Федотов Сватовство Майора Описание Картины

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха.

Это излюбленный приём Павла Федотова. Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. И зачем. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31.

Ж-4521)8910. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7.

Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Отдали её за другого. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.

Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик.

Картина Сватовство 
майора: описание 
картины

Картина Сватовство майора: описание картины

Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. чужой. / Нет, в светлицу уйду. »46. Ах, уж эта кулебяка. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55.

осталась незавершенной. Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37.

Сватовство майора, 
Павел Андреевич 
Федотов, 1848

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Ей, ей, за весь успех мой обязан. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Служанки шушукаются.

/ Никогда с ними я не бывала». По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». О набожности хозяев свидетельствуют лежащие на столике слева Псалтырь и Библия, а также стоящие на полочке иконы с лампадами.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930.

Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Автор растолковывал намерение невестыскрыться перед приходом суженого ее наигранной скромностью, так как по еевнешнему виду видно, что она долго готовилась к этой встрече и желает бытьувиденной и осыпанной комплиментами. Ведь на столе наготовлены разные угощения. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43.

В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров.

Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Ведь сам майор, скорее всего, не потомственный аристократ, а получил наследуемое дворянство за выслугу до майорского чина. При этом стол застелили красивой цветной скатертью – хотя такие для столов в кабинетах, а в столовых полагались белые. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58.

По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж.

С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. получали то, что хотели, становились счастливыми. Со вчерашнего дня Ее нет для меня. Постепенно сюжет сложился.

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. И зачем. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3.

Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. В 1925 году, после расформирования Румянцевского музея, полотно поступило в Государственную Третьяковскую галерею1. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить.

Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Кроме одного.

Георгиевская лента 
и Сватовство майора

Георгиевская лента и Сватовство майора

Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. По его мнению, в этой картине художнику удалось с большим мастерством организовать не только композицию, но и колорит.

Вопрос спорный. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Ах, уж эта кулебяка. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи.

Описание картины 
Павла Федотова «Сватовство 
майора»

Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»

Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Про нее писали вгазетах. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. В ней борются противоречивые чувства.

–– Уж с другим под венцом Поменялась кольцом Ему верною быть Его нежно любить Клятву Богу дала, –– Перед Богом лгала. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.

Отсутствуют и другие делали: исчез замысловатый узор на скатерти, менее подробно выписаны висящие на стене картины и т. д. Федотов пытается снять перегружающие рассказ второстепенные подробности, чтобы сосредоточить внимание зрителей на главном и придать большую остроту представленной на картине ситуации57. Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня. С самого открытия выставки в этом зале постоянно была толкотня и слышались восторженные возгласы: три небольшие картины бывшего гвардейского офицера П. Федотова взволновали чопорную петербургскую публику. Сердце мое Катенька связала цепью сладкой.

Держа в руках бутылку с вином, он повернулся к высунувшейся в дверь приживалке, по-видимому, объясняя ей, что происходит в доме53. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке.

Описание картины 
«Сватовство майора»

Описание картины «Сватовство майора»

Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно. Грустная история. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства.

Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Откуда лента здесь взялась. Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Подобных вопросов возникает множество.

Описание картины 
Федотова «Сватовство 
майора»

Описание картины Федотова «Сватовство майора»

Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6.

Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. Подобные браки случались тогда повсеместно.

Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца.

Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Кроме одного. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета.

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319.

Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Он пока не видит того, что происходит в комнате, где разворачивается основное действие и ожидает приглашения войти38.

Помогите описать картину Сватовство майора

Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены».

КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках».

» Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром.

После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». На ее лице читаются властность ирасчетливость. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Подобные браки случались тогда повсеместно. Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться.

В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. А седобородый батюшка-купец. Что можно сказать про этого персонажа. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей.

Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. / Ой, стыд какой. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус.

«Сватовство майора» 
Федотов описание 
картины

«Сватовство майора» Федотов описание картины

Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. А там, если помните, никакого туалета. Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор. 58, 375, 4. — стыд какой. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл.

Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других.

Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное.

Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».

Картина «Сватовство 
майора»: описание 
картины

Картина «Сватовство майора»: описание картины

Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Купец явно подготовился к встрече будущегозятя. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло.

Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. П. А. А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное. Тогда круг их становится обширнее они достигают наконец до того, что женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепияно, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни»25. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность.

По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака».

Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.

Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Видимо, в псалтырь. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии.

Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Все присутствующие ждали этого события. Ведь он жених. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.

На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу».

При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил. У него горделивая осанка, напыщенныйвид.

Сватовство майора 
и шутовство художника

Сватовство майора и шутовство художника

/ По-старинному— в сизом платочке. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Рядом с купцом стоит сваха. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2.

Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Ее Федотов покупал на последние деньги, писал с нее натуру, а потом съедал вместе с другом. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.

Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Потолок, с которого свисает огромная люстра, разрисован цветочными гирляндами, нимфами и амурами. В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку.

Невеста В центре полотна – молодая девушка в пышном, невесомом платье белого цвета, которая пытается убежать из комнаты. 5. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.

Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная.

Сочинение по картине 
Федотова «Сватовство 
майора»

Сочинение по картине Федотова «Сватовство майора»

А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет. Ах, уж эта кулебяка. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. Все не столь однозначно с Купцом.

Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату. Ее Федотов покупал на последние деньги, писал с нее натуру, а потом съедал вместе с другом. Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора.