Ермак Антокольский

Слева от входной двери — «Ермак» Марка Антокольского, справа – «Киевлянин с уздечкою» Роберта Залемана. В 1931 году в Дальневосточный художественный музей из Ленинграда привезли большую часть экспонатов, в числе которых была и изваяние «Ермака» скульптора Марка Антокольского.

Спереди и сзади (особливо на некотором расстоянии) – великолепие. Сила, могущество, порыв, жизни неизмеримая пучина. Пошатнувшееся здоровье требовало срочной смены климата. Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой. В конце марта 1871 года Марк Матвеевич покинул Петербург и, по совету врачей, переехал в Рим.

Александра III) и, наконец, памятник имп. В одном из писем он жаловался В. В.

  1. Скульптор Антокольский Марк Матвеевич: биография, семья, работы
  2. Тернии и звезды МАРКА АНТОКОЛЬСКОГО
  3. ЕЭБЕ/Антокольский, Марк Матвеевич
  4. Уникальные экспонаты встречают хабаровчан на входе в Дальневосточный художественный музей

О его таланте узнала жена виленского генерал-губернатора В. И. Непреклонно убежденный, что именно Россия «скажет своё особенное, свежее слово среди международного Искусства», это письмо предназначалась В. В. Стасову, получившее 8 января 1883года. Верный друг Стасов не успевал прикрывать Антокольского от издевательских нападок критиков. В обоих образах Антокольский также видел тех, кто определял "будущность России". Они содержали нечто вроде харчевни. Умер в Гамбурге в 1902 году. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит.

По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он "представляется в XIX веке". Антокольского. Марии Феодоровны имп. Его родители были людьми небогатыми и очень религиозными. Летописец сидит за простым столом. Автор ряда памятников и надгробий.

Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. «Мне досадно видеть торжество и радость негодяев по случаю неудачи Антокольского», – писал он в письме С. В. Действительно, Антокольский был более умным, чем образованным человеком.

  1. Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович)
  2. Марк Антокольский: «Я сделал все, что мог»
  3. Биография Антокольского Марка Матвеевича
  4. Антокольский Марк Матвеевич (1843-1902)

Все свидетельствует о приближающемся конце. С 1862 года он — вольнослушатель Петербургской Академии художеств. В это же время Антокольского избрали членом-корреспондентом Парижской академии. Многие работы, которые значатся в каталогах, пропали (возможно, вывезены немцами). 5. Таковы "Смерть Сократа" (1875, мрамор, ГРМ) и "Спиноза" (1882, мрамор, ГРМ). Через некоторое время о талантливом юнце знали уже многие.

Через четыре дня было принято решение «удостоить даровитого художника этим званием». В 1891 году он завершает еще две работы-майолику Ярослав Мудрый (ГРМ) и бронзовую статую Ермак (ГРМ). Как талант-самородок, А. выработал новые пути для выражения в скульптуре душевных движений. Только мать его защищала и любила. НЕ ПОСЛЕДНЕЕ МЕСТО СРЕДИ НИХ ЗАНИМАЛ СКУЛЬПТОР МАРК МАТВЕЕВИЧ АНТОКОЛЬСКИЙ. В облике Христа — немой укор: "Что вы со мной сделали. 253 вопроса и ответа.

Это стало важной вехой в творчестве мастера. Но, когда ребёнок подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. Мария Николаевна. Одно из его наиболее проникновенных произведений надгробие М. А. Оболенской на кладбище в Риме (1874, гипс, проект, Научно-исследовательский музей Академии художеств). Этой работой словно подведен итог первому периоду деятельности скульптора.

  • Информационный центр Центральный Дом Знаний
  • АНТОКОЛЬСКИЙМарк (Мордух) Матвеевич (Матысович)
  • Доклад: Антокольский Марк Матвеевич
  • Значение АНТОКОЛЬСКИЙ МАРК МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
  • Слишком смелый для Академии художеств

Третьякова. Большое значение скульптор придавал портрету. А саму идею ему подала круглая дата – трехсотлетие со дня покорения Сибири. Он максимально точно воспроизвел эту массивную кольчугу с округлой металлической тарелкой в центре («зерцалом»), стеганный меховой кафтан, поддетый под нее, на голове – стеганная высокая шапка, украшенная стрелой для защиты от сабельного удара. Учился Антокольский в классе Н. С. Пименова, а после его смерти у гравера и скульптора И. И. Реймерса. После смерти А. в мастерской его осталось много работ неоконченных и много эскизов из которых особенно интересны: «Самсон», «Диоген в темнице», «Микеланджело» и др.

Помощь оказал и П. М. В 1871 г. «Инквизиция» была выставлена в академии и имела успех: ее заказала из терракоты вел. Учился в петербургской АХ (1862-68) у Н. С. Пименова. Низкие, маленькие окна почти не пропускали свет: из-за сырости стены покрывала плесень, а в углах комнаты росла трава.

  • Антокольский — почетный член западноевропейских академий
  • Марк Матвеевич Антокольский: «Смерть Сократа»
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Напишите отзыв о статье Антокольский, Марк Матвеевич
  • Отрывок, характеризующий Антокольский, Марк Матвеевич

Теперь Антокольского влекут новые герои, новые характеры. Но торжествующая человеконенавистническая печать встретила выставку А. площадною руганью. Я был нелюбимым ребенком и мне доставалось от всех. ». Но, когда ребёнок подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву.

В 1893 году в Петербургской Академии художеств была развернута невиданная ранее по объему персональная выставка произведений Антокольского. При этом официально заказ на создание скульптуры пришел «сверху». медаль и стипендию) и «Мальчика, крадущего яблоки» в 1868 г. из воска и дерева сделал эскиз «Спор о Талмуде» (см. Как антитеза у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля.

  1. Описание скульптуры Марка Антокольского «Ермак»
  2. Антокольский Марк Матвеевич, русский скульптор
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  4. Другие люди с фамилией Антокольский
  5. Краткая биографическая энциклопедия

Не случайно монументальный памятник так нигде и не был поставлен. К этой книге приложены перепечатки главнейших статей об А. и его автобиография. Кенсингтонский музей в Лондоне приобретает гипсовую копию «Ивана Грозного» – честь, которой редко удостаиваются иностранные художники. Невероятно напряженная работа и скверные условия жизни подорвали здоровье художника и он, как тогда было принято, едет в Италию, где продолжает работать и создает великолепную полную мощи и энергии статую Петра I. Работу эту он высылает в Петербург. Публичной библиотеке). Мы предаём анафеме, проклинаем и отлучаем Баруха де Спинозу.

Вырваться из этого замкнутого круга помог случай. Я хочу жить полной жизнью. По приезде в Рим Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной еще в России. Доктор С. П. Самое подробное исследование принадлежит В. В. М. Антокольский «Христос перед судом народа» (1874-1876)Образ Христа скульптор трактует с позиций художника-демократа.

Скульптор Антокольский 
Марк Матвеевич: 
биография, семья,

Царь, увидев «Ивана Грозного», тут же сделал художнику заказ на повторение скульптуры в мраморе. Этнографическая характеристика одержала верх над раскрытием духовного начала скульптуры. Незадолго до своей смерти он написал роман «Бен-Изак» — хроника из еврейской жизни (рукопись хранится в Имп. Много статуй исполнил А. для постановки внутри зданий: бар. Вылепив в 1878 г. горельеф «Иоанн Креститель» и барельеф-портрет барона Марка Гинцбурга (см. Стремление Антокольского обособиться от всего и ото всех, подумать о том, в какой мере его работы интересны не только соотечественникам, но и всему миру, наконец, желание отрешиться от национальных сюжетов встречали активное сопротивление друга В. В.

Это произведение вызвало бурю восторгов современников статьи Тургенева и Стасова в "С. -Петербургских Ведомостях" (1871 год, 44 и 50) сделали имя А. популярным в России. Вдохновленный образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую "Нестор-летописец" (1889, мрамор, ГРМ). Статуя произвела на царя огромное впечатление и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма). Письма эти, собранные В. В. Стасовым изданы Вольфом в 1905 г. («М. Через год он уже делал рамы у другого мастера-резчика – Джимадра.

Религиозным евреем, соблюдающим заповеди, Антокольский оставался до конца своей жизни. В студенческие годы, в 1884 году, Антокольский вырезает из дерева скульптуру «Еврей – портной» и получает вторую серебряную медаль и стипендию. У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси. М. М. В то время президентом Академии была великая княгиня Мария Николаевна. иллюстр. ), а в 1879 г. статую «Мефистофеля», бюст И. С. Тургенева и др., А. отправил эти работы вместе со всеми прежними в Петербург, где выставил их в 1880 г. в Академии художеств. Сблизился с И. Н.

Не случайно к этому образу обратились Крамской, Ге, Поленов и другие. Марк (Мордехай) Антокольский оставил своей сестре в наследство ряд картин и малых форм, которые пропали во время оккупации Киева – сестра выщла замуж за киевлянина. Одно из его наиболее проникновенных произведений надгробие М. А. Оболенской на кладбище в Риме (1874, гипс, проект, Научно-исследовательский музей Академии художеств). При этом его обязали заниматься рисунком, так как художественная подготовка провинциала была крайне слабой.

У Марка было 8 братьев и сестер. Стасов и тот был разочарован. Стасову: «Наша интеллигенция третирует меня как пешку.

Гражданские и патриотические чувства Антокольского наиболее яркое и полное выражение получили в созданной им галерее исторических образов «Иван Грозный», «Пётр1», «Ермак» и множество других образов.

Но когда сын подрос, отдали его в обучение резчику по дереву. — В 1872 году А. (женившись на красавице-еврейке, дочери виленского купца Апатова) уехал в Рим, где встретил много прежних товарищей (Репин, Васнецов, Поленов, Ковалевский, Мамонтов, Иванов, Прахов, Третьяков и др. ) и завел новые знакомства. Кстати, памятник Петру 1 в Таганроге считается как раз одним из лучших. Однако причина была не только в этом – они не хотели видеть в своем отпрыске художника. В самые первые годы его пребывания в Петербурге он получал десять рублей стипендии из кассы «вспомоществования нуждающимся евреям», учрежденной банкиром И. Г.

Оболенской (Рим), Сестры милосердия (Болгария), Юсуповой (Петербург), Дмитриева (Москва), Оршанского (Екатеринослав), Надсона (Петербург), Терещенко (Киев). Обе были в восторге от работ юноши. После окончания работы «Петр I» был впервые выставлен в Москве на Всероссийской политехнической выставке, затем отправился в Петербург в Академию художеств. Екатерины II для гор. Свои работы из дерева и кости юноша показал профессору Академии художеств Н. С. Пименову.

И получает первую серебряную медаль. Наиболее известны его работы в те годы – «Натан Мудрый» и «Нападение инквизиции на евреев». Триумф Антокольского был необычайным. О своём детстве он впоследствии писал так: «Я не был балован никем, я был нелюбимый ребенок, мне доставалось от всех кто хотел – бил меня, а ласкать меня никто не ласкал. ». Обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя у Н. С. Пименова и И. И. Реймерса (1862-1870). При этом отношение к нему многих соотечественников продолжало оставаться скептическим.

ст. В облике Христа – немой укор: Что вы со мной сделали. Дороговизна жизни в Париже заставила А. тратить много времени и сил на исполнение неинтересных заказов — это его утомляло и угнетало «заказные работы, — говорил А., — пасынки». И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год). Восторженные строки посвятили автору И. С. Тургенев и В. В. Стасов.

Потом в разные годы А. задумывал еврейские типы и сцены: «Моисей», «Самсон», «Дебора», «Шейлок», «Иеремия», «Спиноза», сцену «Еврей-пойманник» и др., но, кроме «Спинозы», ему не удалось исполнить эти сюжеты и только в конце своей жизни он вернулся к «Инквизиции». иллюстр. ). М. Е. Салтыкова-Щедрина), И. С. Тургенева (1880, гипс тонированный, ГРМ), М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Половцева, С. П. Боткина, С. И. Мамонтова и других. Громадная фигура мужчины поражает своими размерами и мощью. А главное, Академия выдала ему денежное пособие в размере 250 рублей для окончания статуи.

А. много писал. Фамилия мужчины восходит к названию пригорода Вильны Антоколя, где жило все семейство. Кавелина в "Вестнике Европы" (июль, 1889).

В Риме Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Состоявшийся после этого Совет Академии изменил свое мнение и присудил студенту (. ) Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду – звание академика. В это же время Антокольского избрали членом-корреспондентом Парижской академии. радость скульптора была безмерной, но потом вновь встал «проклятый» материальный вопрос. В начальную пору творчества, в горельефе «Инквизиция» (1863-69), Антокольский проявил интерес к историческим сюжетам, к сильным и мужественным характерам. В обширный перечень произведений Антокольского входят также портреты его знаменитых современников В. В. Стасова (1872Г. -1873Г. ), И. С. Тургенева (1880г. ).

В «Вестнике Европы» он выражал сожаление по поводу того, что Антокольский вступает на новую, «не по-прежнему своеобразную дорогу, не русскую и не еврейскую, а на какую-то чуждую ему самому, его натуре и таланту». иллюстрацию), «Ангел» (для надгробного памятника г. Терещенко) — 1895 г. статуя имп. Пришлите мне эстампы, которые сделаны с петровских монет. Еще мальчиком А. самоучкой рисовал на столе и на стенах. Лепка в этой статуе более обобщенная, чем это было прежде. Толпы народа осаждали Академию, где выставили скульптуру.

иллюстр. ). Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог – на столе, на стенах. Между молодым резчиком и дочкой купца начинается серьезный роман.

Успех произведения был грандиозным. – «Много ли можно получить. » – «Сколько угодно». Боткина (1874, мрамор), И. С. Тургенева (1880, гипс) императрицы Марии Федоровны (1887, мрамор) императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (оба – 1896, мрамор). Так в жизни Марка Антокольского произошел счастливый поворот. получил 2-ю серебряную медаль), в 1865 году из слоновой кости — «Скупого» (см. Отяжелевшее тело бессильно откинулось, голова поникла, ноги вытянулись.

Взгляд печальных глаз сосредоточен и задумчив. Мрамор у Антокольского «играет» на лице и одежде статуи, придавая образу жизненность. Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся.

В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1865 году – золотая за горельеф «Скупой». — С А. писали портреты И. И. Крамской (2 портрета), Репин (2 портрета), Васнецов лепили: Васютинский, Мамонтов, Гинцбург (бюст, статуэтка, горельеф). Гинцбурга во II томе "Еврейской Энциклопедии" Брокгауза-Ефрона.

В России он был первым скульптором, который отказался от устарелого академизма работая в духе времени, А. расширил задачи искусства. Учиться там было положительно нечему. Увлекшись русской культурой, он создает статую «Иван Грозный» в 1970 году, которая возносит его практически до небес – молодой скульптор Антокольский получает звание академика в своем учебном заведении. Эти индивидуальности приковали к себе на целые десятилетия внимание публики и специалистов, стали классиками советской и, можно уже с уверенностью сказать, мировойкультуры.

Он был младшим, седьмым, ребёнком в еврейской семье. иллюстр. ) и сделал «Надгробный памятник кн. "Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. Учился в качестве вольнослушателя в Академии художеств у Н. С. Наряду с монументализацией, Антокольский стремился сохранить историческую конкретность, которая, по его мнению, должна была проявляться не только в наружности и характере, но и в мелочах облачения императора.

Восторженные строки посвятили автору И. С. Тургенев и В. В. Стасов. Кроме своей автобиографии, А. писал художественные статьи в «С. -Петерб. Каждый ракурс открывает особую грань в развитии композиционного движения, от полной статики до максимального его выражения. Вот почему, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка-Русь вскормила меня", — писал Антокольский В. В. Стасову. Много времени и сил пришлось потратить на восстановление произведения. Серовым и М. П.

Главным девизом А. во время работы были слова Б. Спинозы: «Я прохожу мимо зла человеческого ибо оно мешает мне служить идее Бога». Вернувшись в 1877 г. в Рим, А. закончил из мрамора «Сократа» (см. Традиционно считается одним из крупнейших историков средневековья – автором первой редакции «Повести временных лет».

Александра II имп. Академия твердо решила указать этому выскочке его место.

Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой. Ряд работ Антокольского воплощает философско- этическую проблематику, трактованную в духе отвлечённо понятых идеалов справедливости и правды (Христос перед судом народа, мрамор, 1876, ГТГ) иногда с чертами сентиментальности (Не от мира сего, мрамор, 1887, ГТГ). Был близок к передвижникам. Стасова. Академия в то время придерживалась еще старых традиций прошлых веков.

По приезде в Рим Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной еще в России. Незадолго до своей смерти он написал роман «Бен – Изак. В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж. Последний подчёркивал, что Антокольский, «по силе своего оригинального таланта, создал такое произведение, которое превзошло все прежние на эту тему».

К материальным проблемам прибавлялось сознание того, что он крайне неграмотен. Но помыслы и привязанности скульптора по-прежнему обращены к России. Толпы народа осаждали Академию, где выставили скульптуру.

Антокольский, Марк Матвеевич (1842 – 1902) известный русский скульптор. Вскоре на отчетной выставке 1864-1865 годов появились его «Портной» (1864) и «Скупой» (1865). Сюжеты они черпают из своих же мастерских». Скульптор писал: «. И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год).

В берлинской Академии царила та же рутина и условность в искусстве, что и в Петербурге. Толпы народа осаждали Академию, где выставили скульптуру. Подробные сведения (с указанием библиографии) в I томе "Словаря русских художников" Н. П. Академия удостоила Антокольского звания академика: о нем заговорили как о мастере, явившемся в русское искусство с таким необычайным почином, который есть следствие не одного только крупного таланта, но гораздо еще более, выражением крупной души и своеобразнейшей мысли. Поражает скрупулезность и тщательность, с которой переданы особенности материалов одежды, оружия: каждый металлический завиток кольчуги, гладкая поверхность «зерцала», кожа колчана, складки мехового полушубка. «Правда в искусстве – выше всего, – писал Антокольский В. В Стасову, – но чем больше правды, тем сильнее должны быть художественные формы и тогда только создание может быть истинным».

Совет Академии осознал, что в отношении «Иоанна Грозного» допущена ошибка и реакция последовала незамедлительно. Под их воздействием Антокольский стал убежденным реалистом-демократом. В Париже А. близко сошелся с художниками Боголюбовым, Харламовым, Похитоновым, Дмитриевым и Леманом, часто видался с Тургеневым, с г-жами Виардо и Бларамберг, участвовал в образовании «Художественного кружка», во главе которого, кроме А., находились Тургенев, Боголюбов и барон Г. О. Гинцбург.

Его родители были людьми необразованными и небогатыми, но очень религиозными. Вдохновленный образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую Нестор-летописец (1889, мрамор, ГРМ).

А чтобы было понятнее, его избили (били палками по пяткам). Но идеи этих героев их мысли торжествуют они — вечны. Столь же глубоко скульптура восхитила и А. П. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Однако когда сын подрос, родители отдали его в обучение резчику по дереву. " Антокольским выполнены портреты В. В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. В произведениях Антокольского получили развитие лучших традиций русской скульптуры.

В Париже он всячески помогал приезжавшим туда русским художникам, находил для них мастерские, договаривался о продаже картин и, если мог, ссужал деньгами. На севере сердце мое бьется сильнее. Антокольский доказал, что в станковой пластике можно воплотить большую тему. Но когда сын подрос, отдали его в обучение резчику по дереву.

Этой работой словно подведен итог первому периоду деятельности скульптора. Отлитая потом из цинка, «Инквизиция» испортилась до такой степени, что А. никогда более ее никому не показывал. Его отдавали в учение к разным ремесленникам и, наконец, к резчику по дереву. Стасовым, композиторами А. Н. Все они родились в еврейской семье.

«. В образе, созданном Антокольским, — трагизм "реформатора, восставшего против фарисеев и саддукеев", который стоит перед судом тех, кого он защищал и кто его не смог понять. И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год). А почему.

Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду— звание академика. Родители относились к этому его увлечению резко негативно. Все они ложны и вычурны. Он был одним из восьмерых детей в еврейской семье, в которой росли помимо него сыновья Меер (1833), Нохим (1836), Михл-Пейсах (1837) и дочери Блюма-Рывка (1843), Эстер (1849), Буня (1852), Рахиль (1856).

«Даль всегда заманчива. Это была та случайная удача, которая многое определила в его жизни. С 1862 года он – вольнослушатель Петербургской Академии художеств. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс).

Первым в ряду новых образов предстает Христос перед судом народа (1874, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ). Противников нового метода скульптора было очень много. иллюстр. ) и, наконец, в продолжение 6 лет (1863—69) лепил из воска композицию «Нападение инквизиции на евреев» (см. иллюстр. «Он изобразил Сократа полулежащим в кресле, — отмечает Э. Э. Кузнецова. — Яд принят.

Интерес зарубежной прессы пробудил внимание к этой работе и в россии. Еще мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог – на столе, на стенах. На груди Петра – орден Андрея Первозванного. Из всех перечисленных памятников Антокольский смог увидеть лишь петергофский вариант. В 1864 году Марк Антокольский получил вторую серебряную медаль за горельеф из дерева «Еврей-портной», а еще через год — за «Скупого» из слоновой кости. Но талант без труда ничего не стоит в искусстве.

Тем не менее время шло и родительское сердце смягчалось, когда они смотрели на старания своего чада. Его "Мефистофель", названный ранее "XIX век" (1883, мрамор, ГРМ уменьшенное повторение — мрамор, ГТГ), —не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность. В этом и есть подлинная сила высокого чувства, проникающего в тайники человеческой души. В Риме Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Мефистофель для него стал символом XIX в. М. Антокольский «Спиноза» (1882)Спиноза изображён ссутулившимся больным человеком, сидящим в кресле. Его худое лицо обрамлено длинными вьющимися волосами в его глазах – печаль и бессилие одинокого, проклятого человека. Скульптор глубоко знал характер этого человека, его тяжёлую судьбу и образ Спинозы получился у него правдивым и трагичным. В 1660 г. Амстердамская синагога официально просит муниципальные власти осудить Спинозу как «угрозу благочестию и морали» и он вынужден покинуть Амстердам. Ему присуждают высшую награду выставки и французский орден Почётного легиона. иллюстр. ) и к ней — этюд-голову под названием «Натан Мудрый» (см.

В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф "Еврей-портной", а в 1865 году – за горельеф "Скупой". Парижская шумная жизнь мало соответствовала натуре А. «Париж, право, не по мне конечно, в Париже можно все найти, но там преобладает форма без содержания, а меньше всего здесь душевной простоты». Гораздо больше А. поставил надгробных памятников: кн.

— Незадолго до смерти Антокольский задумал исполнить цикл вещей под названием «Всемирная трагедия», в трех горельефах и одной группе: 1) Нападение европейцев на варваров, 2) Нападение язычников на христиан и 3) Нападение инквизиции на евреев в заключение группа: «Помирились» — два врага лежат мертвые, обнявшись в борьбе. Христос изображен в спокойной позе, со связанными руками. иллюстр. В годы длительного, связанного с тяжёлой хронической болезнью, пребывания в Риме и Париже Антокольский обращается к темам морально – философского содержания.

Во всех этих образах, трактованных с этических позиций и продиктованных поисками отвлечённо понятой правды и справедливости, по замыслу Антокольского, должны были предстать перед зрителем «друзья человечества», «борцы за лучшее будущее». «Как мне не показать свои работы родине, которой я всем обязан. » — и, забыв свой неуспех 1880 г., а также нападки, которые позже сыпались на него, Антокольский выставил свои вещи в Петербурге в 1893 г. Никогда в залах Академии не было выставляемо такого количества статуй русского скульптора никогда скульптура так глубоко не затрагивала истории России. Штиглица (Петербург), гр. Никогда в залах Петербургской Академии не было выставлено так много работ одного скульптора. В следующем году – «Скупого».

Через четыре дня после визита императора Антокольскому присвоили звание академика. Мне хотелось в нем выразить русскую смелость, удальство, при полной бодрости, силе, – писал скульптор В. Стасову. «Я заснул бедным, встал богатым. — А. родился в Вильне в 1843 году (по некоторым источникам, в 1842 году).

Левая рука бессильно свисает, правая неподвижно застыла на подушке. Александра III (для постановки ее в залах Музея имп. В 1871 получил звание академика за статую «Иван Грозный» (гипс, Кенсингтонский музей, Лондон). Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог— на столе, на стенах. Письма эти, собранные Стасовым, были изданы им в книге «Марк Антокольский, его жизнь, творения, письма и статьи». Об Антокольском очень много написано в русской и зарубежной печати, однако, при советской же власти – почти ничего.

— А. участвовал в конкурсе памятника Пушкину (1875) его проект отличался оригинальностью, красотой, но не был одобрен комиссией. Стасов писал: «Я давно ее не видал и смотрел на нее как на новость. Но помыслы и привязанности скульптора по-прежнему обращены к России. Скорее всего, это были прижизненные портреты Петра Алексеевича.

Я долго-долго и глубоко восхищался». Отец, по его воспоминаниям, был человеком жестоким, грубым. В Париже А. получил известие, что его любимая статуя «Не от мира сего» при спуске с лестницы разбилась. Вехой в творчестве Антокольского явилась статуя "Иван Грозный" (1871, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ гипс, Кенсингтонский музей, Лондон), экспонированная на Первой передвижной выставке. В семье было семеро детей. Детство Марка было безрадостным.

Монах Киево-Печерского монастыря. В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1865 году— золотая за горельеф «Скупой». Но, уйдя на время от русской исторической темы, в которой он не знал себе равных в области влияния, Антокольский сбивается на путь беспочвенной идеализации, как в «Смерти Сократа» или всечеловеческой скорби по поводу «зла мира» в «Мефистофеле».

Юсуповой) — 1896 г. статуя имп. Работу над «Ермаком» Антокольский начал в 1881 году. А, право, я убежден, что подобные бюсты гораздо большее значение могут иметь для потомства, чем разные памятники, которые ставят у нас на площадях. Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств, пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору Александру II. Увидев однажды репродукцию знаменитой картины Ван Дейка «Христос и Богоматерь», Антокольский вырезал ее в дереве.

Антокольский умер в июне 1902 года. В 1875 году составил проект не приведенного в исполнение памятника Пушкину. В 1891 году он завершает еще две работы—майолику "Ярослав Мудрый" (ГРМ) и бронзовую статую "Ермак" (ГРМ). Сохранилась справка о выдаче денег «по назначению его императорского высочества государя великого князя Владимира Александровича» 13 ноября 1870 года. — «Ермак» (см.

Мне доставалось от всех. По отношению к критике работ своих А. часто повторял слова: «Я всех слушаю и никого не слушаюсь». На Всемирной выставке в Париже был награжден золотой медалью и орденом Почетного легиона (1878).

Пименову, после смерти которого А. перешел под руководство профессора Реймерса. На севере сердце мое бьется сильнее. Думаю, однако, потому, что я неправильно пишу (других грехов за мной не водится, кажется), точно будто уже доказано, что кто правильно пишет, тот правильно и думает». В 80-е годы Антокольский вновь обращается к исторической теме. Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой.

Дядя Е. П. Император самолично посетил мастерскую Антокольского и купил эту статую для Эрмитажа за 8 тысяч рублей, чем вызвал неописуемый переполох среди профессуры Академии. Показательна история с персональной выставкой Антокольского в его парижской мастерской в 1891 году.

— Ср. : Собко, Словарь русских художников Стасов, Полное собрание сочинений Булгаков, «Наши художники» Венгеров, Словарь писателей Гинцбург, «Из моей жизни» Маггид, «М. Это новое, «небывалое» навлекло на А. гнев профессоров Академии за эту работу, поставленную на экзамене, А. стал терпеть притеснения в Академии он должен был искать приюта в другой академии и в 1868 г. уехал в Берлин но там он вскоре еще более разочаровался в режиме академии и потому возвратился в Петербург, где продолжал работать над «Инквизицией». Среди художников и любителей выставка имела успех (Академия наградила А. званием профессора). Между тем его римская мастерская была не многим лучше петербургской. В обоих образах Антокольский также видел тех, кто определял будущность России. Его вечно волновала горькая судьба евреев (письмо к Тургеневу и др. М. Антокольский «Иван Грозный» (1870)Грозный изображён им в минуту мучительных раздумий, после чтения синодика – книги, в которую царь для поминания записывал имена казненных им людей. За эту скульптуру он получил звание академика.

По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он представляется в XIX веке. Большое значение скульптор придавал портрету. Поднятая голова Петра, отведенная в сторону правая рука, образующая угол с тростью, выступающая вперед нога, откинутые ветром пола мундира и шарф усиливают впечатление динамики, порыва. В самом деле, кому в России (включая и благоволивший к нему царский дом) нужно было напоминание об испанских преследованиях евреев, когда у самой России рыльце было в пушку по этой теме.

Одной из самых обидных было утверждение, что «Иоанн Грозный» Антокольского не что иное, как парафраз работы французского скульптора Гудона «Вольтер». кн. В июне 1873 года он писал Стасову из Рима:. Напечатать его он не успел. Как писал критик А. Д. Алферов, «выдающийся по своей красоте духовный мир Сократа почти погас и осталось уродливое тело».

иллюстр. ) в 1889 г. — «Христос» (проект для маяка). В Академии художеств Антокольский пробыл семь лет. Антокольский полагал, что патриотическая и исторические темы отвечают демократическим и национальным интересам передовой русской культуры. Откликаясь на всякое значительное событие, происходящее на родине, Антокольский в 1875 году принял участие в конкурсе на памятник А. С. Пушкину и создал два эскизных проекта памятника.

Один эскиз сменялся другим, но все они не удовлетворяли взыскательного автора. Отживающий ложноклассицизм находил еще отклик среди очень немногих (Семирадский) большинство же молодых талантов сплачивается и под влиянием событий и идей 60-х годов стремится посвятить свои силы и способности служению народу.

как жизнь и правда им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях. М. Антокольский, его жизнь, творения, письма и статьи» под редакцией В. В. Стасова). Средства к жизни у него тогда были очень скудные, помещение для работы крайне неудобное. Тогда Антокольский решает пригласить в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну. Прогресс создал материализм, материализм убил идеалы. Грозный».

«Иван Грозный» был показан публике и имел колоссальный успех. О работах А. много писалось в русской и иностранной печати (в особенности много статей появилось в 80-х и 90-х годах).

России были подчинены земли до устья Иртыша. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным». Родители устраивают своих детей, но не продают их — менее всего я думал о деньгах, когда я работал эту статую» В то время материальное положение А. ухудшилось. Оболенской», горельеф «Последний вздох», барельеф «Безвозвратная потеря» проект памятника Оршанскому и др. Успех произведения был грандиозным.

Лучшая из работ этого плана – «Христос перед народом» – близка к подобным полотнам И. Н. Крамского и Н. Н. Ге. как жизнь и правда им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях. И когда в 1883 году работа была открыта для обозрения, В. В. Прочитала статью относительно Марка (Мордехая) Антокольского и хочу Вам сообщить несколько интересных фактов:1. На нем полосатый хитон, восточная шапочка, сандалии.

В этом и есть подлинная сила высокого чувства, проникающего в тайники человеческой души. Его поза естественна и непринужденна. Э. Э. Кузнецова пишет: «Фигура Петра, данная в рост, воспринимается во всем своем величии. Как антитеза у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля. Однако Марк Антокольский все-таки решил принять участие в конкурсе Академии. Но помыслы и привязанности скульптора по-прежнему обращены к России.

Не случайно к этому образу обратились Крамской, Ге, Поленов и другие. Этой работой словно подведен итог первому периоду деятельности скульптора. Как антитеза у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля. Собко и в статье И. Я.

Это человек, отрешённый от мирской суеты. Здесь он исполнил: "Спинозу" (1881 находится в музее Академии Художеств), "Мефистофеля" (1884), "Ярослава Мудрого" (1889), "Нестора Летописца" (1889) и "Ермака Тимофеевича" (1891 все четыре находятся в музее Александра III). Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду— звание академика. Как – то к резчику пришла жена купца – еврея Апатова с дочкой. Его Мефистофель, названный ранее XIX век (1883, мрамор, ГРМ уменьшенное повторение – мрамор, ГТГ), – не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность.

Автор произведений на исторические темы, в которых отразились патриотические, гражданственные устремления, тяга к психологизации образа, к верности исторических деталей (Иван Грозный, бронза, 1871, ГРМ, мрамор, 1875, ГТГ Пётр I, гипс, 1872, утрачен, бронза, ГТГ Ермак, бронза, 1891, ГРМ). С 1881г. Антокольский написал также свою автобиографию. Александра II (по заказу бар.

Образ "мучителя и мученика", как называл Ивана Грозного Антокольский, безусловно, сложился под влиянием передового национального искусства и литературы. Парень быстро обучался и в скором времени даже превзошел своего учителя. В 1876 г. А. уехал в Париж, который так понравился ему, что он решил поселиться там. Далее возникли проблемы с помещением для работы. Родители относились к этому его увлечению резко негативно.

Он послал в русский клуб в Париже 20 пригласительных билетов. пром». Толстого и даже смог критически осмыслить его отдельные работы. Его отдавали в ученье к разным ремесленникам и, наконец, к резчику по дереву. В книге Кобака и Пирютко сообщается об отсутствии бюста на могиле8 согласно еженедельному приложению к «Красной газете», журналу «Бегемот», бюст был похищен в начале 1928 года9. рецензенты почти в один голос писали о неудаче скульптора, о создании «типа военного педанта, маньяка военного дела». В 1583г. Работая над образом Мефистофеля, скульптор имел в виду литературный прототип из «Фауста» Гёте.

Переехав в 1877 году в Париж из рима, скульптор моментально оказался вовлечен в благотворительную деятельность созданного там «Художественного общества». — «Христос» (для памятника, по заказу Г. Малютина) в 1887г. Третьяков, дав денег на дорогу.

По самой распространённой исторической версии, в 1579г. Александры Феодоровны, С. П. Боткина, Петра I. В Третьяковской галерее — статуи: «He от мира сего», «Иван Грозный», «Христос» (бюст). Скульпторы, наверное, сделались моими тайными врагами, но меня это не огорчает. До этого семья жила на границе Италии и Испании. То был счастливый период в жизни скульптора. «Я заснул бедным, – писал Антокольский, – встал богатым. Однако в душе он навсегда остался иудеем и соблюдал все обычаи и обряды. 3.

Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Еще мальчиком А. самоучкой рисовал на столе и на стенах — «рисовал по ночам моя страсть не была понятна родителям и они не только ее не поощряли, но жестоко преследовали ее». Он близко сошелся с членами Артели художников, возглавляемой И. Н. Крамским.

Ах, боже мой, как я глуп, мало ли, что я хочу, да никто меня не хочет». Эту работу он выслал в Санкт-Петербург. Впоследствии он писал: «Я был нелюбимый ребенок.

Вернее будет, если напишу, что никакого стола у меня нет». В то время обычная для выпускников Академии художеств практика. В 1878 году все свои новые работы он показывал на Всемирной выставке в Париже. В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж. Помню, когда я работал "Ивана Грозного" при крайне трудных обстоятельствах, . Жил в Италии (1871-1877) и Франции (1877-1902), ежегодно приезжая в Россию. Везде, где А. выставлял свои работы, ему присуждали высшие награды (Мюнхен и Вена — золотые медали) его также выбрали почетным членом многих академий.

Его Мефистофель, названный ранее XIX век (1883, мрамор, ГРМ уменьшенное повторение – мрамор, ГТГ), -не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность. В 80-е годы Антокольский вновь обращается к исторической теме. В 1893 году он выставляется в Петербурге.

ВОКРУГ ИМЕНИ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА В НАЧАЛЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА СКРЕСТИЛИСЬ МЕЧИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КРИТИКИ И АПОЛОГЕТОВ АКАДЕМИЗМА. В прессе практически не упоминается то, что Марк (Мордехай) Антокольский вынужден был принять православие буквально под пытками – он рассказывал своей сестре – моей прапрабабке Элке – что перед ним поставили условие: либо академия художеств, либо иудаизм. Он вспоминал о ней и любил всю жизнь. он работал над статуей «Ермак Тимофеевич» изобразив его в боевых доспехах, с топором в правой руке с колчаном стрел у левого бедра. К 1871 относятся также и другие работы Антокольского на историческую тему – эскизы конных статуй («Иван III», «Ярослав», «Пётр1»), предназначавшегося для Александровского моста через Неву. Антокольским выполнены портреты В. В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. Уже первые горельефы "Еврей – портной" (1864, ГРМ) и "Еврей – скупой" (1865, ГРМ), отмеченные Второй и Первой серебряными медалями, показали жизненность и реалистичность произведений художника.

М. Е. Салтыкова-Щедрина), И. С. Тургенева (1880, гипс тонированный, ГРМ), М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Половцева, С. П. Боткина, С. И. Мамонтова и других. О, там не дадут мне упасть», — писал Антокольский. Кроме того, хочется отметить точность и четкость его творений.

Стасову ("Марк Матвеевич Антокольский", СПб., 1905). Успех произведения был грандиозным. «Моя страсть, – писал он, – не была понятна отцу и он не только не поощрял, но и жестоко преследовал ее». Таковы Смерть Сократа (1875, мрамор, ГРМ) и Спиноза (1882, мрамор, ГРМ). Одновременно он создаёт статую «Нестора-летописца».

работу увидела жена виленского генерал-губернатора А. А. На выставках с 1862 г. (Академия художеств, Товарищество передвижных художественных выставок и другие). Кроме младшего сына Марка, в семье было еще шестеро детей. В середине работы А. вынужден был перенести глиняную статую «Ивана Грозного» в другую, еще менее удобную мастерскую. Статуя Ивана Грозного и эти эскизы как бы предваряют появление крупнейшего произведения Антокольского – большой статуи ПетраI (1872), в которой воплощены противоречивые стороны исторической личности Петра.

(1880), действительным членом Академии (1893 г. ), членом-корреспондентом Парижской академии, почетным членом Венской, Берлинской, Лондонской и некоторых других академий, кавалером командорского ордена Почетного легиона и действ. Мать скульптора – урожд. — А. не любил портретов большею частью он их делал по заказу между ними, однако, многие замечательны по сходству и по исполнению: «Барельеф-портрет барона М. Гинцбурга», «Безвозвратная потеря» (умерший сын художника), бюсты: велик. — «Статуя барона Штиглица» в 1888 — «Нестор» в 1889—1890 гг. Право не знаю. Однако А. много творил в это время и каждый год делал по большой статуе. Марк Матвеевич Антокольский появился на свет в 1840 году, 2 ноября.

Она наделена скрытой энергией и внутренней силой. В то время это была обычная для выпускников Академии художеств практика. Несмотря на осознание своих грехов, он не может просить прощения, отчего ему становится еще тяжелее. Он вел обширнейшую переписку с друзьями. Кроме вышеупомянутых работ А. из произведений его наиболее известны: "Умирающий Сократ" (1875), "Голова Иоанна Крестителя" (1877 оба в музее Александра III), "Голова Христа" и "Христианская мученица" (оба в Третьяковской галерее). В Новом завете нет ни единого.

Большое значение скульптор придавал портрету. Когда Марк подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. Он был младшим, седьмым, ребёнком, в семье. Однако А. преодолел всякие затруднения и в феврале 1871 г. закончил работу. Марк (Мордух) Матвеевич Антокольский родился 2 ноября 1843 года в городе Вильне в бедной еврейской семье. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным», – удивлялся Антокольский. После окончания Академии (1871) Антокольский уже женатым человеком уезжает в Рим и Париж в качестве пансионера. Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду – звание академика.

И только теперь, в Америке, я поняла, как мало мы знали об этом скульпторе. Родился Марк (Мордехай) Матвеевич Антокольский в Вильне в 1843 году. Во времена Иисуса Святая земля была буквально переполнена различными религиозными течениями, учениями всевозможных сект и культов, большое число которых пришло из других стран в результате Римской оккупации Палестины. Восторженные строки посвятили автору И. С. Тургенев и В. В. Стасов.

Первым в ряду новых образов предстает Христос перед судом народа (1874, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ). В этот период Антокольский работает и в жанре мемориальной скульптуры. Статуя была приобретена императором Александром II и художник получил за нее звание академика (гипсовая копия с "Ивана Грозного" приобретена Кенсингтонским музеем в Лондоне). Антокольский отстаивал свое право на свободу выбора сюжетов. Вскоре его имя стало известным и за границей.

На упреки Стасова скульптор ответил, что тот «становится деспотичен в своих требованиях». М. Е. Салтыкова-Щедрина), И. С. Тургенева (1880, гипс тонированный, ГРМ), М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Половцева, С. П. Боткина, С. И. Мамонтова и других. Каждый год он делал по одной большой статуе: «Спиноза», «Офелия», «Ермак», «Ярослав Мудрый» и другие. Николая Николаевича Старш., Арцимовича, Краевского, Боткина, Полякова и др.

Проклят, когда ложится и когда встаёт, когда выходит и когда входит. Основой его взглядов на искусство явилось стремление к художественной правде. В 1859 году его отдали в мастерскую резчика по дереву. «Чтобы воспроизводить евреев так, как я их знаю, необходимо жить среди них, там, где эта жизнь кругом тебя клокочет и кипит, а делать за глаза — это то же самое, что художнику работать без натуры» — Тесное общение с товарищами-русскими, доброе, дружелюбное отношение образованных русских людей к таланту-еврею сделали то, что А. искренно полюбил то общество, среди которого он жил, учился и развивался он основательно ознакомился с русской литературой изучил русскую историю. «Я заснул бедным, встал богатым. Профессора отказались прийти смотреть ее.

Кенсингтонский музей приобрел гипсовую копию с «Ивана Грозного» — честь, которой редко удостаиваются иностранные художники. В 1864 году он вырезал из дерева «Еврея-портного» (см. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог, — на столе, на стенах. Вильны. Тогда же подружился и с Ильей Репиным, который оказал большое влияние на юного скульптора.

Гинцбургом. Однако критические отзывы потонули в восторженном хоре похвал. На ногах – остроносые высокие сапоги для топких болот.

В 1868 году Антокольский закончил работу, над которой трудился в течение шести лет, — восковую композицию «Нападение инквизиции на евреев». По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он представляется в XIX веке. Вехой в творчестве Антокольского явилась статуя Иван Грозный (1871, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ гипс, Кенсингтонский музей, Лондон), экспонированная на Первой передвижной выставке. Николая II имп. Ранее находился на Сампсониевском проспекте в Ленинграде.

по 1891г. Успех был бесспорным. В этом и есть подлинная сила высокого чувства, проникающего в тайники человеческой души. Он создал статую Иоанна Грозного. Параллельно с этим мужчина становится членом-корреспондентом Парижской академии. Главная мысль художника о величии жертвы за идеи, о красоте подвига оказалась нереализованной.

Скульптура настолько понравилась государю, что он заказал ее для Эрмитажа. Разумеется, в блестящем таланте, щедро отпущенном природой. Пришлось статую разрезать на части, чтобы нести ее по узким лестницам на 4-й этаж Академии.

М. Антокольский «Нестор-летописец» (1890)Нестор – древнерусский писатель, летописец. Впоследствии его все же определили учеником в мастерскую резчика по дереву. М. Антокольский «Мефистофель» (1883)«Мефистофель» у Антокольского не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия. При этом нравственные принципы Антокольского были далеки от аскетичного подвижничества. Он показал Человека, страдающего за народ. Триумф Антокольского был необычайным. По приезде в Рим Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной еще в России.

Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс). Значимой долей явился профессионализм, достигнутый огромным трудом. В июне 1873 года он писал Стасову из Рима:. Однако Берлин его разочаровал.

Император изображён в мундире офицера Преображенского полка. Психологизм, свойственный первым жанровым работам, Антокольский не утрачивает и когда обращается к историческому сюжету в горельефе Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху (1869, ГТГ). Однако вскоре, отчаявшись пробудить в сыне- «истукане» сознание, трактирщик определил его в мастерскую позументщика, где тот должен был постигнуть науку изготовления золотой и серебряной тесьмы. В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1868 году— золотая за горельеф «Скупой». — «Мученица» («Не от мира сего») в 1886 гг. по поводу погромов).

Кто хотел – бил меня». Рукопись романа хранится в Публичной библиотеке в Петербурге. В ответе, полученном из Академии, сообщалось, что «Государь император соизволил вам выдачу 4 тысяч рублей», в счет 8 тысяч, обещанных за статую Иоанна Грозного. Антокольский Марк Матвеевич (1843-1902), русский скульптор. Очень много сил и времени было потрачено на создание этой дивной скульптуры, но оно того стоило. Вновь начались хождения по начальству с унизительными просьбами. В 1891 году он завершает еще две работы-майолику Ярослав Мудрый (ГРМ) и бронзовую статую Ермак (ГРМ).

В ней религиозную тему Антокольского стремился разрешить как тему этически социальную. Известный казак-атаман, который руководил завоеванием Сибири для государства Русского. Теперь Антокольского влекут новые герои, новые характеры. По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он «представляется в XIX в».

Художественные склонности сына не только не поощрялись, но и считались «опасным бредом». Что же касается меня, то я сознаю, что я в жизни слабохарактерен, но я сделал все, что мог, чтобы стать независимым художником и работать прежде всего для самого себя, а там может быть со временем время станет лучше» (авторская орфография). Вехой в творчестве Антокольского явилась статуя Иван Грозный (1871, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ гипс, Кенсингтонский музей, Лондон), экспонированная на Первой передвижной выставке. В 1870 году А. исполнил "Иоанна Грозного" (один экземпляр в музее Александра III, другой – в Третьяковской галерее). Крупнейший представитель демократического реалистического искусства XIX в. Работал в жанрах исторической, бытовой, портретной скульптуры (Иван Грозный, бронза, 1871 Ермак, бронза, 1891, обе – в ГРМ Петр I, бронза, ГТГ). Только о матери своей, которую он очень любил, он сохранил лучшую память.

В Радищевском музее (Саратов): «Петр I» (статуя), «Христос» (голова), барельеф М. Гинцбурга, бюсты: Тургенева, Краевского, «Ив. «Не могу согласиться, чтобы эта работа осталась в единственном виде, в безобразном виде. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора В. И. Назимова А. А. Назимова – известная покровительница искусств.

«Мое положение с каждым днем становилось все хуже и хуже, моя бодрость была надломлена, по временам я падал духом: у меня не было ни настоящего ни будущего – оставаться в Академии было невозможно и добиться от нее я ничего не мог». О, там не дадут мне упасть». Александра III). Я не могу проследить самого себя, какими путями и почему складывался у меня взгляд и любовь на общечеловеческие идеи» В 1874 г. А. стал лепить статую «Христа» и начал статую «Сократа».

Пименову (в 1862 году). О матери Антокольский отзывался с нежностью. В том же году А. лепил проекты статуй для Николаевского моста в Петербурге (Иоанн III и Ярослав Мудрый в особенности удачны). В облике Христа – немой укор: Что вы со мной сделали. Кстати сказать, в те времена это было обычным делом для выпускников. В Италию к автору она вернулась так сильно испорченной, что Антокольскому захотелось ее выбросить и начать новую.

В его левой руке зажат эфес шпаги. Творческую деятельность Антокольский начал над созданием небольших горельефов из дерева и кости – «Портной» (1864), «Скупой» (1865). Панина, Полякова (Петербург) имп. Так, в очередной раз в обход существующих правил, Антокольский получил звание, которое давалось после четырех серебряных, двух золотых медалей и после шестилетнего заграничного пенсионерства. Археологическая точность отличает костюм и вооружение Ермака.

Деньги растаяли быстро. Реймерса. Успехи в учебе окрыляли скульптора, но угнетало хроническое безденежье.

В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж. Все эти работы А. показывал парижской публике в своей мастерской (в то время он был избран в члены-корреспонденты Парижской академии и награжден высшим орденом Почетного легиона). Пименова и И. И. Его родители были людьми небогатыми и очень религиозными.

– писал юноша о предстоящем путешествии. В Париже Антокольский работает в скульптуре малых форм (Сон, Мечта, Русалка, Спящая красавица). Вскоре он получил заказы, приятные и в художественном отношении: «Сестра милосердия» (для надгробного памятника в Болгарии см.

Нестор-летописец Крупнейший скульптор России второй половины XIX века Марк Матвеевич Антокольский (1843 – 1902 гг. ) родился в 1843 году в небогатой многодетной еврейской семье. В. Стасов писал: «Из всего созданного А. не было у него задачи более великой, сильной и обширной: тут шла речь об угнетении, о несчастной участи целого племени, затоптанного и мучимого и сверх того А. пробовал здесь и со стороны чисто художественной нечто абсолютно новое и небывалое». Как всегда, приступая к работе, Антокольский забывал о болезни и усталости.

Из Италии А. прислал в 1872 г. в Петербург статую Петра I, работу, полную мощи и энергии но она не имела успеха (впоследствии, приобретенная императором Александром II, она была поставлена в Петергофе перед Монплезиром). В это же время Антокольского избирали членом-корреспондентом Парижской академии. Правой рукой Пётр опирается на трость. Екатерины II (Вильна), Петра I (Петергоф), Грота (Петербург). Ермак Тимофеевич – историческая фигура.

— А. был профессором петерб. Этой работой заканчивается у A. период исполнения еврейских сюжетов. В 80-е годы Антокольский вновь обращается к исторической теме. Не случайно к этому образу обратились Крамской, Ге, Поленов и другие. От этого потрясения он уже не смог оправиться. Подростком мальчика отдали в учение к позументщику, от которого он вскоре сбежал. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог, — на столе, на стенах.

Под воздействием В. В. Стасова и И. Н. Крамского сблизился с передвижниками. Марк Антокольский родился в городе Вильно, в районе, называвшемся Антоколь (отсюда и происхождение фамилии), в семье многодетного еврея-трактирщика. У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси.

В то время обычная для выпускников Академии художеств практика. И когда их предложили членам клуба, то те спрашивали с сарказмом: «Даром. » Другие отвечали: «Даром». Нападки, однако, угнетающим образом подействовали на больного А. и, уезжая из Петербурга, он напечатал в «Новостях» письмо «После выставки», которое заканчивается словами: «Многие годы уже люди известного лагеря издеваются над моими работами, глумятся надо мною, над моим племенем, клевещут и обвиняют меня при всяком удобном и неудобном случае в разных небылицах: я «нахал», «трус», «пролаза», «гордец», «рекламист», получаю награды благодаря жидовским банкирам и т. д. и т. д. И при этом не замечают, что, обвиняя меня, обвиняют шесть академий разных стран, членом которых я имею честь состоять и жюри двух международных выставок, почтивших меня наградами». От правого плеча к левому бедру грудь императора перепоясывает орденская лента. Рассмотрим одну из самых интересных скульптур Марка Матвеевича Антокольского – «Ермак». До конца своих дней он оставался верен Родине.

Статуя «Иван Грозный» была первой масштабной работой мужчины. Но, несмотря на трудности, она была завершена. Дороговизна жизни в Париже заставила Антокольского тратить много времени и сил на исполнение неинтересных заказов, это его утомляло и угнетало: «Заказные работы – пасынки». Но когда он вернулся в Петербург, его работы и самого автора встретили недоброжелательно. Антокольский много писал по вопросам искусства, опубликовал «Автобиографию», незадолго до смерти написал хронику из еврейской жизни – роман «Бен-Изак». Скончался Антокольский в 1902 г. в Германии, но похоронен в Петербурге на Преображенском еврейском кладбище. Все новые работы свои А. выставил в 1900 г. на Парижской всемирной выставке и получил высшую награду (mdaille dhonneur) и командорский крест Почетного легиона.

советником (получил в день юбилея 29 декабря 1896 г. ). В 1870 г. он начал лепить «Ивана Грозного» (см. Он был младшим, седьмым, ребёнком в еврейской семье. и решимость убежденного проповедника: Но делайте со мной, что хотите, все-таки я убежден, я верю в чистую веру, что истина, любовь восторжествуют. Антокольским выполнены портреты В. В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им.

В 1864 году А. вырезал из дерева "Еврея портного", за что получил 2-ю серебряную медаль, в 1865 году – из слоновой кости "Скупого" (1 серебряная медаль и стипендия) и "Мальчика, крадущего яблоки" в 1868 году из воска и дерева А. сделал эскиз "Спор о Талмуде" и, наконец, в продолжение 6 лет (1863 – 1869) лепил из воска композицию "Нападение инквизиции на евреев" и к ней этюд-голову, под названием "Натан-Мудрый". Но он уже не мог остановиться. Большинство его героев — жертвы тирании толпы (Христос связанный, Сократ отравленный, Мученица слепая, Спиноза всеми оставленный, Иоанн Креститель обезглавленный). Царское одобрение вызвало переполох в среде профессоров. 1970.

В чем секрет этой притягательности. Статуя «Иван Грозный» показывалась публике сперва в мастерской художника, а потом в залах музея Академии и имела колоссальный успех о ней заговорили все. Пусть Бог никогда более не простит и не признает его. Статуя произвела на царя огромное впечатление и он приобрел ее для Эрмитажа.

Вчера был неизвестным, сегодня стал модным». Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Императорскую Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс). На севере сердце мое бьется сильнее.

Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. Пименова, а затем, после внезапной смерти учителя, у И. И.

Теперь Антокольского влекут новые герои, новые характеры. Родители его содержали небольшую харчевню и жили на скудные доходы. Скульптурная масса кажется более наполненной и тяжелой. Не обошлось и без критических нападок. В. Васнецов. Наступила полоса неудач.

В 1881 г. — «Спиноза» (по заказу барона Г. О. Гинцбурга) в 1882 г. — «Офелия» в 1883—1884 гг. В 1870 году он закончил работу над статуей Ивана Грозного. памятник кн. Его родители, люди необразованные и небогатые, обремененные большим семейством (7 человек детей), содержали торговлю, нечто вроде харчевни, на одной из главных улиц города (в 1906 году на доме, где родился А., была прибита мраморная доска).

В этот период Антокольский работает и в жанре мемориальной скульптуры. У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси. Статуя произвела на царя огромное впечатление и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма). Известно, что, прежде чем отправить письмо, Антокольский давал его кому-нибудь проверить. Его работа стала известна в городе. При этом большое внимание уделялось религии. К этому же времени относится сближение А. с Репиным, оказавшим большое влияние на него. У него одна за другой появляются работы: «Христос перед народом» (1874г. ), «Смерть Сократа» (1876г. ), «Спиноза» (1882г. ), «Мефистофель» (1883г. ), «Не от мира сего» (1888) и множества других образов.

Нам было этого достаточно. Литература об А. чрезвычайно велика. Триумф Антокольского был необычайным. Испросив в Академии отпуск до 1 октября, он покинул россию. К русской культуре у него было весьма специфическое отношение.

Детство было тяжелым и безрадостным. С Репиным Антокольский особенно близко сошелся – они жили вместе несколько лет. Этим горельефом Антокольский показал, как можно перенести действие из открытого пространства в замкнутое — до него такое было возможно только в живописи. Это творение выполнено с необычным вниманием к малейшим деталям.

И Антокольский абсолютно неожиданно получает звание академика. Стасов настаивал, чтоб тот был в лаптях и без знамени. — А. с детства был верующим евреем и остался таковым до конца своей жизни. При переносе скульптура сильно деформировалась и многое надо было начинать сначала. В июне 1873 года он писал Стасову из Рима: ". У этих мальчиков было не много шансов сохранить свою религию в полном отрыве от своих корней и под сильным давлением (вплоть до физического) со стороны христианских командиров-начальников. Вдохновленный образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую Нестор-летописец (1889, мрамор, ГРМ).

получил 1-ю серебр. Первым в ряду новых образов предстает "Христос перед судом народа" (1874, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ). В обоих образах Антокольский также видел тех, кто определял будущность России. Сын бедного трактирщика-еврея родился в Вильно.

В Петербурге художник сближается с И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым, М. П. Мусоргским, становится другом И. Е. Репина. В 1862 году ему удалось поступить вольноприходящим в Академию Художеств, к профессору Н. С. Обе работы были удостоены серебряной медали, а за «Скупого» ему назначили стипендию в размере 29 рублей.

Антокольский изобразил его обнажённым, чтобы избежать воссоздания костюма определённой эпохи. «Мефистофель – это неутолимая злоба, злоба без дна, беспощадная, отвратительная, способная гнездиться в больном теле с разлагающейся душой он болеет, страдает от того, что все, все пережил, разрушился и не может больше жить, наслаждаться жизнью, как другие около него он бессилен духом» – писал скульптор. Это желание решать в своем творчестве общечеловеческие задачи привело Антокольского к созданию «космополитических» (определение Стасова) образов Христа, Спинозы, Сократа и других «друзей человечества». В учении царствовал ложноклассический метод.

В ноябре 1868 году Антокольский вернулся обратно в Россию. В Академии художеств по-прежнему штудировали антики, работали с «образцов», однако в каникулы, отдыхая на родине, в Вильно, скульптор лепил жанровые композиции. Да будет он проклят днём и проклят ночью. он бывал у Серова, Пыпина, Стасова.

Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс). Таковы Смерть Сократа (1875, мрамор, ГРМ) и Спиноза (1882, мрамор, ГРМ). Хроника из еврейской жизни». Его друзья – художники бурно приветствовали эти работы. В Риме он исполнил статую "Петра Великого" (1872 находится в Петергофском саду, перед "Монплезиром"), конную фигуру Иоанна III (1872) и "Иисуса перед народом" (1874 находится в музее Александра III). Кроме Таганрога и Петергофа, бронзовые отливы монумента Петру были установлены в Архангельске (1911) и в Петербурге – на Самсониев-ском проспекте (1909 с 1938 года находится в ГТГ), перед казармами Преображенского полка (1910), в Петрокрепости (1903). Стасову. Вместе с тем, созданный скульптором герой внешне спокоен.

Л., Аврора. Вместе с тем, созданный скульптором герой внешне спокоен.

Именно этими произведениями определяется место Антокольского в истории русского искусства. Медведевой 29 ноября 1872 года. В Риме Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной ещё в России. А. было тогда 21 г. (о своем отъезде из Вильны и об учении в академии А. рассказывает подробно и художественно в своей автобиографии, «Вестник Европы», 1887).

Антокольской и Л. М. Он никогда по субботам не работал по праздникам он молился. При всем различии характеров в героях произведений Антокольского есть нечто общее – это стремление к истине и утверждение ее, подчас ценою собственной жизни.

Но ехать было не на что. Сибирское ханство распалось. Желая помочь юному таланту, она пишет письмо – просьбу в Петербург, в Академию художеств. Он предпринял издание своих работ в малом размере и начал новые небольшие вещи: «Сон», «Ундина», «На перепутье», «Спящая красавица».

ведомостях», «Новостях», «Неделе», «Искусстве и художеств. Реймерса (1862- 1868). В это период он воплотил в пластике силу и высоту духа философа Сократа (1874), мыслителя Спинозы, работал над созданием образа Иисуса Христа. Впоследствии его все же определили учеником в мастерскую резчика по дереву. Александра III (для Музея имп. Антокольский подал прошение в совет Академии, умоляя сделать для него исключение.

Антокольский, его жизнь и художественная деятельность» (на еврейском языке). Детство А. было безотрадное: «Я не был балован никем, я был нелюбимый ребенок, мне доставалось от всех, кто хотел — бил меня, а ласкать меня никто не ласкал» Единственно, кого А. любил — это была его мать о ней он сохранил лучшую память. Там ему присуждают высшую награду выставки: медаль почета и орден Почетного легиона.

Имел много товарищей среди учеников Академии, особенно дружил с Ильёй Репиным. Творческая деятельность сочеталась у Антокольского с общественной. В том же году он переехал в Париж, где прожил почти безвыездно до конца своей жизни. Он очень интересовался молодыми еврейскими художниками. Скончался Антокольский во Франкфурте-на-Майне (по другим источникам— в городе Бад-Хомбург) и был похоронен в Петербурге на Преображенском еврейском кладбище.

Все они ложны и вычурны. Но есть среди его персонажей и люди другого типа. Уезжая из российской столицы, Антокольский напечатал в «Петебругских новостях» письмо, которое заканчивалось словами: «Многие годы люди известного лагеря издеваются над моими работами и при этом не замечают, что, обвиняя меня, обвиняют шесть академий разных стран, членом которых я имею честь состоять и жюри двух международных выставок, почтивших меня наградами». Большинство героев Антокольского – жертвы тирании толпы. Ему вновь повезло и в апреле 1870 года он получил личное звание почетного гражданина.

Но профессора отказались её смотреть. Вместе с тем, созданный скульптором герой внешне спокоен. Разочарованный А. возвратился в Париж и погрузился в работы. Мать и отец жили довольно скромно, так как были людьми небогатыми. При этом надо учесть, что дома он разговаривал на идише. В последние годы жизни Антокольский вновь обратился к национальным историческим темам. Г. О. Гинцбурга), «Ангел» (надгробн.

В других героях А. выражает идею преданности людей сильной воли, людей ума к своей родине (Петр I, Ермак, Нестор и др. ). Тогда А. пригласил в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну (в то время президента Академии). После этого Совет Академии присудил А. за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика (21 февраля). Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит.

Гагарину, который, от неожиданности, тотчас же согласился посетить скульптора. Его родители были людьми небогатыми и очень религиозными. Он был человеком верующим и до конца своих дней соблюдал традиции иудаизма. Уже первые горельефы Еврей – портной (1864, ГРМ) и Еврей – скупой (1865, ГРМ), отмеченные Второй и Первой серебряными медалями, показали жизненность и реалистичность произведений художника. Академии худ. Так сказать, практика. В образе, созданном Антокольским, – трагизм реформатора, восставшего против фарисеев и саддукеев, который стоит перед судом тех, кого он защищал и кто его не смог понять. кн.

Это придает образу сосредоточенность, углубленность. Несколько публичных памятников А. исполнил по личному заказу: памятник имп. Совсем неудивительно, что Марка, который так интересовался русской историей, привлекала фигура Ермака. Эту работу он выслал в Санкт-Петербург.

Звание не давало возможности занимать помещения Академии. Уже в Академии он начал поиски оригинальной трактовки жанровых и исторических сюжетов. Первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный». Вскоре его имя становится известным за границей. Статуя произвела на царя огромное впечатление и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма). «Бывает время, когда я чувствую себя совсем уставшим и отупевшим, притом же у меня в мастерской воздух отвратительный», – писал он в одном из писем В. В.

Александра III: статуи «Иван Грозный», «Христос», «Сократ», «Мефистофель», «Иоанн Креститель», «Ярослав Мудрый», «Ермак» (статуя-эскиз) «Нестор», бюсты: имп. Среди наиболее известных произведений, хранящихся в Русском музее – статуи «Иван Грозный» (1871, бронза), «Христос перед судом народа» (1878, бронза), «Спиноза» (1882, мрамор), «Мефистофель» (1883, мрамор), «Ермак» (1891, бронза) портреты С. П. Стол у меня очень плохой.

Известно мнение Антокольского по поводу философских взглядов Толстого. Крамским, В. В. Все они ложны и вычурны. Подобные метаморфозы критик приписывал «общеевропейскому влиянию». Его родители Матыс Янкелевич (1815—1888) и Кейля-Хена Беньяминовна (1817—. ) Антокольские были людьми небогатыми и очень религиозными.

Ночами, вместо отдыха после изнурительной работы в трактире, где он помогал отцу, тайком от окружающих, которым было чуждо его влечение, мальчик отдавался любимому занятию – лепил или вырезал небольшие фигурки. Эту работу он выслал в Санкт-Петербург. «Какой-то благодетель прислал мне книжку вроде катехизиса всемирного братства. Многочисленные просьбы и приглашения остались без ответа. Некоторые его произведения отражают философско-этическую проблематику. Портрет скульптора М. АнтокольскогоМарк Матвеевич Антокольский родился в 1840 г. в пригороде Вильны Антоколь (отсюда фамилия). Он был одним из восьмерых детей в небогатой и очень религиозной еврейской семье. Но и здесь его подстерегали неприятности.