Энгр Юпитер И Фетида

Описание Картины Жана Огюста Энгра «зевс (юпитер) И Фетида»

(поля двух паспрату с каждой стороны по 3см. ) 8см. Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля». Энгр словно не замечал, как противоречил сам себе, когда создавал одновременно со своими неподвижными, бесстрастными академическими полотнами такие шедевры острейшей наблюдательности или подлинного поэтического изящества, как знаменитый портрет «Портрет Буртена» (1832). В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года).

В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. Турецкая Баня. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность.

Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства. 12см. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Стремясь к ритмической выразительности и пластической экспрессии, Энгр смело нарушал анатомические пропорции и не удивительно, что его образы вдохновляли впоследствии «неканонических» мастеров (Редон и Пикассо). В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной.

  • Юпитер и Фетида — Жан Огюст Доминик Энгр
  • Описание картины Доминика Энгра «Юпитер и Фетида»
  • Энгр Жан Огюст ДоминикКартины и биография
  • Бред какой-то) Но покажите еще)
  • «Юпитер и Фетида», Жан-Огюст-Доминик Энгр, репродукция

Виды деятельности. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». Но именно эта поза сообщает образу экспрессию.

Зевс недаром не спешит соглашаться – он знает, что за это его будет корить его олимпийская супруга Гера (которая наблюдает за разговором мужа и нимфы она изображена у левого края картины). Шея Каролины кажется чрезмерно длинной, спинка носа выступает вперед. Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других.

  • Заказать картину «Юпитер и Фетида»
  • Картина Зевс и Фетида Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867)
  • Жан Огюст Доминик Энгр "Юпитер и Фетида" (1811)
  • Жан Огюст Доминик Энгр — французский художник

Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. с каждой стороны) 50см. «Сон Оссиана». Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Учился в Тулузской академии изящных искусств. Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. В 1802 году за картину «Ахиллес принимает в своем шатре посланцев Агамемнона», он получил большую римскую премию и отправился за счет правительства в Италию, в которой прожил 18 лет (Рим, Флоренция), зарабатывая на жизнь живописными портретами.

В 1796 попадает в мастерскую Давида (см. ), в 1801 получает римскую премию за картину «Ахилл принимает посланников Агамемнона». Энгр потянул свои рисунки портрета на веленевой бумаге, которая обеспечила гладкую поверхность, очень отличающуюся от ребристой поверхности положенной бумаги (который, тем не менее иногда упоминается сегодня как 171 Краткая биография Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) – французский художник родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Все перечисленные свойства присущи отчётным работам Энгра, которые он посылал в парижский Салон. Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха.

  • Записи с меткой Юпитер и Фетида
  • Картина Юпитер и Фетида – Жан Огюст Доминик Энгр
  • Репродукция картины Юпитер и Фетида, художник Энгр Жан Огюст Доминик
  • Описание картины Жана Огюста Энгра «Зевс (Юпитер) и Фетида»

Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. «Восточная» тема всегда интересовала Энгра. Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Художника награждают орденом Почетного легоина и избирают академиком.

Юпитер и Фетида 
— Жан Огюст Доминик 
Энгр

Энгр видит свое призвание в сохранении великих традиций прошлого, он пишет большие тематические картины: «Апофеоз Гомера» (1827, Лувр, Париж) «Мученичество Симфориона» (1834, Собор в Париже). Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. Симфориона, Роже и Анжелика, Портрет первого консула (1803 г. ), Автопортрет (1835), Портрет Луи Франсуа Бертена (1832), Портрет мадам Гонз (1852), Портрет мадам Энгр (1814), Портрет мадам Мари де Сенонн (1814). Всего художник прожил в Италии 24 года103.

В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом. Дега, П. Пикассо и др. ). Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства».

В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. В декабре они обвенчались. Петру ключи» (1820), «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» (1820), «Апофеоза Гомера» (1827), «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймсе» (1854), «La Source» (фигура молодой девушки с вазой на плече из которой льется вода, 1856) и «Купальщица», а из пяти портретов160 портрет Керубини и Бош.

Необычайной силы талант Энгра достигает в знаменитом портрете «Бертена Старшего» (1832, Лувр, Париж): в благообразном облике седовласого господина, в его умном волевом лице, мощной фигуре, во властном жесте рук, в цепких пальцах чувствуется энергия, несокрушимый напор, деловая хватка, превращающие главу журнала «Деба» в символ новой эпохи. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. Энгр Жан Огюст Доминик — автор ряда блестящих карандашных портретов (большинство хранится в музее Энгр Жан Огюст Доминик в Монтобане). В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции).

Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года).

Сторона Б 40см. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. Ф. Бертен», 1832, все Лувр, Париж «Мадам Муатесье», 1851, Национальная галерея, Вашингтон) изображение обнаженной натуры («Большая купальщица», 1808, «Большая одалиска», 1814 — обе Лувр, Париж портреты Н. Паганини, Ш. Гуно, Ф. Листа и других музыкантов).

Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона.

Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. и багет с шириной профиля 4см., то полный размер картины будет равен: Сторона А 30см. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137.

Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141.

В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). По другим источникам, когда Зевс вознамерился жениться на Фетиде, Прометей предсказал ему, что сын Фетиды воцарится над небом. В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). Бард помещен в центре композиции, склонившимся на арфу у скал. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4.

В героиню были влюблены несколько рыцарей – христиан и язычников. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути.

В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Это способствовало развитию художника в непосредственном контакте с разными по характеру моделями7. Э. занимался вопросами музыкального образования, вокальной педагогики. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. В «Илиаде» Гомера рассказывается о том, что Ахилла оскорбил царь греков Агамемнон и его мать Фетида поднялась из морской пучины на гору Олимп, где обитали боги, чтобы умолить Зевса отомстить за ее сына. Широкоплечий могучий Юпитер кажется исполином рядом с женственной коленопреклоненной фигурой Фетиды.

Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением. Она пообещала наградить золотым яблоком самую красивую из присутствующих на торжестве богинь: Афродиту (Венеру), Афину (Минерву) или Геру (Юнону). На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла.

Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106.

Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму.

Энгр выработал в рисунках особую технику. Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Шассерио был единственным учеником Энгра, который сформировался в яркую индивидуальность118. Фетида — нереида, жена Пелея, мать Ахилла. Из-за отсутствия финансирования остался в Париже, зарабатывая на жизнь портретами, среди лучших: «Автопортрет» (1804, Музей Конде, Шантильи), три портрета семьи Ривер (отца, матери, дочери) (1805, Лувр, Париж), а также «Император Наполеон на троне» (1806, Музей Армии, Париж). 12см.

Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. Тайна магии портретов Энгра в его влюбленности в каждую модель: «Графиня Оссонвиль» (1845, коллекция Фрик, Нью-Йорк) «Баронесса Ротшильд» (1848, частная коллекция) «Мадам Гонз» (1845-52 Музей в Монтабане) «Мадам Муатессье» (1851, Национальная галерея, Вашингтон) «Мадам Муатессье» (1856, Национальная галерея, Лондон). Николаю и Александру Невскому.

Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. Юпитер и Фетида.

Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. В 1817 году скончалась его мать. С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113.

Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики.

Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. Художник выполнил и множество графических портретов42. Где был старшим из семи детей, 2 Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) французский – художник родился в Монтобене (Франция). Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологиское животное, наполовину – конь, наполовину – грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать.

Среди работ этого периода выдаются: портреты г-жи Девосе, 1807 (Шантильи) и г-жи Де Сепонн, 1814 (Нант), «Эдип», 1808, т. н. «Купальщица из Вальписона», 1808, «Одалиска» (Lagrandeodalisque), 1814 (Лувр) и «Обет Людовика ХШ», 1824 (Монтобанский собор). В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832).

Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона». Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. Это и способствует сознательному возвышению одалиски приобретающей качество богини.

Учился также игре на скрипке. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. Сумма гонорара составила 3000 франков. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана».

Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла.

В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением. Он также оценивается как крупнейший представитель. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoисторизма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении и его, Энгра, миссия— продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. В декоративной плоскостности его сюжетных картин, подчас странном нарушении пропорций (чрезмерно длинные руки, удлиненные торсы в причудливых разворотах) прихотливо сочетаются некоторые реминисценции школы Фонтенбло и предромантические веяния: «Юпитер и Фетида» (1811, Музей в Экс-ан-Провансе) «Ромул победитель Акрона» (1812, Школа изящных искусств, Париж) «Сон Оссиана» (1813, Музей в Монтабане).

На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Со временем Энгр стал всё хуже переносить римский климат, в письмах он часто жаловался на недомогание. для ее высокого предмета все же чрезвычайно скромные пропорции (меньше чем один метр через), в целом работа была тепло получена так так, чтобы по его возвращению в Париж в июне 1841, Энгр был принят со всем уважением, которое он чувствовал, было его должное, включая то, чтобы быть полученным лично королем Луи-Филиппом для тура вокруг Версаля. Написанный в Риме Портрет госпожи Девосэ (1807, Шан тильи, Музей Конде) более, чем все другие произведения Энгра на современный сюжет, выдает его постоянное стремление к идеалу. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80.

Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году.

Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир.

Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры. «Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Прославившись портретами и обнаженной натурой (знаменитые одалиски), Энгр немало внимания уделял мифологической тематике. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции).

Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона.

Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. Ученик Ж. Л. Давида. Римляне времен упадка, 1847 г. Кабанель.

На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера.

Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно. И вместе с тем всю свою жизнь Энгр писал блистательные женские портреты: Прекрасная Зели (1806), Мари Маркоз (1814), графиня Луиза дОссонвиль (1845), баронесса Ротшильд (1848), Инее Муатессье (1856) и другие царицы аристократических и буржуазных салонов увековечены кистью последнего олимпийца 19 века.

В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Энгр в дальнейшем создал восемь повторений московской картины, воссоздающих как строгое следование канонам классицизма, так и рафаэлевского прообраза100. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. (ширина профиля багета по 4 см. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа.

Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. раскрыл все лучшие стороны своего искусства уже в первый период творчества, до 1824 года. 2 уровень стилизации включает прорисовку крупных и средних деталей изображения. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98.

В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Выставленные в Салоне 1806 работы Энгра были замечены, критика упрекала автора в подражании Яну Ван Эйку, в «готичности». За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов — все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе».

Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. В 1806 Энгр едет, наконец, в Италию, где остается на долгие годы (1806-1820 – Рим, 1820-24 – Флоренция), с воодушевлением изучает итальянское искусство эпохи Возрождения, особенно Рафаэля. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской».

Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник».

Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. Всего художник прожил в Италии 24 года103. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127. Согласно предсказанию оракула их ребенок захватит власть отца. Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик.

В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Юпитер и Фетида. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане.

В тот самый день Людовик XIII верил, что мадонна предстала перед ним в святом видении. муз. ), «Двенадцатилетний Христос среди мудрецов в храме» (1861) и портреты Бертена, гр. Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55.

Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. Пространственное построение картины иррационально: трон Юпитера парит в небесах, а его масштабная фигура противопоставлена прильнувшей Фетиде. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане.

В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. В 1818 году он возобновил знакомство с Лоренцо Бартолини, старым приятелем ещё по мастерской Давида.

По другим источникам, когда Зевс вознамерился жениться на Фетиде, Прометей предсказал ему, что сын Фетиды воцарится над небом. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4.

Директор Школы изящных искусств в Париже (1834—1835) и Французской Академии в Риме (1835—1840). Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. Сюжет этой работы взят из «Илиады» — истории о Троянской войне. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887).

Создавал картины на литературные исторические и религиозные сюжеты («Юпитер и Фетида», 1811, Музей Гране, Экс «Обет Людовика XIII», 1824, собор в Монтобане «Эдип и сфинкс», 1827, «Апофеоз Гомера», 1827, «Турецкая баня», 1862—63 — все Лувр, Париж), портреты, отличавшиеся точностью наблюдений, глубиной и правдивостью психологической характеристики («Мадам Девосс», 1807, Музей Конде, Шантийи, 3 портрета членов семейства Ривьер, 1805, «Л. По живописной манере Энгр не похож на романтиков, которых он считал «разрушителями искусства». Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах.

Его отец являлся успешным мастером на все руки в мире искусства, создававший картины и скульптуры, а также пробующий себя в музыке. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик.

Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана — «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года — обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Творчество. Художник тяжело переживает утрату любимой женщины, однако спустя три года женится вторично на Дельфине Рамель («Мадам Энгр»).

Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле».

По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71.

Большая купальщица (Купальщица Вальпенсона). Плафон для потолка спальни, готовившейся для Наполеона во дворце Квиринале в Риме. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон).

10 апреля 1867 года в Школе изящных искусств открылась ретроспективная выставка Энгра, которая совпала со Всемирной выставкой. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер.

Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. Генриха IV играющим с его детьми» (1824, у Ротшильда, в Париж). Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль.

Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. Фетида «близко пред ним восседает и, быстро обнявши колена левой рукою, а правой подбрадия тихо касаясь», умоляет вступиться за её сына Ахиллеса. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. Показанная в Салоне в 1819 году, картина «Одалиска» потрясла зрителей «гремучей смесью» экзотики и эротики и удивительным соединением предельной точности с умышленными искажениями. «Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь. Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра.

Это выразилось в создании множества композиций, которые копировали ранние, особенно любимые произведения. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье.

Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. «Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь. Эдип спокоен, внутренне сосредоточен Сфинкс насторожен и зловещ. Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами.

Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16. После того как Зевс (римск. Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149.

Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. В картинах выступал как главный представитель академического классицизма («Апофеоз Гомера», 1827). Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Следует отметить параллели с произведением Давида «Коронация».

Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Полный размер картины складывается из размера изображения, паспарту (если оно добавлено) и ширины багета. «Юпитер и Фетида» — картина Жан-Огюст-Доминик Энгра. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением.

Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. только в 1842), «Рафаэль и Форнарина», «Одалиска», (1814) «Филипп V жалует маршала Бервика орденом Золотого руна» (1819 у герц. Неуклюже смотрится картина большого размера обрамленная в узкую раму. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние совершенно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см).

Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII». Стоимость данной услуг зависит от уровня стилизации. Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион.

Например, если вы выбрали размер изображения 30х40см., 2 паспарту по 3см. На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53.

Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127.

Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Э. — автор ряда блестящих карандашных портретов (большинство хранится в музее Э. в Монтобане). Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах.

Эта могучая птица — символ силы и победы — атрибут царя богов. Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. Судя по композиции, бог уже узнал о предсказании. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме.

Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. В 1801 он получает Большую Римскую премию (дающую право стажировки в Риме) за картину «Послы Агамемнона» (Париж, Школа изящных искусств). (поля двух паспрату с каждой стороны по 3см. ) 8см. На их свадьбу пожаловала Эрида, богиня раздора.

В 1864 году он написал заново «Эдипа». Из сцены Страшного Суда Микеланджело воспроизведена часть с изображением праведников. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Энгр изобразил себя за работой, расчерчивающим мелом холст, натянутый на подрамник, причём образ решён в духе не академизма, а романтизма.

Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. Творчество его оказало влияние на многих художников 19 и 20 веков (Э.

Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. Жан-Огюст-Доминик Энгр родился в 1780 году в городе Монтобане на юге Франции. Здесь все становится человечнее, проще.

Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81. Июльская революция оставила Энгра равнодушным. Сохранилось множество подготовительных рисунков с различными ракурсами композиции, в том числе и обнажённой фигуры, для которой позировала нанятая натурщица. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87.

Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. В 1842 году графиня дОссонвиль, внучка госпожи де Сталь, заказала Энгру свой портрет.

Было решено, что рассудит их спор Парис (с. В 1834—41 был директором Французской академии. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. Будь то стилизация греко-романского искусства в композиции Ромул, победитель Акрона для резиденции Наполеона в Риме (1812, Париж, Школа изящных искусств) или лаконичная пластическая формула классицизма во втором варианте Вергилия, читающего Энеиду (1819, Брюссель, Музей изящных искусств) настолько законченная, что даже фигура Вергилия убрана за рамки композиции будь то развернутая просветительская программа Апофеоза Гомера (1827, Париж, Лувр) или изобразительная метафора гармонии во фреске Золотой век (1843-47, Франция, замок Дампьер) везде Энгр фанатически преследовал идею воплощения красоты, очищенной от недостатков живой натуры. «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному.

Обманчивое на первый взгляд следование классицистическим приемам — фронтальность композиции, строгая выписанность деталей — оборачивается произвольностью композиционного решения: иррациональностью пространственного построения с парящим в небесах троном, масштабное несоответствие мощной фигуры Юпитера и прильнувшей к нему Фетиды, а главное — дерзким отступлением от анатомической точности. На данной картине изображен Юпитер, его колено обнимает нимфа Фетида. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником.

В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. 1814. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. В данном случае противопоставленные персонажи представлены как две равные силы из которых побеждающим началом является человек, превосходящий Сфинкса своей устойчивостью, своими значительными размерами, своим светом во тьме, визуализирующим свет разума, побеждающим смерть (именно смерть несла птица сфинкс).

Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах. Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монтобане. В 1813 году Энгр женится на родственнице одной из своих римских знакомых Мадлен Шапель.

Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». 3 уровень стилизации под живопись включает обработку всех объектов изображения. В 1813 году Энгр женится на родственнице одной из своих римских знакомых — Мадлен Шапель. На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148.

Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Сам Энгр хотел видеть себя хранителем добрых доктрин, а не новатором. Энгр видит свое призвание в сохранении великих традиций прошлого. Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. Это было сделано ради особой экспрессии, чтобы подчеркнуть грацию героини и драматичность её положения, особенно в контрасте с бесстрастностью царя богов.

К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. Образ Стратоники, по замыслу Энгра, должен был стать воплощением хрупкости абсолютной красоты и тонкого лиризма. Результатом стало абсолютно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение.

Рождение Венеры, 1863 г. Жером. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. В декабре они обвенчались. Их воздушная мягкость ощущается зрителем почти физически. В знаменитых «купальщицах» и «одалисках», которые Энгр создавал на протяжении всей творческой жизни («Купающаяся женщина», «Купальщица Вальпенсон», «Маленькая купальщица», «Большая одалиска», «Одалиска с рабыней», «Источник», «Турецкая баня»), проявилось присущее ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. Но именно эта поза сообщает образу экспрессию.

Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. В 1824 Энгр возвратился в Париж и выставил в Салоне «Обет Людовика ХIII» (Собор в Монтабане). Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Высшие достижения Энгра связаны с «бессюжетным» изображением обнаженной натуры., где пробыл в этой должности до 1841160г., а затем трудился снова в Париже. На ней изображен главный бог античных мифов Зевс (Юпитер), восседающий на троне на небе.

Июльская революция оставила Энгра равнодушным. Это вторая по важности деталь оформления картины после самого изображения. Идеально, когда текстура рамы перекликается с основными линиями изображения.

Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. Ф. Бертен», 1832, все Лувр, Париж «Мадам Муатесье», 1851, Национальная галерея, Вашингтон) изображение обнаженной натуры («Большая купальщица», 1808, «Большая одалиска», 1814 — обе Лувр, Париж портреты Н. Паганини, Ш. Гуно, Ф. Листа и других музыкантов). 1808 г. Т. Шассерио.

В 1820 году Энгр переехал во Флоренцию. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. Однако в целом в «Обете Людовика XIII» у художника не получилось органически цельного соединения образа идеального с конкретной исторической фигурой (причем Энгр со свойственным ему вниманием к деталям тщательно выписывает материал и рисунок мантии, корону и скипетр и необычайно живо передает движение протянутых рук короля). В знаменитых «купальщицах» и «одалисках», которые Энгр создавал на протяжении всей творческой жизни («Купающаяся женщина», «Купальщица Вальпенсон», «Маленькая купальщица», «Большая одалиска», «Одалиска с рабыней», «Источник», «Турецкая баня»), проявилось присущее ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы совершенной красоты. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера.

Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. 11, Экс-ан-Прованс, Музей Гране), где изумительная по красоте женская фигура распластана на плоскости подобно орнаментальному арабеску, знаменитая Большая одалиска (1814, Париж, Лувр), у которой насчитывали на три позвонка больше анатомической нормы, все эти произведения вызывали недоумение с точки зрения законов академического рисунка. Анжелика – дочь китайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого.

Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102.

Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. 9 Анжелика – дочь китайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. Зевс равнодушен к мольбам своей любовницы Фетиды, самой красивой из нереид (морских нимф).

Апулей творчествосы. Художник тяжело переживает утрату любимой женщины, однако спустя три года женится вторично на Дельфине Рамель («Мадам Энгр»). с каждой стороны) 60см. По окончании подготовительных работ, длившихся около года, летом 1843 года Энгр начал писать композицию «Золотой век», одно из двух декоративных панно (другое 8212 «Железный век») для замка Дампьер, посвященных мифическим эпохам человечества. В 1813 году Энгр женился. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа.

В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года.

Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат.

Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. (ширина профиля багета по 4 см. Жан Огюст Доминик Энгр (фр. Jean Auguste Dominique Ingres 1780—1867)— французский художник, художник и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические.

Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы.

Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. Художник награждается орденом Почетного Легиона избирается в Академию (1825), в 1825 – 1841 руководит отделением Французской Академии в Риме. Создавал картины на литературные исторические и религиозные сюжеты («Юпитер и Фетида», 1811, Музей Гране, Экс «Обет Людовика XIII», 1824, собор в Монтобане «Эдип и сфинкс», 1827, «Апофеоз Гомера», 1827, «Турецкая баня», 1862—63 — все Лувр, Париж), портреты, отличавшиеся точностью наблюдений, глубиной и правдивостью психологической характеристики («Мадам Девосс», 1807, Музей Конде, Шантийи, 3 портрета членов семейства Ривьер, 1805, «Л.

Бартолини тогда ваял графскую жену. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. В работе над картиной Энгр опирался на позднеренессансные композиции и на произведения мастеров XVIII века, Ватто и других, воспевавших «галантные празднества». Используется миф о мудром фиванском царе, разгадавшем загадку Сфинкса.

Ученики Виллы Медичи (неофициальное название Французской академии), к которым Энгр относится по-отечески на протяжении всего 6-летнего срока своего директорства, преклоняются перед мэтром. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей.

В молодости профессионально занимался музыкой играл в оркестре Тулузской оперы (1793—1796), в дальнейшем общался с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом. В 1802 году за картину «Ахиллес принимает в своем шатре посланцев Агамемнона», он получил большую римскую премию и отправился за счет правительства в Италию, в которой прожил 18 лет (Рим, Флоренция), зарабатывая на жизнь живописными портретами. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо».

В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. Функцию багетной рамы трудно переоценить. Создает ряд шедевров: портреты «Гране» (1807, Экс-ан-Прованс) «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи) «Маркотта д39Аржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон) «Кардье» (1811, Лувр, Париж) «Мадам Зенон» (1816, Музей в Нанте) «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Такие попытки он неоднократно делал на протяжении всего своего творчества (достаточно назвать Обет Людовика XIII, 1824 Апофеоз Гомера, 1827 Мучение святого Симфориона, 1834 или позднюю композицию Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймсском соборе, 1854). Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125.

Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. Во многих женских фигурах узнается одна и та же натурщица, но несмотря на разработанность каждой фигуры в отдельности (в неустанном стремлении к единству и совершенству Энгр постоянно исправлял и переделывал свои картины), картина в целом не создает впечатления единства. Энгр выработал в рисунках особую технику. А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков.

Архитектура нового Барокко. Картина была выполнена в форме круга. Энгр выполнил её в темпере, что позволило сымитировать стиль фресок Кватроченто, построив изображение как фриз49. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56.

Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой.

Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50. Сумма гонорара составила 3000 франков. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена.

Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. Она также обратилась к Гефесту (Вулкану), богу огня и покровителю кузнечного ремесла, с просьбой выковать для ее сына волшебные доспехи. Дневники Энгра послужили основным источником биографии Анри Делаборда, опубликованной в 1870 году. Так же уровень зависит от содержания изображения.

Костюму и аксессуарам могло уделяться большее или меньшее внимание, но лицо всегда было проработано подробно. Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. В 1806 году Энгр едет, наконец, в Италию. Много картин художник Доминик Энгр писал род заказ (портреты), что и составляло его основной источник доходов, хотя он не очень любил работать на заказ. Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим.

Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. Христос, передающий святому Петру ключи от рая в присутствии ангелов, Мучение св. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое.

Руджиеро, освобождающий Анжелику, 1819-1839 Анжелика – дочь катайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. Аналогов этой почти византийской аллегории власти нет в многообразной иконографии Наполеона30. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16. В правой руке он держит скипетр, левой опирается на облако. Её сюжет взятый из первой песни «Илиады» Гомера рассказывает о том, как во время осады Трои Ахиллес послал свою мать к Юпитеру (Зевсу) с просьбой, касавшейся его ссоры с греческим военачальником Агамемноном.

Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. Энгр (Ingres), Жан Огюст Доминик (29. 8. 1780, Монтобан, — 14. 1. 1867, Париж), французский художник, рисовальщик и музыкант. «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см).

Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. В 1834—41 был директором Французской академии. Материалом для пластикового багета служит вспененный полистирол (пенополистирол). Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15.

В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». Творчество Энгра делится на ряд этапов. Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144.

Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль. Для Энгра, финансово зависимого от узкого круга заказчиков, это означало невозможность зарабатывать, как раньше.

Вслед за ним это сделает Э. Мане. Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. Столь же спокойно и выражение его лица. Слева изображена ревнивая Гера (Юнона), которая настороженно наблюдает за своим мужем и его бывшей любовницей. Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них.

В 1806—1824 и 1835—1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции (1820—1824). Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла.

Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна.

Особенной отточенности достигает рисунок Энгра в его картинах с обнаженным человеческим телом: «Эдип и сфинкс» (1808), «Купальщица» (1807), «Большая одалиска» (1814), «Руджиеро освобождает Анжелику» (1819). Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Юнона (Гера), жена Юпитера, на заднем плане тайно наблюдает за происходящим. его искусство (и эту аналогию Энгр безусловно распространяет и на собственное творчество) становится тем пространством, в котором горний мир приобретает качество явления. 1811.

В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму. А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков. На полотне Энгра седовласый Оссиан уснул, опираясь на свою лиру, над ним открылось пространство снов, воссоздающее заоблачный мир Элизиума и призрачные фигуры нимф, героев и муз. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной.

«Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня. Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем.

Кристофер Вуд отмечал, что стилевые находки Энгра в жанре ню чрезвычайно хорошо были восприняты в Британии, поскольку вписывались и в викторианскую мораль. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. Принято считать, что в этой работе Энгр наиболее полно выразил себя и собственное понимание творческой миссии художника. Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет.

Её сюжет взятый из первой песни «Илиады» Гомера рассказывает о том, как во время осады Трои Ахиллес послал свою мать к Юпитеру (Зевсу) с просьбой, касавшейся его ссоры с греческим военачальником Агамемноном. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля». Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции.

В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности). Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии.

Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. На заднем плане виднеется голова Геры, наблюдающей за происходящим. В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме.

«Сочинения Оссиана» были модными во Франции, начиная с конца XVIII в., когда были изданы шотландским поэтом Макферсоном в 1760-е гг. «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья.

Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры. Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. По мнению А. Бонфанте-Уоррен, «в этом полотне наиболее полно воплотились особенности его стиля, умение претворить реальность в образы идеальной красоты. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа.

«Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. Критики были одинаково враждебно настроены к работам этого французского живописца, называя их архаичными. Например, если изображение содержит множество мелких объектов (пейзаж), то минимальный уровень стилизации будет вторым. Эта услуга особенно актуальна, при заказе фото-коллажей (вставки лиц) в портреты, оригиналы которых были написаны маслом. Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. В 1864 году он написал заново «Эдипа». В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому.

Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности). Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Руджиеро, освобождающий Анжелику, 1819-1839 Анжелика – дочь катайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II.

На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Точный сюжет картины был заключен в ее названии: «Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства». Энгр поклонялся красоте классической ясностью форм отмечены его полотна с обнаженной женской моделью: «Купальщица Вольпинсона» (1808) «Большая одалиска» (1814, обе Лувр, Париж).

В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей.

Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). За право жениться на Фетиде спорили Зевс (в римской мифологии — Юпитер) и Посейдон (в римской мифологии — Нептун). Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. Результатом стало совершенно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение. Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16.