Джотто Бегство В Египет

Обратимся к одному из известнейших образов кисти Джотто ди Бондоне – фреску «Бегство в Египет» из падуанской Капеллы Скровеньи.

скиньте плз ссыллочу на описание картины бегство в египет джотто

Апокрифические Евангелия подробно описывают его триумф. Согласно все тому же Псевдо-Матфею, это Саломея, повивальная бабка. В одном памятнике древней письменности мы встретили замечание, что Иосиф «поят отроча и матерь Его и сыны своя и дщери иде во Египет». 109), на саркофагах — Максимиана Vв. Вопрос о числе избитых младенцев не имеет отношения к иконографии.

Прослышав об этом, Ирод тайно вызвал волхвов к себе. И это еще не все. Димитрия Ростовского (под 26 Дек. ), где после описания чудес на пути св. И это еще не все.

Михаил Влахернский. ), другие в одеждах (. Толпа женщин с распущенными волосами (знак печали) с детьми на руках ожидает своей участи.

Младенец сидит на плечах Иосифа впереди город в виде круглой башни. Я совершенный муж и надлежит всем диким зверям сделаться ручными предо Мною». В Акафисте Пресвятой Богородице есть слова: «Возсиявый во Египте просвещение истины, отгнал еси лжи тьму: идоли бо его, Спасе, не терпяще Твоея крепости, падоша» (Икос 6)источник не указан 515 дней.

Серьёзный, напряжённый взор Марии устремлён вперёд, в будущее. Это объясняется тем, что в самих легендах также сообщается о разном их количестве. Переводя эти элементы на картину, художники пользовались и личными наблюдениями и услугами творческого воображения последнее с особенной силой обнаруживается в разнообразии форм умерщвления младенцев.

Фреска Джотто «Бегство 
в Египет» (краткое 
описание)

Фреска Джотто «Бегство в Египет» (краткое описание)

Прочно установленный факт состоит в том, что христианская древность соединяла с бегством в Египет мысль о низложении египетских кумиров, причем одни из писателей выражали эту комбинацию событий прямо и решительно, другие глухо, сосредоточивая свою мысль не столько на самих фактах, сколько на общих отношениях христианства к египетскому идолослужению Пророчество Исаии: «се Господь приидет во Египет и потрясутся рукотворенная египетская от лица Его» если не родило рассказ о падении идолов, то, несомненно, содействовало его распространению и укреплению веры в его историческую достоверность: отчасти прямые ссылки приведенных авторов на это пророчество, отчасти сам образ выражения их показывают, что в сознании церковных писателей мысль о падении идолов связывалась с пророчеством Исаии: пророчество и его исполнение стоят в полном согласии между собой сходство их ясно до очевидности не заметить его почти невозможно, особенно после того, как в самом рассказе Евангелия (II, 15) указано на предсказание о событии в Ветхом завете (Ос. Это-то лицо и вошло в композицию изображения бегства в Египет.

Древнейшие иконописные подлинники описывают кратко одну только сцену избиения позднейшие, как подлинники критической редакции, усиливают драматизм сюжета разъяснением форм избиения младенцев, но не говорят ни об особой группе женщин, ни о сокрытии Предтечи, ни о смерти Захарии вообще их описания в отношении полноты стоят ниже вещественных памятников. В молитвенниках национальной библиотеки: Богоматерь на осле кормит Младенца грудью, Иосиф, в типе еврея, ведет осла позади служанка с ларцом превосходный ландшафт ( lat. 15 об. I. 110) Богоматерь подает Младенцу фрукт (О.

Бегство в Египет 
Фреска капеллы дель 
Арена

Бегство в Египет Фреска капеллы дель Арена

Так, Мария на картинах с этим сюжетом идет пешком, а не едет на осле. Это, согласно концепции типологии, прообраз бегства Иисуса в Египет. В коптском Евангелии национальной библиотеки (л.

Первое упоминание об этой работе относится к 1418 году. Составитель слова 14-го в Маргарите в передаче рассказа следует протоевангелию и Евстафию. семейство во время пути в Египет, переправу через ручей, отдохновение на пути.

23 (л. Особое подчеркивание типологических аспектов бегства в Египет, как и множества других сюжетов, мы находим в иллюстрациях этого сюжета в "Библии бедных" (Biblia pauperum): внимание художника привлекли два момента в этой истории – путешествие Святого семейства и падение идолов.

Палач держит младенца за ногу и уже занес меч, чтобы умертвить его. Далее, значение имеет возраст Иисуса. Я совершенный муж и надлежит всем диким зверям сделаться ручными предо Мною».

Джотто Поцелуй Иуды 
Бегство в Египет

Джотто Поцелуй Иуды Бегство в Египет

И тогда воины Ирода отказались от дальнейшего преследования. Наиболее подробные сведения об этом — в четьих минеях св. Какого Захарию разумеет здесь Спаситель. Колорит картин художника строг и целостен.

Это влияние чувствуется в картинах с этим сюжетом Рубенса, Пуссена, Тинторетто. И немедля очищен был сын её от проказы». Апокрифические Евангелия подробно описывают его триумф. Что ждёт их впереди. VI, cod.

Как сохранить страницу 
в Закладках

Как сохранить страницу в Закладках

1) Ирод в костюме византийского императора. иеродиакон Зосима видел само место, где скрылась Елизавета с Предтечей. ). Краски нанесены широко и свободно, тем самым, усиливая линейный ритм и динамику. Так эту историю изображают Джотто, Монограммист АВ, Дюрер, Бассано.

Так эту историю изображают Джотто, Монограммист АВ, Дюрер, Бассано. Согласно все тому же Псевдо-Матфею, это Саломея, повивальная бабка. Оно сложилось под влиянием слов Спасителя, обращенных к книжникам и фарисеям: «да приидет на вы всяка кровь праведна, проливаемая на земли, от крове Авеля праведна-го, до крове Захарии, сына Варахиина, его же убисте между церковию и олтарем» (Мф.

Именно об этих людях- сыновьях Иосифа и служанке в Библии нет упоминания. В Риме было принято нести пальмовые ветви в триумфальных процессиях. До него, в живописи царствовала плоскость, пространство картин стало объемным.

Основанием которой служит ослик, а Богородица с Младенцем Иисусом является её вершиной. Этот рассказ может объяснить присутствие пальмовых ветвей у женщины. семейства в Египет произошло избиение Иродом младенцев вифлеемских. Ряд изображений открывают собой мозаики Марии Великой.

Елизаветы с Предтечей, преследуемых воином. 7, 10) в первых двух оно очень просто, в последней прибавлено преследование прав. У Джотто в сцене присутствует также одна женщина. Таким образом, его творческий путь объединяет период дученто (проторенессанса) – времени, когда Италия только нащупывала ренессансную почву, пытаясь преодолеть каноны готического и византийского искусства и треченто – раннее Возрождение, в котором закладываются основные художественные особенности итальянского Ренессанса. Бегство в Египет и последующее возвращение оттуда – осуществление пророчества Осии.

И тогда воины Ирода отказались от дальнейшего преследования. 75) позади путников — женщина с корзиной на голове (Q. «Перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения», писал Петрарка. Ранняя церковь приняла пальмовую ветвь в качестве символа победы Христа над смертью. Направо воин в каске пронзает копьем праведного Захарию (надпись. Внизу Богоматерь с Младенцем в храмине.

Пророчество, поясняет от себя евангелист, сбылось. Среди общей сумятицы художники Возрождения нередко изображают никуда не бегущую, а скорбно сидящую женщину, проливающую слезы над убитым младенцем (Маттео ди Джованни, картина 1488 г. Никола Пуссен). В истории Иосифа-плотника говорится, что Младенец во время бегства в Египет находился на руках Богоматери (in ipsius sinu recubui) спутницей св. И это еще не все.

иконы собр. Автор подтверждает эти сведения глухой ссылкой на Епифания. После того как волхвы, принеся свои дары младенцу Иисусу, не вернулись к царю Ироду, праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. Именно сюда ведут зрителя каменный склон и взгляды остальных участников сцены. Мотив пальмового дерева звучит во многих изображениях этого сюжета, например у Дюрера.

3) По образцу этой композиции скомпонован в той же рукописи суд Соломона. 173), в Евангелии ватиканской библиотеки 1156 (под 26 Дек. Впереди Иосиф с ношей в руках. Иисус родился в иудейском городе Вифлееме во время правления царя Ирода. Художник не желает изображать кровавую сцену самого избиения, а даст лишь намек на него.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Это либо один ангел, как у Джотто, либо целый сонм их, как у Дюрера. С. -Петерб. Скончался Джотто в 1337 году. Пейзаж выглядит символистическим.

В Евангелии национальной библиотеки 74 (л. Тайна рождения Джотто ди Бондоне окутана тайной: однозначно ответить на вопрос «когда» и «где» историки искусства не могут до сих пор. В Евангелии лаврентиевской библиотеки plut. Но общепринятым годом рождения художника считается 1267 год. Созомен прямо говорит, что от прибытия Христа вострепетали в Египте и все идолы то же у Прокопия Софиста (VIв. ), в ватиканском минологии, в акафисте в честь Богоматери, в месячной минее, прологе и других памятниках письменности восточной и западной. В некоторых памятниках дети имеют нимбы — знак причисления их к сонму святых. Еще спустя век с небольшим, в 1919 году, она была перемещена в галерею Уффици, где хранится и сейчас, деля зал, в частности, с не менее знаменитой «Мадонной Святой Троицы» (ок.

Хронологические 
рамки эпохи Ренессанса 
в Италии

Хронологические рамки эпохи Ренессанса в Италии

Между колоннами кивория короткие занавески на жертвеннике лежит золотой крест. Осия: "Он разрушит жертвенники их, сокрушит кумиры их" Захария: "В тот день. семейства в Египет рассказывается, что при вступлении путников в храм (в Ермополи) пали идолы то же случилось в некоей веси Сирен, где пали 365 идолов, да и во всем Египте идолы пали и бесы вышли из них.

Богоматерь с младенцем едут на осле, которого ведет Иосиф. Фигуры участников сцены художник пишет объемно используя светотеневую моделировку. В Риме было принято нести пальмовые ветви в триумфальных процессиях. " Встречающееся порой изображение солнца (в противоположность более распространенному, особенно у художников барокко, ночному бегству в Египет) – это еще один намек на легенду о пальмовом дереве, поскольку именно в его тени Дева Мария, согласно апокрифу искала укрытия от солнечного зноя.

«Бежание Преев. На фоне голого скалистого пейзажа изображена небольшая группа путников, она направляется туда, куда указывает парящий над ними ангел. Так эту сцену изображает Пуссен, а вслед за ним Буше. Драматизм происходящих событий передан автором именно через изображение Ее фигуры.

Ноаким и Анна были благочестивыми людыми, однако их брак долгое время оставался бездетным. Мученическая кончина Захарии составляет как бы продолжение композиции: Захария в первосвященнических одеждах лежит в храме около жертвенника храм иногда имеет вид русской церкви, а престол украшен крестом (сийское Ев., л. 392). Здесь тоже четыре пророка с их текстами. Используя ряд известных в то время приемов, вкл. (Ноты здесь записаны каллиграфически, как, кстати и на некоторых других картинах художника вероятно, это верхние партии трех мадригалов – точно идентифицировать музыку на этой картине пока не удалось. ) Внимательно слушающий музыку осел заставляет вспомнить самозабвенно поющего осла на картине Пьеро делла Франческа "Рождество" (ок. V, 1 и след).

Это объясняется тем, что в самих легендах также сообщается о разном их количестве. Масса детей плавает в крови на земле — одни в пеленках (. Автор апокрифа считает это исполнением пророчества Исаии: «волк будет жить вместе с ягнёнком и барс будет лежать вместе с козлёнком и телёнок и молодой лев и вол будут вместе и малое дитя будет водить их» (Ис. Апокрифические Евангелия, рассказывающие о бегстве в Египет, становятся широко известны на Западе в XII-XIII веках и с этого же времени растет число картин иллюстрирующих их. Иакове поется: «самовидец божеств, тайн: бегаяй с ним и в Египте быв со Иосифом, материю же Иисусовою» (стих.

Ранняя церковь приняла пальмовую ветвь в качестве символа победы Христа над смертью. Кончина праведника обнаружена была следующим образом. В Евангелии публичной библиотеки 105 (л.

Как бы в благодарность за это Иисус изрек пальме обещание, что одна из ее ветвей будет взращена ангелами в Раю Отца небесного и что победителям будут говорить: Pervenistis ad palmam victoriae (лат. : вы достигли пальмы победы). Историческая достоверность события иногда подвергалась сомнению: в нем видели одно из выражений общеизвестного стремления к сопоставлению жизни Спасителя во всех ее подробностях с мессианскими пророчествами мотивом, вызвавшим рассказ о падении идолов, послужило, по мнению Гофмана, пророчество Исаии (XIX, 1), подкрепленное другим пророчеством Иеремии (XLIII, 12–13).

Профессиональный 
фотограф и смысловой 
контраст

Профессиональный фотограф и смысловой контраст

семейство, но ни эти известия, ни чудеса апокрифов, как замечено выше, не имели места в византийской и древнерусской иконографии. n Мотив пальмового дерева звучит во многих изображениях этого сюжета, например у Дюрера. Из них черпались сведения о таких эпизодах путешествия Святого семейства, как встреча разбойников на дороге, когда один из них, признав в необычайной красоты младенце Спасителя, уберег Святое семейство от нападения (по традиции считается, что это тот самый разбойник, который был распят на кресте рядом с Христом и перед смертью раскаялся) оттуда взят и рассказ о дереве, склонившем свои ветви, дабы укрыть от зноя Святое семейство и об изваяниях языческих богов (идолов), которые пали, когда явился Христос. Это влияние чувствуется в картинах с этим сюжетом Рубенса, Пуссена, Тинторетто. ). Здесь тоже четыре пророка с их текстами. Корреджо ввел в картину отдохновения св.

Это образ Рахили, упомянутой Матфеем в цитате из Иеремии. В акафисте московской синодальной библиотеки (л. Картины художника наполнились разнообразными эмоциями. При этом, часть византийских канонов была сохранена. дух.

Правда, они, говоря о смерти этих лиц, не ссылаются прямо, в свое оправдание, на слова Спасителя, но точное выражение их «между церковию и олтарем» дает понять, что они придерживаются буквально изречения Спасителя. У неё на коленях младенец, привязанный широкой лентой, перекинутой через плечо матери. Синода, складень из того же собрания (без ) и икону афонопантелеймоновского параклиса Иоанна Предтечи 1681г. И потрясутся от лица Его идолы Египетские.

 (новозаветные сюжеты 
в живописи)

(новозаветные сюжеты в живописи)

Он приказал им идти в Вифлеем, найти новорожденного младенца, а потом вернуться и сообщить ему о местопребывании Иисуса. Джотто, следуя рассказу Псевдо-Матфея изображает трех отроков. Рого де Флери начинает обзор памятников бегства с парижского Евангелия XIв.

Художники следовали одной из версий предания, не подвергая ее критическому анализу. Герои Джотто объемны, полны жизни, что, при этом, не умаляет их божественного величия. угловые ракурсы и упрощенную (античную) перспективу, емуудалось придать пространству иллюзию глубины и ясности композиции. Богоматерь с младенцем едут на осле, которого ведет Иосиф.

Западные художники нередко воспроизводили в своих картинах легендарные рассказы о нападении разбойников на св. Джотто, следуя рассказу Псевдо-Матфея изображает трех отроков. Ранняя церковь приняла пальмовую ветвь в качестве символа победы Христа над смертью. Так, Мария на картинах с этим сюжетом идет пешком, а не едет на осле. Памятники искусства передают и явление ангела Иосифу и само бегство: из них первое (ватик.

Число идолов (или демонов) может быть различным – от одного до четырех. Новые западные художники не особенно часто изображали само бегство в Египет. Дикие звери не причиняли вреда овцам и баранам, которых Иосиф и Мария взяли из Иудеи. Нижняя часть иллюстрации занята изображением Девы Марии с младенцем в языческом храме.

семейства в Египет. Здесь он изображался с легендарными подробностями, заимствованными из апокрифов.

Описание картины 
Джотто ди Бондоне 
«Бегство в Египет»

Описание картины Джотто ди Бондоне «Бегство в Египет»

19:1). Момент его встречи со своей женой (эта встреча произошла у Золотых Ворот, ведущих в город) и запечатлел Джотто на своей фреске. Рама – небольшой городок в пределах колена Вениамина.

Это, согласно концепции типологии, прообраз бегства Иисуса в Египет. Их можно видеть и у более поздних мастеров.

В ватиканском Евангелии 115б (под 26 Дек) те же формы, что и в предыдущих кодексах, но женщина, олицетворяющая Египет, находится в арке городских ворот она в красной тунике и диадеме падает ниц перед путниками. Готика, раннее Возрождение. II, 16–18).

Кроме того, до него никто не использовал светотень. Миниатюра сокращенная и представляет собой, собственно, не бегство в Египет, а один из эпизодов события применительно к содержанию 6-го икоса акафиста в честь Богоматери. Пальмовая ветвь первоначально была символом воинской победы.

В этом сходстве нельзя не видеть наклонности византийских художников к шаблону. Тур в Италию дает уникальную возможность ознакомиться с творчеством предтечи ренессансного искусства —Джотто ди Бондоне. Это был первый в истории итальянской (и всей западноевропейской) живописи художник, отошедший от традиций средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма. nТретье явление ангела Иосифу во сне (третий сон Иосифа), когда Святое семейство пребывало в Египте, в живописи можно отличить от подобного явления в Вифлееме (второй сон Иосифа) по уточняющим надписям, вводимым художниками (порой приводится соответствующая цитата из Евангелия). CXLVIII, 7) также поклонились Ему львы и парды, сопровождая Его по пустыне и склоняя свои головы. Центром композиции являются два сближенных лица: мертвого Христа и Его Матери. v. I. 75). Ни в живописи катакомб, ни в скульптуре саркофагов до Vв.

Еще ряд деталей позволяет легко отличить возвращение из Египта от бегства в Египет. XI, 1 Мф. После поклонения волхвов ангел Господень является Иосифу во сне и говорит: «встань, возьми Младенца и матерь Его и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его». 19) и Евангелии национальной библиотеки suppi, gr. Для нас важно это последнее определение места убиения Захарии.

Избавленная от змея девушка взяла воды, которой умывали младенца Иисуса и омыла ей тело своей прокажённой подруги, которая от этого исцелилась и стала спутницей Святого семейства. Эта евангельская история редко встречается в раннем христианском искусстве. 91 Иосиф с жезлом идет позади, а осла ведет молодой человек в нимбе. Один из воинов, обращая лицо к Ироду, уже готов сейчас приступить к исполнению приказания. Филимоновым, стр.

то. Главные персонажи в этой сцене – Дева Мария, едущая на осле, младенец, которого она держит на руках и Иосиф, как правило, ведущий осла. XXXVI). Так эту сцену изображает Пуссен, а вслед за ним Буше.

Библию нац. Здесь он изображался с легендарными подробностями, заимствованными из апокрифов. Различные эпизоды этого важного события изображались уже сотни раз и многие художественные произведения, возникшие на эту тему, приводят нас нередко в восхищение. n Сюжет бегства в Египет, хотя и был давно известен, в западную иконографию проник сравнительно поздно. Пророчество, поясняет от себя евангелист, сбылось. Толпа народа приводит Христа к родителям с жалобами и проч. С. -Петерб.

11:6). В Евангелии национальной библиотеки 74 (л. Он резко обернулся, чтобы посмотреть, нет ли за ними погони. То же в елисаветградском Евангелии.

Бегство в Египет 
 (новозаветные сюжеты 
в живописи)

Бегство в Египет (новозаветные сюжеты в живописи)

5): Ирод на троне и телохранитель как в ватиканском минологии. Обратимся к изъяснению композиции на основании древних письменных источников. также молитв, с гравюр. За ночь зерно чудесным образом проросло и созрело. Ее усиливает также живая жестикуляция трех юношей, сопровождающих Святое семейство. Некоторые из преданий, например о древе отдохновения, о пещере, в которой обитало св.

нет ни одного изображения этого события. Нельзя ли видеть то же самое лицо и в изображениях бегства в Египет. Богоматерь с Младенцем на осле, которого ведет Иосиф. С этой стороны памятники русские вполне согласны с греческими. И потрясутся от лица Его идолы Египетские. Благодаря этому, ее образ выглядит более земным.

Мысль этого предания — очень древняя, устойчивая и весьма распространенная. академ. 75 О. v. Рама – небольшой городок в пределах колена Вениамина. Русский путешественник XVв. Позади идет юноша в золотом нимбе с посохом на плече, через который перекинут плащ юноша одет в короткую тунику с золотой оторочкой по воротнику, подолу и рукавам. в галерее Мазарини) разбойники с копьями поджидают путников на дороге (1354, л. 42 об. ).

  1. Биография художника Джотто ди Бандоне
  2. Как сделать удачный дизайн этикетки
  3. Профессиональный фотограф Бенджамин Терранео

686 об. ). 115: Богоматерь, держа Младенца на руках идет с посохом в Египет потом передает Младенца Иосифу путники приближаются к Египту их встречает толпа народа многочисленные идолы падают со стен и разбиваются женщина встречает Иосифа и Богоматерь в храмине. Это объясняется тем, что в самих легендах также сообщается о разном их количестве. На капители в церкви Св.

семейства (в трибуне Уффици) неизвестного католического святого с тонзурой. Обычно процессия на картине движется – это следует подчеркнуть – слева направо. Иногда встречается изображение нескольких женщин одна из них может держать пальмовые ветви. Ангел показывает путь вдали виден Египет в облаках херувимы. над путниками изображен ангел с кадилом.

Биография художника 
Джотто ди Бандоне

Дань уважения Джотто отдавали многие деятели эпохи Возрождения. ), другие убивают (. Позади Божией Матери идут беззаботно переговаривающиеся между собой две девушки и юноша. И потрясутся от лица Его идолы Египетские. Предание одно и то же как в апокрифе, так и в других памятниках письменности однако художники древнейшие не воспользовались им вслед за его появлением в протоевангелии, а обратили на него внимание около IXв. Каменный склон делит картину по диагонали, символизируя глубину утраты. I. 109, л. 72 об. ) воины и народ (О. Один из воинов, обращая лицо к Ироду, уже готов приступить к исполнению приказания. О. v.

Джотто был решительным реформатором живописи. Жестом правой руки он отдает приказание палачу, который, с вниманием прислушиваясь к словам Ирода, держит за волосы младенца и заносит над ним огромный меч. Первым в охристом плаще с кувшином в руках идет Иосиф. Их можно видеть и у более поздних мастеров. опущен Ирод) и в гелатском Евангелии (л. ). Елизавета с Предтечей стоит у горы в отдалении — прав.

И потрясутся от лица Его идолы Египетские» (Ис. 19:1)8. Капелла Скровеньи аллАрена.

Этот мотив встречается в итальянской и французской живописи XVII-XVIII веков. Два ангела-хранителя летят над путниками. 776), сборник г. Вахрамеева (л. Она действительно далека от полного реализма.

Иногда изображается юноша идущий, как правило, позади. Миниатюра исполнена Пантолеоном (под 26 Дек. ): горный ландшафт Богоматерь с Младенцем на руках сидит на осле Младенец в золотой тунике со свитком в шуйце и с благословляющей десницей. 2:13).

Фреска. Часто присутствует сам Ирод – он наблюдает либо с балкона (Джотто), либо со своего трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни). nУбегающая женщина, укрывающая младенца в складках своего платья, -Елисавета, мать Иоанна Крестителя (Джотто, Рени). Изумлённым родителям Иисус сказал: «не смотрите на Меня только как на Младенца. Как бы в благодарность за это Иисус изрек пальме обещание, что одна из ее ветвей будет взращена ангелами в Раю Отца небесного и что победителям будут говорить: "Pervenistis ad palmam victoriae" (лат. : вы достигли пальмы победы). Но мозаика церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в. ) уже изображает Ирода в нимбе (знак царского величия), сидящего на троне и жестом правой руки отдающего приказ стоящим возле него воинам умертвить младенцев.

Изображение Елизаветы, спасающейся от преследования с младенцем Предтечей, встреченное нами в первый раз в парижском кодексе Григория Богослова имеет свой источник в древнем предании. Очень выразительна поза Богородицы, склонившейся над Христом и неотрывно вглядывающейся в безжизненное лицо Сына. 225). 20: путники пешие), в Евангелии ватиканской библиотеки 1156 (под 26 Дек. ) и 115 национальной библиотеки (л. Эта версия впервые была озвучена в книги Джорджо Вазари «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов»: по его словам, Чимабуэ сразу оценил талант молодого пастуха, рисующего овцу углем на камне, которого Чимабуэ случайно встретил, возвращаясь в город.

Но мозаика церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в. ) уже изображает Ирода в нимбе (знак царского величия), сидящего на троне и жестом правой руки отдающего приказ стоящим возле него воинам умертвить младенцев. Возраст их в иконографии — от двух лет и ниже, согласно с повествованием Евангелия. Художник изображает ангела играющего на скрипке по нотам, которые держит Иосиф.

Творческое воображение дарит сходные картины художникам и писателям, а потому в данном случае едва ли уместен будет вопрос о непосредственном воздействии на искусство со стороны слова Григория Нисского или четьих миней с их первоисточниками. Число идолов (или демонов) может быть различным – от одного до четырех. Под «греческим» Ченнини подразумевал формальныевизантийские каноны, являвшиеся общепринятыми художественными аксиомами в средневековой Европе. Осия: "Он разрушит жертвенники их, сокрушит кумиры их" Захария: "В тот день. Число идолов (или демонов) может быть различным – от одного до четырех. Не поможет ли протоевангелие изъяснить этого спутника. 11:1).

Так представлял себе первосвященнические одежды художник Xв. Этот мотив встречается в итальянской и французской живописи XVII-XVIII веков. XXIV, 20–22). Рахиль плачущися чад своих и не хотяше утешитися, яко не суть». Присутствие в бегстве в Египет пальмового дерева, символа мира, давало основание видеть в этом сюжете аллюзию на вход в Иерусалим, когда дорогу Спасителю устилали пальмовыми ветвями. 914 (л.

«Пророка Захарии смерть устроиша за сие, яко Пречистую Деву, вшедшую в церковь очищения ради со Отрочатем, постави на месте девиц, на нем же женам имущим мужа не подобаше стояти. В ватиканском минологии (29 Дек., миниатюра Пантолеона): Ирод в диадеме и одеждах византийского императора сидит на возвышенном троне и отдает приказания возле него сателлит с копьем и щитом. Дикие звери не причиняли вреда овцам и баранам, которых Иосиф и Мария взяли из Иудеи. Но, любое явление искусства следует рассматривать в контексте исторического развития.

Для современников, его произведения стали редким откровением. Мозаика на римской триумфальной арке Санта Мария Маджоре изображает прибытие в Сотину (эпизод из апокрифического рассказа о бегстве в Египет) в качестве параллели поклонению волхвов, сопрягая таким образом два явления Христа язычникам. I. 65). Объяснением такой экстравагантной трактовки бегства в Египет служит желание художников дать предсказание смерти Спасителя. Этот мотив встречается в итальянской и французской живописи XVII-XVIII веков. Кроме того, назовем икону С. -Петербургской духовной академии 16 из св. Произведение симпатичное и по замыслу и по красоте форм.

Кстати, последний сознательно придал своей композиции сходство с картиной Джотто. Он встал, взял Младенца и матерь Его ночью и пошел в Египет и был там до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я сына моего» (Ос. А Иосиф наоборот, вот-вот скроется за правым краем картины. 9355, л. 69 об.

В ватиканском минологии встречаем уже и отдельную постановку этой композиции (5 Сент., л. 14): горный ландшафт направо в отдалении — палаты, налево жертвенник с шатровым киворием, увенчанным четырехконечным крестом. Синода 242 из Чудова монастыря). С левой стороны изображена Ревекка и возле нее Исав с дубиною и Иаков. 2:15) бегство в Египет с пророчеством Осии: «Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос.

В подобных формах представлено избиение младенцев на миланском окладе (рис. 27 на стр. И потрясутся от лица Его идолы Египетские. Самостоятельное изображение этого события в памятниках русских встречается в лицевых святцах, например в музее Киевской духовной академии, в собрании С. -Петербургской духовной академии (копия со святцев Тихвинского монастыря), в строгановском иконописном подлиннике, также в лицевых Евангелиях, например Ипатьевского монастыря, псалтырях, в лицевом сборнике г. Вахрамеева, в рукописных подлинниках и в гравюре. Византийскую схему бегства в Египет повторяют многие из памятников западных: фреска в церкви Урбана в Риме (Богоматерь с Младенцем едет на осле, позади Иосиф, впереди юноша входит в ворота города), серебряный рельеф в Читта ди Кастелло, пизанские, новгородские и беневентские врата (Богоматерь на осле, Иосиф несет Младенца на плечах, юноша сзади погоняет осла) недалеко от Византии стоят также два эмалевые ящика XIIIв. — один в музее Юпони (4497), другой в Ватикане и даже барельеф с падающими идолами в хоре парижского собора Богоматери.

Практически все фигуры фресок капеллы Скровеньи написаны подобным образом. В Египте Иисус вторично являет себя язычникам – первый раз это было явление волхвам. История о сокрушении идола, вероятно, заимствованная из «Евангелия детства», встречается также в православной церковной гимнографии, например, в кондаке преподобного Романа Сладкопевца об избиении младенцев и бегстве во Египет. Осия: Он разрушит жертвенники их, сокрушит кумиры их Захария: В тот день.

Спина Марии напряжена, встревоженный взгляд устремлен вперед. Это либо один ангел, как у Джотто, либо целый сонм их, как у Дюрера. (Напоминаю, что фреска "Бегство в Египет" находится в ряду других сцен в Капелле дель Арена, Падуя на фото внизу интерьер капеллы). И немедля очищен был сын её от проказы». Оно изображается иногда в нимбе, чем отличается от обыкновенного слуги. Леонардо да Винчи, например, писал, что «Джотто превзошел не только всех мастеров своего времени, но и многих художников прежних столетий».

В конце концов, Иоакиму пришлось покинуть Иерусалим. Богоматерь с младенцем едут на осле, которого ведет Иосиф.

137 рис. В Акафисте Пресвятой Богородице есть слова: «Возсиявый во Египте просвещение истины, отгнал еси лжи тьму: идоли бо его, Спасе, не терпяще Твоея крепости, падоша» (Икос 6). Тогда сбылось пророчество Исаии: «се седит (veniet приидет) Господь на облаце легце и приидет во Египет и потрясутся рукотворенная египетская от лица Его» (Ис.

Позы и жесты окружающих тело Христа фигур, подчеркивают эмоциональное состояние. LIX, 8: «се удалихся бегая и водворихся в пустыни») и Исаия (XIX, 1: «приидет во Египет и потрясутся рукотворенная»), С левой стороны Ревекка и возле нее Исав с дубиной и Иаков. 23 Окт. ).

Сюда присоединяется иногда и сам пророк Иеремия (ипат. минол. Далее, значение имеет возраст Иисуса. Однако могли вноситься различные дополнительные детали, заимствованные из апокрифов.

И воскликнула громким голосом, говоря: Гора Бога, впусти мать с сыном. Спутники св. Из них черпались сведения о таких эпизодах путешествия Святого семейства, как встреча разбойников на дороге, когда один из них, признав в необычайной красоты младенце Спасителя, уберег Святое семейство от нападения (по традиции считается, что это тот самый разбойник, который был распят на кресте рядом с Христом и перед смертью раскаялся) оттуда взят и рассказ о дереве, склонившем свои ветви, дабы укрыть от зноя Святое семейство и об изваяниях языческих богов (идолов), которые пали, когда явился Христос. Особое подчеркивание типологических аспектов бегства в Египет, как и множества других сюжетов, мы находим в иллюстрациях этого сюжета в Библии бедных (Biblia pauperum): внимание художника привлекли два момента в этой истории – путешествие Святого семейства и падение идолов. Евангелист связывает (Мф. Так же поступил и Бассано. Но, конечно, большая часть этих памятников начиная с XI–XIIвв.

У Джотто в сцене присутствует также одна женщина. Он в страхе схватился за ленту, а Богородица бережно прижимает его к груди. В том же духе трактовали этот сюжет Бордоне (Питти, 89) и Ван Эйк (там же, 437): последний к пляшущим купидонам прибавил еще другую группу играющих на музыкальных инструментах по нотам, для забавы Божественного Младенца.

В Библии Коместора в национальной библиотеке (2, л. 400) Богоматерь с распущенными волосами, Иосиф без нимба ведет осла спутника нет. семейства из Египта: Богоматерь в таком же положении на осле, те же — Иосиф и спутник. И потрясутся от лица Его идолы Египетские". Это обстоятельство во многом определило роль Джотто как родоначальника новой живописи в Италии, поскольку на протяжении нескольких столетий именно фреска (за исключением Венеции с ее сырым климатом) считалась своеобразным индикатором, показывающим степень одаренности художника, остроту его глаза и твердость руки, т. к во время работы нет возможности исправлять возможные ошибки (фреска предполагает нанесение разведенных в воде красок на влажную штукатурку).

Трофима в Арле руководителем св. Падуя. Один из воинов укладывает убитых в корзинку, другой несет корзинку на спине.

Иногда изображается юноша идущий, как правило, позади. На барельефе XI–XIIвв.

Нижняя часть иллюстрации занята изображением Девы Марии с младенцем в языческом храме. nЭта евангельская история редко встречается в раннем христианском искусстве. Откуда они. Крушение идолов толкуется как осуществление пророчества Исаии: "Вот Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. и арльском XIв. 4 об. ).

Мастер изобразил чинную процессию, следующую мимо скалистых гор. За ночь зерно чудесным образом проросло и созрело. Арабское Евангелие детства Христа рассказывает о пребывании св.

Италия. В соответствующей рукописи императорской публичной библиотеки (Pelerinage de J. Chr. ) добавлено падение египетских идолов. Они искали новорожденного Царя иудеев, чтобы поклониться ему. Во фреске в капелле Нольфи в Фано (по Доминикино) Богоматерь с Младенцем на руках идет пешком позади — Иосиф ведет осла: за ним дерево отдохновения.

В барбериновой псалтыри 217. С этой картиной соединяется бегство прав. 2 на стих. В центре композиции изображена исполненная достоинства Мария с младенцем, сидящая на осле. Все их внимание и усилия направлены на то, чтобы передать возможно ярче и драматичнее – порой с леденящими душу подробностями (Маттео ди Джованни, особенно картина 1482 года) – само избиение младенцев и отчаяние их матерей.

В документе указано, что это работа выполнена Джотто. XI, 1). Повыше — гора, в ущелье которой стоит прав. С пьедесталов на городских стенах падают три идола. 7), в Евангелии национальной библиотеки suppi. Один из воинов, обращая лицо к Ироду, уже готов приступить к исполнению приказания. Из них черпались сведения о таких эпизодах путешествия Святого семейства, как встреча разбойников на дороге, когда один из них, признав в необычайной красоты младенце Спасителя, уберег Святое семейство от нападения (по традиции считается, что это тот самый разбойник, который был распят на кресте рядом с Христом и перед смертью раскаялся) оттуда взят и рассказ о дереве, склонившем свои ветви, дабы укрыть от зноя Святое семейство и об изваяниях языческих богов (идолов), которые пали, когда явился Христос.

— и некоторых других памятниках. В Евангелии псевдо-Матфея число подробностей события увеличено: Младенец находился в недрах (in gremio) Богоматери, которая сидела на вьючном животном (descendit Maria de jumento) путников сопровождали три отрока и одна отроковица на пути, во время отдыха в пещере, поклонились Христу драконы, во исполнение слов псалмопевца: «хвалите Господа от земли: змиеве и вся бездны» (пс. Изредка оно встречается отдельно в русских лицевых Евангелиях, каковы: Евангелия ипатьевские (1 и 2 в последнем над городом надпись: «Египет»), сийское Евангелие (л. Кстати, последний сознательно придал своей композиции сходство с картиной Джотто. По преданию, число это простиралось до 14 000 но в памятниках вещественных древнейших оно ограничивается иногда, как мы видели, двумя в позднейших греческих и русских оно сильно увеличивается, тем не менее ни один художник не мог мечтать о точном выражении предания в картине. В более поздней итальянской живописи, в частности у Джентиле де Фабриано, мужские фигуры в этой сцене исчезают их заменяют две служанки. 1161, л. 87) — идол падает с пьедестала разбойник грабит путника на дороге, другой догоняет св.

Еще ряд деталей позволяет легко отличить "возвращение из Египта" от "бегства в Египет". академии 16 из св. С правой стороны Мельхола спускает Давида на веревке из своего окна (1 Цар. Вокруг — четыре пророка со свитками: Иеремия (XII, 7: «оставих дом мой, оставих достояние мое»), Осия (V, 6: «пойдут взыскать Господа и не обрящут Его»), Давид (пс.

Сходные миниатюры в гелатском Евангелии (л. Один из палачей убивает младенца мечом, другой отнимает дитя у матери. Духом, что не умрет до тех пор, пока не увидит Христа во плоти. В некоторых апокрифических Евангелиях говорится, что спасающемуся бегством, находящемуся в бедственном положении Святому семейству дала свои плоды склонившаяся к ним пальма.

семейство вступает в храмину, где их встречает та же женщина — олицетворение Египта. Толпа женщин с распущенными волосами (знак печали), с детьми на руках ожидает своей участи. Крушение идолов толкуется как осуществление пророчества Исаии: Вот Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. Евангельские сюжеты «Бегства в Египет» и «Избиения младенцев» были широко распространены в европейской церковной живописи. Тогда сбылось реченное прор.

Блаж. Обычно процессия на картине движется – это следует подчеркнуть – слева направо. Ирод в нимбе (символ величия) сидит на троне и жестом правой руки отдает стоящим возле него воинам (рис. 64) приказание избить младенцев.

Прежде, живопись была строго функциональна (и вот таким образом ритуальна). семейства и падающие идолы.

В сирийском Евангелии Раввулы (рис. 13 на стр. В перспективе — город, деревья и горы (О. Земля устлана телами убитых младенцев (Маттео ди Джованни). Рассказ начинается с истории Иоакима и Анны, родителей Девы Марии. Иероним разобрал все эти мнения и признал наиболее вероятным последнее. Как бы в благодарность за это Иисус изрек пальме обещание, что одна из ее ветвей будет взращена ангелами в Раю Отца небесного и что победителям будут говорить: "Pervenistis ad palmam victoriae" (лат. : вы достигли пальмы победы).

Итак, по этому сказанию, Захария убит за сокрытие Иоанна. В лицевых псалтырях — лобковской, барбериновой и Общества любителей древней письменности избиение младенцев помещено при псалме ХС, где находятся слова: «падет от страны твоея тысяща Не приидет к тебе зло и рана не приближится телеси твоему» (ст. И потрясутся от лица Его идолы Египетские". Матфей же видит в этом печальном ветхозаветном событии прообраз события другого, новозаветного – избиения младенцев Иродом. Построение композиции картины имеет вид пирамиды.

Мария и Иосиф, получив щедрые дары от правителя, отправились дальше в путь. Если в ландшафте изображаемом художником, есть несколько деревьев, то одно из них непременно будет пальма. Горы, деревья и здания в перспективе картины. XXIII, 35). Эта программа бегства в Египет является наиболее полной., . ).

XIX, 1–2). С современной точки зрения, его живопись может показаться несколько упрощенной. дух. В стенописях соборов афонских — Лаврского, Иверского (на южном своде), Куглумушского, Каракалльского (южн.

Особое подчеркивание типологических аспектов бегства в Египет, как и множества других сюжетов, мы находим в иллюстрациях этого сюжета в "Библии бедных" (Biblia pauperum): внимание художника привлекли два момента в этой истории – путешествие Святого семейства и падение идолов. Изображение в мозаиках Март Венецианского и капеллы палатинской сходно с ватиканским минологием и парижским Евангелием 74 в мозаиках палатинских олицетворение Египта объясняется надписью «Египет». К числу поздних нововведений в этом сюжете относится включение в него эпизода с переездом Святого семейства через реку в лодке кормчим в таком случае предстает, как правило, ангел. 73, л. 79, ср. 1176, л. 83, ср.

III. Образно охарактеризовал достижения Джотто флорентийский художник Ченнино Ченнини, на рубеже XIV — XVвеков отметивший, что он «перевел искусство живописи с греческого на латынь, сделав его современным». Особое внимание Джотто уделил изображению Марии – Она выглядит монументально. ), третьи отрубают головы (.

Художник избегает кровавой сцены самого избиения, но дает лишь ясный намек на него. Ев. История о сокрушении идола, вероятно, заимствованная из «Евангелия детства», встречается также в православной церковной гимнографии, например, в кондаке преподобного Романа Сладкопевца об избиении младенцев и бегстве во Египетисточник не указан 515 дней. Сходны изображения в лаврентиевскам Евангелии (л.

В Риме было принято нести пальмовые ветви в триумфальных процессиях. ). nАбсолютно по-другому трактуют этот эпизод художники Возрождения. Рассказ о бегстве Святого семейства в Египет содержится только в Евангелии от Матфея. Художник не желает изображать кровавую сцену самого избиения, а даст лишь намек на него. Ирод обыкновенно опускается.

И потрясутся от лица Его идолы Египетские» (Ис. Их можно видеть и у более поздних мастеров. И гора раскрылась и впустила их.

«Испытание огнем» — одна из них. Затем Христос, ввиду продолжительности трудного путешествия, сокращает путь наконец св. Там и сям солдаты отнимают детей у матерей: иные колют их (. Однако могли вноситься различные дополнительные детали, заимствованные из апокрифов.

2). Бегство в Египет и последующее возвращение оттуда – осуществление пророчества Осии. Их фигуры уравновешивают композицию слева. Пальмовая ветвь первоначально была символом воинской победы.

Изображение это имеет несколько любопытных сторон. С той же новостью небесный посланник навестил и жившего в изгнании Иоакима. После рождения Иисуса в Иерусалим пришли волхвы. v. 1. Эта программа бегства в Египет является наиболее полной. Пальмовая ветвь первоначально была символом воинской победы. В полном виде бегство в Египет представлено при том же икосе в кодексе акафиста С. -Петербургской духовной академии (рис. 63): Богоматерь с Младенцем сидит на осле, которого ведет юноша позади идет Иосиф он подает Младенцу древесную ветку. II, 13–15).

nСреди общей сумятицы художники Возрождения нередко изображают никуда не бегущую, а скорбно сидящую женщину, проливающую слезы над убитым младенцем (Маттео ди Джованни, картина 1488 г. Никола Пуссен). Этот рассказ может объяснить присутствие пальмовых ветвей у женщины. 167). После этого Иоаким поспешил в Иерусалим. Эта программа бегства в Египет является наиболее полной.

1497г. Здесь тоже четыре пророка с их текстами. Там они пробыли до тех пор, пока Ирод не умер. Эта фреска представляет особый интерес. В самом центре композиции – фигура Марии, едущей на ослике. Изумлённым родителям Иисус сказал: «не смотрите на Меня только как на Младенца.

Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и младенцем Иисусом пошёл в Египет, где находился до смерти Ирода. Но, как отмечают богословы, богатство фантастических подробностей имеющихся в апокрифах, "стоит в резкой противоположности с правдивою простотою евангельского повествования" (Ф. Фаррар).

XXVII, 43 XXVIII, 5): это предзнаменует бегство Христа в Египет. Оставайтесь там, пока я не скажу, так как Ирод хочет убить ребенка. 26: без спутника), на таблетке в галерее Мазарини 263 и др. 27 (л.

Но все же нужно отметить, что во многом эта композиция (да и остальные работы Джотто) несет на себе отпечаток средневекового искусства: плоский фон-небо, условные горы-скалы, ангел, парящий в небе, тонкие «нервные» складки одеяний, разномасштабность фигур. v. I. Надпись поясняет, что когда Ревекка узнала о намерении Исава убить Иакова, она отослала последнего в другую страну. В особом отделении, в виде палат, представляется группа плачущих женщин для выражения пророчества Иеремии (XXXI, 15): «глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание и вопль мног. Так же поступил и Бассано. По удалении св. Так, персонажи святых (как было принято в иконописи), снабжены нимбами, свидетельствующими об избранности.

библ. Это образ Рахили, упомянутой Матфеем в цитате из Иеремии. XIX, 11–12): предзнаменование того же бегства в Египет.

путников. Вверху два купидона разоряют птичье гнездо, между тем как две птицы угрожают хищникам.

1бЗ) св. семейство пребывало в Египте в продолжение одного года. Этот рассказ может объяснить присутствие пальмовых ветвей у женщины.

Иеремией, который говорит: «глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание и вопль мног» (Мф. Это произведение Джотто — настоящий шедевр композиционной организации.

Не столь близко стоит пророчество Иеремии: «и пожжет огнем домы богов их и сокрушит столпы Илиуполя иже в Египте и домы богов египетских пожжет огнем» а потому древние авторы и не относят его к бегству в Египет но Димитрий Ростовский, подкрепляя рассказ о падении идолов авторитетом Епифания, писавшего об Иеремии, как кажется, относит сюда и пророчество Иеремии. В кодексе Григория Богослова национальной библиотеки 510 (л. Нижняя часть иллюстрации занята изображением Девы Марии с младенцем в языческом храме. С левой стороны изображена Ревекка и возле нее Исав с дубиною и Иаков. В греческих стенописях XVI–XVU вв. Примеры в Евангелии национальной библиотеки 74 (л.

Она преклоняет колена перед путниками и простирает к ним свои руки. Изображение это помещено при ХС псалме, слова которого «падет от страны твоея тысяща и тма одесную тебе» (ст. В миниатюре рукописи XIв. изданной Бастаром, под ноги осла бросаются двое неизвестных (разбойники. ) путников встречает толпа египтян мохнатый бес трубит на городских воротах в другой рукописи XIIIв.

Но, как отмечают богословы, богатство фантастических подробностей имеющихся в апокрифах, стоит в резкой противоположности с правдивою простотою евангельского повествования (Ф. Фаррар). Мозаика на римской триумфальной арке Санта Мария Маджоре изображает прибытие в Сотину (эпизод из апокрифического рассказа о бегстве в Египет) в качестве параллели поклонению волхвов, сопрягая таким образом два явления Христа язычникам. Мотив пальмового дерева звучит во многих изображениях этого сюжета, например у Дюрера. Встречающееся порой изображение солнца (в противоположность более распространенному, особенно у художников барокко, ночному бегству в Египет) – это еще один намек на легенду о пальмовом дереве, поскольку именно в его тени Дева Мария, согласно апокрифу искала укрытия от солнечного зноя. Так оживлена старинная тема. Так как лицо это в апокрифических рассказах о бегстве в Египет не упоминается, то весьма вероятно, что христианские художники руководствовались в данном случае не апокрифами, но общераспространенным преданием, корни которого для нас утрачены. под 25 Дек.

Этой отдельной части мы не встречали в памятниках греческих. 6 об. ) Богоматерь сидит на муле, которого ведет Иосиф. 116, л. 88 подл. изд. Такова первая основа для художественного представления события бегства св. Елизаветы с Предтечей и сокрытие их в расселине горы.

Перед путниками город из ворот которого выходит молодая женщина в золотой короне (corona muralis), с распущенными волосами, в двух туниках — верхней короткой розовой и нижней золотой. 1280) Чимабуэ. Но, как отмечают богословы, богатство фантастических подробностей имеющихся в апокрифах, "стоит в резкой противоположности с правдивою простотою евангельского повествования" (Ф. Фаррар). Мария и Иосиф, получив щедрые дары от правителя, отправились дальше в путь. За ночь зерно чудесным образом проросло и созрело. Так эту сцену изображает Пуссен, а вслед за ним Буше.

Автор слова 14-го в Маргарите отвергает это предание и, ссылаясь на беседу Василия Великого о рождестве Христовом, уверяет, что Захария убит иудеями за исповедание приснодевства Богоматери. Третье явление ангела Иосифу во сне (третий сон Иосифа), когда Святое семейство пребывало в Египте, в живописи можно отличить от подобного явления в Вифлееме (второй сон Иосифа) по уточняющим надписям, вводимым художниками (порой приводится соответствующая цитата из Евангелия). В 1334 году Джотто был назначен руководить строительством флорентийского собора и городских укреплений.

Из четьих миней (25 Дек. ) и критического подлинника узнаем, что св. 162 об. ) путники пешие их встречает вышедшая из города женщина на другой миниатюре (л. И тогда воины Ирода отказались от дальнейшего преследования. Иосиф взял Иисуса и Марию и они ночью ушли в Египет.

И свет светил им и Ангел Господень был вместе с ними, охраняя их". Для своего времени, Джотто был великим новатором. I. 77) сверху иногда благословляет путников Бог Отец (Q. Это либо один ангел, как у Джотто, либо целый сонм их, как у Дюрера. Во французской рукописи той же библиотеки 828 (л. " Встречающееся порой изображение солнца (в противоположность более распространенному, особенно у художников барокко, ночному бегству в Египет) – это еще один намек на легенду о пальмовом дереве, поскольку именно в его тени Дева Мария, согласно апокрифу искала укрытия от солнечного зноя. ) Ирод сидит на троне, возле него два воина впереди много других воинов с дротиками (.

19 об. ): в последнем дети спеленутые миниатюрист полагал, что событие это произошло вскоре после рождества Христова другую особенность его составляет изображение прав. Тяжелые складки красного одеяния и некогда синего (ныне краски поблекли, стерлись) плаща, прямая посадка и высокий треугольный монолит скалы на заднем плане подчеркивают замкнутость центральной фигуры.

Автор апокрифа считает это исполнением пророчества Исаии: «волк будет жить вместе с ягнёнком и барс будет лежать вместе с козлёнком и телёнок и молодой лев и вол будут вместе и малое дитя будет водить их» (Ис. 11:6). Иосифу теперь отводится здесь второстепенная роль.

Толпа женщин с распущенными волосами (знак печали) с детьми на руках ожидает своей участи. Абсолютно уникальное толкование этого сюжета дает Караваджо. Мать младенца в отчаянии, старается удержать палача и отнять свое дитя.

В Египте Иисус вторично являет себя язычникам – первый раз это было явление волхвам. v. 1. франц.

. ) с городских стен падают идолы. Это, согласно концепции типологии, прообраз бегства Иисуса в Египет. семейства была Саломия св. и даже уверяет, что ранее этого века оно не было изображаемо но он упустил из вида ватиканский миналогий, в котором находится древнейшее из известных нам изображений бегства в Египет (рис. 62). Ирод хотел погубить его.

Елизавета с младенцем Предтечей на руках: воин направляет против них свое копье. С левой стороны изображена Ревекка и возле нее Исав с дубиною и Иаков. 1470 Лондон, Национальная галерея). Пророки: Осия (X, 2: «раскопает требища их, сокрушатся кумиры их»), Захария (XIII, 2: «в день он потреблю имена идолов от земли»), Наум (1, 14: «от дому Бога твоего потреблю изваянная») и Софония (II, 11: «Господь потребит вся боги языков земных»), С левой стороны Моисей и Аарон сокрушают золотого тельца — предызображение сокрушения языческих идолов в Египте с правой — сокрушение идола Дагона в Азоте возле Божиева ковчега (1 Цар. В час приветствия явились в храм иереи и напрасно ожидали выхода Захарии он не выходил.