Федотов Павел Сватовство Майора

Еще через минуту невеста перестанет жеманиться, ее поза изменится, мать перестанет браниться, майор крутить ус и т. д. В последние годы жизни Павел Федотов еще раз пишет «Сватовство майора».

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае.

/ Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя.

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. Нелепость ситуации подчёркивается тем, что наряд купеческой дочери предназначен для бала или другого вечернего мероприятия, а не для знакомства с женихом, происходящего днём в кругу семьи48 кроме этого, ей непривычно безмерное количество золотых украшений— кольца, колье, серьги, браслеты. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Постепенно сюжет сложился. А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров.

Тогда круг их становится обширнее они достигают наконец до того, что женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепияно, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни»25. Подобных вопросов возникает множество. Занявшись всерьёз живописью, сначала готовился в баталисты, но известный баснописец И. Крылов и поддерживавший молодого коллегу К. Брюллов убедили заняться бытовыми сюжетами. Все не столь однозначно с Купцом. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу».

Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Видимо, в псалтырь. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. И зачем. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления.

Георгиевская лента 
и Сватовство майора

Георгиевская лента и Сватовство майора

Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Офицерского жалованья на это никак не хватало, а деревенек с крепостными у Павла не было. Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона». А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. А седобородый батюшка-купец.

Армейский майор – это, как правило, командир батальона. В Описании картин и эскизов Павла Федотова сам автор пишет о своем произведении: «Женитьба майора. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39.

В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Академик Императорской Академии художеств (с 1848). Родился в Москве. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.

Хозяин засуетился поскорее застегнуться. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Она немолода и, по-видимому имеет достаточно опыта в своём деле— правда, в кругу незнатных особ42. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик.

В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.

Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте.

Сватовство майора, 
Павел Андреевич 
Федотов, 1848

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

Ж-4521)8910. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Постепенно сюжет сложился.

Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Федотов Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Петербург)Художник, рисовальщик, жанрист-портретист. Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой. Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61.

Картина Сватовство 
майора: описание 
картины

Картина Сватовство майора: описание картины

Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная. В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени. Федотов переработал повторение своей картины. На атмосферу действия также влияет господствующий в картине цвет, который состоит из разнообразных оттенков тёплого коричневого.

В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Его отец, мелкий чиновник, человек строгий, подчёркнуто честный, начинал суворовским солдатом и с годами дослужился до поручика. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.

Сватовство майора 
и шутовство художника

Сватовство майора и шутовство художника

Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.

Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. Зауервейда, пользовался советами К. П. Шампанское уже стоит на подносе на стуле. Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника. 5.

/ По-старинному— в сизом платочке. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852.

«Сватовство майора» 
картина Павла Федотова

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Может быть, даже еще теплее, чем к живым: все-таки это были как никак его создания, его дети и он любил их, как любят детей. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.

«Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Старик был очень строг по службе и часто, когда он возвращался домой из должности, за ним шел сторож с одной, а иногда с двумя парами сапог в руках. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. А дальше можно предполагать.

Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. К середине XIX века, несмотря на осуждение со стороны светского общества, нередки были неравные браки между обедневшими офицерами-дворянами и богатыми купеческими дочками.

Описание картины 
«Сватовство майора»

Описание картины «Сватовство майора»

У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Карандаш П. Федотова в бесконечном множестве передавал типы мелких помещиков, сварливых помещиц, столичных мастеровых, ремесленников, русских и немецких хозяев.

Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. В юности «забрили лоб».

«Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Кошка замывает гостей».

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Рядом с купцом стоит сваха. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента.

Жених уже стоит в дверях при полном параде. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Купец явно подготовился к встрече будущегозятя. Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке. Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета.

В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). осталась незавершенной. Платье Купчихи требовало чепца, а не простонародного платочка, а бальное платье Дочери не соответствовало ни месту, ни времени. Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов предполагал делать картину сложную, со многими персонажами, охваченными единым действием. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье.

Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. чужой.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Держа в руках бутылку с вином, он повернулся к высунувшейся в дверь приживалке, по-видимому, объясняя ей, что происходит в доме53. Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43.

Обе разряжены для приема жениха. И здесь – важный момент. В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать.

Федотов Павел Андреевич 
– Сватовство майора

Федотов Павел Андреевич – Сватовство майора

Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Ах, уж эта кулебяка.

Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Для «тона» был нужен хорошо обустроенный быт, собственный денщик, блестящий внешний вид. Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х.

  • СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
  • Русский музей Дополненная реальность
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
  • Встреча в Туркмении с Крымскими горами

В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. 58, 375, 4.

Судя по тому, что Федотов поместил руку купчихи, ухватившую свою дочь за подол, почти в самом центре полотна, он придавал этой детали очень важное значение50. Это излюбленный приём Павла Федотова. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы.

Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Несмотря на то, что приход гостя ожидали, в комнате переполох— последние приготовления к встрече. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе.

  1. Деда на Енисей везли в скотском вагоне
  2. Прощальная сказка для царской семьи
  3. Последний шеф лейб-гвардии Семеновского полка
  4. Рядом расположены достопримечательности
  5. Коллекция Государственного Русского музея
  6. Без году 40 или три по тринадцать
  7. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

получали то, что хотели, становились счастливыми. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином.

У него горделивая осанка, напыщенныйвид. / Никогда с ними я не бывала». Он экономил на еде, душу отводил на стихотворных зарисовках, «позубоскалили, отвели душу –– и легче».

Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Художник уделяет большое внимание деталям обстановки— им показаны многие характерные черты купеческого быта2. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Стерпится – слюбится. Картина говорит: О том, как люди на свете живут, Как иные на чужой счет живут, Сами работать ленятся, Так на богатых женятся.

В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности.

Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. И зачем. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Про нее писали вгазетах.

Вот когда Федотов ощутил свою унизительную бедность. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Купчиха Рядом с девушкой стоит ее мать, которая, собственно и удерживает ее от псевдопобега.

Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. А там, если помните, никакого туалета.

СВАТОВСТВО МАЙОРА 
Павел Федотов

На всё требовались деньги. В ней борются противоречивые чувства. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты.

По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Вопрос спорный. На ее лице читаются властность ирасчетливость. Человек видит еле уловимые полудвижения, полушаги, полуобороты и его воображение рисует ему дальнейший ход событий. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор.

Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться.

Служанки шушукаются. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. Казалось бы, невелика разница: из одной казармы в другую, но жизнь была совсем иная.

Для большего не хватало грамотности, связей. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета.

Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. Им предстоит родиться благородными они избегут рекрутской повинности, никто не забреет им лоб. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно.

Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. –– держать тон. Но живет он в сословном обществе, где даже деньги не защищают от произвола полиции, – вне каких-либо социальных гарантий, без страховки от поборов и даже побоев.

Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».

Что можно сказать про этого персонажа. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Жених стоит в дверях и с хитрым прищуром, покручивая ус, осматривает владения купца, подсчитывая свою выгоду от предстоящего брака.

В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А. И. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418.

Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы. Кроме одного.

А он показывает на входящую сваху. Ах, уж эта кулебяка. Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром.

Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930.

Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». — стыд какой. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Крылов. Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием.

Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Карандаш П. Федотова в бесконечном множестве передавал типы мелких помещиков, сварливых помещиц, столичных мастеровых, ремесленников, русских и немецких хозяев. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Оконченная картина.

Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». / Ой, стыд какой. На предвиденные и непредвиденные расходы, а в гвардии –– во что бы то ни стало. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Согласно надписи, сделанной на обратной стороне полотна реставратором А. Сидоровым, в 1886 году масляный слой с изображением был перенесён со старого холста на новый98.

Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. На столе разная закуска. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село.

Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». То есть дети этой, глупо выряженной в вечерний наряд средь бела дня, купеческой дочки уже будут на всю катушку голубой кровью.

Ах, уж эта кулебяка. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Подобные браки случались тогда повсеместно. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2.

По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Бернардским работал над сюитой Нравственно-критические сцены из обыденной жизни (1848–1849). Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве. Сын был гордостью и надеждой семьи. Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.

/ Нет, в светлицу уйду. »46. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина. Таким образом создается своего рода композиция движения. Вместе с гравером Е. Е. Браки по расчёту вообще самые крепкие.

Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Брюллова. Откуда лента здесь взялась. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением.

А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика. Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. Только наверняка он «происхождения тёмного». Хотя, как правило, майорство – пик карьеры.