Эдуард Мане Портрет Золя

Картина Эдуарда Мане Портрет Эмиля Золя: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Опасения Эдуарда Мане умереть в безвестности не оправдались, очень скоро к нему пришла заслуженная слава, а портрет, писанный с Эмиля Золя стал почитаться, как один из лучших в его портретном творчестве еще при жизни, как самого автора, так и его главного действующего лица.

И вот он создает произведения, ставшие его плотью и кровью. Но они прекрасны особой красотой иначе говоря — они живут своей собственной жизнью.

Мы все, сами того не сознавая, в большей или меньшей степени рутинеры, упрямо бредущие по проторенной тропе. Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Эти испытывают экстаз от любой беды в государстве. Не требуйте от него ничего, кроме точной, буквальной передачи. Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками.

  • Эдуард Мане – Портрет Эмиля Золя
  • Описание картины «Портрет Эмиля Золя»
  • Сочинение по картине «Портрет Эмиля Золя»
  • Картина Портрет Эмиля Золя Эдуарда Мане
  • Эдуард Мане Портрет Эмиля Золя
  • Портрет Эмиля Золя :: Эдуард Мане
  • Эдуард Мане «Портрет Эмиля Золя», 1868
  • Сочинение по картине Мане «Портрет Эмиля Золя»

Мане заканчивает это произведение в начале лета, до отъезда в Булонь, где рассчитывает провести недель шесть, чтобы отдохнуть и как можно реже браться за кисти: он слишком долго пребывал в нервном напряжении и очень устал (При этом за последние восемнадцать месяцев оп успел очень мало сделать: не более семи или восьми произведений, включая и эскизы к «Казни Максимилиана». ). Почти всю осень Мане работает над «Балконом», произведением новаторским по фактуре, где звонкие тона зеленых ставен и балконной решетки звучат подобно фанфарам будущего. вы можете запросить все в системе с коробкой. Ансамбль представляет собою определенное единство и целостность. Хорошо освещено его задумчивое лицо и книга, которую писатель держит в руках.

Отчасти в силу убеждений, отчасти просто из вежливости, как принято в таких случаях, Берте поторопились сказать, что в «Балконе» Мане не слишком ей польстил, что она там чудовищно «безвкусна». Подобно мастерам прошлого, он искал приметы современности в лицах людей их манере держаться или вести себя.

А вот с господином Гонсалесом Мане повезло куда меньше: писатель – кто этого не знает. Жори прозвал её«школой пленэра». Пабло Пикассо писал об этом полотне Э. Мане: «Когда я вижу «Завтрак на траве» я говорю себе: горести оставим на потом». Бесплодие – так написал о нем Кастаньяри. Он развертывается во всей своей широте, в своей искренности и мощи. Эти произведения, бесспорно, входят в великую семью творений человечества. В этом — своеобразие, неповторимая прелесть произведения. Но мы так и не сговорились и я удалился, так как мальчишки стали посматривать на меня угрожающе.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. Французский художник -импрессионист Эдуард Мане // 23 января 1832 – 30 апреля 1883
  3. 23 января 1832 года родился Эдуард Мане
  4. Описание картины Эдуарда Мане «Портрет Эмиля Золя»
  5. Портрет Эмиля Золя Информацию О
  6. Профессиональный фотограф Каллахан, Гарри (1912 – 1999)

На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Триумф Вакха или Пьяницы», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Он хватает кисти и делает несколько мазков. Именно он познакомил Сезанна с Мане. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Эдуард Мане – Портрет 
Эмиля Золя

Из только что названных картин я предпочитаю «Уличную певицу». Своеобразие — вот главное пугало. Одни ничего не понимают, другие сравнивают. У них в голове есть некий мифичекий "образ народа", который ". Затем появляются художественные критики и вносят в эту сумятицу еще больший беспорядок.

Режим Наполеона III шатается. Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны.

Все дело в воспитании. Все дело в привычке. Теперь, предупредив публику, мне значительно легче высказать свои взгляды. видит женщину так же, как г-н Мане ее пишет – грязными красками с розовыми румянами». Они не воспринимают окружающий мир как нечто многообразное и непрерывно изменчивое.

Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков. Только в 1860 году им был написан «Любитель абсента» — полотно, где еще чувствуется неясный след влияния Тома Кутюра, но где уже есть зачатки собственной манеры художника. «Трагический актер» — портрет Рувьера в роли Гамлета, одетого в черное, — замечателен по выполнению. Каждый вновь появляющийся — всегда чудовище, паршивая овца в стаде.

Голова мальчугана — чудо моделировки и подкупающей нежности. Эта девушка, еще ожидающая своей женской судьбы, отнюдь не целиком поглощена живописью.

Мадам Моризо, неизменно присутствующая на сеансах с вышиванием в руках, находит, что у него «вид словно у сумасшедшего». Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Газеты в один голос обвиняли художника в аморальности, вульгарности и цинизме, но особенно досталось от критиков самой картине и изображенной на ней молодой женщине: «Эта брюнетка отвратительно некрасива, ее лицо глупо, кожа, как у трупа», «Это – самка гориллы, сделанная из каучука и изображённая абсолютно голой, //, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я советую избегать подобных впечатлений». «Среди любопытных, – пишет Берта, – как будто уже распространился эпитет роковой женщины. Эдуард Мане подумал: зачем же лгать, почему не сказать правду. «Испанский певец» – сидящий на зеленой деревянной скамье испанец, поющий и перебирающий струны, удостоился благосклонного отзыва. – весьма прижимист и, когда Мане предлагает ему портрет дочери, он благоволит принять его – без всякого, впрочем, энтузиазма, однако вовсе не собирается заплатить хотя бы за раму (Портрет Эвы Гонсалес находится в Национальной галерее Лондона вторая картина из Салона 1870 года – «Урок музыки» – в чикагском Институте искусств. ).

Они стояли, вытаращив глаза и открыв рты, абсолютно ошеломленные, без тени улыбки. 208 x 264 см. Не сегодня-завтра он будет понят и признан. Чтобы провести буржуа, все средства хороши». Неужели он так никогда ничего не продаст. Послушавшись совета писателя, он включает в число отправленных в Салон 1868 года произведений одно сравнительно старое полотно – «Женщину с попугаем» (Сейчас в Нью-Йоркском Метрополитен-музее. ) – оно было написано двумя годами раньше, позировала для него Викторина Меран.

Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Какое мне дело до совершенства, о котором мечтает кучка людей. В Париже середины 19 столетия это имя какое-то время было нарицательным для «дам полусвета». Неужели жюри опять не примет его работы. «Вот тут-то и начались мои беды, – рассказывает Берта. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Я должен был написать эти строки, прежде чем говорить об Эдуарде Мане как о художнике.

– в мастерской на диване. Для Мане многое представляется проще в присутствии этой наделенной спокойной смелостью молодой девушки, так же как и он и даже, быть может, больше, чем он, прокладывающей дорогу к живописи будущего, к тем празднествам света, воцарение которых уже подготовляют «батиньольцы» – все эти Моне и Ренуары, Писсарро и Сислеи. Изучая сегодня художника Эдуарда Мане, мне не дано испытать этой радости. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Ее шокирует и возмущает не внутренняя структура картины, а ее общий, чисто внешний вид. Зрители 1860-х годов безошибочно определяли по этим атрибутам, что Олимпия – их современница, что красотка, принявшая позу Венеры Урбинской, не более чем преуспевающая парижская куртизанка.

Ни в чем. Он пленяет ее и как мужчина. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Какое мне дело до философских абстракций.

Париж. Мама находит всю эту историю смешной я же нахожу ее душераздирающей». Пабло Пикассо писал об этом полотне Э. Мане: «Когда я вижу «Завтрак на траве» я говорю себе: горести оставим на потом». Подсознательно они понимают, что в революции особого смысла нет – они все равно будут ныть, какая бы власть ни была на дворе.

Верность тонов определяет планы, наполняет картину воздухом, всему придает силу. В Париже вопреки тому, что думает мадам Моризо, он ничего путного не сделает. Он покинул море и отправился в Италию и в Голландию.

В 1863 г. в «Салоне Отверженных» вместе с Эдуардом Мане выставлялся Писсарро. Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены. Суд Париса. Но в Лувре никто не станет возмущаться. «Добрый прием», оказанный ему художниками, живущими по ту сторону Ла-Манша («у них нет, – говорит Мане Золя, – нелепой зависти, существующей среди нас почти все они – джентльмены»), притупляет мучительные ощущения, вызванные критическими выпадами Кастаньяри. Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему.

В 1864 году Эдуард Мане выставил «Мертвого Христа с ангелами» и «Бой быков». На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Их признание имело значение. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему.

Обнаженная женщина изображена сидящей на траве в компании двух элегантных господ (вторая, полуобнаженная женщина видна на заднем плане). С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Сколько же идиотов на свете. Он не умеет ни воспевать, ни философствовать. Пора толпе приблизиться к нему и отдать себе отчет в том, что же ее так нелепо пугает.

Как глубоко был прав Легро, когда покинул Францию с ее населением, «состоящим из правительственных чиновников». Только оскорбления. Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства. Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно "Бар в Фоли-Бержер".

Ибо смысл их существования – нытье и все те же Инет-сопли. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. Я сказал — шедевр и не отступлю от своего мнения.

Но они прекрасны особой красотой иначе говоря — они живут своей собственной жизнью. В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет"). Повторяю, в течение трех лет он чувствовал себя оглушенным ударами учительской линейки. Попугай в картине «Женщина с попугаем» вызывает такие же плоские остроты, как некогда кот в «Олимпии». Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник.

Эмиль Золя изображен сидя вполоборота за письменным столом в мягком кресле. Таково уж непостоянство, царящее в мире: Эдуард Мане, принятый в Салон дважды подряд, в 1866 году получил решительный отказ оригинальную, неожиданную «Олимпию» принимают, но зато отвергают «Флейтиста» и «Трагического актера» — полотна, которые хоть и отмечены целиком индивидуальностью художника, все же не обнаруживают ее так явственно. Наконец, остаются еще четыре картины, едва успевшие подсохнуть: «Курильщик», «Гитарист», «Портрет госпожи М», «Молодая дама 1866 года». Я чуть не забыл четыре замечательные марины — «Пароход», «Бой «Кирседжа» и «Алабамы», «Морской вид в тихую погоду» и «Рыбачье судно, возвращающееся с попутным ветром», — великолепные волны которых свидетельствуют о том, что художник был на море и любит его, а также семь картин — натюрморты и цветы, которые, к счастью, уже становятся общепризнанными шедеврами. поднять с колен", ага чтобы он тут же опролкинулся на задницу от ".

Внезапно Мане уступает желанию покинуть Париж. Я мог бы сказать, что это работа Гойи, Реньо или Фортуни. Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя.

Похвалив «Мальчика-горниста» Эвы (он, по словам надувшей губы Берты, «приемлем. » – и только), все делают вид, будто молодую художницу в полотне Мане не признали в каталоге написано просто – «М-ль Э. Г» и нет таких оскорбительных слов, которые не были бы сказаны об этой «отвратительной, пошлой карикатуре маслом». Что за нелепая мысль. Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины Концерт Джорджоне. О нем слишком много говорили.

Когда «Балкон» будет закончен, Берта не перестанет бывать на улице Гюйо и часто без матери. Он выставляет «Поругание Христа стражей» и свой шедевр — «Олимпию». Но вражда по отношению к нему пока еще существует. Выставка 1867 года не принесла ему ни одного покупателя.

Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Объясню свою мысль. К нему, к его «крайностям привыкли, но все равно его не понимают. «Батиньольская прачка» (мастерская Мане находилась в квартале Батиньоль), «Венера с кошкой», «вывеска для балагана, в котором показывают бородатую женщину», «желтопузая одалиска» Пока одни критики изощрялись в остроумии, другие писали, что «искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения». Эдуард Мане.

Не пройдет, может быть и недели, как Эдуард Мане будет забыт весельчаками, которые найдут себе очередную забаву. Мане возвращается «в полном восторге» от своего короткого пребывания в Лондоне. Франция.

Так, обнаженную женщину в «Завтраке на траве» художник поместил, разумеется, только ради того, чтобы написать нагое тело. Снова и всегда один оскорбления.

Ансамбль представляет собою определенное единство и целостность. «Что касается Мане, то он даже не встал мне навстречу. Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено. Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра.

Женщина без малейшего намека на одежду среди двух одетых мужчин. Но и Берта по-своему оказывает влияние на автора «Олимпии». В творчестве Мане созданию «Олимпии» предшествовали – «Нимфа, застигнутая врасплох» (1859–1861, Музей изобразительных искусств, Буэнос-Айрес), первая работа в жанре ню исполненная в натуральную величину и «Завтрак на траве», вызвавший бурю негодований в знаменитом Салоне Отверженных 1863 года. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав. Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке». Это — нечто неосознанное, это — сама натура художника. Чем больше вглядываешься в препятствие, тем меньше испытываешь страха и недоверия.

Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Завтрак на траве.

В 1874 году открылась первая выставка художников —импрессионистов. Я не теряю надежды, что кто-нибудь из них еще выступит и скажет правду. возродить" и ". В молодости Мане, как и другие художники его круга, много копировал классические полотна Лувра, в том числе (1856) и картину Тициана. И искусство Берты и искусство Мане питается невыраженной любовью, ее обоюдными мечтами. М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию.

Копировал их и Мане и не только в Лувре. Даже самые отъявленные враги Эдуарда Мане признают, что он хорошо пишет мертвую натуру. Все равно. Только в 1860 году им был написан «Любитель абсента» — полотно, где еще чувствуется неясный след влияния Тома Кутюра, но где уже есть зачатки собственной манеры художника. Запоздалое официальное признание принес художнику в 1881 году «Портрет актрисы Жанны де Марси».

Кроме того, как я говорил, неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатость. Работая впоследствии над «Олимпией», он с удивительной свободой и смелостью придал новый смысл хорошо знакомой ему композиции. Маркантонио Раймонди. Из его натюрмортов я особенно восхищался роскошным букетом пионов — «Ваза с цветами» и картиной под названием «Завтрак» обе останутся в моей памяти наравне с «Олимпией».

В январе, на похоронах журналиста Виктора Нуара, 200 тысяч человек скандировали: «Да здравствует Республика. » Чуть раньше, выступая с защитительной речью на процессе по поводу одного периодического издания, Гамбетта (бывший секретарь кузена Жюля де Жуи) не побоялся публично заклеймить «преступление 2 декабря». Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета. Ее удлиненная тонкая фигура в белом платье, ее бледное лицо, ее таящие бурю глаза «затмевают» прочих персонажей, которые рядом с ней (поскольку чувство Мане их не наполняет. ) кажутся просто декоративными элементами. Импрессионизм.

Вся картина, как я сказал, сияет и лучится. Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе). Вновь обмануты его надежды, его постоянно возрождающиеся надежды. 9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа. Объясню свою мысль.

В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы. Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. Красота живет в нас самих, а не вне нас.

Никто не старается найти правильную точку зрения. При этом детали исчезли. Будущее принадлежит ему сам я не рискнул бы ограничить его только настоящим. Впрочем, Эдуарду Мане достаточно набраться терпения.

Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров.

Я чуть не забыл четыре замечательные марины — «Пароход», «Бой «Кирседжа» и «Алабамы», «Морской вид в тихую погоду» и «Рыбачье судно, возвращающееся с попутным ветром», — великолепные волны которых свидетельствуют о том, что художник был на море и любит его, а также семь картин — натюрморты и цветы, которые, к счастью, уже становятся общепризнанными шедеврами. Зднесь кисть Мане передает текучий блеск хрусталя, нежное свечение цветов и кружев, тяжелое рдение плодов, утонченные сочетания лилово-черного, оранжевого, розового,, желтого, серебристо-сиреневого – а отражения и отблески в зеркале придают всему феерический характер. В задачу Мане входило освободить художников от доктрин академизма и литературных сюжетов. Это было бы поучительно. Эта женщина привела в негодование публику, ничего, кроме нее, в картине не увидевшую.

Неужели жюри опять не примет его работы. Неужели вам все еще смешно. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Опасная любовь.

Да и Теодор Дюре полностью отказался от мнения изложенного в брошюре «Французские художники в 1867 году» и опубликовал теперь настоящий дифирамб в честь своего портретиста. Одетая всегда в черное и белое, она очень элегантна – «очень стильна», как выражаются в Пасси люди ее круга. Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние. Ее муж был префектом в Бурже (там в 1841 году и родилась Берта), в Лиможе, Кане и Ренне, а сейчас занимает пост инспектора финансового контроля в Счетной палате.

Число сеансов растет. После анализа — синтез. В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов.

В ней — весь художник и только он один. Ни малейшей убежденности, ни малейшей заботы об истине.

Дальше следуют «Испанский певец» и «Мальчик со шпагой». По инициативе Клода Моне они собрали по общественной подписке 20 тысяч франков, выкупили «Олимпию» у вдовы художника и принесли её в дар государству. У нее нет ни методы, ни точки зрения. Затем его зрение прояснилось, он ясно увидел вещи, язык его развязался и он заговорил. Передо мной — грандиозное зрелище, каждый акт которого меня увлекает и глубоко волнует. Рисунок, штудии с натуры, умение построить большую композицию такова была основа работы в его ателье. Подумайте о моем предложении.

Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. Мане упрекали в подражании испанским мастерам.

Его всюду устроило бы нечто поверхностное. Через два года он вернулся к ее вариациям в гравюре, а спустя еще год включил ее изображение в качестве детали фона в «Портрет Эмиля Золя» (1868, Музей Орсэ). Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856).

Портрет Золя находится сейчас в Лувре (дар мадам Золя в 1918 году). ). Поступив таким образом, вы дали бы мне возможность заставить восхищаться картиной, ее живописью. Уже через пару лет после скандала с «Олимпией» парижане, познакомившиеся на Всемирной выставке (1867) с искусством Японии, были увлечены и очарованы им, но в 1865-м году многие, в том числе и коллеги художника, не приняли нововведений Мане. «Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания.

Однако налицо очевидная эволюция. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Глаза привыкли к новому без их ведома. В «Олимпии», по-прежнему вдохновленный классическими образцами (на этот раз «Венерой Урбинской» Тициана, которую он копировал в 1856 году), Э. Мане снова демифологизировал мотив.

Когда Эва поведала о желании учиться у Мане, Гонсалес был озадачен.

Таково уж непостоянство, царящее в мире: Эдуард Мане, принятый в Салон дважды подряд, в 1866 году получил решительный отказ оригинальную, неожиданную «Олимпию» принимают, но зато отвергают «Флейтиста» и «Трагического актера» — полотна, которые хоть и отмечены целиком индивидуальностью художника, все же не обнаруживают ее так явственно. В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию. Публику никогда не удастся излечить от страха.

Преподаватель Южно-Кенсингтонской художественной школы дижонец Легро живет здесь, окруженный уважением, вдали от изнуряющих силы парижских споров. ". Все эти заверения грешат, несомненно, некоторыми преувеличениями. Затем она выставляла свои работы каждый год. Он неустанно изучает ее черты.

восторга за рашу. Он спросил, есть ли от тебя весточка, а я ответила, что напишу тебе о его холодности. Один требует цвета, другой — рисунка, третий — морали. нужно неизменно. Но никто не направляет толпу.

Знаком уважения к модели стала импрессионистическая фактура портрета Клода Моне в картине «Моне, пишущий в своей лодке-мастерской». У него есть последователи он — глава школы, мэтр новой художественной молодежи. Заговорил он свежим и изящным языком, который сбил с толку публику. Тема обнаженной женской натуры обозначена на экспозиции выдающимся творением Тициана «Даная», двадцатью гравюрами по работам великих венецианцев и французских художников XVII-XIX столетий и рисунком Франсуа Буше из коллекции Эрмитажа. Здесь перед нами, по словам балагуров, лубочная картинка.

Мане случалось встречаться с семьей Гонсалесов на приемах у Альфреда Стевенса. Она будет удостоена медали и принесет автору право отныне выступать «вне конкурса». Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Только оскорбления.

Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика. В 1865 году Эдуарда Мане опять приняли в Салон. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Теперь, предупредив публику, мне значительно легче высказать свои взгляды.

Боже, какое неприличие. В левой части полотна изображена японская ширма. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения.

В 1859 году «Любитель абсента» был отвергнут Салоном туда Мане попал лишь два года спустя с «Портретом родителей». Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана).

В этом — своеобразие, неповторимая прелесть произведения. В конце концов победила его приверженность к искусству. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма.

Первое впечатление, которое производит любая картина Эдуарда Мане, всегда несколько резковато. Через десять лет на второй выставке «Отверженных» были представлены работы Ренуара, а полотна Моне, Писсарро и Сислея показывал в том же году торговец картинами Поль Дюран-Рюэль. Публика привыкает критика успокаивается и соглашается открыть глаза успех возрастает.

Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862). «Вот это воистину живопись. » – восклицает он. Меня как человека интересует человеческая природа, моя великая праматерь человеческое творение, произведение искусства трогает и восхищает меня постольку, поскольку в его основе я обнаруживаю художника, брата, который показывает мне природу в новом аспекте со всей силой или со всей нежностью своего «я».

Но пусть только появится новый яркий талант и вы опять услышите шиканье и свист.

Посмотрим, каковы взгляды толпы на искусство. Эдуард Мане умер после продолжительной болезни в возрасте 51 года.

поначалу очень робкое, стимулируемое скорее любопытством экспериментатора, чем настоящими убеждениями) с тезисами наиболее революционно настроенных «батиньольцев», Моне и Писсарро, для которых пленэр, теплые колористические соотношения, взаимодействующие с дневным светом, – это ключ к живописи будущего. При этом из страны они не валят и революцию делать не спешат. Ей брошена кость. Вот таким образом нелишне сообщить, что если Эдуард Мане писал своих espada и majo (тореро и щёголь – А. К. ), то делал он это по той простой причине, что в мастерской у него были испанские костюмы, расцветка которых ему нравилась. Они подходят поближе, открывают каталог.

Деньги тают. Выше: что вы искали. Он вполне довольствовался бы чем-то средним – и в любви и в жизни и в искусстве. Мане приходит, бросает на холст быстрый взгляд. Публику никогда не удастся излечить от страха.

Дюре очень бы хотелось как-то отблагодарить Мане. Ах. В ней — весь художник и только он один. Приятное, кратковременное удовольствие. Полотно ее обезобразило.

Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Его интересовал мир людей их отношений и чувств. Вот как я объясняю рождение всякого подлинного художника, в частности, Эдуарда Мане. Это полотно мастера – и признание мужчины.

Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Ни малейшей убежденности, ни малейшей заботы об истине. Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика. На такое видение современности сквозь призму прошлого его вдохновил Шарль Бодлер, который был не только знаменитым поэтом, но и влиятельным художественным критиком. Так ли. Ощущая затаенную страстность ее натуры, он загорается сам.

Как, впрочем и для Берты Моризо – ее участия в этом опыте Мане нельзя не учитывать. Это было бы поучительно. «Олимпию» никто так и не купил, полотно оставалась в мастерской до конца его жизни и было снято с посмертной распродажи не найдя ни одного покупателя. Их образы символизируют муз. Я хочу анализировать только факты, а произведения искусства — это не что иное, как факты. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета.

Подхожу теперь к последним произведениям, к тем, которых публика еще не знает. На его картине мы видим живых парижан 60-х годов прошлого века, непринужденно расположившихся на месте классических персонажей. Когда появляется какой-нибудь Делакруа, его освистывают за то, что он не похож на других. Неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатостьЧерез несколько секунд выявляется целое, значительное и прочное и испытываешь истинное очарование, созерцая эту ясную и серьезную живопись изображающую натуру с грубоватой нежностьюон говорит языком простым и точным» (январь 1867года).

В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему.

Эта женщина (она была некогда восхитительно хороша и долго ее сопровождал целый хвост обожателей) проявляет большую независимость ума. Эдуард Мане родился в богатой буржуазной семье.

Деньги тают. Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками.

Запоздалое официальное признание принес художнику в 1881 году «Портрет актрисы Жанны де Марси». Изобразив своего друга во весь рост – на сером фоне выделяется серый же костюм, – Мане, добиваясь разнообразия светлых тонов – им надлежит разбить эту монохромность, – вводит несколько элементов, чье присутствие в картине обусловлено чисто пластическими целями. Изучая на примере Эдуарда Мане то, как принимают у нас оригинальных художников, я протестую против подобного рода приема из этого частного случая я делаю общий вывод, относящийся ко всем подлинным художникам. «Сад» – таково будет название этой картины – стал событием в творчестве Мане ибо художник впервые покинул тогда мастерскую и попросил натурщиков позировать на пленэре. В сопоставлении этих белых тонов преодолена огромная трудность.

В общем, толпа отказалась судить о «Завтраке на траве» так, как судят о подлинных произведениях искусства она увидела в картине только людей, закусывающих на траве после купанья и решила, что в трактовке сюжета художник преследовал непристойную, скандальную цель, тогда как на самом деле он стремился лишь к резким контрастам и к смелому изображению цветных пятен. Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины "Концерт" Джорджоне. Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» — своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).

Посыльный уже ждал, чтобы ее унести. Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов. Я пребываю в полном замешательстве.

В итоге картина не только приобретает законченность стиля, но при этом превращается, в значительной степени из ренессансного окна в мир в поэтический образ мира. Повторяю, он просто аналитик его холсты представляют гораздо больший интерес, чем плагиаты его собратьев благодаря такому методу искусство обретает более прочное основание художник — истолкователь действительности и его произведения для меня имеют ценность точного описания, сделанного своеобразным и человечным языком. Мало того, что она бывает тут, сияющая молодостью (Эва моложе Берты на восемь лет), во всем своем высокомерном безразличии и той «morbidezza» (Morbidezza – мягкость (итал. ). ), которая в известной степени контрастирует с ее внешностью: резко очерченный, с горбинкой нос, упрямый подбородок, лоб, выступающий из-под густой массы волос, «схваченных на макушке широким бантом» (По словам Теодора де Банвиля. ), – короче говоря, во всем величии юности излучаемом этим существом мало того, что она просто бывает тут, дышит воздухом мастерской, она приносит сюда шелест своих платьев, запах духов, свои манеры женщины соблазнительной и желанной, окруженной поклонением многочисленных почитателей. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения.

Находят, что Эдуарда Мане что-то роднит с испанскими мастерами и он нигде не подтверждает этого в такой степени, как в «Мальчике со шпагой». Я им ответил, что судьба, несомненно, уготовила уже место в Лувре для «Олимпии» и для «Завтрака на траве». Кастаньяри, так резко высказывавшийся о «Завтраке на траве», не боится сказать теперь, что «Золя» Мане — это «один из лучших портретов в Салоне». Все в этом полотне неподвижно, преисполнено молчанием, жизнь в нем словно приостановилась.

Тут публика приходит в неистовство. «Убежден, что там можно кое-что сделать, – пишет он Фантен-Латуру. Публика пока многого не понимает, но больше уже не смеется. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате.

В конце концов победила его приверженность к искусству. Его полотна приняты, но зато плохо повешены: «в углу, слишком высоко или прямо рядом с дверью». Там, он подружился с Антоненом Прустом.

«Смотрите и судите, — сказал бы я. — Вот чудак, вот непризнанный художник. Однако крестным отцом ребенка был Эдуард Мане и потому возникли предположения, что Мане и есть настоящий отец мальчика. Примирение этих двух людей было действительно полным. Каковы же мои воззрения в области искусства. «Испанский певец» – сидящий на зеленой деревянной скамье испанец, поющий и перебирающий струны, удостоился благосклонного отзыва.

Отныне Эва регулярно работает под руководством Мане в мастерской на улице Гюйо. Не начинаете ли вы чувствовать, что в этом таланте есть еще что-то, кроме черных кошек. Первая четв. Произведение нравится ей или не нравится — вот и все. Мане обескуражен.

От последней картины у художника сохранился только эспада переднего плана — «Мертвый человек», — очень близкий по манере «Мальчику со шпагой». Напомним, что одну из героинь популярного романа (1848) и одноименной драмы (1852) Александра Дюма-Младшего «Дама с камелиями» звали Олимпией. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Я не выдумываю.

Вот таким образом нелишне сообщить, что если Эдуард Мане писал своих espada и majo (тореро и щёголь – А. К. ), то делал он это по той простой причине, что в мастерской у него были испанские костюмы, расцветка которых ему нравилась. Вот тогда я взял бы скептиков за руку и подвел их к картинам Эдуарда Мане. Название картины усугубляло ее «неприличие». У пего есть последователи он – глава школы, метр новой художественной молодежи. Отсутствие одежд и только это качество определяет их принадлежность жанру ню (фр.

Хотя ей уже двадцать семь лет, она отвергла не одно предложение. Однако, отношения между учителем и учеником не сложились. Получивший портрет в подарок, Дюре в восторге от холста и тут же вешает его у себя дома. Первые значительные произведения созданы им, самое большее, шесть-семь лет тому назад. На чем бы она ни паразитировала.

208 x 264 см. Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне. Неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатостьЧерез несколько секунд выявляется целое, значительное и прочное и испытываешь истинное очарование, созерцая эту ясную и серьезную живопись изображающую натуру с грубоватой нежностьюон говорит языком простым и точным» (январь 1867года). Не известно в точности, в какой степени название картины было навеяно произведениями Дюма и кому – самому художнику или кому-то из его друзей – принадлежала идея переименовать «Венеру» в «Олимпию», но это название прижилось. Именно он – это было бы дивно (Эти художники – Реньо и Фортуни – были тогда у публики в большом почете. ). После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства. Чтобы понять и оценить этот талант, нужно — повторяю еще раз — позабыть о тысяче вещей.

Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Толпа почти всегда смеется по пустякам. Пребывая в плену вполне традиционного представления об успехе, Мане не отдает отчета, что теперь жюри уже почти не может отстранить его. Эти две картины, сильные, значительные и в то же время изящные, ничем не оскорбляют близорукую толпу.

Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины "Концерт"Джорджоне. Критики на самом деле больше не обходят Мане. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Неужели он по-прежнему кажется вам забавным шутником.

«Тон тела грязный и никакой моделировки», – вторил ему поэт Теофиль Готье. В 1864 году Эдуард Мане выставил «Мертвого Христа с ангелами» и «Бой быков». Что до меня, то мои симпатии, признаюсь, на стороне других произведений художника откровенную резкость, правдивые и сильные пятна «Олимпии» я ценю выше, чем изысканное, но поверхностное изящество «Мальчика со шпагой». Никто не старается найти правильную точку зрения.

Музей Орсэ. Официального успеха художнику пришлось ждать долго. Холст, масло. «Из вас ничего не получится», — говорит учитель, что означает: «Вне меня нет спасения, а вы — не я». А уж философы, если надо, позаботятся о выработке соответствующих формул. Автор «Олимпии», ее пресловутого кота, особы с попугаем.

Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время. Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков. В ней я почувствовал индивидуальность Эдуарда Мане и когда я анализировал темперамент художника, я имел перед глазами только эту картину, содержащую в себе все остальные.

Клод Оскар Моне (1840—1926), Камиль Писсарро (1830—1903), Пьер Огюст Ренуар (1841 — 1919), Альфред Сислей (1839—1899), Эдгар Дега (1834—1917) и некоторые другие художники были хорошо известны парижской публике: уже около пятнадцати лет они демонстрировали своё искусство. Тут публика приходит в неистовство.

В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). Так или иначе, он заставил меня поставить ее на тележку. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета.

Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. В Булони он останавливается вместе со своими близкими в районе порта, в отеле «Фолкстон». «Портрет Золя» — дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку.

В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни. С 1862 года, унаследовав состояние отца, художник получил материальную независимость. Этот художник говорил своим собственным языком, который отныне принадлежал только ему.

Но у меня все будет по-другому – я перенесу сцену на воздух, окружу ее прозрачной атмосферой, а люди будут такими, какими мы их видим сегодня". Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. «Я вышла там скорее странной, чем некрасивой», – считает Берта. Если бы Мане хотел разжечь ревность Берты, то именно так ему и следовало бы вести себя.

Где это видано. Одним из этапных для Мане произведений (как и всего Х1Х века) стал «Завтрак на траве». Этот художник говорил своим собственным языком, который отныне принадлежал только ему.

Впрочем, тут есть и предвзятость: искусство живет только фанатизмом. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Мадам Моризо такие мелочи не смущают.

Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Первые значительные произведения созданы им, самое большее, шесть-семь лет тому назад. К Мане присоединяются теперь многие ранее колебавшиеся. В насмешку говорилось, что полотна Эдуарда Мане напоминают лубочные картинки. Начиная с Завтрака на траве, отвергнутого официальным Салоном и выставленного в только что открывшемся Салоне отверженных, берет начало непримиримый конфликт Мане с официальным искусством.

Сначала глаз замечает лишь широко положенные пятна. Одним из этапных для Мане произведений (как и всего Х1Х века) стал «Завтрак на траве».

В семнадцать лет, ко времени окончания коллежа, в нем пробудилась любовь к живописи. Не будь между Бертой и Мане преграды респектабельности и светских привычек, а еще, наверное, не будь трепещущая Берта Моризо, такая близкая и при этом такая далекая, столь недоступной, какой-нибудь сеанс для «Балкона» в случае отсутствия мадам Мане закончился бы – кто может знать. Когда они видят там имя Мане, то стараются изобразить приступ смеха. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника. Но Мане удалось испытать и большую радость, когда он прочел взволнованную статью Дюранти.

Это особенно заметно в «Портрете Эмиля Золя». Мане не в силах глядеть на эти непроданные полотна без грусти и тревоги. Пабло Пикассо по-своему интерпретировал «Завтрак на траве» Э. Мане в серии своих работ 1959 -1962 годов. Но друзья художника не могли допустить, чтобы шедевр Мане покинул Францию. Оппозиция императорской власти становится ожесточеннее. Наши пейзажисты значительно превосходят в этом отношении исторических живописцев и жанристов, так как они изучают природу, довольствуясь изображением первого попавшегося уголка леса.

Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). Из только что названных картин я предпочитаю «Уличную певицу». В 1865 году он отправился в Испанию изучать творчество Гойи. Счастливы те, кого учителя не признают своим детищем.

Так Гюстав Курбе сравнил Олимпию с «дамой пик из колоды карт, которая только что вышла из ванны». «Мальчик со шпагой» — мальчуган с наивным и удивленным взглядом, держащий обеими руками большую шпагу с портупеей. «Завтрак на траве» — самое большое полотно Эдуарда Мане, в котором он осуществил мечту всех художников, — дать в пейзаже фигуры в натуральную величину. Они одинаково ненавидят и власть и оппозицию. В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне.

С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Эта картина привлекает всеобщее внимание. Впрочем, я предпочитаю «Флейтиста» — симпатичного мальчугана из оркестра, который изо всех сил и от всей души дует в свою флейту. Но в Лувре никто не станет возмущаться. Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами.

Я не выдумываю. Что ж, он и есть сумасшедший, подобно восемнадцатилетнему юноше, опьяненному любовью. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Я, право, нахожу его очаровательным и он нравится мне бесконечно, – добавляет она. С течением времени озабоченность, мучающая его, нарастает.

Он работал в течение шести лет, перед вами его произведения. «Смотрите и судите, — сказал бы я. — Вот чудак, вот непризнанный художник.

Современники назвали этих художников «бунтовщиками», а жюри Салона постоянно отвергало их произведения. Именно это стремление сделать предметом искусства саму окружающую действительность и сплотило вокруг художника молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов. Так начинается сближение Мане (о. В «Олимпии», по-прежнему вдохновленный классическими образцами (на этот раз «Венерой Урбинской» Тициана, которую он копировал в 1856 году), Э. Мане снова демифологизировал мотив.

«Но это очень хорошо, – говорит он, – чуть хуже вот здесь, в нижней части платья». Принятая жюри Салона 1865 года «Олимпия» вызвала такой скандал, что пришлось закрыть залы для посетителей. Полотна Мане – Берта может созерцать их вволю – пример для нее. Выставка 1867 года не принесла ему ни одного покупателя. Что до Берты, то создается впечатление, будто замуж она не торопится.

«Из вас ничего не получится», — говорит учитель, что означает: «Вне меня нет спасения, а вы — не я». Она догадывается – нет, она просто знает, – что он великий художник середины века. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками. Мане заканчивает портрет Золя в феврале (Золя только что опубликовал новую книгу, роман «Тереза Ракэн» и некий критик, анализируя это произведение, писал в январском номере «Le Figaro»: «Г-н Золя.

Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. В день открытия Салона Берта (она в этом году не экспонируется) идет прямо в зал «М», где тут же замечает Мане – «растерянного, в шляпе, освещенной солнцем».

Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру. Художника не случайно называли "живописцем современной жизни". Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать.

В том же году Мане получил орден Почетного легиона. Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя. Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его.

Впрочем, Эдма скоро оставит живопись, так как недавно обручилась с Адольфом Понтийоном, с тем самым Понтийоном (какое необычное совпадение. ), который вместе с Мане путешествовал на «Гавре и Гваделупе» он был на том же самом карнавале в Рио и стал моделью для первого из датированных произведений художника – «Пьяного Пьеро», а сейчас служит морским офицером в Шербуре Эдма обвенчается с ним в начале следующего года. Посмотрим, каковы взгляды толпы на искусство. Вся картина, как я сказал, сияет и лучится. Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист».

Уж не Берта ли Моризо, привыкшая к работе на пленэре, к освещенным солнцем звучным тонам (она брала уроки у Коро), подтолкнула Мане на этот путь. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. Спустя год после создания картины поэт Закари Астрюк воспел Олимпию в поэме «Дочь острова», строки из которой, ставшие эпиграфом к этой статье, были помещены в каталоге достопамятной выставки.

Гийеме это быстро наскучило: он говорит, что Мане «промахнулся» с ним, что «мадемуазель Клаус ужасна», сеансы им обоим надоели и они решили говорить, будто картина «совершенна» и «добавлять к ней нечего». Мадам Моризо в восторге. Наша роль, роль критиков художественных произведений, сводится к установлению особенностей языка различных темпераментов, к изучению этих особенностей для того, чтобы сказать, что же в них по-настоящему нового, сильного и проникновенного.

Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет — картинам «Аржантей» и «В лодке». Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона.

Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины "Олимпия". В ее утонченной и смелойцветовой гармониипроявилась высочайшая живописная культура Эдуарда Мане, впитавшая в себя опыт мастеров прошлого.

Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862). Находясь перед каким-нибудь объектом, художник весь превращается в зрение и наблюдает этот объект в разнообразных, воздействующих друг на друга цветах. В том же году Мане получил орден Почетного легиона. Повторяю, в течение трех лет он чувствовал себя оглушенным ударами учительской линейки.

Они во всех видят русофобов и врагов народа. Зато в «Мастерской» Фантен-Латура автора «Олимпии» узнать не преминули. В сущности — все это только смех, только вздор. Он не слишком высоко ценит Мане как художника, в чем совершенно расходится с дочерью.

Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков. Один из них окрестил полотно «Христом, живописующим среди учеников своих или Божественной школой Мане» – «Иисус-Мане вещает ученикам: Истинно истинно, – говорю я вам – тот, кто имеет ловкость живописать, является великим живописцем. Вот таким образом нелишне сообщить, что если Эдуард Мане писал своих espada и majo, то делал он это по той простой причине, что в мастерской у него были испанские костюмы, расцветка которых ему нравилась. Затем я раскрыл бы тайну и пойманный на удочку буржуа вынужден был бы прикусить язык. Но «Олимпию» Мане считал своим лучшим полотном и не хотел продавать.

Не удивительно, что после этого художник с трудом решился выставить «Олимпию» на следующем Салоне в 1865 г. : ведь в этой картине он «покусился» на еще один шедевр классического искусства – картину из Лувра «Венеру Урбинскую» (1538), написанную Тицианом. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Мане упрекали в подражании испанским мастерам. Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру.

Фортуни. Художника не случайно называли живописцем современной жизни. Почувствовав, что он ничего не достигнет, копируя мастеров или изображая природу, увиденную чужими глазами, Мане в одно прекрасное утро, вероятно, понял, что ему надо попытаться увидеть ее такой, какова она есть в действительности, а не смотреть на мир сквозь призму чужих произведений и чужих мнений. Теперь взгляните на букет и, пожалуйста, поближе: розовые, синие, зеленые пятна. Идите и живописуйте и вы попадете пальцем в небо. Выборы 1869 года умножили число противников Бонапарта в рядах членов Законодательного корпуса (в Ниоре Антонен Пруст был кандидатом оппозиции, правда, не прошедшим).

Взор задумчив и словно погружен в печальные мечты. ".

Тогда люди с восхищением и симпатией направились бы прямо к тем полотнам, которые создают неожиданное и странное впечатление именно их стали бы спокойно и внимательно изучать с надеждой обнаружить в них проявление еще одной грани человеческого гения. Неосознанную гениальность Мане она чувствует инстинктивно, но остро.

В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). К «Олимпии» он приступил по его окончании. Отказ был бы здесь равносилен преступлению, узаконенному убийству.

Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности. Наконец, остаются еще четыре картины, едва успевшие подсохнуть: «Курильщик», «Гитарист», «Портрет госпожи М», «Молодая дама 1866 года». Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению. Что все это означает. Картина была включена в собрание живописи Люксембургского дворца, а в 1907 г., стараниями тогдашнего председателя Совета Министров Франции Жоржа Клемансо, она была перенесена в Лувр.

Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета.

В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне. Эдуард Мане и Клод Моне, которых несведующие люди иногда путают, были друзьями. «Передо мною, – говорит Дюре, – происходил процесс осуществления его инстинктивной, как бы органичной манеры видеть и ощущать». Ваяв за основу при изображении фигур композиции Рафаэля и вызывая в памяти пасторальную атмосферу живописи Джорджоне, Мане сознательно стремится напомнить о высоких идеалах искусства Возрождения. Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние. Изучает произведения искусства в Лувре и музеях Европы, переосмысливает сюжеты картин старых мастеров и старается придать им в своих работах современное звучание.

«Портрет госпожи М» — одно из лучших произведений художника. Это явно взаимная любовь, но любовь запретная, невысказанная и обреченная таковой остаться. Но ничто не изменится.

Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено. Его ждет судьба великих мастеров, таких, как Делакруа и Курбе. Неужели он так никогда ничего и не продаст. Но о нем слишком много говорили. Но почти сразу же садится на корабль, совершающий рейсы в Англию. Я им ответил, что судьба, несомненно, уготовила уже место в Лувре для «Олимпии» и для «Завтрака на траве».

Я утверждаю, что эта картина — поистине плоть и кровь Эдуарда Мане. Боже, какое неприличие. Показать художника во весь рост, раскрыть его индивидуальность — задача вообще нелегкая. Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу. И что же, по-вашему, ей делать среди оглушительного шума современных мнений.

Не начинаете ли вы чувствовать, что в этом таланте есть еще что-то, кроме черных кошек. От последней картины у художника сохранился только эспада переднего плана — «Мертвый человек», — очень близкий по манере «Мальчику со шпагой». Но рядом с ним Берта – вестница зарождающегося и пока не имеющего имени искусства. – художник погружается в мрачное уныние. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).

Франция. Известно, насколько успешно он преодолел эту трудность. Моя единственная надежда, что картину не примут.

Мы не привыкли к столь простому и искреннему восприятию действительности. В третьих, в Мане меня поражает его несколько сухая, но чарующая грация. Я видел, что многие приходили сюда с явным намерением позабавиться. Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков.

Однако французский художник внес в этот опыт не только современную энергию и лаконизм, но и нечто абсолютно новое. Публика увидела только соответствующим образом трактованный сюжет. Но сюжет ее вызывает у юмористов воодушевление. В каждом полотне кисть художника говорит одним и тем же языком, простым и точным. Серьезное искусство наводит глубочайшую скуку чтобы его немного оживить, надо найти в Салоне картину, над которой можно было бы посмеяться.

Он занимается любовью, как иные пробуют мороженое. Я отнюдь не утверждаю, что язык этот был совершенно нов и что он не содержал в себе некоторых испанских оборотов, о чем я еще скажу в дальнейшем но, судя по смелости и правдивости некоторых произведений Мане, легко можно было понять, что родился настоящий художник. Чтобы выглядеть не просто снисходительным, но и последовательным человеком, он покупает у Мане за 1200 золотых франков «Приветствующего матадора» 1866 года. Что его, собственно интересует.

В заключение скажу, что в «Молодой даме 1866 года» ясно выражена та врожденная изысканность, которая свойственна Эдуарду Мане как светскому человеку. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Пусть он остается в глазах большинства людей «шутом», пусть. И однажды Мане вынужден будет поддаться чарам.

Сегодняшнему зрителю стройная «стильная» Олимпия (для картины позировала любимая модель Мане Викторина Меран) кажется не менее привлекательной, чем женственная тициановская Венера с ее округлыми формами. Мане «оскорбил» не только нравственность, но и эстетическое чувство парижан. Такова была его художественная программа.

В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника. Вся страна бурлит. Показать художника во весь рост, раскрыть его индивидуальность — задача вообще нелегкая. Я не свергаю ни одного кумира, не отрицаю ни одного художника.

Что касается меня, то я предпочитаю «Мертвого Христа с ангелами», — здесь я снова нахожу подлинного Эдуарда Мане, со всеми особенностями его зрения, с его смелой рукой. Эта женщина привела в негодование публику, ничего, кроме нее, в картине не увидевшую. И тем не менее, ничто не прошло даром. Его композиционное решение было навеяно рафаэлевским «Судом Париса» и «Сельским концертом» Джоджоне. Я вижу в нем живописца-аналитика.

На полотнах Мане светотеневая моделировка заменяется цветовой, палитра становится все более светлой, красочной мазок — широким, свободным, передающим трепетность живого дыхания жизни контуры изображаемого теряют четкость, как бы растворяются в световоздушной среде. Мане упрекали в подражании испанским мастерам. Он обманывает Сюзанну (она для него теперь не более чем «привычка»), нимало не задумываясь над этим, не придавая большого значения успеху у женщин, у тех более или менее легкодоступных женщин, мимолетно возникающих в его жизни завсегдатая Бульваров и художника. Только она и привлекает внимание публики в этой работе Мане. Впрочем, я предпочитаю «Флейтиста» — симпатичного мальчугана из оркестра, который изо всех сил и от всей души дует в свою флейту.

Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. Анализ лишается какой бы то ни было основы: истина никогда не бывает единой и бесспорной все это — только более или менее убедительные разглагольствования. Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности. Это уже первый шаг.

Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». «Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана.

Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей. Говорит она мало – глуховатым, резким голосом произносит короткие, отрывистые слова, нередко проглатывая буквы. «Светлая живопись», «пленэр» – эти слова постоянно звучат во время несмолкаемых споров в кафе Гербуа.

.