, кто интересуется этим вопросом, постараться посетить эту выставку, но предварительно прочитать эту статью, ДАБЫ ВСЕ ПОНЯТНО БЫЛО. По стилю и содержанию «Апокалипсис» разительно выделяется среди других частей Нового Завета, которые совершенно лишены пафоса их стиль — литературных претензий, в целом им присущ характер спокойного, объективного повествования об имевших место событиях. Истина «Апокалипсиса», говорил он, заключается не в уничтожении сущего, как часто толкуют многочисленные оракулы, а в возвращении к жизни без греха, к Богу, единому началу и одновременно цели бытия. И вот на людей обрушиваются страшные бедствия.

Великое землетрясение происходит после снятия шестой печати. Даже ГДР оставила себе книги в качестве памятника и издавала «Апокалипсис» репринтом сумасшедшего качества. Мера долготерпения Божия закончилась, настал час воздаяния. Подобно Леонардо да Винчи, на них он предстает как своеобразный идеал гуманиста, человека мудрого, глубоко эрудированного, тонкого, своеобразным «златокудрым ангелом Возрождения». Тот безвестный художник обозначил Христа и Иоанна скудным контуром.

Переход от Средневековья к Ренессансу в Германии затянулся почти на целое столетие. Тема «Апокалипсиса» была чрезвычайно созвучна настроениям, царившим в Германии в конце XV века. В честь Дюрера назван кратер на Меркурии. Эти символы, очевидно, были понятны современникам художника. Так «Апокалипсис» Дюрера стоит между двух эпох, являясь завершением одной и вводя в другую, связуя предшествовавшее Ренессансу и то, что должно было за ним последовать.

Дюрер с симпатией изобразил простых крестьян («Три крестьянина», «Пляшущие крестьяне»). Дюрер вдохнул в них жизнь. Он часто прибегает к изображению идеальных пропорций, что он и показал на картине «Адам и Ева». Боязливо косятся на нее паж и дама. В символических образах всадников художник изобразил войну, мор, суд и смерть.

Слышишь свист, с которым они разрезают воздух. «Апокалипсис» же, напротив, как никакое другое произведение мировой литературы, переполняет страстно необузданная и частично, без всякого сомнения, намеренно мрачная фантазия: образ громоздится на образ, символ на символ, видение на видение и все это написано неистово взволнованным и благодаря этому временами властно увлекающим языком: древний иудейский профетизм доходит здесь до страшных лихорадочных видений. И в ее красоте нет ничего зловещего.

«Апокалипсис» святого Иоанна можно было бы назвать тенденциозным произведением, его основная мысль примечательно соприкасается с тем, что в размышлении над религиозными вопросами угнетало как Дюрера во время возникновения этого цикла, так и многих его современников. Языки пламени вздымаются до небес. Дюрер с нескрываемым интересом художника-ученого наблюдает за человеческими эмоциями, за тем, как по-разному реагируют люди на обрушивающуюся на них небесную кару: кто-то от ужаса кричит, кто-то в отчаянии хватается за голову, одни оплакивают свою участь, другие застыли в покорном смирении. Вся обстановка, окружающая святого, демонстрирует зрителю гармонию мирового устройства.

Не больше. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. Так, в 1521 году, получив во время своего нидерландского путешествия ложное известие о смерти Лютера, он пишет в своем дневнике пламенные слова против курии, убивающей истинное христианство, высасывающей из него кровь и являющейся источником неправедной жизни, недвусмысленно ссылаясь при этом на «Апокалипсис». После того, как вскрыты первые четыре печати и тетраморфы (крылатые создания с лицами человека, орла, льва и быка) крикнули свое Иди и смотри. Перелистав страницы «Апокалипсиса» Дюрера, мы видим, как агнец, приблизившийся к трону, на котором восседает Бог, начинает одну за другой срывать семь печатей с лежащей у него на коленях книги. Каббалистическая трактовка числа 4 (хезед) означает величие, власть, стихийное начало и одновременно – милосердие.

А ведь он создан черными линиями на белой бумаге. Собирать гравюру нелегко. Первый из них исступленный и безжалостный, разрушает все вокруг себя.

Не «не должен», а именно «не может». Справа налево выгравированы эти наездники. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. «Малые страсти» состоят из 36 листов небольшого формата. Ибо не может быть никакой свободы в работе без знаний Вот таким образом необходимо научиться искусно измерять», – так излагал впоследствии Дюрер научные основы искусства в своем трактате «Четыре книги о пропорциях». Как разносторонне одаренный мастер, Альбрехт Дюрер занимался также алтарной живописью.

Меч – оружие, которым Он побеждает, – Его слово. Он был истинным гуманистом своего времени. Сам папа император и духовенство падают первыми жертвами божественных всадников и ангелов-мстителей. При жизни Дюрера серия несколько раз переиздавалась. Следом идет «Дрезденский алтарь» и «Семь скорбей» — обширный полиптих.

Каждой шее он придал свой изгиб, каждой голове особый поворот, объединив их общим ритмом. Гравюр сохранилось не так много – почему. Первые два издания на немецком и латинском языках вышли в 1498 году. Сделать зримым бесконечное благоденствие немыслимо трудно.

Поразительно его лицо. Дюрер проиллюстрировал «Апокалипсис Иоанна». В гравюре на дереве он достиг невиданной доселе художественной выразительности. Так «Апокалипсис» стал первым великим немецким произведением искусства нового времени и одновременно произведением искусства sui generis, проповедью лютеровской глубины и красноречия, созданной до Лютера в нем дух обращается к духу, это — произведение, к которому совершенно неприложимы другие критерии, масштабы немецкого искусства того времени, но лишь его собственные. Он сидит на берегу, не замечая демона с крыльями, который тянет его за руку.

Его называют Войной (Бранью), он послан взять мир с земли и чтобы убивали друг друга (Откровение 6:4). Серия из 15 гравюр иллюстрирующая Откровение Иоанна Богослова, была впервые опубликована в 1498 году в Нюрнберге на латыни и немецком языке.

Это ловушка, которая погубит тебя. 6:12-17). Нет, пожалуй, в истории изобразительного искусства более яркого по своей экспрессивности, емкости и символичности художественного воплощения образа приближающейся беды. «Апокалипсис» (по-древнегречески – откровение, пророчество) – последняя книга Нового Завета, написанная во второй половине I в. н. э. (Дюрер А. Дневники.

С одной стороны итальянцы и турки, с другой – отец, который был тесно связан с нидерландскими мастерами, а это в 15 веке – лучшие в Европе. Дюрер придал небесному пространству ощутимую глубину – оно кажется бесконечным и гулким. Все события – на уровне одного поколения и Дюрер окунается в эту среду, в которой турки уже «за окном» и вот этими личными впечатлениями проникнуты все его работы того времени и весь «Апокалипсис». Земля покрыта телами поверженных. В алтарном образе для немецкой церкви в Риальто Праздник четок (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер использовал традиционную итальянскую иконографию sacra co versazio e (Мадонна на троне с предстоящими ей святыми по сторонам). И тогда появится Иисус на белом коне и обратится к вам: «Я брат ваш и раб подобно вам».

«Апокалипсис» играет особенную роль в творческом развитии Дюрера. Жил и работал в Нюрнберге — одном из главных культурных центров Германии того времени. В них словно отражены разные грани духовной жизни эпохи: активное служение Истине, воплощенное в образе сурового воина, следующего по избранному пути, не страшась ни козней дьявола, ни самой смерти «тихий» подвиг научного труда, красота и возвышенность уединенной созерцательной жизни, которую олицетворяет склонившийся над рукописью святой Иероним. И это также является чем-то новым. Полная гибель всего человеческого рода кажется близкой. Язык «Апокалипсиса» был сложен, в первую очередь, потому, что перевода на немецкий язык тогда не существовало. Есть мнение, что это фрагменты двух разных алтарей, где «Низвержение грешников» объединялось с «Вознесением в Эмпирей», а «Ад» – с «Земным Раем».

Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Альбом, где главенствует изображение. Это безумно разнообразный материал.

Со всех сторон на солнце надвигается черпая тьма. И вот эта жизнь искусства среди людей очень интересна. Дюрер не затушевывает ирреальный характер видения, но, напротив, подчеркивает его. Он и одет не так, как они. Наступает великий покой, когда одновременно раскрываются и Небеса и бездна (Откр.

Он благословляет грозное апокалипсическое войско. Под котлом, в который ввергнут Иоанн, пылает огонь. Точно также падет Вавилон, город греха и с ним блудница, пока еще обольщающая людей.

Этот символический образ Иисуса на коне с мечом – есть аллегорическое изображение Страшного суда и всемогущества Христа, Который только один и может носить имя Царя царей и Господа господствующих (Откр. 19:16). Так «Апокалипсис» Дюрера становится не просто циклом иллюстраций, но по меньшей мере самостоятельным поэтическим произведением, представленным в зримых образах, в котором Дюрер художественно выразил свое собственное понимание важнейших духовных проблем эпохи, так что в этом соединении реальности и мечты, правды и поэзии можно увидеть почти что текст автора о себе, как в произведениях современных писателей. Ему чудятся вопли погибших за веру и оставшихся не отмщенными. Надо сказать, что в эпоху Ренессанса отнюдь не все хотели ставить автограф.

Фронтиспис первого издания 1498 года ГРАВЮРЫ «АПОКАЛИПСИСА» А. Дюрера Ощущения тревоги и смуты Альбрехт Дюрер () с поразительной цельностью сконцентрировал в своем творчестве признаки новой эпохи и национальные традиции. Тема Апокалипсиса созвучна настроениям, царившим в Германии в конце 15 века. И знаете, процесс продолжается: дня три назад обнаружился лист к сцене о том, как св. У меня на столе лежали отчеты инспекторов двухнедельной давности. Дюрер решил на одном листе (Блудница Вавилонская) соединить столько сцен, для скольких его предшественнику – художнику кобергеровской Библии понадобилось четыре отдельных гравюры. Во времена Иоанна Богослова мера была очень высокой платой за что-либо (с тех пор осталось и известное выражение расплатиться в полной мере).

Изменяется сама физическая природа и это сопровождается неизбежным катаклизмом. Мировой переворот касается не только земли, но и неба. Он сослал Иоанна на остров Патмос. Третий всадник худ и имеет пепельный цвет. Но это им удается плохо. В руке он держит меру (весы) и имя ему – Голод.

Причудливым образом соединившие в себе художественный язык и стилистику готики и Возрождения, национальный реализм и одухотворенность итальянского Ренессанса, загадочные видения Дюрера и сейчас поражают не только мастерством своего исполнения, но и удивительной метафоричностью и проникновенностью. Появляются четыре всадника — мор, война, голод и смерть, которым дана власть «над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» (Откровение 6:8). В нем нет ни тени славы и величия. Перелистав страницы «Апокалипсиса» Дюрера, мы видим, как агнец, приблизившийся к трону, на котором восседает Бог, начинает одну за другой срывать семь печатей с лежащей у него на коленях книги.

Эта болезнь мучила его до конца жизни. В Откровении всадники являются Божьими орудиями, несущими в том числе гнев и наказание. В «Апокалипсисе» эта черта его искусства выступает на передний план столь же сильно, сколь и неожиданно в общем контексте европейского искусства того времени.

Он создал данный сюжет для росписи киевского Владимирского собора. Море обращается в кровь. Самая известная гравюра серии – «Четыре всадника Апокалипсиса». Полного расцвета живописное мастерство Дюрера достигло ко времени его второй поездки в Венецию, где он написал большое алтарное панно «Праздник четок» для церкви Сан Бартоломео (1506, Прага, Национальная галерея).

Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. А дети чем виноваты. Кажется, получилось., в Откровении появляются всадники Апокалипсиса. Он выделялся не только своими незаурядными дарованиями в области изобразительного искусства, но и разносторонностью знаний и широтой интересов. Он создает замечательную галерею портретов современников — графических и живописных («Эразм Роттердамский», рисунок углем, 1520, Париж, Лувр «Портрет молодого человека», 1521, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров «Портрет Ульриха Фарнбюлера», гравюра на дереве, 1522 «Мужской портрет», 1524, Мадрид, Прадо «Портрет Филиппа Меланхтона», гравюра на меди, 1526 «Портрет Иеронима Хольцшуэра», 1526, Берлин, Государственные собрания и др. ). Он страстно добивался того, чтобы его гравюры были как можно более убедительными.

Как и подобало образованному человеку Возрождения, он не забывал, что путь к признанию и совершенствованию следует начинать с себя. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. Наиболее известный из сохранившихся рисунков того времени — «Автопортрет» (1484).

Как великие нидерландцы Ян ван Эйк и Гуго ван дер Гус, он умел извлекать из старой философии новые уроки, а художественные приемы готического искусства он виртуозно использовал для новых творческих задач. Эта печать, что лежит у ног Ангела, означает твердость решения и надежность охраны. Разглядывали его внимательно и неспешно. При этом необходимо учесть, что символика образов Откровения очень многозначна. Дюрер приезжает в Италию. Дюрер делает его грозным, жест его подъятой десницы – величественным.

В дни жестоких потрясений, в 1498 году Дюрер создает свой «Апокалипсис» — пятнадцать большого размера гравюр на дереве, которые он с невероятной для того времени смелостью населяет персонажами, одетыми в костюмы его эпохи. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. Художник рисовал и друзей, знакомых, оставил прекрасный портрет своей старенькой матери. 7:9-17). Еще мгновение и дьявол будет низвергнут в преисподнюю и запечатан большой печатью.

Апокалипсис (лат. Apocalypsis cum Figuris) — знаменитая серия гравюр на дереве немецкого художника, рисовальщика и гравёра Альбрехта Дюрера, созданная им в 1496-1498 годах после первого путешествия в Италию. В картине царит торжественно-праздничное настроение. Выше: что вы искали. Васнецова Воины Апокалипсиса. Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt — «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Threr впоследствии она стала записываться как Drer. Вавилон в изображении Альбрехта Дюрера — это папский Рим. Квадрат Альбрехта Дюрера). «Апокалипсис» пророчествовал о Втором пришествии Христа на землю, о Страшном суде, на котором всем воздастся «по делам их».

В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах Взятие Христа под стражу (серия Большие страсти) и Четыре всадника Апокалипсиса. В гравюре Четыре всадника Апокалипсиса кони летят над телами упавших людей. Как следствие этого развития, в ходе которого совершилось не меньшее очеловечивание искусства, чем в нидерландском и итальянском искусстве, хотя и совсем по-другому и вырастает «Апокалипсис», с той лишь разницей, что в нем индивидуальный гений в одном произведении искусства воплотил то, что до той поры в большей или меньшей степени было присуще широкому и более или менее однообразному потоку произведений, также как и шедевры Шекспира возникли на основе работ малозначительных авторов. Одна была очень забавная.

«Иоанн перед Богом и двадцатью четырьмя старцами» – иллюстрация к четвертой и пятой главам. Для него этот город был одновременно и притоном мошенников и воров и местом «где я — господин, в то время как дома — всего лишь паразит». Она помогла атрибутировать нескольких авторов. И не только потому, что отличался привлекательной внешностью.

Вверху листа парит белый ангел. – Только вдвоем. Ангелы повернуты друг к другу спинами. иллюстрации к «Кораблю дураков» С. Бранта и др. Художник переносит действие в своё время.

Но что. Не подлежит никакому сомнению то, что Дюрер имел в виду эту взаимосвязь во время создания иллюстраций. Каждый день приходила информация и мы должны были ее обрабатывать.

В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр). Ну что вы, мертвецы – самый безобидный народец. Художественные искания Дюрера завершила картина Четыре апостола (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. Подобно Леонардо да Винчи, на них он предстает как своеобразный идеал гуманиста, человека мудрого, глубоко эрудированного, тонкого, своеобразным «златокудрым ангелом Возрождения». Пугающие, несоразмерные человеческому бытию явления, описанные в Откровении, дали повод связывать слово «апокалипсис» исключительно со страшными бедствиями и катаклизмами. Работа над рядом началась во время первой поездки Дюрера в Италию (1494–95) и набор был издан одновременно на латинском и немецком языке в Нюрнберге в 1498, в то время, когда большая часть Европы ожидала возможный Страшный суд в 1500.

И это также является чем-то новым. Прежде чем мы обратимся к иллюстрациям, следует сказать несколько слов о тексте. То, что происходит в небе, оставаясь видением, обретает земные черты. На траве рядом с Иоанном раскрытая тетрадь.

Может быть. Презрительное и упрямое выражение застыло в глазах крестьянина. Грех сказать, даже небесное видение не нарисуешь без набросков, сделанных в бане. Тут нет и намека на то, что за ее прекрасной внешностью скрываются мерзость и зло.

Еще одна звезда падает на землю, отворяя еще один колодец. Уоттс, А. Беклин и др. По церковному преданию, авторство «Апокалипсиса» приписывается евангелисту Иоанну Богослову, которому во время его ссылки на остров Патмос в Эгейском море было видение (откровение) о конце мира и судьбах человечества. Эти события порождали чувство отчаяния, духовного смятения и ощущение приближающейся мировой катастрофы, как отражение этих настроений и возник «Апокалипсис». Подавляющая часть пространства отводилась небесам и грозному Судне, там восседающему. Поскольку приближается дата конца света (не буду ее называть, чтобы не травмировать несведущих), то я советую всем, кто интересуется этим вопросом, постараться посетить эту выставку, но предварительно прочитать эту статью, ДАБЫ ВСЕ ПОНЯТНО БЫЛО. Его костлявое и безжизненное лицо похоже на маску.

Клубятся облака, ограниченные нервными контурами пульсирующих линий. Оно же как человек. Мадонна, папа император вписываются в воображаемую пирамиду. Так «Апокалипсис» Дюрера становится не просто циклом иллюстраций, но по меньшей мере самостоятельным поэтическим произведением, представленным в зримых образах, в котором Дюрер художественно выразил свое собственное понимание важнейших духовных проблем эпохи, так что в этом соединении реальности и мечты, правды и поэзии можно увидеть почти что текст автора о себе, как в произведениях современных писателей. Снова фантастическое убедительно, так как детали жизнеподобны. Многие немецкие художники, в том числе и Дюрер, сознательно обращались в своем творчестве к средневековым готическим традициям, подчеркивая тем самым духовную и родственную связь со своей родиной. Узкие язычки пламени чуть дрожат, воск оплывает.

Вторая печать – всадник с большим мечом на рыжем коне. Но связь между Иоанном и светильниками не только в ритмической созвучности.

Толкующие Библию считают, что еще одно значение черного в ней – это бездуховность. В левом углу в плаще стоит внимательный наблюдатель (возможно, Дюрер изобразил себя). Видны исписанные страницы. Третий ангел направил оружие на папу и императора, уже поверженных во прах. Их вешали на мокрые стены, они портились их снимали и вешали новые. Он не понимает, в чем он провинился.

А внизу, насколько хватает глаз, расстилается мирный пейзаж. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Печалующегося Иоанна. Вместо равномерного контура и заполняющих его параллельных штрихов (как например, в гравюрах его учителя Вольгемута) он стал применять утончение и утолщение линий и гравировку по форме разнообразными штрихами, что усложняло, безусловно, работу резчика, но создавало ощущение большей жизненности, подвижности, естественности и придавало гравюре выразительный живописный эффект. Создал полные силы и энергии образы человека реформационной эпохи («Портрет молодого человека», 1521, диптих «Четыре апостола», 1526), людей из народа (гравюра «Три крестьянина»). Сценка комическая, а вовсе не трагическая. Который также парадоксален.

вы можете запросить все в системе с коробкой. Следующий проект я бы хотел сделать по «Пляскам смерти». Этот приём художника обеспечил огромный успех серии гравюр. В «Вознесении в Эмпирей» избавившиеся от всего земного бестелесные души устремляются к яркому свету, сияющему у них над головами. И поскольку смерть была совсем рядом, а жить хотелось, мертвец был каким-то «соседом справа», с которым можно было даже и поговорить.

Грозные видения скорее условные знаки, чем впечатляющие образы бедствий. Дюреру, когда он задумал Апокалипсис, было всего двадцать семь лет. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Особенно удались ему «Четыре всадника», несущие миру войну, мор, голод, тотальное уничтожение.

Его не трогают страдания и ужас людей. Но вместо цвета Дюрер прорисовывает на доске глубокую, экспрессивную, светотеневую линию. В верхней части листа появляется ангел с жерновом, который он готовится бросить в море. «Откровение» оказало сравнительно меньшее воздействие на искусство, чем другие части Нового Завета.

В Кёльне появилась Библия с гравюрами. Семь громов поведали нечто Иоанну, но голос с неба повелел ему сказанное скрыть. Он бросает на землю жертвенный огонь. Иеронима 1492.

Развитие в этом направлении можно наблюдать в Германии в течение всего пятнадцатого века. Дюрер таким анализом не занимался, да и счел бы его греховным.

Все события – на уровне одного поколения и Дюрер окунается в эту среду, в которой турки уже «за окном» и вот этими личными впечатлениями проникнуты все его работы того времени и весь «Апокалипсис». Перед ним – пылающий берег. Дюрер отчаянно старается поймать ускользающий смысл сбивчивых прорицаний. Смерть не щадит ни мужчин, ни женщин, ни мирян, ни священников.

Так «Апокалипсис» стал первым великим немецким произведением искусства нового времени и одновременно произведением искусства sui generis, проповедью лютеровской глубины и красноречия, созданной до Лютера в нем дух обращается к духу, это — произведение, к которому абсолютно неприложимы другие критерии, масштабы немецкого искусства того времени, но лишь его собственные. В Государственном Музее архитектуры им. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Второй – это мускулистый атлет, одетый в набедренную повязку гладиатора. И небо скрылось, свившись, как свиток и всякая гора и остров двинулись с мест своих». Дюрер верил в пророчества Апокалипсиса.

Следование по этому пути умножило бы его славу. Почему он турецкий. Он назвал это число – числом зверя. Слева и справа, на боковых створках, размещены образы св. Самая известная печать в ряду – Четыре Всадника Апокалипсиса (приблизительно 1497–98), относясь к. Расположение цикла с иллюстрациями на лицевой стороне листа и текстом на оборотной стороне предлагает привилегию иллюстраций по тексту. Император Домициан приказал бросить его в котел с кипящим маслом.

По стилю и содержанию «Апокалипсис» разительно выделяется среди других частей Нового Завета, которые абсолютно лишены пафоса их стиль — литературных претензий, в целом им присущ характер спокойного, объективного повествования об имевших место событиях. И эти образные элементы он соединяет в композиции, которые можно было бы охарактеризовать как зримые видения и фантазии, они основываются скорее на свободных картинах, явленных воображению, чем на наблюдениях земного мира, так что перенесенное в чувственную сферу содержание «Апокалипсиса» опять-таки соединяется в образы, опирающиеся не на реальные ситуации и взаимосвязи, но на возникающие силой воображения. Первой его значительной работой стал цикл гравюр на дереве, посвященный Апокалипсису. Дюреру было двадцать пять лет, когда он начал работать над гравюрами к «Апокалипсису». Дюрер составил первый в Европе магический квадрат изображённый на его гравюре «Меланхолия» (см. Серия, над которой художник работал с 1496 по 1498 год, состоит из 15 гравюр и титульного листа.

Иероним», «Меланхолия», ряд больших декоративных работ для императора Максимилиана. Роль искусства в духовной жизни была там принципиально иной, чем на Западе и в Италии. На гравюре «Четыре всадника» над землёй, подобные вихрю, несутся кони и под их копытами гибнут люди разных возрастов и сословий. Откровения пришли к нему в период его ссылки на остров Патмос в Эгейском море.

Это, например, М. Мериан, Ж. Коломб, Б. Уэст, М. Врубель, К. Карра, М. Шмакофф, Д. Ф. Ведь заканчивается «Апокалипсис» не картиной всеобщей гибели, а описанием Нового Иерусалима. В «Апокалипсисе» эта черта его искусства выступает на передний план столь же сильно, сколь и неожиданно в общем контексте европейского искусства того времени. Апокалипсис (лат. И от престола исходили молнии и громы и гласы и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4: 2–5).

Здесь присутствует так называемая «несобранность мотива»: епископ (в характерном головном уборе) император (в отчаянии схватившийся за украшенную короной голову), портящий воздух дьявол, да и все остальные персонажи внутренне не связаны друг с другом. о котором свидетельствуют рисунки с итальянских гравюр, в том числе с «Битвы морских божеств» А. Мантеньи (Вена, Альбертина), влечет Дюрера в Венецию, где он проводит зиму 1494/95. Новый Иерусалим» – Ангел, держащий на цепи дракона. И, в то же время, планы полнолистной гравюры максимально приближены к зрителю. От хорошего настроения не осталось и следа.

Он разглядывал их сам. В тексте «Апокалипсиса» трудно проследить за нитями повествования, это — в большей мере поток бессвязных ужасающих видений, чем ясно развивающийся рассказ. После того, как Дюрер однажды находит нужный тон, картины возникают одна за другой. Титульный лист был тогда только текстовым, без гравюры.

Под ногами коней падают в прах жалкие люди: крестьяне, горожане, правители, монахи. Да, тут можно говорить не столько о гении северного Возрождения (это уже аксиома), сколько о молодом человеке, легко впитывающем, перерабатывающем информацию и стремящемся отлить это все в собственную, новую форму. Этот приём художника обеспечил огромный успех серии гравюр. Эти четыре всадника определить несложно, это США, Китай, Евросоюз, Россия.

Одной ногой Ангел стоит на море, другой – на земле. «Апокалипсис» же, напротив, как никакое другое произведение мировой литературы, переполняет страстно необузданная и частично, без всякого сомнения, намеренно мрачная фантазия: образ громоздится на образ, символ на символ, видение на видение и все это написано неистово взволнованным и благодаря этому временами властно увлекающим языком: древний иудейский профетизм доходит здесь до страшных лихорадочных видений. И все же первое большое произведение, с которым он выступает после нескольких лет странствий — кстати, это его первая большая работа в печатной графике вообще — стоит настолько далеко от источников этих влияний, насколько возможно. Однако его идеал человека отличался от образа абсолютного человека итальянского Ренессанса, ощущавшего себя «мерой всех вещей» и обладавшего высокой гармонией физического и духовного бытия. К ним является с востока иной Ангел, держа в руках распятье — «печать Бога живого».

Уже приближается второй, чей голос возвещает: Вавилон, великий, пал и город пылает. Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису» проникнуты духом реформации. На боковых створках мы видим Земной Рай, куда снова, как в «Возе сена», Босх помещает падших ангелов и Ад, кишащий грешниками, от вида мучений которых кровь стынет в жилах. Скорее, в нем представлены некие знаки, по которым можно определить приближение конца света. Сражение в небе закончено, силы мрака побеждены, тьма отступает.

Верность природе является одной из составляющих основ всего творчества мастера. «И я взглянул и вот, конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним и дана ему власть над четвертой частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» – зловещие слова «Апокалипсиса» — мрачных пророчеств Иоанна Богослова, предрекавших крушение мира, — раздавались с амвонов всех церквей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путешествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства. В его руке – связка ключей, среди которых выделяется самый большой – ключ от бездны. И обе сферы духовного сознания, одна, творящая на основе чувственного опыта и другая исходящая из идеального объяснения окружающего мира и истории человечества, объединяются в воображаемое единство, где художник является и поэтом и пророком, а созданные его воображением образы противопоставлены как наглядное откровение медитациям, обретшим словесное выражение и при этом он сам определяет степень реальности отдельных изобразительных элементов, субъективно, по собственному усмотрению соединяя действительное с недействительным. Сейчас, скажем так, не век гравюры. Когда искали «спутников» к каждому листу, начали с 5-6 листов, а потом началась какая-то везуха и удалось найти практически все.

Иоанна варят в котле. Но и самим мастерам, если послушать их, тоже несладко. Собирать гравюру нелегко. Так религиозная тема обернулась политическим памфлетом. В небесах же, на белых облаках восседает «подобный Сыну человеческому» в золотом венце на голове, с острым серпом в руке. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится.

И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной и никакой зелени и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих Четыре доски, хранящиеся во Дворце дожей в Венеции, объединенные под названием «Видения загробного мира» исследователи относят к одному алтарю, центральная часть которого, «Страшный суд», не сохранилась. Особенно часто он писал автопортреты. На доске «Ад» грешники, увлекаемые демонами, летят во тьме вниз. В символических образах всадников художник изобразил войну, мор, суд и смерть.

Как следствие этого развития, в ходе которого совершилось не меньшее очеловечивание искусства, чем в нидерландском и итальянском искусстве, хотя и совсем по-другому и вырастает «Апокалипсис», с той лишь разницей, что в нем индивидуальный гений в одном произведении искусства воплотил то, что до той поры в большей или меньшей степени было присуще широкому и более или менее однообразному потоку произведений, также как и шедевры Шекспира возникли на основе работ малозначительных авторов. И вот на людей обрушиваются страшные бедствия. Дни люди проводили в убийствах, ночи — в страхе и тревоге: пишет современник. В его лице иногда видят сходство с Дюрером.

Агнец-Христос по очереди снимает с Книги Жизни семь печатей. Упругое облако прогибается под их тяжестью. Оно же как человек. Этот своего рода «холодный подстрочник» потерял и Дюрерову линию – техника больше не позволяла строить с помощью линии светотень и драматизировать образ, а тот, в свою очередь, выглядел либо маньеристски-легковесно, либо барочно-перенасыщенно неоправданными деталями, либо назидательно (скажем, на одном из листов Вавилонская Блудница изображена в папской тиаре). В таинственной мистической форме выражался дух борьбы.

Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Художник резко противопоставил два человеческих образа. Сюжетные картины Дюрера раннего периода отражают поиски индивидуальной манеры, в которых он стремился соединить опыт своих немецких предшественников и новации итальянцев («Алтарь Паумгартнеров», ок. Испуганное недоумение застыло на сытом лице бюргера.

Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Таким, с точки зрения некоторых христианских мистиков, будет первый этап разрушения тысячелетнего Христова Царства (которое началось в день смерти Спасителя на кресте). «Ибо пришел великий день гнева Его и кто может устоять. » 7-й лист. С одной стороны, это может быть Макс Гигер, Ларс фон Триер и Мэл Гибсон, конечно – они явно продолжают писать натуралистическую (исторически или фантастически) «книгу наказаний».

Удивительна сила света па этом листе. Свершилось все так, как это было угодно Богу, Который есть Альфа и Омега (Откр. 21:6–7). Вернувшись в 1494 в Нюрнберг, женился на Агнесе Фрей и открыл собственную мастерскую. В последующее время он создал более или по меньшей мере столь же значительные работы, но никогда более — произведение, до такой же степени исполненное страстности и юношеского воодушевления определенной идеей, как «Апокалипсис».

Начнется эпоха ересей и гонений на Церковь. Второй полон ярости и стремительно скачет вперед. «Апокалипсис» (по-древнегречески – откровение, пророчество) – последняя книга Нового Завета, написанная во второй половине I в. н. э.

Фигура Ангела, неотделимая от фона, венчает изображение. Мне хотелось показать все эти личики, меня поразило то, что в таком небольшом городе никто не видел гравюр, не видели карт России (а я дал еще и карты XVII-XIX веков). Цвет его коня и меча (их еще называют красными и пламенными) традиционно символизируют кровь, пожирающий огонь, эгоизм, невоздержанность, жестокость, различные мощные животные инстинкты в человеке. Пятнадцать гравюр из серии «Апокалипсис» к книге «Откровение Иоанна Богослова» принесли Альбрехту Дюреру невиданную славу еще при жизни. Ведь и его «Апокалипсис» был революционной песней и также направленной против Рима. В 1512 он завершил третий по счету цикл «Страсти Христа», а в 1513-1514 выполнил три больших эстампа «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия», вошедшие в историю искусства как «Мастерские гравюры» («Meisterstiche»).

И вот таким образом уже нет страха, можно посмеяться, можно пошутить, уговорить смерть. Сейчас же глаз напряженно следит за толпой, творящей дела праведные и неправедные.

Например, справочник Тима Беккера, вышел в конце XIX века. Затем, чтобы усовершенствовать свое искусство и получить звание мастера, он отправляется в обязательное для начинающего художника путешествие по немецким городам. Серп в его руках – орудие жатвы, символ грядущего суда Божия над грешниками. Именно эти рисунки легли в основу гравюр серии «Апокалипсис» и сделали их уникальными в своем роде. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге.

Графический язык листа «Четыре всадника» поражает разнообразием и изощренностью орнаментального узора штрихов. Славу ей создали поразительная экспрессия и красота. Сидящий на престоле держит книгу, запечатанную семью печатями. Я состою в попечительском совете Тарусского краеведческого музея (у меня там дом в деревне).

У третьего вместо оружия пустые весы на коромысле. Последней гравюрой немецкого художника стала Четыре Апостола созданная в 1526 году. Оно простирается от края листа и до края – от одного конца мира до другого. Лист, в котором все охвачено безудержным движением, в котором так неистово взметнулись «готические складки» на плаще смерти, так безжалостно опускаются копыта на головы поверженных, должно быть, производил величайшее эмоциональное впечатление на современников Дюрера, веривших в могучие силы высшего мира В «Апокалипсисе» художника эти высшие силы восстали против власть имущих.

Он удивляет одновременно реализмом Иоанновых пяток и разнообразием семи сказочных светильников, предвосхищая «Алису в Стране Чудес». Второй – взмахнул огромным мечом, ослепленный яростью, он стремительно мчит коня – Война. Между их головами выглядывает еще одно лицо: застывшая маска скорби.

Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М. Вольгемута (1486 – 1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А. Мантеньи). Однако лицо его не выражает ни злобы, ни ярости, словно ему жаль свою будущую жертву. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города.

Этот цикл был создан в то же самое время, когда во Флоренции проповедовал и был сожжен Савонарола. Это ему пророчилась неминуемая гибель. Все жили в тревоге и страхе. Знаменитая гравюра «Четыре всадника» иллюстрирует грозное пророчество Иоанна Богослова о бедствиях последних времен: войне, голоде и смерти. Сегодня появился специальный термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы. Откр. Писании символически обозначает полноту).

Роль искусства в духовной жизни была там принципиально иной, чем на Западе и в Италии. По церковному преданию, авторство «Апокалипсиса» приписывается евангелисту Иоанну Богослову, которому во время его ссылки на остров Патмос в Эгейском море было видение (откровение) о конце мира и судьбах человечества. Буря топит корабли. Целая стопка.

Побуждаемый ангелом, он поднимает свой взор на небо, где видит Марию с Младенцем, «облаченную в Солнце, под ногами ее – Луна» и совсем не замечает демона, пытающегося утащить у него чернильницу. А. В. Щусева в здании «Аптекарского приказа» открылась выставка гравюр великого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528). Самая известная гравюра серии — «Четыре всадника Апокалипсиса». С «Апокалипсисом» же просто повезло. Хотя некоторые апокалиптические сюжеты всегда влияли на изобразительное искусство, однако полностью «Откровение» отразило лишь одно великое произведение искусства, это — гравюры на дереве Дюрера. Отсюда следует, что ни один человек никогда не сможет создать из собственной фантазии ни одной прекрасной фигуры, если только он не наполнил таковыми свою душу в результате постоянной работы с натуры», – писал Дюрер.

Приглядевшись к листам, увидим мерцающие оппозиции, составляющие фрактальный калейдоскоп. Когда искали «спутников» к каждому листу, начали с 5-6 листов, а потом началась какая-то везуха и удалось найти практически все. Дюрер не затушевывает ирреальный характер видения, но, напротив, подчеркивает его. Библия имела успех. Пророчества «Апокалипсиса» становились в Европе особенно актуальными в неблагополучные периоды, во время войн, эпидемий, неурожаев.

Тем не менее было бы неверным попытаться объяснить стиль «Апокалипсиса» как последнюю вспышку средневекового духа. Число 144000 (Откр. И перед этой сферой отступает и правда факта и разочарование в человеческой природе и голливудский «мармелад». А его сосед что-то назидательно говорит, наверное: Сам виноват. Он родился в городе Нюрнберге, который в то время был центром книгопечатания. Первый день тысячного года будет последним днем существования света, решили люди.

Мельчайшие штрихи отчетливо рисуют стремительное движение галеры к берегу. Большинство из них имели устоявшуюся мифологическую основу. Гравюра «Битва архангела Михаила с драконом» является одной из самых прославленных гравюр «Апокалипсиса». В его усложненном аллегорическом художественном языке звучит яркая нота трагизма, которая, по всей видимости, объясняется особенностями национального стиля и теми социально-экономическими, религиозными и политическими противоречиями, которые охватили Германию на рубеже XV–XVI веков в преддверии Реформации. Прямо в пасть к Левиафану, символизирующему врата ада, падает император в короне. Горит столица антихристианского царства, осужденная на казнь Божьим судом.

Больше всего сил отдал художник Иоанну. В «Четырех последних вещах» (столешница «Семь смертных грехов») Босх изобразил Страшный суд так, как это было принято и в Средние века и в эпоху Возрождения. Портретная живопись Дюрера Это обусловило изображение страдающего Христа с чертами лица художника, как на гравюре «Голова Христа» 1498 г., либо, наоборот, придание собственному облику черт Иисуса, как на автопортрете 1500 г. О том, как мир символов и аллегорий постепенно превращается в мир фактов и живой реальности, свидетельствует портретная живопись Дюрера, выражавшая специфическое мировосприятие немцев. Едва преодолев одну крутизну, он оказывался перед другой.

Мы сознательно показали не все, чтобы было выразительно и ярко. Вообще немного нужно людей, чтобы искусство зажило. Иеронима видели писателя-гуманиста, ученого новой эпохи. Присутствующие в книге образы апокалиптических всадников, вавилонской блудницы и др.

Тема света звучит у Дюрера в каждом листе. В работе прослеживаются тенденции, характерные для творчества мастера: с одной стороны, — следование традициям средневекового искусства (неправильная перспектива, тонкие резкие контуры), с другой, — реалистичное изображение героев с заострением внимания на их индивидуальных чертах. В своем труде Руководство к укреплению городов, замков и теснин, выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге. Дюрер составил первый в Европе магический квадрат изображённый на его гравюре «Меланхолия» (см.

семейство с кузнечиком» (около 1494-1496), «Три крестьянина» (около 1497), «Блудный сын» (около 1498). Лицо его на этом листе кажется юным и красивым. 7:1-2). Каждый приказывал, требовал, взыскивал, повелевал.

Эти символы, очевидно, были понятны современникам художника. Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три мастерские гравюры на меди: Всадник, смерть и дьявол (1513) — образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы как воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека Святой Иероним (1514) — прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли. И эти образные элементы он соединяет в композиции, которые можно было бы охарактеризовать как зримые видения и фантазии, они основываются скорее на свободных картинах, явленных воображению, чем на наблюдениях земного мира, так что перенесенное в чувственную сферу содержание «Апокалипсиса» опять-таки соединяется в образы, опирающиеся не на реальные ситуации и взаимосвязи, но на возникающие силой воображения. По другому предположению, он – Святой Дух, несущий учение веры людям.

Третья печать – всадник на вороном коне. Сохранилось четыре живописных портрета, датированных 1521-1528: портреты неизвестного бюргера (1524), нюрнбергских купцов Якоба Муффеля и Иеронима Хольцшуэра (1526) и гуманиста Иоганна Клеберга (1526). Святой Иерусалим, сходящий с неба, – дар Божьей любви обновленному человечеству.

Дальше его традицию продолжала живописная игла Рембрандта. Только Богу. Это может быть как Всевидящее око, так и зеркало – но на этот раз – Зеркало спасения. Все это в комплексе представляется влиянием протестантизма.

Лучи солнца извиваются, как змеи. Гравюра «Битва архангела Михаила с драконом» является одной из самых прославленных гравюр «Апокалипсиса». Дюрер запечатлел Иоанна в момент поедания книги.

В восприятии природы он обнаруживал черты, присущие всем художникам Северной Европы. Самые фантастические сцены приобретают на гравюрах Дюрера реальный земной смысл.

Троица изображена на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной и распятый Христос) вокруг — поклоняющиеся Божественному Престолу святые, образующие четыре группы: вверху слева — мученики во главе с Богоматерью справа — пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя внизу слева — деятели церкви, ведомые двумя папами, а справа — миряне во главе с императором и королем. Этот биографический момент был очень важен. Ведь те пятнадцать листов, в которых Дюрер представил «Откровение» исполнены такой оригинальности, что по сравнению с ней все усвоенное на чужбине отступает на задний план и этот цикл не только сразу же выдвинул его на первое место среди немецких художников, но, как мы увидим далее, поднял на новую высоту и само немецкое искусство в общем контексте художественных устремлений европейских народов.

Вверху листа парит белый ангел. Основоположник искусства немецкого Возрождения. Лист Св. Все гравюры первого издания отличались высоким качеством отпечатков. Обязательные для получения звания мастера годы странствий (1490-94) провел в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников.

То он жалел, что не ограничился меньшим числом сюжетов. Малая часть земли, показанная на этом листе – «часть за целое», обозначает для Дюрера и для его зрителей вообще всю ведомую им землю. Не сразу удастся обуздать приступ острого недовольства. Земля как бы выключается в этот момент из того пространственно-временного континуума, который Бог сотворил в «четвертый день». Огненный дождь из небесных звезд падает на землю, осыпая гневом Господним весь род человеческий без разбора (Откр. 6:12–17).

Самое удивительное в гравюре – толпа. это«Св. Конечно, не надо думать, что Дюрер сознательно использовал традиционные образы для актуальной «пропаганды». Каждый лист имеет монограмму художника.

Ноги его – как столпы огненные. Один из палачей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. В центре композиции гравюры «Низвержение Сатаны в бездну. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится.

Популярность их была поистине необыкновенна. Самым значительным результатом его путешествия на юг стали акварели исполненные по дороге в Венецию и на обратном пути, — первые в европейском искусстве «чистые» пейзажи («Вид Инсбрука», Вена, Альбертина «Вид Триента», Бремен, Кунстхалле «Домик у пруда», Лондон, Британский музей и др. ). Турецкая угроза во времена Дюрера была постоянной опасностью.

Картины художников, творивших за Дюрером, стали носить уже чисто светский характер. Прорыв в ренессансной живописи Германии Произведение портретного жанра – диптих «Четыре апостола» (1526), где античный идеал красоты соединен с готической композицией и сакральным подтекстом. Альбрехт Дюрер – один из выдающихся мастеров эпохи Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека», которого часто называют «Северным Леонардо да Винчи». Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, поклоняющейся Младенцу Христу. Среди гравюр – серий «Большие страсти», «Жизнь Марии» и отдельных работ – наибольшую известность приобрели «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Меланхолия». Оттуда поднимается дым. Кроме того, в Святом Писании всадники обозначают земную царскую власть.

В отечественной традиции наиболее грандиозным многие считают полотно В. М. Лицо Ангела подобно солнцу излучает лучи. Особенно ясно это становится в изображении вавилонской блудницы.

Не так давно я открыл для себя «Большую Библию Мортье» 1700 года. Четыре карающих Ангела, стоящие «на четырех углах земли», остановлены повелением свыше.

И знаете, процесс продолжается: дня три назад обнаружился лист к сцене о том, как св. Действо разворачивается на городской площади, в окружении толпы людей, по-разному реагирующих на происходящее. Мария и Христос. Книгу, содержащую Божественную тайну о спасении человечества и о судьбах мира, Иоанн должен непременно съесть (Откр. 10:8–10).

«Апокалипсис» изначально – книга для чтения, канонизированный сравнительно поздно, она не участвует в литургической практике и в ее авторстве многие сомневаются. «Апокалипсис» Дюрера был воспринят современниками не только как символ судьбы человечества, но и как олицетворение их собственных страданий и надежд. Особенно часто он писал автопортреты.

За какие-то 8-10 лет (а Дюрер начал заниматься лет с 13) культурная элита дает молодому человеку столько, что он был буквально переполнен общением с мастерами и живыми событиями эпохи. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Вслед за последним всадником ползет по земле чудовище с открытой пастью. Один ангел низвергает принесшего несчастья змея древнего, черта, в бездну, а другой показывает Иоанну не небесный рай, как в тексте «Откровения», но царство небесное на земле, красивый небесный город, врата которого стережет ангел мира. Один из палачей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло.

Ибо твои возможности ничтожны по сравнению с творением Бога. Прекрасен далекий горизонт. Этот биографический момент был очень важен. Этот своего рода «холодный подстрочник» потерял и Дюрерову линию – техника больше не позволяла строить с помощью линии светотень и драматизировать образ, а тот, в свою очередь, выглядел либо маньеристски-легковесно, либо барочно-перенасыщенно неоправданными деталями, либо назидательно (скажем, на одном из листов Вавилонская Блудница изображена в папской тиаре). Мастер помещает две монументальные фигуры, представляющие Господа на престоле и Иоанна Богослова, в своеобразную «ротонду» из светильников, тем самым сообщая изображенному пространству архитектурность, свойственную живописи итальянского Возрождения.

За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. Художник расположил всадников по диагонали. Стремясь выразить не передаваемую словами сущность божественного в формах и красках, Босх в качестве главного выразительного элемента виртуозно использует свет: он предстает то в виде столба огня («Низвержение грешников»), то вспышек пламени («Ад»), а в сцене Вознесения в Эмпирей превращается в ослепительный коридор-воронку. Появляются четыре всадника — мор, война, голод и смерть, которым дана власть «над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» (Откровение 6:8).

Дюрер с детства привык верить, что существует книга, где все – истина. Черный цвет его коня символизирует именно смерть, зло, опасность и разложение. И все это великолепие является тиражным товаром, продуктом индивидуального бизнеса. 7:3).

С «Апокалипсисом» же просто повезло. Пугающие, несоразмерные человеческому бытию явления, описанные в Откровении, дали повод связывать слово «апокалипсис» исключительно со страшными бедствиями и катаклизмами. И у них черный цвет. Замысел Дюрера близится к завершению. Никто из них не избежит положенного наказания. Рассказывается о том, что семь ангелов вели провидца в пустыню, чтобы показать ему блудницу вавилонскую.

Тогда же прольется кровь мучеников, которые будут ревностно бороться с врагами веры. Одни молитвенно складывают руки перед зверем, другие пытаются отвернуться от него, хотя бы глаза отвести в сторону от стыда, что вынуждены ему поклоняться (Зверь и дракон). Второй ангел отталкивает старика, молящего о пощаде и, подняв меч, готовится разить им. Пожалуй. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Дело в том, что на обратную сторону досок нанесено крапчатое покрытие под мрамор (предположительно, самим Босхом), но у двух досок оно красное, а у других двух – черное.

В руках старик держит трезубец. Художник изобразил всадников едущими друг за другом. Замысел картины возник у его во время пребывания в Венеции. 1500, там же «Геракл и стимфалийские птицы», 1500, Нюрнберг, Германский национальный музей «Поклонение волхвов», 1504, Флоренция, Уффици). Изображениями такого рода снабжались библейские тексты.

На других лицах написаны робость испуг или протест. Художник переносит действие в своё время.

И вавилонская блудница превращается для Дюрера в современный ему Рим. К числу лучших принадлежат портреты курфюрста Фридриха Саксонского (1524) императорского советника Ульриха Варнбюлера (1522) известного гуманиста Эобана Гесса (1527). В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). 1498, Мюнхен, Старая пинакотека «Оплакивание Христа», ок. А Дюреру все еще не верится, что работа закончена.

Крестный отец и учитель Дюрера – самый знаменитый европейский книгоиздатель. – взмахом, другая – властно протягивает книгу Иоанну. Иоанна варят в котле. Но «Апокалипсис» показывает нам, что это восприятие по меньшей мере лишь частично отвечает историческому положению дел. А к этой великой тревоге о судьбах мира, которому предрешена близкая гибель, прибавлялась иная – тревога мастера, напряженно, неотступно думающего, как одолеть трудности, заключенные в образах, которые он отважился сделать зримыми. Весь город спал вдвоем, а те, кто не спал, умирали.

На выставке представлена знаменитая серия гравюр «Apocalypse», которая является наиболее выдающимся творением великого мастера. Они не пытаются сопротивляться. Диагональное расположение всадников, стремительно прорезающее наискось все пространство листа и тем самым визуально ускоряющее темп движения, усиливает внутреннее напряжение и подчеркивает неотвратимость надвигающихся бедствий. Ведь те пятнадцать листов, в которых Дюрер представил «Откровение» исполнены такой оригинальности, что по сравнению с ней все усвоенное на чужбине отступает на задний план и этот цикл не только сразу же выдвинул его на первое место среди немецких художников, но, как мы увидим далее, поднял на новую высоту и само немецкое искусство в общем контексте художественных устремлений европейских народов. Но Дюрер – автор и живописных полотен.

Самой крупной работой этого времени была серия из 15 больших гравюр на дереве «Апокалипсис» изданная в 1498 в виде альбома, который имел огромный успех и стал поистине «народной книгой». Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. В поисках способов наиболее правдивого отражения окружающего мира Дюрер реформировал традиционную манеру гравирования по дереву, введя в ксилографию приемы использовавшиеся в гравюре на металле. В западной историографии существует мнение о том, что Ренессанс как таковой, с его возрождением идеалов античности, чужд германской культуре (об этом писали Б. Вернер, Г. Вейзе, Ф. Винклер, Э. Гейдрих, К. Нейман). Рука, подъятая для клятвы, пробивает облако огромным – в полнеба.

Весы в его руках – это знак неправедного правосудия. У меня как раз такой увели, очень жалею. Образы в «Откровении» заимствованы изветхозаветных пророчеств, что подчёркивает преемственность ветхозаветного и новозаветного учения. В этом пейзаже ясно ощущаются отголоски итальянских впечатлений Дюрера. Так, да не совсем так.