Ф С Рокотов Портрет Екатерины 2

Описание картины «Портрет Екатерины »

Екатерина на них выглядит статичной куклой, как правило, с отстраненным выражением лица: ее черты не слишком привлекательны, а улыбка скорее натянута. Посетитель Русского музея, переходящий из экспозиции иконописи в зал Петра I испытывает ощущения, похожие на те, что в фильме «Матрица» пережил Нео, принявший из рук Морфеуса красную таблетку. Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же – в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина). А лучшим и самым известным портретом И. И. Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751–1830) и Владимир Боровиковский (1757–1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека.

В результате изображенные воспринимаются светлыми силуэтами на тёмном фоне. Карл Брюллов конструировал собственный образ по лекалам «старого мастера» и вместе с тем воссоздавал на русской почве великолепие вандейковского парадного портрета с его симфонической роскошью колорита («Всадница», 1831 портрет сестер Шишмарёвых, 1839).

При создании двух самых знаменитых образов императрицы на страницах художественных произведений – в «Капитанской дочке» и «Ночи перед Рождеством» – Пушкин и Гоголь используют даже одинаковые слова: у русской царицы голубые глаза и легкая улыбка, так умевшая покорять все вокруг. Один из организаторов дворцового переворота 1762 года, фаворит императрицы Екатерины II, пожалован в действительные камергеры, награжден орденом Святого Александрв Невского, получил мызы Ропшу и Гатчину. Земная судьба А. П. И вот зал 4. Семь полотен серии «Смолянки», написанные в 1772 – 1776 годах изображают девятерых воспитанниц Смольного института благородных девиц разных «возрастов» (периодов обучения).

В советское время считалось, что Рокотов противопоставлял холодной парадной живописи сановного Петербурга портреты нарочито тёплые, непринуждённые интимные, свидетельствующие о близком знакомстве художника с моделями. А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного. В начале своего царствования Екатерина была увлечена новыми философскими идеями.

Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник». Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) –1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных. На фоне заметен торговый флот – вестник процветания государства. Таким образом, портрет принял на себя функции повествовательного исторического полотна, которое оформляет волнующие общество идеи и становится событием для относительно широкой аудитории. Она передавалась, в частности, литературными произведениями, которые описывали воображаемую коммуникацию с портретом: поэтические «собеседования» с ним истории о влюбленности в портреты, а в эпоху романтизма – страшные рассказы об оживающих изображениях. При этом художник остается верен натуре.

В 1770-е для Рокотова становится характерным раскованная манера письма.

В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. Сегодня мы больше ценим те произведения русского портрета XVIII века, в которых условный образ кажется утратившим цельность, а декорум (баланс идеального и реального в портрете) нарушен в пользу правдоподобия. Первый варьирует характерный для Европы XVIII и начала XIX века тип дворянского портрета. Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения. Классическая теория искусства невысоко ценит портрет. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго. Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря.

Наконец, та же Анна Розина де Гаск написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-пажом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер. Помимо просветительской идеи верховенства закона, здесь возможны и иные политические обертоны.

Несмотря на, казалось бы, невысокий статус жанра из девяти окончивших Академию учеников первого приема пятеро выпустились как портретисты и лишь двое специализировались на исторической живописи. Говоря о портрете, нужно напомнить несколько вещей.

То, что время пощадило, 
то, что память сберегла

То, что время пощадило, то, что память сберегла

Ему этого и не дали сделать. Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684–1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой. В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722–1782). Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь.

Улыбка Екатерины – это нечто большее, чем просто улыбка согласно портретной традиции. Свободно положенные мазки обозначают абрис формы, не совпадая с ее границами. 1780-е – нач. 1790-х – новый период творчества художника. Торелли же создавал в основном аллегорические полотна с изображениями Екатерины, канонизировав образ императрицы в виде Минервы, а на парадных портретах его кисти, отметим, государыня выглядит более живо, чем на картинах Эриксена.

Ни семьи, ни детей, только портреты, где взгляд притягивают лица, а не кружева и шелка. Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь. В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И.

Владычица на алтаре сжигает маки в знак жертвования собственным покоем ради общего блага. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни. Растрелли.

Федор Рокотов: лица 
екатерининской эпохи

Федор Рокотов: лица екатерининской эпохи

Его автор Михаил Микешин (1835–1896) уже один раз изобразил великую императрицу – на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории. Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям. Однако на написанном Торелли портрете в русском платье она кажется абсолютно серьезной (даже без улыбки) и производит скорее не слишком благоприятное впечатление.

В начале 1770-х Рокотов, устав от придворных скандалов, уезжает в Москву. Улыбка облагораживала, делала образ привлекательнее. Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна. Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729–1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716–1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году.

Характерный для «эпохи чувствительности» гибрид представляет собой изображение Екатерины II в Царском Селе (см.

В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России. Выражения лиц моделей Рокотова сложны, подчас неуловимы.

Шувалову, основателю и первому куратору Московского Университета (ныне МГУ), а также Академии художеств и Эрмитажа. Парадные и не очень парадные, они должны были служить определенным целям. Характерный пример – супруги Лобановы-Ростовские кисти Ивана Аргунова (1750 и 1754). Изысканная цветовая гамма построена на бесчисленном разнообразии оттенков розового цвета.

Официальный блог 
Государственной 
Третьяковской галереи

Официальный блог Государственной Третьяковской галереи

Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. При всей узнаваемости персонажей перед зрителем прежде всего «благородный вельможа» и «любезная красавица», положение которых раз и навсегда зафиксировано форменным мундиром, горностаевой мантией и платьем с серебряным шитьем.

А на рисунке Валентина Серова (1865–1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту. При этом известно, что работал он не очень быстро. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Художник почти не обращает внимания на детали одежды.

Фото, рисунки и 
портреты Екатерины 
 Великой

Фото, рисунки и портреты Екатерины Великой

Первый историограф русского искусства XVIII века Якоб Штелин свидетельствует, что еще в Петербурге художник был «столь искусен и знаменит, что не мог один справиться со всеми заказанными ему работами Он имел у себя в своей квартире около 50 портретов, очень похожих, на них ничего не было закончено, кроме головы». В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. юность проходит быстро.

Художник использует зигзагообразный мазок, позволяющий безошибочно определять его авторство. О последних двадцати годах его жизни известно мало.

Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. Рокотова от его современников.

На постаменте скульптуры вырезан профиль Солона – афинского законодателя. Юного художника приглашали ко двору, было модно заказывать портреты молодым талантливым художникам. Кстати, это же правило подтвердилось и при создании портрета кисти Боровиковского, прославившегося благодаря «Капитанской дочке».

10 неизвестных: 
история России в 
портретах Федора

10 неизвестных: история России в портретах Федора Рокотова

Целый ряд композиций носил подчеркнуто аллегорический характер, на других императрица показана почти в домашней, непринужденной обстановке – и все вместе они составили внушительную галерею образов, ярких и чрезвычайно интересных. Обе эти работы не понравились стареющей монархине.

Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами. По-видимому, он отвечал той необходимой героизации, которая была чрезвычайно важна для императрицы при упоминании о «революции» 1762 года. Аргунов учился у Гроота и по повелению императрицы сам наставлял живописи «спавших с голоса» певчих, среди которых был будущий исторический художник Антон Лосенко.

Рокотова было много заказов от знатных особ. Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х.

Становление русской 
живописи: портрет 
века

Становление русской живописи: портрет века

Тонкие сжатые губы усиливают это впечатление. С конца 1760-х гг. В них обязательно говорится, что портрет «как живой», он «дышит», ему не хватает только дара речи и т. п. Как правило, описываемые поэтами картины были плодом их воображения. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки.

Коллективным героем произведений Кипренского стало поколение 1812 года. Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры. Очевидно, отсюда проистекает обаяние, которым наделено для современного зрителя изображение десятилетней Сарры Фермор (1749). Правда, во многих произведениях Боровиковского «причастность природе» персонажа приобретает характер клише, свидетельствующего о том, что чувствительность и естественность превратились в моду. С улыбкой она вошла и в русскую классическую литературу.

Из портретного атрибута он превращается здесь в знак основанного на научном эксперименте передового знания. Портрет отражает и транслирует стандарты социального поведения. В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. Жил в Москве на Пречистенской улице.

Вообще художники XVIII века старались писать портреты улыбающихся моделей, когда работали на заказ. В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». Портрет не понравился Екатерине, но, скорее всего, подсказал Пушкину мизансцену встречи Маши Мироновой с императрицей в «Капитанской дочке».

Каждый из карандашных портретов молодых «ветеранов» также в некоторой степени подчинен какому-либо портретному клише, но вместе они демонстрируют небывалую графическую свободу и разнообразие формальных решений: поворотов тела, наклонов головы, жестов, взглядов. В этом ряду стоят и портреты четы Хрипуновых кисти Аргунова (1757). Нарочитой роскошью блещет изображение «бриллиантового князя» Куракина (1801 – 1802), прозванного так за любовь к драгоценностям и показной пышности. Но несмотря на столь сдержанную творческую манеру художника, Екатерина II любила портрет работы Эриксена, где она изображена в момент переворота на любимом коне Бриллианте, в платье по форме Преображенского полка.

На губах едва заметная полуулыбка. Колорит строится на тонком сопоставлении нюансированных оттенков сближенных тонов в женских портретах и контрастных – в мужских.

Федор Рокотов — 
Третьяковская галерея

Федор Рокотов — Третьяковская галерея

Портьеры торжественно-красного цвета указывают на особый статус модели. Шувалова был принят в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге (ИАХ). В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты. Так, в 1760 году Рокотов по словесному приказанию И. И.

От портрета пришла задача – облик человека в его социальной роли. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. А уж пленять сердца Екатерина умела виртуозно. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних. Поза Давыдова не просто демонстрирует отрешенную непринужденность, она иконографически облагораживает персонажа, поскольку восходит к знаменитому «Отдыхающему сатиру» Праксителя: совершенство классической статуи гарантирует достоинство героя полотна.

Сочинение-описание 
картины Рокотова 
«Портрет Екатерины

Сочинение-описание картины Рокотова «Портрет Екатерины 2»

У Рокотова Екатерина II — владычица империи и женщина в расцвете лет. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14.

Из Преображенского полка он вышел в отставку прапорщиком и навсегда осел в своей вотчине. Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. Девушки танцуют исполняют театральные роли, но два замыкающих серию изображения «старшекурсниц» Глафиры Алымовой и Екатерины Молчановой словно подводят итог, воплощая две ипостаси просвещенной женщины. На его примере мы можем составить представление о положении востребованного живописца.

формируется классический «рокотовский» стиль. Гениальный крепостной, ставший академиком. Костюмы изображённых, особенно женские, усложняются за счет дополнительных украшений – цветов и пышных бантов. Источник света теперь помещен не сбоку, а прямо перед портретируемым. Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность. Её образ – словно воздушный полунамек.

Рокотов, Федор Степанович – Портрет Екатерины (2)

1757), вероятный автопортрет РокотоваРокотов родился в подмосковном имении князей Репниных Воронцово. На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707–1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным. Властно сжимая в руке скипетр, она повелительным жестом указывает в сторону императорских регалий и бюста Петра I с начертанным над ним девизом «Начатое совершает».

Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Вот таким образом у Ф. С. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины). Освещение, по-прежнему выполняющее важную роль в характеристике образов, меняется. Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто. Особенно это заметно в виртуозно исполненных женских портретах, следующих идеалу юной «природной» красоты и калькирующих позы и атрибуты модели.

Возможно именно вот таким образом её портрет, созданный почти 250 лет назад, притягивает к ней до сих пор. В XVII веке мастера Оружейной палаты и другие изографы создали гибрид иконы и портрета – парсуну (от слова «персона», которое в первой половине XVIII заменяло в России слово «портрет»). Он созвучен появившейся в том же 1783 году оде Державина «Фелица».

Это один из первых признаков нового для России процесса: изобразительное искусство перестает обслуживать утилитарные потребности элиты (репрезентация политических и личных амбиций, украшение жизни, визуализация знания и т. п. ) и постепенно становится важным элементом национальной культуры, организуя диалог между различными частями общества. Портретный класс в Академии был основан в 1767 году. Портретом Алесандры Струйской восхищались все современники. Отсюда и притягательность таких изображений, где лишенное внешней красивости лицо словно бы выступает залогом правдивой передачи характера: таковы антроповские портреты статс-дамы Анастасии Измайловой (1759) или Анны Бутурлиной (1763).

Именно Ф. С. Конец 1780-х в портретной галерее Екатерины представлен ее портретом в дорожном костюме кисти бывшего крепостного, художника Михаила Шибанова (биографические сведения о нем крайне скудны), написанным во время ее знаменитого путешествия в Крым (1787). Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716–1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте. Это позволило художнику приобрести участок земли за 14 000 рублей, построить на нем двухэтажный каменный дом, стать членом Английского клуба и заслужить раздраженное замечание современника: «Рокотов за славою стал спесив и важен». Портрет человека творческой профессии сам по себе мог символически повышать его статус. Контуры фигур растворены, они как бы сплавляются с густым мерцающим фоном.

Он словно говорит: «Перед тобой благородный человек. Другое дело, что далеко не всем она шла. Этот портрет интересен своим камерным, «домашним» характером и императрица смотрит на нем как-то грустно и даже несколько удивленно. Здесь парадный стиль портретов сменяется на более камерный.

В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». Художник больше не пишет парадных изображений и выбирает сферу камерного портрета. При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль. Свадебное настроение тоже и вот наступают будни. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности.

Его происхождение не совсем выяснено. На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871–1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка. С именами Рокотова и Левицкого впервые в России Нового времени связывается представление о строго индивидуальной манере, которая словно подчиняет себе модели: теперь можно смело говорить о даме, «сошедшей с полотна Рокотова», о кавалере «с потрета Левицкого».

Рядом расположены 
достопримечательности

Рядом расположены достопримечательности

Теперь портрет отчетливо расслаивается на парадный и приватный. Возможно, у художника слабело зрение. История русского портрета XVIII века – это картина визуального самосознания нации, развернутый во времени процесс обретения русским человеком «лица». Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия. Императрица в лавровом венке и гражданской короне, жертвуя своим покоем, сжигает маки на стоящем под статуей Фемиды алтаре с надписью «для общего блага».

Лессировки создают впечатление особой глубины и прозрачности поверхности. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Небогатые атрибутами и сдержанные по манере портреты четы Хрипуновых в Европе были бы отнесены к портретам третьего сословия, отражающим ценности Просвещения. Ломоносова к И. И.

«Золотой век» екатерининской 
эпохи

«Золотой век» екатерининской эпохи

На ее голове вместо императорской короны – лавровый венец. Учившийся в Италии петровский пенсионер Иван Никитин – первый русский мастер, «забывший» про парсуну. Н. Е. Женские портреты, как правило, овальной формы. По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна.

Переплетчики обертывали книги в глазет, в сафьян, в пергамент. Но она была человеком своего времени. От сословного стандарта, зафиксированного в довольно ограниченном репертуаре поз и выражений лица, портрет идет к выстраиванию более тонких отношений между внешностью и внутренним миром персонажа. С этого времени и на весь наступающий век портрет станет синонимом русской живописи. Его портреты часто отмечены особым правдоподобием, лицо трактуется подчеркнуто рельефно, узнаваемость превалирует над идеализацией. Показательно сопоставление «формального» портрета полковника Евграфа Давыдова (1809) и серии графических портретов участников Отечественной войны 1812 – 1814 годов (Алексея Ланского, Михаила Ланского, Алексея Томилова, Ефима Чаплица, Петра Оленина и других, все – 1813). Стоит присмотреться к тому, как Рокотов пишет глаза: в таких вещах, как знаменитый портрет Александры Струйской (1772), зрачок написан сплавленными мазками близких цветов с ярким бликом, – взор теряет ясность, но приобретает глубину. Его моделями становятся представители старой московской знати.

Это тоже XVIII век. Крепостные мужики, обученные барином-графоманом, печатали книги на превосходной александрийской бумаге иногда даже на атласе, на шелках и на тафте используя высококачественные краски, набирая тексты уникальными шрифтами. Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника.

Молчанова репрезентирует интеллектуальное начало. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Екатерина II даже хвалилась перед иностранцами книгами, отпечатанными в типографии Струйского. В Рузаевке он построил дом-дворец, проект которого приписывается Растрелли имел большую библиотеку русских и французских книг, картинную галерею. Принцесса Фике (таково было ее домашнее прозвище) смотрит на зрителя внимательно и в то же время как бы высокомерно. Портрет середины столетия – это по большей части изображение не личности, а статуса.

Лик Екатерины 2: 
традиции изображения

Лик Екатерины 2: традиции изображения

Но европеизация изобразительных форм началась раньше. На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено. Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время). Но чувственный телесный покой сатира – лишь оборотная сторона его животной натуры и Кипренский великолепно пользуется этой памятью прототипа (одновременно знаковой и пластической), создавая образ героя, пребывающего в расслабленном покое, но способного распрямиться, подобно пружине.

Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск). Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. Портреты занимали важное место на академических выставках и позволяли художнику сделать полноценную карьеру – стать «назначенным» (то есть членом-корреспондентом) или даже академиком.

Более неестественное изображение и представить себе сложно. Живописное начало преобладает над рисунком. Струйский был одной из самых причудливых и странных личностей XVIII столетия. Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы. Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играет одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831–1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874).

«Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова11. Добавить же к фигуре горничной лицо госпожи художнику потом труда не составило, к переписыванию императорских лиц с чужих полотен российские художники были привычны. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б.

Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712–1780) создавал официальный, канонический образ императрицы. В них – как, например, в портрете врача Леруа работы Жака Луи Давида (1783) – важен не статус, а деятельность героя, не благообразие облика, а честно предъявляемый характер. Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но. В конце 1780-х годов в творчестве Рокотова вновь начинает преобладать парадный портрет. Живопись приобретает плотность, фактуры разнообразных материалов – определённость.

Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Таковы, например, «Лизынька и Дашинька» (1794) – дворовые девушки покровительствовавшего живописцу Львова, почти неотличимые внешне от молодых дворянок. Соответствующее место этот жанр занимает и в академической иерархии. Становление его манеры граничит с воздействием итальянца Ротари, чьи девичьи «головки» принято считать пикантными безделушками рококо. выше).

Высшее достижение 
в области парадного 
портрета

Высшее достижение в области парадного портрета

Эта непринужденность героев вместе с демонстративной легкостью исполнения выступают зримым воплощением внутреннего «самостояния» поколения – небывалого до той поры в русской истории ощущения свободы. Это была эпоха столетия ее царствования.

Его молодая супруга держит в руках раскрытую книгу и со спокойным достоинством глядит на нас (по данным исповедных книг, Феодосии Хрипуновой вряд ли больше двадцати лет: персонажи портретов XVIII века часто выглядят старше своего возраста). Духовный мир ее богат и сложен. Судьба Струйской была не очень удачной. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители.

Но это Рокотов. И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита. Впервые имя Рокотова упоминается в 1757 году в письме М. В.

Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833–1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства.

Это был последний официальный заказ, принятый Рокотовым— отныне он работал только для частных клиентов. Рокотов – первый в России мастер эмоционального портрета. Это инструмент ее политики, ее общения, один из очень многих, но немаловажный. Источник света помещен сбоку.

Портрет, в котором соблюдены и согласованы необходимые условности изображения (поза, костюм, антураж и атрибуты), автоматически удостоверит высокий социальный статус своего персонажа. Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных. Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии. Все эти знания в скором будущем пригодились ей в качестве источника успешного правления. Но об этом чуть ниже. С основанием Академии художеств в 1757 году ситуация стала меняться.

О жизни и творчестве 
выдающихся художников

О жизни и творчестве выдающихся художников

В конце XVIII века, например, считалось, что «в портретном роде всегда делается только одна фигура и по большей части в одинаковом положении Не можно сей род сравнять с историческим». Портрет в рост на фоне памятника военной славы выдержан в подчеркнуто камерном модусе: он представляет государыню в шлафроке в момент уединенной прогулки в аллеях парка. Потом он жил в Ревеле. Майков наверняка вел беседы во время сеансов.

Художественные ценности из дома Струйских будут вывезены, проданы и перепроданы. Эти портреты отличаются беспрецедентной в русском искусстве раскованностью «поведения» персонажей. По его протекции Ф. С. Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы.